Реферат по предмету "Другое"


Пьеса М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» в критическом осмыслении Ю.Н. Говорухо-Отрока


Дикарева О.В.


Имя Ю.Н. Говорухо-Отрока надежно входит в литературный оборот в наши дни. Его художественное творчество и особенно литературная критика представляют собой новое явление в литературоведении. Известно также, что Юрий Николаевич был и постоянным театральным обозревателем. Каждую неделю в газете «Московские ведомости», в которой сотрудничал Говорухо-Отрок, появлялись его заметки о просмотренных постановках. К одной из них относится отзыв критика об увиденной в театре Корша пьесе «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Это произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1857 году. «Смерть Пазухина» Салтыков, по собственному признанию, написал, послушавшись М. Каткова, натвердившему ему: «У вас настоящий талант для сцены». По другому свидетельству, писатель взялся за написание произведения по просьбе П. Садовского, захотевшего поставить в свой бенефис пьесу, принадлежавшую гремевшему тогда на всю Россию автору «Губернских очерков». Первоначальное заглавие пьесы - «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях», - свидетельствует о существовании у Салтыкова намерений ввести это произведение в свой первый цикл. Пьеса связана с «Губернскими очерками» и местом действия (Крутогорск) и рядом персонажей (Фурманов, Разбитной, Доброзраков, Хрептюгин и сам Пазухин).


В центре изображения - купец- старообрядец Прокофий Иванович Пазухин. В отличие от богатого отца, живущего по новым порядкам, он отказывается «браду сбрить» и «штаны натянуты носить». За это старый Пазухин грозится лишить сына огромного наследства. Помимо Прокофия Ивановича на него претендует ряд действующих лиц - это отставной генерал Лобастов, желающий получить деньги старика, женив его внука на своей дочери, статский советник Фурначев - зять старого Пазухина, во что бы то ни стало хотевший получить миллионное состояние старого купца, приживалка из благородных - Живоедова, также стремящаяся заполучить часть денег купца. Прокофий осознав, что действительно может остаться без наследства, поступается своими принципами и является к отцу одетым по новой моде. Между героями происходит примирение. Однако Фурначев вмешивается и расстраивает мир между отцом и сыном. Тем не менее, происки статского советника и других претендентов на миллионы Пазухина, терпят неудачу. Состояние достается законному наследнику - Прокофию Ивановичу, а Фурначев с позором изгоняется из дома купца за намерение ограбить мертвого старика.


Конфликт в пьесе основан на стремлении всех героев заполучить деньги старого Пазухина. По мере развития действия обнаруживается, что всеми персонажами движет только жажда к наживе, а методы, которыми они пользуются, свидетельствуют о степени их душевного падения. Ради наследства каждый готов поступиться всем - жизненными принципами, честным именем, совестью.


Сам Салтыков не любил этой пьесы, в разговоре с Пантелеевым называл её «гадостью». Однако этот позднейший отзыв писателя не совпадал с его отношением к пьесе в момент, когда она публиковалась. В 1857 г. Салтыков хотел видеть «Смерть Пазухина» на сцене и представил пьесу рассмотрение театральной цензуры. Произведение было оценено отрицательно, цензор писал: «Лица, представленные в этой пьесе, доказывают совершенное нравственное разрушение общества». «Смерть Пазухина» была разрешена к представлению лишь после смерти Щедрина. На постановке, осуществленной театром Корша в Москве в 1893 г, побывал и Ю.Н. Говорухо- Отрок. В отличие от неодобрительных критических отзывов, встретивших появление пьесы, Говорухо-Отрок видит в «Смерти Пазухина» оригинальное литературное явление. Критик отмечает, что «Смерть Пазухина» - «одна из лучших вещей, написанных сатириком в драматическом роде». Он называет пьесу «исключительно комедией», а точнее «бытовой комедией», «комедией нравов». «Действие в ней развивается логично и последовательно, - отмечает критик,- душевная жизнь действующих лиц с развитием действия все более уясняется».


Говорухо-Отрок замечает, что и в пьесе Салтыкова-Щедрина и в пьесах Островского один материал для творчества - быт купечества. Однако в произведении сатирика «нет мягкости Островского, его поэзии, которая смягчает резкие контуры, нет поэтичного языка его», что и определяет своеобразие художественной манеры сатирика. По мнению критика, это 130 «жестокая пьеса». «Автор,- продолжает Говорухо-Отрок,- как бы аналитическим ножом вскрывает душу своих героев». В изображении человеческих пороков Салтыков-Щедрин беспощаден, под его пером наглость, алчность, беспринципность, подлость предстают в самом неприглядном виде.


В отличие от современных литературоведов, невидящих в пьесе ни одного положительного героя, Говорухо-Отрок обращает внимание на древнего раскольника - Финагея Баева. Это «обросший мохом» старик, относящийся к жизни сурово и строго, но умеющий понимать людей и прощать им. Критик замечает, что «этот герой вышел у автора великолепно». Созданный Салтыковым-Щедриным образ, близок самому Говорухо-Отрокучеловеку с православным мироощущением. Именно в этом герое критик находит выражение столь важных для каждого христианина идей милосердия и нравственной стойкости.


Особого внимания, согласно взглядам Говорухо-Отрока, заслуживает лицо Фурначева. Это как бы первый и очень удачный очерк Иудушки - «русского пустосвята». «Это совсем не то, что европейский лицемер,- продолжает критик, - это не Тартюф. Потому как для русской натуры тартюфство слишком мелко. Русское пустосвятство есть явление трагическое и русский пустосвят есть лицо трагическое». По мысли Говорухо-Отрока, «именно этот тип занимал Салтыкова всю его жизнь». В Фурначеве намечены трагические черты этого типа. Из русского пустосвятства есть только один выход, который недоступен для лицемера. Исход этот показан в смерти Иудушки. «Мертвая душа ожила и содрогнулась перед всем своим ужасным прошлым, мертвым, пустым и преступным». В этом наблюдении критика обнаруживается глубокое знание им произведений Салтыкова-Щедрина, ранняя пьеса анализируется в контексте всего творчества сатирика.


Понимая важность и актуальность затронутых писателем проблем, Говорухо-Отрок пишет: «Пьеса направлена на серьезного зрителя, и в нем с каждым актом возбуждает все больший интерес». В заключении, критик отмечает, что «Смерть Пазухина» - «одна из лучших пьес в русском репертуаре».


Благожелательная оценка пьесы Говорухо-Отроком выступила как своеобразная хвалебная эпитафия сатирику, в конце жизни не верившему в художественную основу своего драматургического произведения.


Впечатление, оказанное на критика пьесой, поставленной на сцене спустя сорок лет после написания, подтвердило «современность» затронутых в ней вопросов. Герои, выведенные сатириком, существовали и во время Говорухо-Отрока, и в наше. Поэтому нам представляется, что возобновление постановок пьесы Щедрина было бы интересным и полезным для сегодняшнего зрителя.


Список литературы


1. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., 1972.


2. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т.1. - М., 1973.


3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. Т.4. - М., 1966.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 26.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Клиническая анатомия поджелудочной железы
Реферат Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими
Реферат Математические софизмы
Реферат Конструкции кабелей связи
Реферат Motivation Essay Research Paper Introduction Motivation is
Реферат Автор и его герои Творчество Н.С. Лескова
Реферат Analysis Of Veiwpoints On Tragedy Essay Research
Реферат Робертсон, Пэт
Реферат Фразеологические единицы французского языка с компонентом флороним
Реферат Человек в философии
Реферат Общая характеристика одного из романов И.А.Гончарова "Обломов".
Реферат Australian Foreign Policy Essay Research Paper What
Реферат Астероїдна небезпека: міфи та реальність
Реферат Монголо-татарское иго и его влияние на политическое и экономическое развитие России
Реферат Анализ портретов Ф. И шаляпина Работы Б. М кустодиева и К. А коровина. 2 В 1902 год