Лекция
Введение в теориюконкуренции
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимуществарыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, являетсяконкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества ипоступательному движению цивилизации. Очевидно, что только выход на рынок сконкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условияхрынка.
1 Эволюция теоретическихвзглядов на конкуренцию
О конкуренции и конкурентоспособноститовара написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которыхдаются те или иные определения этих понятий. «Строгое значение понятия«конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается сдругим, особенно при покупке или продаже чего-либо». А. Маршалл, написавший этистроки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкретногопотребителя, но и любой другой субъект рынка. Именно состязательность, присущаяконкурентным рынкам, и является той движущей силой, которая способствуетпостоянной борьбе за потребителя с помощью всего арсенала экономических инеэкономических методов достижения лучших положений на рынке. В литературе,посвященной конкурентным проблемам, в общем можно выделить три подхода копределению конкуренции. Первый подход определяет конкуренцию только каксостязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественныхэкономистов, изучавших конкуренцию только теоретически и только по работамзарубежных экономистов.
Второй подход рассматривает конкуренциюкак неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновеситьспрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классическойэкономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию каккритерий, по которому выявляется тип отраслевого рынка. Этот подход основан насовременной теории морфологии рынка и носит ярко выраженный практическийхарактер, поскольку позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающиегосударственное вмешательство в ход конкуренции на рынке.
Первая формулировка была характерна дляначальной стадии сложного экономического явления конкуренции. Именно подобнаяформулировка выдвинута основоположником экономической науки Адамом Смитом.
Под конкуренцией понимается соперничествона каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами,заинтересованными в достижении одной и той же цели. С позиции предприятия этойцелью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтенийпотребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с моментаего проявления, первые наиболее целостные террористические положения о движущихсилах конкурентной борьбы появились только к середине 18 века благодаряклассической политической экономии.
Она рассматривала конкуренцию как нечто само собойразумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое толькосубъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школыуделялось ценовой конкуренции.
Адам Смит первый доказал, что конкуренция, уравнивая нормыприбыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Он сравнивалконкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматическим равновесным механизмом,регулирующему частные интересы с общественными. В своей книге «Исследование оприроде и причине богатства народов» он:
На основе теории конкурентной цены сформулировал понятиеконкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения иуменьшающего их при избытке предложения;
Определил основные условия эффективной конкуренции,включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию оних, мобильность ресурсов;
Показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли,приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
Разработал элементы модели совершенной конкуренции итеоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворениепотребностей;
Сделала существенный шаг к формированию теории оптимальногораспределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренции, постулированной Адамом Смитомполностью исключает сознательный контроль над рыночными процессами.Координирующим элементом теории Смита выступает ценовая система в абсолютнодецентрализованной экономике.
В работах, характерных для этого научногонаправления, всегда подчеркивается роль конкуренции как соперничества. Вотнаиболее типичные:
-состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей,когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждогоиз них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке истимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
-состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
-состязательные, сопернические отношения между двумя илинесколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиесяв виде стремления каждого из них обойти других в достижении одной цели,получить более высокий результат, оттеснить соперника;
-соперничество на рынке между производителями товаров и услугза долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретныхцелей.
Другой экономист Д. Рикардо построил самую безукоризненнуютеоретическую модель совершенной конкуренции. Для ее описания авторсконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочнойперспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных сгосударственным регулированием, с монопольной властью, географическимиособенностями рынка, и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеютзначения. Для условий, рассмотренных Рикардо, принципиальным является то, чтоцены складываются только под воздействием спроса и предложения в конкурентнойборьбе. После того, как все участники рынка получают сведения о ценах и объемахпроизводства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор ириск не являются компонентами модели Рикардо (из-за нелимитированности). Фирмыпринимают решения на основе качественно-ценовых матриц, минимизирующих издержкипроизводства и реализации продукции. Теоретическое абстрагирование помоглоРикардо обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиясовершенной конкуренции, теории ценностей и распределения на основе предельнойпроизводительности. Обобщающим в его теории стал «закон рынков», постулирующийтенденцию равновесного состояния при полной занятости.Дж. С. Милль объяснил,каким образом естественные цены в долгосрочном равновесии сочетаются спринципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитиюкапиталистической экономии: «Принимая во внимание то, что конкуренция являетсяединственным регулировщиком цен, заработной платы и ренты, она сама по себеявляется законом, который устанавливает правила этого регулирования». Им былсделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнениемеждународного спроса, выделены конкурирующие группы на рынке, данатройственная классификация эластичности спроса, разработаны понятия экономии намасштабах, альтернативные издержки.
Карл Маркс подробно описал принципы эксплуатациигосударственными монополиями экономик развивающихся стран, дополнил теорию совершеннойконкуренции с позиции закона стоимости.
Неоклассическая школа, расцвет которой пришелся на 19 век,еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовуюсистему. Экономика западного общества становилась более централизованной исвободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практикекак никогда ранее. Неоклассические концепции А. Маршалла, заключались в болееполном исследовании механизма автоматического установления равновесия на рынкес помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности ипредельной производительности. Он также впервые подверг критике условностьмодели чистой конкуренции, его работы в области анализа частичного идолгосрочного устойчивого равновесия на рынке, учет развития технологии ипотребительских предпочтений позволили создать основы теории новой моделиконкуренции- монополистической.
В целом весь конец 19 и начало 20 вековявились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и еероль в экономике. Недовольство существовавшей моделью связывали с чрезмернымвниманием одному виду конкуренции – ценовой и невозможностью раскрыть с еепомощью сущности конкурентных действий. Она пренебрегала динамикой конкурентнойдеятельности, игнорировала важность временного фактора, обходила поверхностноймотивацией активность конкурентов. Основной сферой противоборстванеоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссиивокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы«Законы получения дохода в условиях конкуренции». Автор доказал, что подвлиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получаютдополнительные преимущества, которые они могут реализовать только нарушаядействие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние наценообразование.
Теория монополии вообще не входила вэкономическую теорию до 1838 года, пока А.О. Курно не установил равенство междумаргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этойоснове теорию чистой монополии и дуополии (позднее олигополии).
Значительный вклад в теорию моделиолигополии и монополии внесли Ф.И. Эджуор (математическое описание), А.П.Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация),Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.
Таким образом, к середине ХХ векасформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основныхдвижущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей:совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции,олигополистической конкуренции.
2 Становление конкуренциив отечественной экономике
Конкурентнаясреда в условиях различных моделей конкуренции формируется в результатевоздействия на рынок множества факторов, характеризующиеся определённой сферойвоздействия, временным периодом, интенсивностью.
Для того чтобы противоречия между тенденцией монополизации инеобходимостью сохранения конкурентного климата не привели к ликвидациипоследнего, необходимо вмешательство государства в целях установленияоптимального соотношения уровней монополизации и конкуренции. Задачейгосударства в регулировании деловой активности (экономических отношений)является создание необходимых условий для сохранения рыночных отношений, увеличениеобщественного благосостояния, особенно благосостояния потребителей, повышениеэффективности использования материальной, технической базы и природныхресурсов.
Ещё в XIX в. в России, как и в каждой стране, существовалирегалии, или государственные монополии, на производство важных групп товаров –соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т.п. В 1895 г. в виде опыта в четырёх сибирских губерниях была введена виннаямонополия, распространившаяся затем на всю Россию. Кроме неё к началу ХХ в.осталась лишь специальная монополия на игральные карты.
Но «недостаток» государственных монополий вполне дополнялсязаботой правительства о крупном частном капитале.
Так, вначальный период развития крупной русской промышленности, когда передправительством стояла задача создания в стране новых производств,распространённой мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую –иностранцам) монополий производства на определённый период. Особенно характернабыла подобная практика для правления Елизаветы.
Однако уже при Екатерине промышленная политика значительноизменилась. Императрица неоднократно указывала на вред монополий и преимуществамелкой промышленности перед крупной.
Но с начала XIX в. со стороны российского правительстванаблюдается определённая двойственность в отношении крупной промышленности: содной стороны, резкое её порицание в экономических трактатах и официальныхдокументах, а с другой стороны, поощрение на практике. Так, введённый приНиколае Iзапретительный штраф, крупные денежные субсидии фабрикантам, несомненно, шли напользу крупным промышленникам. С 1878 г. до конца XIX в. практически во всехосновных отраслях русской промышленности наблюдались сильная концентрацияпроизводства. К этому времени и относится образование первых отечественныхмонополий.
Старейшим синдикатским объединением в России можно считать«Конвенцию страховых от огня обществ», образованную в 1870-х гг. Следуетсказать, что в России конца XIX – начала ХХ в. в противоположность западным странамнорма торговой прибыли значительно превышала норму прибыли в промышленности.Естественно, что фабриканты и заводчики стремились избавиться от дорогостоящихторговых посредников и заняться продажей своей продукции самостоятельно.Отчасти вследствие этого для российской промышленности были характерныпредпринимательские объединения в виде синдикатов, занимающихсяцентрализованным сбытом, но не производством продукции в отличие от трестов,господствовавших в США. Единственная попытка создания русского треста на базесиндиката «Продамет» потерпела крах благодаря усилиям дворянства, земств, рядаполитических партий, активно выступающих против монополистического капитала итребовавших непризнания правительством любых форм монополистическихобъединений.
Первымсиндикатом европейского типа, появившемся в России, можно считать основанныйнемецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных фабрик. Онзаложил базу для создания в 1903 г. синдиката «Гвоздь», после распада которогов 1908 г. был образован синдикат «Проволока». Первым же чисто российскимсиндикатом принято считать созданный при самом близком участии правительства в1886 г. синдиката сахарозаводчиков.
Политика синдиката и правительства привела к повышениювнутренних цен и одновременно бросовому экспорту. Так, в 1900 г. наш сахар вЛондоне стоил 2 руб. 8 коп., а в России – 6 руб. 15 коп. за пуд.
Особенно заметно процесс концентрации и образования монополийпроявился во время сильного кризиса 1900 – 1903 гг. и сразу после него. К 1905г. в России существовало уже более 30 фактически узаконенных монополий.
С 1906 г. в России существовал так называемый «Совет съездовпредставителей промышленности и торговли», самая сильная и влиятельнаяэкономическая организация крупной буржуазии, имевшая обширные связи, как вправительстве, так и в Государственной думе. Представители Совета съездоввыступали перед правительством со всесторонне обоснованными и солидарнымимнениями, которые оказывали существенное влияние на решение правительственныхсовещаний.
Вообще говоря, в российском дореволюционном законодательствепредусматривались серьёзные меры против предпринимательских объединения. Так,за сговор промышленников или торговцев с целью повышения цен на предметы первойнеобходимости зачинщикам грозило тюремное заключение от 4 до 8 месяцев, прочимучастникам – от 3 недель до 3 месяцев или штраф не свыше 200 рублей. Однакослучаи применения этой статьи буквально единичны, к тому же она легкообходилась: промышленные предприятия образовывали акционерное общество,которому обязывалось продавать товар по известной цене.
Правда, Совет Министров мог принять и другие меры в отношениипредпринимательских объединений в случае значительного неопределённогоповышения цен со стороны последних: изменения ж/д. тарифов, изменение илиотмена таможенных пошлин, введение вывозных пошлин.
По существу,политика ограничения производства и роста цен, проводимая русскими монополиями,поддерживалась самим правительством. Так в самом начале ХХ в. был учреждёнспециальный комитет по распределению заказов на ж/д. оборудованиепросуществовавший до 1914 г. Он устанавливал для небольшого количества наиболеекрупных заводов – «фаворитов» повышенные цены на покупаемую правительствомпродукцию, создавая выгодные условия для этих монополистов.
По настоянию дворянства и ряда депутатов Государственнойдумы столыпинское правительство создало особое Совещание при Министерстветорговли и промышленности по рассмотрению вопроса о синдикатах и трестах.Совещание признало нецелесообразным запретительные меры противмонополистических объединений и сочло, что правительство должно бороться лишьсо злоупотреблениями в этой области, но не с самими синдикатами, являющимисянеизбежными порождениями развитой экономики.
ПослеОктябрьской революции отношение между государством и монополиями перешли наболее высокий уровень. Система управления народным хозяйством периода военногокоммунизма получила название «главкизма»: предприятия объединились в главки,централизованно управляющие их производственной деятельностью, снабжением,сбытом, финансами. К концу войны главков насчитывалось 52.
В целом, советский период развития России в силу своейуникальности не только не способствовал, но и сдерживал развитие конкуренции,только в СССР существовала тотальная монополия государства на землю, средствапроизводства и внешнюю торговлю, что и привело к настоящему положению дел вэкономике государства.
Следует отметить, что развитие конкуренции во многомпоказательно по уровню разработанности этой экономической категории в научнойлитературе. Для литературы советского периода характерно отрицательноеотношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как«антагонистическая форма экономического сравнения частных товаропроизводителей.Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способапроизводства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и среднихтоваропроизводителей, банкротство предприятий». Или: «…антагонистическая борьбамежду частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства исбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Порождается частнойсобственностью на средства производства и выступает как механизм стихийногорегулирования общественного производства при капитализме».
В более поздней отечественной литературе отношение кконкуренции изменилось на диаметрально противоположное – вместо отрицательныхопределений появились определения в превосходных степенях. «Конкуренцияоказывает наиболее благотворное влияние на развитие предпринимательства. Приней в более полной мере используется рассеянные в обществе знания иосуществляется их рыночный отбор для развития производства – в конкуренциивыживают и реализуются те из них, которые дают наибольшую эффективность».
«Конкурентные отношения охватывают главные сферыэкономической жизни – производство, распределение, обмен и потребление. Онивыполняют роль «соединительной ткани» благодаря которой рыночное хозяйствофункционирует в качестве сложной и многозвенной системы и всегда представляетсобой определенный режим конкуренции. Порождаемое общественным разделениемтруда, экономической обособленностью производителей и частной собственностью,конкуренция является не каким-то «злом» на историческом пути развитияхозяйственных процессов, а одной из его фундаментальных объективныхзакономерностей…конкуренция проявляется в борьбе между различными субъектамирынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства иреализации продукции и услуг, за лучшее качество обмениваемых благ иобслуживания посетителей, она призвана содействовать ускорениюнаучно-технического прогресса и совершенствованию структуры народногохозяйства»
Переход к рыночной экономики протекает, как правило, вусловиях исторического и социокультурного развития той или иной страны которыев конечном итоге и определяют конкретный вариант политики в области конкуренциии регулирования экономики в целом. Становление отношений государства имонополий в России прошло долгий и сложный процесс, который продолжается и внастоящее время. Опыт российской промышленности достаточно поучителен иоригинален, так как, во-первых, русскому индустриальному рынку практически таки не удалось почувствовать «вкус настоящей конкуренции», а во-вторых,ему не удалось испытать на практике принцип laissez faire: «невидимаярука» всегда действовала вместе с видимой и достаточно твердой рукойгосударства
ПринятиеЗакона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» в 1991 году преследовало две основные цели. Во-первых, ограничить ипресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию,во-вторых, обеспечить условия для создания и эффективного функционированиятоварных рынков. В антимонопольном законодательстве определены запретительные ипроцессуальные нормы, а также нормы, направленные на создание условий дляразвития рыночных отношений.
Однако следует отметить, что конкурентная среда формируется врезультате воздействия на рынок множества факторов, характеризующихсяопределённой сферой воздействия, временным периодом, интенсивностью ироссийский рынок здесь не исключение. Для того чтобы возник конкурентныйпорядок, необходимо, согласно В. Ойкену, взаимосвязанная комплексная реализацияшести «конституирующих принципов конкурентного порядка» (таблица 1).
Таблица 1 — Конституирующие принципы конкурентного порядка поВ. ОйкенуПринципы Суть принципов 1.Частная собственность Прежде всего, обеспечивает возможность децентрализованного принятия решений непосредственно предпринимателем, не дожидаясь приказов вышестоящей (государственной) инстанции. 2.Децентрализованные планирование и регулирование Являются неотъемлемой составной частью (и даже конституирующим элементом) конкурентного порядка, и, напротив, только в условиях конкуренции частная собственность рациональна и эффективна в экономическом и социальном смысле. 3.Открытые рынки Характеризуются гарантиями доступа на рынок для всех хозяйствующих субъектов, как со стороны предложения, так и со стороны спроса, причём никакая силовая частная группа не может закрыть свои рынки, все необходимые исключения и особенности (монополизация денежной эмиссии центрального банка, патенты, таможенные пошлины) должны строго ограничиваться законодательством. 4.Свобода договоров между хозяйствующими субъектами Этот принцип вытекает из права хозяйствующего субъекта децентрализовано принимать решения; при исключении таких договоров, которые ограничивают или устраняют свободу договоров для других хозяйств. 5.Полная хозяйственная и имущественная ответственность тех, кто принимает решения и осуществляет деятельность Этот принцип относится как к фирмам, так и к домашним хозяйствам и подразумевает невозможность, как перекладывать риск на других, так и принимать риск на себя за «чужие» решения. 6.Стабильность денежного обращения При этом снабжение народного хозяйства деньгами должно определяться центральным банком, а не коммерческими кредитными учреждениями, зависящими от конъюнктурных соображений, и не хозяйственно-политическими целевыми установками государства; поддержание тем самым ценности национальной денежной единицы, которая пользуется всеобщим доверием.
3 Модели рыночныхструктур и их характеристика
В основу классификации рыночных структур могут быть положеныразличные критерии, чаще всего из которых применяется критерий числахозяйствующих субъектов на рынке (таблица 2)
Таблица 2 – Типы построения рынков продавцы покупатели много несколько один много двусторонняя конкуренция олигополия, полиполия монополия несколько олигопсония двусторонняя олигополия монополия, ограниченная олигопсонией один монопсония монопсония, ограниченная олигополией двусторонняя монополия
Следует отметить, что интенсивность конкуренции определяетсяне только количеством предприятий на рынке, но и конкуренцией за рынок. Дажеодна фирма на рынке может действовать как в соревновательных условиях, еслибарьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов.Э. Чемберлен предложил использовать для классификации рынков два критерия –взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями ивзаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть представленкоэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемыепредприятиями. Второй – коэффициентом объемной или количественной перекрестнойэластичности. первый характеризует влияние изменения цены одного предприятия навыпуск второго. другой влияние выпуска одного предприятия на цену второго. чемвыше коэффициент перекрестной эластичности спроса, тем выше однородностьвыпускаемых предприятием товаров (взаимозаменяемость). чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.
Ф.М. Шерер и Д. Росс дают несколько другую классификациютипов структур рынка продавца, которая ближе к современной практике (таблица3).
Таблица 3 – Классификация товарных рынков по Шереру и Россу количество продавцов тип продукта один несколько много однородные продукты чистая монополия гомогенная олигополия чистая конкуренция дифференцированные продукты чистая многопродуктовая монополия олигополия с дифференциацией продукции монополистическая конкуренция
Различия между однородностью и дифференциацией продукции вэтой классификации основаны на степени заменяемости конкурирующих продуктов.Однородность будет господствовать на рынке тогда, когда, по мнению покупателей,продукты являются хорошо заменяемыми. И, наоборот, продукты являютсядифференцированными тогда, когда, различаясь по физическим качествам, уровнюобслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективномувосприятию, продукты одной фирмы встречают явное предпочтение. Отличительнойчертой дифференцированной продукции будет возможность повысить цену, не жертвуяобъемом продаж. Однако у такой классификации имеется недостаток: сложно выявитьгрань между однородностью и дифференциацией продукции на практике.
В практике предпринимательской деятельности эти классификациинашли свое выражение в разделении рыночных структур на:
Ø чистуюконкуренцию;
Ø рабочуюконкуренцию;
Ø монополистическуюконкуренцию;
Ø олигополию;
Ø монополию.
Анализ научной и учебной литературы позволил выделить рядчерт каждого вида рыночных структур. Совершенная (чистая) конкуренцияхарактеризуется пятью признаками:
l наличиебольшого числа экономических агентов, продавцов и покупателей (жесткаяконфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не всостоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородноготовара на данном рынке)
l однородностьпродаваемой продукции (для того, чтобы у покупателя не имелось причин предпочитатьодин товар другому на практике не возможна, так как предпочтения при всехпрочих условиях могут указывать на место покупки. Вследствие этогообстоятельства совершенная конкуренция является только теоретической моделью)
l отсутствиевлияния на рыночную цену всех действующих субъектов.
l свободавхода на рынок и выхода с него
l максимальнаяинформированность продавцов и покупателей о товарах и ценах, полное знание онастоящих и будущих условиях рынка и бесконечная делимость ресурсов,дифференциация производимой продукции
К совершенной (чистой) конкуренции близко понятие рабочейконкуренции, которое может быть определено следующими признаками:
1. крупнейшаяфирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
2. высокаястепень мобильности ресурсов между рынками;
3. отсутствиеили незначительная величина постоянных издержек производства
4. наличиепотенциальных конкурентов
Модель рабочей конкуренции является воплощением вдействительность принципов совершенной конкуренции. Для ее обоснования Ф. Шерери Д. Росс разработали ряд критериев. Структурные критерии включают:
-число продавцов должно быть настолько большим, насколькопозволяет эффект масштаба.
-отсутствие искусственных препятствий мобильности ресурсов ивходу на рынок новых фирм
-умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциацияпредлагаемых продуктов по качеству.
Поведенческие критерии:
-известная неуверенность в том, будет ли подхвачена ценоваяинициатива конкурентами
-стремление достигать цели независимо, без сговора с другимифирмами
-отсутствие несправедливой, исключительной, хищнической илипринудительной тактики поведения на рынке.
-отсутствие постоянно неэффективно работающих поставщиков инезаинтересованных покупателей
-правильная информация о продвижении продукции на рынок (илиинформация, не вводящая в заблуждение)
-отсутствие постоянной, наносящей вред ценовой дискриминации
Функциональные критерии:
-эффективная и нерасточительная по отношению к ресурсампроизводственная и маркетинговая деятельность фирм
-соответствие требованиям потребителей уровня выпускапродукции и ее качества
-прибыль, достаточная для окупаемости инвестиций, обеспечениеинноваций
-цены, стимулирующие рациональный выбор, направляющие надостижение равновесия и не усиливающие циклическую нестабильность
-использование всех возможностей для внедрения техническиболее совершенных новых продуктов и производств
поощрение продавцов, которые лучше всего обеспечивают нуждыпотребителей.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретическойабстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степенинесовершенны, по степени убывания интенсивности конкуренции степень ихнесовершенства можно расположить следующим образом:
· монополистическаяконкуренция
· олигополия
· монополия
Под монополистической конкуренцией понимается тип отраслевогорынка, на котором существует достаточно много продавцов, предлагающихдифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контрольнад продажной ценой товара.
В целом монополистическая конкуренция характеризуетсяследующими признаками:
-наличие большого числа продавцов и покупателей;
-производство и продажа дифференцированного продукта
-отсутствие барьеров входа и выхода
-наличие незагруженных производственных мощностей
-информационная прозрачность рынка
Концепцию монополистической конкуренции разработалинезависимо друг от друга Э.Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внимание, чтовместо единого рынка складывается сеть частично приспособленных, новзаимосвязанных рынков, существует группы. Дифференциация не исключает имонополии на продукт, власть монополии, однако, не распространяется на болееширокий класс товаров, разновидностью которого является монополизированныйпродукт.
Олигополия — это тип отраслевого рынка, которыйхарактеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующихзначительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом.Олигополия характеризуется следующими признаками:
-небольшое число продавцов и покупателей товара
-продавцы и покупатели являются крупными экономическимиагентами
-существуют значительные барьеры входа-выхода на рынок
-прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отличнаот нуля
-продаваемый товар может быть как однородным, так идифференцированными
-абсолютная информационная непрозрачность рынка
-преобладание ценовой конкуренции, ценовые войны
Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существуетединственный продавец (покупатель — монопсония) товара, не имеющего близкихзаменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, чтопозволяет получать ему монопольную прибыль. Монопольное положение может бытьобеспечено искусственным путём: при помощи исключительных прав, патентов иавторских прав – открытая монополия, собственности на все важнейшие источникисырья – естественная монополия. различных методов недобросовестной конкуренции.Таким образом, у монополии имеются следующие признаки:
-наличие одного производителя (покупателя)
-отсутствие близких заменителей товара
-наличие высоких барьеров входа-выхода
-информационная непрозрачность рынка
-нерегулируемое прибыльное ценообразование крупной фирмы вышепредельных и средних издержек
В принципе, любая монополия ограничена, так как монополистконкурирует с производителями других экономических благ. С этой позиции можновыделить чистую монополию (теоретическую конструкцию) – производство однимпроизводителем всех благ в обществе. С точки зрения формы концентрации капиталав советской политэкономии рассматривались следующие виды монополий:
картель — соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделерынков сбыта;
синдикат — объединение с целью организации совместного сбытапродукции;
трест — монополия, в которой объединяются и собственность, ипроизводство, и сбыт продукции входящих в нее фирм;
концерн – монополия с единым финансовым центром входящих внее фирм разных отраслей, но с общей технологией;
конгломерат – объединение, основанное на проникновениикрупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологическойсвязи со сферой деятельности головной фирмы.