--PAGE_BREAK--
где n— численность выборки;
t— коэффициент доверия (норматив — 2);
G— дисперсия изучаемого признака;
DN— предельная заданная ошибка выборки (норматив — 0,8);
N— генеральная совокупность (численность населения).
Для расчета возьмем численность всего населения города Екатеринбурга, итак, 614,7 тыс. человек — всего, а употребляющих хлеб и хлебобулочные изделия — примерно 590 тыс. человек; 3,2 — среднестатистическая численность семьи по России.
Произведем расчет:
G= 590000: 3,2 = 184375 (семей в городе Екатеринбурге).
Численность выборки равна:
Численность выборки (n) составляет 319 человек. Таким образом, мы можем сделать вывод о репрезентативности полученных результатов, то есть, мнение респондентов является отражением мнения всего населения города Екатеринбурга.
В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).
В качестве инструмента исследования применялось непосредственное интервью потребителей, входящих в состав выборки, с использованием опросных листов, в которых анкетерами фиксировались ответы спрашиваемых. В ходе исследования спроса покупателям было задано 12 вопросов. Образец опросного листа приводится в приложении № 1.
Анкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.
Анализ ответов потребителей позволил также выявить наличие сезонных колебаний в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов. Сезонные колебания спроса проявились в некотором увеличении объема потребления хлеба и хлебобулочных изделий в осенне-зимний период, причем наибольший пик потребления приходится на начало осени и, по некоторым оценкам, конец зимы. Одновременно объем потребления в летний период несколько сокращается, что связывалось с сезонными изменениями в структуре потребления (в пользу овощей и фруктов). В то же время, в течение летнего периода респондентами было отмечено наличие роста объемов покупок в предвыходные дни, это связывалось с маятниковой миграцией населения в пригороды, приходящиеся на пятницу — воскресенье.
Анализ ответов потребителей позволил выявить следующие тенденции в развитие потребления хлеба и хлебобулочных изделий за последние три года. Данный результат объясняется особенностями формирования структуры потребления в малообеспеченных семьях, возникшей с введением свободных цен на большинство потребительских (в том числе, продовольственных) товаров и услуг.
Либерализация цен, хотя и привела к появлению многих видов потребительских товаров, вместе с тем, обусловила значительные негативные явления в потребительской сфере. Вследствие роста цен и снижения реального платежеспособного спроса населения изменилась структура питания, прежде всего этой группы населения: сократилось потребление мясных, молочных и рыбных продуктов и увеличилось потребление хлебопродуктов, ставших относительно дешевыми по сравнению с другими продовольственными товарами.
Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в городе Екатеринбурге, что можно связать, как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.
В целом, сравнение данных о потреблении хлеба и хлебобулочных изделий, полученных в ходе анкетного опроса потребителей, с данными об изменении объема реализации хлеботоргующих предприятий, полученных в ходе опроса экспертов, позволяют сделать следующий общий вывод:
— за последние три года не произошло резкого сокращения общего объема спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, а наметилась тенденция к его перераспределению по субъектам хлебного рынка в пользу хлебных ларьков и т.п.
Предположительно, выше обозначенные тенденции сохранят свое действие в краткосрочной перспективе и усилятся в долгосрочной в случае отсутствия регулирующего воздействия со стороны органов исполнительной власти города на процессы формирования спроса и потребления хлеба и хлебопродуктов.
По результатам анкетного опроса потребителей были выявлены следующие потребительские предпочтения:
согласно ответам потребителей, в среднем по городу среднестатистический покупатель приобретает 1,75 сорта хлеба и хлебобулочных изделий из имеющихся в наличии 9 сортов. При этом опрос выявил наличие разброса потребительских предпочтений по сортам в зависимости от территориального признака.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что количество предпочитаемых потребителями сортов хлеба и хлебобулочных изделий находятся в тесной прямой зависимости от качества сортов, реализуемых хлеботоргующими предприятиями соответствующего района города, и в значительной мере формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.
По данным спроса, наибольшей популярностью у потребителей пользовался хлеб различных белых сортов (52,6% респондентов). Второе по популярности место занимает хлеб различных ржаных сортов (43,4% респондентов). Хлеб серых сортов особой популярностью у потребителей не пользовался. Лишь 3,1% респондентов делали выбор в его пользу. И еще 0,9% опрошенных покупателей не высказали каких-либо особых предпочтений при выборе сорта хлеба. Согласно ответов респондентов, фактически приобретаемый ими в магазине сорт хлеба, как правило, соответствовал структуре их потребительских предпочтений. В числе факторов, определяющих структуру потребительских предпочтений в Екатеринбурге, респондентами были названы причины субъективно-психологического характера: привычки, вкусовые предпочтения, соображения медицинского характера (рекомендации врачей, количество калорий и витаминов). Причем ценовой фактор на структуру потребительских предпочтений по сортам (вопреки распространенному мнению), как правило, существенного влияния не оказывал.
В результате опроса было выявлено, что 2% опрошенных покупателей не приобретают кроме хлеба никаких хлебобулочных изделий. Анализ ответов респондентов, приобретающих хлебобулочные изделия, позволил выявить следующую структуру их потребительских предпочтений.
Таблица 1
Структура потребительских предпочтений населения города Екатеринбурга по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).
Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений.
Проведенный анкетный опрос обнаружил предпочтения потребителей по поставщикам.
Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Частные пекарни пока что не пользуются значительной популярностью у потребителей, что объясняется как сложившимся стереотипом покупательского поведения, так и отсутствием широкой сети удобно расположенных торговых точек у этих субъектов рынка.
Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях. В числе причин, по которым они отказывались заниматься выпечкой хлеба в домашних условиях, были названы:
- отсутствие такой необходимости;
- отсутствие условий;
- нехватку времени;
- невыгодность этого процесса по сравнению с покупкой готового хлеба.
Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Основными причинами, побуждающими заниматься этим, были лучшие вкусовые качества выпеченного в домашних условиях хлеба, а также такой фактор, как увлечение этим процессом (хобби).
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
В Большом экономическом словаре под спросом понимается экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена и торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся. Очевидно, что количество продукции (работ, услуг), реализованной производственным предприятием, или товара, проданного торговой фирмой, определяется спросом на них и предложением. Поэтому в дальнейшем целесообразно спрос рассматривать через оценочный показатель товарооборота или объем продаж товаров.
В связи с этим, хотелось бы провести анализ факторов, влияющих на объем продажи хлебобулочных изделий, таких, как индекс потребительских цен, численность работников и производительность труда, среднегодовая стоимость основных фондов и их фондоотдача, ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий.
Поэтому проанализируем вначале ритмичность и равномерность развития объема продажи хлебобулочных изделий. Для определения ритмичности и равномерности развития объема продажи хлебобулочных изделий составим аналитическую таблицу, в которой сравним объемы продаж хлебобулочных изделий в динамике. Оценка реализации хлебобулочных изделий дана в действующих ценах, поэтому из показателей данной таблицы не видно влияние изменения индекса цен на рост или снижение товаров в целом по объему. Для повышения эффективности проводимого анализа целесообразно его осуществлять не только в сравнении с данными прошлого года, но и с достигнутыми аналогичными показателями за ряд предшествующих лет в действующей и сопоставимой оценке. В странах с развитой рыночной экономикой данный анализ проводится по данным за 10 — 15 лет.
Таблица 2
Ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий ОАО «Колобок» в действующих ценах по месяцам и кварталам в динамике.
Руб.
Примечание
Удельные веса рассчитаны по месяцам по отношению к квартальному.
Из показателей таблицы 2 видно, что объем продажи хлебобулочных изделий как в разрезе отдельных месяцев, так и кварталов, имел тенденцию как к снижению, так и к росту: полярность темпов снижения составила в отдельные месяцы года от 82,7% (сентябрь) до 86,7% (февраль) и 85,4% (1-й квартал); полярность темпов роста составила в отдельные месяцы года от 104% (апрель) до 154,6% (август) и от 116,1% (3-й квартал) до 123,2% (4-й квартал) в разрезе кварталов года. продолжение
--PAGE_BREAK--