Реферат по предмету "Экономика"


Теория постиндустриального развития Д. Белла

РОСОБРАЗОВАНИЕ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ПЕНЗЕНСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ПГТА)
Кафедра«Прикладная экономика»
Дисциплина«Сетевая экономика»
Реферат
на тему:Теория постиндустриального развития Д. Белла
Выполнила:
студентка группы 06Э1
Кутасина Е.А.
Пенза, 2010 г.
Содержание
Введение
1.Дэниел Белл (Daniel Bell)
2.Основной смысл постиндустриальной концепции Д. Белла
3.Общество и государство
4.Информация как специфический вид товара
Заключение
Литература 
Введение
Теория постиндустриальногообщества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новойситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах.Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и былинаправлены усилия основоположников теории.
Подавляющее большинствоисследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение техническогопрогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности,в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие секторауслуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появлениенового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всейсоциальной структуры.
Теория постиндустриализмаоснована на признании того, что источником прогрессивного развития и егомерилом выступает совершенствование форма и методов производства.Постиндустриальное направление выделяет в истории человечества три большиефазы:
-          Аграрное общество
-          Индустриальноеобщество
-          Постиндустриальноеобщество
Теоретикипостиндустрианализма определяют постиндустриальное общество как социум,основанный на высоких технологиях.
Одним из представителейпостиндустриальной теории, является Дэниел Белл [3].
1. ДэниелБелл (Daniel Bell)
Д. Белл — американскийсоциолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском(1959-1969), а затем в Гарвардском университете. Первая крупная публикацияБелла — книга “Конец идеологии” (The End of Ideology, 1960) — создала емурепутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных иполитических наук.
Наряду с АртуромШлезингером-младшим Белл возглавил так называемую «школу консенсуса»- либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизниАмерики 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение обисчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим«программным» идеологиям Белл противопоставил либеральнуюприверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку ииндивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиковнационалистического склада (таких как Дэниел Бурстейн) или неоконсерваторов(таких как Ирвинг Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурнойоднородности американского общества или распространенности ценностей среднегокласса.
Книга Д. Белла,выдающегося американского социолога, основателя концепции постиндустриальногообщества, содержит изложение всех основных элементов постиндустриальной теории.Впервые изданная в США в 1973 году, она стала итогом осмысления тех процессов,которые происходили в экономике и общественной жизни США в послевоенныедесятилетия. В ней представлен глубокий анализ основных тенденций в изменениисоотношения секторов общественного производства, становлении экономики услуг,формировании научного знания как самостоятельного элемента производственныхсил. Оценивается роль и место постиндустриального общества в общей картинесоциального прогресса [1]. 2. Основной смыслпостиндустриальной концепции Д. Белла
Постиндустриальноеобщество рассматривается Беллом как основанное на «игре между людьми», вкоторой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная,основанная на информации.
Центральной политическойпроблемой такого общества Д. Белл считает характер и формы государственнойподдержки науки
Далее в своей книге онпишет:
«Постиндустриальноеобщество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главноезначение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Основнымдействующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образованиепозволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальномобществе. Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров,обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяетсякачеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением,образованием, отдыхом и культурой».
-         Сфера экономики:переход от производства товаров к производству услуг
-         Сфера занятости:преобладание класса профессиональных специалистов и техников
-         Осевой принцип:ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определениеполитики в обществе
-         Предстоящаяориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности
-         Процесс принятиярешений: создание «новой интеллектуальной технологии»
Д Белл: «Общественныезнания — совокупность субординированных факторов или суждений, представляющихсобой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который можетбыть предан другим людям».
Белл приводит 5 типовзнаний:
1) практические знания,которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях:
-    Профессиональные,
-    Предпринимательские,
-    Знания навыковфизического труда,
-    Знания в областиведения домашнего хозяйства и др.
2) Интеллектуальныезнания
3) Бесполезные иразвлекательные знания
4) Духовные знания
5) нежелательные знания,находящиеся в сфере интересов человека
Когда знание в своейсистематической форме вовлекается в практическую переработку (в видеизобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именнознание, а не труд выступает источником стоимости. Экономисты в своихконцепциях, объясняющих производство и обмен, используют в качестве основныхпеременных «землю, капитал и труд».
Более проницательныеисследователи, — например, В. Зомбарт и Й. Шумпетер — дополняют эту триадутакими важными понятиями, как «деловая инициатива» и«предприимчивость». Но, несмотря на это, доминирует все же такойаналитический подход к экономике, который акцентирует те или иные комбинациикапитала и труда в духе трудовой теории стоимости, почти полностью игнорируяпри этом роль знания или организационных новшеств и управления. Однако с сокращениемрабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становитсяясно, что знания и способы их практического применения замещают труд в качествеисточника прибавочной стоимости. В этом смысле, как труд и капитал былицентральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знаниястановятся решающими переменными постиндустриального общества [2]. 3.Общество и государство
Белл утверждаетследующее: «Важнейшей особенностью трети XX столетия является то, что сегоднятребуется более совершенное управление и более широкое использование экспертныхоценок. Сегодня предполагается более вероятным, что в постиндустриальномобществе роль политики станет большей, чем когда либо ранее. …. Так как решениео выделении средств на определенный научный проект, а не какой-то другой,принимается в противоположность рынку, политическим центром…»
Вследствие того, чтознание и технологии стали основным ресурсом общества, некоторые политическиерешения оказываются предопределенными. Поэтому институты знания претендуют наопределенные государственные средства.
Белл с самого началаставит вопрос: «Так что же такое корпорация?» Если вернуться к первоначальномузначению этого термина, то корпорация служила инструментом самоуправлениягрупп, занятых общей деятельностью; она зачастую имела общие активы, и еесуществование продолжалось в течение поколений.
Белл, же говорит: «В нишидни деловую корпорацию следует рассматривать в рамках первоначальной окраскиданного термина…»
Экономическая сторона. Прибыльностьи производительность служат показателями корпоративного успеха. Они являютсякритериями удовлетворения требований рынка, а также эффективного распределенияресурсов как внутри фирмы, так и между членами общества
Социальная сторона. Корпорацияявляется институтом, предназначенным для экономизирования. В тоже время длясвоих членов она представляет определенный образ жизни.
Корпорация для многихсотрудников превратилось в дело их жизни, поэтому она не может становитсяорганизацией с узким предназначением, но должна стать приемлемым стилем жизнидля своих членов. Она не только должна удовлетворять своих клиентов, но и должнабыть приятной для самой себя
Способы развитиятехнологий по Беллу:
-    Изобретение (На основе научных открытий);
-    Нововведение (Организационно адаптируемо);
-    Распространение (Определяется рынком).
Белл выделяет сущностныечерты грядущего общества:
-    Централизациятеоретического знания, становящегося основой для изменений в производстве;
-    Создание новойинтеллектуальной технологии для решения экономических, инженерных, социальныхпроблем;
-    Формированиекласса производителей знания, информации, (в США группа вместе с менеджерамисоставляет более 25 процентов рабочей силы), переход доминанты от производства товаровк производству услуг;
-    Смена властныхотношений: в доиндустриальном обществе – аристократия, монархия, виндустриальном – демократия, в постиндустриальном – меритократия (от лат.meritos – заслуженный);
-    Экономикаинформации. Информация — коллективный товар. От индивидуальной конкурентнойстратегии надо переходить к кооперативной стратегии сотрудничества [4].  
4. Информация какспецифический вид товара
Термин «информация»произошел от латинского слова «infomic», что означает «разъяснение»,«изложение».
Первоначально подинформацией понимали сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другимлюдям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развитияцивилизации понятие информации изменялось. В некоторых областях знаний(информатика, кибернетика) информация — это мера устранения неопределенности(энтропии).
В теории информации(вычислительной технике и связи) — это количество принятых, обработанных илипереданных сообщений (битов), в синергетике (от греческого — вместе, совместноедействие, сотрудничество) информация означает меру организации(согласованности, связности, упорядоченности) системы.
Высокая мераупорядоченности (информационности) системы является условием согласованности еесоставных частей, вызывающей уменьшение энтропии системы, что в свою очередьприводит к увеличению согласованности и упорядоченности самой системы в целом.
Все процессы жизничеловеческого общества отражаются посредством информации.
Информация — это средствообщения людей, через нее мы получаем сведения об окружающем мире. Сама по себеинформация является в большей степени абстрактным понятием, но ряд ееособенностей (возможность записи, стирания, воспроизведения, передачи,хранения) приближает ее к материальным объектам.
В реальном миреинформация может быть представлена на различных материальных носителях (бумаге,пленке, дискете, магнитной ленте, компактном оптическом диске и т. д.) или внематериальной форме (на экране дисплея ЭВМ, телевизора, киноэкрана,проекционной аппаратуры, в радиопередаче, в форме подготовки и проведениясеминара, конференции и т. п.) [5]. 
Заключение
Становление концепциипостиндустриального общества началось с оценки реальных явлений, кардинально изменяющихлицо западного мира. С момента своего возникновения и по сей день, постиндустриальнаятеория сохраняет последовательно материалистический характер, черпая новыеисточники своего развития в конкретных фактах и тенденциях.
Сейчас, когда уже целоепоколение тщательно изучило концепцию Белла, разумеется, нетрудно найти в нейнедостатки. Однако нельзя не заметить, что книга Д. Белла «Грядущеепостиндустриальное общество – настоящий академический подвиг. Самый резкийкритик Белла, признаёт, что его теория постиндустриализма – «самое дерзкое икрепкое сбитое из всего… что написано футурологами». В 1960-е годы работали идругие социологи, многие из них, заглядывая в будущее, подчеркивали рольтехнологии и знания. Но никому не удалось представить такой систематической исодержательной концепции и развивающихся коммуникационных технологий, в егоноваторской работе выведены принципы, которые сохраняют свою силу и по сейдень.
Основой концепциипостиндустриального общества служит оценка нового социума как резкоотличающегося от господствующего от господствующего на протяжении последнихстолетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства иразвитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности,изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существеннаямодификация традиционной социальной структуры [3].
Литература:
1.        Информационнаяэкономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
2.        Теорияинформационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В.Малыхиной; под ред. Е.Л. Варталовой. – М.: Аспект Пресс, 2004.
3.        Грядущеепостиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. сангл. Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.:Academia, 1993, 1999.
4.        Новаяпостиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева; Центрисследования постиндустриального общества. – М.: Academia, 1999.
5.        Постиндустриальныймир – ожидания и реальность / В.Г. Хорос. – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.