Реферат по предмету "Экономика"


Финансовый кризис в России

Введение
Двадцатый век для России — век экономических потрясений ивеликих экспериментов. Не так давно один из них — строительствосоциалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что вовсех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическуюэкономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже вшестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных измененийв экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры,перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись безтакого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни.
История сложилась иначе, и руководству России пришлось неперестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайносложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, ахозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административнымиметодами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этихусловиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположнуюплановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программыдействий — концепцию монитаристов. По прошествии семи лет с начала реформ,представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действиядали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российскихусловиях, и что было ошибочным с самого начала.
Актуальность темы заключается в том, чтобы изучить состояниеи особенности экономического кризиса в России. Понятие кризис имеет многоуровневых трактовок.
Классическое экономическое понятие кризиса означало нежелаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системехарактеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смыслепонятие кризиса долгое время занимало прочное место в теме теории коньюктур вразвитии экономики. Но “классическое” определение кризиса было замечено болеемногозадачным понятием “экономические кризисы”. Об экономическом кризисе поопределению Мечлапа речь идет в том случае, если возникает не желаемоесостояние экономических отношений, не переносимо критическое положение большихслоев населения и производящих отраслей экономики.
При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценкаограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса иопределяет этим нехватку времени и срочность решения проблем.
При кризисе важным является проблема управления. Высокаякомплексность управления в условиях кризиса позволяет с одной стороны оказыватьвлияние на развитие автономных процессов и охватывает с другой стороныспецифическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества иналичия только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е.возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.
Российский кризис обусловлен не продуманностью реформ,промахами банковской, торговой, производственной сферах. Главная беда России нев остроте внутреннего кризиса, а в глубокой зависимости от внешних сил.Сущность российского финансового кризиса – это, во-первых, явное “разрешение намахинации” в банковской сфере без использования жестких методов контроля надоперациями банков – будущих банкротов, и, во-вторых, очевидное беспрецедентнаяне ликвидность реального сектора.
Целью данной работы являются изучение основных причин ифакторов российского финансового кризиса 2008 года, рассмотрение хронологиикризиса финансовой системы, а также анализ особенностей посткризисного развитияфинансового и реального секторов мировой и российской экономики.

1 Финансовый кризис как вид экономического кризиса: причины ипоследствия
1.1 Финансовый кризис как вид экономического кризиса
Финансовые кризисы являются одной из наиболее актуальных,интересных, но далеко не изученных тем в современной экономической теории и вприкладных экономических исследованиях. До настоящего времени среди экономистовне существует единого мнения относительно причин и характера развития мировыхфинансовых кризисов. Различные взгляды высказаны и относительно факторов,определяющих начало и характер развития кризисных явлений.
Экономические кризисыподобно землетрясениям разрушают стабильную, налаженную жизнь людей.Предвидение и предупреждение кризисов — одна из главных задач экономическойполитики. Экономическая наука издавна пыталась понять причины и природукризисов. На этот счёт имеется множество теорий. Среди возможных причинкризисов в разное время называли колебания урожайности сельскохозяйственныхкультур, недопотребление бедных слоёв населения, перенакопление инвестиционногокапитала, технические новшества, неустойчивость ожиданий предпринимателей,кумулятивные экономические изменения, нарушение соотношения дохода спотреблением и накоплением, нестабильность денежной массы в экономике и т.д. Кнастоящему времени разработаны уже не только описательные теории, но иматематические модели экономических циклов. С помощью систем алгебраических идифференциальных уравнений, решаемых на ЭВМ, осуществляются имитационныеисследования причин взлётов и падений экономической конъюнктуры. На этой основеделаются попытки разработать различные варианты государственной политикиэкономической стабилизации. Но до сих пор нет ни одной математической модели,которая была бы достаточно адекватной и которую можно было бы надёжно применятьна практике.
Современнаяобщеэкономическая теория[1] стремится учесть какдостижения предшествующих экономических учений, так и новый уровень знаний оприроде, человеке, обществе. Она рассматривает циклы подъёма и спада деловойактивности как системные кризисы, обусловленные не какой-то одной причиной, асложной совокупностью взаимосвязанных социально-экономических факторов.Современная экономика — это многофакторная система с множеством прямых икосвенных зависимостей, с множеством обратных связей. В нормально работающейэкономике стабильно функционируют все товарные и финансовые потоки. В такойэкономике растёт выпуск реальной продукции при относительно постоянных ценах.Основная роль денежной эмиссии состоит здесь в том, чтобы обеспечить денежноймассой бесперебойный товарооборот. В застойной экономике выпуск реальнойпродукции не растёт и развивается инфляция. Экономисты говорят, что в этомслучае эмиссия «обслуживает» лишь рост цен.
Современнаяобщеэкономическая теория рассматривает экономику не изолированно, а какжизненно важную часть всей общественной системы. Различные сложные системы вомногом схожи друг с другом и функционируют по общим законам. Метод аналогииявляется действенным инструментом современной общеэкономической теории.Экономический организм в чём-то сродни человеческому. Подобно тому, как учеловека жизненно важные органы обеспечивают непрерывную работу кровеноснойсистемы, в рыночной экономике все её жизненно важные органы — фирмы,предприятия, банки, собственники, наёмные работники, государство — обеспечиваютбесперебойную циркуляцию встречных товарных и денежных потоков. И подобно тому,как у человека патология любого органа может вызвать тяжёлую болезнь, сбой вработе любого экономического органа может вызвать кризис всей общественнойсистемы.
Например, по ряду причинможет начаться снижение выпуска реальной продукции. Это возможно вследствиезатруднений со сбытом продукции, сокращения инвестирования производства,снижения темпов научно-технического прогресса, возникновения непредвиденныхрасходов на другие цели и т. д. Эти тенденции порождают пессимистическиеожидания у производителей и собственников, и это может дать толчок депрессии. Вситуации замедления роста или начала рецессии любая фирма, прежде всего,стремится сохранить достаточно высокие уровни прибыли, зарплаты и цены напродукцию. Для этого приходится сокращать персонал, поэтому рост безработицычасто является одним из первых признаков надвигающейся депрессии. Разначавшись, депрессия может лавинообразно охватить всю экономику. Приближаетсямомент, когда снижение занятости уже не помогает удержать на приемлемом уровнеи прибыль, и зарплату, и цены. Чем-то опять приходится жертвовать. Подобнотому, как с тонущего корабля последовательно сбрасывают лишний груз, фирмывынуждены идти на снижение цен, прибыли, зарплаты, а также ещё большесокращать, а затем и совсем прекращать инвестиции в модернизацию производства.Всё это, в силу обратной связи, подстёгивает сокращение выпуска продукции ибезработицу.
Лавинообразная депрессияприводит к тому, что значительная часть предпринимателей разоряется и впадаетлибо в апатию, либо в социальный протест. То же относится к наёмным работникам,которых ещё не успели сократить или уже сократили. Так довершается безрадостнаякартина общего экономического упадка. В этой цепи экономических неурядиц однойиз первых страдает банковская система. Падение стоимости акций на фондовыхбиржах наносит ущерб фирмам, предприятиям и банкам. Последние начинаютиспытывать затруднения с ликвидностью, неохотно выдают кредиты. Вкладчикистремятся забрать свои вклады. Всё это может приводить банки к банкротству.Процесс может довершить всеобщая паника с большими бедствиями для всегообщества. Но, как известно, надежда умирает последней, особенно в устоявшейсясистеме частного предпринимательства, где люди давно привыкли рассчитывать,прежде всего, на себя. Фаза стабилизации и последующего оживления экономикиначинается во многом аналогично вышеизложенному, но, конечно, событияразворачиваются в обратном порядке. Толчком к подъёму служит всё тот же факторзаинтересовывающей мотивации, который и породил капиталистическую систему наобломках феодального общества, и не раз выручал её на крутых историческихповоротах.
Такова приблизительнаякартина типичного кризиса перепроизводства, характерного для капитализма наранних стадиях его развития. Конечно, столь мрачный сценарий в наше времяреализуется редко. Современное капиталистическое государство, наученноепечальным историческим опытом, заблаговременно выявляет неблагополучные звеньяи угрожающие тенденции, предотвращает общую экономическую катастрофу.Государство дополнительно стимулирует спрос на продукцию наиболее крупныхкорпораций, оказывает финансовую поддержку крупным банкам, корректируетналоговую политику и т.д. А если этого недостаточно, то государствоосуществляет и более жёсткие меры общего макроэкономического регулирования.Ярким примером кардинального вмешательства государства в экономическуюдеятельность является политика «нового курса» президента СШАФранклина Рузвельта. Она позволила спасти американский капитализм от социальнойреволюции и вывести страну из Великой депрессии 30-х годов минувшего столетия.
Современные кризисыкапиталистической экономики могут протекать по несколько иному сценарию, чемописан выше. Всё зависит от того, с чего начинается кризис, какое звено изэкономической цепочки он, прежде всего, поражает, в какихсоциально-экономических условиях развивается.
Финансовый кризис,произошедший в 2008 году, будет еще долгое время оставаться дискуссионнойпроблемой не только для российских экономистов.
Необходимо адекватное понимание причин возникновения кризиса,механизмов его передачи и усиления. Мировой кризис затронул все переходныеэкономики, однако, совершенно, по-разному, отразился на странах с различнымсостоянием государственных финансов, характеристиками банковской системы,внешнеторговой позицией, кредитными рейтингами, уровнем развитости правовойсистемы т.д. Понимание механизмов усиления финансовых кризисов позволитвыработать направления эффективной антикризисной политики и создать условия длязащищенности финансовой системы России от внешних кризисных шоков в будущем.
1.2 Экономические предпосылки и причины финансового кризиса
Нынешний кризис началсясо сбоев в работе финансовой системы США. Глубокий анализ причин нынешнегофинансового кризиса в США дал профессор экономики Массачусетского университетаДэвид М. Котц. Он обосновал три важных тезиса. Во-первых, неолиберальнаяполитика в США создала условия для широких спекулятивных действий иформирования огромного финансового «пузыря». Во-вторых, начавшиеся вэкономике США в 2001 г. регрессивные процессы обозначили крушение веры внеолиберализм и в подтверждение неизменной закономерности наступления спадапосле периода подъёма. В-третьих, в конце минувшего века наиболее высокие темпыроста продемонстрировали страны, не следовавшие неолиберальной модели — Китай,Южная Корея и Япония.
Согласно мнению,высказанному экономистом Гавриилом Поповым в конце октября 2008 года,современной экономической жизнью руководит не рынок и не Госплан, а корпорацииспекулянтов, которые и создали мир фиктивного капитала. Экономист Алексей Байерв середине ноября 2008 года высказал мнение, что после сдувания ипотечного,кредитного и сырьевого пузырей может произойти крах рынка суверенных долговыхобязательств США, следствием чего будет бесконтрольная эмиссия денежной массы вСША, что в свою очередь вызовет глобальную инфляцию.
Финансовый “пузырь”оказался огромным по своим размерам. Совокупная рыночная стоимость всехвыпущенных в обращение акций американских корпораций увеличилась с 5,5 трлндолл. в 1994 г. до 17,1 трлн долл. в 1999 г., что составило прирост 11,6 трлн долл. Для сравнения: общий размер ВВП составил в 2000 г. 9,9 трлн долл. Возникновению огромного спекулятивного “пузыря” содействовал быстрый ростнормы прибыли, создавший мощный стимул для вложений в ценные бумагиамериканских корпораций со стороны наиболее состоятельных групп населения. Сталугрожающим рост неравенства доходов, наблюдавшийся с 70-х годов. Всевозрастающая часть доходов перемещается в пользу этих групп, которые могутиспользовать основную их массу на инвестиции. Спекулятивное развитие экономикиопиралось на раздуваемый обман: сначала – по поводу ИТ-революции, а затем – поповоду так называемой новой экономики. Последняя концепция заставила многихинвесторов поверить, что теперь в США будто действуют совершенно иныеэкономические законы, аннулирующие старый принцип, согласно которому послеподъёма следует спад.
Важным фактором являетсято, что вследствие цепочки жестоких экономических кризисов, разразившихся внестраны в 90-е годы, огромная масса иностранного капитала ринулась в США. К томуже американские средства, прежде инвестировавшиеся за границей, теперь сталиискать для себя стабильного применения в самих США. Азиатский финансовый кризис 1997 г. стал причиной того, что приток огромных финансовых средств, вложенныхв быстро растущие восточноазиатские страны, внезапно сменился более быстрым ихоттоком. Российский финансовый кризис 1998 г. породил среди инвесторов общий страх перед так называемыми растущими рынками. Вследствие этих двух ударовогромный поток финансовых средств был направлен в США, что продлило срок жизниспекулятивного финансового пузыря. В этом неолиберализм может занести на свойсчет весьма сомнительную заслугу. «Именно либерализация восточноазиатскихэкономик несла главнейшую ответственность за азиатский финансовый кризис, иименно восемь лет неолиберальной перестройки привели к финансовому кризису вРоссии», — пишет профессор Котц. И подводит итог: «У многих в СШАсложилось мнение, что процветание американской экономики никогда не кончится.Психологический настрой помогал противостоять случайным эпизодам, когда падалицены на акции».
Приверженцы американскогонеолиберализма уверяли, что во второй половине 90-х годов американскаяэкономика, наконец, предоставила убедительные доказательства эффективностинеолиберальной модели. Они утверждали, что либерализация, приватизация исокращение государственных расходов (путем устранения государства изэкономики), а также предоставление свободному рынку возможности неограниченно“править бал” открыли эру беспрецедентного благосостояния в США. Стимулируя инвестициии инновации, эта новая модель якобы дала толчок быстрому и устойчивому росту,который оказался благоприятен для всех сегментов общества. Но, по мнениюпрофессора Котца, объективные данные не подтверждают такое толкованиеэкономического роста в США в 90-е годы. Неолиберальная политика действительноспособствовала росту, который продолжался относительно долго и сопровождалсяотносительно низкими темпами безработицы и незначительной инфляцией. Однакоканалы, благодаря которым неолиберальная политика способствовала установлениюдлительных и умеренно высоких темпов экономического роста при низкой инфляции,– не те, о которых говорили приверженцы неолиберализма; к тому же это были непродуктивные в социальном отношении способы стимулирования экономическогороста. Огромное и растущее неравенство, созданное неолиберальной моделью,вскоре и породило спекулятивный пузырь, который, в конце концов, лопнул.Издержки крушения политики, базировавшейся на “пузыре”, ощущаются теперь вкаждом городе и городке США. Миллионы трудящихся потеряли работу, другиеутратили свои пенсии. Местные органы власти не могут в прежнем объемепредоставлять основные государственные услуги. Фундаментальный вывод профессораКотца звучит следующим образом: «Формирование экономики, которая будетнести с собой постоянный прогресс и безопасность для всех, требует не некойновой (или старой, но подновленной) формы капитализма, а замены системыпроизводства, цель которого прибыль, иной, которая бы удовлетворяла нуждылюдей».[2]
Приходу финансовогокризиса во многом способствовала многолетняя спекулятивно высокая цена нанефть. Цена на сырую нефть в США формировалась (да и сейчас ещё формируется)независимо от традиционного соотношения спроса и предложения. Онаконтролировалась сложной системой финансового рынка и четырьмя основнымиангло-американскими нефтяными компаниями. Более 60% цены на сырую нефть –чистая спекуляция, продвигаемая трейдерскими банками и хедж-фондами.Естественно, удобный миф о пике нефтедобычи тут ни при чем. Причина — вмонопольном контроле над нефтью и спекулятивными операциями над ее ценой. Так в2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом ценна сырьё — после Большой депрессии товаров потребления в 1980—2000 годах. Но в2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достиглитакого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб, угрожающийстагфляцией и аннулированием глобализации. В январе 2008 года цены на нефтьпревысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигларекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение до$61 24 октября того же года и до $51 в ноябре.
Пищевые и топливныекризисы обсуждались в июле на 34-м саммите Большой восьмёрки. Министр финансовРоссии Алексей Кудрин на одной из недавних конференций стран финансовой«восьмёрки» справедливо отметил, что доля спекулятивных операций вросте цены на нефть весьма значительна. По его мнению, необходимо, чтобыминистры финансов стран «большой восьмерки» дали поручениеМеждународному валютному фонду (МВФ) изучить роль спекулятивной составляющей вценообразовании на рынке нефти.
Высокие цены на нефть ибензин привели к сокращению спроса на автомобили: в августе 2008 года продажиавтомобилей в Европе сократились на 16 %, в США в сентябре продажи автомобилейснизились на 26 %, в Японии — на 5,3 %. Это привело к сокращению производстваметалла и сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.
Нынешний финансовыйкризис в США внёс отрезвление в головы многих из тех, кто прежде яростнозащищал ценности американского капитализма. Средства массовой информации пестрятвыразительными заголовками. «Величие Америки рухнуло и раскололось накуски» — так озаглавлена статья Джона Грея в «Обсервер»(Великобритания), опубликованная 1 октября 2008 г. Американская «Ньюс Уик» напечатала 6 октября 2008 г. статью Френсиса Фукуямы «Падение корпорации „Америка“: рухнули не только крупнейшие компанииУолл-стрита, рухнул определенный набор представлений о капитализме».
По мнению Джорджа Сороса,мировой экономике нужен «новый двигатель». Эра рыночногофундаментализма подошла к концу. В интервью компании некоммерческоготелевидения «Пи-би-эс» Джордж Сорос сказал, что «финансовая системастоит на краю катастрофы». «Я надеюсь, что она не перейдет эту грань, посколькуэто происходит крайне редко, — сказал Сорос. Такое случилось только один раз —в 1930-е годы. С тех пор всякий раз, когда происходил финансовый кризис, его,удавалось разрешить. Нынешний кризис — самый серьезный с 30-х годов». Соросверит в то, что капитализм переживет нынешние трудности. В то же время онубежден в том, что «время, когда Америка могла позволить себе иметь всеувеличивающиеся дефициты платежного баланса и потреблять на шесть с половинойпроцентов больше, чем мы производим, подошло к концу».
Надо отдать должноевластям США. Они приняли энергичные меры по предотвращению дальнейшегораспространения кризиса. Президент Джордж Буш подписал закон о выделениигосударством 700 миллиардов долларов на поддержку крупнейших банков. Всущности, речь идёт о частичной национализации банковской сферы, хотя об этомпрямо не говорится. За эту меру высказались оба кандидата в президенты — БаракОбама и Джон Маккейн. Такие шаги правительство США предпринимает впервые современ Великой депрессии 30-х годов минувшего века. Законопроект предполагаетповышение страховой суммы банковских вкладов со 100 тысяч до 250 тысячдолларов. Интересно, что этот законопроект предусматривает создание надзорногооргана для контроля за использованием выделенных сумм (и это — в «свободной»Америке!). Более того, вводятся ограничения на выплату премий руководителямчастных банков, которые будут получать государственную помощь в рамкахуказанной программы.
С самого началаамериканского финансового кризиса стало ясно, что он обязательно перекинется настраны Европейского Союза: слишком тесно переплетены финансовые институтызападных стран. Как сообщало РИА Новости, президент США Джордж Буш провёлвстречу с министрами финансов «большой семерки», а также с главами МВФ иВсемирного банка. В «большую семерку» входят США, Япония, Германия, Франция,Великобритания, Италия и Канада. Накануне Буш заявил, что его встреча сминистрами финансов G-7 является подтверждением скоординированных усилиймирового сообщества по преодолению финансового кризиса. «Мы тесно работаем спартнерами по всему миру для обеспечения того, чтобы наши действия былискоординированными и эффективными», — заявил Буш. По его словам «в этих усилияхмир безошибочно видит сигнал о том, что мы в этом едины и что мы преодолеем этовсе вместе».
После заседанияфинансистов G-7 Джордж Буш выступил с ободряющим заявлением о том, что «безкризиса нет прогресса». «Мир регулярно переживает финансовые потрясения, но ещеникогда не сплачивался перед лицом подобных угроз. То, что к решению проблемы государстваподходят сообща, должно принести положительный результат», заявил Джордж Буш.«Мы предпримем все, что в наших силах, для выхода из кризиса, и врезультате наших шагов мировая экономика станет более стабильной… Мы всепризнаем, что это — серьезный глобальный финансовый кризис, который требуетсерьезного глобального ответа. Я уверен в том, что ведущие индустриальныедержавы смогут справиться с нынешними проблемами», — подчеркнуламериканский президент. Развивая эту мысль, он отметил, что в прошлом, когдамир сталкивался с подобными кризисами, некоторые страны стремились«оградить себя» или получить какие-то выгоды за счет другихгосударств. «На этот раз все иначе, — сказал Буш. — Финансовые лидерымировых держав, которые собрались здесь, в Вашингтоне, работают всевместе». Глава Белого дома также счел необходимым подчеркнуть, что«США должны сыграть специальную роль, возглавляя усилия по противостояниюкризису».
Министры финансов«семерки» утвердили в Вашингтоне антикризисный план. В документе отмечается,что план носит безотлагательный и чрезвычайный характер". Его подкрепитьглобальный экономический рост.
По следам вашингтонскогосовещания состоялась ещё одна встреча в верхах, на этот раз в Париже с участием15 руководителей европейских стран, входящих в зону евро. Чрезвычайная ситуацияпотребовала и чрезвычайных мер. В унисон с США лидеры Еврогруппы фактическиобъявили о национализации значительной части банковской сферы. Корень проблемыв том, что из-за кризиса многие банки, боясь потерять собственные средства,прекратили предоставлять друг другу ссуды. А это привело к сбоям в работе всейфинансовой системы. Разблокировать её, восстановить прежнюю ликвидность теперьспособно только прямое государственное вмешательство. В самой Франции для поддержкинациональной банковской системы государство намерено взять на себя частьфинансовых рисков, с которыми сталкиваются предприятия в это сложное время.Кроме того, планируется, выдав необходимые гарантии, привлечь дополнительныесредства французских вкладчиков. Французский премьер Франсуа Фийон успокаивалграждан. По его словам, государство не допустит краха какого-либо изнациональных французских институтов. Министр бюджета Эрик Вэрт тоже призвалграждан не паниковать. Он заверил французов в том, что они «не потеряют ниодного евро, положенного на банковский счёт».
Французский президентНиколя Саркози крайне негативно отозвался о нынешней мировой финансовойсистеме. Он откровенно недоволен нынешним капитализмом как общественным строем.В своих выступлениях Николя Саркози высказался за переход к «регулируемомукапитализму». Он считает неправильным такое положение, когда целые областифинансовой деятельности отданы на откуп биржевым игрокам. Саркози призвал«полностью пересмотреть всю финансовую систему мира». Он назвал«безумием» ультралиберальный тезис о том, что «рынок всегдаправ». Саркози считает, что «необходимо ужесточить государственныйконтроль за банками и усилить их ответственность за спекулятивные операции сиспользованием сомнительных финансовых инструментов».
Мировой финансовый кризиспослужил катализатором обострения и других глобальных проблем. Одна из наиболееострых — продовольственная проблема. Обзор иностранной прессы показывает, чтоугрозу голода многие аналитики считают ныне гораздо более опасной, чем мировойфинансовый кризис и даже терроризм.
Во многом причина кризисазаложена в заведомо порочном механизме эмиссии долларов. Дело в том, что в СШАэмиссия долларов осуществляется на самом деле не государством, а частнойкорпорацией под названием Федеральная Резервная Система (ФРС) по вот какомумеханизму. Правительство США выпускает долговые обязательства, которые передаётФРС, которая встречно выпускает доллары. Доллары считаются обеспеченнымиобязательствами Правительства США, а обязательства Правительства США считаютсяобеспеченными налоговыми поступлениями. На первый взгляд всё стройно и логично,не так ли? В чём же подвох?
Подвохов тут как минимумтри. Первый подвох в том, что долларов в США на самом деле существует дваразных вида, хотя их учёт не разделяется доллары, созданные ФРС под обеспечениеобязательствами Правительства (назову их первичными), и доллары, создаваемыекоммерческими банками под обязательства частных лиц и организаций (их будуназывать вторичными). Первичные доллары могут существовать в виде напечатанныхбумажек, а вот вторичные – либо в сугубо безналичном виде, как например,расчёты по пластиковым карточкам, либо в виде расчётных чеков. Первичныедоллары имеют хождение везде, а вот вторичные доллары могут циркулироватьтолько в пределах системы банка-эмитента. Вся конструкция сохраняетстабильность только пока первичных долларов достаточно для покрытиянеравномерностей в обращении вторичных долларов.
Второй подвох в том, чтодолговые обязательства Правительства и частных лиц – процентные. ЕжегодноПравительство платит ФРС из бюджета (считай – из налоговых поступлений)определённый процент от общего объёма выпущенных обязательств (это называется«обслуживание долговых обязательств»). Процент небольшой, но тут дело важно впринципе! Данный механизм эмиссии подразумевает экспоненциальный рост величиныдолга Правительства перед ФРС. На начальном этапе существования этой системыникто ничего не замечает, система показывает завидную эффективность иживучесть. На самом же деле физический предел у этой системы есть – когдасобираемых налогов перестанет хватать на финансирование госрасходов иобслуживание долга. В этот момент банкиры перестанут покупать обязательстваПравительства, поскольку станет очевидно, что Правительство не может выплатитьсвои обязательства, и, как следствие, выпускать доллары, более того, начнуттребовать с Правительства урегулировать проблему задолженности Правительстваперед банкирами. На самом деле кризис случится гораздо раньше, и причина егокроется во втором подвохе!
Третий подвох состоит втом, что доллар используется в качестве мировой расчётной и резервной валюты!Причём в данном случае речь идёт только о первичных долларах. С одной стороны,выглядит, так, как будто бы США напечатали доллары и купили для себя товары,что позволяет им иметь самый высокий уровень потребления в мире. С другойстороны, циркулирование этих долларов за пределами США ничего не даёт самимСША, однако, за то, что ФРС когда-то выпустила этот доллар в обращение,налогоплательщикам США приходится расплачиваться всё время существования этогодоллара! Т.е. получив выгоду единовременно, американским налогоплательщикамприходится теперь расплачиваться за неё вечно! Проблема состоит в том, чтоамериканским налогоплательщикам приходится тащить на себе бремя оплатыпроцентов за выпуск не только долларов, циркулирующих внутри США, но и вообщевсех долларов в мире!
Непосредственнымпредтечей общего финансового и банковского кризиса в США был кризиссубстандартного ипотечного кредитования в 2007 году, то есть ипотечногокредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почтина $5 триллионов.[3] Американский финансистДжордж Сорос в «Die Welt» от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечногомыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, чтолопнул более крупный пузырь».
Общая тенденцияамериканцев жить в долг, подогреваемая финансовой олигархией США – привела кнынешней экономической ситуации. «Дай мне это сейчас, а я буду тебе должен!»Одним существенным условием существования рынка долгов является наличие доверияучастников этой системы друг к другу. И такое доверие у них было, посколькусейчас американцы (частные лица и организации) должны друг другуастрономическую сумму более 50 трлн. долларов. Необходимым условиемсуществования этой системы является хорошая ликвидность.
1.3 Основные последствияфинансового кризиса
Опубликованный 13 ноября2008 года экономический обзор Организация экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) констатировал, что развитые экономики мира вступили в рецессию.Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагало, что рецессия будетсамой суровой со Второй мировой войны, и впервые развитый мир вступает в неёсинхронно. 25 ноября 2008 года сообщалось, что, согласно расчётам Министерстваэкономического развития России, впервые с момента начала мирового кризисазафиксировано снижение ВВП в России в одном месяце по отношению к предыдущему:в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовомвыражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.
В половине ноября 2008года угроза скорой дефляции в развитых странах стала темой экономическихобозрений и анализа. В начале декабря 2008 года ректор Академии народногохозяйства при правительстве РФ Владимир Мау полагал: «В условиях нынешнегокризиса вполне мыслима ситуация сочетания дефляции в одной части мира истагфляции в другой. Мир может столкнуться с двумя параллельноразворачивающимися моделями кризиса, требующими противоположных подходов.Борьба с дефляцией в западном мире будет выталкивать инфляцию во внешний длянего мир, в развивающиеся экономики. А последние, повторяя западные подходы кборьбе с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции».
Экономическийобозреватель газеты The Financial Times Мартин Вулф в номере от 10 октября 2008года рассматривал возможные последствия кризиса 2008 года для процессаглобализации: «Как переживет кризис глобализация, которая зависит отпродолжения либеральной рыночной политики во всем мире? Технологии (особенноудешевление информации и средств коммуникации) тоже, конечно, играют большуюроль, но сами по себе они не способны развивать глобализацию. Куда большую рольиграет решимость развивать открытые финансовые системы, поощрять прямыеинвестиции и снимать торговые барьеры. Именно торговля — главный двигательглобализации. Нынешний финансовый кризис таит в себе три опасности дляглобализации. Во-первых, он может отбить желание либерализовывать финансовыерынки. Если даже США и Европа не справляются с управлением свободным финансовымрынком, как могут развивающиеся страны надеяться удержать контроль над ним?Во-вторых, он может подорвать веру в модель капитализма, основанную насвободном рынке. Наконец, кризис может ухудшить состояние мировой экономики».
13 октября 2008 года TheTimes писала, что в мире последует постепенный отход от однополярной глобальнойвалютной системы, основанной на долларе. Ссылаясь на «Жэньминь жибао» газетапривела мнение китайского экономиста Ши Цзяньсюня, призвавшего к«диверсификации валютной и финансовой системы и справедливому финансовомупорядку, который не будет зависеть от Соединённых Штатов».
Американский финансистДжордж Сорос в Die Welt от 14 октября 2008 года предрекал относительноеослабление экономики и упадок США и возвышение Китая: «В то время как у наснакапливались долги, они [китайцы] экономили и копили богатство. Китайцам черезкакое-то время будет принадлежать большая часть мира, поскольку они переведутсвои долларовые резервы и вклады в США в настоящие активы. Это изменитрасстановку сил. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет в результате совершённыхАмерикой за последние 25 лет грехов.».
«Новая газета» 15 октября2008 года, говоря о совместных действиях стран ЕС по оздоровлению финансовойсистемы, писала: «Для Евросоюза кризис сделал то, что не смогла сделать задесяток лет единая валюта евро: ЕС намерен начать формирование настоящегоэкономического правительства ЕС, в котором государства работали бы рука об рукус Европейским центральным банком.»
В интервью российскомужурналу The New Times от 18 ноября 2008 года профессор международной политическойэкономики Университета Джона Хопкинса философ Фрэнсис Фукуяма сказал: «… это неконец капитализма. Я думаю, это конец „рейганизма“. У Рейгана было несколькоидей, одна из которых состояла в том, чтобы сократить налоги, но траты оставитьна прежнем уровне: считалось, что это приведёт к экономическому росту. Ипривело, но это же породило и множество проблем. Другая идея состояла вдерегуляции, в том числе и в дерегуляции финансовых рынков. И именно здесьтаились самые крупные ошибки, эти идеи необходимо в корне пересмотреть. Именносейчас у американской политической системы появилась возможность рассматриватьновые пути и новые идеи. В последние два месяца, когда разворачивался кризис,доллар на самом деле укреплялся. Почему? Потому что в условиях ухудшающейсяситуации в экономиках многих стран инвесторы тем не менее полагают, чтоСоединённые Штаты лучше всего сохранят их сбережения. Я думаю, что вероятностьтого, что США потеряют позицию мирового экономического лидера, очень мала».[4]

2 Финансовый кризис и его последствия для экономики России
В нашей стране многиедолго не верили, что финансовый кризис докатится и до нас. С одной стороны, мыуже в значительной степени интегрированы в мировую экономику и зависим от неё.С другой стороны, непрерывные разговоры о нашем устойчивом экономическом ростеи больших золотовалютных резервах оказывали убаюкивающее действие. Казалось,наших возможностей достаточно, чтобы одновременно и наращивать государственныерасходы, и продвигать инвестиции частного сектора, и реализовывать крупныеамбициозные проекты. Но эта программа начала давать сбои ещё до того, какзакрутились мировые финансовые коллизии: в России начала неудержимо растиинфляция. А теперь экономические трудности становятся ещё ощутимее: нефтьподешевела, иностранный капитал бежит из России, банки закрывают кредиты, акомпании ломятся в любые двери, лишь бы рефинансировать долги. Правда, поданным нашей статистики, экономика всё ещё растёт. Но насколько надёжны этиданные? И как долго продлится этот «рост» в условиях обостряющегосякризиса?
Русская служба«Би-би-си» провела в Москве опрос, пытаясь выяснить отношение россиянк возможности серьёзного кризиса в нашей стране. Россияне испытывают смешанныечувства по отношению к финансовому катаклизму. Некоторые говорят, что им нечеготерять, другие надеются на помощь руководства страны, а кто-то обеспокоенвсерьез. Многие уверены, что накопленный стабфонд позволит смягчить удар, и егохватит на ближайшее время, но все зависит от того, насколько глубоким окажетсямировой кризис. Некоторые опасаются, что эти средства инвестированы вамериканский финансовый рынок, и, из-за сложившейся ситуации в США, они могутпросто обесцениться, причем довольно быстро. К тому же есть опасения, что этиденьги используются крайне неэффективно. Еще одной составляющей кризиса сталопадение цен на нефть, что привело к сокращению притока нефтедолларов вроссийский бюджет. По мнению опрошенных, основную массу россиян кризис пока незатронул. Пока он коснулся тех, кто планировал взять ипотечный кредит, но всложившейся ситуации вынужден отказаться от своих планов.
Первым звонком можетоказаться сокращение персонала в частных компаниях, которые связаны с ситуациейна фондовых рынках или возлагают надежды на осуществление долговременныхинвестиционных планов. Теперь их реализация может оказаться под угрозой, и этоможет стать серьёзным препятствием для дальнейшего экономического роста.Сокращение штатов может коснуться и тех, кто работает в финансовой сфере. Это,в силу обратной связи, не может не отразиться на финансировании реальногосектора, который также может пострадать. В первую очередь это относится кстроительству. Здесь относительно длинный производственный цикл, требующийпостоянной финансовой подпитки. При её дефиците возможны несоблюдение сроковстроительства, сокращение работников, снижение зарплаты. Негативные последствияв той или иной степени могут распространиться по экономической цепочке и надругие отрасли. Наши предприятия привыкли брать кредиты у своих региональныхбанков и за счёт них осуществлять производственную деятельность. Теперь, когдау банков возникают сложности с наличностью, предприятиям будет труднеепродолжать бесперебойную работу. Возможны нарушения условий хоздоговоров,несоблюдение обязательств по приобретению сырья и сбыту продукции. Следствиемэтого могут быть вынужденные простои, задержки выплаты или сокращение зарплаты.Дополнительное сокращение реальных доходов населения, и без того снижающихсяиз-за инфляции — одно из возможных последствий нынешнего кризиса. Если в этихусловиях население в массовом порядке увеличит свои текущие расходы, возникнуттрудности в розничной торговле: снизится товарооборот, произойдёт затовариваниедорогостоящими товарами длительного пользования и т.д.
Сейчас власти принимаютэнергичные меры, во многом аналогичные тем, которые приняты в США и Европе. Оникасаются прежде всего финансовой поддержки банковской сферы. Российские банкибрали большие кредиты на Западе. Теперь их надо отдавать, а кредитныеучреждения столкнулись с кризисом ликвидности. Помощь государства поможетрешить эту проблему. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов,направленных на стабилизацию финансовой ситуации в стране. Во исполнение этихзаконов Внешэкономбанк получит от Банка России 50 млрд долларов. Ещё 250 млрддолларов ВЭБ получит из Фонда национального благосостояния. В результате ВЭБсможет давать предприятиям и банкам кредиты в валюте. В свою очередь,предприятия смогут расплатиться с краткосрочными займами, взятыми за рубежом.Банки не закроют кредитные линии бизнесу и не перестанут кредитовать население.Сбербанк — самый крупный банк, работающий с гражданами — получит 500 млрдрублей в виде дешёвых (под 8 процентов годовых) кредитов. Также получат кредитыВнешторгбанк (200 млрд рублей ) и Россельхозбанк (25 млрд рублей). ЦентральныйБанк получает право кредитовать коммерческие банки, имеющие высокий рейтингнадёжности. Федеральный закон 174-ФЗ от 13 октября 2008 года предусматриваетстопроцентное страхование банковских вкладов населения на сумму до 700 тысячрублей. Эти меры призваны помочь отечественным банкам избежать банкротства,расширить свои возможности по кредитованию реального сектора экономики игарантировать надёжность вкладов граждан. Особенно важно, что эти меры будутспособствовать преодолению дефицита долговременных кредитов, поскольку длинныеденьги очень важны для выполнения стратегических планов подъёма российскойэкономики. Это тем более необходимо в условиях, когда из-за кризисазатрудняется получение нашими банками иностранных кредитов.
Россия осознала, что онаоказалась гораздо уязвимее к мировому финансовому кризису, чем сама ожидала, ирешила сесть за стол переговоров со странами Запада. По удачному определению,сформулированному в заголовке редакционной статьи английской «ФайнэншлТаймс» от 8 октября 2008 г., «Россия поняла, что она в одной тонущейлодке со всеми». Призыв президента России Дмитрия Медведева всем миромбороться с глобальным финансовым кризисом заслуживает одобрения. Тем самымРоссия показывает свою готовность участвовать в разрешении самой сложноймировой экономической проблемы за последние десятилетия. Дмитрий Медведевпредложил пять принципов выхода из финансового кризиса. Он считает необходимым,во-первых, упорядочить и привести в систему как национальные, так имеждународные институты регулирования; во-вторых, избавиться от дисбалансамежду объёмом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностьюинвестиционных программ, поскольку конкурентная гонка зачастую приводит кобразованию финансовых «мыльных пузырей»; в-третьих, укрепить системууправления рисками и исключить иллюзии по поводу бесконечного роста стоимостилюбого актива; в-четвертых, обеспечить максимальное раскрытие информации окомпаниях, ужесточить надзорные функции и усилить ответственность рейтинговыхкомпаний; в-пятых, сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров вмеждународной торговле, от свободы перемещения капиталов. Более того, по мнениюДмитрия Медведева необходимо пересмотреть деятельность существующихмеждународных экономических институтов и создать новые. Он считает, что ещё в90-е годы МВФ и ВТО себя серьёзно дискредитировали. Конечно, дискуссии о совместномответе на финансовый кризис не могут снять массу противоречий, влияющих сегодняна отношения между Западом и Востоком. Однако со временем финансовоесотрудничество может создать между сторонами достаточное доверие для того,чтобы возродить пошатнувшиеся надежды на заключение нового соглашения опартнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Позитивный подход к этомусоглашению может, в свою очередь, привести и к улучшению политических отношениймежду Россией и Западом. Это очень важно в стратегическом плане.
3 Перспектива выхода из кризиса и преодоление негативныхпоследствий
3.1 Перспективы выхода из финансового кризиса
Россия выходит из глубокой циклической депрессии на стадиюоживления конъюнктуры вслед за такими странами, как Болгария, Венгрия, Латвия,Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония. Причем вРоссии работает достаточно такой фактор, как “запаздывания реформ”, аналогичный“запаздывающей модернизации” в других представленных странах Центральной иВосточной Европы.
В России в экономике и политике принимались решения, противоречащиепроводимому курсу
Российская экономика переживала финансовый кризис начиная сосени 1997 г., который в августе 1998 г. вступил в острейшую фазу. Составныеэлементы этого кризиса хорошо известны и неоднократно упоминались в научной ипублицистической печати, а именно: дефицитный бюджет и основанный на нем ростгосударственной задолженности; неуклонное ухудшение финансового положенияреального сектора; острая напряженность на валютном рынке, выявившая теснейшуюсвязь состояния экономики с непонятным межстрановым движением спекулятивногокапитала; неустойчивость банковской системы, сопряженная с высокой долей“плохих долгов”, большими валютными пассивами и малыми валютными активами,чрезмерной зависимостью от вложений в высокодоходные государственные долговыеобязательства, и др.
Известно, что непосредственными причинами обвала рубля 17августа 1998г. явились сокращение валютных поступлений от экспортаэнергоносителей и уход в 1997-1998 гг. за рубеж спекулятивного капитала с рынкаГКО. Именно он стал эпицентром кризиса, так как на нем совместились всекредитные и валютные риски – большая вероятность наступлениянеплатежеспособности российского государства и девальвации рубля. Очевидно, чтоесли бы российское государство вместо допущения нерезидентов на рынок ГКОвыпускало бы для них и резидентов номинированные в долларах или инвалютныхрублях облигации, то можно было бы устранить валютный риск и таким способомснизить стоимость обслуживания государственного долга и уменьшить масштабыкризиса. И если бы Центральному банку не нужно было бы поддерживать рынок ГКО,он мог бы осуществлять только обеспеченную эмиссию, что предотвратило бы обвалрубля.
Стало общим местом утверждение, что российская программастабилизации экономики и финансов не являлась антикризисной, ибо ее основнаяустановка сводилась к очередному наращиванию внешних займов, призванныхподдержать пирамиду ГКО-ОФЗ за счет конвертации части внутренних краткосрочныхобязательств в долгосрочные внешние. Практически эта программа даваладополнительные гарантии по сохранению фиксированного обменного курса дляудержания иностранных спекулянтов на рынке российских государственных облигаций.Как правило, кредитов МВФ хватало только на период стабильного курса рубля, иэтот период использовался финансовыми спекулянтами для выхода из пирамиды ГКОдо ее краха. Тем самым реальный смысл запрограммированных “антикризисных мер”заключался в возможности вывезти из России капитал с запланированнойсверхприбылью и без риска потерь на девальвации рубля.
Подлинная сущность российского финансового кризиса – это:
во-первых, явное “разрешение на махинации” в банковской сферебез использования жестких методов контроля над операциями банков – будущихбанкротов;
во-вторых, очевидная и беспрецедентная неликвидностьреального сектора. У Центрального банка с его многотысячным штатом и защитойего интересов правоохранительными органами были, есть и будут возможностипоставить заслон любым махинациям с активами.
Поражает странная «неликвидность» реального секторароссийской экономики. Так, по достаточно аккуратным оценкам разных ведомствРоссии, около 60-80% всех сделок в этом секторе в 1998 г. осуществлялись без участия живых денег: либо в виде бартера, либо с применением денежныхсуррогатов, либо с сопровождающимися неплатежами. Такое «обезденежье» большейчасти предприятий стало причиной краха усилий по нормализации финансовойситуации, предпринимавшихся правительствами прежних составов.
Большую роль в обвале рубля сыграла не столько“недостаточность” экспортных доходов или заимствований у МВФ, сколькоширокомасштабная утечка капитала. По разным оценкам, в последнее время онасоставляла 20-30 млрд долл. в год, а за 1992-1996 гг.– около 90 млрд долл. Этапрактика продолжается. Но именно здесь роль государства в рыночной экономикедолжна быть определяющей, именно здесь привлечение правоохранительных органов вделе противодействия отмыванию денег должно быть приоритетным.
Надо вернуть в Россию большую часть незаконно вывезенногокапитала. Для выполнения этой трудной задачи нужны новые, нетривиальныеподходы. Ясно, что одними административными запретами тут не обойтись. Но остановить“бегство капиталов”, разорение государства, фирм и граждан можно толькорешительным укреплением платежной и налоговой дисциплины, системы валютного итаможенного контроля, внедрением и развитием системы конкурентоспособногопроизводства.
Качество развития России существенно хуже по факторам коррупции,поголовной криминализации и утечке капиталов, чем в странах Центральной иВосточной Европы
Но качественная динамика разворачивания экономическихпроцессов, как свидетельствует мой опыт предпринимателя, в этих странахсовершенно различна. Украина более всего похожа на Россию, хотя ей и удалосьизбежать официального дефолта. В то же время постсоциалистическое развитиеРумынии на качественном уровне более тяготеет к странам Центральной Европы: тамне заметны столь чудовищные масштабы коррупции в государственном аппарате, какв России и на Украине, не столь баснословны утечки капиталов (хотя это вопросскорее “идеологический”, чем экономический, ибо никто толком не знает, асколько именно, так как трудно оценить долю собственности “новых русских” и“новых украинцев” по количеству вилл на Багамах и яхт в океанах).
Начиная с октября 1998 г. индекс экономической активности в России, который строится как среднее геометрическое весовых индексовпромышленной продукции, сельского хозяйства, строительно-монтажных работ ирозничного товарооборота, в течение 1999 г. уверенно растет, а интенсивность роста производства достигает 7% в год.
Для того чтобы тенденция катастрофического спада в считанныемесяцы сменилась тенденцией резкого роста, оказалось достаточным провестидевальвацию рубля и не мешать. Начался процесс импортозамещения в результатесущественного ослабления конкуренции импортных товаров на российских рынках.Появился эффект расшивки денежного спроса внутри страны благодаря более-менеереальному соотношению темпов роста внутренних цен и номинального обменногокурса рубля к доллару, снижению нормы накопления в рублях и валюте (населениееще как бы по инерции пытается поддерживать докризисный уровень потребления).
Хорошо, что предприятия, фирмы и другие хозяйствующиесубъекты, лишившись такого универсального спекулятивного финансового актива,как ГКО-ОФЗ, утратили важнейший канал “непроизводительного” отвлечения денежныхдоходов, что способствует оживлению и монетизации хозяйственного оборота.Следует отметить резкий рост экспорта в связи с текущим подъемом мировых цен нанефть и некоторые цветные металлы, ослабление денежного голода, что отразилосьв снижении доли бартера в расчетах – с 54% в июле 1998 г. до 46% в марте 1999 г. Живые деньги, уходящие до кризиса в импорт, стали оставаться в России,утоляя денежный голод в экономике. Устойчиво начали расти продажи российскихпродуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей. При этом важноподчеркнуть, что экономическая политика современного российского правительстване мешает тенденции к экономическому росту.
3.2 Пути преодоления последствий финансового кризиса
Дальнейшему успеху преодоления последствий экономическогокризиса будут способствовать следующие действия.
Во-первых, нужно ориентироваться на реальный примерно 50%-ныйрост потребительских цен в 2000 г. вместо прежнего ориентира 30%, т.е.“придавливать” инфляцию ниже ее нормального уровня не будет смысла:оптимистичный уровень инфляции для России – 80% годовых.
Во-вторых, не должно произойти искусственного сжатия конечного спроса, и реальныйсектор экономики не должен быть принесен в жертву мнимой борьбе с инфляцией.Эффективность производства зависит прежде всего от развитости конкуренции, а наэтот фактор сегодня в России, к сожалению, мало обращают внимания. Хотяправительство и научилось управлять валютным рынком, позволяя поддерживать регулируемыеим темпы девальвации рубля при необходимой конвертации для целей импорта, нофактор конкурентоспособности фирм еще долго будет висеть как дамоклов меч.
Представляется необходимым принять меры, направленные напрекращение выполнения долларом функции важнейшего финансового актива. С этойцелью и ввелась обязательная продажа по рыночному курсу большей части валютнойвыручки юридическими лицами. Право приобретения валюты на рынке должнопредоставляться только под заключенные импортные контракты и обязательства попогашению задолженности. Чтобы эти меры были эффективными, важно наладить наоснове взаимодействия таможенных органов и коммерческих банков четкий контрольза движением валюты, связанным с осуществлением текущих операций. Тогда намногоменьше будет предпринимательского криминала, серого и еще более “темного” неформальногодвижения межстранового капитала.
В-третьих, до конца 2000 г. следует ожидать сохранения реального курса рубля насравнительно низком уровне – более благоприятном для производителя, чем до 17августа 1998 г. Следствием чего должны быть продолжение начавшегося процессаимпортозамещения и стимулирование российского производства, а также производства,ориентированного на экспорт. В то же время надо учитывать фактор либерализацииторговли, которая отнюдь не автоматически способствует конкуренции. Неисключено, что при новом допуске экономической либерализации отечественный производительбудет вновь выброшен из ряда сегментов внутреннего рынка.
В-четвертых, очевиден новый алгоритм перехода к экономическому росту в России: егоинициация возможна на базе расширения на первоначальном этапе степени загрузкипроизводственных мощностей путем стимулирования текущих расходов. Такой подходизвестен в макроэкономической теории как “парадокс бережливости”. Его суть втом, что при наличии свободных мощностей стимулировать нужно не сбережения иинвестиции, а текущие потребительские расходы – разумеется, на отечественнуюпродукцию. И хотя в этом случае норма сбережений падает, общий объем сбереженийи инвестиций не уменьшается (отсюда и парадоксальность ситуации), ибо на основезагрузки неиспользованных мощностей возрастает общий объем выпуска. И этоотнюдь не абстрактная теория. Сегодня даже эксперты Мирового банка признают,что в тех постсоциалистических государствах, где имеет место действительный экономическийрост, он начался раньше роста капитальных вложений. И лишь дальнейший рост производствапотребует инвестиций в промышленность, что и будет явным признаком переходастадии оживления в стадию долгосрочного роста.
В-пятых,приоритетной должна стать поддержка малого бизнеса. Нельзя допускать егозатухания. Россия нуждается в новой волне предпринимательства. Предстоитупростить и ускорить процедуры выдачи разрешений на открытие собственного делаи процедуры регистрации; прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса ипредусмотреть в ее рамках четкие льготы; облегчить доступ мелких производителейна рынок, освободить их от криминальных крыш. В то же время надо подчеркнуть,что так называемые бизнесмены-челноки – это, как правило, лица, нарушающие таможенно-налоговоезаконодательство и даже подлежащие уголовному преследованию. Во многих случаяхчелноки – это лишь прикрытие для теневого бизнеса.
В-шестых, нужно поднять эффективность налоговой системы, где ключевыми должнывыступать следующие два критерия: обеспечивает ли она стимулирование легальногоотечественного производства и реализует ли принцип социальной справедливости.Действующая налоговая система России не удовлетворяет ни первому, ни второмукритериям, в связи с чем необходимо, резко снизив общий уровень налогообложения,расширить базу последнего. Для решения этих задач следует отменить введенные в 1998 г. новые налоги; восстановить и расширить целевые льготы (стимулирование инвестиций и инноваций,освоение приоритетных направлений хозяйственной деятельности); устранитьиндивидуальные (незаконные и полузаконные) льготы; уменьшить налог на прибыльминимум вдвое; интенсифицировать изъятие природной ренты; повысить на порядокэкологические налоги; на основе введения государственной монополии на алкогольи табак наладить действенную систему взимания акцизов с реализации этихтоваров; ввести налог на имущество юридических и физических лиц исходя из егорыночной оценки; повысить начальный уровень обложения подоходным налогом довеличины реального минимального потребительского бюджета; отказаться от плановвзимания НДС по отгрузке продукции; изменить первоначальное распределениеполученных от взимания налогов средств в пользу регионов.
В-седьмых, в социальной сфере наиболее остры и требуют безотлагательного решениядве проблемы – бедность и безработица. В связи с первой важно констатировать:резервы дальнейшего снижения жизненного уровня основной массы населенияисчерпаны. Чтобы не допустить такого снижения, которое может стать катастрофическими увеличить масштабы бедности, необходимо завершить начатое погашение задолженностигосударства по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам; принятьмеры по защите вкладов населения в банках; восстановить отмененное в 1998 г. льготное налогообложение ряда потребительских товаров, расширить этот ряд; поэтапно поднятьминимальную зарплату и пенсию до прожиточного минимума. Фиксируемую частьэкологического налога, акцизов на алкоголь и табак направлять во внебюджетныесоциальные фонды.
В-восьмых, надо изменить отношение к проблеме занятости, острота которой до сихпор явно недооценивается. Проводимая политика занятости в России до сих порпассивно плелась за событиями, а не опережала и не предупреждала, во многомсводилась к выплате пособий по безработице.
Известно, что переход к активной политике занятостипредполагает преодоление представления, что занятость – пассивный результатскладывающейся в производстве ситуации. На деле занятость – один из главныхприоритетов промышленной политики, а ее повышение – один из важнейших критериевсоциально-экономической эффективности производства. Современный взгляд таков:эффективная экономическая политика и активная политика занятости вполнесовместимы и носят взаимодополняющий характер.
Лозунги активной политики занятости таковы: “Работа вместобезработицы”; “Финансирование труда, а не пособий по безработице”.Государственные расходы в сфере занятости в перспективе необходимопереориентировать на финансирование мер, активизирующих промышленноепроизводство. При определении действительных приоритетов промышленной политикикак на федеральном, так и на региональном уровнях следует ранжировать отрасли взависимости от их влияния на параметры занятости.
Именно такой экономический подход наиболее прогрессивенсегодня, и для России он предполагает стратегическую переориентациюструктурно-инвестиционной политики с капиталоемкой группы отраслей (и с низкимпотенциалом расширения занятости) в пользу отраслей легкой и пищевойпромышленности, промышленности строительных материалов, лесной и деревообрабатывающейпромышленности, сферы услуг, машиностроения и металлообработки. Каждый рубльинвестиционных вложений в указанные отрасли дает заметно большийсоциально-экономический эффект с точки зрения расширения занятости, а такженалогооблагаемой базы и совокупного потребительского спроса.
Предложенный перечень действий, которые могут обеспечитьпроцветание России и Украины, естественно, может быть продолжен иконкретизирован. Но дело не только в этом. Нужно не только снять остротукризиса, но и выйти на реализацию стратегической цели – обеспечения устойчивогоэкономического роста на базе увеличения конкурентоспособности производства иповышения на этой основе уровня жизни населения.
К числу несомненных угроз экономическому росту России нужноотнести риски политической дестабилизации и роста неопределенности в случаеразогрева инфляции.
России нужно выйти из зависимости от внешних сил ииспользовать имеющуюся власть для эффективного управления
Решение указанных выше задач для России не исключается, ночрезвычайно осложнено. Причина этого не столько в остроте кризиса, сколько вглубокой зависимости страны от внешних сил: как формулируют некоторыежурналисты, “страна посажена на иглу”. У этих сил сегодня есть мощныеэкономические рычаги воздействия на российскую внешнюю и внутреннюю политику.
Очевидно, что антикризисную экономическую программу в Россиипредстоит нацелить на мобилизацию внутренних ресурсов страны, таких, какналичествующие и простаивающие производственные мощности в промышленности,вынужденно безработные квалифицированные менеджеры, специалисты и рабочие;широкие экспортные возможности государственных предприятий, связанные, преждевсего с продажей нефти, газа и конденсата, ядерного топлива и электроэнергии,уникального инвестиционного оборудования и военной техники; на развитиеестественных монополий, находящихся под государственным контролем; разработкубогатства недр; целевую эмиссию денег в пределах замещения иностранной валюты иденежных суррогатов и многое другое. В этом отношении еще раз подчеркну: и вРоссии и на Украине экономические неудачи связаны как с масштабнойневостребованностью человеческого потенциала, так и с неумелой расстановкойакцентов в государственном управлении.
Как ни парадоксально, но финансовый кризис в России создалреальные возможности для расчистки завалов на пути к успеху, как вгосударственном, так и в частном предпринимательстве, всячески разрушаяпаразитическую и бесплодную систему финансовых пирамид, омертвляющихзначительную часть национального богатства.
Сегодня Россия обрела уникальный шанс – сформировать основыцивилизованной экономики XXI в., в которой творческая свобода ипредпринимательская инициатива будут защищены разумной и взвешеннойдеятельностью государства, отстаивающего интересы всего общества, а неотдельных олигархов или корпоративных групп. Такой путь вполне реален длясовременной России.

Заключение
Финансовый кризис 2008 года в России как часть мировогофинансового кризиса стал возможным, по мнению помощника Президента России А.Дворковича, из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировуюэкономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимостьроссийских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».[5]
Нынешний кризис мировой капиталистической системы не сталнеожиданностью. Его предсказывали многие аналитики. Он ещё и ещё разпоказывает, что Россия, покончив с советским прошлым, не должна идти понеперспективному пути воспроизведения капитализма. Хуже всего то, чтороссийская экономика и до сих пор остаётся в большей степени спекулятивной, чемреальной. Более того, спекулятивный характер нашей экономики, к сожалению,усиливается. К такому выводу уже давно пришли сотрудники департаментастратегического анализа ФБК и его директор Игорь Николаев. С этимнеутешительным выводом нельзя не согласиться. Не случайно в программныхдокументах правительства неоднократно встречаются заявления о необходимостисмены модели экономического развития с нынешней сырьевой на«инновационную». Эта смена предполагает усиление факторовинновационного роста и значительное увеличение инвестиционной активности.Проблема, однако, в том, какого рода эта инвестиционная активность, в состояниили она обеспечить желаемую смену модели экономики. Качество экономическогороста существенно отличается в зависимости от того, какие виды экономическойактивности дают наибольший вклад в ВВП — производственная составляющая илиспекулятивная, когда добавленная стоимость является результатом перепродаж. Помнению директора департамента ФБК Игоря Николаева, если сравнить, насколькобыстро растут инвестиции в основные средства по сравнению с финансовымивложениями инвесторов в акции, облигации и другие финансовые инструменты, тоокажется, что объём финансовых вложений превышает объём инвестиций внефинансовые активы в пять раз.
В этом аспекте любопытно поведение и другого показателя ростаэкономики — объемов торговли. В настоящее время в структуре валовой добавленнойстоимости по видам экономической деятельности торговля занимает самый большойсегмент (около 20%), значительно превышая и объем всего обрабатывающегопроизводства и добычу полезных ископаемых. При этом именно на перепродажах впервую очередь прирастает стоимость в торговле. Сам по себе ускоренный ростоптовой торговли, разумеется, не является негативным фактором. Однакогипертрофированное развитие этого сектора может служить еще однимдоказательством спекулятивности российской экономики. Столь же быстрымитемпами, как торговля, растет количество услуг финансового посредничества.Спекулятивная модель экономики отличается также и тем, что строится все меньшеобъектов производства, приоритет же отдается коммерческой недвижимости: офисам,магазинам и конторам по оказанию всевозможных услуг.
Спекулятивный характер российской экономики сложился не вчераи не позавчера, а ещё в начале 90-х годов. Достаточно вспомнить гигантскиефинансовые пирамиды, которые разбухали на притоке ликвидности и закончилисьчудовищным крахом во время дефолта в 1998 году. Сама власть поощряла вложениефинансовых средств в спекулятивные ГКО. Эти бумаги до поры до времениобеспечивали высокую доходность, и многие погрели на этом руки. И это привело кужасающей деградации основных производственных фондов. В то же самое времяфинансовый рынок длительное время процветал в силу того, что он был тесносвязан с ненасытными аппетитами иностранных спекулянтов. Брали кредиты зарубежом под 5-6 процентов годовых, а затем ссужали эти же деньги отечественнымзаёмщикам под 12-20 процентов. Эта спекулятивная прибыль напрочь отсекаламотивацию к развитию реальной отечественной экономики. Зачем налаживатьпроизводство, зачем строить дороги и заводы, зачем пахать и сеять, если можно«зарабатывать» огромные деньги чисто спекулятивным путём! Теперь,когда эта неуёмная жадность привела к финансовому кризису, для нас наступаетмомент истины.
Хроническая неспособность спекулятивной экономики наладитьотечественное производство жизненно важных товаров видна, в частности, напримере продовольствия. Засилье импорта в этой сфере приближается к опаснойчерте. Поголовье крупного рогатого скота за последние два десятилетиясократилось в России в три раза — с 60 миллионов голов до 22 миллионов. Странаввозит из-за рубежа более трети мяса, молока, сыра. За период с 1980 г. по 2006 г. вдвое сократилось производство хлеба, мяса, масла животного, муки, овощныхконсервов. Засилье импорта на прилавках не сулит нам ничего хорошего. Этопорождает иждивенчество и спекуляцию. За границей товары покупаются по однимценам, а здесь перепродаются по другим, с высокой наценкой. Отечественноесельское хозяйство приносится в жертву корыстным мотивам торговых перекупщиков.
Нынешние крупные финансовые вливания в банковскую системунеобходимы, но только в качестве пожарных, первоочередных мер. Они сроднисимптоматическим лекарственным средствам. Они облегчают симптомы тяжёлойболезни и предотвращают смертельный исход. Но они не излечивают больнуюэкономику. Рецидивы болезни могут оказаться тяжёлыми. Эффективное лечение можетбыть только одно — диверсификация экономики, превращение её из спекулятивной вреальную. Это не происходит само по себе, даже на фоне относительногофинансового благополучия. Для этого необходима целенаправленнаясоциально-экономическая политика государства.
Понимание этого есть. Правительство намерено предусмотретьбюджетные средства для оказания помощи наиболее значимым высокотехнологичнымпредприятиям путем покупки их акций. Правительство предлагает кредитныморганизациям обеспечить оборот всех авиакомпаний, заявил вице-премьер СергейИванов. «Кредитные организации будут обеспечивать оборот всех авиакомпаний», — сказал Иванов на ежегодном экономическом форуме «Эксперт-400». По его словам,это позволит авиакомпаниям в ближайшее время разрешить вопрос с неплатежами,так как сейчас без 100% предоплаты за авиатопливо и навигационные услуги ниодин самолет не может подняться в воздух. Сергей Иванов сообщил также, чтоправительство приняло решение о создании госкомпании по управлениюавтодорогами.«Принято принципиальное решение о создании государственнойкомпании по управлению автомобильными дорогами», — сказал он. «Она также будет управлятьи развитием придорожной сети», — добавил Иванов. Вице-премьер также сообщил,что к 2020 году планируется рост ввода автомобильных дорог в эксплуатацию в 3,2раза, то есть до 8 тыс. км в год. Кроме того, по его словам, будет созданаопорная сеть скоростного пассажирского движения со скоростями 160-200 км в час, построены высокоскоростные железнодорожные магистрали со скоростями до 350 км в час. Президент России Дмитрий Медведев поддержал предложение правительства о переводеотношений между авиационными и нефтеперерабатывающими компаниями надолгосрочные прямые контракты по поставкам топлива в целях нормализацииситуации в области авиаперевозок. Глава государства отметил, что заключатьподобные соглашения необходимо сейчас, в условиях низких цен на нефть.
Более того, пожалуй впервые с момента вступления в должность,у Дмитрия Медведева вызвала настоящее негодование сложившаяся ситуация с ценамив нефтегазовой сфере. Глава государства счел «безобразной» ситуацию с ценами наавиакеросин. Президент потребовал от правительства выяснить, существует ли вэтой области сговор, и принять самые решительные меры антимонопольногорегулирования, вплоть до максимально высоких штрафов и возбуждения уголовных дел.Такую жёсткую позицию в нынешних условиях можно только приветствовать. Давноследует принять решительные меры по борьбе с инфляцией и недобросовестнойконкуренцией, что, несомненно, будет способствовать скорейшему выходу страны изнынешних экономических неурядиц.

Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Российская газета. 1993. №237.
2. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 13 октября 2008 г. N 174-ФЗ О внесении изменений в статью 11Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации» и некоторые другие законодательные акты РоссийскойФедерации" // Российская газета. 2008. 14 октября.
Учебники, учебные пособия
3. Фельдблюм В.Ш. К общеэкономическойтеории через взаимодействие наук. — Ярославль: типография Ярославскогогосударственного технического университета, 1995.
4. Фельдблюм В.Ш. Вторжение внезыблемое (путь химика в политическую экономию). — Ярославль, издательство«Ещё не поздно» ООО НТЦ «Рубеж», 2007.
5. Кулапов В.Л. Теория государства иправа: учебное пособие. – Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2005. — 376 с.
6. Фининсовое право РФ:Учебник / Ф59 Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юристъ, 2004 – 576 с.
7. Химичева Н.И.,Покачалова Е.В. Финансовое право. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
8. Абалкин Л. Рольгосударства и борьба с экономическими догмами Экономист, 1998 №9
9. Шмелёв Н. “Кризисвнутри кризиса” М.: Вопросы экономики, № 10, 1998 год.
10. Борисов Е.Ф. “Экономическаятеория” М.: “Манускрипт”, Москва, 1993 год
11. Остапенко В. “Великаядепрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления” //Проблемы теории и практики управления, №1’98.
Статьи
11. Петров С. Бизнес и общество: Самиобвалили // Ведомости № 191 (2213), 9 октября 2008.
12. Редакция газеты. С новым 1997годом! // Коммерсантъ № 195 (4012), 25 октября 2008 г.
13. Губейдуллина Г. Отскок, но неразворот // Ведомости. № 209 (2231), 5 ноября 2008 г.
14. Крохина Ю.А. Теоретические основыфинансово-правовой ответственности // Журнал российского права. 2004. № 3.
15. Кувшинова О. Расплата заинтеграцию // Ведомости. №193 (2215),13 октября 2008.
16. Байер А. Картина мира: Последнийпузырь // Ведомости. №221 (2243), 21 ноября 2008.
17. Максим Шишкин. Кризис признанмировым // Коммерсантъ № 183(4000) от 9 октября 2008.
18. Михаил Горшков. Официальнаясоциология врет, количество бедных в России почти 50%. Шансов вырваться из нищетыу них нет. // РИА «Новый Регион». Публикации за 26 июня 2008.
19. Евгении Альбац. ЖурналNewTimes.ru // №46 (92) от 18 ноября 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.