Реферат по предмету "Экономика"


Факторинговые операции в коммерческом банке

Галина Григорьевна Kopoбoвa, доктор экономическихнаук, профессор, заведующая кафедрой банковского дела Саратовскогогосударственного социально-экономического университета.
Основнаяцель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своихклиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Рассмотрим основные видыфакторинговых операций: факторинг с финансированием и без финансирования;открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг; без права регресса и с правомрегресса; внутренний и международный и т.д.
Вэкономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. Приэтом наиболее распространенным является его определение каккомиссионно-посреднической и кредитной операции. Термин «факторинг» — отанглийского factor (агент, посредник, маклер).
Вфакторинговых операциях действуют три стороны:
факторинговаякомпания (или факторинговый отдел банка);
клиент(кредитор, поставщик товара);
предприятие(фирма) — потребитель товара.
Основнаяцель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своихклиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. В мировой практикесуществуют следующие виды факторинговых операций:
факторингс финансированием и без финансирования;
открытыйи закрытый (конфиденциальный) факторинг;
безправа регресса и с правом регресса;
внутреннийи международный и т.д.
Прифакторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступаетфактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычноклиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Такимобразом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплатыпоставленных товаров.
Резервные10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются наопределенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качествупродукции, цене и возмещаются поставщику в дальнейшем в момент поступленияплатежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, таккак позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа и продажу снемедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократитьнеплатежи.
Засвои услуги фактор-посредник получает комиссионные за инкассацию счетов (обычноэто 0, 75-3% стоимости сделки), процент по факторинговому кредиту, которыйвзимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средствза эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2пункта выше учетной ставки.
Подфакторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредникомдебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании илибанка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю черезфактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользуклиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем вхозяйственном договоре.
Открытыйфакторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляетсяоб участии и расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путемзаписи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
Призакрытом, или конфиденциальном факторинге покупатель вообще не уведомляется опереуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должникведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа долженперечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашениякредита.
Факторингбез права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателемсчетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатитьвсе издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случаепоставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
Вдоговоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и праворегресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетовс требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регрессаприменяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежапокупателя берут на себя.
Различаютфакторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющийфакторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном(международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющийфакторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортерзаключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступатьфактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателем(например, всех покупателей в определенной стране).
Вдоговоре фиксируются обязанности сторон. Со стороны фактора-посредника — этосвоевременная оплата переуступленных ему долговых обязательств, своевременнаяинформация клиента о состоянии расчетов с плательщиками или возможностипоявления затруднений с определенными плательщиками. Поставщик, в свою очередь,обязан предоставлять банку всю документацию о поставках товаров (оказанииуслуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги);предоставление банку сведений о неблагоприятных изменениях, происшедших сплательщиками, могущих изменить степень риска факторинговых операций банка;участие вместе с банком в рассмотрении дел в арбитраже.
Посколькуфакторинговые операции носят рисковый характер, факторинговая компания должнатщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента. Получив заявкупоставщика, факторинговая компания или банк проводят такую же предварительнуюработу, как при выдаче обычного кредита. При этом оцениваетсякредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой продукциии возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности,платежеспособность основных покупателей и т.д. При положительном решениифактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре можетпредусматриваться как рядовое кредитование клиента, так и обязательство покредитованию продаж клиента в течение определенного периода. В последнем случаеустанавливается лимит кредитования. Для определения размера лимита клиентдолжен представить факторинговой компании имеющиеся у него хозяйственныедоговоры с покупателями.
Какправило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия иорганизации:
сбольшим числом дебиторов, задолженность каждого их которых выражается небольшойсуммой;
занимающиесяспекулятивным бизнесом;
производящиенестандартную или узкоспециализированную продукцию;
работающиесубподрядчиками (строительные и другие фирмы);
реализующиев розницу широкий набор «мелочной» продукции;
практикующиебартерные сделки.
Факторинговыеоперации не проводятся также в отношении долговых обязательств филиалов(отделений) предприятий, долговых обязательств физических лиц или требований кбюджетным организациям.
Современныезападные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но иоказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторскойзадолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, ценреализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров;осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое идругое обслуживание.
Вэтих условиях факторинг становится универсальной системой финансовогообслуживания клиентов и его называют конвенционным. При такой форме факторингаклиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствуетснижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникаетриск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, посколькутакие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинениюих своему влиянию и контролю.
Правовойосновой взаимоотношений фактора-посредника с клиентом является договор, вкотором указываются:
реквизитыпереуступаемых платежных требований;
долисуммы платежей поставщику от суммы переуступаемых платежных требований;
порядоксовершения операции;
лимитына операции;
размеркомиссионного вознаграждения;
условиярасторжения договора;
ответственностьсторон в случае невыполнения обязательств;
видфакторинга (открытый или конфиденциальный);
наличиеили отсутствие права регресса;
сведенияо покупателях, требования к которым переуступаются;
размерплаты за проведение операций;
видыуслуг, дополнительно оказываемых поставщику;
предельныесроки платежей;
меры,которые будут приниматься для взыскания платежа с неаккуратного плательщика;
срокдействия договора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания
Реферат Расчет показателей эффективности использования основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов
Реферат Создание Татарской АССР и правительственная политика Казанского края в 16в
Реферат Особливості клінічного перебігу та прогнозування наслідків первинних і вторинних гнійних менігоенцефалітів
Реферат Слаборазвитые страны Афганистан
Реферат Методы регулирования деятельности коммерческих банков
Реферат Мексика економіко-географічна характеристика країни
Реферат Богдановка Доманёвский район
Реферат Екологічні проблеми материків і океанів
Реферат Алтайский край как субъект Российской Федерации
Реферат Автомобильная промышленность 2
Реферат Native Son And Black Boy Essay Research
Реферат 5 Запаси, критерії їх визнання, оцінка в балансі, класифікація
Реферат Греция 2
Реферат Проблемы ДВФО и пути решения