--PAGE_BREAK--Таким образом, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.
Помимо такой классификации товарных запасов, данной в учебниках по экономике предприятия, существует и другая, которая учитывает функции, выполняемые товарными запасами, и время их учета. Так, например, в логистике выделяют следующие признаки классификации товарных запасов :
· по исполняемой функции товарные запасыподразделяют на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции. Переходящие запасы – это остатки товарных запасов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчетном и следующем за отчетным периодом до очередной поставки.
· по времени учёта, такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Их соотношение показано на рисунке:
объём заказа
максимально желательный уровень
пороговый уровень
текущий запас
гарантийный запас
время
Рисунок 2 – Виды товарных запасов по времени учёта.
Максимально желательный уровень определяет уровень товарного запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами, который может превышаться. Этот товарный запас используется как ориентир при расчете норматива объёма заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени наступления очередного заказа, то есть он показывает количество дней нахождения товаров в виде запаса.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учёта. Он может совпасть с максимально желаемым запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы – так называют длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям.
1.2 Факторы, влияющие на величину товарных запасов
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы (Рисунок 3).
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
соотношение между спросом объём розничного товарооборота;
и предложением; сложность ассортимента;
насыщенность товарных рынков; организация и частота завоза това-
звенность товародвижения; ров;
объём импорта; состояние материально – техничес-
уровень цен на конкретные то- кой базы и основных фондов торго- вары; вого предприятия
физико-химические свойства
товаров;
Рисунок 3 – Факторы, влияющие на величину товарных запасов.
2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников[3].
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
1.3 Методы управления товарными запасами
Товарные запасы нужны для того, чтобы выполнять заказы своих покупателей на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако запасы требуют расходов на их содержание, пока они не «дождутся своего часа» и не будут реализованы. Причем потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.
Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной. При этом, желательно, от чисто эмпирических наблюдений за ситуациями типа: «есть заказы — нет товаров» или «есть запасы — не хватает денег», перейти к более объективным критериям. В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации[4].
I. Показатели достаточности запасов для удовлетворения покупательского спроса
.
Например, так называемый «уровень обслуживания», под которым понимается процент от общего объема имеющихся запросов, который удовлетворен из имеющихся материальных запасов без дополнительного заказа.
II. Показатели, основанные на поиске оптимального размера заказа, исходящие из соотношения стоимости хранения запасов и стоимости выполнения заказа.
Издержки хранения выступают ограничением на размер запасов. Причем в стоимость хранения входят «вмененные» издержки. Они характеризуют прибыль, которая могла бы быть получена, если бы средства не были использованы для образования запаса, а «пущены в оборот». Большие размеры заказа (и, следовательно, меньшее их количество) уменьшают стоимость выполнения заказов, но приводят к увеличению стоимости хранения запасов. Поэтому, необходимо найти баланс между с одной стороны стоимостью хранения, а с другой стороны — операциями по заказу товаров.
III. Индикаторы, связанные с характеристиками денежных потоков от операций по закупке и реализации товара.
Например, величина чистого дисконтированного денежного потока, равная разнице между дисконтированной величиной средств, которые направлены на закупку товара, и средств, полученных от реализации (в течение расчетного периода). За величину дисконта может быть принята средняя рентабельность инвестиций компании или величина действующей ставки банковского кредита.
IV. Индикаторы, отражающие рентабельностью деятельности компании при различных методах управления запасами.
Например, рентабельность активов (ROA) в течение расчетного периода, определяемая отношением, где первый показатель характеризует рентабельность оборота или «рентабельность продаж», второй — характеризует «оборачиваемость активов» за период.
Наличие излишних, избыточных запасов приводит к увеличению показателя «активы» и, следовательно, к снижению оборачиваемости. Необходимо определить оптимальную величину инвестиций в запасы, которая, увеличивая «оборачиваемость активов», не приводила бы к снижению ROA (за счет уменьшения оборота). Представляется важным не то, какой из возможных индикаторов выбрала компания, а сам факт наличия выбранного индикатора. Только постоянное наблюдение за такими показателями позволяет судить о правильном направлении усилий, предпринимаемых в какой-либо области менеджмента — в данном случае эффективности системы управления запасами. В мировой практике к настоящему времени выработаны стандартные подходы к решению проблемы планирования запасов, которые условно можно разделить на две группы: «от склада» и «от продаж». Однако для принятия решения об их внедрении важно оценить, насколько они применимы в конкретных условиях, учитывающих российскую специфику.
2 Анализ товарных запасов и оборачиваемости оборотных средств
2.1 Организационно- экономическая характеристика ОАО «Ветеран»
Основным видом деятельности ОАО «Ветеран» является торговля спиртными, безалкогольными напитками, продовольственными продуктами.
Согласно Уставу предприятия, целью деятельности ОАО «Ветеран» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.
Торговая фирма ОАО «Ветеран» является акционерным обществом
Визитная карточка предприятия представлена ниже.
Почтовый индекс
140004
Страна
Россия
Город
Москва
Адрес
Центральный офис: 140004, Россия, московская область, п.Филимонки, д.9 секция 5
В ОАО «Ветеран» создан уставный фонд. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.
В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».
В компетенцию генерального директора входят все вопросы, связанные с решением проблем и текущей деятельности предприятия и обоснованием его перспектив.
К компетенции генерального директора относятся следующие вопросы:
1. внесение изменений и дополнений в устав или утверждение новой редакции устава;
2. принятие решения о реорганизации;
3. принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4. принятие решения об увеличении уставного капитала;
5. принятие решения об уменьшении уставного капитала;
6. избрание (назначение) директора филиала и досрочное прекращение его полномочий;
7. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
8. утверждение аудитора;
9. утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков и распределение его прибылей и убытков;
10. утверждение и внесение изменений и дополнений в Положение об общем собрании учредителей;
11. образование счетной комиссии;
12. принятие решения о дроблении и консолидации;
13. принятие решения о заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
14.принятие решения о совершении сделки, связанной с приобретением и отчуждением имущества;
15.принятие решения об участии в финансово-промышленных группах.
16. определение приоритетных направлений деятельности;
17. определение размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций;
18. принятие решения об образовании и использовании резервного и иных фондов;
18. утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности его органов управления;
19. принятие решений о создании дочерних обществ, решений о создании филиалов и открытии представительств и утверждение положений о них.
В компетенцию бухгалтерии входят вопросы расчета себестоимости, калькуляции, а также учетных процессов на предприятии:
— Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
— Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
— Эффективное управление денежными потоками.
— Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
— Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
— Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
Коммерческий отдел занимается вопросами работы с поставщиками и клиентами.
Зав складом несет ответственность за погрузо-разгрузочные мероприятия, а также за хранение продукции.
Высшим органом управления ОАО «Ветеран» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ОАО «Ветеран» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
Первоначальным направлением является торговля. В коммерческой деятельности потребкооперации есть свои особенности. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, ставка делается на товары первой необходимости и повседневного спроса: крупы, соль, сахар, макаронные изделия, спички и другие. Эти товары закреплены ассортиментным перечнем, который имеется в каждом магазине(табл.1)
Таблица 1.
Ассортиментный перечень товаров, реализуемых магазином
№
Наименование товарных групп
удельный вес в обороте, %
1
Мясо и птица
3,35
2
Колбасные изделия
11,93
3
Рыба
0,13
4
Сельди
1,60
5
Масло животное
0,23
6
Масло растительное
0,55
7
Сало топленное, сырые и прочие пищевые жиры
0,02
8
Маргарин и маргариновая продукция
0,68
9
Майонез
0,61
10
Молоко и молочная продукция
1,89
11
Сыр
0,39
12
Консервы мясные
0,20
13
Консервы рыбные
1,10
14
Консервы овощные
1,40
15
Консервы фруктово-ягодные
1,36
16
Яйца
0,39
17
Сахар
1,54
18
Кондитерские товары
8,99
19
Варенье, джем, повидло и мед
0,87
20
Чай натуральный
1,02
21
Соль
0,63
22
Мука и зерно продовольственное
3,06
23
Хлеб и хлебобулочные изделия
12,60
24
Крупа и бобовые
2,76
25
Макаронные изделия
1,63
26
Картофель
0,74
27
Овощи
1,17
28
Плоды, ягоды, арбузы и дыни
1,35
29
Водка
3,34
30
Виноград и плодово-ягодные вина
0,77
31
Коньяк
0,05
32
Шампанское
0,10
33
Пиво
1,60
34
Безалкогольные напитки
2,36
35
Мороженое
0,43
36
Прочие продовольственные товары
2,47
Итого продовольственных товаров
84,48
На рассматриваемом предприятии ОАО «Ветеран» регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ОАО «Ветеран» относит эту информацию к коммерческий тайне.
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки.
Анализируя результаты в 2009 году по отношению к 2008 и 2007 годам можно сделать следующие выводы.
Товарооборот увеличился на 82769 руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
Рассмотрим основные показатели деятельности магазина в сопоставимой оценке.
Таблица 2 – Отклонения и темпы роста экономических показателей деятельности магазина в сопоставимых ценах
Показатели
2007 год
2008 год
2009год
отклонение
темп роста, %
2009г от 2007г
2009г от 2008г
в 2008г
в 2009г
А
1
2
3
4
5
6
7
Товарооборот всего, тыс. руб.
25 724,0
22 592,5
27 572,9
-3 131,5
+4 980,4
87,8
120,7
Валовой доход всего, тыс. руб.
8 594,2
8 488,2
8 987,2
-106,0
+499,0
98,8
105,9
Уровень валового дохода, %
33,41
37,57
32,60
+4,16
-4,97
112,5
86,8
Издержки обращения, тыс. руб.
8 178,8
7 596,4
7 651,2
-582,4
+54,8
92,9
100,7
Уровень издержек обращения, %
31,79
33,62
27,75
+1,83
-5,87
105,8
82,5
Товарные запасы, тыс. руб.
2 498,8
2 699,6
2 254,5
+200,8
-445,1
108,0
83,5
Товарооборачиваемость, дни
35
43
29
+8
-14
122,9
67,4
Финансовый результат, тыс. руб.
-752,4
-254,6
-200,0
+497,8
+54,6
33,8
78,6
Рентабельность, тыс. руб.
-2,92
-1,12
-0,73
+1,80
+0,39
41,6
33,3
Проанализируем данные таблицы 2. Несмотря на то, что магазин в сфере торговли закончило 2008 год со значительным снижением убытка по сравнению с 2007 годом на 497,8 тыс. руб., произошло уменьшение розничного товарооборота на 3 131,5 тыс. руб. в сопоставимых ценах. На снижение общего объёма товарооборота повлияло уменьшение его в сфере торговли на 3 190,4 тыс. руб., что составило 85,3% по сравнению с прошлым годом. Снижение товарооборота сказывается отрицательно на сумме товарных запасов, а в конечном итоге на замедлении товарооборачиваемости. Сумма товарных запасов в 2008 году выросла на 8% и составила 2 699,6 тыс. руб., тогда как в 2007 году она была 2 498,8 тыс. руб. Товарооборачиваемость замедлилась на 8 дней и составила 122,9% или 43 дня по отношению к 2007 году.
В 2008 году наблюдается снижение суммы издержек обращения в целом по магазину на 7,1%, в том числе в торговле на 99,7 тыс. руб., Снижение суммы издержек обращения произошло за счет того, что были компенсированы транспортные расходы районной администрацией в сумме 362,3 тыс. руб. Помимо этого сократились отчисления в фонд развития и подготовки кадров на 62,0 тыс. руб., а также по статье прочие расходы. Но уровень издержек обращения продолжает расти, и в этом году он составил 105,8% к уровню прошлого года (отрицательное влияние). В то же время идёт уменьшение и суммы валового дохода на 106,0 тыс. руб. или на 1,2%. Но уровень валового дохода вырос в 2008 году на 12,5%. Такое соотношение: темп роста уровня валового дохода > темпа роста уровня издержек обращения, и объясняет резкое сокращение доли убытка магазина в 2008 году.
В 2009 году общий объём товарооборота составил 27 572,9 тыс. руб., обеспечен рост его к уровню 2008 года в сопоставимых ценах на 120,7% и даже к уровню 2008 года на 107,2%. Такой рост был достигнут за счёт увеличения объёма товарооборота в торговле на 16,7% по сравнению с прошлым годом, или в абсолютной сумме на 3 094,7 тыс. руб. Вместе с ростом товарооборота выросла и сумма валового дохода, она составила 105,9%, тогда как уровень валового дохода в целом по магазину не достиг уровня прошлого года, уменьшился на 13,2%, что составило 32,60% (уровень валового дохода в 2006 году 37,57%), А также и сумма издержек обращения увеличилась на 0,7%. Увеличение суммы издержек происходит за счет увеличения транспортных расходов, а также расходов на оплату труда работников, так как заработная плата в 2009 году выросла. Но в то же время происходит снижение расходов, в первую очередь, за счет того, что в 2009 году магазин переходит на упрощенную систему налогообложения, а вместе с этим сокращаются расходы по соответствующей статье издержек. Также в этом году магазин погасил кредит, взятый в начале прошлого года в банке в размере 1млн500,0 тыс. руб. Хотя и произошло увеличение суммы издержек обращения, уровень издержек обращения снизился ещё более быстрыми темпами на 17,5% и составил 27,75%, тогда как уровень издержек обращения в 2008 году был 33,62%.
Такое снижение уровня издержек обращения положительно сказалось на конечном финансовом результате деятельности магазина. Положительно повлияло на сокращение убытка в 2009 году на 54,6 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом и сокращение суммы товарных запасов, и ускорение товарооборачиваемости. Так в 2009году сумма товарных запасов сократилась на 6,5% к уровню 2008 года, причём за счёт сокращения их в сфере торговли на 117,8 тыс. руб. Вместе с этим происходит ускорение товарооборачиваемости в торговле на 7,5 дня,.
Рентабельность от деятельности магазина в период с 2007 по 2009 годы увеличивается. Это объясняется снижением убытка в 2006 году по сравнению с 2007 годом на 1,43% и в 2009 году ещё на 0,68%. И уже в 2009году рентабельность составила –0,34%.
Трудовые отношения на предприятии являются наиболее сложными аспектами его деятельности. Основная цель – обеспечить такое управление кадрами, чтобы они работали с полной отдачей, были заинтересованы в результатах своего труда и как следствие заботились о повышении эффективности предприятия. Успех деятельности предприятия зависит от того, насколько квалифицированный персонал работает на предприятии и с какой отдачей трудятся сотрудники, используя свои знания, навыки и опыт работы. В этом и заключается основная цель проведения анализа показателей численности и фонда заработной платы на предприятии.
По данным таблицы 3 можно охарактеризовать кадровые ресурсы магазина и их основные показатели за период 2007 – 2009 годы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3 – Основные показатели численности и среднемесячной заработной платы ОАО «Ветеран» за 2007 – 2009 годы
Показатели
2007 год
2008год
2009 год
отклонения
2009г от 2007г
2009г от 2008г
А
1
2
3
4
5
Розничный товарооборот всего, тыс. руб.
25 724,0
22 592,5
27 572,9
-2 131,5
+4 980,4
Среднесписочная численность работников, чел.
258,0
241,0
215,0
-43,0
-26,0
Среднемесячный оборот на 1 работника, тыс. руб.
8,3
7,8
10,7
+2.4
+2,9
Фонд заработной платы всего, тыс. руб.
3 709,6
3 396,6
3 365,0
-313,0
-31,6
Уровень расходов на оплату труда, %
14,4
15,0
12,2
-2.2
-2,8
Среднемесячная зарплата на 1 работника, руб.
1 198,0
1 175,0
1 304,0
+106,0
+129,0
Так в 2007 году среднесписочная численность работников торговли составила 258 человек. В 2008 году происходит уменьшение среднесписочной численности работников на 5,7%, в итоге в целом по магазину численность работников составила 241 человек. В 2009 году продолжается сокращение штатов на 10,8% по сравнению с прошлым годом и среднесписочная численность работников равна 215 человек. Такое сокращение работников привело к снижению фонда заработной платы с 3 709,6 тыс. руб. в 2007 году до 3 365,0 тыс. руб. в 2009 году, а вместе с этим и уровня расходов на оплату труда. Если в 2007 году он был 14,4%, в 2008 году – 15,0%, то уже в 2009 году он составил 12,2%..
Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника в 2009 году составляла в торговле 1 336 рублей, что на 122 рубля выше заработной платы 2008 года. А в 2008 году её рост по сравнению с 2007 годом в торговле составил 103,8.
Заработная плата является вознаграждением за труд и напрямую связана с выработкой работников. Так в 2007 году среднемесячный оборот на одного работника в торговле составил 10,3 тыс. руб. В 2008 году в торговле оборот на одного работника уменьшился на 0,9 тыс. руб. или 8,7%, это связано с сокращением объема товарооборота в этом году на 3 190,4 тыс. руб.
За этими цифрами, конечно же, стоят люди. Именно они привносят вклад в повышение эффективности работы магазина.
Потребность в кадрах как таковой в обществе не существует, за исключением кадров рабочих профессий (грузчик, сторож, кочегар, дворник, технический персонал). Текучесть кадров существует только среди этой категории работающих.
В обществе числятся работники, профессия которых требует специальной подготовки, это: сварщик, электрик, слесарь-электрик по бытовому оборудованию и другие. С этой целью в 2007 году был создан фонд подготовки кадров, который функционирует и по сей день.
Таковы основные экономические, финансовые и трудовые показатели деятельности ОАО «Ветеран» за последние 3 года. И как общий вывод, можно сказать, что магазин улучшает свою работу, показывая лучшие результаты в 2009 году как по фактически сложившимся данным, так и по показателям эффективности деятельности[5].
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Анализ товарных запасов ОАО «Ветеран»
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Каждое торговое предприятие рассчитывает систему показателей, характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт не зависимо от каналов реализации товаров. Товарооборот выступает необходимым и самым важным условием достижения целей торгового предприятия. Он является количественным показателем, характеризующий общий результат деятельности предприятия. Торговым предприятиям анализ товарооборота помогает определить насколько достигнуты объёмы товарооборота, и какие из составляющих товарооборота позволяют получить им необходимую величину прибыли. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек и образования прибыли. Валовой доход не является показателем эффективности работы предприятия. Однако это результативный показатель, характеризующий хозяйственную деятельность и отражающий долю торговли в общей сумме цен на товары. Цель экономического анализа валового дохода – это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость торгового предприятия. Валовой доход на предприятии выступает как основной источник покрытия издержек обращения и получения прибыли[6].
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты в сфере обращения товаров, которые необходимы для осуществления предприятием своей деятельности и выполнения функций. Анализ издержек обращений направлен на выявление возможности повышения эффективности работы торгового предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Для обеспечения бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса в торговле должны быть определенные товарные запасы. Размер их должен быть оптимален. Заниженные товарные запасы не смогут обеспечить полностью товарооборот, а завышенные ведут к замедлению товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость – это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации. Одной из основных задач коммерческой деятельности торгового предприятия является ускорение товарооборачиваемости. Это приводит к росту товарооборота, сокращению товарных запасов, снижению расходов на продажу, а вследствие, к росту прибыли.
Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия. Она выступает как результативный оценочный показатель, но напрямую эффективность работы предприятия не отражает. На предприятии проводится анализ факторов, влияющих на прибыль, который является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия.
Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемость товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капитала, основных средств и рабочей силы. Она является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующий о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможности его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности предприятия характеризует относительный размер прибыли.
Анализ обеспеченности ОАО «Ветеран» товарными
запасами и оценка их эффективности
Данный анализ проводится по магазину за несколько лет, то есть за период с 2007 года по 2009 год. Связано это с тем, что необходимо выявить тенденции изменения товарных запасов и рассмотреть влияние на их величину определённых факторов. Обеспеченность товарными ресурсами устанавливают по средствам отношения в сопоставимых величинах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота. Таким образом, коэффициент обеспеченности в 2007 году составил 0,097, в 2008 году 0,119 и в 2009 году 0,082. Расчет велся следующим образом.
Кобеспеч(2007) = ТЗср 2007/ Тоб 2007= 2 498,8 / 25 724,0 = 0,097 руб.
Кобеспеч(2008) = ТЗср 2008 / Тоб 2008 = 2 699,6 / 22 592,5 = 0,119 руб.
Кобеспеч(2009) = ТЗср 2009/ Тоб 2009 = 2 254,5 / 27 572,9 = 0,082 руб.,
где ТЗср — товарные запасы средние, тыс. руб.;
Тоб — товарооборот за год, тыс. руб.
Это говорит о том, что в 2007 году на 1 рубль товарооборота приходилось 0,097 рублей товарных запасов. В 2008 году обеспеченность товарооборота выросла на 22,7% по сравнению с прошлым годом и составила 0,119 рублей на рубль товарооборота. В 2009 году на рубль товарооборота приходилось товарных запасов в размере 0,082 рубля, что на 31,1% ниже уровня прошлого года и даже ниже уровня 2007 года на 15,5%. Такие цифры свидетельствуют, что магазин достаточно обеспечен товарными запасами.
Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Кроме того, он характеризует эффективность использования товарных запасов.
Рассчитали товарооборачиваемость, средние товарные запасы, однодневный товарооборот и его удельный вес по товарным группам за каждый год, занесли данные в таблицы и провели анализ.
На основе данных составим таблицу 4– товарооборачиваемость по товарным группам. Рассчитаем абсолютные отклонения товарооборачиваемости в 2009 году по отношению к 2007 году и в 2009 году по отношению к 2008 году, темпы роста и сделаем выводы.
Таблица 4 – Абсолютные отклонения и темпы роста товарооборачиваемости за 2007-2009 годы по товарным группам
Товарные группы
товарооборачиваемость, дни
отклонения
темпы роста товарооборота, %
2007г
2008г
2009г
2009г от 2007г
2009г от 2008г
в 2008г
в 2009г
А
1
2
3
4
5
6
7
Продовольственные
29
34
20
+ 5
— 14
86,0
124,5
Всего:
29
34
20
+5
— 14
86,0
124,5
Какие еще факторы положительно повлияли на товарооборачиваемость ОАО, предстоит выяснить, проведя более детальный анализ.
А в целом за истекшие 3 года можно сделать вывод, что, судя по коэффициенту обеспеченности, товарооборот магазина достаточно обеспечен товарными запасами. Товарные запасы по величине сокращаются, это привело к ускорению времени обращения товаров в 2009 году. И даже не смотря на замедление товарооборачиваемости в 2008году, она достигла и даже превысила уровень 2007 года. А это в свою очередь говорит о повышении эффективности использования товарных запасов, то есть угроза затоваривания предприятия в 2009 году практически отпала[7].
Анализ товарооборачиваемости под влиянием изменения
объёма товарооборота и величины товарных запасов
Для того чтобы выяснить причины замедления товарооборачиваемости в 2008 году и ускорении ее в 2009 году, проведем анализ времени обращения товаров в зависимости от изменения объема и структуры товарооборота и величины товарных запасов.
Сначала рассмотрим влияние изменения объёма товарооборота, а также величины товарных запасов на время товарного обращения на ОАО в целом. Будем при этом использовать метод цепных подстановок.
Составим факторную модель. Тоб = ТЗср: Орто
Так как товарооборот однодневный (Орто) — фактор количественный, то целесообразно его изменение при анализе учитывать в первую очередь. Произведём следующие расчеты.
1. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость магазина в 2008 году:
Тоб 2007 = 35 дней
Тоб 2008(DОрто) = ТЗср(2007): Орто(2008) = 2 498,8: 62,757 = 40 дней
Д Тоб 2008(DОрто) = 40 — 35 = + 5 дня
Тоб 2008(DТЗср) = ТЗср(2008): Орто(2008) = 2 699,6: 62,757 = 43 дня
Д Тоб 2008(DТЗср) = 43 — 40 = + 3 дня
Совокупное влияние двух факторов:
Д Тоб 2008(DОрто) + Д Тоб 2008(DТЗср) = + 5 + 3 = + 8 дней
2. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость магазина в 2009 году:
Тоб 2008= 43 дня
Тоб 2009(DОрто) = ТЗср(2008): Орто(2009) = 2 699,6: 76,591 = 35,2 дня
Д Тоб 2009(DОрто) = 35,2 — 43 = — 7,8 дня
Тоб 2009(DТЗср) = ТЗср(2009): Орто(2009) = 2 254,5: 76,591 = 29 дня
Д Тоб 2009(DТЗср) = 29 – 35,2 = — 6,2 дня
Совокупное влияние двух факторов:
Д Тоб 2009(DОрто) + Д Тоб 2009(DТЗср) = — 7,8 + (- 6,2) = — 14 дней
Результаты выполненных расчетов позволяют утверждать, что за счет снижения объема товарооборота в 2008 году на 3 131,5 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом товарооборачиваемость замедлилась на 5 дней. В то же время увеличение размера товарных запасов на 200,8 тыс. руб. привело к замедлению времени обращения еще на 3 дня. В общем итоге это отрицательно повлияло на товарооборачиваемость, она замедлилась на 8 дней, что по сравнению с 2007 годом составило 122,9 %.
В 2009 году ситуация резко меняется. Товарооборачиваемость в целом ускорилась на 14 дней. Этому поспособствовал, в первую очередь, рост объема товарооборота на 4 980,4 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом, что привело к сокращению времени обращения товаров на 7,8 дней. Во – вторых, повлияло уменьшение размера товарных запасов на 445,1 тыс. руб., товарооборачиваемость ускорилась на 6,2 дней. Такие цифры свидетельствуют о повышении эффективности использования товарных запасов ОАО.
Теперь рассмотрим, как изменение объема товарооборота и величины товарных запасов повлияло на изменение товарооборачиваемости в торговле Расчеты будем вести таким же образом.
1. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость предприятий торговли в 2008 году:
Тоб 2007 = 27 дней
Тоб 2008(DОрто) = ТЗср(2007): Орто(2008) = 1 654,8: 51,460 = 32 дня
Д Тоб 2008(DОрто) = 32 — 27 = + 5 дней
Тоб 2008(DТЗср) = ТЗср(2008): Орто(2008) = 2 020,1: 51,460 = 39 дней
Д Тоб 2008(DТЗср) = 39 — 32 = + 7 дней
Совокупное влияние двух факторов:
Д Тоб 2008(DОрто) + Д Тоб 2008(DТЗср) = + 5 + 7 = + 12 дней
2. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость предприятий торговли в 2009 году:
Тоб 2008= 39 дней
Тоб 2009(DОрто) = ТЗср(2008): Орто(2009) = 2 020,1: 60,056 = 34 дня
Д Тоб 2009(DОрто) = 34 — 39 = — 5 дней
Тоб 2009(DТЗср) = ТЗср(2009): Орто(2009) = 1 902,3: 60,056 = 32 дня
Д Тоб 2009(DТЗср) = 32 – 34 = — 2 дня
Совокупное влияние двух факторов:
Д Тоб 2009(DОрто) + Д Тоб 2009(DТЗср) = — 5 + (- 2) = — 7
Исходя из выполненных расчетов можно сделать вывод, что в 2008 году замедление товарооборачиваемости предприятий торговли на 8 дней оказало отрицательное влияние на общую товарооборачиваемость по ОАО. Это произошло за счет снижения товарооборота на 14, 7 % или по абсолютной сумме на 3 190,4 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, что привело к замедлению товарооборачиваемости на 5 дней, а так же за счет увеличения размеров товарных запасов на 22,1 % или на 365,3 тыс. руб., что привело к замедлению времени обращения еще на 3 дня. В 2009 году на сокращение дней оборота товаров в целом по ОАО оказало положительное влияние ускорения товарооборачиваемости по торговле на 7 дней, по сравнению с 2008 годом. Ускорение товарооборачиваемости торговли на 5 дней произошло за счет увеличения объема товарооборота на 16,7% или 3 094,7 тыс. руб. и на 2 дня за счет снижения величины товарных запасов на 117,8 тыс. руб. Тогда в торговле большую роль на изменение товарооборачиваемости играет количественный фактор – объем товарооборота[8].
Средней товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле: средней хронологической моментного ряда.
ТЗ=
0,5ТЗ1+ТЗ2+ТЗ3+…+0,5ТЗn
,
n-1
(1)
Где ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, … ТЗn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
N – количество дат, за которые берется величина запасов.
Среднегодовая величина товарного запаса по каждой группе товаров магазина «Ветеран» рассчитана по данным таблицы, применив среднюю хронологическую моментного ряда:
Средние товарные запасы по всем товарным группам, взятым вместе, исчисляются как сумма средних товарных запасов по отдельным товарным группам или по средней хронологической.
Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Количество оборотов товарной массы, взятый в объеме товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:
С=
Т/Об
,
ТЗ
(2)
Где С – скорость товарного обращения;
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
ТЗ – средние товарные запасы за тот же период.
На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц по группам товаров:
Полученный результат свидетельствует о том, что было обновить и реализовать средний запас товаров по хлебобулочным товарам, чтобы получить сумму товарооборота в 215,9 тыс. рублей.
Период в течение, которого товары находятся в сфере обращения и представляют собой время товарного обращения.
Время товарного обращения рассчитывается по формуле:
В=ТЗ
:
Т/Об
=
ТЗ*Т
, (3.3)
Т
Т/Об
Где В – время товарного обращения в днях;
Т – число дней в данном периоде.
Между двумя показателями товарооборачиваемости имеется обратная зависимость. Если растет скорость товарооборота, то время обращения снижается, и, наоборот, если сокращается количество оборотов, то продолжительность одного оборота растет.
Сопоставляя формулы расчета скорости и времени товарного обращения, легко установить, что произведения этих показателей равно числу дней изучаемого периода, т.е.
С*В=
Т/Об
*
ТЗ*Т
=Т
ТЗ
Т/Об
(3)
Отсюда время обращения товаров в днях и скорость обращения в количестве оборотов можно определить отношениями:
В=
Т
; С=
Т
С
В
(4)
Таблица 5
Сравнительная характеристика показателей
Группы товаров
Товарооборот, тыс. руб.
Динамика
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Динамика
Скорость товарного обращения, раз
Динамика
Время товарного обращения, дни
Динамика
2008
2009
2008
2009
2008
2009
2008
2009
Хлебобулочные
492,845
504,433
11,588
0,7
0,6
-0,1
704,06
840,72
136,66
0,52
0,43
-0,09
Кондитерские
528,049
540,464
12,415
1
0,9
-0,1
528,05
600,52
72,47
0,69
0,61
-0,08
Бакалейные
598,455
612,526
14,071
2
1,9
-0,1
299,23
322,38
23,15
1,22
1,13
-0,09
Молочные и жировые
704,065
720,619
16,554
0,7
0,6
-0,1
1005,81
1201,03
195,22
0,36
0,30
-0,06
Мясные
668,862
684,588
15,726
0,3
0,3
2229,54
2281,96
52,42
0,16
0,16
0,00
Безалкогольные
422,439
432,371
9,932
0,4
0,3
-0,1
1056,10
1441,24
385,14
0,35
0,25
-0,10
Консервы
105,61
108,093
2,483
0,7
0,9
0,2
150,87
120,10
-30,77
2,42
3,04
0,62
Итого
3520,324
3603,093
82,769
-5,2
606,95
6005,16
5398,21
0,6
0,06
-0,54
Как видно из таблицы 5:
— товарооборот по хлебобулочным изделиям вырос на 11,588 тыс. руб., по кондитерским – на 12,415 тыс. руб., по бакалейным – на 14,071 тыс. руб., по молочным и жировым – на 16,554 тыс. руб., по мясным – на 15,726 тыс. руб., по безалкогольным – на 9,932 тыс. руб., по консервам – на 2,483 тыс. руб.
— средние товарные запасы по хлебобулочным изделиям упали на 0,1 тыс. руб., по кондитерским, бакалейным, молочным и жировым – также на 0,1 тыс. руб., по мясным – не изменились, по безалкогольным — упали на 0,1 тыс. руб., по консервам – выросли на 0,2 тыс. руб.
— скорость товарного обращения выросла по хлебобулочным изделиям – на 136,66, по кондитерским – на 72,47, по бакалейным – на 23,15, по жировым и молочным – на 195,22, по мясным – на 52,42., по безалкогольным – на 385,14, по консервам – упали на 30,77, в целом — на 5398,21
— время товарного обращения по хлебобулочным – упало на 0,09, по кондитерским – на 0,08, по бакалейным – на 0,09, по молочным – на 0,06, по безалкогольным – на 0,1, по консервам – выросли на 0,62, в целом – упали на 0,54.
Также важным относительным показателем, применяемом при анализе является, уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:
Ут.з.=
ТЗ
, или (3.6)
Т/ОБ одн
Ут.з.=
ТЗ*Д
Т/ОБ
(5)
Где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т/Ободн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Т – количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватает этого запаса. Анализ уровня товарных запасов отражен в таблице 6.
Как видно из таблицы 6:
— уровень товарных запасов в 2009 году по хлебобулочным изделиям упал на 8,43
— по кондитерским – упал на 8,34
— по бакалейным – на 8,76
— по молочным и жировым – на 5,9
— по мясным – на 0,38
— безалкогольным – на 9,24
— консервам – вырос на 61,98
— в целом – упал на 54,06
Таблица 6
Анализ уровня товарных запасов
Группы товаров
Товарооборот, тыс. руб.
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Уровень товарных запасов, %
Динамика уровня, %
2008
2009
2008
2009
2008
2009
Хлебобулочные
492,845
504,433
0,7
0,6
51,84
43,42
-8,43
Кондитерские
528,049
540,464
1
0,9
69,12
60,78
-8,34
Бакалейные
598,455
612,526
2
1,9
121,98
113,22
-8,76
Молочные и жировые
704,065
720,619
0,7
0,6
36,29
30,39
-5,90
Мясные
668,862
684,588
0,3
0,3
16,37
16,00
-0,38
Безалкогольные
422,439
432,371
0,4
0,3
34,56
25,33
-9,24
Консервы
105,61
108,093
0,7
0,9
241,93
303,91
61,98
Итого
3520,324
3603,093
5,8
5,5
60,14
6,08
-54,06
Классификация запасов по товарным группам позволяет охарактеризовать их состав, служит основой для анализа степени обеспечения ими товарооборота.
Из продовольственных товаров магазина «Ветеран» выделены товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, молочные и жировые товары, мясные товары, безалкогольные товары, алкогольные товары, консервы мясные, рыбные, овощные. Почти все товары предназначены для нужд текущей реализации в ближайшем периоде, они постоянно обновляются регулярно, пополняются и расходуются.
2.3 Оценка оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:
являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения; характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения; обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.
В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:
по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути; по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий; по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода; по единицам измерения — абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота.
Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.
Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.
Например, товарные запасы на 1 марта в сумме составили 200 тыс. руб., а товарооборот на март – 420 тыс. руб. Отсюда среднедневной товарооборот марта составит 14 тыс. руб.(420: 30), размер товарных запасов в днях будет равен 14,3 (200: 14) дня. Этот же результат можно получить, умножив сумму товарных запасов на количество дней в данном периоде и разделив полученное произведение на товарооборот за этот же период: (200 х 30): 420 = 14,3 дня. Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов может хватить на 14,3 дня.
Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.
Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.
Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.
На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов. Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.
Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:
1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.
Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.
2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.
Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.
В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).
Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.
Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров.
Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – до 100 % торгового запаса; по другим товарам – до 50 % торгового запаса.
Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:
Н = П + Зр + Зс,
где Н — норматив товарного запаса (по товарной группе);
П — время на приемку, подготовку к продаже;
Зр — рабочий торговый запас; Зс — страховой запас.
Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.
При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.
Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--