Реферат по предмету "Экономика"


Управление процессами формирования и распределения приябыли на предприятие

--PAGE_BREAK--
Экономическая прибыль  представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.

В зависимости от порядка определения различают балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балансовой прибыли. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход. Прибыль от дивидендов и приравненных к ним доходов определяется как разность между полученными дивидендами и приравненными к ним доходами и налогом на доходы. Облагаемая налогом прибыль также уменьшается на сумму исчисленного налога, на недвижимость за основные фонды. 

Чистая прибыль   (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.

Порядок  формирование чистой прибыли  показан  на  рисунке  1.3.





Рис.  1.3.  Формирование  чистой  прибыли  предприятия  [20,  c. 494]
В зависимости от метода оценки различают номинальную и реальную прибыль

Номинальная прибыльхарактеризует фактически полученный ее размер.

Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции. Она характеризует реальную покупательную способность чистого дохода, полученного гостиничным комплексом.

В зависимости от размера прибыли различают минимальную, нормальную и максимальную прибыль.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Вариант минимизации прибыли характеризуется тем, что уменьшается объем менее прибыльных услуг, а ресурсы, освобождающиеся при этом, направляются на увеличение более прибыльных. Однако такие гостиничные комплексы в значительной мере рискуют утратить стабильный контингент туристов, которые отдают предпочтение комплексу разнообразных услуг.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются в другую сферу. «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности. Если спрос на данные товары и услуги постоянен, самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной отрасли деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей, и тем самым уровень прибыли снизится до нормального.

Максимальная прибыль связана с реализацией целей поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое ставит целью максимизировать прибыль, должно, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой -  рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль.

Вследствие такого подхода руководство гостиничного комплекса может повысить цены на основные и дополнительные услуги, перевести некоторые бесплатные услуги в платные (например, вызов такси, предоставление информации и др.), упростить сервис. Концепция получения максимальной прибыли может быть реализована в условиях превышения спроса над предложением. В дальнейшем, с расширением сети гостиниц, ориентация на максимизацию прибыли как долгосрочная стратегия предприятия применения не находит. Для предприятий более привлекательной в условиях рынка является долгосрочная деятельность с получением нормальной прибыли, чем одноразовый, хотя и относительно высокий, доход.

Кроме того, различают и другие виды прибыли.

Капитализированная прибыль – прибыль акционерного общества, направляемая на увеличение собственного капитала и резервов.

Монопольная прибыль – повышенная прибыль, которую позволяет получить монопольный контроль за рынком.

Прибыль до налогообложения – прибыль коммерческой организации до вычета налогов в соответствии с действующим законодательством.

Нераспределенная прибыль понимается, во-первых, как прибыль акционерного общества, компании, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды развития, и во-вторых, как прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели.

Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибыли (резервный фонд), они представляют собой существенную часть капитала большинства компаний.

Плановая прибыль – это размер прибыли, получаемой при обеспечении плановых затрат и объема выручки от реализации услуг.

«Притягательная» прибыль – величина прибыли, порождающая стремление других компаний проникнуть в данную сферу бизнеса.

Реинвестированная прибыль – доля годовой прибыли компании, не распределяемая между акционерами, повторно инвестируемая в активы этой компании.

Случайная прибыль – увеличение собственного капитала фирмы в результате случайных операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности

Упущенная прибыль – потенциальная прибыль, которая не была получена.

Учредительная прибыль – доход, полученный учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции в форме разницы между суммой реализации акций и суммой из номинальной стоимости.

Спекулятивная прибыль – прибыль от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и исполнением проходит довольно значительный промежуток времени.

Прибыль выступает основным источником финансирования производственного развития предприятия, социальных гарантий трудового коллектива, материального стимулирования работников, поэтому система ее распределения и использования имеет важное значение для субъектов хозяйствования.

Действующий порядок распределения прибыли заключается в том, что предприятие должно участвовать  своей прибылью  в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли в соответствии с действующим законодательством, уставом  и коллективным договором на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций.  [1, c. 330]
1.3  Функции  прибыли и факторы, влияющие  на  её  величину
Прибыль как важнейшая категория ры­ночных отношении выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эф­фективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной дея­тельности компаний. Однако будет ли это свидетельство не­обходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку предприятию нужна не вообще ка­кая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетво­рения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Величина прибыли зависит от многих факторов, некоторые из них зависят от усилий компаний, другие не зависят.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом компаний, прибыль играет ключевую роль в рыночном хо­зяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благопо­лучие которых зависит как от величины прибыли, так и приня­того в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

Прибыль — это основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой компаниям с учетом перспектив его развития.[10, c. 411]

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и ис­точник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений (например, на созда­ние резервных фондов), осуществляются материальное поощ­рение работников и предоставление им социальных льгот, со­держание объектов социальной сферы.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и использу­ется на различные цели, определенные расходной частью бюд­жета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод выте­кает из цели предпринимательской деятельности.

В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Выше мы показали зависимость изменения прибыли от объема реализации.При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли в результате сниже­ния доли постоянных расходов, приходящихся на единицу про­дукции.

Поскольку прибыль исчисляется как разница между ценой и себестоимостью, то, очевидно, что на размер прибыли оказыва­ют влияние рост цен и снижение себестоимости.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспе­чивался за счет ценового фактора. Однако он действовал не одинаково в различных отраслях экономики.[2, c. 290]

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. В  связи  с  этим  факторы,  оказывающие  влияние  на  прибыль,  можно  разделить  на  две  группы  факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

природные условия;

транспортные условия;

социально-экономические условия;

уровень развития внешнеэкономических связей;

цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относятся:

основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, струк­тура продукции и затрат, цена продукции);

неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к каче­ству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

В практике предпринимательской деятель­ности применяются различные способы снижения себестоимо­сти. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т. п. Однако следует иметь в виду, что снижение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества про­дукции. То же относится к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них компания нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответ­ственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

К числу факторов роста прибыли следует отнести обновле­ние ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления, как производственных фондов, так и оказываемых  страховых  услуг. Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балан­совой прибыли. Показатели относительной экономики ресурсов используются для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных трудовых, основных фондов.

Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяй­ствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.

Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях но более всего — в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксирован­ной в бухгалтерской отчетностиноминальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств  на компания, является одной из важнейших задач финансового ана­лиза. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных ин­весторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.

Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности организаций.

Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирую­щих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями кон­кретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерско­го учета на предприятии.

Прибыль — это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономи­ческая категория, отражающая суть бизнеса.

Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая биз­нес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущ­ностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.

Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельцев и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.

Таким образом, к оценке реальной величины прибыли нужен воспроизводственный подход. Для владельцев предприятия, потенциальных ин­весторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетно­го периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться какмеражизнеспособностипредприятия. Она должна нести в себе заряд результативности будущей производствен­но-финансовой деятельности предприятия.  [10,  c. 413]



2  Оценка  управления  формированием  доходов  и  прибыли  в  ООО  «Полёт»                            
2.1.  Анализ  формирования  прибыли  предприятия                                         
Основным  источником  формирования  прибыли  ООО  «Ромашка»  являются  доходы,  формируемые  в  процессе  производственной  и  торговой  деятельности.  Именно  они  представляют  собой  добавочную  стоимость  изделия,  создаваемую  предприятием  питания.  В  связи  с  этим  анализ  прибыли  предприятия    питания  следует начислять  с  анализа  доходов.  Данный  анализ  проведём  в  таблице  2.1.

Таблица  5.1. – Анализ  доходов  ООО  «Полёт»  за  2008 — 2009  г.

Показатели

2008

2009

Темпы  роста

Отклонение

план

факт

К  2008

К плану

От  2008

От  плана

1

2

3

4

5

6

7

8

1.  Товарооборот

      в  том числе:



13977,5



15450



15200



116,23



98,38



2122,5



-250

        — по  продукции 

          собственного 

          производства


7846,5


10815


10640


135,60


98,38


2793,5


-175

        — по покупным 

          товарам



5231



4385



4560



87,20



103,99



-671



175

2.  Доходы:

     в  том  числе:



5237,5



5438,4



5742,5



109,60



105,59



505



304,1

       — по  продукции 

         собственного 

         производства


2747,5


3677,1


3724


135,54


101,28


976,5


46,9

      — по  покупной 

        продукции



2490



1761,3



2018,5



81,02



114,60



-471,5



257,2

3.  Уровень  доходов,

%

     в  том  числе:



40,04



35,2



37,78



-



-



-2,26



2,58

     — по  продукции 

       собственного 

       производства


35,0


34


35


-


-


-


1

    — по  покупной 

      продукции 



47,6



40,17



44,27



-



-



-3,33



4,1

Проведённый  анализ  доходов  ООО  «Полёт»  показал,  что  на  предприятии  в  сравнении с   2008  годом  заметно  увеличились  доходы  от  основной  деятельности.  Как  видно  из  таблицы  совокупная  сумма  доходов  в  2008  году  в  сравнении  с  прошлым  годом  увеличилась  на  505  тыс.  руб.  или  9,6%  (109,6% — 100%).  При  этом  наибольший  рост  отмечен  по    продукции собственного  производства (на 976,5  тыс.  руб.  или   35,54%  (135,54% — 100%).  При  этом  доходы  от  покупной  продукции  в  2009  году  в  сравнении  с  2008  годом  значительно  снизился.  Предприятием  в  2008  году  не  дополучено  доходов  на  сумму  471,5  тыс.  руб.  или  18,98%.  На  первый  взгляд  связано  это  уменьшением  оборота  по  данной  группе  товаров.

Сравнительный  анализ  фактических  данных  за  2009  год  с  плановыми  показал,  что  предприятие  по  некоторым  показателям  план  не  выполнило.  В  частности  запланированный  товарооборот  в  размере  15450  тыс.  руб.  выполнен  только  на  98,38%.  В  результате  чего  выручка  от  реализации  продукции  снизилась  на  250  тыс. руб. Недовыполнение  плана  2008  года  коснулось  и  продукции  собственного  производства.  Оборот  по  продукции  собственного  производства  выполнен  только  на  98,38%.  В  результате  было  недополучено  выручки  на  сумму  175  тыс.  руб.  Тем  не  менее  оборот  по  покупной  продукции  перевыполнен  на  3,99%  (103,99% — 100%)  или  175  тыс. руб.  и  составил  4560  тыс.  руб.

Несмотря  на  недовыполнение  плана  по  объёму  реализации  план  по  доходам  был  не  только  выполнен, но  и  несколько  перевыполнен.  В  частности,  как  видно  из  таблицы  совокупная  сумма  доходов  составила  5742,5  тыс.  руб.,  т.е.  больше  запланированной  на  304,1  тыс. руб.  или  5,59%  (105,59% — 100%).  В  результате  доходы  по  реализации  собственной  продукции  превысили  плановые  на  46,9  тыс.  руб.,  а  по  покупной  продукции — на  257,2  тыс.  руб.  

Следующим  показателем,  имеющем  не  только  большое,  но, наверное,  преобладающее  значение  для  предприятия  питания,  прибыль.

Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли:

— балансовая прибыль,

— прибыль от реализации продукции, работ и услуг,

— прибыль от прочих  операций,

— налогооблагаемая прибыль,

— чистая при­быль.

Проведем анализ динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО  «Полёт»  за  2008 – 2009  годы  в  таблице  2.2.

Таблица 2.2 – Анализ  балансовой  прибыли  ООО  «Полёт»  

Показатели

2008

2009

Темпы  роста

%

Абсолютное  отклонение

план

факт

К  2008

К плану

От  2008

От  плана

1

2

3

4

5

6

7

8

1.  Балансовая  прибыль

417,5

466,3

417,5

100,00

89,53

-

-48,8

2.  Прибыль  от  реализа-ции



507,5



466,3



597,5



117,73



128,14



90



131,2

3. Прибыль  от  прочей  реализации



-90



-



-180



200,00



-



-90



-90



Как  показал  проведённый  анализ  в  сравнении  с  2007  годом  балансовая  прибыль  предприятия  не  изменилась  и  составила  417,5  тыс.  руб.  При  этом  прибыль  от  продаж  в  2008  году  в  сравнении  с  2008 годом  увеличилась  на  17,23%  (117,23% — 100%)  или  на  90  тыс.  руб.  Следует  отметить,  что  в  2009  году  на  предприятии  увеличилась не  только  прибыль,  но  и  убытки  от  прочей  реализации.  Как  видно  из  таблицы  убытки  от  прочей  реализации  увеличились  на  100%  (200% — 100%).

Сравнительный  анализ  фактической  и  планируемой  прибыли  за  2008  год  показал,  что  план  по  прибыли  не  выполнен  на  48,8  тыс. руб.  или  10,47%  (89,53% — 100%).  Недовыполнение  плана  обусловлено  только  наличием  убытков  по  прочей  реализации,  которые  не  были  запланированы.  В  общей  сложности  полученные  в  2008  году  убытки  уменьшили  прибыль  на  180 тыс.  руб.  Прибыль  от  продаж  превысила  плановую  на  28,14%  (128,14% — 100%). 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

— объема реализации продукции (VРП)  (товарооборота);

— структуры продукции (УДi);

— себестои­мости продукции (Ci)  (издержки  обращения);

— уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Издержки  обращения и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение издержек  обращения приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Анализ  прибыли  от  реализации  проведём  в  таблице  2.3.

Таблица  2.3. – Анализ  прибыли  от  реализации

Показатели

2008

2009

Темпы  роста

%

Абсолютное  отклонение

план

факт

К  2008

К плану

От  2008

От  плана

1

2

3

4

5

6

7

8

1.  Товарооборот

      в  том числе:

13977,5

15450

15200

116,23

98,38

2122,5

-250

        — по  продукции  

         собственного 

         производства

7846,5

10815

10640

135,6

98,38

2793,5

-175

        — по покупным  

          товарам

5231

4385

4560

87,2

103,99

-671

175

2.  Доходы:

     в  том  числе:

5237,

5438,4

5742,5

109,6

105,59

505

304,1

     — по  продукции   

       собственного 

       производства

2747,5

3677,1

3724

135,54

101,28

976,5

46,9

    — по  покупной   

      продукции

2490

1761,3

2018,5

81,02

114,6

-471,5

257,2

3.  Издержки  

     обращения

     в  том  числе

4730

4972,1

5145

108,8

103,48

415

172,9

   — по  продукции 

     собственного  

     производства

3296,68

3465,4

3585,9

108,77

103,48

289,22

120,5

  — по  покупной  

    продукции

1433,32

1506,7

1559,1

108,77

103,48

125,78

52,4

4.  Прибыль

в  том  числе

507,5

466,3

597,5

117,7

128,14

90

131,2

   — по  продукции   

     собственного 

     производства

-549,18

211,7

138,1

125,15

65,23

687,28

-73,6

  — по  покупной 

    продукции

1056,68

254,6

459,4

43,48

180,49

-597,28

204,8



Проведённый  анализ  прибыли  от  продажи  товаров   в  сравнении  с  2008  годом показал,  что  издержки  обращения  предприятия  увеличились  на  8,8%  (108,8% — 100%)  или  на  415  тыс.  руб.,  в  том  числе  на  289,22  тыс.  руб.  по  продукции  собственного  производства  и  на  125,78  тыс.  руб. – по  покупной  продукции.

В  сравнении  с  планом  издержки  обращения  увеличились  на  172,9  тыс.  руб.  или  на  3,48%  (103,48% — 100%).  При  этом  издержки  обращения  по  продукции  собственного  производства  увеличились  на  120,5  тыс.  руб.,  по  покупной продукции – на  52,4  тыс.  руб.

Анализ  прибыли  показал,  что  в  сравнении с  2008  годом  прибыль  предприятия  в  2009  годом  увеличилась  90  тыс.  руб.  или  на  17,7%  (117,7% — 100%).  При  этом  положительным  моментом  является  то,  что  в  сравнении  с  2007  годом  на  предприятии  увеличилась  прибыль  от  реализации  собственной  продукции.   Как  видно  из  таблицы  в  2008  году  реализация  собственной  продукции  принесла  убытки  в  размере  549,18  тыс.  руб.  В  2008  году  реализация  собственной  продукции  принесла  прибыль  в  размере  55,24  тыс.  руб.  Отрицательным  моментом  является  снижение  прибыли  по  покупной  продукции.  Как  видно  из  таблицы  прибыль  от  реализации покупной  продукции  снизилась  на  56,52%.

Сравнительная  характеристика  показателей  фактических  и  плановых  показала,  что  практически  по  всем  показателям,  кроме  продукции  собственного  производства,  на  предприятии  отмечен  рост.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2  Оценка  показателей  эффективности  предприятия                                                    
Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо­ты предприятия в целом, доходность различных направлений дея­тельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, ха­рактеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами.

Основным  показателем  рентабельности  финансово-хозяйственной  деятельности  является  рентабельность  продаж.  Данный  показатель  характеризует  эффективность  основной  деятельности  предприятия.

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В*100%                                                                  (2.1.)

где  Рп – рентабельность  продаж, %;

        В – выручка  от  реализации  (товарооборот),  руб.;

        С – себестоимость  (затраты  на  приобретение товаров  и  производство  собственной  продукции),  руб.;   

         КР – коммерческие  расходы  (издержки  обращения),  тыс.  руб.;

         УР – управленческие  расходы,  тыс.  руб.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

DРпв = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1–(Во–Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100%   (2.2.)

где  DРпв – влияние  на  рентабельность  выручки  от  реализации,  %;

        В0– выручка  от  реализации  (товарооборот)  базисного  периода,  тыс.  руб.;      

        В1 – выручка  от  реализации  (товарооборот)  отчётного  периода,  тыс.  руб.;      

        Со – себестоимость  (затраты  на  приобретение товаров  и  производство  собственной  продукции)  в  базисном  периоде,  тыс.  руб.; 

        КР0– коммерческие  расходы  (издержки  обращения)  в  базисном  периоде,  тыс.  руб.;

        Уро – управленческие  расходы  в  базисном  периоде,  тыс.  руб.

DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%          (2.3.)

где DРпс – влияние  на  рентабельность  себестоимости  производства,  %;

       С1 – отчетная себестоимость,  тыс.  руб.;

DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%         (2.4)

где  DРпкр – влияние  на рентабельность коммерческих расходов,  тыс.  руб.

        КР1 – коммерческие  расходы  (издержки  обращения)  в  отчётном  периоде,  тыс.  руб.;

Динамику  показателей,  формирующих  финансовый  результат  и  рентабельность  от  основной  деятельности  рассмотрим  в  таблице  2.4.

Таблица  2.4 – Анализ  рентабельности продаж  ООО  «Полёт»  за  2008 – 2009  гг. 

№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Откло-нение (+, -)

2008

2009

1

2

3

4

5

6

1.

Товарооборот  (В)

Тыс.руб.

13077,5

15200

2122,5

2.

Затраты  на  приобретение товаров  и  производство  собственной  про-дукции  (С)

Тыс.руб.


7840


9457,5


1617,5

3.

Издержки  обращения (КР)

Тыс.руб.

4730

5145

415

4.

Управленческие расходы

Тыс.руб.

-

-

-

5.

Прибыль  от  реализации

Тыс.руб.

507,5

597,5

90

6.

Рентабельность продаж

%

3,88

3,93

0,05



Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

DРпв = [(15200 – 7840 – 4730)/15200 – (13077,5 – 7840 – 4730)/13077,5]* 100% = (0,1730 – 0,0388) * 100% = 13,42%

В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 13,42%.

Влияние изменения себестоимости продукции:

DРпс = [(15200 – 9457,5 – 4730)/15200 – (15200 – 7840 – 4730)/15200]*100% = (0,0666 – 0,1730) * 100% = — 10,64%

Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 10,64%.

Влияние изменения коммерческих расходов:

DРпкр = [(15200 – 9457,5 – 5145)/15200 – (15200 – 9457,5 – 4730)/15200]* 100% = (0,0393 – 0,0666) * 100% = — 2,73%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 2,73%.

Общее влияние всех факторов составит:

DРпобщ = 13,42% — 10,64% — 2,73% = 0,05% 

Таким  образом,  в  результате  проведённого  анализа  эффективности  деятельности  предприятия  было  выяснено,  что  на  рост  рентабельности  оказали  влияние  три  фактора:  изменение  товарооборота,  изменение  стоимости  закупаемых  товаров  и  изменение  издержек  обращения.  Рост  товарооборота  увеличил  рентабельность  предприятия  на  13,42%.  Однако,  в  результате  увеличения  затрат  по  закупке  товаров  и  коммерческих  расходов  предприятия  рентабельность  снизилась  на  10,64%  и  2,73%  соответственно.  В  общей  совокупности  факторов  рентабельность  предприятия  увеличилась  на  0,05%. 

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Анализ  рентабельности  ООО  «Полёт»  произведём  в  таблице  2.5.

Таблица 2.5 – Анализ рентабельности  ООО  «Полёт» за 2008 – 2009  гг.

Показатель

2008

2009

Отклонение

1.  Рентабельность  продаж

3,88

3,9

0,02

2.  Рентабельность  издержек

10,7

11,6

0,9

3.  Рентабельность  трудовых  затрат

21,04

20,78

-0,26

4.  Рентабельность  оборотных  активов

38,07

41,64

3,57

5.  Рентабельность  основных  средств

17,17

19,07

1,9

6.  Рентабельность  собственного  капитала

28,45

31,23

2,78

7.  Рентабельность  перманентного  капитала

20,26

22,5

2,24



Как  видно  из  приведённой  таблицы  практически  все  показатели  рентабельности  на  предприятии  в  2009  году  несколько  увеличились.  Исключение  составила  только  рентабельность  трудовых  затрат.  По  данному  показателю  рентабельность  снизилась  на  0,26%.

Наибольший  рост  отмечен  по  рентабельности  собственного  капитала.  Данный  показатель  в  сравнении  с  2008  годом  вырос  на  2,79%  и  составил  31,23%. 
2.3  Факторный  анализ  прибыли  от  реализации  продукции  (работ,        услуг)                                            
Основным  источником  формирования  прибыли  предприятия  является  прибыль  от  продаж,  представляющая  собой  разницу  между  валовым  доходом  предприятия  и  издержками  обращения.  На  валовой  доход  от реализации  продукции  влияют  такие  факторы,  как  объём  товарооборота  и  уровень  доходов  (торговая  надбавка).  Факторный  анализ  валового  дохода  ООО  «Полёт»  приведён  в  таблице  2.6. 

Таблица  2.6 — Факторный  анализ  доходов  от  торговой  деятельности  ООО  «Полёт»  за  2009  год

Показатели

2009  г

Измене-ния

Влияние

план

факт

В  сумме

В  %

1

2

3

4

5

6

1.  Товарооборот

15450

15200

-250

-88,05

-28,95

2.  Доходы

5438,4

5742,5

304,1

-

100

3.  Уровень  доходов,  %

35,2

37,78

2,58

392,15

128,95



Как  видно  из  анализа,  на  изменение  доходов  ООО  «Полёт»  оказали  влияние  два  фактора – изменение  оборота  и  изменение  уровня  доходов.  Снижение  оборота  предприятия  против  плана  снизило  сумму  дохода  на  88,05  тыс.  руб.  Рост  уровня  доходов  на  2,58%  позволило  увеличить  сумму  фактических  доходов  на  128,95%.

Анализ  доходов  и  рентабельности  предприятия  требует  также  факторного  анализа  прибыли.  Данный  анализ  позволяет  выделить  те  составляющие,  которые  оказали  влияние  на  изменение  прибыли  в  отчётном  периоде.  В  основном  такой  анализ  производится  на  основе  балансовой  увязки  показателей.  Данный анализ  приведём  в  таблице  2.7.

Таблица  2.7 – Факторный  анализ  прибыли  от  реализации  продукции  ООО  «Полёт»

Показатели

2008

Подстановка

2009

Товаро-оборот

Затраты  на  закупку  товаров

Коммер-ческие  расходы

Товарооборот

13077,5

15200

15200

15200

15200

Затраты  на  закупку  товаров 

7840

7840

9457,5

9457,5

9457,5

Коммерческие  расходы

4730

4730

4730

5145

5145

Прибыль  от  продаж

507,5

2630

1012,5

597,5

597,5



Как  видно  из  представленной  таблицы  2.7.  на  изменение  прибыли  от  реализации  оказали  влияние  следующие  факторы:

— рост  товарооборота   по  предприятию  увеличил  прибыль  от реализации  на  2 122,5  тыс.  руб.

2 630 – 507,5 = 2 122,5  тыс.  руб.

— рост  затрат  на  закупку  товаров  снизил  прибыль  от  реализации   на   1 617,5  тыс.  руб.

1 012,5 – 2 630 = — 1 617,5  тыс.  руб.

— рост  коммерческих  расходов  снизил  прибыль  от  реализации  на  415  тыс.  руб.

597,5 – 1 012,5 = — 415  тыс.  руб.

В  общей  совокупности  прибыль  от  реализации  увеличилась  на  90  тыс.  руб.

2 122,5 – 1 617,5 – 415 = 90  тыс.  руб.

В  заключение  факторного  прибыли  проведём  анализ  балансовой  прибыли  предприятия.  Данные  для  анализа  представлены  в  таблице  2.8.

Таблица  2.8 – Факторный  анализ  балансовой  прибыли  ООО  «Полёт»

Показатели

2008

Подстановка

2009

Прибыль  от  продаж

Прибыль (убыток)  от  прочих  операций

Прибыль  от  продаж

507,5

597,5

597,5

597,5

Прибыль  (убыток)   от  прочих  операций



-90



-90



-180



-180

Прибыль  до  налогообложения

417,5

507,5

417,5

417,5

 

Таким  образом,  на  балансовую  прибыль  оказали  влияние  два  фактора:  изменение  прибыли  от  продаж  и  изменение  прибыли  от  прочих  операций.

В  результате  изменения  прибыли  от  продаж  балансовая  прибыль  предприятия  увеличилась  на  90  тыс.  руб.

507,5 – 417,5 = 90  тыс.  руб.

Увеличение  убытка  от  прочих  операций  снизило  балансовую  прибыль  предприятия  на  90  тыс.  руб.

417,5 – 507,5 = — 90  тыс.  руб.

В  общей  совокупности  факторов  балансовая  прибыль  предприятия  в  2008  году  не  изменилась  и  составила  417,5  тыс.  руб.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.