Реферат по предмету "Другое"


Деловая журналистика: социальный компонент в бизнес-публикации


А.А. Белоусов


Вопреки распространенному мнению о том, что деловая журналистика обслуживает интересы очень узкой прослойки населения - бизнесменов и политиков, на самом деле функции бизнес-прессы гораздо шире и имеют социальные корни. В этом утверждении нет никакого противоречия: от успешной работы бизнес-журналистов, от их аналитически точных оценок состояния экономики и перспектив ее развития на различных глобальных уровнях и в нишевых сегментах зависит адекватность принятия соответствующих управленческих и регуляторных решений, что, так или иначе, сказывается на положении каждого гражданина, поскольку вне экономики может позволить себе существовать разве что живущий натуральным хозяйством.


«Сегодня деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, работающих с информацией делового характера, влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых массмедиа», - пишет М. В. Блинова [1], и с этим, безусловно, можно согласиться. Но, отмечая важность развития деловой журналистики для прогресса экономики, не нужно забывать о ее более широком, социальном значении.


Ориентируясь на «социальности» деловой журналистики, мы можем сформулировать ее стратегические задачи: обеспечение позитивного и системного развития экономики всех уровней - от мирового до регионального и городского, способствование получению потребителями качественной, адекватной экономической действительности информации и достижению благосостояния общества в целом и каждого его члена в частности.


Интерес к этому виду журналистики обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, желанием деловых и политических кругов быть в курсе макроэкономических событий и основных рыночных трендов. Во-вторых, возможностью абсолютно законно получать сведения о деятельности конкурентов и, таким образом, принимать опережающие управленческие решения. И, в-третьих, привлечением общества к обсуждению значимой социально-экономической информации. Информирование широкой общественности об экономической сути принимаемых решений помогает обеспечению макроэкономической и политической стабильности. И здесь мы опять логично выходим к социальным аспектам работы деловых СМИ.


Нужно отметить, что у исследователей, несмотря на достаточно высокую степень изученности проблемы, нет полного единства в вопросе, что следует понимать под «деловой прессой». Не все из авторов, анализирующих проблематику бизнес-СМИ, усматривают наличие у деловой журналистики социальной функции. К примеру, В. Сергачев определяет деловую прессу как «тип СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.») [13, 57].


В.Гуревич в составе деловой прессы выделяет «деловые издания и издания для деловых людей». При этом первые, как полагает исследователь, дают только деловую информацию, т. е. новости и комментарии из сферы экономики, а вторые обеспечивают людей бизнеса как деловой, так и другой полезной информацией [3]. С ним, в принципе, согласна Л. Рогожина, которая, исходя из конкретного целевого и читательского назначения деловых изданий, предлагает такое определение: «Деловое издание - это издание, предназначенное для деловых людей и содержащее актуальную информацию, необходимую для развития бизнеса и формирования положительного образа деловой сферы» [11].


Под деловой журналистикой в глобальном смысле понимается вид профессиональной деятельности, включающий отслеживание, сбор и анализ информации, имеющей отношение к финансам и бизнесу, что дает возможность представителям властей и деловых кругов обсуждать насущные вопросы на площадке СМИ [13, 3].


Примерно в таком же ключе рассуждает А. А. Санаев: «Деловое издание живет новостями бизнеса. Оно размещает новости обо всех крупных сделках на рынке (обычно следует фраза “стоимость сделки стороны не раскрывают, однако источник, близкий к руководству компании, сообщил...”), обо всех слияниях и поглощениях, о жизни акул бизнеса и их взаимоотношениях с государственными органами» [12]. Однако при этом неверно полагать, что публикации в таких СМИ ограничены исключительно предпринимательской или финансовой тематикой.


Почти во всех изданиях есть общественные, политические и культурные блоки. В поле зрения присутствуют образование, здравоохранение, экология и т. д. Деловая журналистика - это далеко не всегда специализированная информация, но всегда особый, «экономический» взгляд на любую проблематику, даже если она кажется весьма далекой от экономики. В этом смысле выглядит довольно точной мысль Ю. В. Чемякина: «...в деловой периодике освещаются и политические события, и новости из сферы культуры, однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков. Особенности аудитории диктуют требования к информации. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитие бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем» [14, 26].


Аналогичного мнения придерживаются авторы нового российского учебника «Деловая журналистика». По их мнению, термин «деловая журналистика» действительно представляется расплывчатым: «Ни в российской, ни в зарубежной науке нет единого подхода к его определению. Отчасти причина кроется в том, что круг тем, который интересен деловым СМИ, вовсе не ограничивается финансами либо экономикой, хотя, безусловно, рассматриваются они корреспондентами с “деловой” точки зрения. Можно ли, например, считать деловой информацией сводку погоды о надвигающемся на восточный берег США урагане? С одной стороны, конечно, нет, а с другой - ураган, обрушившийся на нефтяные платформы Мексиканского залива, остановит добычу нефти, уменьшит ее поступление на рынки и в результате поднимет цену» [4, 28]. Авторы выделяют социальную функцию деловой журналистики, которая состоит в «обеспечении бизнес-коммуникаций. Иначе говоря, чтобы обеспечивать удовлетворение информационных потребностей делового сообщества и быть инструментом общественного дискурса в сфере общественного производства и управления» [Там же, 17].


Д. Мурзин указывает на то, что деловая информация шире политэкономи- ческой, экономической или собственно бизнес-информации: «... в самом общем виде деловая пресса оперирует любой информацией, способной оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающей его» [цит. по: 15, 106], и А. Грабельников фиксирует в одной из своих работ схожее определение функций деловой журналистики - «формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкой информирование читателя о мире бизнеса» [2, 79]. А. Еременко в диссертационной работе «Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий» [5, 34] предложил свою классификацию функций деловой журналистики, где нашлось место и социальным аспектам, например, «формированию положительного образа предпринимательства в сознании массовой аудитории».


Все это дает нам возможность представить собственное определение термина «деловая пресса», включающее «социальный» компонент. Деловая пресса - это одно из ключевых направлений качественной журналистики, объединяющее в себе периодические издания, радио-, телевизионные программы1 и интернет- СМИ, предназначенные не только для бизнесменов, но и для людей, которые могут быть вовлечены в бизнес-процессы.


Попробуем подтвердить это определение небольшим анализом публикаций журнала «Эксперт-Урал», одного из самых авторитетных деловых СМИ Уральского федерального округа. Как показало исследование социального статуса аудитории журнала [7], проведенное компанией TNS Gallup Media, ее основу составляют руководители - на них приходится 36,6 %. Кроме них читателями издания являются специалисты (17 %), рабочие (12,4 %), служащие (9,7 %), студенты (6,4 %), пенсионеры (6 %), безработные (4,1 %) и даже домохозяйки (2,9 %). То есть читатели, которых нельзя отнести к социальной группе предпринимателей, находят в журнале для себя много интересного. И это интересное связано с социальными аспектами материалов журналистов издания.


Так, аналитическая корреспонденция А. Коваленко «Чусовые Родины» [9] рассказывает о проблеме развития новых производств в г. Чусовом Пермского края. Тема сугубо производственная. Однако прочитаем материал внимательно: «Здесь принято говорить: “Мы с левого берега”. Или: “Я работаю на правом берегу”. Как в Париже. Только в столице Франции направо живет буржуазия, а налево - богема»; «исправно по расписанию ходят автобусы, в народе именуемые “скотовозами”»; «Близ города три зоны, часть бывших заключенных оседает в Чусовом»; «можно прямо из крана, любые анализы покажут, что вода чистая»; «безработных больше тысячи», - все эти примеры подтверждают, что тема экономического развития Чусового и участия города в федеральной целевой программе, которая позволит уйти от статуса моногорода, тесно увязывается с социальной темой. В качестве констатирующего тезиса приводится мнение одного из жителей: «Черт его знает, как все получится. Но мы же одни из первых, а первым везет, может, на нас и больше потратят, мы же вроде как образчиком должны стать».


Рассмотрим другой материал «Эксперта» - корреспонденцию С. Ермака «Поднимите мне веки» [6]. В ней идет речь о рынке загородной недвижимости Урала. Публикация дает глубокий и системный финансово-экономический анализ тенденций развития этого непростого сегмента. Однако наряду с аналитическими выкладками в материале присутствует и социальная составляющая: «единицы проектов предусматривают строительство школы или детского сада, спортивно-оздоровительных или культурных учреждений»; «несколько заброшенных баз отдыха и пионерлагерей» и т. д. То есть даже самая «деловая» публикация, где речь идет о бизнес-процессах, в конечном счете отражает социальную проблематику.


В качестве доказательства приведем еще одну аналитическую корреспонденцию журнала «Эксперт-Урал» - материал А. Коваленко «Вымирающий вид» [8], который посвящен проблеме детства в современном мегаполисе. «Мегаполисы убивают детей: они растут больными и несамостоятельными»; «В нынешнем мире ребенком быть нелегко»; «работающая мама уделяет сыну или дочери всего семь минут в сутки» - эти цитаты говорят о явной социальной направленности материала, опубликованного в деловом журнале.


Несомненно, и социальным, и «деловым» является материал Л. Колбиной «Удар по печени» [10], в котором речь идет о новейших биомедицинских технологиях, разрабатываемых на Урале. В статье подробно и системно анализируются бизнес-перспективы исследований, осуществляемых в российских лабораториях, однако ее идеологическую основу составляет социальная проблематика: «Наша мечта - создать в итоге специальные центры для лечения десятков тысяч больных»; «Ежегодно в России у 25-30 тыс. пациентов с печеночной недостаточностью в 80-90 % случаев наступает летальный исход».


Таким образом, мы можем констатировать тесную связь деловой журналистики с социальной проблематикой, которая присутствует практически в каждой публикации СМИ, ориентированной на бизнес-среду. Более того, можно говорить о том, что социальный компонент является обязательным для любого успешного бизнес-СМИ.


Список литературы


Блинова М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] // Медиаскоп : электрон. журн. фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://mediascope.ru/node/480 (дата обращения: 11.03.2013).


Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.


Гуревич В. Делать сугубо деловое издание сегодня очень рискованно [Электронный ресурс]. URL: www/nquk.ru/biblio/delov-pressa/l-qrevish/html (дата обращения: 16.01.2013).


Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк и др. ; отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012.


Еременко А. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006.


Ермак С. Поднимите мне веки // Эксперт-Урал. 2012. № 49(537).


Исследование аудитории печатных изданий [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tns-global.ru/rus/projects/media/asmi/press/description/ (дата обращения: 8.05.2012).


Коваленко А. Вымирающий вид // Эксперт-Урал. 2013. № 13 (550).


Коваленко А. Чусовые Родины // Там же. 2012. № 5(407).


Колбина Л. Удар по печени // Там же. 2013. № 11 (548).


Рогожина Л. Д. Региональные деловые издания: проблематика определения и классификации [Электронный ресурс]. URL: http://www.acis.vis.ru/9/1_8/rogogina.htm (дата обращения: 15.01.2013).


Санаев А. А. Деловые СМИ: между бизнесом и пиаром [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2005/12/09/delovye_smi_mezhdu_biznesom_i_piarom.html (дата обращения: 11.03.2013).


Сергачев В. А. Деловая пресса региона: тостояние и перспективы развития : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000.


Чемякин Ю. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры; вып. 24. 2008. № 60. С. 126-132.


Шкондина М., Реснянская Л. Типология периодической печати. М., 2009.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://urfu.ru/


Дата добавления: 26.11.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Человек тыла его трудовая жизнь культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны
Реферат Челкаш и Гаврила
Реферат The Send Off
Реферат Особенности технологии кулинарных изделий и блюд из мяса венгерской кухни
Реферат Некоторые особенности ценностной системы космоцентризма (середина IV - начало II тыс. до н.э.)
Реферат Cuba nation Report Essay Research Paper INTRODUCTION
Реферат 2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Реферат Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл
Реферат Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
Реферат Подготовка ассортимента культур для оформления цветочного массива
Реферат Спорт вместо наркотиков
Реферат Характеристика Львова как одного из главных городов Юго-Западного района Украины
Реферат Поддержка малого бизнеса в России
Реферат Бухгалтерский финансовый учет 7
Реферат Наш дом — Вселенная