Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»
Исследовательская работа
Автор Шевченко Дарья
Введение
Еще 30 лет назад никто и представить не мог, что нацарапанное на стене слово породит новый вид искусства, которое специалисты будут изучать, посвящать ему свои монографии.
Проблема исследования состоит в противоречивости отношения к граффити населения и возможностей граффити в современном социуме. Население по большей части рассматривает граффити как хулиганство. Но если отбросить встречающиеся действительно хулиганские и вандалистские граффити, то можно отметить, что граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую и даже сельскую среду обитания человека.
В середине 19 века оформилась как самостоятельная область знания эпиграфика - вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Но зов предков оказался настолько притягательным, что и в 20, и в 21 веках надписи появились уже не только на изделиях, но и на стенах, на заборах, на крышках школьных парт. В словарях появилось новое слово «граффити». Граффити (итал. Graffito «нацарапанное», от греч. graphein - «писать») - это посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий. Но под словом граффити стали подразумевать не только надписи, но и рисунки на различных частях зданий. В этом значении мы и рассматриваем граффити в работе.
Объект моего исследования - граффити Туруханска. Что заставляет молодых людей самовыражаться подобным образом? Меня заинтересовал этот вопрос, и я выбрала тему «Граффити Туруханска как проявление молодёжной субкультуры».
Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы часто проявляются в существовании специфической молодёжной субкультуры. Субкультура - (подкульту?ра, лат. sub - под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.
Предмет исследования: В своей работе я хочу рассмотреть проблемы граффити с четырёх точек зрения: исторической, нравственной, психологической и лингвистической.
Новизна исследования - в выборе объекта исследования. В нашей стране этот феномен почти не изучен, социальные и психологические исследования граффити проводятся мало. С помощью моей работы можно изменить мнение о граффити и доказать, что эта молодежная субкультура, при правильной её направленности, может приносить пользу обществу. В этом актуальность моей работы.
Методика исследования.
Цель: исследовать граффити Туруханска как проявление молодежной субкультуры.
Задачи:
1. Найти в граффити Туруханска черты молодёжной субкультуры.
.Описать типы, виды и стили граффити в крупных населённых пунктах Туруханского
района - Туруханске, Бору.
. Выявить причины обращения учащихся к граффити.
. Выявить все «за» и «против» использования граффити.
Методы исследования:
1.Анкетирование.
.Фотосъемка.
.Зарисовки современных надписей и символов.
. Изучение и систематизация собранного материала.
Респонденты: 109 учащихся Туруханской средней школы в возрасте 13-17 лет. Выбор этой возрастной группы обусловлен тем, что райтеры Туруханска и Бора находятся именно в этом возрасте. Более старшая молодёжь граффити не увлекается.
Исследовано более 50 рисунков, в том числе 18 с надписями, которые прислали школьники из села Бора Туруханского района, и ещё отдельно 14 надписей в Туруханске (т.е. надписей всего исследовано 32).
Способ изложения: тематический (по главам).
Граффити с исторической точки зрения
Не все знают, что современное молодежное искусство, называемое «граффити», имеет глубокие корни. Во всяком случае, ещё на раскопках древней Помпеи были обнаружены фрагменты стен с рисунками, похожими на граффити.
Само слово граффити в археологии означает надписи и рисунки на стенах, иными словами наскальную живопись. Первыми граффити считаются рисунки, высеченные в пещере Краманьо.
Современная «наскальная живопись» началась в прошлом веке в США. Впервые граффити было обнародовано в Нью-Йорке в конце 60-х годов.
Один манхэттенский паренек греческого происхождения по имени Деметриус (Деметривс) обычной шариковой ручкой написал на стене одной из станций подземки свою кличку -Taki и номер улицы 183 (Taki 183) . Это был первый тэг в истории граффити, а Деметриус (Деметривс) - первый райтер.
После Второй мировой войны в Англии, США и Австралии уже имелись свои метки: «Kilroy», «Foo», «Chad». А в СССР существовал корпоративный тэг «УШАЦЪ» - ещё до появления меток Деметриуса. «УШАЦЪ»ом были помечены практически все памятники архитектуры уже к 60-м годам ХХ века. Этот тэг принадлежал студентам Московского архитектурного института.
В этом направлении образовалось много команд, которые конкурировали друг с другом не столько в качестве рисунков, сколько в их количестве и расположении в молодежных местах. Стены в то время были просто «убиты» тэгами. Но поскольку число тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из тэгеров стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. Ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки. Они были низкого качества и состояли из малого набора цветов. Особенно пострадало нью-йоркское метро. Поезда, как снаружи, так и внутри, были испещрены непонятными никами, буквы которых сплетались в каракули и узоры. В 1975 году люди впервые увидели этакое «художественное полотно» размером в вагон, а год спустя - целый состав. Полиция боролась с райтерами, но все бесполезно. Муниципальные власти Нью-Йорка даже запретили продажу баллончиков с краской несовершеннолетним. Граффити-работы нещадно закрашивались, но практически сразу на том же месте появлялись новые тэги. Высшим пилотажем считалось нанести свою подпись самодельными маркерами, которые изготавливались из банки дезодоранта, напичканной «копиркой» и спиртом с ацетоном. Отверстие затыкалось старым носком. Рисунки начали «переползать» в подъезды, постепенно меняя свои очертания. Вместе с тем, граффити сливалось с хип-хоп культурой.
Но настоящая революция в граффити произошла, когда мир узнал первый 3D-рисунок. Автором его был бруклинский мастер по прозвищу Пистол. Именно с появлением объемных шедевров мода на граффити вскрикнула и ещё долго орала на улицах американских городов.
С появлением новых типов и стилей начались «войны». Они сопровождались не только честными соревнованиями в мастерстве. Конкурирующие команды закрашивали рисунки друг друга. Поверх рисовали специальным шрифтом «blockbuster», который позже преобразовался в абсолютно нечитаемый «wildstyle». Так конкурирующие команды «маркировали» свою территорию.
Иногда поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест-накрест. Такие коллективы стали называть «tagbangers»»
Слово пришло из Южной Калифорнии, производное от «tagger» и «gangbanger», что на местном сленге означает членов различных криминальных группировок.
Процветали итальянское и французское граффити, раскрашивались Польша и Чехия, в Берлине был открыт специальный граффити - салон, куда могли обращаться и заказчики, и художники.
История нашего (тогда ещё советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк - данс, что вполне закономерно, ведь и то, и другое - часть культуры хип-хоп. В середине 80-х годов по стране волной прокатились брейк - фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу. Первые райтеры оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда, Питера. Спустя почти 10 лет раскачалась и Москва. В Риге и Калининграде граффити прижилось сразу же, не в пример Москве. Причина трудной приживаемости нового поветрия была проста - краска-аэрозоль в России была дорогим удовольствием. Ну, и конечно, запреты властей. 1970-е годы были выдающимися для граффити - это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история современного граффити и ее развитие до наших дней.
Типы современных граффити можно разделить на три условных группы:
. Трафаретные. Само название говорит за себя - эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.
. Художественные. Художественные граффити - это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.
. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.
Объектами граффити могут быть различные постройки, машины, бытовые предметы, такие как холодильник и т.д. Порой дело доходит даже до одежды.
Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации граффити по видам. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие и надписи в стиле «хип-хоп».
Хип-хоп (англ. hip hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, реп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.
Граффити с нравственной точки зрения
В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом - уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. Существует неписанный кодекс чести, который стараются выполнять все уважающие себя райтеры:
. Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.
. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.
. Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.
. Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.
Издавна в Туруханске, как и во всех городах и сёлах, заборы на улицах были полем для уличных надписей и рисунков. Сначала рисовали и писали мелом. Увлечение граффити к туруханским подросткам пришло позднее, чем в центральных городах - в начале 21 века. Первые граффити рисовали маркером, а теперь используют баллончики с краской и разными насадками. Стоит это всё достаточно дорого и приобретается в Красноярске. При этом стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте, т.е. важно не творчество, а потребление. Спреем для граффити в Туруханске ещё не пользуются.
Мы провели анкетирование. По его результатам среди учащихся Туруханской средней школы 48,6 % увлекаются граффити.
Среди изученных нами граффити мы встретили два типа граффити: художественные и малохудожественные. Больших неприличных рисунков и нецензурных надписей не оказалось, хотя отдельные нецензурные слова встречаются на стенках балков (так в Туруханске называют гаражи). Сделаны они мелом, из чего мы заключаем, что это дело рук не подростков, а более младших детей. Подростку писать мелом в наше время несолидно. Нецензурные надписи компрометируют стиль граффити в глазах обывателей, склонных объединять всех любителей рисовать на стенах в общую категорию - «хулиганов», к тому же именно так расценивает закон все эти художества на стенах населённых пунктов.
Для своего творчества туруханские школьники используют следующие стили граффити:
а) Tagging - чаще всего это подпись райтера, его ник, выполняемый одним цветом очень быстро, но всегда со вкусом.
б) Throw - up - самый простой вид граффити, выполнен в двух цветах. Одним видом выполняют контур, другим - заливку. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное, чтобы цвета сочетались друг с другом и были контрастными.
в) Blockbusters - этот тип граффити отличается большими и широкими буквами, что и делает его простым в исполнении. Именно этот тип хорошо подходит для того, чтобы громко заявить о себе.
г) Freestyle - это свободный тип граффити. Чаще всего рисуется то, что первым приходит в голову, это должна быть свежая и неординарная идея.
По нашему мнению выбор стилей можно объяснить тем, что:
)Эти виды граффити проще всего поместить на любую поверхность, так как они занимают немного места.
)Перечисленные стили не требуют больших затрат на краску и аэрозоль. Чаще всего такие граффити выполнены не более чем тремя цветами.
)Данные виды и типы проще всего освоить. Они не имеют замысловатых шрифтов и художественных элементов. Любой желающий в короткий срок сможет обучиться любому из этих видов.
)Самым простым объяснением является незнание туруханскими и борскими райтерами других стилей граффити и отсутствие у них опыта. На это влияет отдаленное расположение наших населенных пунктов от больших городов и отсутствие профессионалов в этой области.
В современных российских городах граффити размещаются на улице (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.), в транспорте, в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.), в интерьерах публичных (чаще всего учебных) учреждений. Кроме того, в больших городах существуют так называемые «стены» - своего рода галереи граффити, места скопления рисунков и надписей.
В Туруханске таких «стен» нет. Большая часть рисунков расположена на пристани с. Туруханск и в районах, отдаленных от центра поселка, т.е. в местах, где реже появляется старшее поколение. В условиях села, даже если это районный центр, как наш Туруханск, надписи могут появиться на всех легкодоступных гаражах и даже на стенах жилых домов. Граффити имеют публичный и неофициальный характер. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры. Поэтому места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны поселения, скрытые за его парадным фасадом.
Важно отметить еще одну общую закономерность выбора места писания: как правило, оно не воспринимается пишущим как «своё». Очевидно, что постройки и части построек, общественный транспорт осмысляются как собственность города, и своими для авторов граффити они никак не являются. Возможно, райтерами может руководить осознанное или неосознанное желание сделать это пространство хотя бы частично своим, что можно сравнить с животным территориальным инстинктом, основным проявлением которого в природе является расставление «меток». Хотя подростки часто пишут и рисуют в подъездах собственных домов, но здание, городская постройка, с их точки зрения, являются собственностью «взрослого мира» и относятся к чужому пространству.
Характерно, что в собственной квартире, комнате граффити, как правило, не выполняются, за редким исключением.
Правда, бывают случаи, когда граффити как раз и находятся в положительных рамках социума. Например, в Туруханске возникла традиция в день России на обрыве, где Нижняя Тунгуска впадает в Енисей, выложить из побелённых камней патриотические надписи: «Виват, Россия» или «Туруханск». Но делают это не отдельные подростки, а организованные в трудовой отряд, и, как правило, такие надписи появляются в День России. Когда самолёт из краевого центра идёт на посадку в Туруханске, сверху очень хорошо видны такие надписи.
Надписи на заборах иногда носят политический характер. Например, много лет после первых выборов президента, на длинном заборе вдоль почты красовалась надпись: «Зюганов - наш президент» (орфография сохранена). Пример современного политического граффити у нас только один: символы «Молодёжного единства» на кирпичной стене универмага «Мангазея»
Граффити с психологической точки зрения
С точки зрения психологии граффити - способ самовыражения личности. «Ваше отношение к граффити как к молодежной субкультуре?»,- задали мы вопрос в анкете. «Положительно»,- ответили 67% респондентов. Но не мал процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно» - 23,8 %. Значит, в Туруханске явление граффити не является среди подростков массовым.
И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы для этого. Граффити рисуют по разным причинам. В анкете мы задали респондентам вопрос: « С какой целью вы рисуете граффити?». Не стали объяснять цель 75,2%. Если учесть, что вообще не рисуют граффити 49,5% респондентов, а рисуют иногда 1,9 % , что в сумме даёт 51,4 %, и вычесть из 75,2 % эту сумму, то не стали объяснять цель именно из рисующих граффити 23,8 % . Дополнительный устный вопрос дал объяснение, что просто затруднились с ответом, то есть не самоопределились.
У тех, кто ответил на вопрос о цели рисования граффити, диапазон ответов колебался от «Нервы успокоить» и «Повеселиться» (0,9 %) до «Для красоты» и «На память» (по 5,5 %). «Самовыражение» в ответах составило 2,8 %. Значит, судя по анкетам, для туруханских подростков главное не самовыражение, хотя оно имеет место, а стремление оставить память о себе или каком-то памятном для себя событии, а также наравне с этим стремление украсить сельский экстерьер с помощью ярких красок граффити. Это - авангардность, т.е. признак молодёжной субкультуры.
Анализируя рисунки, мы увидели, что граффити создают по таким причинам:
. Желание сообщить о каком-либо факте или событии, что перекликается с ответами на анкету. Для школьников таким событием является окончание школы. Граффити, повествующие об этом, имеются на стенах средних школ Туруханска и Бора.
. Стремление рассказать о своём чувстве - злости, ненависти, счастья, радости или любви. В ответах на анкету такого варианта не было, но, возможно, это просто очень личное, а. возможно, это скрывается за такими ответами как «Надо» или «Просто так». В граффити особенно интересны признания в любви. Одно признание сделано у моста, где девочка Маша проходила каждый день. А надпись из приложения 6, лист 2 сделана на трансформаторной будке на уровне окна на втором этаже, где жила любимая девочка «художника». Может быть, это был единственный способ заявить о себе, доступный каждому подростку. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их чувства заметит адресат.
.Утверждение личностной и групповой идентичности: собственные имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе. Молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.
. Мотивы творчества с использованием символов. Это солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты. Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди». «Цветочки, солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова, которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что чужие проблемы вообще не интересуют».
Целый спектр чувств, мыслей, переживаний скрывается за простыми рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то, переживания о чём-либо, надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль, негативизм, направленные против кого-либо или чего-либо.
Однако мотивы творчества встречаются реже, чем мотивы потребления граффити в качестве самовыражения. Это один из признаков молодёжной субкультуры.
Ответы на анкету показывают, что граффити являются романтической компенсацией повседневной рутины, а это тоже - признак молодёжной субкультуры.
Высказываний протеста против социальных или культурных норм или каких-либо призывов в наших граффити мы не нашли. Они почти не встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на спинках стульев в школе.
Все изученные нами граффити по видам являются публичными, личными, содержательными.
По-прежнему современные школьники, как и их родители в своё время, рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Учебники для подростков тоже представляют чужое пространство, как и те поверхности общественных сооружений, на которых они рисуют граффити. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Обособленность от культурных ценностей старших поколений - признак молодёжной субкультуры.
Исследуя результаты анкеты, я наткнулась на интересный факт - одна девушка рисует граффити с целью оказания психологической поддержки своим друзьям. Дело в том, что её одноклассники входят в состав школьной команды по киберспорту «АК - 47» и каждый из них имеет свою кличку или, как принято их называть, «ник». Именно эти «ники» она и зарисовывает, используя при этом замысловатые шрифты.
Все вышеприведённые мотивы создания граффити говорят о том, что граффити с психологической точки зрения несут важную положительную социальную функцию: они являются своеобразным средством коммуникации. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.
Граффити с лингвистической точки зрения
Граффити, в основном, представляют собой рисунки с небольшим количеством текста. При этом 8 надписей (25 % текста) написаны на английском языке. Мы насчитали 24 надписи на русском, что составляет 75 %. Проанализировав их, мы выявили следующие жанры.
. Информативный - 59 % (например, «Я люблю школу»).
. Оценочный - 23 % (например, «Катя самая красивая »).
. Императивный - 18 % (например, «Король и шут» - лучшая группа»).
Тематика надписей разнообразна: школа (20%), близкий друг (14%), учителя (3%), любовь (15%), музыка (13,8%), политика (1%), имена (25%), похвала (8,2%).
Мы определили уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Основными орфографическими ошибками являются:
НЕ с глаголами- 0,7%;
Ь после шипящих (глагол, наречие) - 0,6%;
Проверяемые, непроверяемые согласные в корне слова - 1%.
Другие ошибки встречаются один раз или не встречаются вовсе.
Основные пунктуационные ошибки:
Знаки препинания при обращении - 18%;
Знаки препинания в предложениях с вводными словами - 3%
Предложения чаще всего простые (95%), повествовательные (78%), невосклицательные (81%), двусоставные (91%), распространённые (75%), полные (85%).
Изучением надписей занимается эпиграфика. Мы задали респондентам вопрос, знают ли они об этой науке? Оказалось, знают 13,8 %, а не совсем знают, т.е. примерно представляют 3,6 %. Это совсем неплохой показатель, ведь слово «эпиграфика» не относится к распространённым.
«За» и «против» граффити
Как всякое проявление молодёжной субкультуры граффити имеют положительные и отрицательные стороны.
Доводы «за»:
. В последнее время рисунки и надписи в публичных местах перестали активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как антисоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением и приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации. Сегодня постепенно граффити утрачивают значение протеста, альтернативности официальной культуре и, актуализируя свой диалогический потенциал, максимально расширяют «сферу влияния» в коммуникативной области. В системе современного города всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. Поэтому имеет смысл относиться к граффистам внимательнее - возможно, им действительно есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.
. Граффити могут просто украсить серый и унылый пейзаж современного поселения. Например, мой руководитель видела, как с помощью граффити на стенах городского двора двор совершенно преобразился. Туристы, проходя мимо арки, через которую виден фрагмент росписи, непременно входят под арку и стоят в восхищении.
Доводы «против»:
.Отчасти расплывается грань между санкционированной и самостийной публичной письменной речью. Это ведёт к отказу от норм литературного русского языка.
. Граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них упрощены и снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Это вызов миру общепринятого, потому что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности.
Считаю, что граффити имеют право на существование, естественно, в цивилизованных рамках.
Заключение
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам. 1. Признаки молодёжных субкультур выделяются не столько по мотивации действий, сколько по выявлению внешнего фактора, способствующего субкультурным проявлениям. Это могут быть и криминализация общества, и западные влияния, и романтическая компенсация повседневной рутины. Они выражают и особенности данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д. Молодое поколение, стремясь быть впереди, не считается с историческими и культурными традициями, превращает новизну выразительных средств в самоцель. В этом и проявляется авангардность данной субкультуры, которая отражает индивидуальное мировоззрение райтеров. В граффити Туруханска мы находим признаки молодёжной субкультуры: обособленность от культурных ценностей старших поколений, преобладание потребления над творчеством, авангардность, романтическую компенсацию повседневной рутины. Что касается главных черт молодежной субкультуры, то для старшего поколения не приемлемо и не понятно все новое и неординарное, они более консервативны и сдержаны в своих взглядах на жизнь, поэтому отрицательно относятся к граффити.
2. В Туруханске и в Бору граффити относятся к двум типам: художественному и малохудожественному. При этом используются публичные и личные виды граффити, а также изредка содержательные. По стилю граффити относятся к Tagging, Throw - up, Freestyle, Blockbusters.
Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.
. Причины обращения учащихся к граффити: желание сообщить о каком-либо факте или событии, стремление рассказать о своём чувстве, утверждение личностной и групповой идентичности, стремление к творчеству. Это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками.
. Использование граффити имеет свои положительные и отрицательные стороны, как и любое другое проявление молодёжной субкультуры. Украшение современного городского пейзажа и возможность стать универсальным средством городской коммуникации, сообщая взрослым о каких-либо проблемах, - это положительные черты граффити. В то же время аккумулирование ценностей и норм, вытесненных из официальной культуры, являются отрицательными чертами данной молодёжной субкультуры.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель работы достигнута. По своим определяющим чертам граффити являются проявлением молодёжной субкультуры.
Возможности продолжения исследования: проследить эволюцию граффити в Туруханске с точки зрения появления новых черт молодёжной субкультуры или отсутствия изменений, что будет говорить о замирании этого направления молодёжной субкультуры.
Приношу благодарность всем, кто помог мне в написании работы: моему научному руководителю Светлане Сергеевне Зубовой, моим родителям и респондентам.
Список литературы
1.Белокопытов, Ю.Н., Панасенко, Г.В. История и культура менеджмента.- Красноярск: Кн. Издательство, 1994.- С.327.
.Вудуорд, У. Покажи мне, что ты рисуешь. // Ровесник.- 1994.
.Евелькин, Г.Н., Соколова, О.В., Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - с. 1312
.История граффити: от пещерных людей до хип-хопа//www:http. Graffiti zone.kiev.ru
.Кобылинский, Н. Капот Да Винчи// Лазурь. - 2008. - №4. - С. 15 - 16.
.Луков В. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 147-151.
.Молодежные движения// www:http. Sabotage.ru
.Молодежные субкультуры в современной России//www:http. Graffitishool.ru
.Мулина, О. В нарисованном городе ярче живется//Семья. - 2009. - №33. С. 14
.Психология граффити//www:http. Graffitic.ru
.Разноцветные стены вместо серых//www:http. Graffiti.calligraphy-mvk.ru
.Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Москва 1988 г. С.337, 1560
.Феномен//- Вокруг света. - 2007. - №11. - С. 14-22
.Энциклопедия социологии. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bibliofond.ru
Дата добавления: 27.01.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |