--PAGE_BREAK--Предложение — это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Рассмотрим графическое изображение кривой предложения. P S3 S1 S2 4 B 2 A 4 6 Q Рис. 1.3. Кривая предложения Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в Bсвязано с изменением величины предложения. Величина предложения — это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.
Рис. 1.4. 2. Виды спроса и предложения
Спрос и предложение, в зависимости от уровня экономики, на котором они возникают, можно классифицировать: Совокупный спрос — формируется на уровне макроэкономики. Отраслевой спрос — формируется на микроуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли. Рыночный спрос — это спрос на какой-либо определенный вид продукции. Спрос индивидуального покупателя — зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений. и Совокупное предложение. Отраслевое предложение Предложение индивидуального производителя. Так же предложение можно классифицировать в зависимости от натурально – вещественной формы производства товаров и услуг.
Объем предложения регулирует экономические интересы производителя, которые зависят от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты и получит прибыль.
Объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса. Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары.
3. Понятие эластичности и ее виды
Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. Эластичность — мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса на товар— это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. 3.1. Эластичность спроса по цене.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
, где:
E(p)- эластичность спроса по цене;
dQd(%)- процентное изменение спроса;
dP(%) — процентное изменение цены.
При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена.[3] Тогда:
х 100%, где
Q2 и Q1- — конечный и начальный спрос;
, где
P2и P1 — конечная и начальная цена.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E> 1 — эластичный спрос (на товары роскоши);
E
E= 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E= 0 — совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E— совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом:
Рис. 3.1. Эластичность спроса
Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
продолжение
--PAGE_BREAK--