Реферат по предмету "Другое"


Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях


Л.В. Килимова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)


О.А. Ветрова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)


О.О. Нишнианидзе, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск).


В современное время изменение содержания и структуры досуга обусловлено воздействием социокультурных трансформаций. В последние десятилетия произошли смена ценностных установок в обществе, стремительное развитие социальной инфраструктуры, динамичное развитие компьютерных технологий, виртуализация многих общественных процессов.


Сегодня пространство досуга и его рациональное использование оказывается фактором развития человеческого потенциала и основой благополучия общества. Как отмечает Понукалина О.В., экономизация культуры, становление мощной индустрии культурных услуг приводят к изменению социальной морфологии досуга, консумеризации форм культурнодосуговой деятельности, появлению многообразия принципиально новых и существенно измененных традиционных видов досуга, и одновременно к неизменному вытеснению творческой активности личности [1, с. 56].


В условиях развития общества потребления происходит стирание фиксированных границ системы труд-досуг. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Досуг становится необходимым элементом производственного цикла и важным звеном процесса производства и потребления. Изменение ценностных ориентаций в отношениях к досугу способствует росту числа поставщиков-потребителей услуг, повышению привлекательности институци- альных практик. При этом в контекстах консумеризма значение приобретают не сам досуг в соответствии с его определением, а потребительские практики, осуществляемые в свободное время. Для тех, кому они оказываются недоступными, степень удовлетворенности снижается, свобода досуга сводится к свободе потребительского выбора; при этом досуг не перестает восприниматься как важная сфера жизни. На фоне снижения уровня жизни населения происходит сужение репертуара способов проведения свободного времени и снижение степени удовлетворенности возможностями его проведения [1, с.62].


Досуг городских потребителей основан на потреблении коммуникативного сервиса, в результате субъект досуговых практик включается в деятельность по созданию своей идентичности и чтению потребительских символов и кодов. В современных условиях приобретает все большую популярность так называемое демонстративное потребление досуга, или организация досуговой деятельности напоказ. Досуговые практики современной личности представляют собой совокупность устойчивых и массовых взаимодействий индивида в свободное от трудовых практик время, направленных на сохранение целостности личности и реализации ее внутреннего потенциала.


Изучение организации досуговых практик тесно связано с исследованиями бюджетов времени. Патрушев В.Д. отмечает, что в США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильноевоздействиеструктурно-


функциоалистской методологии Парсонса Т. и Мертона Р. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности. В Г ермании послевоенных лет под влиянием работ Хабермаса Ю. и Лумана


Н., исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности [2].


Изучением свободного времени занимались российские ученые еще в начале ХХ века. Так, академик Струмилин С.Г. в 20-е годы ХХ столетия среди показателей свободного времени выделял [3]:


физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;


культурную самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;


культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;


прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;


бездеятельный отдых и прочее.


Затраты свободного времени, в отличие от необходимого времени, обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Они имеют качественно иной характер. Во время осуществления досуговых практик личность формирует и проявляет свою субъективность. В идеале в это время непосредственно осуществляется всестороннее развитие индивида, его физическое и духовное совершенствование посредством творческого освоения этических, эстетических ценностей и других культурных образцов.


В научной литературе существует несколько подходов к определению досуга, которые можно разделить на четыре основных группы:


Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта.


Досуг как деятельность не связанная с работой.


Досуг, как свободное время, время выбора, когда личность занимается тем, что не является его обязанностью.


Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирая грань между «работой» и «не работой», и оценивает досуг с точки зрения поведения личности и ее отношения к времени.


В большей степени представляет интерес досуг как форма деятельности, отражающая субъектность личности и выражающаяся в определенных стратегиях досугового поведения. В современных социокультурных условиях досуговая практика - это не просто свободное время, деятельность, направленная на сохранение и восстановление целостности личности, досуг выступает одним из основных элементов культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами трудовой деятельности, политики, экономики, развитием новых информационных технологий, различного рода инноваций.


На сегодняшний день выделяют реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг [4, с.15]. Реальный досуг тесно взаимосвязан как с самой личностью, так и с обществом, это некое состояние деятельности, создание личностной свободы, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг связан с удовлетворением ложных потребностей личности и несет в той или иной степени разрушение как самой личности, так и общества.


Досуговые практики и реализация свободного времени тесно взаимосвязаны с культурой. По существу культура выступает в качестве направляющего вектора в реализации свободного времени личности, его определенного «наполнения». Сам досуг в этом случае рассматривается как особая форма деятельности личности, специфический способ ее самореализации и самоидентификации.


Характеристики досуга, выявленные учеными, достаточно разнообразны. Однако досуговые практики можно характеризовать как добровольную, творческую деятельность, формирующую и развивающую личность, способствующую ее самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия; формирующую и трансформирующую ценностные ориентации, социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Следовательно, досуговые практики всегда имеют социальный аспект, т.к. они ориентированы не только на личность и удовлетворение ее потребностей, но и общество в целом. Это вызвано рядом социальнозначимых функций, выполняемых досугом [5, с.176]:


повышает интеллектуальный, культурный и образовательный уровень;


способствует снятию стрессов, напряжения и физическому развитию личности;


обеспечивает рациональное использование свободного времени.


Данные функции проявляются в полной мере при рационально спланированном отдыхе, не являющемся формой реализации мнимого досуга. Естественным последствием отсутствия правильно организованного отдыха является праздность и бездеятельность, приводящая к снижению умственной работоспособности, физического здоровья, к нравственному и культурному вырождению. Бирюкова А.В., отмечая невозможность полноценного развития личности без содержательного отдыха, пишет: «.личность останавливается на определенной ступени своего развития, является пассивным членом общества, обычным потребителем развлекательных услуг, лишенным самостоятельности, возможности сделать правильный выбор, ею овладевает страх перед решением жизненных проблем» [5, с.177].


Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться. Это обусловлено поисками трудоспособного населения, особенно жителей средних и малых городов, дополнительных заработков; различного рода кризисами и модернизационными процессами, происходящими в современном обществе. Сегодня наблюдается дисбаланс между потенциальными возможностями личности и заданными ценностно-нормативными стереотипами, детерминирующими досуговую деятельность.


Согласно данным всероссийского социологического исследования «Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов» [6], приоритет в досуговых практиках россияне отдают потреблению масс-медийных продуктов (около 78% респондентов в свободное время обычно «смотрят телевизор, слушают радио, используют Интернет»). Важно заметить, именно масс-медиа формируют стереотипы предпочитаемых способов проведения досуга.


В России досуговые практики сопряжены с виртуализацией. Средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, конструируют образ жизни активного населения, вырабатывают стереотипы представлений о модных способах поведения. Наиболее отчетливо это проявляется в практиках потребления.


Различные телевизионные проекты, игровой азарт всевозможных розыгрышей, развитие индустрии виртуальных игр и гатжетов погружают целевую аудиторию в мнимую реальность с их действительными чувствами и отношениями.


По результатам проведенных Кара- хановой Т.М. в 1986-2008 гг. в г. Пскове исследований, за период реформ продолжительность времени, затраченного на развивающую деятельность, снизилась у работающих городских жителей на 9%. На чтение у работающих жителей


г.Пскова приходится 16-19% от времени, уделяемого СМИ. Конкурентоспособным занятием в свободное время становится использование Интернета. На него приходится 17% времени, отдаваемого СМИ, причем у работающих мужчин и 7% - у женщин [7, с.71]. Подобная практика досугового поведения уничтожает свободное время личности, порождая нерациональное и неэффективное ее использование. По мнению Панукалиной О.В. визуальная доминанта социальной информации способствует формированию социокультурного поля, распознаваемого как имажи- нарный гедонизм, при котором удовольствия достигаются в практиках созерцания визуальных образов [1, с. 85].


Таким образом, продуктом досуговых практик современной личности должно являться преимущественно здоровье, ее развитие и положительный социальный опыт, обретаемый в процессе досуга. Причем правила организации досуговой деятельности и нормы досугового поведения необходимо социализировать с детства. Досуговая деятельность призвана выполнять рекреационные, развивающие, развлекательные, общественно-полезные функции. Достаточное наличие и рациональное использование досуговых практик для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.


Усиление влияния глобализации, появление новых коммуникационных технологий, разрастание досуговой инфраструктуры, превращает пространство досуга в мощный рыночный сегмент, направленный в основном на молодое поколение. В таких условиях модернизаци- онные процессы способны трансформировать социокультурные потребности и ценности молодежи. Следовательно, общество должно создать благоприятные условия для освоения молодым поколением культурного наследия, в том числе важнейших нравственных ценностей, реализации творческого потенциала в развитии своих задатков и конструктивном совершенствовании личности.


Список литературы


Понукалина О.В. Трансформация сферы досуга российского общества: социологический анализ. Саратов, 2008. 104 с.


Патрушев В.Д. Бюджеты времени: документированные свидетельства образа жизни людей [электронный ресурс]. URL:ecsocman.hse.ru>data/954/698/


1219/012_Glava9. pdf


Электронная философская энциклопедия «Академик» [электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy


Понукалина О.В. Труд и досуг в российском социуме // Труд и социальные отношения. 2008. №12. С. 13-17.


Бирюкова А.В. Структура и ценности свободного времени российской молодежи // Сорокинские чтения: матер. VI Всерос. науч. конф. М., 2010.


Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов. Аналитический доклад [электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/ doclad_povsednevnost.html


Караханова, Т.М. Время работающих горожан: тенденции использования в 1986-2008 // Социологический журнал. 2009. № 2. С. 68-81.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru


Дата добавления: 24.02.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект инженерно экологических исследований
Реферат Задачи и организация медицинской службы ВС РФ в военное и мирное вре
Реферат Коммуникативный подход к исследованию проблемы деформации личности
Реферат Самосожжение женщин в условиях экстремальных психотравмирующих ситуаций
Реферат Джерела права Великого князівства Литовського
Реферат Основания применения условного осуждения и его содержание
Реферат Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу
Реферат My Antonia Essay Research Paper My Antonia
Реферат Генерирование псевдослучайных чисел на примере создания игры Сапер
Реферат Cable Modems And Adsl Essay Research Paper
Реферат Формирование умений работы с историческими документами в I концентре школы
Реферат Теории перевода английского языка
Реферат DICKINSON Essay Research Paper An Analytical Essay
Реферат Політичний та соціально-економічний розвиток Сербії у 1990–2005 рр
Реферат Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений