А. В. Протасевич
(Тюмень)
На современном этапе в философском и методологическом знаниях происходит пересмотр ранее устоявшихся позиций по ряду понятий и методологических подходов, в том числе идут научные дискуссии о самой методологии, о методах и парадигмах с учетом изменившейся социокультурной ситуации.
Во многих источниках отмечается, что термин «методология» имеет греческое происхождение и означает учение о методе или теории метода.
В современной науке методология рассматривается в узком и широком смыслах. В широком смысле ее можно понимать как совокупность общих мировоззренческих принципов с целью их применения к решению задач теории и практики. В широком смысле слова методология также становится мировоззренческой позицией исследователя. Методологию можно рассматривать и как учение о методах познания, которое позволяет обосновать принципы как способы конкретного применения того или иного метода в практической познавательной действительности. В результате методология становится учением о методах научного исследования. Так, В. А. Сластенин [5, с. 93] пишет: «В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности». С этим определением совпадает и позиция П. И. Пидкасистого [4]. В работе Н. Н. Суртаевой приводится определение понятия «методология» на уровне ключевых слов: «… методология - операции, при которых конструируются знания, дисциплина, изучающая технические и процессуальные вопросы организации исследования, наука о методах исследования, учение о методе, учение о структуре научного знания, система принципов научного исследования, приемы, техники, процедуры, технологии и т.д.» [6, с. 38].
Неоднозначность понимания методологии затрудняет проведение исследований в области педагогической науки.
В современной методологии и логике науки можно выделить следующую общую схему уровней:
- философская методология;
- методология общенаучных принципов исследования;
- конкретно-научная методология;
- методика и техника исследования.
Современную методологию педагогики можно также охарактеризовать как концепцию, позволяющую получать систематизированную, объективную и точную информацию в ходе конкретных педагогических исследований. При этом сегодня такой концептуальный подход в обязательном порядке включает в себя цели, содержание и методы исследования.
Современное и перспективное развитие педагогической науки напрямую связано с местом и ролью методологии в конкретном педагогическом исследовании. Это обусловлено рядом причин:
- происходит интеграция и междисциплинарный синтез знаний, в том числе в результате комплексного анализа объективных явлений реальности;
- методы исследования педагогики и социологии стали более разнообразными, в связи с чем усложнились сами науки;
- очевиден дисбаланс между философско-методологическими проблемами и самой методологией социолого-педагогических исследований, в связи с чем исследователи - социологи и педагоги - все чаще сталкиваются с методологическими проблемами, то есть проблемами, еще не решенными современной философией;
- расширение «поля» применения математических методов в педагогических и социологических исследованиях становится мощным стимулом развития практических разделов математики для конкретных наук или отдельных дисциплин.
Методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют определить ее действительные проблемы и способы их разрешения, проанализировать всю сумму образовательных задач и установить порядок их значимости (иерархию), реализовать гуманистическую парадигму образования, выявить свою личностную позицию.
Обобщая основные методологические подходы в педагогике, мы будем понимать под методологией систему методов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Сегодня, в современной науке, создана и функционирует многоуровневая концепция методов познания. В связи с этим все методы научного познания могут быть сгруппированы по-разному.
Так, по мнению В. П. Кохановского [2], методы могут быть философскими, общенаучными, методами частных наук или конкретных дисциплин (дисциплинарными), а также междисциплинарными методами научного исследования. Многоуровневая структура методологии исследований позволяет сделать однозначный вывод о невозможности использования одного, даже очень важного или наиболее используемого большинством ученых метода. Для проведения полноценного исследования ученый не должен ограничиваться методами исследования одной области науки, например, философии или педагогики. Анализ электронной базы диссертационных исследований Российской государственной библиотеки за несколько лет с территориальной диверсификацией (Москва, Тюмень, Омск), позволил выявить частоту и динамику использования тех или иных методов исследования, а также показал, что современный ученый-педагог не использует только один метод, но при этом прослеживаются предпочтения («перекосы») в сторону использования набора либо только теоретических, либо только практических приемов и методов.
Характеристика понятия «метод» исследования с точки зрения педагогических и социологических наук, о котором далее будет идти речь, относится к частнонаучным методам и методам междисциплинарного исследования.
Рассмотрим подходы к определению понятия метода.
В философском словаре метод (от греч. Methodos - путь, исследование, прослеживание) определяется как способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом [8, c. 628].
В области науки метод становится средством познания, которым пользуется исследователь через теоретическую и практическую реализацию своей гипотезы. Философия при этом позволяет исследователю проверить правильность и последовательность использования выбранного метода. Методы складываются и закрепляются в конкретных методиках исследования в ходе обратной связи на этапе практической реализации выдвинутой гипотезы, что может подтверждать концептуальный подход современной методологии педагогики. Реализация тех или иных методов будет зависеть от навыков и умений конкретного исследователя. Поэтапное развертывание метода осуществляется в процессе реализации концепции исследования, в момент, когда действие факторов, синтезированных в методах, доводится до отдельных операций. Таким образом, обеспечивается следование методу через регуляцию и контроль научной деятельности, задается логика исследования.
Российская педагогическая энциклопедия [10] преподносит нам метод через эмпирические и теоретические приемы, процедуры и операции в процессе познания изучения явлений современной действительности. Система методов исследования при этом строится на базе концепции исследователя, включающей сущность, структуру, общую методологию, цели и задачи конкретного исследования.
В зависимости от конкретной операции процесса исследования методы в педагогике можно сгруппировать следующим образом: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования [9, с. 147].
Теперь обратимся к социологической науке. Социологический энциклопедический словарь [12] трактует метод как способ достижения цели, применяемый сознательно и последовательно. Одновременно метод является способом познания, исследования явлений природы, общества и жизни в целях построения и обоснования системы знания.
Большой толковый социологический словарь Д. Джэри [11] акцентирует наше внимание на том, что методология с точки зрения социологии является философской оценкой исследовательских методов дисциплины. Д. Джэри говорит о методе как об интересе к концептуальным, теоретическим и исследовательским аспектам знания. При этом под методами исследования понимаются методы познания, используемые в рамках всей академической дисциплины.
Отметим, что методы исследований в социологии - это способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.
Таким образом, подходы к определению понятия «метод» имеют сходства и некоторые отличия. Так, в педагогической науке метод представляет собой совокупность приемов для достижения поставленных задач и имеет эмпирическое и теоретическое применение. Педагогика и социология рассматривают метод как совокупность конкретных процедур (процессов) для изучения поставленных проблем, так появляется определенным образом выстроенный набор средств. Философия использует метод для изучения всей человеческой действительности, в то время как педагогика изучает отдельные явления действительности.
Исходя из анализа позиций авторов педагогических и социологических наук (А. М. Новиков, В. В. Краевский, В. А. Ядов, В. И. Добреньков, В. И. Загвязинский, Н. Н. Суртаева, С. Л. Рубинштейн и другие), можно заключить, что понятие «метод» также используется в широком и узком смыслах. В широком смысле «метод» представляет собой познавательный процесс. Например, теоретическое освоение действительности может включать в себя, помимо анализа, синтез, абстрагирование и обобщение. В узком смысле понятие «метод» означает специальные приемы научной дисциплины.
Сравнительный анализ подходов к содержанию и анализ позиций ученых -педагогов и социологов позволяют нам представить понятие «педагогического метода исследования» на уровне ключевых слов: совокупность - сочетание, соединение, общий итог; прием - отдельное действие; система - определенный порядок в расположении и связи действий; правила - положение, в котором определена закономерность, постоянное соотношение явлений; способ - действие или система одновременных действий, используемых при исполнении работы; процедура - официальный порядок действий, выполнения, обсуждения.
Отметим, что наиболее часто для определения сущности содержания «метода» используется понятие «способ».
Обобщая вышеизложенное и исходя из интеграционных характеристик, сегодня в обобщенном виде под педагогическим методом можно понимать систему приемов, процедур правил и способов, направленных на установление связей между гипотезой, теорией и фактами с целью решения научно-исследовательских (педагогических и/или социологических) задач и/или явлений для освоения теоретической и/или практической действительности (в том числе познания предмета науки). Таким образом, за счет интеграции понятий педагогики и социологии основной функцией метода становятся не только регулирование, но и практическая внутренняя и внешняя организация процесса познания и преобразования объекта исследования.
Список литературы
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования : учеб. для вузов.. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 767 с. - (Классический университетский учебник).
2. Кохановский В. П. Философия и методология науки : учеб. для высш. учеб. завед. - Ростов н/Д.:Феникс, 2003.
3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
4. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2008. - 608 с.
5. Дидактика / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.
6. Суртаева Н. Н. Понятийная интервенция в педагогике. - СПб.: Экспресс, 2012.
7. Образцов П. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : курс лекций. - Орел, 2002 . - 291 с.
8. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
9. Турковский В. И. Теоретико-методические основы педагогического исследования : учеб.-методич. комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогич. специальностей. - Витебск: Изд‑во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 242 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая Рос. энцикл. - Т. 2 : М-Я. - 1999. - 670 с.
11. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь : рус.-англ., англ.-рус. : в 2 т. : пер. с англ. - М. : Вече ; АСТ. - Т. 1 : А-О. - 1999. - 544 с.
12. Социологический энциклопедический словарь : на рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ин-т социал.-полит. исслед. Рос. акад. наук ; Ин-т социологии Рос. акад. наук ; ред.-координатор Г. В. Осипов. - М. : Норма ; ИНФРА-М, 2000. - 480 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://obrazovanie21.narod.ru/
Дата добавления: 24.03.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |