Товарооборачиваемость,значение, пути ускорения
Введение
Ростоптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующимизначительными тенденциями в экономике: ростом массового производства на крупныхпредприятиях, удаленных от основных производителей готовой продукции;увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения ужезаключенных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей ипользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждампромежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки иразновидностей.
Основныепреобразования в организации оптовой торговли направлены на созданиеконкурентной среды (демонополизация, приватизация), предоставление прававедения оптовой торговли другим юридическим и физическим лицам, созданиеусловий для работы на основе самофинансирования, перестройку деятельности сучетом мирового опыта, т.е. от строгого фондирования к продаже товаров.
Концепцияструктурной перестройки оптовой торговли предполагает превращение оптовыхструктур в саморегулирующиеся системы, способные спрогнозировать события напотребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий,снятие препятствий на добровольное выделение из оптовых предприятий структурныхподразделений, малых форм организации оптовой деятельности, исключениевмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный оборот,создание оптово-розничных фирм.
Основноеназначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рациональноготовароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечениисбалансированности спроса и предложения.
1. Сущность и значение товарооборачиваемости.Методика ее определения
товарооборачиваемость ускорение товарный запас
Снижение рентабельностипродаж отдельных товарных групп при одновременном ускорении их оборачиваемостиможет привести к росту рентабельности деятельности предприятия.
Движение товарных запасовво взаимосвязи с оборотом по продаже позволяет установить один из важнейшихэкономических показателей торговли – товарооборачиваемость.
Товарооборачиваемостьявляется одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня ихпоступления до дня их реализации, а также скорость оборота сырья и покупныхтоваров. Товарооборачиваемость – характеристика процессов возобновления товарных запасов вснабженческо-сбытовой организации, торговом предприятии и т.д.
Товарооборачиваемостьявляется показателем эффективности хозяйственной деятельности торговогопредприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра,присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Товарооборачиваемость может быть выражена либо числом оборотовтоваров за определенный период времени, либо количеством дней, необходимых дляодного оборота. Экономическая сущность этих двухпоказателей одна и та же, разница лишь в способах определения. Следует отметить, что речь идет об оборачиваемости денежныхсредств, вложенных в запасы. Важно также понимать,что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и какскоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Дляхарактеристики скорости обращения товаров используют и показатель,характеризующий количество оборотов за определённый период.
Товарооборачиваемость вднях к обороту в целом по торговле страны характеризуют продолжительностьнахождения товаров в сфера обращения с момента производства товаров да моментаих реализации потребителям. При ускорении на один день оборачиваемости средств,вложенных, в товарные запасы высвобождается, их сферы торговли сумма, равнаясреднему однодневному объёму продаж. Перед торговлей и другими отраслямиэкономики стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости всех материальных иденежных ресурсов и так организовывать хозяйственно-финансовую деятельность,чтобы не допускать сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.
Показателивремени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратнойпропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение временитоварного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерахтоварного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранениютоваров, сокращению товарных потерь и т.п.
Товарооборачиваемостьв оптовой торговле целесообразно изучать в целом по торговле, т.е. принимать вовнимание запасы товаров оптового предприятия и в обслуживаемой им розничнойсети. Чтобы вычислить этот показатель в днях в целом по торговле, делят средниетоварные запасы, находящиеся в оптовой и розничной торговле, на однодневныйфактический товарооборот розничной сети, включая мелкооптовый оборот оптовогопредприятия.
Крометоварных запасов текущего хранения, необходимо анализировать и товарные запасысезонного хранения и досрочного завоза, при этом изучается ход выполнениязаданий по их накоплению в соответствующем объеме и ассортименте, посколькунедостаток запасов этих товаров или их несоответствие по качеству отрицательносказывается на оптовой реализации при наступлении сезона.
Время товарногообращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, определяют на основе данных о средних товарных запасах итоварообороте по формуле:
Обдн=(ТЗ ср• Д)/(Т / Об) или Обдн=ТЗ ср/(Т/Ободн),
ГдеОбдн – товарооборачиваемостьв днях товарооборота;
ТЗср – средний товарный запас заисследуемый период (руб.);
Т /Об одн – однодневный товарооборот за тот жепериод (руб.);
Т /Об – объем товарооборота за указанный период (руб.)
Д– число дней в этом периоде.
Среднийтоварный запаса анализируемый период рассчитывается по формуле среднейхронологической моментного ряда:
ТЗ ср =(ТЗ1/2) + ТЗ2+ТЗ3+….+(ТЗn/2)]/(n-1),
ГдеТЗср – среднийтоварный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3….ТЗn – величина товарных запасов наопределенные даты анализируемого периода (руб.);
n– количество дат, за которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемостьв дня товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасынаходятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается среднийтоварный запас.
Скоростьтоварного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитываетсяпо следующим формулам:
Обр=(Т / Об) /ТЗср илиОбр=Д/Обдн,
ГдеОбр – товарооборачиваемостьв числе оборотов;
Обдн – товарооборачиваемость в дняхтоварооборота;
ТЗср – средний товарный запас за тот жепериод (руб.);
Д– число дней в указанном периоде.
Товарооборачиваемостьв числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса заанализируемый период.
Междувременем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратнопропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скороститоварного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота применьших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь,уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользованиекредитом и т.д.
Важноезначение для предприятия, повышения его конкурентоспособности имеет ускорениеоборачиваемости. При этом высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьеи товары, эффективно используются инвестиции, вложенные в запасы, сокращаютсяиздержки по хранению сырья и товаров, снижаются товарные потери, что, вконечном счете, ведет к увеличению прибыли. Важность для предприятия увеличенияскорости оборота покажем на условном примере (табл. 1).
Таблица 1. Расчетрентабельности инвестиций, вложенных в запасыПоказатель Предприятие первое второе 1. Товарооборот, руб. 1000000 1000000 2. Чистая рентабельность, % 2 10 3. Чистая прибыль, руб. (стр. 1 х стр. 2: 100) 2000 100000 4. Скорость оборота – 35 7 5. Инвестиции, вложенные в запасы, руб. 28 571 142857 6. Рентабельность инвестиций, вложенных в запасы, %. 70 70
Значит,несмотря на то, что второе предприятие имело более высокую чистуюрентабельность, отдача от инвестиций, вложенных в запасы, у них одинаковая. Этообъясняется более высокой оборачиваемостью запасов у первого предприятия.
2. Методы учета товарных запасов
В розницетрадиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:
инвентаризация,т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могутперевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выраженииоцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность дляпредприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, нефункционирует;
снятиеостатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицамифактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются нетовары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетомсоответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров,которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода – меньшаяточность, чем при инвентаризации;
балансовыйметод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов.Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечитьоперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями.Недостаток данного метода – отсутствие возможности исключить из расчета всякогорода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммызапасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учетасистематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятияостатков.
Результатыанализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, чтодирективного обязательного планирования товарных запасов на торговыхпредприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемовдеятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы илипланируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятиявынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, аследовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основойдля разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе.
Применяютсяразные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический,технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболееприменимы первый и второй методы.
3. Факторы, влияющие наскорость товарооборачиваемости
Товарооборачиваемость– это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торговогопредприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшениехозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.
Ускорениетоварооборачиваемости – это главная задача любого торгового подразделения вусловиях недостаточности оборотных средств. Чем дольше товар находится на складе, тем больше стоимость егообслуживания. Один из способов эффективногоуправлениетоварным ассортиментом, это грамотное сочетание товаров с высокой рентабельностью для данноговида деятельности, но относительно невысокой товарооборачиваемостью (приносящихзначительную прибыль от одной продажи) и товаров с высокойтоварооборачиваемостью, но меньшей рентабельностью (приносящих значительныйсовокупный доход от нескольких продаж).
Навеличину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множествофакторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этихфакторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарныхзапасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размертоварных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, тооно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижениярасходов на образование и хранение товарных запасов. Товарооборачиваемостьможно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческойдеятельности.
Важнейшимифакторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являютсяследующие:
1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарноепредложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этимтоварам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва междуспросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращениятоваров.
Однимиз условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучениепокупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширенияассортимента и улучшения качества товаров.
2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большимобъемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большогоразмера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объемтоварооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размертоварных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в такихмагазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величинутоварных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров.Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаровсложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простогоассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы поразличным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т.д.), их необходимоподсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенноговремени и создания дополнительных запасов.
Потребительскиеи физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют времяоборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к нимможно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительногопользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельныетовары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, асроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большиетоварные запасы создавать нельзя.
Частотаи организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна дляскоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечиваетрост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозяттовары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, чточастота завоза зависит от объемов производства и качества продукциипромышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, отместонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, вотдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может бытьограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки,а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближерасположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, темменьше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
Состояниематериально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличиеразвитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранениятоваров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, ихширокий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
Наоборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенностьтоварных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределениезапасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен наконкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда,квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т.п. Измененияперечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов итоварооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
товарооборачиваемость ускорение товарный запас
4. Основныепути ускорения товарооборачиваемости
Товарооборот– количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничныйтоварооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительскихтоваров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежныедоходы.
Всостав розничного товарооборота торговой сети включается:
Продажатоваров населению:
а)за наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам банков, электроннымкартам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиковбанков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаровза иностранную валюту, в том числе по перечислениям с валютных счетовнаселения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских поездах, саукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственнопроизводителями, с оплатой через кассу предприятия;
б)в кредит с рассрочкой платежа, при этом в объем товарооборота включается полнаястоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту получения товарапокупателем;
в)по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населенияна покупку товаров по почте (по времени сдачи ими посылок в отделения связи);
г)в порядке встречной торговли между производственными предприятиями и населениемпри закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и другихтоваров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов имасложирокомбинатов и т.п.).
Главныйфактор успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции – обеспеченностьи рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарныхресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изученияпродуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивалиуспешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике.
Следовательно,на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказываютзавышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступленияпродуктов, а отрицательное – увеличение прочего выбытия продуктов и завышенныезапасы сырья и покупных материалов на конец периода.
Таккак товарооборот планируют, учитывают и анализируют в продажных ценах, то и вседругие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке. Данные попродуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так какотсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментномразрезе.
Анализпоступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму,ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельнымпоставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственнойпродукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают свозможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению имобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов ипокупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод ифруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно упроизводителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственногопроизводства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретениепродуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобныххозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятсядешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важнымфактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования.В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питанияиспользуют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарныхресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста.Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.
Большоезначение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаровотдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнениядоговоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокамих отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаинарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить ихпричины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаровмогут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров,согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму,ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другимусловиям их поставки) или по вине предприятий питания (несвоевременноезаключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ отзаказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первомслучае необходимо проверить, приняло ли предприятие питания все необходимыемеры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, поустранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов ипокупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретныхвиновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.
Несвоевременноепоступление сырья и полуфабрикатов по дням, а по некоторым из них и по часамотрицательно сказывается на развитии товарооборота и выпуска собственнойпродукции. Для оценки равномерности и ритмичности завоза продуктов по каждомупоставщику следует изучить соблюдение сроков поступления сырья и покупныхтоваров (в ассортиментном разрезе), определить коэффициенты вариации иравномерности.
Времяобращения характеризуетсреднюю продолжительность пребывания продуктов в виде товарного запаса.
Скоростьоборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошлообновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не самипродукты, а вложенные в них средства.
Ускорениетоварооборачиваемости имеет большоезначение для экономики: высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьё ипокупные товары; снижаются товарные потери и другие издержки производства иобращения; сохраняется качества продукта и т.п.
Товарооборачиваемостьв днях (время обращения сырья и покупных товаров) определяют на основе данных осредних товарных запасах и товарообороте.
Основнымипутями увеличения скорости товарооборачиваемости являются:
– рациональноеиспользование товарных ресурсов и уменьшение товарных запасов;
– улучшитьэффективность работы торговых работников;
– создатьрекламу на отдельные виды продуктов;
– улучшитматериально – техническую базу предприятия;
– необходимостьпланирования деятельности службы маркетинга. Планирование побуждает руководствопостоянно думать о будущем, заставляет предприятие четче определять свои цели иполитику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективныепоказатели эффективности работы.
Заключение
Развитиеэкономических отношений, существования нестабильности в нашей стране требуетдальнейшего совершенствования учета реализации товаров и выявления результатовот хозяйственной деятельности предприятий, так как реализация являетсяважнейшим фактором повышения эффективности работы любого торгового предприятия.Так, как торговля это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстведенег, то основным показателем любого тегового предприятия является розничныйтоварооборот, который относится к числу важнейших показателей планаэкономического и социального развития. Розничный товарооборот оказывает такжебольшое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговыхпредприятий и организаций. От его объёма и структуры зависят такие показатели,как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фондоплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятийи др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота,изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеетсистематический контроль и тщательный анализ этих планов.
Задача 1.Анализ товарооборота и товарных запасов
Наосновании отчета о товарообороте и товарных запасов ОАО «Центральное»составим таблицу 1.
Таблица 1.– Анализ товарооборота и товарных запасов ОАО «Центральное», млн. руб.Наименование показателя 2006 год 2007 год Отклонение (+,–) Темп роста в %, 2007 год к 2006 году 1. Товарооборот, в т.ч.: 21810,6 24261,1 + 2450,5 111,23 1.1. Из общего объема розничного товарооборота, из них: 20505,8 22737,0 + 2231,2 110,88 1.1. 1. Алкогольные напитки 6245,3 6967,5 + 722,2 111,56 1.1.2 Продовольственные товары 14259,7 22039,5 +7779,8 154,55 1.2. Непродовольственные товары 1304,8 1524,1 + 219,3 116,80 2. Товарооборот за вычетом налогов 17321,7 19545,1 + 2223,4 112,83 3. Товарные запасы - 1048,5 + 1048,5 -
Из таблицы 1 видно, что товарооборот в 2007 году по сравнению с2006 годом значительно увеличился на 2450,5 млн. руб. На увеличениетоварооборота повлияло увеличение продаж продовольственных товаров на 7779,8млн. руб. и алкогольных напитков на 722,2 млн. руб. Товарные запасы в 2007 годусоставили 1048,5 млн. руб., в то время как в 2006 году их не наблюдалось.
Удельный вес реализации товаров за 2006 год и 2007 год в общемтоварообороте представлен на рисунках 1. и 2
Рисунок 1 – Удельный вес реализации товаров за 2006 год в общемтоварообороте
/>
Из рисунка 1. видно, что наибольший удельный вес реализациитоваров в общем объеме товарооборота (100%) составили продовольственные товары– 65,4% и алкогольные напитки – 28,6%. А самый маленький удельных вес составилапродажа непродовольственных товаров – 5,9%, что вполне приемлема для магазина,занимающегося розничной торговлей продовольственных товаров.
Рисунок 2 – Удельный вес реализации товаров за 2007 год в общемтоварообороте
/>
Из рисунка 2. видно, что наибольший удельный вес реализациитоваров в общем объеме товарооборота (100%) составили продовольственные товары– 90,84% и алкогольные напитки – 28,7%. По сравнению с 2006 годом в 2007 годуудельный вес продовольственных товаров значительно увеличился на 25,4%. А самыймаленький удельных вес составили непродовольственные товары – 6,28%, которыенезначительно увеличились в 2007 году по сравнению с 206 годом на 0,38%.
Средняя скорость товарного обращения исчисляется по формуле 1:
/>(1)
/>
Период в течение, которого товары ОАО «Центральное» находятсяв сфере обращения и представляют собой время товарного обращения. Времятоварного обращения рассчитывается по формуле 2:
/>(2)
где В – время товарного обращения в днях;
Т – число дней в данном периоде.
Товарооборачиваемость в днях ОАО «Центральное» за 2007 годсоставляет:
/>
Отразимдвижение товаров в ОАО «Центральное» в 2007 году с помощью товарногобаланса о розничной торговле в таблице 2.
Таблица 2. –Движение товаров в ОАО «Центральное» в 2007 годуНаименование товарных групп и товаров Продано в розницу, всего Запасы товаров в розничной сети и на складах Продовольственные товары: Мясо и птица 1337 47 Колбасные изделия 2776 50 Рыба и морепродукты 492 19 Сельди 209 8 Масло животное 269 10 Жир пищевой 117 11 Маргариновая продукция 4 1 Майонезная продукция 14 1 Молоко 127 6 Сыр 2417 34 Консервы мясные 347 15 Консервы рыбные 72 8 Консервы овощные 59 8 Консервы фруктово-ягодные 224 20 Яйца 373 30 Сахар 232 3 Кондитерские изделия 374 9 Варенья, джемы 1742 144 Чай и кофе 9 2 Соль 234 25 Мука 19 2 Хлеб и хлебобулочные изделия 85 8 Крупа и бобовые 1456 15 Макаронные изделия 147 10 Картофель 91 10 Овощи 147 8 Плоды и ягоды 174 6
Водка,
ликер
2905
2291 122 Вино 313 98 Коньяк 313 11 Шампанское 504 34 Пиво 954 28 Безалкогольные напитки 975 49 Мороженое 418 12 Другие продовольственные товары 623 91 Итого продовольственных товаров: 22770 961 Непродовольственные товары: Мыло хозяйственное 4 1 Моющие средства 1 - Мыло туалетное 5 1 Парфюмерия и косметика 2 - Галантерея 76 5 Табачные изделия 1350 66 Спички 9 1 Металлическая посуда 9 3 Стеклянная посуда 10 2 Керамическая посуда 3 1 Бумажно-беловые товары 20 1 Игрушки 1 - Бытовая химия 5 1 Другие непродовольственные товары 37 85 Итого непродовольственных товаров: 1532 87 Всего: 24302 1048
Из таблицы2 видно, что продано больше всего по ОАО «Центральное» водки, суммакоторой составила от продажи 2905 млн. руб., в удельном весе – 11,95% иколбасных изделий, сумма которых составила 2 776 млн. руб., в удельномвесе – 11,42%. Из непродовольственных товаров продано больше всего табачныхизделий, сумма которых составила 1350 млн. руб., в удельный вес которыхсоставил – 5,5%. Из товарных запасов на складах остались в большом количестве:кондитерские изделия – 144 млн. руб., варенья и джемы – 144 млн. руб., и водка– 122 млн. руб.
Проанализировавпоказатели товарооборота и скорости товарооборачиваемости на предприятии ОАО «Центральное»можно сделать вывод о неоправданном увеличении товарных запасов. Руководствопредприятия объясняет этот факт расширением ассортимента за счёт таких товарныхгрупп как посуда, мыло, галантерея, варенья, которые, в отличие от продуктовпитания не являются предметами повседневного пользования. Руководствупредприятия следует выявить такие позиции ассортимента, по которым следуетпринять меры по сокращению товарных запасов.
Задача2
Наоснове приведенных ниже данных с помощью одного из приемов анализа (способомабсолютных разниц, интегральным методом) проанализировать влияние на прибыль отреализации объема реализованной продукции и уровня рентабельности. Сделатьвыводы.
ПоказателиУсловные обозначения Прошлый год Отчетный год Объем реализации продукции, тыс.ден. ед РП 430675 569862 Прибыль от реализации, тыс. ден. ед П 59974 83376Уровень рентабельности продукции Ур
Решение:рассчитаем уровень рентабельности:
ПоказателиУсловные обозначения Прошлый год Отчетный год Объем реализации продукции, тыс.ден. ед РП 430675 569862 Прибыль от реализации, тыс. ден. ед П 59974 83376Уровень рентабельности продукции Ур 13,93% 14,63%
Проведемфакторный анализ методом абсолютных разниц:
Изменениеза счет роста объема реализованной продукции = 13,93%* (569862–430675) =19382,6 тыс. руб.
Изменениеза счет уровня рентабельности продукции = (14,63% -13,93%) *569862 = 4019,4тыс. ден. ед.
Такимобразом, в большей степени на прибыль повлиял рост объема продаж (+19382,6 тыс.ден. ед), за счет уровня рентабельности прибыль выросла на 4019,4 тыс. ден. ед.
Список литературы
1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализхозяйственной деятельности предприятия. М., 2000.
2. Кожинов В.Я. «Бухгалтерскийучет, прогнозирование финансового результата», изд. Экзамен, М. 2000.
3. Кондраков Н.П. «Бухгалтерскийучет», изд. Инфра – М, М. 2000.
4. Кукукина И.Г. Управленческийучет. – М.: Финансы и статистика, 2004
Ценообразование / Подред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2003
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия. – М.: 2003.
6. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условияхрынка: система «Директ – костинг». М.: Финансы и статистика, 2003
7. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерскогоучета. М., 2000.
8. Торговое дело: экономика, маркетинг,организация: Учебник/ под ред. Л.А. Брагина. М.: М: Инфра-м, 2002.
9. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова.– М.: Проспект, 2005
20. Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. Экономикапредприятия. – М.: Дашков и К, 2003
21. Экономика торговли: Учебник для студентов торговых вузов / Б.А. Соловьев,Л.А. Алькевич, В.И. Андросов и др. – М.: Экономика, 2004.