Реферат по предмету "Другое"


Кадровые технологии в системе стратегического управления предприятием: практический аспект


Копылов Алексей Владимирович, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства Волгоградского государственного технического университета


Горелова Ирина Валерьевна,канд. экон. наук, доцент кафедры налогообложения и аудита Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Стратегия призвана формировать образ будущего объекта стратегирования. Отсюда вытекает требование рассмотрения всех задействованных в производстве ресурсов как стратегических. Прежде всего это относится к человеческим ресурсам. Главный выбор, который делает предприятие, используя аттестацию в качестве элемента стратегического управления, выбор оптимальной методики ее проведения. Современные возможности позволяют упростить процесс проведения аттестации. Использование современных инструментов («1С предприятие» выступает в качестве операционной платформы) позволило создать авторам уникальный программный продукт для оценки персонала предприятия.


Вопрос оценки конкурентоспособности персонала стоит на сегодняшний день особо остро в контексте рассмотрения промышленных предприятий как объектов стратегирования. Формирование стратегии необходимое условие функционирования предприятия в определенном временном диапазоне, обусловленном горизонтом стратегирования. Отсюда вытекает требование рассмотрения всех задействованных в производстве ресурсов как стратегических. Прежде всего это относится к человеческим ресурсам. Положение данного вида ресурса во многом определяется проводимой кадровой политикой, которая должна постулировать каждое свое направление как стратегически важное. Это относится и к процедуре проведения аттестации. Утвержденная как отдельный блок работы в управлении специалистами в начале 1970-х годов Совмином СССР, аттестация рассматривается сегодня как некий атавизм в системе стратегического управления персоналом. Однако такое заключение преждевременно. В табл. 1 представлены взаимосвязи аттестации с другими элементами системы управления персоналом.


Таблица 1


Взаимосвязи аттестации с другими элементами системы управления персоналом



Элементы системы управления персоналом


Связующие признаки


Набор


персонала


Требования, предъявляемые к вакантной должности, соответствуют тем, которые оцениваются в ходе проведения самой аттестации. Прописанные в локальных документах организации, они закладываются в механизм самой аттестации.


Отбор


персонала


В процессе отбора персонала вспоминают о критериях (их три профессиональное соответствие, личностное соответствие, кадровая безопасность) и методах отбора. Важным критерием является профессиональное соответствие должности (выполняемой работе), методы отбора определяются характером признаков критерия.


Адаптация


персонала


Механизм вхождения в должность (сроки, документальное и личное сопровождение) во многом определяется местом, которое занимает должность в системе организации. Это является основанием для оценки такого критерия, как сложность работы.


Стимулирование персонала


Стимулирование персонала в своей основе исходит из потребностей предприятия в конкретном наборе профессионально-квалификационных признаков.


Профессиональное обучение/повышение квалификации


Программа повышения квалификации сотрудников (обучения) в своей основе содержит требуемый уровень развития тех или иных профессиональных компетенций.


Управление


сокращением


персонала


Управление сокращением предполагает преимущественное право на продолжение работы в организации за работниками, чьи профессионально-квалификационные характеристики в процессе аттестации признаны лучшими.


Роль аттестации в системе стратегического управления предприятием можно проследить на схеме (рис.).



Рис. Аттестация в системе стратегического управления


Отмечая признак фрактальности систем государства, предприятия, человека, уместно вспомнить слова родоначальника менеджмента Ф. У. Тейлора, утверждавшего, что в деле управления персоналом всегда принимают участие три стороны государство, работодатель и работник. Все указанные системы принадлежат к объектному типу систем в классификации Г. Б. Клейнера (главные классификационные признаки ограниченность в пространстве и неограниченность во времени). Очевидно, что любая процедура аттестации, инициируемая предприятием, не должна противоречить принципам государственного устройства, целям, прописанным в стратегии государственного развития. В российском законодательстве вопросы проведения аттестации практически не урегулированы, разве что на отраслевом или ведомственном уровне. Принципиален этот вопрос даже не в контексте рассмотрения минимальных гарантий работникам в связи с выполнением ими трудовых функций. Разговор на эту тему мог бы получиться излишне политизированным. Государство могло бы проявить заинтересованность в качественных разработках, связанных с аттестационными мероприятиями, потому что даже в деле оценки труда госслужащих, достаточно урегулированной на законодательном уровне, возникает много вопросов методологического плана.


Примером могут служить США. В 1930-е годы ХХ века государство инициирует проект, целью которого был сбор информации о том, какие факторы и в какой степени влияют на стоимость работника (рабочей силы). Метазадачей проекта было понимание заработной платы как стоимости, аккумулирующей в себе все возможные влияющие на нее факторы, включая потенциал самой профессии (специальности). Особо стоит отметить два обстоятельства. Во-первых, исторический аспект: время для исследований было выбрано специфическое страна только-только приходила в себя после Великой депрессии конца 1920-х годов ХХ века. Второй момент связан с выбором координатора проекта Министерство труда США [1]. Итоги проведенных полномасштабных мероприятий (а исследования проводились по всей стране фактор места имел принципиальное значение) обнаруживают себя в макроэкономическом масштабе. Первое информация для функционирующего рынка труда (понимание того, сколько стоит квалифицированный специалист той или иной профессиональной группы). Проецируя на российскую действительность, это автоматически нивелирует некорректные с точки зрения трудового законодательства вопросы в анкетах при приеме на работу о «желаемой заработной плате» (в США такой вопрос задается только низкоквалифицированным работникам). С другой стороны, это определяет направление развития рынка образовательных услуг. Рынок «рублем» голосует за те или иные специальности. Третий макроэкономический аспект это градация заработных плат в системе государства.


Главный выбор, который делает предприятие, используя аттестацию в качестве неотъемлемого элемента стратегического управления предприятием, выбор оптимальной методики ее проведения. Как уже говорилось выше, разработка хорошей методики, отвечающей всем критериям в контексте заявленных стратегических целей, сродни проблеме поиска философского камня. Научно-методическая литература, посвященная рассматриваемому вопросу, пестрит многочисленными методиками, которые по большей части носят декларативный, формализованный характер, потому что в своей основе оторваны от объекта управленческого воздействия сотрудников организации, отягощены сложной терминологией (компетенции, грейдинги и т. д.). В тех же США при разработке (выборе) методики проведения аттестации большое внимание уделяют анализу описания заданий. Описание заданий можно назвать протоэлементом деятельности каждого конкретного работника. Особенно кропотливая работа ведется в направлении унифицированного, однозначного толкования терминов и понятий в используемых методиках. Серьезность замыслов подтверждает тот факт, что даже премиальные системы в США патентуются (признаются уникальными разработками, позволяющими эффективно управлять компанией). В России в крайнем случае на такие системы накладывается гриф «Совершенно секретно», и они признаются коммерческой тайной, но не всегда отвечают требованиям стратегического управления персоналом. Примерами качественных методик могут служить факторные методы, особую популярность среди которых получил метод Хея [Там же]. В СССР также велись подобные разработки. В качестве примера можно привести Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов). Разработаны данные рекомендации по поручению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам сотрудниками НИИ труда . Стоит отметить, что зарубежные разработки и разработки советских исследователей очень похожи. В обоих случаях предпринимается попытка уйти от субъективизма в оценке. Сущность факторных методов состоит в определении факторов, определяющих место должности в организации (содержательный аспект). Из всего существующего многообразия методов (агрегировать можно в четыре большие группы: письменные методы, метод поведенческих рейтинговых шкал, сравнительные методы, метод управления по целям) именно рейтинговый позволяет увидеть количественный результат, отражающий реальную стоимость сотрудника (количественный аспект) [3].


Современные возможности позволяют упростить процесс проведения аттестации. Так, взятые за основу разработки НИИ труда, адаптированные к требованиям времени (изменились условия труда, отношения сторон трудового договора, степень участия государства в решении проблем в сфере труда, философия труда, средства и предметы труда), помноженные на использование современных инструментов («1С предприятие» выступает в качестве операционной платформы), позволили создать авторам уникальный продукт. Уникальность заключается, во-первых, в значительной экономии времени, затрачиваемого на проведение самой процедуры, а во-вторых, в творческом подходе к использованию итогов аттестации (это показала апробация методики в ОАО «Волгограднефтемаш»). Сущность факторного метода представлена в табл. 2.


Таблица 2


Сущность факторного метода оценки персонала предприятия





Значимость признака


Балльная оценка


1


2


3


4



n


n+1


Фактор 1


Признак 1


m


1m


2m


3m


4m



n m


(n+1)*m


Признак 2


y


1y


2y


3y


4y





Признак 3


z


1z


2z


3z


4z



n z



Признак 4


d


1d


2d


3d


4d



n d


(n+1)*d




Итого Z (m, y, z, d) = 1


ОБЩИИ ИТОГ по фактору 1 Z (Х m + Х y + Х z + Х n)


Фактор 2






Фактор 3






Фактор 4







Что касается факторов, в рамках заявленной методики их выбрано четыре:


профессионально-квалификационный уровень


Оценка деловых качеств работника в системе факторного анализа должности



Признак


Уровни проявления качества у аттестуемого


низкий


средний


выше среднего


высокий


1) компетентность: практические знания методов, принципов и практики в профиле профессиональной деятельности






2) способность четко организовать свою работу: рационально использует рабочее время, мыслит приоритетами, исполняет порученное в срок






3) мера ответственности за выполняемую работу: ответственность за последствия своих действий, решений деятельности в целом при выполнении трудовых функций






(ПКУ) определяет требуемые опыт, стаж работы, выполняемые работником с учетом проводимой рационализаторской/научной деятельности;


деловые качества работника складываются из совокупности характеристик (признаков) работника, обусловленных выполняемой работой и профессионально-квалификационным уровнем работника (табл. 3).


сложность выполняемой работы (трудовых функций) позволяет охватить все нюансы выполняемой работы (табл. 4);


Таблица 3



Признак


Уровни проявления качества у аттестуемого


низкий


средний


выше среднего


высокий


4) самостоятельность, инициативность: способность самостоятельно определять последовательность выполнения работ, понимание необходимости в новых формах деятельности (способах, методах)






5) способность к освоению новых способов/методов работы: умение быстро адаптироваться к новым требованиям/формам работы






6) работоспособность: психофизиологические характеристики человека, позволяющие плодотворно трудиться в контексте выполняемых поручений, должностных обязанностей






7) контакты с другими работниками: способность работать в коллективе, прислушиваться к советам, способность донести нужную информацию






Таблица 4


Оценка сложности выполняемой работы



Признак


Уровни проявления признака у аттестуемого


1 | 2 | 3 | 4


7


6


5


0


9


8


Характер работ, вкл. в трудовую функцию


*


**


***


Разнообразие работ


*


**


***



Самостоятельность выполнения


*


**


***



Масштаб и сложность руководства


* | **


***


****



Дополнительная


ответственность


материальная


стратегическая



результаты труда: учитывает количественный и качественный аспекты выполнения трудовых функций в контексте соблюдения временных и технологических нормативов, требований локальных нормативных актов.


Для сравнения, в популярной методике Хея таких факторов выделено три: [1]


глубина и широта специализированным знаний (соотношение знаний и объектов познания специалиста);


навыки человеческих отношений (навыки практического общения с людьми);


управленческое ноу-хау (разнообразие функций, сопряженных с управленческими ситуациями).


С позиции достижения стратегических целей аттестация помогает:


провести диагностику человеческих ресурсов организации;


сформировать «аттестационный паспорт» сотрудника и подразделения;


определить место и роль каждого сотрудника в имплементации стратегии организации;


определить первоочередные направления кадровой политики;


пересмотреть акценты в системе стимулирования на предприятии;


определить необходимость и направления подготовки (переподготовки) сотрудников.


Апробация методики на одном из промышленных предприятий уже доказала свои преимущества, обнаружив нестандартные ситуации в системе управления техническим персоналом.


Список литературы


Хендерсон Р. И. Компенсационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 880 с.


Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалифицированных категорий и дифференциации должностных окладов): нормативно-производственное издание. М.: Экономика, 1989. 54 с.


Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003. 256 с.


Ващенко А. Н. Экономические интересы и закономерности формирования мотивации труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 72-82.


Балашова Н. Н., Ващенко А. Н. Экономический закон распределения жизненных благ по труду и механизмы его действия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 82-92.


Ващенко А. Н. Мотивация вознаграждения труда в условиях глобальных трансформационных процессов общественной жизни // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. 2012. № 4 (40) [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 02.06.2013).


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.volbi.ru/


Дата добавления: 08.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.