Реферат по предмету "Другое"


Особенности когнитивного расстройства у пациентов с первичной артериальной гипертензией


В.В.Глущенко


Институт медицинского образования НовГУ


Обследовано 113 пациентов 16-23 лет с первичной артериальной гипертензией клинико-психопатологическим, нейропсихологическим и психометрическими методами. Выделены ведущие компоненты когнитивного расстройства: диспраксический, субъективно-когнитивный и эмоциональный. Обоснована недостаточность эмоционально-мотивационной саморегуляции (определяемая по тесту М.Люшера и по результатвм анализа шкал самооценки).


Введение


Мультидисциплинарный подход, применяемый в современной медицине, учитывает наряду с соматическим радикалом заболевания значение психофизиологических звеньев патогенеза. Так, в психокардиологии среди перечня изучаемых проблем актуальны такие, как обнаружение общих факторов, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и с аффективными расстройствами, измерение когнитивного профиля на ранних этапах артериальной гипертензии для анализа долгосрочного прогностического маркера [1]. Изменения в функции гипоталямо- адреналовой оси в направлении симпатической активации при стрессе считают механизмом гипертензии как психосоматического расстройства [2,3]. В то же время психовегетативный синдром рассматривается как физиологический факт, где эмоция - это сигнал к действию, а вегетативные изменения обеспечивают это действие энергетически [4]. Используя данные позитронноэмиссионной томографии, С.Н.Мосолов выявил признаки клеточной дистрофии с дефицитом пролиферации нейронов гиппокампа и префронталь- ной коры на фоне изменения мозгового кровотока и метаболизма при симпатической гипреактивации, связанной со стрессом [5].


Исследования артериальной гипертензии у лиц моложе 20 лет обнаружили рефрактерность к проводимой терапии при наличии невропатической конституции [6]. Кроме того, известно, что специфическая интероцепция относительно сердечно-сосудистой системы значима в патогенезе и поддержании панического расстройства за счет щадящего поведения со снижением физических нагрузок, что приводит к усилению восприятия соматических изменений [7]. Отмечают, что у пациентов с артериальной гипертензией поиск внешних условий, бедных стимулами (сокращение социальных контактов, пассивное проведение досуга), повышает риск ошибочной оценки ин- тернальных сигналов и затрудняет контролирующее поведение [8].


Исходя из подхода к психосоматическим расстройствам как к психологическим факторам, оказывающим влияние на физическое состояние путем ослабления или усиления физического заболевания, считаю актуальным рассмотреть состояние когнитивной сферы пациентов с артериальной гипертензией как патогенетического звена хронического неспецифического расстройства. Целью исследования стало изучение составляющей когнитивного расстройства у пациентов с артериальной гипертензией. Она достигалась путем решения задач диагностики психопатологических расстройств при артериальной гипертензии у лиц молодого возраста, верификации нарушений нейропсихологическими и психометрическими методами.


Материалы и методы


Обследовано 113 пациентов 16-23 лет, наблюдающихся у терапевта поликлиники по поводу первичной артериальной гипертензии (I10). В группу обследования включались пациенты с незначительно завышенными цифрами артериального давления в течение не менее года (АД в диапазоне 130-140/90-80 мм рт. ст.), не принимающие гипотензивные средства. Пациенты обратились в Новгородский областной психоневрологический диспансер с жалобами на длительный эпизод академической неуспеваемости в учебных заведениях с трудностями во взаимоотношениях с окружающими. Среди обследованных 79 юношей (69,91%) и 34 девушки (30,09%); 53 пациента в возрасте 16-19 лет (48,47%) и 58 - 20-23 года (51,53%).


Методы обследования включали: клиникопсихопатологическую диагностику; традиционный психопатологический анализ тяжести расстройства по шкале краткой психиатрической оценки (BPRS) с ранжированием симптомов по степени выраженности от 0 (отсутствие) до 5 (тяжелые проявления) баллов. Использовались психометрические методики самооценки тревожности (Ч.Спилбергера - Ю.Ханина) и уровня депрессии [9]. Дополнительно применялись модифицированный Л.Н.Собчик метод цветовых выборов М.Люшера [10] и нейропсихологическое исследование по адаптированной методике А.Р.Лурия [11].


Результаты и их обсуждение


По данным клинического психопатологического обследования пациентов с артериальной гипертензией были диагностированы следующие психические расстройства в критериях диагноза по МКБ-10: легкое когнитивное расстройство (F06.7) - 34,51%; астеническое (эмоционально-лабильное) расстройство (F06.6) - 11,5%; легкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами (F32.01) - 1,76%; дисти- мия (F34.1) - 3,53%; расстройство адаптации (F43.2) - 2,65%; нарушение активности внимания (F90.0) - 20,35%; гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1) - 15,04%; оппозиционно-вызывающее расстройство (F91.3) - 6,19%; депрессивное расстройство поведения (F92.0) - 4,42%. Группа обследуемых сформирована в порядке убывания встречаемости психических расстройств. В изучаемую группу вошли пациенты с когнитивно-поведенческими нарушениями (F06.7; F90.0; F90.1).


Следует отметить общие черты возрастного патоморфоза поведения в психологическом анамнезе у обследуемых пациентов с артериальной гипертензией. Так, в младшем школьном возрасте пациенты характеризовали себя как «гиперактивные», «конфликтные» на фоне неустойчивой академической успеваемости. В среднем звене школы на фоне отмечаемой «активности» пациентов беспокоили трудности в формировании дружеских отношений со сверстниками, конфликтность с учителями, стойкое снижение академической успеваемости. В старших классах (в колледже, в институте) «дефицитарность внимания» отмечалась в условиях интенсивной напряженной работы при недостаточности времени и/или избытке коммуникаций.


По данным клинико-психопатологического и нейропсихологического обследования в структуре когнитивного расстройства выделены такие ведущие компоненты, как диспраксический, субъективнокогнитивный и эмоциональный. К первому из компонентов были отнесены наблюдаемые нарушения последовательности движений (дискоординация равновесия и мимики); инертность элементов двигательных стереотипов; инертность и тормозимость речевых следов; дисфункция зрительно-пространственной организации движений. Согласно методике адаптированного нейропсихологического исследования А.Р.Лурия «территория» дисфункции указывает на заинтересованность лобных долей головного мозга, т.е. в функциональном плане изменена система планирования, регуляции и контроля за психической деятельностью [11]. К субъективно-когнитивному компоненту были отнесены особенности внимания, а именно: заметные внешние проявления несосредото- ченности на обращенной речи; склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса; нетерпеливость; легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. Эмоциональная нестабильность проявлялась в анамнезе эпизодами обиды и негодования; кратковременными психогенными реакциями в виде эмоциональной неустойчивости после сложных, эмоционально тяжелых случаев. Объективно к эмоциональной нестабильности было отнесено накопление эмоционального напряжения с дисфорическими элементами к 10-20-й минуте обследования.


Нарушение социального функционирования расценивалось как легкое (учитывались трудности в формировании дружбы в анамнезе и ограниченность социальных действий и интересов при интервьюировании). Традиционный психопатологический анализ тяжести расстройства по шкале общего клинического впечатления выявил легкие нарушения в регуляции поведения (1,32±0,06) по сравнению с тяжестью субъективно-когнитивного компонента (2,80±0,06) и эмоционального (2,38±0,08) при р < 0,05. Показатель тревожности по шкале самооценки в группе пациентов составил 21,83±0,8 по сравнению с показателем контрольной группы (32,17±0,6) при р < 0,05. Авторы шкалы расценивают подобный показатель низкой тревожности как вариант снижения ответственности и внимание к мотивам деятельности, недостаточную оценку значимости ситуации, что для обследуемых пациентов расценивалось как снижение самоконтроля при когнитивно-эмоциональных нарушениях [9]. Средний показатель по шкале депрессии для обследуемой группы пациентов характеризовал эмоциональное состояние как близкое к легкой ситуативной субдепрессии и мог расцениваться как состояние без депрессии (не более 50 по предложенной шкале) [9], но в сопоставлении с клиническими данными расценивался как повышенный.


По данным теста М.Люшера на первых позициях преобладали цветовые выборы по основным цветам (в порядке убывания +2; +1; +3). Так, цветовой выбор +1+2 характеризовал актуальное психологическое состояние с избирательностью в контактах, инертностью в принятии решений; тормозимыми чертами в сочетании со всплесками активности. Данный выбор указывал на упрямство в отстаивании своей позиции в межличностных контактах и мотивацию избегания неуспеха при негибких установках и упорстве. Цветовой выбор +2+1 отражал защитный характер противодействия обстоятельствам; чувство соперничества, значимость социального престижа. Цветовой выбор +3+2 отражает активность, высокую мотивацию достижения, стремление к доминированию, склонность к риску и внешнеобвиняющие реакции, упорство; склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях.


При подсчете коэффициента вегетативного тонуса по формуле К.Шипоша доминирует нагрузка на трофотропную систему, отмечается «ригидный» вегетативный тонус (недостаточность реагирования) с ограниченным диапазоном колебаний вегетативного тонуса. Усредненный коэффициент по группе пациентов составил 0,65+0,14 при 1,24+0,14 по контрольной группе (р < 0,05). Л.Н.Собчик [10] указывает на переплетение психологических аспектов актуального эмоционального состояния человека с симпатико- парасимпатическими характеристиками лимбико- гипоталямической системы, отражающимися в общей психической активности, побудительной силе мотивационной сферы. Известно, что активация симпатического отдела вегетативной нервной системы сопровождается активацией норадреналинергических систем, направленных на улучшение концентрации внимания, но при их истощении с увеличением серото- нинергической и парасимпатической активности при переживании стресса нейрохимические процессы индуцируют поведение с вегетативным дисбалансом в направлении формирования психосоматического расстройства [3,5,8].


Вывод


Таким образом, в структуре личностных особенностей пациентов с артериальной гипертензией присутствуют легкие проявления диспраксического дефицита; умеренные нарушения когнитивной (дефицит внимания) и эмоциональной сфер. Данные нейропсихологического и психометрических методов исследования указывают на функциональные изменения в системе психосоматической регуляции, связанной «территориально» с системой лобнолимбического обеспечения мотивацивации и самоконтроля.


Список литературы


Смулевич А.Б., Сыркин А.Л. Психокардиология // Психические расстройства в общей медицине. 2007. №4. С.4-9.


Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М.: Медицина, 1991. С.49-51.


Shapiro PA. Heart Disease // Textbook of рsychosomatic medicine. DC London: Am. Psych. Pablishing, Inc. Washington, 2005. Р.423-444.


ВоробьеваО.В. Стресс-индуцированныепсиховегетативныереакции// Рус. мед. журн. 2005. Т.13. №12 (236). С.798-801.


Мосолов С.Н. Тревожные и депрессивные расстройства: коморбидность и терапия. М.: Артинфо Паблишинг, 2007. С.20.


Мутафьян О.А. Артериальная гипертензия и гипотензии у детей и подростков: Практ. руководство. М.: Медицина, 2002. 144 с.


Вейн А.М. и др. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты). СПб: Ин-т мед. маркетинга, 1997. С.11.


Клиническая психология / Ред. М.Перре, У.Баумана. СПб: Питер, 2003. С.850.


Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 1999. Т.1. 312 с.


Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Метод. руководство. М., 1990. 87 с.


Методика адаптированного нейропсихологического исследования: Метод. рекомендации МЗ РСФСР. М., 1988. 21 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.novsu.ru


Дата добавления: 01.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви»
Реферат 1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека
Реферат Акт обследования музея образовательного учреждения Наименование музея
Реферат Управление в области бюджета финансов и налогов
Реферат Макрозообентос, его продукция и биоиндикация воды р. Инсарка
Реферат «Давид Юм. Критические концепции понимания бытия. Агностицизм Д. Юма»
Реферат Основные термины по ценным бумагам
Реферат Проверка ОС на безопасность
Реферат Анализ текущего финансового состояния предприятия (на примере МП "Товары для детей")
Реферат Стравинский И.Ф.
Реферат История Деревянного города
Реферат Зеленые пространства Люксембурга
Реферат DSL Essay Research Paper Digital Subscriber LineDigital
Реферат Chief Illiniwek Essay Research Paper The Struggle
Реферат Інтернет інформації про діяльність органів виконавчої влади та від 29. 08. 2002 р