Реферат по предмету "Другое"


Особенности криминальной агрессии у несовершеннолетних женщин

Кривцунов А.Н.


Происходящие в современной России изменения в экономической, социальной, бытовой, политической сферах жизни общества резко трансформировали положение людей, поделив их на добившихся успеха, занявших верхние ступени в социальной структуре, и оказавшихся «на обочине» этих процессов. Следствием этого явилось существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличилась. Выросла агрессивность людей, как проигравших в гонке за собственность, потерявших социальный статус, перспективу на его восстановление, так и лиц прямо противоположного положения. Преступность несовершеннолетних в последнее десятилетие характеризуется определенной динамикой. Так, в 1987 г. несовершеннолетними было совершено 116 149 преступлений. К 1993 г. количество несовершеннолетних преступников увеличилось на 75,5% и составило 203 826 человек. В 1996 г. произошло некоторое сокращение количества несовершеннолетних, совершивших преступления: было выявлено 192 199 человек. Существенное сокращение числа преступлений отмечено в 1997 г., было зарегистрировано 161 978 преступлений, совершенных несовершеннолетними. Что касается 1998 г. выявлено 164 787 случаев преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия. Начиная с 1999 г, отмечается снижения показателя преступности среди лиц, не достигших 18-летнего возраста. Так, в 2001 г количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, составило 161214, а в 2004 г - 154414 случаев.


Несмотря на тенденцию к снижению подростковой преступности в РФ, отмечается рост тяжких преступлений [7]. Все чаще можно наблюдать криминальную агрессию у женщин, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Так, в Белгородской области в 2005 г. среди всех преступлений, совершенных несовершеннолетними женщинами, 70% были квалифицированы как тяжелые, а в 2006 г. каждое четвертое расценено как особо тяжкое.


Несмотря на то, что на современном этапе возрос интерес к проблеме агрессивных правонарушений, совершаемых женщинами, спорными являются вопросы относительно причин и мотивов, толкающих их на преступление, не определено соотношение различных факторов, имеющих значение для формирования агрессивного поведения несовершеннолетних женщин в зависимости от специфики совершаемого деяния. Неразработанными остаются психопрофилактические мероприятия по превенции криминальной агрессии у несовершеннолетних женщин. Все это указывает на актуальность проблемы.


Цель исследования: изучение особенностей криминальной агрессии у несовершеннолетних женщин и разработка дифференцированных методов профилактики.


Задачи исследования:


Определение распространенности и структуры криминальной агрессии у несовершеннолетних женщин;


Определение мотивов и поводов агрессивного поведения у исследуемого контингента;


Выделение факторов риска криминальной агрессии;


Установление роли клинических, индивидуально-личностных и соци- ально-средовых факторов в возникновении и динамике криминальной агрессии;


Разработка на основе исследования методов профилактики криминальной агрессии у несовершеннолетних женщин.


Рядом исследователей [1, 15] делаются попытки поиска соотношения биологических, социальных и психопатологических факторов при формировании агрессивного поведения женщин.


До недавнего времени в зарубежной экспериментальной литературе традиционно было мнение о том, что лица мужского пола более агрессивны, чем женщины, а также то, что они значительно чаще выступают в роли непосредственных объектов нападения [3]. Это объяснялось, главным образом, ссылками на физиологические особенности, прежде всего, на высокий уровень концентрации в мужском организме ряда гормонов. Однако в том случае, когда речь заходит о человеке, становится явно недостаточно объяснений исключительно с позиций биологических факторов. Аспекты, связанные со спецификой функционирования генетико-гормональных механизмов у каждого из полов, ни в коем случае не могут быть сняты полностью, но их следует обязательно дополнить рассмотрением вопросов о взаимодействии этих механизмов с факторами социальной среды, особенностями процессов социализации у лиц мужского и женского пола, по - разному протекающих в конкретных общественных структурах [9].


S. Giannell [14], обсуждая теоретические аспекты криминальности, выделяет следующие факторы: фрустрация, внутреннее состояние, внешние обстоятельства, контакт с реальностью, ситуационный преступный потенциал и потенциал удовлетворенности. I.F. Erling [13] отмечает, что преступность, как культуральное явление, имеет внеличностные предикторы. И.В. Ювенский [10], напротив, указывает на личностные особенности несовершеннолетних преступниц, которым уже с детского возраста были свойственны раздражительность, нетерпеливость, упрямство, злопамятность.


Группа авторов [4] указывают на роль психопатологии в формировании криминальной агрессии. По данным Е.К. Краснушкина [5], среди первичных правонарушителей, лица с умственной отсталостью составляют до 35%, а среди совершающих повторные общественно опасные деяния - их до 40%. Среди подростков-правонарушителей данная патология обнаруживается у 50% по- дэкспертных [6, 16]. Показана роль алкоголизации и психопатизации в формировании криминальной агрессии у женщин [1, 4]. В противоположность этой точке зрения C.R. Cloninger [12] возражает против построения прямолинейных связей между делинквентностью и психическими аномалиями, указывая, что антисоциальное поведение не является симптомом психических расстройств. J.H.F. Castell, P.J. Mittler [11] заметили, что низкий интеллект субкультурально- го уровня зависит не только от генетических вариаций, но и от таких факторов, как депривация социальных связей, неадекватные семейные отношения. Выявлены отрицательные факторы периода формирования личности: воспитание без одного из родителей, холодные, враждебные отношения с матерью с гипоопекой и отвержением, вытеснением из семьи, физические, психические травмы, сексуальное насилие.


Ф.С. Сафуанов [8] выделил следующий круг групп тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений и намерений личностных структур: 1) ценностные; 2) социально-нормативные; 3) диспозиционные; 4) эмоциональные; 5) коммуникативные; 6) интеллектуальные; 7) психологические защитные механизмы [8]. При проведении психопрофилактических мероприятий необходимо их учитывать и подходить к этой проблеме строго индивидуализировано.


По мнению ряда авторов [2] успешная коррекция агрессивного несовершеннолетнего должна строиться на следующих принципах:


уважительное отношение к личности несовершеннолетнего;


положительное отношение к его внутреннему миру;


безоценочное восприятие личности несовершеннолетнего, принятие его в целом;


сотрудничество с ним - оказание конструктивной помощи в регулировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.


В.К. Сельченок [9], исходя из того, что многие люди попадают в проблемные ситуации и совершают насилие над человеком вследствие отсутствия базовых социальных умений, предлагает использовать следующие способы расширения репертуара социальных умений у жестких, склонных к агрессии лиц:


Моделирование - демонстрация лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга наблюдается улучшение собственного поведения.


Ролевые игры - представление себя в ситуации, когда требуется реализация собственных умений. Это дает возможность пациентам проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.


Установление обратной связи - с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций - как правило, позитивных - на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.


Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Иногда программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам - принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки.


Эти занятия способствуют снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений.


Таким образом, криминальная агрессия у несовершеннолетних женщин на современном этапе является распространенным, полиэтиологическим явлением, в генезе которого играют роль биологические, индивидуально-личностные, социальные и психопатологические факторы. Только дифференцированный подход, с учетом всех факторов, позволит осуществить превенцию агрессивного поведения у исследуемого контингента.


Список литературы


Барденштейн Л.М. Клиника, дифференциально-диагностические и прогностические критерии, лечебно-восстановительные мероприятия при психопатических и психопатоподобных нарушениях у подростков женского пола. Автореф.дисс.докт. мед. наук / Л.М. Барденштейн, М., 1991 - 46 с.


Боева А.В. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей, лишенных родительского попечительства: Учеб.-метод. пособие для практических психологов детских домов-интернатов / А.В. Боева, М.Б. Тужилова, В. А. Руженков - Белгород, 2005. - 40 с.


Бэрон Р.Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.


Дмитриева Т.Б. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами / Т.Б. Дмитриева, К.Л. Иммерман, М. А. Качаева, Л.В. Ромасенко. - Москва, ред.-изд. отдел ГНЦ им. В.П. Сербского, 1998, - 272 с.


Краснушкин Е.К. Избранные труды / Е.К. Краснушкин. - М.: «Медгиз», 1960. - 610с.


Кузмичева О.Н. Предпосылки к криминогенному поведению подростков с психическими отклонениями (по материалам подросткового кабинета ПНД) / О.Н. Кузмичева // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 22-25 сентября 1998г.). - М., 1998. - С. 127-128.


Лазарева И.Г. Судебно-психиатрические критерии применения ст.22 УК РФ несовершеннолетним обвиняемым с органическими психическими расстройствами. Авто- реф. дисс. канд. мед. наук / И. Г. Лазарева, М., 1996 - 46 с.


Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. / Ф.С. Сафуанов - М.: Смысл, 2003. 300 с.


Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / К.В. Сельченок - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 656 с.


Ювенский И.В. Умышленные убийства и умышленные тяжкие телесные повреждения, совершенные женщинами Костромской области / И.В. Ювенский // Вестник Новогородской психиатрической ассоциации. № 1, 1998. С. 13 - 16.


Castell J.H.F. Intelligence of patients in subnormality hospitals / J.H.F. Castell, P.J. Mittler // Brit. J. Psych. - 1965. - Vol. 3, № 2. - P. 219-225.


Cloninger C.R. Antisocial personality / C.R. Cloninger // Major psychiatric disorders. Overtime and selected reading. - New York, Amsterdam. - 1982. - P. 169-178.


Erling I.F. Attempt at resocialization of mentally subnormal criminals / I.F. Erling // Ugesrift for Lager. - 1970. - Vol. 132, № 13. - Р. 651-657.


Giannell A.S. The role of internal inhibition in crime causation / A.S. Giannell // J. Soc. Psychol.


1970. - Vol. 81, № 6. - P. 31-36.


Gunn J., Taylor P. Forensic psychiatry:clinlcal, legal and ethical issues. Butterworth Heinemann Ltd, 1993. - 1151 p.


Hodgins S. Mental disorder, intellectual deficiency, and crime. Evidence from a birth cohorn / S. Hodgins //Arch. Gen. Psychiatry. - 1992. - Vol. 49, № 6. - P. 476-483.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 30.10.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.