Реферат по предмету "Экономика"


Теневая экономика: основные положения, отражение в системе национальных счетов

Академия бюджета и казначейства Минфина РФ
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
КАФЕДРА «СТАТИСТИКА»
Курсовая работа
по дисциплине «СТАТИСТИКА»
Тема: «Теневая экономика: основополагающие концепции, определения,отражение в системе национальных счетов»
Выполнил:
Студент Ходов Александр Дмитриевич
Группа 2У3
Научный руководитель: к. э. н., зав.кафедрой, доцент
Ларионова Елена Игоревна
Москва 2011

Содержание
Введение
1. История и периоды развития
2. Причины возникновения и условияформирования
3. Понятие теневой экономики
Сферы теневой экономики
Виды теневой экономики
4. Влияние теневой экономики наэкономику страны
Стабилизирующее влияние теневой экономики
Дестабилизирующее влияние теневойэкономики
Сравнение влияний
5. Теневая экономика и налогообложение
Способы уклонения от налогов
Проблемы коррупции
Проблемы оффшоров
6. Отражение в СНС
Заключение
Список использованной литературыВведение
Теневая экономика является очень трудным для исследования и изученияпредметом; это явление, которое относительно легко обнаружить, но невозможно точноизмерить и изучить, так как практически вся информация, является конфиденциальнойи обнародованию не подлежит.
«Теневая экономика» существовала еще в древние временав разных странах. Коррупция разного рода зафиксирована летописцами древности в Египте,Китае, Персии, Греции, Риме и Индии, а также в ряде Европейских стран в периодыс XV по XIX века.
Теневая экономика — одна из самых насущных проблем современнойРоссии и всего мира, в том или ином виде она имеет место во всех странах, движетсяи видоизменяется на протяжении столетий.
Россия переживает неоднозначный этап своей истории, характеризуемыйогромным по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономическойсистемы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического изменения: во многомсформированы экономическая инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования ирегулирования производства, полностью уничтожено такое понятие, как товарный дефицит,сальдо внешней торговли на протяжении длительного периода положительное.
Вместе с тем создание рыночной системы отношений вызвало к жизниряд отрицательных явлений и процессов. Одним из них является развитие до огромныхмасштабов теневой деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается.Теневая экономика состоит из весьма многообразных видов экономической деятельности,которые оказывают абсолютно различное влияние на экономику страны в целом и на ееэкономическую безопасность.
Главные показатели российской теневой экономики следующие: уклонениеот уплаты налогов, трансферт капитала за рубеж, «двойная» бухгалтерия,бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика не исчезла и в начале 21 века, а наоборот,ее роль существенно возрастает в современном глобализирующемся мире.
90е годы стали этапом напряженно вспыхнувшего в России научногои общественного внимания к явлению теневой экономики. Сама по себе теневая экономикане является вновь возникшей проблемой.
В современном литературном мире, особенно в публицистике, в понятиетеневой экономики вкладывают разные значения. К теневой экономике относят все видыэкономической деятельности, которая по каким-то причинам не учитывается государственнойстатистикой и, как следствие, не включается в ВВП.
Теневая экономика как предмет изучения представляет в качествефактора влияния на обычные законные процессы экономики: формирование и распределениедохода, торговля, инвестирование и экономический рост. Влияние теневой экономикина экономику России настолько велико, что необходимость их досконального изученияобъективна. В первую очередь имеет значение история возникновения теневой экономикив России.
1. История и периоды развития
Начало формирования советской современной теневой экономики связываютс серединой 60-х — началом 70-х гг. Этот этап считается пиком взлета и подъема командно-административнойэкономики. Именно с этим этапом связывают начало функционирования теневой экономики,а точнее за счет использования собственности, принадлежащей государству, посколькупервоначальное накопление капитала теневой экономики основано именно на разворовываниигосударственной собственности. Расцвет командно-административной системы характеризовалсяабсолютной централизацией системы управления экономикой, полным распределением экономическихблаг между населением, что исключало возможность приписывания государственной собственностичастным лицам.
Получить сырье, материалы и помещения для организации теневогопроизводства можно было только от государственных структур, так как абсолютно всесредства производства являлись правительственными. Без их содействия организацияпроизводства была невозможной. Существует теория, что способом получения данныхсредств производства был подкуп государственных служащих и чиновников. Но для подкупанеобходимо наличие свободных денежных средств, чего не могло обеспечить накоплениепри наемном труде в период командно-административной экономики.
Таким образом, теневая экономика могла возникнуть в период расцветакомандно-административной системы только при наличии источника средств производства,то есть сырья, материалов, оборудования. В отличие от США, где для начала предпринимательскойдеятельности необходимым условием является наличие первоначального капитала, в СоветскомСоюзе даже наличие свободных денежных, что уже маловероятно, не означало возможностьзакупки необходимых материалов и начала производства.
Невозможность накопления стартового капитала одним лицом илигруппой лиц по договоренности в этот период невозможен в связи с:
1. низкой заработной платой,
2. отрицательным отношением населения к индивидуальной трудовойдеятельности и предпринимательству (этому способствовала политическая установкаруководящей партии и соответствующая пропаганда)
3. разница между спросом и предложением, что вызывало не накоплениеденег, а их полный обмен на товары.
Но даже если у группы лиц будет необходимая сумма свободных наличныхсредств, то использованию их для подкупа помешал бы социально-психологический фактор.В его основе лежит преданность и личная покорность, которые командно-административнаясистема навязывала и внедряла в общество. Неподчинение этим положениям грозило отторжениемот системы, а также от всего перечня благ, льгот, имущественных и материальных ценностей,которыми система наделяла человека, занимавшего определенную должность. Именно стремлениесохранить должность, занимаемую позицию в иерархии системы гарантировало следованиекаждым отдельным звеном своей линии поведения надежнее всяких законов и запретов.Последствия нарушения были лучшим сдерживающим фактором против подкупа и вступлениячиновника в теневые отношения.
Поэтому можно сделать вывод, что теневая экономика непросто зародиласьвнутри командно-административной системы, а была создана ей с определенными целями.К концу 60х годов процесс создания материально-технической базы для индустриальногопроизводства был полностью завершен, и командно-административная система столкнуласьс первыми признаками падения энтузиазма работников, так как производились в основномсредства производства, и население не могло в полной мере удовлетворять свои потребности.Основной задачей пропаганды тогда стало внедрение идеи, что советские люди будутжить лучше при коммунизме. Под этой установкой была определенная база — экономикабыла развита индустриально, а имевшаяся товарная база кратно превышало свободныеденежные средства населения. Поэтому показателем роста народного благосостоянияпартийным руководством считался рост объемов производства и заработной платы. Увеличениезаработной платы обеспечивалось стабильно, то ос объемом производства ситуация быладругой. Во-первых, отсутствие логичной пропорции между ростом заработной платы ипроизводительностью труда подорвали экономический характер стимулирования к труду.Неликвидированные несоразмерности между производством собственно средств производстваи предметов потребления могли привести к реальному улучшению благосостояния людейи привели к новым изменениям: денежная масса стала превышать товарную (в отличиеот начала 60х, когда ситуация была обратной), и этот разрыв постоянно увеличивался.Именно в этот период стала формироваться свободная денежная масса на руках у населения,которая в дальнейшем послужила средством приобретения продукции теневой экономики.
Для командно-административной экономики выход из сложившейсяситуации был только в экстенсивном развитии. Это привело к сбоям в координации междууправленческими и производственными структурами, а в дальнейшем создало дефицит,но уже не только предметов потребления, но и средств производства. Изначально дефицитбыл искусственный, так как производимая продукция распределялась по регионам непо потребностям, а по установке сверху. Как результат — переизбыток сырья и продукциии одном регионе и недостаток в другом. Поскольку недостаток ресурсов и товаров можнобыло восполнять только на внутреннем рынке, появляется система бартера, охватывающаябольшую часть страны. Именно она дает возможность накопления материалов и сырьядля теневого производства.
Началом этой деятельности послужило также одобрение руководствомзавышения результатов работы предприятий и сельскохозяйственного сектора. Например,для выполнения принятых повышенных планов по сбору урожая, с одобрения районногоруководства, засевалась большая территория. В отчетах же указывалась меньшая посевнаяплощадь. Эти возможности могла также быть использованы для начала теневой деятельности.
Первоначально теневые отношения обеспечивали реализацию политическойустановки на рост народного благосостояния, корректируя просчеты работы государственныхструктур. В этом заключается основная особенность теневой экономики нашей страны.
Для сравнения, теневая экономика США развивалась в первую очередьдля удовлетворения незаконный потребностей населения (азартные игры, спекуляцияспиртным во времена сухого закона). В России же теневая экономика удовлетворялав первую очередь основные потребности человека в сферах пищевого производства, предметовпотребления, а теневой характер система приобретала из-за необходимости утаиванияисточников сырья, материалов, а также создания видимости развивающегося государства.Это было необходимо командно-административной системе для создания видимости благополучнойдержавы.
Также нередки случаи, когда теневые сделки проводились черезкомандно-административную систему. Например, основная часть уголовных дел в 70ебыла возбуждена по фактам реализации теневой продукции через систему розничной торговлигосударства. В первую очередь это связано с психологией поколения и недоверием большинствак «левой» продукции. Помимо того, реализовать продукцию при условии полногоконтроля системы над экономикой практически невозможно вне системы. Поэтому в большинствеслучаев товары поставлялись на государственные базы и рынки по подложным документам.
Таким образом, возникновение теневой экономики в нашей странеосновывалось на монополизации основных отраслей производства, централизованном распределенииматериалов, сырья и оборудования. Главную роль сыграли представители управленческогогосударственного аппарата различных звеньев, выступавшие в роли распределителейи управляющих системой теневой экономики.
Таким образом, в специфике создания теневой экономики Россииможно выделить ряд основных особенностей.
Первая особенность — взаимосвязь теневой и государственной экономики,неразрывное их существование. Эта связь не нарушается и при смене государственногостроя. Наоборот, эти изменения дают еще больше возможностей для роста объемов имасштабов теневой экономики.
Вторая особенность — упрощенный процесс кооперирования и сращиваниядвух противоположных сфер, так как для производства продукции теневой экономикииспользуются средства государственных структур.
Третья особенность — наличие государственной спекуляции и государственногорэкета. Это связано с завышением цен на товары импортного производства для продажинаселению и в то же время бесплатному их распределению среди представителей правящейэлиты. Коррупция выражается в постоянной необходимости подкупа должностных лиц дляполучения официально необходимых документов или оказания услуг.
Четвертая особенность — наличие полулегальной деятельности всфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за различий в законодательствахРоссии и Беларуси российские коммерческие банки и местные органы власти устремлялисьв банковскую систему Беларуси, где не было ограничений на размер паевого участиягосударственных органов при коммерческих банков. В результате появляется возможностьповысить уставные капиталы.
Таким образом, из истории развития теневой экономики Советскогосоюза и в дальнейшем России можно увидеть, что это зона хозяйственной деятельности,возникшая как регулятор недостатков централизованного планирования из-за недоразвитостиправовых норм и общей отсталости командно-административной системы от темпов жизнии требований населения.
Каждое из определений раскрывает один из аспектов этого сложногосоциально-экономического явления, каким выступает теневая экономика. Однако каждоеиз них характеризует реальную угрозу экономической безопасности личности, обществаи государства.
2. Причины возникновения и условия формирования
Условиями возникновения современной теневой экономики являютсянеблагоприятные факторы, оказывающие влияние на экономику страны в целом, а такжена социальный аспект. Сюда относится кризис, инфляция, социальные обострения, дефициттоваров и услуг, социальные волнения.
Основные группы факторов, способствующие развитию теневой экономикив современном мире:
1. Экономические
мировой финансовый кризис и его неблагоприятные последствия дляэкономики в целом
коррумпированность процесса приватизации
высокие налоговые ставки для бизнеса, вынуждающие предпринимателейукрывать часть деятельности
деятельность незарегистрированных экономических субъектов, укрывающихсяот налоговых выплат
2. Социальные
высокий уровень безработицы и желание безработного населенияполучить доход любым способом, независимо от его законности
низкий уровень социальных гарантий, практическое отсутствие страхования,низкий уровень жизни в целом
совокупный доход распределяется между группами населения неравномерно,слишком большие «ножницы» между богатыми и бедными
3. Правовые
отсутствие реальной борьбы с экономической преступностью
коррумпированность и бездеятельность правоохранительных органов
несовершенное и морально устаревшее законодательство
Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуютследующие факторы:
1. Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличнымсредствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.
2. До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовнаяответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностьюи проведением кассовых операций, включая:
1. За осуществление наличных расчетов с другими организациями,если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры
2. За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией,касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использованиебез согласования с кредитной организацией
3. За препятствование проведению проверок кредитными организациямипо соблюдение установленного порядка использования денежных средств
4. За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие,ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
3. Дополнительной возможностью нарушения установленного порядкаплатежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные,бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).
4. Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залогапод кредит земли и другого недвижимого имущества
5. В условиях развития электронных платежных систем имеет местоотсутствие регламентированной процедуры по ее проведению
6. Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическимпреступлениям
Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений вфинансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансовогосектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходитсяна махинации с валютными выплатами, а одна пятая — проведением коммерческими банкамиразного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений БанкаРоссии.
Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействиетеневой экономике, используя свои функции, такие как валютное регулирование, валютныйнадзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействиенезаконным сделкам.
При содействии Банка России были созданы и отправлены в ГосударственнуюДуму предложения, полностью прописывающие деятельность банков и других кредитныхорганизаций. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталовна финансовый рынок страны.
С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектовфинансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральнымзаконом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“.Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческиебанки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведенияпроверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальныеважнейшие элементы функционирования банка. Но для дальнейшего улучшения положениерынка капитала, привлечения иностранных инвестиций и создание здоровой экономикинеобходимы более жесткие меры для исключение теневой экономики из всех сфер общественнойжизни, как экономической и финансовой, так и социальной.
3. Понятие теневой экономикиСферы теневой экономики
Теневая экономика включает в себя несколько областей.
Первая сфера теневой экономики— это государственный контрольбюджетными средствами и производство, абсолютно неподвластное контролю со стороныобщества благодаря силе государства.
Государство является общественным институтом, задача которого- отстаивать всеобщие цели, а это либо желание сохранить само себя от уничтоженияи порабощения, либо попытка обеспечения прогрессивного и результативного развития.Но в то же время, являясь высшим институтом власти, государство хочет выполнитьи особенные, специфические цели, которые идут в разрез с позицией народа, но отражаетинтересы представителей властной элиты.
Для достижения государством, а точнее его правящей верхушкой,своих целей необходимы средства, которые государство получает через налоги от граждан,но использует не на благо общества. А в тех случаях, когда государственная элитаявляется владельцем собственности и природных богатств, желание разбогатеть за счетграждан страны кратно возрастает. Основным условием выполнения данной схемы являетсявывод государственных затрат из общественного надзора.
В рамках названной теневой сферы можно назвать различные по политическойроли, но абсолютно бесполезные из-за отсутствия общественного контроля с экономическойточки зрения виды затрат:
Данная сфера государственной теневой экономики представляет собойсложную многоступенчатую структуру, окутывающую и пронизывающую практически всеотрасли экономики, в которых возможно получение дохода. Основной результат работыэтого сектора теневой экономики — масштабные потери общества, внутри которого наблюдаетсяуменьшение внутренних источников финансирования экономики, так как вместо запускаи реализации проектов, способных привести к реальному росту экономики и улучшенияблагосостояния населения, государство просто разворовывает средства и ухудшает ибез того нестабильное положение.
Вторая крупнейшая сфера теневой экономики — нелегальное производство,которое также называют подпольной или теневой экономикой. В эту сферу входят производства,наличие которых вызвано востребованностью у населения. Основной причин незаконностиданного производства является его противоречие социальным установкам общества илиполитической доктрине государства. Эти противоречия требуют от субъектов даннойдеятельности укрытия ее от закона.
Обе сферы родственны заменой общественного мнения на нечто сглаженноеи не имеющее возражений. И в обоих случаях отсутствием достоверной общественнойоценки является действие государства, но в этих сферах оно выражается в различнойформе.
Самым распространенным участком для теневого производства являетсяличной домашнее хозяйств, несмотря на то, что в России его относить к возможномуместу возникновения теневого производства не принято, хотя практически по всем признакамоно является идеальным образчиком теневого производства. Во-первых, подсобное хозяйствонаходится на приусадебных или дачных участках, что мешает использованию современныхтехнологий в производстве. Это вызывает превышение издержек, а точнее затрат труда.Если рассматривать дачный участок в качестве объекта теневой экономики в общественномаспекте, то мы имеем дело с потерей рабочей силы.
Таким образом, можно сделать вывод, что личное подсобное хозяйствопопадает под понятие теневой экономики и является ее составляющей частью.
Но необходимо учитывать, что помимо приусадебного хозяйства впонятие теневой экономики входит ряд других производств. Сюда следует добавить всевиды производств и услуг, которые оказываются на дому без соответствующей регистрации.Объемы выпускаемой таким образом продукции сравнимы с объемами общегосударственногопроизводства, что наносит огромный удар по валовому продукту страны и стабильностиэкономики. С экономической точки зрения абсолютно не имеет значения, каким путемпродукт был произведен, важно лишь его наличие и соответствие потребностям, делающееего необходимым. Но из-за участия в производстве теневой экономики человек, т.е.потенциальный работник, не входит в трудовое население страны и выключается из процессаобщественного производства. Именно это дает право отнести домашнее, кустарно производствок теневой экономике.
Несмотря на то, что данные вид деятельности существовал повсеместнои во все времена, нельзя рассматривать домашнее хозяйство в отдельности от всейструктуры производства товаров потребления. Теневая экономика все же является составляющейчастью экономики страны в целом, во многом стабилизирует и корректирует огрехи политикигосударства и удовлетворяет многие потребности населения, не восполняемые государственнымсектором экономики.
 Виды теневой экономики
В теневой экономике выделяют несколько видов. К базовым относятследующие три:
1. Законное производство продукции на территории домашних хозяйстви потребление данной продукции внутри самого домашнего хозяйства без юридическогооформления. Данные вид теневой экономики считается полезным и подлежит всяческомустимулированию и развитию.
2. Сокрытие или преуменьшение размеров законной деятельностис целью уклонения от уплаты налогов и получения более высоких прибылей компанией.Данный вид финансовой экономики охватывает практически всю экономику России, открупных промышленных производств до частных предпринимателей. Этот вид теневой экономикиопасен для государства из-за сокрытия производства, и как следствие отсутствия налоговыхпоступлений в бюджет, а также создания криминогенной обстановки.
Первые два из основных видов теневой экономики учитываются Госкомстатомдля анализа структуры и объемов теневой экономики. Эти два типа теневой экономикив совокупности называют неформальной экономикой.
Основной задачей по отношению к неформальной экономике являетсяв создание благоприятных экономический условий, способствующих ее выводу из тени,регистрация производства.
3. Незаконная деятельность, включающая в себя производство запрещенныхк обороту товаров (наркотики, оружие) и нелегальные услуги (проституция), а такженезаконные виды деятельности, не связанные с производственным процессом (рэкет,вымогательство и др.). Это операции с финансовыми и нефинансовыми активами, которыене изменяют объем валового внутреннего продукта, но являются экономическими по своейсути. Эти действия не учитываются Госкомстатом при расчете показателей развитияэкономики.
По мнению неофициальных источников, теневая экономика составляетприблизительно 40-45 % к ВВП, и это значение постоянно увеличивается в силу невозможностиостановить незаконные действия.
Для уменьшения объемов теневой экономики необходимо уничтожениеэкономических и социальных условий, способствующих ее развитию, а также пресечениесамих противозаконных действий.
4. Влияние теневой экономики на экономику страны/>Стабилизирующее влияние теневойэкономики
Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневойэкономики на экономику и общество России.
Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечиваетэкономически выгодный процесс производства. Теневая экономика и двойная бухгалтерияпри налоговых отчислениях в бюджет позволяет увеличить валовую и чистую прибыль,направить ее на развитие предприятия, а значит сделать его конкурентно способнымв данной отрасли.
Во-вторых, влияние теневой экономики создает на рынке товарови услуг новые ниши, что позволяет увеличить занятость и уменьшить безработицу впериод рецессии и экономического кризиса. В данном качестве теневая экономика выступаетв роли стабилизатора, который сглаживает разницу между доходами разных групп населения,тем самым уменьшая социальную напряженность.
В-третьих, происходит формирование финансовой базы для негосударственнойсоциальной деятельности. Спонсирование политических партий, различных союзов, взносыво всевозможные фонды, спонсирование спортивных состязаний, благотворительностьв театре, кино, музыке и тд. — в этом качестве теневая экономика выступает как способформирования гражданского общества в его российской интерпретации, включающей всебе полностью или частично криминальные элементы.
Развитие теневой экономики стало, возможно, единственной причинойсоздание рыночной системы в России. Завышенные налоговые ставки не оставляли компаниямвыбора, кроме как частично или полностью уйти в теневую сферу. Таким образом, былзаключен негласный договор между государством и предпринимателями. Государство снялос себя часть обязательств по регулированию уровня безработицы, разрядки социальнойнапряженности и развития экономики. Взамен предприниматели не опасались предвзятогоотношения налоговых служб.
Для сравнения, достигнутая на базе натурального хозяйства договоренностьмежду населением и государством не может послужить основой для формирования современнойрыночной экономики. Она может обеспечить только физическое выживание людей, потребляющихпродукцию собственного потребления. Поэтому за основу взаимодействия государстваи теневой экономики принято брать производственный сектор.
 Дестабилизирующее влияние теневой экономики
В настоящее время существует тенденция к переходу рыночной экономикик системе с криминализованными экономическими отношениями. Основными ее признакамиявляются:
1. Абсолютная коррумпированность государственного аппарата иправоохранительных органов
2. Масштабы теневого сектора сравнимы с государственным
3. Роль права и законов занижена, судебная система подчиняетсяадминистративному блоку и теневому капиталу.
4. Неформальная экономика играет огромную роль в повседневнойжизни людей
Дестабилизирующее влияние данной системы на экономику страныогромно и влечет за собой ряд последствий:
Первое последствие — создание класса олигархии, присваивающегосебе колоссальные доходы за счет создания теневых монополий и сговора с административнымаппаратом власти. Параллельно идет процесс обнищания большей доли населения страны.
Второе последствие — полная деградация бюджетной системы, ростгосударственного долга как вынужденное средство выхода из сложившейся ситуации.Впоследствии сужение реального сектора экономики, разорение большей части производственныхпредприятий.
Третье последствие — перераспределение сфер национального потребления.Основное потребление приходится на часть создавшейся элиты, которая располагаетогромными ресурсами для создания дочерних предприятий и сопутствующих компаний(охранные структуры). В тоже время благосостояние большей части населения в последнеевремя имеет тенденцию к снижению.
Четвертое следствие — утечка производственного капитала за рубеж.По различным оценкам ежегодная потеря капитала составляет от 20 до 100млрд. долларовСША. Это связано с тем, что сформировавшаяся благодаря теневой экономике элита имеетполитическое влияние в сфере принятия решений о перераспределении капитала, и основнаямасса ресурсов, которые могли стать потенциалом для развития отечественного производства,отправляется за рубеж.
Основным свидетельством того, что государственный аппарат полностьюследует воле экономической элиты, свидетельствует правительственная денежно-кредитнаяполитика, а точнее наблюдаемый сейчас постоянный рост государственного долга. Такжепоказательной является приватизационная политика, которая направлена на практическибесплатную раздачу крупнейших предприятий. Фактом является огромный перерасход бюджетныхсредств, превышающий лимит, на содержание госаппарата, на предоставление ссуд иобслуживание внутреннего долга. В тоже время наблюдается резкой сокращение расходуемыхсредств на культуру, социальную составляющую и оборонную промышленность.
Разворовывание бюджетных средств приобрело уже законный характер.Примером являются государственные обязательства, распределяемые между коммерческимибанками под высокий реальный процент, а затем выкупаемыми за счет чистой денежнойэмиссии.
Отсутствует контроль над действиями государства со стороны общества.Большая часть государственных институтов превратились в «государства в государстве».Большая часть информации, касаемо финансовой политики и государства и процессовприватизации утаивается от внешних наблюдателей. При вскрытии серьезных нарушенийи случае присвоения бюджетных средств не применяются какие-либо строгие меры дляурегулирования ситуации и наказания виновных. Это способствует все большей криминализациигосударственного аппарата.
Предприятия же, которые вынуждены вести производство на законныхоснованиях, не утаивая доходов, а также не имея связей в административном аппаратегосударственной власти, обречены на банкротство, поэтому наиболее рациональным решениемявляется переход в теневую сферу.
Следующая проблема — снижение объемов налоговых поступлений из-завытеснения официальной государственной налоговой системы. Это влечет за собой несостоятельностьгосударственных процессов налогообложения, не сумевших выполнить свои основные функциии обеспечить фискальные потребности самого государства. Альтернативой официальномуналогообложению стали прямые выплаты денежных средств чиновникам, за выполнениеими своих прямых обязанностей, а также выплаты за сохранность бизнеса, т. н.«крыша».
При такой ситуации, т.е. сокращении доли официальных налогови увеличении альтернативных платежей может наступить момент, когда поступления вбюджет будут ниже минимального уровня, необходимого для выполнения государствомсвоих функций и обязательств.
Также теневая экономика дезорганизует развитие и структуру нормальнойгосударственной экономики мешает созданию нормальных официальных предприятий, захватываетпроизводственную монополию. Она понижает трудовую дисциплину работников, мешаетразвитию предприятия в области инноваций, которые требуют дополнительных вложенийсил. Снижается квалификация работников, которые задействованы одновременно в теневойи государственной экономике.
Теневая экономика частично или полностью связана с криминальнымиструктурами, поэтому многие разногласия решаются с применением насилия. Результатысоциологических опросов показывают, что от 30 до 50% предпринимателей сталкивалисьс рэкетом и крышеванием в процессе производственной деятельности. В реальности этацифра скорее всего приближается к 100%
В результате мы наблюдаем возникновение целого слоя вооруженныхлюдей, которые под влиянием внешних обстоятельств вынуждены защищать свои бизнес.Эта ситуация опасна для всего российского общества в целом.
Теневая экономика — основной фактор формирования деловой этики,и, что более важно, социальных норм в обществе. Расширение позиций теневой экономикипривели к размытости понятий правильности поступков и этики ведения бизнеса. Такнапример, обналичивание средств основной частью предпринимателей осуществляетсяпутем составления поддельных договоров об оказании услуг.
В принципе — это незаконная операция, участники которой должныбыть наказаны, но такие случаи крайне редки. Мало того, подобной операцией пользуютсябюджетные организации и правоохранительные органы, для обеспечения средств для текущейдеятельности. Таким образом, несмотря на отсутствие официального разрешения, даннаяоперация получила общественное одобрение и является вполне приемлемой в российскомобществе.
Это понятие называется «неформальная институционализация»:действие широко практикуется, имеет общественную апробацию, однако не является одобреннымсо стороны государства.
Дестабилизирующее же влияние состоит в том, что теневая экономикапривела к неформальной институционализации не только обналичивания денежных средств,но и ряда других экономических операций. Например — насилие при разрешении конфликтов,откатов чиновникам и других. В результате дестабилизирован механизм поощрения заправильные поступки и наказания за неправильные. Это вызывает потерю людьми социальныхориентиров и — срыв общественного порядка. Люди не могут предвидеть, какова будетреакция общества на то или иное их действие и поступают на свой страх и риск.
 Сравнение влияний
Влияние этих групп факторов неравномерно в процессе становленияроссийской экономики. На первом этапе (1991-1996) основное воздействие оказывалостабилизирующее влияние теневой экономики на российское общество. На втором (1997-2002)доминировали факторы дестабилизации.
На первом этапе теневая экономика играла роль стабилизатора,когда были закрыты большая часть заводов и научно-исследовательских институтов,что повлекло за собой огромную по величине безработицу. Люди, потерявшие работу,нашли новые ниши, которые давали им заработок и социальный статус. В результатевлияния всех факторов в то время, социальная напряженность возросла, но не достиглатой опасной черты, за которой следует распад общества и начало межклассовой розни.На втором этапе основную роль сыграли негативные факторы теневой экономики, расширениекоторой привело к деградации государства и утрате им своих позиций. Это отразилосьна экономической ситуации в стране и вылилось в налоговый кризис, о котором говорилосьвыше. В настоящее время в России продолжается кризис, проявившийся с августа 1998г.Он носит вялотекущий характер, и сложно делать какие-либо прогнозы по поводу дальнейшеговлияния теневой экономики на экономику России, поскольку на данном этапе изменениявнутри системы носят крайне нестабильный характер. Но не стоит исключать возможностьсоциальных обострений при отсутствии изменений в жизненном укладе общества.
5. Теневая экономика и налогообложениеСпособы уклонения от налогов
Теневой бизнес в основной своей части предусматривает преждевсего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству.Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этотпроцесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики.Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо режевстречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налоговже является повсеместным.
Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.
Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие отвида налога:
· Сокрытие объектов налогообложения:
искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций вбухгалтерском учете
ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимойрегистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии,также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций
ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета другихорганизаций или структурных подразделений
уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции
· Занижение объектов налогообложения:
перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерскиесчета
создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков,необоснованного списания готовой продукции
преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженныхданных
· Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогамили с целью неуплаты текущих налогов:
перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательствпо выплате соответствующих налоги
отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомымотсутствием возврата дохода
создание искусственной дебиторской задолженности
· Неправомерное использование льгот:
включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов
введение основного вида производства под видом льготного
К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от виданалога относят:
1. Уклонение от уплаты акцизов
2. Уклонение от уплаты подоходного налога
3. Занижение налога на прибыль
4. Уклонение от уплаты и занижение НДС
Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимостиот деятельности организации.
Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большаячасть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукциии сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связанокак и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателейукрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличениеотчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фондсоциального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официальноработников предприятий для сохранения доходов.
Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса,ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастаетпрактически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходови «затенения» малого бизнеса, который и без того находится в плачевномсостоянии.
 Проблемы коррупции
Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневойэкономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходомза национальные рамки в связи с глобализацией.
Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров дляконтроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привелик увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговымипреступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающийтеневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализациисчитаются «налоговый рай» и преференциальные налоговые режимы.
Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение.Коррупция — это злоупотребление государственной властью или положением в целях личнойнаживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частногобизнеса и административного аппарата государства:
1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела
2. приеме и продвижении по государственной службе
3. принятие решений о выделении земли
4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственныхинвестиционных контрактах и заказах
5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам
Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикойи коррупцией:
1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции- предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам
2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики
Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательнымпоследствием глобализации.
Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международныхинвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК,увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другимивидам незаконной теневой экономики.
Тем не менее руководства государств раньше считали взятками тольковнутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалосьдля поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскимирасходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано,что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренциии данной отрасли международной торговли.
Только с середины 90-х годов коррупция была включена в числопервоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принятьнеобходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственнымислужащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результатеразработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взяткизарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесласоответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравниваютвзятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственнымслужащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимостиот места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики.Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве факторароста коррупции.
Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налогакак в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговойне может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронныесредства для отслеживания проведенных операций.
 Проблемы оффшоров
Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклоненииот налогов корпорациями — налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальныхналоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развитияэкономики страны, сколько целью наживаться.
Основные критерии идентификации оффшоров:
1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, таки финансово-юридической
2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны
3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум несколькихтипов доходов
Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островныестраны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государствасо вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистовуказывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.
Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причинеподрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднениидеятельности налоговых органов в целом.
Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относитсясоздание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовыхактивов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения вналоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговоебремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость),с доходов — на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильностьмировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов,так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.
Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому егодальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложенияи социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговыепоступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличиватьколичество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказатьсяошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения(данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль«налогового рая» проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивныхприбылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиковот проверки налоговых органов.
За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашенияоб обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым секторомэкономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеровпо обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.
Основная причина, давшая стимул международному сообществу дляборьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор — либо война с альтернативнойналоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание новогозаконодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война можетоказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.
 
6. Отражение в СНС
Необходимость объективной оценки и характеристики экономики предполагаетполное отражение всех аспектов, связанных с экономикой в хронологическом порядкеих возникновения: как в текущих, показывающих изменение в процессах производства,распределения и использования доходов, так и в счетах, показывающих изменение экономическихактивов, а также в счетах товаров и услуг. Взаимосвязь показателей теневой экономикиво всех счетах поможет обеспечить двустороннее отслеживание в движении денежныхсредств: уменьшение поступлений в нелегальной области и увеличение в законной инаоборот.
Огромный объем неучтенной теневой экономики мешает четко определитьряд макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт. ПоказателиВВП неправильно отражаются следующим образом:
1. Официальные темпы роста ВВП занижаютсяпри ускорении ростов теневой экономики (характерно при переходе страны к рыночнойсистеме)
2. Структура ВВП искажается за счетнеправильного отражения пропорций государственного и теневого производства, а такжепотребления товаров и услуг.
3. Размеры ВВП сокращаются по причинетого, что большая часть потребляемых товаров является продуктом теневой экономики
Объем теневой деятельности по производству товаров и услуг вСНС должен анализироваться и после оценки добавляться к стоимости выпуска, рассчитанногона основе данных статистического учета. Подобным образом должны корректироватьсяи другие показатели СНС: валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников,ВВП, промежуточное потребление, прибыль, конечное использование товаров и услуг,смешанные доходы.
теневая экономика оффшор коррупция
Одним из видов теневой экономики является получение скрытогодохода за счет наличия разницы в ценах на товары и услуги, являющимся различнымидоплаты свыше отпускной цены, которые могут выступать в виде чаевых и т.п. Они интерпретируютсяв СНС как составная часть конечной стоимости товара и добавляются к конечной стоимостивыпуска, ВВП, оплаты труда наемных работников. Это делает возможным сбалансироватьстоимость произведенных товаров и величину полученных и использованных доходов.
Намеренное снижение величины заработной платы персонала для уменьшениявеличины выплачиваемого налога на заработную плату и отчислений в государственныефонды пенсионного страхования и социального страхования не влияет на общий размерВВП, но сказывается на его компонентах. Это становится возможным благодаря оплатетруда наличными средствами или выпускаемым продуктом без соответствующего отраженияопераций в бухгалтерском учете. При возникновении подобных ситуаций следует увеличитьразмер оплаты труда наемных работников, сальдо первичных доходов и уменьшить прибыльпредприятий, идущих на такие операции. Использование данного вида дохода домашнимихозяйствами уже учтено, поэтому не нуждается в корректировке.
Согласно основным положениям СНС в границы объемов производстване включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, отражающаяперераспределение активов, полученных как законным, так и незаконным путем. Данныевид деятельности не влияет на размер ВВП, но оказывает влияние на формирование активовотраслей экономики, и поэтому обязана отражаться в СНС.
Большое распространение в нашей стране получила утечка капиталаза рубеж, например незаконные переводы активов на счета банков других стран. Этасистема представляет собой перераспределение активов организаций и по своей сутине влияет на размер ВВП. Но в ряде случаев эти переводы связаны с вывозом товаровза рубеж, что уже оказывает непосредственное влияние на объем валового внутреннегопродукта. По этой причине необходим полный и постоянный анализ всех операций, связанныхс переводом капитала за рубеж.
Полное соответствие системе национальных счетов предполагаеткомплексный анализ всех видов операций на всех этапах отслеживания:
1. при создании базы статистических показателей, характеризующих исследуемоеявление
2. определение программы наблюдения, отработка механизмов и форм исследования
3. создание информационной базы, связанной с исследуемым явлением
4. создание системы оценок по отдельным операциям и теневой экономики в совокупности
Комплексный подход при изучении теневой экономики ввиду ее проникновенияво все отрасли жизни граждан предполагает использование показателей всех аспектовэкономической статистики:
1. промышленности
2. сельского хозяйства,
3. финансов
4. транспорта
И социальной статистики:
1. бюджетов домашних хозяйств,
2. правонарушений
3. балансов организаций
Заключение
Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежеличем положительным, поэтому основная задача государства — приложить все силы по ееустранению и высветлению.
Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализациидолжна иметь несколько направлений:
1. Меры социально-экономического характера.
Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономическихотношений:
1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных группнаселения
2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно
3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительстважилых зданий и производственных территорий
4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства
5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе
Также основным направлением должно стать пересмотр и изменениесистемы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.
2. Введение постоянной экспертизы принимаемых законови подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированностиадминистративного аппарата государства.
Необходимо изменение большинства законодательных актов РоссийскойФедерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмываниемдоходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации,о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капиталаза рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушенийв сфере финансово-кредитных отношений.
3. Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительныхорганов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон «Ополиции», который должен реструктурировать систему правоохранительных органовв лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговыхи таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести такжедецентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых«сверху».
Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также являетсянемаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизациипредприятий.
Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможетослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условиядля будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан.
Список использованной литературы
1. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория», Москва, 1999
2. Багданов И.Я. «Экономическая безопасность России: теория и практика»,Москва, 2001
3. Гукасьян Г.М. «Экономическая теория: проблемы новой экономики»,Москва, 2002.
4. Фиглин Л.С. «Теневая занятость», Москва, 2002
5. Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: экономико-социальное исследование»,Москва, 2000
6. Глинкина С.К., Клейнер Г.М. «Высветление экономики и укреплениенациональной безопасности России», Москва, 2003
7. Красавина Л.О., Валенцева Н.А., «Научные подходы к оценке масштабовтеневой экономики», Москва, 2005
8. Камаев В.Д., «Учебник по основам экономической теории.»,Москва, 1996
9. Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика»,Москва, 2003
10. Бунич А.П., Гуров А. И, “Теневая экономика”, Москва, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация основных методов медицинских исследований. Лабораторные методы исследований
Реферат Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях
Реферат Налог на добавленную стоимость: применение законодательства в теории и на практике
Реферат Методы обработки результатов педагогического эксперимента
Реферат Становление абсолютизма в России
Реферат Анализ системы и структуры органов государственной власти на пример
Реферат Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации
Реферат Модемы (модемные протоколы коррекции ошибок)
Реферат Удосконалення технології виробництва молока у TOB ім. Воровського Полтавського району Полтавсько
Реферат Движение 4 мая 1919 г. в Китае
Реферат Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования
Реферат А. Е. Сериков Казнимое тело: семантика видов смертной казни
Реферат Роль России и ее место в мировой цивилизации в произведениях русской литературы 18-20 вв.
Реферат Діагностика та хірургічне лікування медулоцервікальних інтрамедулярних пухлин
Реферат Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы