СОДЕРЖАНИЕ
/>ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие фирмы и ее виды
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы иих взаимосвязь
1.3 Цели и задачи фирмы
1.4 Миссия фирмы
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Общая характеристика фирмы вусловиях рынка
2.2 Экономические условия хозяйствования
2.4 Финансово-экономический анализдеятельности фирмы
2.5 Финансовый результат и егосоставляющие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ВРоссии интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему ихразвитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономиканевозможна без фигуры предпринимателя — свободного и деятельного человека,хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирмаявляется главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходитинтенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирмаявляется опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то еёнеобходимо изучать со всех сторон. Поведение фирмы на рынке имеет большоезначение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для другихгрупп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучениеповедения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентамиадекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма всегда стоит вцентре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается нарыночных отношениях.
Цельюданной работы является рассмотрение понятия фирмы, ее места в рыночнойэкономике и показателей эффективности работы фирмы. В задачи курсовой работывходит:
1.Изучение общего понятия фирмы.
2.Рассмотрение общей стратегии фирмы в условиях рынка.
3.Финансово-экономический анализ деятельности фирмы.
Предмет: процесс рассмотрения существования фирмы в условиях рыночной экономики.
Объект:фирма и ее составляющие с теоретической точки зрения.
Методы:изучение и переработка теоретического материала,
анализинформации.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫИ ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятиефирмы и ее виды
Основнымиэкономическими агентами в любой экономической системе являются домашниехозяйства и фирмы. Если домашние хозяйства выступают в качестве потребительскихячеек экономики, то фирмы являются производственными ячейками. Фирма — этоорганизация, осуществляющая затраты факторов производства для созданияжизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. Фирмы отличаются друг отдруга по профилю работы, размеру, характеру продукции, структуре управления,организационно-правовой форме. Но все они объединяются нами общим понятием«фирма» и имеют определенную структуру (см. Приложение 1). Рассмотрим этоопределение подробнее.
Во-первых, фирма — этоместо, где в результате взаимодействия производственных факторов создаются иреализуются продукция и услуги. Во-вторых, не просто комбинация производственныхфакторов. Это в то же время организация — группа людей, работа которыхсознательно координируется в определенных целях, это производственныйколлектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемныеработники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. В то жевремя фирма как организация вступает в многообразные отношения с внешней средой- с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами иконкурентами, государственными органами, общественными организациями.В-третьих, фирма — коммерческая организация, т.е. преследующая извлечениеприбыли в качестве основной цели своей деятельности. В дальнейшем мы убедимся втом, что получение максимума прибыли основная цель фирмы.
С точки зренияорганизации предпринимательской деятельности
выделяют три формы:единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.
Единоличное хозяйствоэто такая форма организации бизнеса, когда собственником фирмы является одинчеловек, выполняющий все функции: управленческую, сбытовую, производственную,учетную и т.д. Примерами такой фирмы являются: услуги частного врача, адвоката,репетитора и др. Примером правовой формы единоличного хозяйства являетсяпредприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В общей численностивсех фирм единоличное хозяйство занимает первое место (около 80%), а вот пообъему производимой продукции — последнее (2%). Достоинствами единоличногохозяйства являются:
1) высокаяэффективность производства, обусловленная личной заинтересованностьюработающего в конечных результатах;
2) гибкое реагированиена изменение рынка;
3) простотаорганизации.
Но единоличноехозяйство обладает и недостатками:
1) отсутствиеспециализации труда, а, следовательно, и снижение его производительности;
2) сложностьпривлечения дополнительных ресурсов;
3) отсутствиеограниченной ответственности предпринимателя.
Эмпирические наблюденияпоказывают, что средняя продолжительность «жизни» таких фирм является околодвух лет. По истечении этого срока часть фирм становятся банкротами, частьперепрофилируется, а часть превращается в партнерство и корпорации.
Партнерство — объединение лиц (партнеров) для ведения совместной хозяйственной деятельности.Каждый партнер должен не только внести пай в складочный капитал, но и личноучаствовать в производстве товаров и услуг. В качестве пая можно вкладыватьденежные средства, оборудование, имущественные права на материальные инематериальные ценности. Партнерства в отличие от единоличных хозяйств могутиспользовать преимущества специализации труда, а также привлекать большееколичество ресурсов. Примерами партнерств является — производственныйкооператив, крестьянское хозяйство, полное товарищество. Успешная деятельностьпартнерства зависит от слаженности трудового коллектива, согласованности действийпартнеров.
Корпорация этоорганизационная форма бизнеса, которая представляет собой объединениекапиталов. В отличие от объединения лиц — в корпорации участник не обязанучаствовать в процессе производства. Правовой формой корпорации являютсяхозяйственные общества — общество с ограниченной ответственностью, общество сдополнительной ответственностью, открытое акционерное общество и закрытоеакционерное общество. Общее у всех перечисленных форм является то, что участниквносит пай в уставной капитал (в обмен получает акцию), и получает дивиденды всоответствии со своей долей. Дивиденды — это часть прибыли акционерногообщества, выплачиваемая акционеру в соответствии с его вкладом в уставныйкапитал. В случае банкротства общества акционер не несет ответственности передкредиторами своим личным имуществом, а лишь теряет стоимость своей акции ивозможность получать дивиденды в будущем. Акционеры, как было сказано выше, необязательно участвуют в текущей деятельности корпорации. Но они участвуют вуправлении хозяйственным обществом. Для этого создается орган управленияакционерного общества — общее собрание акционеров. То или иное решениепринимается голосованием. Для процесса голосования большое значение имеет то,каким количеством акций владеет акционер. Акция, являясь ценной бумагойсвидетельствующей о вкладе в уставный капитал общества, не только предоставляетвозможность получения дивидендов, но и дает право голоса при принятии решения.Строго говоря, различают простые и привилегированные акции. Простые акции негарантируют дивиденды. Владелец простой акции получит дивиденды в том случае,когда общество получит прибыль. При этом простая акция предоставляет правоголоса ее владельцу. Владелец же привилегированной акции будет получатьгарантированные дивиденды, но он не обладает правом голоса. В деятельностиакционерного общества важно кто владеет контрольным пакетом акций. Контрольныйпакет акций это такая доля в уставном капитале, которая позволяет заблокироватьрешение в процессе голосования.
Корпорация являетсянаиболее стабильной формой бизнеса. Выход какого-либо акционера не изменяетразмер уставного капитала фирмы. Этот акционер просто продает свою акциюдругому лицу, т.е. речь идет о смене собственника. Это не отражается напроцессе производства. В то же время корпорация имеет серьезный недостаток,обусловленный тем, что собственники (акционеры) могут быть отчуждены отпроцесса текущего управления предприятием. Менеджеры акционерного общества,роль которых могут выполнять наемные работники, не всегда действуют в интересахсобственников. Необходимо помнить, что целью собственника является максимизацииприбыли, а наемного рабочего — рост заработной платы.
1.2 Внутренняя ивнешняя среда фирмы и их взаимосвязь
Фирма– организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с цельюполучения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.
Главнаяцель фирмы – максимизация прибыли. Подчиненные цели: увеличение доли рынка,лидерство в НТП, эффективное производство, возвращение инвестиций, достойнаяоплата труда персонала, выполнение социальных обязанностей перед персоналом ит.д. В деятельности фирмы
выделяютусловия внутренней и внешней среды.
Внутренняясреда включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации(см.Приложение 2):
а)Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры ичастные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансовполучить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала. б) Трудовые ресурсы.Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использоватьсложную технику и оборудование. в) Законы государства. Организации обязанывыполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственныеорганы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своейкомпетенции. г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для нихжелательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации.д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенныенужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующихорганизаций.
Этувнутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь целями.
Внешняясреда состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленноговоздействия на деятельность организации(см. Приложение 3):
а)Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе намеждународный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, вкоторую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловыеотношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов испособность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономикепрогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобыпреодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение илиуменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара илидругих твердых валют. б) Научно-технический прогресс. Технические новшестваповышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, атакже расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высокихтехнологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, атакже использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризацияприборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние наразвитие и деятельность организации. в) Социокультурные факторы. Это жизненныеценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние надеятельность организации. г) Политические факторы. К ним относятся:экономическая политика административных органов государства, т.е. системаналогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защитепотребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Дляорганизации, осуществляющей международную деятельность, существенное значениеимеет политическая стабильность данного государства, а также установка с егостороны специальных пошлин на импорт товаров. д) Отношения с местнымнаселением. Характер отношений с местной общиной является очень важным дляучета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют своиспецифические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловыхотношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержанияхороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальныхпрограмм, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.
Черезсистему маркетинга фирма выходит во внешнюю среду и живет по ее законам. Кцелям маркетинга относят: удовлетворение потребностей и запросов клиентовфирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпов продаж иконкурентоспособности, завоевание определенных долей и сегментов рынка, ростнормы прибыли и всех ее производных, завоевание хорошего имиджа фирмы,позиционирование торговых марок и многое другое.
Еслифирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут бытьне те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результатаназывается риском.
Воздействоватьна внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способыдостижения поставленных целей – это задача предпринимателя. Решать эту задачуему помогает система управления, или менеджмента.
1.3 Цели и задачи фирмы
Цель — это конечноесостояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.Поставленные цели фирмы используют для установления стандартов, для оценкиэффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью можетбыть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегдаоснованы на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит отточности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем вышенеопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различаютсяцели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и целиспецифические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельностипроизводственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей илиориентиров. Цели обладают рядом характеристик: — конкретные и измеримые цели.Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базуотсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легчеопределить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществленияцелей; — ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочныецели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечениядолгосрочных; — достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышаливозможности организации; — взаимно поддерживающие цели. Действия и решения,необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. Установлениецелей — анализ тенденций, наблюдаемых в окружении. Установление предполагаетпрохождение трех обязательных фаз: выявление общих для организации целей;построение иерархии целей; установление индивидуальных целей. Конечная цельфирмы состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмыпутем рациональной организации производственного процесса, включая управлениепроизводством и развитие технико-технологической базы, а также эффективноеиспользование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации,творческой активности и лояльности каждого работника. Классификация целей можетосуществляться: — по охватываемой сфере (общая, частная цели); — значению(главная, промежуточная, второстепенная); — количеству переменных (одно- имногоальтернативная); — предмету цели (рассчитан на общий или частныйрезультат). Типичные результативно-хозяйственные цели: — стремление к доходу; — стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния,обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); — стремление к увеличению оборота;- стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные,социальные цели. При постановке целей должны учитываться и внутренняя средафирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести кследующим укрупненным сферам: — производство; — маркетинг; — НИОКР; — финансовое управление; — общее управление. Такое деление на сферы деятельностиносит условный характер и конкретизируется в общей и производственнойорганизационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельностисвязаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Понятие«задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи — это цели,достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода,на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает нанепосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачучасто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна бытьвыполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачипредписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает рядзадач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целейорганизации. Задачи фирмы делятся на три категории. Это работа с людьми(например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе),информацией (например, задача казначея). Важнейшей задачей является организацияпроизводства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихсяматериальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельностипредприятия и его стабильного положения на рынке. Фирма — явлениеорганизационное. Организовать — значит создать некую структуру. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людямэффективно работать вместе для достижения его целей.
1.4 Миссия фирмы
Дляуспешной деятельности фирмы в условиях рынка недостаточно ответить на простыевопросы — что и для кого производить. Важнее определить — зачем или во имя чегосуществует ваша компания, то есть, какова ее миссия.
Еслив качестве цели деятельности организации ставятся только деньги, то от такойкомпании трудно ожидать больших успехов, стабильных и долговременных. Деньги — очень короткая цель. Эта цель находится внутри компании и не побуждает ее кдвижению. Кроме того, эта цель не имеет четкого количественного выражения.
Длятого, чтобы иметь стабильный и долговременный успех, предприниматель долженстремиться жить по законам цивилизованного рынка. Цивилизованный рынок — этовсегда конкуренция, что требует от фирмы поддержания своего высокогоконкурентного статуса. А это невозможно без формулирования фирмой своейобщественно значимой
миссии,которая, как неоднократно доказала мировая практика, должна волей
илиневолей способствовать становлению и укреплению:
— нового мирового экономического порядка,
— национальной экономики,
— созданию промышленности нового типа,
— развитию науки, образования, а также других социально значимых видовдеятельности.
Толькопо формулировке миссии покупатель или потребитель
продукциифирмы может оценить приоритеты, которыми руководствуется данная фирма, а такжеоценить цели и направления ее деятельности. Практически все ведущие компаниимира к подобным вопросам относятся всерьез, и с прибылью у них все в порядке. ИРоссия в этом смысле не является исключением.
Болеетого, по мнению американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена,компании, которые четко сформулировали для себя лишь финансовые цели, и близконе подходили к таким финансовым результатам, каких достигали компании с болеешироким диапазоном ценностных установок.
Когдалозунг «подъем российской экономики, государственности, производства,науки, образования, подъема жизненного уровня людей и т. д.» становитсякаждодневной внутрифирменной реальностью, то персонал воодушевлен — у всех естьобщее дело. И персонал фирмы начинает работать не только за зарплату.Появляется нечто большее, что объединяет сотрудников фирмы — корпоративнаякультура, являющаяся важной частью конкурентного статуса фирмы. Значительноэффективнее используются все ресурсы фирмы (финансовые, производственные,материальные, информационные, интеллектуальные, информационные, людские и др.);у фирмы появляется больше возможностей, и она становится управляемой; увеличиваетсячисло инвесторов, желающих вложить в нее свои средства; клиенты болеевнимательно относятся ко всем проводимым фирмой мероприятиям; налаживаютсявзаимоотношения между фирмой и властью и т. д. Все это в конечном итоге иобеспечивает фирме успех. Как известно, миссия — это основная (общая) цельдеятельности организации, четко выражающая причины ее существования, ееобщественно-социальную значимость.
Практическивсе фирмы, процветающие в настоящее время на рынке, официально сформулировалисвою миссию в письменном виде — в форме программного заявления. Утвержденнаямиссия определяет всю деятельность организации: от планирования до сбытаготовой продукции или предоставления услуг. Программное заявление (миссия), сточки зрения рыночной ориентации, помогает фирме конкретизировать своюдеятельность по обслуживанию определенных групп потребителей и/илиудовлетворению конкретных нужд и запросов. Миссия — та макроэкономическая роль,которую берется осуществлять компания на мировом или национальном рынке.Управляющие вольны определять свое предназначение как угодно, но одноидеалистическое обстоятельство они должны учитывать: масштабность взятой насебя миссии прямо определит количество ресурсов, которыми будет оперироватькомпания.
Миссия фирмы должнаслужить фактором привлечения клиентов, инвесторов, покупателей. Она показываетобществу способность фирмы прогнозировать будущие нужды и потребностипотребителей, быстрее других и с меньшими затратами удовлетворять их и, темсамым, доказывать потребителям свое превосходство над конкурентами. Этим самымфирма создает своего потребителя, показывая ему, какие потребности она можетудовлетворить наиболее полно. На основе анализа различных факторов руководствомфирмы обосновывается концепция обеспечения ее конкурентного преимущества нарынке и формулируется миссия этой фирмы.
Вдальнейшем на основе миссии (то есть ответа на вопрос, зачем, ради чего онасуществует) идет формирование всей системы управления фирмой. Формированиемиссии является важнейшим элементом (целью) экономической стратегии.Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:
— Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков иосновных технологий. Миссия отвечает на вопрос, какой предпринимательскойдеятельностью занимается фирма.
— Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы,задавая ей набор ограничений и условий функционирования.
— Корпоративная культура фирмы, то есть ответы на вопросы, какого типа
рабочийклимат существует внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат. Иначеговоря, культура — это имидж фирмы, ее положение, представление о ней вобщественном сознании.
Миссиядолжна обозначать цель или, другими словами, давать прогноз развитияобщественных потребностей, критериев их оценки и социальной значимости.Основным элементом прогноза является идеал, который обозначает не просто то,что будет, а то, что должно быть, к чему надо стремиться. В конечном итогепрогноз становится предметом убежденности и веры. Если у фирмы отсутствуетмиссия, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что у этой фирмы нет ичетко сформулированных, принятых коллективом долгосрочных целей, аследовательно, нет и будущего. В этом случае распад фирмы гарантирован. Делотолько во времени. И то, что руководству многих бывших флагманов отечественнойиндустрии все труднее и труднее управлять своими предприятиями, все труднееобеспечить их нормальное функционирование в рыночных условиях, все труднеереализовывать свою продукцию, труднее поддерживать работоспособность своихколлективов и т. д. явно свидетельствует о наличии на таких предприятияхсистемного кризиса. У руководителей таких предприятий нет миссии и вытекающихиз нее долгосрочных и среднесрочных целей. Иными словами нет идей по обеспечениюконкурентоспособности своей фирмы на рынке.
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ
2.1 Общаяхарактеристика фирмы в условиях рынка
Рынок- это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которыескладываются между товаропроизводителями и покупателями по поводукупли-продажи.
Условияфункционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и ихравноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция,являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рыноквыполняет следующие функции:
— регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
— контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта изатраченного на его производство труда);
— распределительную (устанавливает необходимые воcпроизводственныепропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
— стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использоватьновую технику);
— информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
— санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых,неконкурентоспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктурурынка составляет совокупность субъектов, имеющих
разныенаправления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночныхконтрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся:товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческиеинформационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средствакоммуникации.
Существуютследующие принципы поведения хозяйствующих
субъектовв рыночной экономике:
1)принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательскойдеятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических ипредпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело ивоплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерныхограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;
2)принцип свободного рыночного ценообразования;
3)принцип главенства потребителя;
4)принциппартнерства (на основе договоров и контрактных отношений);
5)принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основегосударственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового,финансово-кредитного и трудового законодательства).
Предприятие,являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросысоциального развития не только собственного трудового коллектива, но и местногои общегосударственного значения.
Поведениехозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
— взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
— ответственности перед конечным потребителем;
— достиженияэкономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
— экономного веденияхозяйства;
-соблюденияэтического кодекса предпринимательства. До средины ХХ в. подходменеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующихположениях: — что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества; — дело бизнеса –бизнес; — надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыльдолжна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Этотподход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революциивозобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезнуюсоциальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детскомтруде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В тоже время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен,фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора,политического влияния, загрязнения среды и т.д. Первоначально термин «фирма»(от итальянского firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне — этоорганизационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферахэкономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономическойсамостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмымногообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью,коммандитное общество и другие. Лауреат Нобелевской премии Р.Коуз полагает, чтофирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинаетзависеть от предпринимателя. Фирма — это «генератор богатства» общества:генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживаетрасширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создаетрабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, какрынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но ирынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирмможет дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существованиерынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типовотношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений,которые представляют собой отношения сознательного регулирования производства,отношения координации, для эффективности которых большое значение имеютнерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила,традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значениедля других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев.Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическимиагентами адекватных решений, как на микро — так и на макроуровне. Современнаяфирма — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых ифинансовых предприятий национального и международного уровня. Главное всовременной фирме — ее кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые,инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью,инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями,опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величинуфункционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные отталанта и труда ее коллектива. Уровень развития фирм во многом предопределяет иуровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность. Все фирмыв качестве родовых признаков имеют: многоуровневую вертикальную иерархию (типапирамиды), переход внутрифирменных отношений в административные, отсутствие врамках внутрифирменных иерархий товарно-денежных отношений, обмен междуподразделениями в виде обмена деятельностью, не опосредованногодвижением денег, отсутствие равноправных экономических отношений междусубъектами (подразделениями), отсутствие симметричности информационных потоковдля разных уровней иерархии.
2.2 Экономическиеусловия хозяйствования
Они имеют важноезначение для предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяютсаму «линию поведения» — стратегию и тактику развития бизнеса. Еслипредприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего,отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности.Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантийтого, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства иразорения.
Если же предприятиюприходится ежедневно заботиться о своем выживании, напряженность работы всех — от уборщицы до директора — гораздо выше, но вместе с тем выше и доход. Внастоящее время актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока,как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее,можно проводить различие между предприятиями, которые полностью «окунулись»в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые вомногом сохраняют прежние «госплановские» традиции работы (в худшем ихпонимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к рыночнойэкономике, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своейдеятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило,безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далееречь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы нарыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорнойборьбе за выживание и прибыль.
Попробуем выделитьосновные черты рыночного хозяйствования:
1. Самоокупаемость исамофинансирование, подразумевающие, что предприятие пользуется толькособственными источниками средств, а также средствами кредиторов, которыенеобходимо вернуть с процентами и в срок.
2. Самостоятельность впринятии экономических и иных решений означает, что предприятие самоопределяет, что, когда, сколько производить и продавать (как правило, этоопределяют акционеры, еще на этапе учреждения предприятия), с кем заключатьдоговоры и вообще какие осуществлять сделки.
3. Правоваязащищенность предприятия, его акционеров и работников от произвольного инеобоснованного вмешательства в дела предприятия со стороны других лиц, в томчисле, государства. Это означает, что свобода рынка подразумевает обязательстваего участников, в том числе, обязательство уважать права и независимостьдругих, что защищается законом (в судебном и ином порядке).
4. Свободаценообразования и конкуренции означает, что по большей части цены складываютсяна рынке под воздействием факторов спроса и предложения, а не устанавливаютсякаким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти нарынок и выйти с него.
2.3 Общая стратегияфирмы в условиях рынка
Стратегия рыночногопредприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели упредприятий, которые только «на пути к рынку», т.е. проходят периодадаптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшениеуправления, повышение эффективности производства, конкурентоспособностивыпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержекпроизводства, улучшение финансово – экономических результатов деятельности идр.
Для эффективной работыфирмы необходимо выработать:
1) защиту правучастников (учредителей);
2) четкое разграничениеответственности участников (учредителей) и
руководителейпредприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечениесвободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества иперехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитиипредприятия (эффективным собственникам);
3) обеспечение инвестиционнойпривлекательности предприятия;
4) создание системыхозяйственно — договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдениеконтрактных обязательств;
5) достижениепрозрачности финансово — экономического состояния предприятий для их участников(учредителей), инвесторов, кредиторов;
6) созданиеэффективного механизма управления предприятием;
7) использованиепредприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
8) повышениеквалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивостиразвития предприятия.
Основными направлениямистратегии фирмы являются следующие:
1) выявление иустранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
2) инвентаризацияимущества и осуществление реструктуризации имущественного комплексапредприятия;
3) рыночная оценкаактивов предприятия;
4) анализ положенияпредприятия на рынке, его финансово –
хозяйственнойдеятельности и эффективности управления предприятием;
5) выработка стратегииразвития предприятия;
6) подготовка и переподготовкакадров.
При определенииположения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию опоказателях экономического развития отраслей и регионов, направленияхгосударственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятиемпродукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественногопроизводства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции ипотребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции — заменителя;потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждогоего сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкостьрынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортныхрынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля нарынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабыхсторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижениютовара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществлениярасчетов «живыми» деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровнеконкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию — заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
По результатаммаркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический исредневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозоврекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждомувиду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка;оценивать потенциальные риски деятельности предприятия. Выработка стратегииразвития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективноераспределение и использование всех ресурсов — материальных, финансовых,трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке;перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений какреакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенныхпрогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков,проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективностиуправления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определениеследующих параметров: — регион или территория, на которую направлен сбытпродукции;
— степеньгеографической дифференциации этого сбыта; — доля рынка, которую предполагаетсязанять;
— группа потребителей,на которую направлен сбыт продукции;
— связь «продукт — рынок» в качестве основы концепции маркетинга; базовая ценовая стратегия(лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.); — вид стратегиидеятельности предприятия (стратегия конкуренции,
стратегия расширениярынка и т.п.); квалификация и практический опыт
персонала, необходимыйдля успешной конкурентной борьбы; — возможность кооперации с другимипредприятиями и организациями.
2.4Финансово-экономический анализ деятельности фирмы
Основными компонентамифинансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:
- анализ бухгалтерскойотчетности;
- горизонтальныйанализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- расчет финансовыхкоэффициентов.
Анализ бухгалтерскойотчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных вбухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетностиопределяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источникиформирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками ипокупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваетсяобъем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнитьфактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причиныих несоответствия. Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателейбухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболеераспространенными методами горизонтального анализа являются простое сравнениестатей отчетности и анализ их резких изменений и анализ изменений статейотчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое вниманиеследует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономическойприроде не соответствует изменению другого показателя. Вертикальный анализпроводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общемитоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущегопериода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоненийпоказателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведениианализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективностьприменяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности,использование различных методов учета (учетной политики), уровеньдиверсификации деятельности других предприятий, статичность используемыхкоэффициентов. Особое значение имеет финансовый анализ в ходе осуществленияинвестиционных проектов. Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестицийявляется неотъемлемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях.
Методы диагностикифинансового состояния предприятия могут рассматриваться в двух аспектах:
1) методы, связанные сопределением обобщающих показателей, относящихся к обследуемому предприятию;
2) методы, дающиевозможность оценить финансовое положение на
основе вычисляемыхинтегральных критериев, позволяющих определить
место, которое данноепредприятие занимает в ряду других.
При проведении анализафинансового состояния устанавливается дееспособность предприятия в отношенииссуд, (по прошлому опыту, а также вероятность возврата инвестиционныхкредитов), т.е. репутация заемщика, способность получать доход, формы и размерыактивов, а также отношение к ним и состояние экономической конъюнктуры.
Обобщающие показателиоценки финансового состояния характеризуют:
- ликвидность;
- привлечение заемныхсредств;
- оборачиваемостькапитала;
- прибыльность.
Конкретный наборлокальных показателей может варьироваться в зависимости от специфики отрасли,целей проекта и прочих факторов.
2.5 Финансовыйрезультат и его составляющие
Финансовый результат(прибыль или убыток) слагается от финансового результата от реализациипродукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия идоходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этимоперациям. Рассмотрим составляющие финансового результата подробнее. Прибыль(убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется какразница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующихценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на еепроизводство и реализацию. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, ноотносящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результатыотчетного года. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся кследующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьейкак доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результатыпри наступлении отчетного периода, к которому они относятся. Балансовая прибыль(убыток) отчетного периода и ее использование отражается в балансе отдельно: впассиве баланса — полученная прибыль и ее авансовое использование,нераспределенная прибыль, а в активе баланса – фактически полученный убыток. Ввалюту баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыльотчетного периода и прошлых лет. При определении прибыли от реализации основныхфондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитываетсяразница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточнойстоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой наосновании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной наиндекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом ПравительствомРоссийской Федерации.
По основным фондам,нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимостькоторых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимостьэтих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и отбезвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемуюприбыль. В случае, если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов ииного имущества, скорректированная на индекс инфляции, равна продажной цене илипревышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается насумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и иногоимущества и не увеличивается на сумму превышения остаточной (первоначальной)стоимости основных фондов и иного имущества, пересчитанной на индекс инфляции,над их продажной ценой. Индекс инфляции не применяется в случае реализацииосновных фондов и иного имущества по цене равной или ниже их остаточной,первоначальной стоимости.
По предприятиям,осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактическойсебестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена нааналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но нениже фактической себестоимости. В случае, если предприятие не могло реализоватьпродукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества илипотребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночныецены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимостиэтой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая ценареализации продукции.
Под сложившимисярыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на моментисполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции вданной местности, которая определяется, исходя из экономической возможностипокупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. Приэтом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт илигруппа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границнационально- и административно-территориальных, национально- государственныхобразований. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции поценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало)аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всемсделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальныхцен реализации этой продукции. При осуществлении предприятиями обменапродукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целейналогообложения определяется, исходя из средней цены реализации такой илианалогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в которомосуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой илианалогичной продукции (работ, услуг) за месяц — исходя из цены ее последнейреализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие обмениваетвновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обмениваетприобретенную продукцию (основные средства, производственные запасы, малоценныеи быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), то для целей налогообложенияпринимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся намомент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактическойсебестоимости (балансовой стоимости).
В себестоимостьприобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке,хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иномуимуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость.Сумма выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием наосновании расчетов, которые представляются в налоговый орган по местунахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом поналогу на прибыль. Внереализационные доходы и расходы — это денежные средства,которые получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основнойдеятельности (отсюда и их название), которые могут быть представлены следующимобразом.
В состав доходов(расходов) от внереализационных операций включаются доходы, получаемые отдолевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества варенду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценнымбумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) отопераций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг)и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим переченьзатрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядокформирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемойприбыли. В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммысредств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствиисовместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фондыпредприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством;средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностраннымигосударствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств,полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российскимобразованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированнымипредприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционныхконкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочернимипредприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых наразвитие производственной и непроизводственной базы в пределах одногоюридического лица). Суммы, внесенные в бюджет или в государственныевнебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, аотносятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Приватизируемые предприятия,реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиямтаких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают ихв учете как целевое финансирование на кредите счета «Целевыефинансирование и поступления» в корреспонденции со счетами учета денежныхсредств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке,предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии сусловиями инвестиционных конкурсов (торгов). Суммы полученных инвестиций,используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционнойпрограммой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средстваиспользованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению вналогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благополучноефинансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного иэффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимообеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность егобаланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.
Для этого необходимоизучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельностипредприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовыеоперации, движение денежных потоков и т.п.) для выявления глубинных причинизменения финансового положения. Применение многостороннего комплексногоанализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки дляуправления отдельными показателями, и соответственно и для усиления ихвоздействия на улучшение финансового климата.
Устойчивое финансовоеположение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественныхпоказателей, как — производительность труда, рентабельность производства,фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещениюсредств предприятия способствует правильная организацияматериально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность поускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия,отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильностьпоставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этиманализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон егодеятельности должны взаимно дополнять друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов,Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф. Борисов. – М.: «Юрайт», 2005.- 400с.
2. Голубков,Г.П. Основы маркетинга. Учебник, 2-е издание, перераб. и доп. / Г.П. Голубков.- М.: Финпресс, 2006.- 167 с.
3. Гражданкина,Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2008.-96с.
4. Гукасьян,Г.М.Экономическая теория / Г.М. Гукасьян. — СПб.: Питер, 2006.- 258 с.
5. Ефимова,Е.Г. Экономика: Учебное пособие / Е.Г. Ефимова. – М.: Издательство «МГИУ», 2005.-368с.
6. Журавлева,Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.- 574 с.
7. Зайцев,Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие 2-е доп./ Н.Л. Зайцев. – М.: Инфра-М, 2008.- 455с.
8. Круглова,Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник / Н.Ю. Круглова. — М.: Издательство «РДЛ», 2005.-560с.
9. Курсэкономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: АСА,2003. — 752 с.
10. Ломакин,В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин. – М.: Юнити-Дана, 2007.- 672с.
11. Максимова,В.Ф. Микроэкономика: Учебно-метод. компл. / В.Ф. Максимова. – М.: Изд. центр ЕАОИ,2009.- 204с.
12. Матвеева,Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Т.Ю. Матвеева. — М.: Изд. домГУ ВШЭ,2007.-511с.
13. Микроэкономика.Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов / под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД " КноРус", "Издательство ГНОМ и Д", 2001.- 362 с.
14. Микроэкономика.Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. В. Сидоровича. — М.: ДИС,2002.-413 с.
15. Микроэкономика.Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. — М.: Питер, 2002.- 230 с.
16. Микроэкономическийподход: практический подход / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. — КНОРУС, 2008.- 223 с.
17. Мильнер, Б.З. Теорияорганизации: Учебник 5-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М,2006.– 720с.
18. Мироваяэкономика: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити,2007.- 240с.
19. Нуреев,Р.М.Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. — М.: Норма, 2005.- 385 с.
20. Розанова,Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник / Н.М. Розанова. – М.: Экономика,2009.- 448с.
21. Сажина,М.А. Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / М.А. Сажина, Г.Г.Чибриков. – М.: Норма, 2007.- 672с.
22. Скляренко,В.К. Экономика предприятия: Учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М.:Инфра-М, 2006.- 528с.
23. Тарасевич,Л.С. Макроэкономика: Учебник 6-е изд. испр. и доп. / Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский.- М.: Высшее образование, 2006.- 654с.
24. Титов,В.И. Экономика предприятия: Учебник / В.И.Титов. – М.: Эксмо, 2008.- 416с.
25. УилэнЧ.Голая экономика. Разоблачение унылой науки / Ч. Уилэн. — М.: Олимп Бизнес,2005.- 186 с.
26. Шевчук,Д.А. История экономики: Учебное пособие / Д.А. Шевчук.- М.:Эксмо,2009.- 305с.
27. Экономикапредприятия: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Юнити-Дана, 2007.- 670с.
28. Экономикапредприятия (фирмы): Учебник 3-е изд., перераб. и доп. / Подред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: Инфра-М, 2007.- 601с.
29. Экономикапредприятия (фирмы): Практикум / Под ред. В.Я.Позднякова, В.М. Прудникова. – М.: Инфра-М, 2008.- 319с.
30. Экономическаятеория:Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2008.- 527с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Внешняя среда фирмы
/>
Рыночно ориентированнаясистема управления организации
/>