На правах рукописи
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОЙИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК
(НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
08..00.05. – Экономика и управление народнымхозяйством
(15. Экономика, организация и управлениепредприятиями,
отраслями и комплексами: АПК исельское хозяйство)Автореферат
диссертации на соискание ученойстепени
кандидата экономических наук
Брянск – 2006 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ
Актуальность темыисследования.Экономической основой для сельскохозяйственного производства являетсяиспользование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала.Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационноеобслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периодаперед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольноотличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее времятоваропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромноеколичество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационнойслужбы.
В связи с этим важной иосновополагающей сущностью информационно-консультационной деятельности являетсяоказание сельскохозяйственным товаропроизводителяминформационно-консультационных услуг. Организационная сущностьинформационно-консультационной деятельности заключается в постоянном еесовершенствовании. Экономическая сущность связана, прежде всего, снеобходимостью получения непосредственно в производстве определенного эффектаот данной деятельности и обеспечения планомерного улучшения производственных иэкономических показателей работы аграрных и агропромышленных формирований.
Винформационно-консультационной службе нуждается также вся инфраструктураагропромышленного комплекса. Задачей государственнойинформационно-консультационной службы является активное участие вреформировании АПК и программах устойчивого развития сельских территорий.
Вопросамиорганизации сельскохозяйственного консультирования занимались в разное время А.Т.Болотов,Н.Д.Кондратьев, Л.В.Чаянов, А.Н. Челинцев, А.В.Фортунатов и П.А.Андреев,Н.П.Андреева, В.М.Баутин, В.В.Козлов, Ю.И.Зятьков, В.М.Кошелев, В.В.Лазовский,И.С.Санду, В.В.Маковецкий, Ю.Б.Королев, И.М.Михайленко, В.А.Самородский,В.И.Назаренко, Б.А.Рунов, В.В.Текучев, Г.И.Юрьева и др. В их исследованияхподчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного изсамых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный комплекси поддержки сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиямзначительно ускорились процессы по формированию инфраструктурыинформационно-консультационной службы в АПК. Однако большинство из нихвыполнено в условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональнымаспектам деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и неохватывает проблемы целостного формирования и развития единой сетиинформационно-консультационной службы на всех уровнях управления АПК впринципиально новой социально- экономической ситуации. В то же время завершениесоздания в регионах информационно-консультационной службы длясельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствияорганизационно-экономических разработок по формированию системы информационно-консультационногообеспечения агропромышленного комплекса в условиях развивающегося рынка. Это ипредопределяет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обоснованиии разработке научных основ экономического механизма формирования и развитиярегиональной информационно-консультационной службы на базе высшего учебногозаведения, обеспечивающей оперативное и эффективное доведение до субъектов АПКСмоленской области востребованных знаний и информации, а также оказывающейнеобходимое содействие в освоении и внедрении инновационных разработок ипередового производственного опыта.
Задачиисследования:
выявитьважнейшие закономерности развития информационно-консультационной деятельности вАПК региона;
обобщитьопыт работы зарубежных консультационных служб и выявить общие тенденцииразвитии этого вида деятельности, определить формы и методы, наиболееприемлемые для Смоленской области;
предложитьпринципы формирования и развития региональной информационно-консультационнойслужбы, разработать основы ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами АПК;
разработатьорганизационно-экономические механизмы, усиливающие эффективность и качествоработы региональной информационно-консультационной службы;
определитьприоритеты развития региональной информационно-консультационной службы ипредложить механизмы их реализации;
разработатьпрогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на ближайшуюперспективу.
Объектомисследования являютсяСмоленский фермерский инфомационно-консультационный центр, сельскохозяйственныеи перерабатывающие предприятия Смоленской области.
Предметомисследования –организационно-экономические механизмы создания и обеспечения деятельностиинформационно-консультационной службы регионального АПК.
Теоретическойи методологической основой исследования являлись фундаментальные экономические категории и законы, атакже теоретические и методологические разработки российских и зарубежныхученых в области экономики и организации управления агропродовольственнымкомплексом.
Эмпирическаябаза исследования включает материалы Госкомстата РФ, территориального органафедеральной службы госстатистики по Смоленской области, сводные статистическиеежегодники и бюллетени Минсельхоз РФ, годовые отчеты сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий, нормативно-справочную литературу, сведения оработе информационно-консультационных служб всех уровней, научных иобразовательных организаций, материалы семинаров и научно-практических конференций.
Научнаяновизна исследования заключаетсяв следующем:
— предложенаоптимальная модель ИКС для условий Смоленской области в результате обобщения исистематизации зарубежного и отечественного опыта создания и управлениядеятельностью информационно-консультационных служб на региональном уровне;
— выявленовлияние районных факторов на характер информационно-консультационнойдеятельности путем проведения анкетирования сельхозпроизводителей, учеткоторого позволяет сформировать рациональную модели районных информационно-консультационныхслужб;
— предложеныосновные положения стратегии развития информационно-консультационной службы,направленные на завершение формирования единой государственной системыинформационно-консультационного обеспечения АПК;
— разработанпрогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период2003 — 2010 гг., который может быть использован при формировании программфинансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы нарегиональном уровне.
Практическая значимостьи реализация исследования. Разработанные предложения по формированию стратегииинформационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, включая региональный аспект развития, комплексмероприятий по совершенствованию организации и функционирования данной системы,модель регионального информационно-консультационного центра обеспечиваютустойчивое функционирование информационно-консультационной службы в области.
Внедрение и апробациярезультатов исследования. Основные положения работы приняты к внедрению областным управлениемсельского хозяйства. Внедрение предложений позволит более эффективно решатьорганизационно-экономические вопросы совершенствования информационного обслуживаниясельского хозяйства и будет способствовать повышению эффективностипроизводства.
Результатыисследования приняты к использованию Департаментом сельского хозяйстваАдминистрации Смоленской области.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6научных работ общим 1,8 п.л.
Структура диссертационнойработы. Диссертациясостоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованнойлитературы. Работа содержит 27 таблиц, 11 рисунков и 3 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темыисследования, дана характеристика состояния изученности проблемы,сформулирована цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основыинформационно-консультационной деятельности в аграрном секторе экономикиРоссии» рассмотрены сущность, особенности и условия организацииинформационно-консультационного обслуживания АПК России, отечественные изарубежные модели информационно-консультационной службы, проблемы формированиярегиональных информационно-консультационных центров в сельском хозяйстве
Во второй главе «Современное состояние и перспективы развитиясельского хозяйства Смоленской области и её региональной информационно-консультационнойслужбы» на основе комплексного анализа выявлены тенденции развитиясельского хозяйства области, рассмотрена информационно-консультационнаядеятельность, определены предпосылки и перспективы ее совершенствования.
В третьей главе«Основные направления по совершенствованию информационно-консультационнойобслуживания субъектов АПК Смоленской области» определена рольвысшегоучебного заведения в формировании информационно-консультационной деятельности, разработанамодель региональной информационно-консультационной службы, даны предложения посовершенствованию его организационно-экономического механизма функционирования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИРЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1.Оптимальная модель информационно-консультационной службы для условий Смоленскойобласти в управленческой деятельности на региональном уровне.
Врезультате анализа отечественного и зарубежного опыта ведениясельскохозяйственной консультативной деятельности можно сформировать — дваосновополагающих принципа этой деятельности:
· обеспеченностьведения, сбора и адаптации к местным условиям, к уровню мировоззрения потребителейсведений обо всех применимых нововведениях;
· наличие уконсультантов навыков, реализации и обеспеченность выработки недостающих,позволяющих использовать в каждом случае таких форм и методов консультирования,которые наиболее соответствуют восприятию информации конкретными еепотребителями.
Исследованияорганизации сельскохозяйственной консультативной деятельности показали, чтоформы ее многообразны. ИК деятельность может реализовываться: структурнымиподразделениями или группами специалистов органов управления АПК от страны вцелом до районов; на базе региональных ВУЗов, в том числе с привлечениемсельскохозяйственных колледжей и специализированных средних специальных учебныхзаведений; профессиональными объединениями и иными некоммерческими организациямисельскохозяйственных товаропроизводителей, например, фермерскими; самостоятельныминекоммерческими и коммерческими структурами любой формы собственности(учреждения, фонды, госпредприятия, частные предприятия и т.п.); структурнымиподразделениями или дочерними предприятиями коммерческих предприятий иорганизаций, действующих в аграрном секторе экономики, например,производителями удобрений и средств защиты растений.
Каждая из форм обладаетне просто рядом преимуществ и недостатков, а и обеспечивает в основномследование тем целям, относительно которых действует организация, в рамкахкоторой осуществляется консультативная деятельность, или в обеспечениеинтересов учредителей консультационной организации. Соответственно, анализ ихвозможностей следует вести с позиций оценки возможностей по реализации всехтрех составляющих ИКД (консультативной, информационной и инновационной).Если в регионесоздавать Центр на базе органов управления АПК, то они будут вынуждены отделитьее от органов власти и управления. Консультировать и управлять — не одно и тоже. А вот объединение ИКС с отраслевыми учебными заведениями видится оченьперспективным. К тому же, как показывает опыт российских областей,в частности Московской, где действуют самостоятельные районные консультационныецентры, их вполне успешная деятельность все же обусловлена тем, что онисозданы, как правило, при учебных заведениях. Поэтому идея о созданиирегиональной ИКС на базе ФГОУ ВПО ССХИ выглядит достаточно перспективной.
За последние годы в агропромышленномпроизводстве произошли существенные изменения, связанные с потребностями винформационных ресурсах и использованием коммуникационных технологий. В связи сэтим возникла необходимость создания специализированной системы – информационно-консультационнойслужбы с конкретными задачами и функциями деятельности, принципамиформирования. Для проведения институциональных преобразований в АПК районов,структура и организационные формы ИКС должны постоянно совершенствоваться, апринципы формирования службы уточняться.