Реферат по предмету "Экономика"


Утилизация атомных подводных лодок и судов с ядерными энергетическими установками

--PAGE_BREAK--
II
    Системно-комплексный подход к проблеме в обеспечении

радиационной и экологической безопасности при утилизации АПЛ

и судов с ЯЭУ
Целостное представление о системно-ком­плексной сущности радиационной и экологической безопасности (РЭБ) при утилизации AIIЛ и судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), а также дру­гих радиационно-опасных объектов ВМФ и Россудосроения, изложенное в одной публикации (нормативно-правовом документе), на сегодня в России отсутствует.  Дальнейшее эффективное развитие обеспечения РЭБ невозможно без наличия системы взглядов на всю проблему целиком по всей ее многоплановости и масштабности, видение в целом всей обеспечиваемой системы деятельности, ее места и выполнения функций, т.е. Концепции РОБ.

Конспективному изложению нерешенных вопросов, обеспечивающих в конечном итоге реализацию Концеп­ции и достижение целей РЭБ при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, и посвящена эта работа.

Территория   Северо-Западного   региона   России характеризуется сложной радиационной обстановкой, обусловленной функционированием ядерно- и радиационно    опасных    предприятий и объемов, а также последствиями их эксплуатации и имевшими местоавариями.

         Обстановка осложнена вследствие радиоактивныхвыпадений от ядерных взрывов на Новой Земле и аварии на ЧАЭС, последствиями строительства и эксплуатацииЯЭУ кораблей ВМФ и судов Атомфлота, наличием естественного повышенного радиоактивного фона и радоноопасных территорий, aтакже накоплени­ем природных радионуклидов в результате техногенной деятельности горнодобывающих производств. Свою долю в повышении вероятности возникновения чрезвы­чайных ситуаций привносит санкционированный и несанкционированныйтранзит радиационно-опасных грузов через регион.

В конце 80-xи начале 90-х годов истекшего столетия внашей стране был начат интенсивный процесс вывода атомных подводных лодок из боевого состава ВМФ. По состоянию на 1 января 2000 года сняты с эксплуатации все AIIЛ 1-го поколения с ЯЭУ типа ВМА, большая часть с ЯЭУ типа ОК-650 БЗ, а также все АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем.

Вывод из эксплуатации АПЛ, авближайшем будущем — надводных кораблей с ЯЭУ и судов их обеспечения представляет собой принципиально новую и чрезвычайно сложную проблему государственного масштаба, в которой радиоэкологические и гигиеническиеаспектыимеют не менее важное значение, чем экономические и технологические. Отслужившие свой срок   судовые   ЯЭУ   представляют   собой   мощные источники  ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения, содержащие большое количество гигиенически значимых радионуклидов с периодами полураспада от нескольких лет до десятков тысяч лет.

Рост числа снимаемых с эксплуатации кораблей  с ЯЭУ обуславливает вовлечение в процесс их утилизации большого количества персонала, требует использования новых территорий  суши и акватории  для отстоя и длительного хранения списанных атомоходов и обезвреживания образующихся при их демонтаже радиоактивных отходов.

Угроза радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, расположения пунктов отстоя списанных АПЛ в относительной близости от населенных пунктов придает этой проблеме социальную окраску, и требуют выбора таких технологий, которые сводили бы к минимуму ожидаемые негативные последствия. Накопительный характер процесса выведение АПЛ из эксплуатации, сложившейся в нашей стране в силу экономических и иных причин, усугубляет данную проблему.

В Мурманской и Архангельской областях в настоящее время находится более 100 АПЛ, выведенных из состава ВМФ, при этом из 74 АПЛ и двух реакторных блоков ядерное топливо не выгружено.

Особую остроту имеет проблема несоответствия быстроты накопления АЗ ядерных реакторов на территории судоремонтных заводов с темпами вывоза ОЯТ  из Архангельской области на переработку.

Серьезную угрозу для радиационной и экологической безопасности представляет реакторные отсеки утилизируемых АПЛ, находящихся на плаву на акватории судоремонтных заводов, а также длительное хранение одностоечных реакторных блоков на их территории. Многие проблемы, связанные с обезвреживанием РАО, носят не только организационно-экономический, но и правовой характер. Необходимой нормативной базой мог бы стать закон  РФ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».

Требуется переоснащение изношенного и морально устаревшего приборного парка и оборудования, которое необходимо подразделениям Госэпиднадзора, медико-санитарным частям на предприятии, участвующих в утилизации АПЛ.

В качестве положительного итога можно отметить, что в 2001 году завершена длительная работа по созданию Концепций комплексной утилизации АПЛ и надводных атомных кораблей с ЯЭУ.

Сказанное определяет необходимость разработки, как общих положений, так и основанных на них локальных концепций (например, концепции развития технической базы радиационного контроля на предприятии Россудосроения), программы и проекты вывода из эксплуатации конкретных АПЛ и судов с ЯЭУ, а также отраслевой программы вывода из эксплуатации устаревших объектов атомного судостроения.


1.  Экологические проблемы утилизации.
Утилизация АПЛ является одной из современных важнейших экологических проблем глобального масштаба. К 2001 г. в России, США, Франции и Великобритании выведено из эксплуатации около 300 АПЛ. Из них в России на 01.01.01 г. — 189, что почти в три раза больше, чем в США, при этом судовых ядерных энергетических установок (ЯЭУ), подлежащих утилизации в России, в 5 раз больше, чем в США.

По общему количеству атомных и дизельных подводных лодок к концу 80xгодов бывший СССР превосходил подводные флоты всех государств, включая США. С 1955 по 1996гг.  в СССР, было, построено пять надводных кораблей (НК) сЯЭУ и около 250 АПЛ, из них в Северодвинске -125, на Амурском заводе – 56, Ленинградском ад­миралтейском объединении — 39 и заводе «Красное Сормово» — 25 АПЛ. К началу 1996 г. в состав ВМФ были приняты 241 АПЛ [55 — 1-го поколе­ния, 142 — 2-го и 34 — 3-го поколения, а также 8 АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и 2 опытных («Папа» и «Майк»)], не считая, пять сверхмалых АПЛ (табл. 6).

В общей сложно­сти на 241 АПЛ имелось 441 ЯЭУ, на надводных военных кораблях — 8 и еще 15 ЯЭУ — на атомных ледоколах.

Максимальный срок службы выведенных из эксплуатации АПЛ равен 40 годам (К-3), срок службы АПЛ 1-го поколения составил в среднем 35,8 лет, а 35% находящихся в отстое лодок пре­бывали в строю более 30 лет. До 40% списанных АПЛ более 20 лет находятся без ремонта. Столь длительное нахождение на плаву привело к появ­лению дефектов в корпусных конструкциях, боль­шая часть АПЛ с отработавшим (облученным) ядерным топливом (ОЯТ) потеряла герметичность цистерн главного балласта (ЦГБ) и могут затонуть. Атомная подводная лодка с невыгруженным ОЯТ представляет серьезную радиационную угрозу для ОС и населения.

Вывод из эксплуатации АПЛ, их дальнейший демонтаж и утилизация при надежном обеспече­нии защиты ОС, производственного персонала и населения представляет собой сложную в социаль­но-экономическом, научно-техническом и органи­зационном плане проблему, которая в России в связи с массовым выводом из боевого состава АПЛ превратилась в проблему государственной важности. (см. приложение В.)
1.1  Потенциальная ядерная и радиационная опасность

 при комплексной утилизации
        О реальных масштабах потенциальной ядерной и радиационной опасности в России свидетельствуют следующие данные:

-    в настоящее время на объектах ВМФ скопи­лось большое количество ОЯТ. Это более 300 ак­тивных зон (A3) или более 70 тыс. тепловыделяю­щих сборок (ТВС);

-    общая активность ОЯТ подводных лодок со­ставляет более 600 млн. Ки, причем около поло­вины этой активности приходится на ядерное то­пливо, продолжающееся оставаться в ЯЭУ выве­денных из эксплуатации (для сравнения: актив­ность РАО в результате деятельности всех пред­приятий атомной промышленности в России со­ставляет около 4 млрд. Ки – таблицы 1,2).
Таблица 1. Источники образования, количество и место хранение   радиактивных отходов

 

 

 

 

Активность

Место



Источник

Вид РАО

Объём, м

Бк

Ки

захаранения

1

Добыча и переработка руд

Шламы и отвалы пород

1,0*10

6,7*10

1,8*10

площадки

2

Обогощение урана и

Жидкие и твёрдые

1,6*10

1,5*10

4,0*10

Хвостохранилища

 

Производство ТВЭЛ

 

 

 

 

склады и площади

3

 

Концентрированные

1,5*10

1,5*10

4,0*10

Ёмкости хранилища

 

АЭС

Твёрдые

1,2*10

3,7*10

1,0*10

ХранилищаАЭС

 

 

Отвержденные

1,6*10

3,7*10

1,0*10

ХранилищаАЭС

4

Переработка ТВЭЛ и

Твёрдые

1,0*10

4,4*10

1,2*10

Ёмкости в ПО «Маяк»

 

Производство оружейных

Остеклованные, ВАО

9,5*10

7,4*10

2,0*10

Спец хранилища АЭС

 

ядерных материалов

Жидкие НАО и САО

4,0*10

2,6*10

7,0*10

Водоёмы и бассеины

5

Атомные ледоколы и

Жидкие

3,9*10

2,2*10

0,6

Береговые хранилища

 

Транспортные средства

 твёрдые

1,5*10

7,4*10

2,0*10

Береговые хранилища

6

Строительство, эксплу-

 

 

 

 

 

 

атация и снятие с

Жидкие 

1,6*10

2,5*10

6,8*10

Береговые хранилища

 

эксплуатации АПЛ

твёрдые

1,4*10

3,3*10

9,0*10

на предприятиях и базах

7

Применение радионуклидных

Жидкие и твёрдые

2,0*10

7,4*10

2,0*10

На предприятиях НПО

 

Источников

Отвержденные

 

 

 

«Радон»



Таблица 2.Количество ОЯТ на предприятиях России.

Источник

Кол-во, т

Активность

Местонахождение

Бк

Ки

Реакторы РБМК

6000

1,1*10

3,0*10

Смоленская, Ленинградская и курская АЭС

РеакторыВВЭР-440

1000

2,9*10

8,0*10

Калининская, Кольская, Белоярская, Белоковская

 

 

 

 

Билибинская, Новгородская АЭС

РеакторыВВЭР-1000

1000

1,8*10

5,0*10

Красноярский горно-химический комбинат

РеакторыВВЭР-440, БН-350

465

4,1*10

1,1*10

ПО «Маяк»

БН-6000, КС-150, транспЯЭУ

 

 

 

 

АПЛ

30

5,5*10

1,5*10

Береговые и плавучие хранилища

Атомн. Ледокольный флот

7,7

6,3*10

1,7*10

Плавучие технические базы
    продолжение
--PAGE_BREAK--


-  в  процессе  эксплуатации   Северною флота кораблей с ЯЭУ (около 200 реакторов) ежегодно образуется 5...7 тыс. м. куб. жидких радиоактивных отходов (ЖРО) суммарной активностью около 3.7 ТБ.к (100Ки): 30% в районе Белого и 70 % в районе Баренцева морей. В хранилищах береговых технических баз (БТБ), на наливных технологических танкерах (ТНТ) в настоящее время размещено около 14 тыс. т. ЖРО,свободных ёмкостей для их приема практически нет. В храни­лищах БТБ размещено 20 тыс. т твердых радиоактивных отходов. Суммарная активность ТРО составляет около 37 ТБ.к (8 тыс. м. куб.). На долю высокоактивных РАО приходится не более 5...7%. Общая активность накопленных за годы эксплуа­тации АПЛ жидких и твердых РАО превысила 270 тыс. Ки;

-общая масса подлежащих утилизации радиоак­тивных конструкционных материалов АПЛ превы­шает 600 тыс. т;

-общий вес подлежащего разделке металла АПЛ составляет около 1,5 млн. т;

-    на 01.01.99 г. напредприятиях Государствен­ного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС) была полностью выполнена утилизация 48 АПЛ, 110 подлодок с неразгруженным отрабо­тавшим АЗ находились на плаву. В соответствии с графиком передачи списанных АПЛ до 2000 г. на предприятии ГРЦАС должно быть передано 44 АПЛ для последующей утилизации;

-    на 01.01.01 г. До 3-хотсечных блоков утили­зировано 59 АПЛ, в ожидании утилизации нахо­дились 126 единиц, причем 104 АПЛ продолжали
оставаться  с  невыгруженным  из активных  зон ОЯТ. Общий  радиационный потенциал ОЯТ та­ких АПЛ оценивается в 200...300 млн. Ки. За последние годы темпы выгрузки ОЯТ из реакторов резко возросли: с 4...5 -
в  1994-1998 гг., ежегодно — до  18...21  АПЛ в 2000-2001 гг., соответственно вывоз ОЯТ эшело­нами   увеличился   с   4...6   -    1998-1999гг.   до
11...18 эшелонов в 2000-2001 гг.;

-    береговыми хранилищами ТРО в необходи­мых объемах флоты не обеспечены; налицо не­удовлетворительное техническое состояние ряда
хранилищ и исчерпание возможностей плавучих и береговых баз технологического обслуживания атомного флота по приему ОЯТ, ЖРО и ТРО, вынужденное длительное хранение ОЯТ в контейнерах на открытых площадка;

--PAGE_BREAK--
1.3  Социально-гигиенический и радиационный  мониторинг

В связи с массовой утилизацией АПЛ на современ­ном этапе перед медицинской службой Россудосроения и ВМФ стоят очень важные и непростые задачи в области повышения эффективности противорадиационнойзащиты персонала и населения, а также охраны окружающей природной среды. Их решение требует комплексного подхода и создания на местах банков дозиметрических и медикоэкологических данных.

Организация мониторинга здоровья населения при утилизации АПП на предприятиях Россудосроения являясь по своему существу важной составной (территориальной) частью внедряемого в настоящее время в нашей стране Социально-гигиенического мониторинга (СГМ) и Единой Государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАС-КРО), создает предпосылки для создания системной информационной базы ЕГСконтроля и учета индивидуальных доз (ЕСКИД).

Главное в этой проблеме — создание единого медикоэкологического банка данных — основы для получения достоверной обобщен­ной информации о радиационной обстановке и состоянии здоровья населения заданного региона, на что и нацелено создание ЕГАСКРО и СГМ.


--PAGE_BREAK--
3.2  Отсутствие полномасштабной промышленной инфраструктурной

необходимой мощности по комплексной    утилизации

К большому сожалению, даже при решении проблемы захоронения РО целиком (несмотря на колоссальную  стоимость), проблема окончательно не решается, по­скольку защитные свойства корабельных конструкций, играющих роль контейнеров РАО, небезграничны и спустя 200...300 лет после разрушения прочного корпуса отсека возникает необходимость извлечения РО из хранилищ и направления их на переплавку. Разумеется, в течение всего этого времени придется расходовать денежные и материальные ресурсы, научно-техническийпотенциал наших потомков на обеспечение РЭБ при хранении РО.

Итак, полноценная утилизация всех построенных атомных ракетоносцев потребует финансовыхресурсов и технологических средств, сравнимых по объему с затратами на их создание.

При детальном рассмотрении любого из этапов комплексной утилизации АПЛ неизбежно сталкивались с трудноразрешимыми экономическими проблемами. К примеру, единственное в России строящееся на комбинате «Маяк» на американские деньги хранилище для урана и плутония, извлекаемых из ядерных боеголовок, еще не готово к приему ядерных компонентов утилизируемых вооружений. (см. III)

Ряд АПЛ имеют аварийные РО,  из которых ОЯТ штатными способами извлечь невозможно. Ни у одной страны в мире пока нет подобного опыта. Разработка соответствующихтехнологий потребует значительных финансовых затрат.

Серьезную тревогу вызывает проблема длительного хранения дефектного ОЯТ транспортных реакторов, которые по причине полученного дефекта не принима­ются промышленностью на переработку.

Не менее важной проблемой является отсутствие достаточной технологической базы для  переработки ОЯТ и (или) его захоронения. В условиях сегодняшнего состояния экономики России эта проблема является не только экологической, но и острейшей социально-экономической, так как требует для своего решения вложения больших финансовых средств и привлечения людских ресурсов. Выход из положения — в реализации разработанной Минатомом России концепции сухого хранения ОЯТ в двухцелевых металлобетонных контей­нерах. Стоимость такого контейнера (140 тыс. долл.) существенно ниже стоимости одного металлического транспортного контейнера (1 млн. долл.).

Как известно, разгрузка активных зон должна проводиться квалифицированным персоналом в специально оборудованных  доках. Ни одного такого дока в России нет (сегодня разгрузка производится на открытой воде плавучим краном). Их строительство потребует значительных средств и  разработки новых технологических решений. Также не решена проблемаутилизации более 1000т токсических отходов, образующихся при утилизации только одной АПЛ. Стоимость их переработки не включена в расчетные расходы на утилизацию АПЛ и позже возникнет необходимость изыскивать ресурсы для этих  целей.

Не менее важной проблемой при обеспечении экологическойбезопасности является решение вопросов, связанных с организацией выполнения нормативных и руководящих документов по РЭБи мониторинга окружающей среды при утилизации АПЛ, на разработку которых также нужны значительные средства.

Самым важным ресурсом, которым располагают судоремонтные заводы, занимающиеся утилизацией АПЛ, является работающий здесь человек. В утилизации одной лодки участвуют одновременно до 200 рабочих, которые подвергаются сочетанному влиянию целого комплекса вредных факторов химической и физической природы. Сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия квалифицированного персонала требует немалых финансовых и материаль­ных затрат.

Нельзя упускать из виду и юридические процедуры, создание соответствующего правового поля.

Таков далеко не полный перечень основных труднос­тей и порождаемых ими различных рисков при утилиза­ции АПЛ и судов с ЯЭУ. И всюду навсех уровнях во главу угла ставится вопрос Целевого финансирования как для решения непосредственных проблем утилизации АПЛ, так и для нормализации окружающей среды и социально-экономической сферы деятельности работаю­щих.

Вывод из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ, их дальнейший демонтаж и утилизация при надежном обеспечении защиты окружающей среды, производ­ственного персонала и населения представляет собой сложную в социально-экономическом, технологичес­ком и организационномплане проблему, которая в России в связи с массовым снятием с эксплуатации АПЛ превратилась в проблему государственного масштаба. Учитывая общее большое число подлежащих утилизацииАПЛ, их неудовлетворительное техническоесостояние и высокий радиационный потенциал, а также предаварийное состояние радиационно опасных объектов обслуживающей их инфраструктуры, не остается сомнений в том, что утилизация АПЛ является одной из крупнейших современных экологических проблем глобального масштаба, привлекающей постоянно растущее внимание международной общес­твенности. Достаточно сказать, что выведенные из эксплуатации АПЛ расположены в основных пунктах базирования флотом, в пунктах отстоя и на территориях судоремонтных заводов. Максимальный срок службы снятых с эксплуатации АПЛ равен 40годам, максимальное время нахождения в отстое приближается к 15 годам. Срок службы АПЛ 1-го поколения составля­ет в среднем 35.8 года.

При выводе из эксплуатации, хранении и утилизации АПЛ у России возникли серьезные научно-технические,экономические и экологические проблемы. Из них основными являются: обеспечение безопасной длительной (до 15...20 лет) стоянки АПЛ на плаву в пунктах отстоя до начала утилизации; выгрузка отработанного ядерного топлива; безопасность обращения с вырезан­ными РО, радиоактивными материалами и отходами. Более сложные проблемы возникают при обращении с аварийными РО списанных АПЛ. Особую радиоэколо­гическую опасность, представляет техническое состояние хранилищ ОЯТ, твердых и жидких РАО береговых технических баз. Радиационно-опасными объектами и потенциальными источниками радиационного загряз­нения среды являются также суда атомно-тсхнологического обслуживания.

3.3 Нерентабельность утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, отсутствие

технологической    базы
      В условиях сегодняшнего состояния экономики России рассматриваемая проблема является не только экологической, но и острейшей социально-экономической, так как требует для своего решения вложения больших финансовых и материальных средств и привлечения людских ресурсов. Общеизвестно, что утилизация АПЛ экономически невыгодна, трудоемка и требует огромного количества энергии и материалов, например, газaдля кислородно-ацетиленовой резки корпуса АПЛ. Такой способ резки корпуса не только загрязняет воздух огромным количеством продуктов горения, но и приводит к потере 5...8% дорогостоящего металла. Отрыв наружного резинового покрытия корпуса АПЛ в настоящее время выполняется с по­мощью ручных резаков, закрепленных на пневмоотбойноминструменте. Метод чрезвычайно трудоемок и запрещен Санэпидемнадзором из-заразвития у персонала вибрационных болезней. В целом трудоемкость работ на резку корпуса одной АПЛ очень высока и составляет примерно 50 человеколет (800 тыс. человеко-часов). Рыночнаястоимость вторичного сырья, получаемого при утилизации АПЛ, составляет 25...30% от стоимости затраченных на их производство материалов. Экономи­чески оправданной является переработка примерно 10 %материалов, из которых сделан атомный ракетоносец. Поэтому перед судоремонтными заводами, занятыми утилизацией АПЛ, стоит проблема производства собственной продукции из вторичного сырья, вместо того чтобы по дешевке реализовывать его в виде металлолома. Для приобретения необходимого обору­дования требуются средства, которых у заводовнет.

Темпы утилизации АПЛ сдерживаются отсутствием высокопроизводительных и экологически чистых технологий. Огневая резка металлоконструкций кор­пуса после удаления с него резинового покрытия (кислородно-ацетиленовая или керосино-кислородная горелки) — экологически вредный метод. В процессе резки в атмосферу выделяются высокотоксичные продукты от выгорания лакокрасочных покрытий икомпаундов, а также продукты горения различных металлов. Из-за опасности возгорания этот метод неприемлем для резки титана. В) связи с этим предлагает­ся метод гидроабразивного резания(проект МНТЦ-1731), сравнимый по производительности с огневыми метода­ми, который полностью снимает проблемы загрязнений окружающей среды (ОС) продуктами горения.

Метод позволяет резко сократить объем ручного труда и полностью исключить потребность в пневмо-инструменте. Процесс управления может осуществляться как в ручном, так и в дистанционном режимах. Кроме того метод позволяет выполнить локальную дезактивацию металлоконструкций, расположенных в зоне ЯЭУ субмарины. Созданный образец оборудования гидроабразивного резания является базовым для широкого спектра технологических задач. Применение его в конкретных технологиях возможно с помощыо специ­альных агрегатов, в которых реализуются все особен­ности гидроабразивного резания: отсутствие терми­ческого воздействия, экологическая чистота, точность обработки, взрывоопасность операций, возмож­ность резания любых материалов.

В связи с обвальным выводом изэксплуатации свыше двухсот атомных ракетоносцев проблема рациональной организации процесса утилизации столь  крайне остро. Решать приходится задачу переработки более чем 1 млн. т. металлолома из которых примерно 150 тыс. т. имеют  различную степень радиоактивного загрязнения.

 
 3.4 Решения проблем выведения из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ
          Для России выработка стратегии и реализация Комплексной программы полноценной утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ существенно осложняется социально-политическими и экономическими особенностями текущего периода с отсутствием адекватной нормативной базы, а также спецификой ее географического положения.    

Радиационное наследие ядерной подводной гонки и острота связанных с  утилизацией АПЛ вопросов вынудили Правительство РФ 25 мая I998 года принять Постановление № 518, нацеленное на ускорение решения проблем выведенных из эксплуатации АПЛ. Назначение государственным заказчиком-координатором работ по утилизации надводных и подводных кораблей с ЯЭУ Минатома России освободило ВМФ от несвойственных ему функций. Вместе с тем смена судовладельца и передача всей инфраструктуры пунктов базирования в промышленности, потребовала четкого разграничения ответственности и перераспределения финансовых ресурсов. Сегодня в круг проблем утилизации АПЛ самым непосредственным образом вовлечены три ведомствас неразграниченными сферами ответственности, поэтому по отдельным проблемам утилизации кораблей с ЯЭУ имеются экономические нестыковки.

Минобороны Россиипродолжает осуществлять контроль за всеми АПЛ, остающимися в составе ВМФ, и за значительной  частью списанных… В его компетен­цию входит выгрузка ОЯТ и его временное хранение. Связанные с этим обязанности возложены на несколько подразделений Минобороны.

       Минатом России осуществляет транспортировку, хранение и переработку ОЯТ. Непосредственным координатором всех работ является Департамент экологии и снятия с эксплуатации атомных объектов.

Россудостроение(Российское агентство по судострое­нию) является головной организацией, в ведение которойвходят судостроительные и судоремонтные заводы, на которых производится утилизация АПЛ. Основным подразделением, координирующим  весь спектр работ, является отдел контроля и производ­ственной безопасности. Поскольку указанные заводы являютсявесьма крупными и обладают значительной самостоятельностью, то Россудостроение может лишь частично влиять на работы, проводимые этими пред­приятиями.

В условиях рыночной экономики Минатому России необходимы консолидация и эффективное сбалансиро­ванное использование ресурсов для развития полномас­штабной инфраструктуры промышленной утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ. Каждому отдельно взятому предприятию такие инвестиции не под силу. Требуется объединение усилий всех предприятий и организаций, задействованных в комплексной утилизации АПЛ, под эгидой Минатома России. Это позволит аккумулиро­вать все денежные средства и централизованно распре­делять их по тем объектам, которые радиационно и экологически наиболее опасны. Такой подход к управ­лению инвестиционным процессом на основе консолидированного бюджета отрасли сегодня реализован в Минатоме в рамках существующей структуры собствен­ности. Финансирование работ осуществляется в рамках консолидированных ресурсов и задач отрасли в преде­лах бюджетных средств и внебюджетных источников Минатома России.

Как известно, в 1994-I998 гг. всреднем ОЯТ выгру­жалось из 3...4 АПЛ. Такой медленный темп обеспечил бы разгрузку всех АПЛ не ранее 2032 г. Минатому России удалось выйти на темпы, позволяющие разгрузить все АПЛ к 2007 г. Современное состояние пробле­мы утилизации AПЛ  представлено в таблице 6.
Таблица 6. Динамика финансирования и проведение операции связанных с утилизацией АПЛ

 

Финансирование

Утилизированно

Вызов ОЯТ,

Формирование

Обеспечение

Год

млн.руб

ОЯТ, число АПЛ

число

реакторных

без-го отстоя

 

 

 

эшелонов

блоков, шт

АПЛ, шт

1998

116

4

4

6



1999

671

8

6

10

47

2000

1031

18

11

9

123

2001

1200

21

18

17

104



                                                                  
                                                                   Диаграмма 4.       Динамика

                                                               финансирования утилизации  АПЛ
Сегодня эксперты отмечают некоторое ускорение процессов решения самых первоочередных задач утилизации АПЛ. Большая     часть       средств

(83%) на утилизацию АПЛ в 1999-2000 гг. была взята из доход­ной части федерального бюджета, формируемой из средств отпоставок продукции предприятий Минатома России за рубеж. Отрадно, что ряд иностранных государств — в первую очередь наши (обеспокоенные угрозой радиационных последствий утилизации АПЛ) соседи — Норвегия и Япония — выделяют средства на строительство новых и модернизацию устаревших технических сооружений и средств хранения и перера­ботки ОЯТ и РАО. В последние годы при финансовой поддержке США и Норвегии были построены 52 транспортных контейнера ТК-18. В настоящее время Минатом получило 48 металлобетонных транспортно-упаковочных контейнеров.
3.5            
 Решения, которые нельзя откладывать
Непринятие действенных мер по проблеме утилизацииАПЛ ведет к возрастанию риска потенциальной ядерной и радиационной опасности из-за прогрессирующего ухудшения технического состояния выведенных из эксплуатации АПЛ и объектов обслуживающей их инфраструктуры, прежде всего, береговых хранилищ ОЯТ, ЖРО, TPOи плавучих технических баз.

Сегодня необходима активизация сотрудничества и консолидация усилий заинтересованных стран и международных организаций в решении следующих неотложных задач по утилизации АПЛ, к которым относятся:

— разработка и создание транспортно-технологической схемы и пунктов долговременного хранения одностоечных реакторных блоков на береговых площадках;

-  проведение опытной утилизации многоцелевой АПЛ;

   — создание специальных судов для транспортировки контейнеров с ОЯТ и РАО;

   — реконструкция существующих хранилищ РАО и создание сооружений для их захоронения;

   — изготовление контейнеров для ОЯТ и РАО, созда­ние сооружений для их временного хранения, автомо­бильных и железнодорожных средств транспортировки контейнеров;

— реабилитация объектов и территорий, бывших береговых технических баз, и в первую очередь, в губе Андреева, а также в пос. Гремиха и бухтах Сысоева и Горбушачья;

— разработка проекта обращения с судами атомнотехнологического обслуживания;

— создание современных технологий и установок для обращения с токсичными промышленными отходами, образующимися при утилизации АПЛ;

   — обеспечение технологических процессов утилизации АПЛ перспективными средствами дозиметрического и экологического контроля;

   -    совершенствование нормативно-правовой базы при утилизации АПЛ;

— переподготовка военнослужащих, уволенных в запас вследствие сокращения Российских Вооруженных Сил;

-     активизация работы по информационному обеспе­чению и разъяснению безопасности процесса комплек­сной утилизации АПЛ  за счет средств, предоставляемых в рамках иностранной финансовой помощи.

Естественно, что проблема утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ нуждается в привлечении долгосрочных внешних кредитов в форме акционирования, облигационных займов, реструктуризации активов и др. Решение проблемы инвестиции является необходимым условием реализации данной программы. Как показывает опыт зарубежных и отечественных корпораций, для этого должна быть создана эффективная система управления инвестиционным процессом в виде управляющей компании.

Принятие решений в ходе проведения тендеров и управления инвестиционным процессом связано с факторами риска, неопределенности и многокритери­альности. В этих условиях необходима система государ­ственной поддержки принятия решений. Это позволит обеспечить широкое привлечение как отечественных, так и иностранных инвестиций в важное для всего мирового сообщества дело — утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ.

Сложность решения проблемы утилизации АПЛ связана не только с ее огромными масштабами, но и с необходимостью комплексного учета разнородных факторов, определяющих ее содержание, — политичес­ких, экономических, экологических, социальных и инженерно-технических. Проблема безопасной утилизации устаревшего атомного подводного флота является одной из острейших экономических проблем наступившего XXIвека. Каждый год промедления увеличивает непроизводительные расходы. Ученые и практики ряда стран мира признают, что решение этой проблемы, учитывая фактическое состояние дел и намечающиеся тенденции, может быть ускорено лишь посредством неотложной кооперации многих стран не только в научно-технической, но и, прежде всего, в экономической сфере. В этой связи предоставляемая международная финансовая и техническая помощь уменьшает нагрузку на экономику России и способствует ускорению процесса утилизации АПЛ. Наглядным примером такой кооперации в Северном регионе является плодотворное сотрудничество Норвегии и России по снижению экологического риска, связанного с утилизацией АПЛ. Лишь общими усилиями кооперированного сообщества можно решить круг означенных проблем по утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Развитие технологической базы радиационного контроля на объектах атомного судостроения.

4.1  Концепция развития технологической базы радиационного контроля  на ОАС
С учетом массового вывода из эксплуатации и роста темпов утилизации АПЛ все значимее становится  в рамках ЕГАСКРО проблема формирования единой концепции создания и развития технической и научно-методической базы комплексного радиационного контроля ОАС. На ее основе должны формироваться научно-технические пути модернизации, а также определяться основные направления НИОКПпо изысканию перспективных научно-технических реше­ний, способов и методов радиационного контроля ОАС. Основополагающими положениями этой концепции должны стать следующие научно-технические принципы:

-использование единых радиационных критериев оценки радиационной опасности;

-комплексный учет всех радиационных и химичес­ких факторов, определяющих радиоэкологическую обстановку на ОАС;

-максимальная унификация и взаимозаменяемость технической базы, использование модульного  принципа построения;

-автоматизация  процессов измерения, сбора и обработки информации в соответствии с едиными требованиями к ее качественным и количественным
показателям;

-   создание унифицированной  автоматизированной ремонтно-градировочной базы,позволяющей обеспечить техническое обслуживание, текущий и средний ремонт, поверку и восстановление градуировки непосредственно на местах.

В связи с изложенными принципами обоснованными являются предложения о расширении диапазонов измерений значений основных на радиационных парамет­ров и введение новых измеряемых параметров в интере­сах решения задач в условиях радиационных аварий. Всю совокупность средств радиационных измерений и контроля на ОАС предлагается объединить в унифици­рованные функционально связанные приборно-методическиекомплексы, имеющие модульную структуру построения, единые базы хранения и каналы информа­ции.

Эта совокупность средств включает:

1. Носимые и стационарные приборы, и комплексы, предназначенные для решения задач радиационного контроля непосредственно персоналом на радиационно-опасных, объектах. К ним относятся переносные радио­метры, индивидуальные измерители дозы и измерительные устройства к ним.

       2        Лабораторныекомплексы радиационного контроля для стационарных лабораторий на базеинформационно-измерительных    технологий    проведения комплексных радиометрических и спектрометрических
измерений, радиохимического анализа и подготовки
проб счетных препаратов.

3. Средства для подразделений ликвидации пос­ледствий радиационных аварий в виде комплексов с учетом различных способов и специфики ведения радиационного контроля.

Каждому средству должно быть отведено определен­ное место в единой системе радиационного контроля, четко установлены взаимосвязи с другими элементами, обозначены конкретные задачи, определены формы и объемы выдаваемой информации, передачи информа­ции, а также предусмотрены технические решения по обеспечению автоматического тестирования работоспособности и определению неисправных узлов. Все эти средства радиационного контроля должны замы­каться на центральную ЭВМ. На предприятиях и организациях Россудосроения и ВМФ в рамках ЕСКИДдолжна быть узаконена иерархическая система централизованного индивидуального дозиметрического контроля (ИДК), включающая объектовые (корабель­ные, цеховые, производственные) посты ИДК, информационно-аналитические центры ИДК выше­стоящих уровней с медико-дозиметрическим регистром на базе радиологических служб ВМФ и Россудострое­ния. Для достоверности зарегистрированных доз облучения инструментальный контроль должен допол­няться проведением выборочных цитогенетических исследований (подсчетом хромосомных аберраций или микроядр в культурах лимфоцитов периферической крови) и обследований методом электроно-парамагнитного резонанса.

Учет индивидуальных доз облучения, помимо текущих записей в журнале учета, должен включать их компыотерную регистрацию с созданием соответствую­щей базы данных, ее периодическим обновлением и анализом результатов. Повышение эффективности работы органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы ВМФ и МЧС в значительной степени связано с увеличением полноты, качества сбора и скорости обработки разноплановой и многоаспектной медико-экологической информации, результативностью проведенных санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий. Решение подобной задачи в структуре СГМ возможно лишь на основе крупномас­штабной информационной компьютерной системы.

Итак, для решения комплекса радиационно-гигиенических и радиоэкологических проблем, связанных с утилизацией выводимых из эксплуатации АПЛ, в том числе при обращении с РАО и ОЯ Т, требуется:

-создание   всеобъемлющей   централизованной иерархической системы радиационного мониторинга на основе современной мощнойинформационной сети с регламентированной регистрацией и учетом данных,
единым отображении информации и банком данных;

-разработка  медико-технических   требований к средствам ИДК с целью создания системы контроля, отвечающей требованиям ЕГАСКРО и позволяющей измерять все параметры радиационного воздействия,
включая нейтронную компоненту;

-оценка совокупного радиационного риска ОАС и разработка оптимальных мер по обеспечению РЭБ;

-освоение новых инструментальных и лаборатор­ных методов радиометрического контроля (в частности, определение содержания РН в организме и ожидаемой дозы внутреннего облучения с использованием подвижного и стационарного комплексов энергоселективных измерений излучений);

-создание мобильных радиологических отрядов (групп), обеспечивающих готовность к действиям при радиационных авариях;

-реализация   положений   Норм  радиационной безопасности НРБ-99 .
4.2   
Существующие концепции обращения с радиоактивными

 отходами  в России
В настоящее время Минатомом России в отсутствие федерального закона«О радиоактивных отходах» разработанаи принята к действию «Концепция обраще­ния с радиоактивными отходами». Концепция оформленав виде документа, является основанием для разработки любых других документов, регламентирую­щих всю систему деятельности, и является вершиной иерархической структуры этих документов, включая концепции более низшего уровня. Концепция, програм­мы и проекты оказываются средством управления, определяющим ориентиры развития систем деятельнос­ти в будущем. Все ранее разработанные и действующие документы подлежат доработке и (или) корректировке сучетом положений принятой Концепции.

Принятая Минатомом концепция является концентрированным изложением системы современных взглядов на решение проблемы обращения с РАО в РФ и определяет основные цели, задачи, организацию управления и государственную техническую политику вобласти обращения с РАО до 2025г. Концепция не распространяется на обращение с ОЯТ, для которого разрабатывается свой документ.

Постулируется, чтоуправление государственной системой обращения с РАО должно быть возложено на Минатом России, что соответствует проекту Федераль­ного закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Концепция предписывает необходимость проведения работ по оценке состояния всех ядерных и радиационно-опасных объектов в отношении обраще­ния с РАО, разработки концептуальных схем и выбора приоритетов.

Исходя из основополагающих принципов, мирового опыта и обшей ситуации, сложившейся с обращением с РАО в России, наиболее оптимальным решением на ближайшую перспективу (до 2020 г.) признается создание технологий эффективного кондиционирования РАО с последующей передачей  отходов на контролируемые хранение. В этот же период должны быть прорабо­таны эффективные технологии захоронения РАО. Для такой проработки, в частности, предусматривается создание и функционирование глубинных лабораторий, и проведение отдельных работ по приповерхностному захоронению РАО. Во всех случаях принятые техничес­кие решения должны обеспечить срок безопасного хранения РАО не менее 50 лет.

Эксплуатирующие организации, где образуются РАО, обязаны обеспечить сбор, переработку, кондицио­нирование и временное хранение РАО до передачи их в специализированные организации для осуществления дальнейшего хранения (захоронения) РАО. Допускается передача в специализированные организации некондиционированныхРАО. При наличии соответствующей лицензии хранение (захоронение) РАО может осуще­ствляться в самой эксплуатирующей организации.

При обращении с РАО должны быть ясно определены в установленном порядке права и обязанности, полномочия и ответственность, а также условия взаимодействия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Минатома России, обеспечена координация их деятель­ности по решению задач обращения с РАО.

Исходя из общих задач Государственной системы обращения с РАО, в Концепции определены приоритеты и условия бюджетного финансирования, а также возможные другие финансовые механизмыобеспечения работ по обращению с РАО. При этом бюджетному финансированию, как правило, должны подлежать только работы по обращению с РАО бюджетных организаций. В переходный период, на который и распространяется Концепция, до 2025г. предусматрива­ется поддержка организаций внебюджетной сферы, в первую очередь в отношении решения проблем «ядерно­го наследия» в условиях прозрачности всех источников финансирования.

Результаты согласования Концепции с заинтересо­ванными государственными органами исполнительной и законодательной власти вцелом показывают приемле­мость и целесообразность разработанных документов.

Наряду с Концепцией Минатома, Минобороны России разработана «Концепция обращения с радиоак­тивными отходами в Военно-морском флоте». Обе концепции во многом аналогичны и направлены, прежде всего, на создание промышленных технологий и инфра­структуры, обеспечивающих экономически целесообраз­ное и экологически безопасное обращение с РАО, ранее накопленными и образующимися при выводе из эксплуатации социально-значимых объектов использо­вания атомной энергии и временных хранилищ РАО и ОЯТ, в первую очередь АПЛ и судов с ЯЭУ на Северо-западе России и Дальнем Востоке, выводимых из состава ВМФ России.
4.3   
Необходимость единой  научно обоснованной концепции по проблеме утилизации  АПЛ и судов с ЯЭУ
 Несмотря на наличие вышерассмотренных Концепций, необходима и отдельная концепция утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ. Эта Концепция должна быть предназначена для использования всеми участниками работ по выводу из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ и распространяться на все виды деятельности предприя­тий и организаций Россудостроения и ВМФ (функции которых определены Федеральными законами «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения» и «О ядерном оружии»), включая:

-проведение необходимого комплекса НИOKP;

-организацию комплексного инженерно-радиацион­ного обследования АПЛ и судов с ЯЭУ;

-учет, организацию и ведение базы (банка) данных в течение всего жизненного цикла  по ОАС, подлежащим выводу из эксплуатации;

-обоснование оптимального варианта вывода АПЛ из эксплуатации ВМФ и передачи Россудостроению;

-выбор и обоснование экономически целесообраз­ных и радиационно-безопасных перспективных техноло­гий разделки и утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ;

-разработку проектной документации на выполнение работ, по окончательно принятому варианту вывода из эксплуатации АПЛ;

-нормативно-правовое и организационно-финансовое обеспечение вывода из эксплуатации ОАС, ядерно-радиационно безопасное, медико-гигиеническое, лицензионно-страховое;

-разработку комплексной программы обеспечения
радиационной и экологической безопасности вывода
из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ;

-качественное и безопасное выполнение работ по
массовому выводу АПЛ из эксплуатации;

-организацию  мониторинга здоровья  личного
состава ВМФ, персонала и населения при утилизации
АПЛ и судов с ЯЭУ на предприятиях Россудостроения.

Главной целью при выводе из эксплуатации ОАС является исключение потенциальной радиационной, ядерной и экологической опасности. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

-создание современной технологии ведения работ по выводу из эксплуатации АПЛ и технических средств для их осуществления;

-максимальное сокращение количества образую­щихся вторичных РАО и обеспечение соответствия их характеристик действующим нормам и правилам в области   обращения   с   РАО,   включая   требования
МАГАТЭ;

-многобарьерность защиты с применением системы инженерных физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ  (строительство  надежных   могильников  и
хранилищ для РАО);

-защита окружающей среды, персонала и населения от радиационного и химического воздействия;

-создание   медико-дозиметрического   регистра персонала, участвующего в утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ;

-организация мониторинга здоровья населения при
утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ на предприятиях
Россудостроения.Концепция является руководящим документом верхнего иерархического уровня по отношению ко всему комплексу отраслевых документов, регламентиру­ющих обеспечение РЭБ на предприятиях и организациях Россудостроения и ВМФ.

Концепция обеспечения радиационной и экологичес­кой безопасности на предприятиях и объектах атомного судостроения предназначена для использования в качестве основополагающего исходного материала при разработке отраслевых нормативно-технических, организационно-методических и инструктивно-распорядительных документов, регламентирующих функцио­нирование системы РЭБ на ОАС.

В Концепции осуществляется позитивный переход от результатов анализа современного состояния проблемы РЭБ при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ к программе и проектам решения проблемы, которые затем порождают соответствующие планы работы.

Для концентрации усилий материальных затрат по решению задач РБ в 1999г. завершена разработка проекта «Концепции обеспечения радиационной безопасности в ВМФ». Проект находится на согласова­нии и утверждении в Центральных управлениях ВМФ. Наконец, 22.02.00 г. было принято постановление Правительства «О Федеральной целевой программе „Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы“. Программа включает в себя 20 подпрограмм, охватывающих все аспекты обеспечения безопасности населения и персонала от воздействия техногенных и природных ионизирующих излучений.

В заключение сформулируем первоочередные задачи, которые следует решить для обеспечения благоприятной экологической ситуации в регионах, связанных с работами по утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ:

1)принять Государственную концепцию обращения с реакторными отсеками (до полного их уничтожения) при утилизации АПЛ (включая аварийные АПЛ с невыгружениыми активными зонами) и разработать для
ее реализации Федеральную программу;

2)ускорить вывоз отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) на ПО   «Маяк», произвести ремонт хранилищ ОТВС и завершить ввод в строй второй очереди станции спецводоотчистки на РТП „Атомфлот“;

3)решить проблему создания наземных пунктов временного хранения вырезанных реакторных отсеков АПЛ;

4)удалить   АПЛ, выведенные из эксплуатации и находящиеся   на   акваториях   судостроительных   и судоремонтных предприятий, в пункты отстоя ВМФ; списанные АПЛ подавать на акваторию предприятий
и плановом порядке в количествах, не превышающих наличие свободных стапельных мест;

5)рассмотреть возможность внедрения технологии разделки реакторного отсека, основанной на химико-механической резке с использованием жидких взрывча­тых  смесей  и  последующей  переплавке  металла с получением стандартных слитков;

6)продолжить научные исследования по разработке мер обеспечения радиационно-экологической безопас­ности при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, обратив особое внимание на аварийные АПЛ с невыгружениыми
активными зонами.


III
   Решение проблемы обращения с радиоактивным плутонием.
Оружейный плутоний и высокообогащенный уран, широко используется в период «холодной войны», в настоящее время поставлены перед ядерными державами серьёзные проблему образования с этими токсичными и долгоживущими ядерными материалами. Высвобождаются десятки тонн плутония и урана.

         Эффективность различных вариантов обращения с плутонием следует оценивать, следующие критерии:

1.     Безопасность: переработка, хранение и обращение с плутонием должно осуществляться так, чтобы возможное повторное извлечение плутония по сложности процесса было сравнимо с его производством.

2.     Критерий времени: превращение плутония в форму, исключающую его использование в военных целях, должно быть осуществлено как можно быстрее.

3.     Риск аварий: для каждого рассматриваемого варианта следует оценивать риск масштабных аварий, связанных с распылением плутония, а также с ядерными или не ядерными взрывами.

4.     Защита окружающей среды и здоровья населения: рассматриваемые варианты должны соответствовать всем требованиям законов и стандартов по охране окружающей среды и безопасности населения. Необходимо учитывать, что возрастающий объём переработки и транспортировки плутония ведет к дополнительному риску для окружающей среды, превышающему риск, связанный с его хранением.

5.     Потенциальные возможности поощрения производства плутония: некоторые варианты обращения с плутонием связаны с его переработкой и (или) его использованием при изготовлении топлива для ядерных реакторов.

6.     Затраты: различные варианты должны сопоставляться по приведенным затратам, несмотря на то, что риск для глобальной безопасности, связанной с плутонием, отодвигает этот критерий на второй план.
Решение проблемы обращения с радиоактивным плутонием путём переработки.

Вариант 1.

Можно использовать плутоний и в составе смешанного оксидного топлива для ядерных реакторов. Осуществление этого варианта может привести к срыву усилий по прекращению переработки отработанного ядерного топлива в мире. Если было бы разрешено использовать смешанное оксидное топливо, и появятся заводы по его производству, возникнет необходимость в перерабатывающих предприятиях. В предприятиях по обеспечению реакторов плутонием на будущее.

Вариант 2.

Альтернативой смешанному оксидному топливу как способу обращения с плутонием является остеклование, или витрификация – производство технического стекла, заключающаяся в смешивании плутония с расплавленным стеклом, в результате чего образуются остеклованные блоки.

Остеклование плутония имеет ещё и то преимущество, что позволяет рассматривать его не как «богатое наследство», а как опасный материал, энергетический потенциал которого не  следует использовать, даже если плутоний доставался бы «бесплатно». Если предположить, что необходимое число опытных заводов будет построено за два года, то весь избыточный плутоний можно будет остекловать в течение десяти лет.

Преимущества рассмотренных вариантов можно соединить в рамках комбинированного варианта, когда плутоний остекловывается в смеси с редкоземельными элементами. Ёмкость, в которой будет содержаться смесь остеклованного плутония — стеклянный блок, делается радиоактивной.



                                            Заключение
Полноценная утилизация всех построенных АПЛ потребует финансовых ресурсов и  технических средств, сравнимых по объему с  затратами на их создание. Решение, этой   задачи займет не одну сотню лет и будет требовать постоянного контроля, а значит и расходования финансов и материальных ресур­сов   в   течение   всего   данного   периода    времени.

Сейчас проводятся технико-эко­номические исследования на предмет созда­ния в Приморском крае берегового комплек­са сухого длительного хранения одностоечных реакторных блоков.

Минатом прилагает усилия к обеспечению взрыво -, пожаро -, ядерной и радиационной безопасности, а также к поддержанию пла­вучести выведенных из состава флота АПЛ.

В последнее время были выполнены следующие работы, несколько улучшившие общее состояние проблемы:

-Построены и приняты в эксплуатацию стационарные комплексы для переработки ЖРАО на заводах «Звезда» и «Звездочка».
Завершается модернизация установки для переработки ЖРАО на РТП «Атомфлот»;

-Изготовлены и работают 3 мобильных установки для переработки ЖРАО;

-Переработано около 6000 м3 ЖРАО;

-Завершается   строительство  комплек­сов по переработке и хранению ТРАО на за­водах «Звезда» и «Звездочка»;

-Разработан проект создания центра по переработке ТРАО на «Полярнинском СРЗ»;

-Разработан проект создания на южномострове архипелага Новая Земля опытно-промышленно­гообъекта для захоронения отходов низкой и средней ак­тивности, образующихся при эксплуатации и утилизации атомных кораблей на севере России.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.