Реферат по предмету "Экономика"


Теории функционального и нефункционального спроса

Теории функционального и нефункционального спроса вэкономической науке

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.Понятиеспроса в экономической теории
Основная часть
Глава 1.Классификация спроса
1.1 Классификация спроса по X. Лейбенстайну
1.2Разновидности функционального спроса
1.3Нефункциональный спрос в экономической теории и его разновидности
Глава2. Закон спроса А. Курно.
2.1Обоснование закона спроса
2.2 Анализ А.Курно связи спросаи цены при различных рыночных ситуациях.
Глава3. Функция полезности в трудах австрийских и немецких ученых
3.1Кардиналистская теории полезности
3.2Ординалистская теории полезности
3.3Теория убывания спроса
Заключение.Влияние экономических теорий спроса на поведение современного потребителя
Списокиспользованной литературы

Введение
Спрос вусловиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеютвсе: это потребность в определенных благах.
Вэкономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.
Спрос– платежеспособная потребность (количество товара, которое будет куплено заприемлемую цену за определенный промежуток времени).
На спрос влияют факторыэкономические, социально-технологического характера. Спрос на товар можетувеличиться в результате ловкости рекламы, и изменения моды или вкуса.
Спросна какой-либо товархарактеризует желание потребителя купить то или иное количество этого товара.Именно «желание купить» отличает спрос от простого«хотенья» заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось — настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность илитребованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголятьсоседа.
Наличиеспроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за негоопределенную цену, а значит, и согласие пожертвовать «в обмен» напокупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг нату же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтенияпокупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а такжецены предлагаемых товаров.
Объемомспроса на какой-либо товар называют количествоэтого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей илинаселение в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенныхусловиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, ценыданного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений. Ценойспроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить заопределенное количество данного товара.
Зависимостьобъема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
В данной курсовойработерассмотрено понятие спроса как экономической категории и классификацияфункционального и нефункционального спроса по исследованиям американскогоэкономиста X. Лейбенстайна [ ], рассмотрен закон спроса, сформулированныйфранцузским математиком и экономистом А.О.Курно [ ], рассмотреныкардиналистская и ординалистская теории полезности, психологическиезаконы поведения потребителя, предложенные экономистами австрийской школы.Всвязи с этим актуальность данной работы заключается в следующем: так как натеории вышеупомянутых ученых-экономистов опирается вся современнаяэкономическая наука, были изучены многие работы и сделаны выводы о значимости иполезности данных теорий на современном этапе развития рыночных отношений и овлиянии их на поведение потребителя.

Глава 1. Классификация спроса
Существуют двеспецифические разновидности спроса: функциональный спрос, обусловленныйприсущими данному благу потребительскими качествами, и нефункциональныйспрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристиктовара, а под влиянием каких-либо других факторов. Первой разновидностьюнефункционального спроса является спрос, обусловленный внешнимивоздействиями(социальный). К наиболее значимым внешним воздействиям илиэффектам относятся:
— эффект присоединенияк большинству или эффект вагона; стремление людей не отстать от моды, от жизни,быть “не хуже других”, не казаться “белой вороной” вызывает, при прочих равныхусловиях, увеличение первоначального функционального спроса на определеннуювеличину и соответственно смещение кривой спроса вправо. Увеличение тем больше,чем больше рассматриваемый товар покупают окружающие потребителя люди;
— эффект сноба оказываетпрямо противоположное влияние на покупателя. Настойчивое желание потребителябыть исключительным, выделяться из общей массы приводит к падению спроса исоответствующему смещению кривой спроса влево, тем большему, чем большимспросом данный товар пользуется у других людей;
— эффектпоказательного потребления или эффект Вебленаотражаеттакое, на первый взгляд парадоксальное, явление, как увеличение спроса нанекоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своимианалогами цену. Это происходит в том случае, когда потребитель ассоциируетповышенную цену на товар с большей престижностью, своего рода элитарностьюданного товара, что вызывает дополнительный спрос.
Следующейразновидностью нефункционального спроса можно считать нерациональный спрос потребителя.В эту категорию попадают все покупки, которые не планируются потребителем, апроисходят под влиянием минутных капризов и желаний. Многие крупные магазинысознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфическойпотребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовыхаппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.
Наконец, третьяразновидность нефункционального спроса — cnpoc спекулятивный, хорошоизвестный в нашей стране. Спекулятивный спрос возникает в условиях дефицитатого или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственносокращено в- ожидании более высоких цен. Кривая спроса смещается вправо, арыночная цена на товар возрастает.
Результирующееизменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупнымвоздействием ценовых и неценовых, в том числе рассмотренных факторов. Вместе с темдля каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда людиперестают реагировать на изменение объемов спроса остальных потребителей, т.е.каждой цене соответствует определенный объем спроса, формирующий его кривую.  1.2 Классификацияспроса по Х. Лейбенстайну  Американский экономистX. Лейбенстайн разделил потребительский спрос на две большие группы: функциональныйи нефункциональный.Функциональным спросом являетсяспрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами,которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональныйспрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает иливозрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя,качеств, которые повышают полезность потребителя.Нефункциональным спросом являетсяспрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благукачествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимостиот того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизируетфункцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законыповедения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. Внефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный инерациональный факторы, влияющие на него. /> Первый (социальныйфактор) связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержатьобщий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются.Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец,третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становитсядемонстративное потребление.Поэтому X.Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:1. Эффектприсоединения к большинству. Потребитель,стремясь не отставать от других, приобретает то, чтопокупают другие. Он зависит отмнения других потребителей, и эта зависимость прямая.Под эффектомприсоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительскогоспроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупаеттот же самый товар, который покупают другие.Именно через эффектприсоединения к большинству и объясняются разные веяния моды, когда людиприобретают вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что этомодно.2. Эффект сноба. В этом случаеу потребителя ярко проявляется стремление выделиться из толпы. Правда, и в этомслучае отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимостьобратная. ПоэтомуПод эффектом снобапонимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению кобщепринятой.Если другиеувеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, еслиэффект сноба присутствует, кривая спроса становится менее эластичной.Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.3. ЭффектВебленаТаким термином X.Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанноев книге «Теория праздного класса» (1899) Т. Веблена, когда товары илиприобретаются для того, что
бы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случаескладывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной.Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительскогоспроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую)цену.Эффект Вебленапохож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, чтоэффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффектВеблена зависит прежде всего от цены. В случае эффекта Веблена, криваяпотребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительнымнаклоном.Так, например, вещьот определенного дизайнера -престижна и стоит намного дороже сходной покачеству вещи, но «простого» производства.Кроме того, внефункциональном спросе Лейбенстайн выделяет явления спекулятивного инерационального спроса.Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышенияцен в будущем стимулирует дополнительное; потребление (покупку) товаров внастоящем.Так, например, вначале девяностых годов цены на сахар, муку или хлеб могли вырасти за однуночь, и потребители скупали их килограммами, потому что опасались, что ценыподнимутся еще выше.Нерациональныйспрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного»желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, которыйнарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.Следует заметить,что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкамнерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют вдальнейшем.Спрос нанизкокачественные товарыСуществует группаблаг, спрос на которые также изменяется необычным образом. Это так называемыенизкокачественные товары или товары Гиффена (те же низкокачественные товары, толькозанимающие в бюджете  />малоимущих потребителей существенноеместо). Кривая долговременного спроса на подобные блага имеет не отрицательный,а положительный наклон. На рисунке кривая D характеризует спрос на нормальныйтовар: при повышении цены товара с Р1 до Р2 количество приобретаемого блага снижаетсяс Q1 до Q2. Кривая D* характеризует спрос на низкокачественные товары: приповышении цены до Р2 потребление блага возрастает до величины Q*2. Припонижении цены будет наблюдаться обратная ситуация: потребление нормальногоблага увеличиться, а низкокачественного уменьшится.

Глава 2. Закон спросаА. Курно
 
2.1 Обоснование законаспроса
 
Спрос– желание и способность людейприобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что междуценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость,т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть купленопри прочих равных условиях.
Этазависимость, впервые математически сформулированная А.О. Курно, получиланазвание закона спроса. Одна из основных научных заслуг А. О.Курно заключается в том, что он едва ли не первым ввел в экономическую теориюпонятие функции спроса и обосновал закон спроса. Аргументом вэтой функции была цена; при этом данная функция являлась непрерывной. При этомА. О. Курно не выводил закон спроса из каких-либо теоретических умозаключений,рассматривая его как эмпирическое соотношение.
В рамкахсвоего анализа спроса он также предложил понятие эластичности спроса,подчеркнув при этом, что для разных благ этот показатель различен. Например,спрос на предметы первой необходимости и предметы роскоши характеризуетсянизкой эластичностью (последнее вызвано тем, что предметы роскоши приобретаютсяочень богатыми людьми, на выбор которых изменение цен не может оказатьсущественного влияния). Непрерывность функции спроса позволяет использоватьметоды дифференциального исчисления для определения цены, максимизирующейвыручку продавца блага. Продолжая анализ, он ввел понятия общей и предельнойвыручки, а также общих и предельных издержек. На основании этого А. О. Курновпервые осуществил выведение маржиналистского условия максимизацииприбыли как равенства предельных издержек и выручки. По сути дела это былапервая сознательная и последовательная попытка применить серьезныйматематический аппарат для исследования экономических процессов. Из этогоростка выросло целое направление современной экономической науки —математическая экономика.
2.1 АнализА.Курно связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях
Курно впервыеглубоко проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях.Такой анализ дал ему возможность сформулировать закон спроса и вплотнуюподвести экономическую науку к осознанию понятия «эластичность спроса»,на которое сегодня опираются все способы изучения товарных рынков для выработкикоммерческих стратегий.
Именно он сумел математическистрого доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всегодалеко не самая высокая цена.
Графическое изображениекривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).
 
Схема
/>
Криваяспроса.
Спрос натовар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например изA в B, показывает изменение величины спроса.
Величинаспроса – это токоличество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценахпри прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действиемценовых факторов при этом сам спрос не меняется.
Сдвиг кривойспроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшениеспроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов(cхема).
Cхема
/>
Такимобразом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающихпод допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакцияпотребителей на определенные группы товаров.
Субституты(взаимозаменяемые) –это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает ростспроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т. п.)
Комплементы (взаимодополняемые) – это такиепары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса надругой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т. п.).
Нормальныетовары (высшейкатегории) – это товары, спрос на которые увеличивается по мере ростадохода.
Товарынизшего качества(низшей категории) – это товары, спрос на которые уменьшается по мерероста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаровГиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода.Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар),обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).
Каждый может убедитьсяв том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чемвыше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тембудет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара. Междуценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегдасуществует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает,количество возрастает, когда цена возрастает до небес, покупать копченнуюколбасу и сыры в состоянии лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственнуютехнику лишь очень богатые колхозы).
Действует законпостепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данноготовара, которое ему нужно. За пределами этого количества «ценность»этого товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждаяпоследующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущейединицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек можетсъесть с аппетитом, третье — с меньшим желанием, а четвертое может вызвать унего неприятные ощущения. С увеличением количества яблок предельная полезностьубывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительноеудовлетворение. Предположение об убывающей предельной полезности позволяет намобъяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определитьтем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель стремится получитьмаксимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченныйдоход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить егодругими товарами. Приличная кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многиемолодые люди хотели бы иметь такой вид одежды, но ограничиваются покупкой болеепростой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничениемудовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определеннымижертвами.
В экономической теорииспросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой иколичеством. Спрос определяется комбинацией биологических и психологическихфакторов, общественных отношений и набором экономических переменных (уровеньдохода, наличие заменителей).
 К числу факторов,смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменениедоходов и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела вомногих странах к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение доходовв европейских странах привело к повышению спроса на более ценные и в то жевремя менее калорийные продукты и снизило спрос на такие товары низшейкатегории, как картофель, капуста, репа. Перестали пользоваться спросом ношенаяодежда, восстановленные шины. В нашей стране резкое повышение цен наавиапассажирские перевозки в начале 1990-х годов вызвало напряжение в работепассажирского железнодорожного транспорта, а повышение цен на проезд автобусомпригородного сообщения переместило пассажиров на пригородные электропоезда.
Величина спросаопределяется затратами. Но понятие спроса ни в коей мере не предполагает, чтоденьги — это единственное, что имеет значение для людей.
В здоровой экономикемолоко продается в бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле,так как за бутылку надо платить залоговую сумму. Что предпочтет домохозяйка?Тут надо взвесить все затраты: расстояние до дома, до приемного пункта тары,наличие очереди, мытье посуды, для дома покупка или для дачи, близостьмусоропровода и т.д. Весь этот набор затрат при совершении самой обыденнойпокупки молниеносно просчитывается в нашем сознании, и только тогда принимаетсярешение. Деньги же — это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средстводля изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает людей к нахождениюновых решений. Высокая цена на товар А может вести к снижению спроса на товарБ, рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И, наоборот, падение ценына бензин увеличивает спрос на автомобили.
На величину спросаоказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важнуюроль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены насоль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо.Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. А поскольку внастоящее время граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, товеличина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания болеевысокой цены растут покупки «про запас».



Глава 3. Функцияполезности. Кардиналистская и ординалистская теории полезности
 
3.1 Кардиналистскаятеория полезности Рациональныйпотребитель действует, увеличивая полезность потребляемых благ. А какопределить, насколько увеличивается или уменьшается эта полезность? Какпосчитать полезность блага? Классическое направлениеэкономической теории не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ ипоэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этотпробел по-своему восполнила австрийская школа экономической теории. Ее основалипрофессора Венского университета Карл Менгер 1840-1921), Ойген Бём-Баверк(1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинулисубъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которуюпротивопоставили трудовой теории стоимости.Представителиавстрийской школы неоклассиков одними из первых попытались установить связьмежду спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том,что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену вусловиях ограниченности ресурсов.Австрийские неоклассикибыли приверженцами кардиналистской теории полезности, и считали, что полезностьможно измерить в абсолютных величинах — так называемых ютилях.  />Австрийскиеэкономисты полагали, что каждый человек субъективно (сам) определяет ценностьблаг, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причемсубъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночнаяцена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени ихнасыщения. По мере потребления дополнительной единицы блага происходитзакономерное убывание полезности. 3.2 Ординалистская теория полезности Попытки измерениясубъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом,поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу (измерение полезности вабсолютных значениях — ютилях) относительной и описать поведение потребителя спомощью рассмотрения их предпочтений. Такие попытки предпринимались в течениеполувека, начиная с 80-х гг. XIX в. ординалистской теорией полезности.Существенный вкладв разработку этой теории внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Ален иДж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью неабсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающейпредпочтения потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбормежду двумя наборами потребительских благ. 3.3 Закон убывающейполезности Немецкимэкономистом Германом Госсеном была выявлена закономерность: потребляемыепоследовательно части какого-либо блага (товара или услуги) обладают убывающейполезностью для потребителя. Что это означает?Мы с вами, если ине можем посчитать точно (в ютилях), какой полезностью обладает для нас благо,то можем, по крайней мере, предположить, насколько сильно мы в нем нуждаемся инасколько оно для нас полезно (приятно, вкусно и т.д.). Но фокус заключается втом, что даже порции одного и того же блага для одного и того же потребителя необладают постоянным значением полезности, особенно если потреблять это благо вогромных количествах.Теперь важноразделить понятия: полезность общая полезность и предельная полезность.Полезность — этосвойство блага удовлетворять потребность в нем, то есть это полезность блага, окоторой мы с вами уже говорили.Общая, суммарнаяполезность возрастает с каждой последующей порцией потребляемого блага,равняется максимуму при полном насыщении благом и убывает после точки максимума. Существует понятие«предельная полезность»Предельнаяполезность — польза (выгода), получаемая потребителем от дополнительноиспользованной единицы блага.Максимумудовлетворения общей полезности достигается в точке, в которой предельнаяполезность становится равной нулю. Это означает, что благо удовлетворилопотребность — потребитель «насытился» благом полностью. С точки зрения общейполезности, его удовольствие пойдет на спад, с точки зрения предельной — благоможет начать вызывать неудовольствие. Давайте построимграфики общей и предельной полезностей, чтобы проиллюстрировать то, что мысейчас обсуждали./>/>Итак, если дальнейшее потреблениеблага приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицательна), тообщая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, темменьшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Такимобразом, цена блага определяется не общей, а  /> предельной егополезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономическогоблага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительноеколичество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.Закон уменьшенияпредельной полезности лежит в основе определения спроса.На графике точкамаксимума общей полезности (верхний график, ей соответствует нулевая предельнаяполезность — на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения.Предельнаяполезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаяхона означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, котораяполучена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например,одной порции мороженого).Когда же этот рубежв потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго,а полезность превращается во вредность.Приведем простойпример. Допустим, Вам хочется пить. Вы выпиваете первый стакан (с точки зренияпредельной полезности Вы уже получили возможный максимум удовольствия), потомвторой (общая полезность для Вас растет, потому что Вы все еще утоляете своюжажду, а вот предельная полезность падает, потому что Ваша жажда на самом делеуже не столь сильна). Когда Вам покажется, что пить уже не хотите и, если выпродолжите пить, то каждый последующий стакан вызовет у Вас, скорее, неприятныеощущения, потому что Вы уже насытились водой сполна, то в этот момент Выдостигнете максимума общей полезности, а предельная полезность стакана воды вэтот момент будет для Вас равна нулю. Если же Вы и дальше продолжаете питьводу, то в определенный момент Ваши неприятные ощущения станут сильнееприятных, полезность воды станет вредностью, а вода станет антиблагом.Приверженцыклассической экономической теории считали решающей сферой экономикипроизводство. И соответственно этому полагали, что рыночные законы определяютсяпредложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты(неоклассики), наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывалирынку, а главенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Изучаяспрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведенияпотребителей рыночных благ.Согласно теории,развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителяопределяется не общей, а предельной полезностью. А функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом егоколичества.Функция полезностив общем виде записывается следующим образом: U = f(ql,q2,...qn)То есть вкардиналистской теории полезность (U) -это функция (f) от определенногоколичества потребляемых благ (ql, q2,...qn).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовойработе были рассмотрены понятия функционального и нефункционального спроса вэкономической теории, рассмотрены классификация, данная американским ученымЛейбенстайном и закон спроса, выведенный французским математиком и экономистомКурно, а также теории полезности австрийских и немецких экономистов, которыевлияют на поведение потребителя.Рациональноеповедение характеризуется тем, что потребитель выбирает те блага, которыеобладают для него максимальной полезностью. Полезность — это свойство благаудовлетворять одну или несколько потребностей.На самом делеповедение потребителя намного сложнее. По мнению Лейбенстайна, спрос можноусловно разделить на функциональный и нефункциональный. При функциональномспросе потребитель ведет себя рационально, при нефункциональном — нет.Лейбенстайн выделяет следующие виды нефункционального спроса:Социальный — когдана поведение потребителя влияют эффекты сноба, присоединения к большинству, илиВеблена.Спекулятивный — когда на спрос очевидно влияют ценовые или инфляционные ожидания потребителяНерациональный — когда потребитель приобретает блага, не нужные ему с рациональной точки зрения.По-разному меняетсяспрос на низкокачественные и нормальные товары.Полезность можнорассматривать как общую, так и предельную. Предельная полезность принципиальноотличается тем, что рассматривает первую порцию потребляемого блага какприносящую максимальное удовольствие, а все остальные порции уже как процесснасыщения. Таким образом, максимум общей полезности достигается при нулевойпредельной полезности. А при убывании общей полезности предельная будетпринимать отрицательные значения.
 Существует понятиеинтенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое изменениецены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но еслидаже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спроснеэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деленияпроцентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Есликоэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Еслипредприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он небудет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет кросту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. Унее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на еепокупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будутдвигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшегоопределенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.Впервыепсихологические законы поведения потребителя сформулировали экономистыавстрийской школы. Они полагали, что каждый человек сам определяет ценностьблаг, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Австрийскиенеоклассики придерживались кардиналисткой теории полезности, то естьпредполагали, что полезность можно измерить. Приверженцы же противоположной — ординалистской школы считали, что измерить полезность невозможно, но зато можноранжировать в зависимости от предпочтений потребителя.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   АкуловВ.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебное пособие. — Петрозаводск:ПетрГУ, 2002.
2.   ВизерФридрих фон. Теория общественного хозяйства.- М.: Экономика. – 2005.
3.   Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теорияэкономики): Учебник. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
4.   Госсен Г. Исследование законов человеческих отношений ивытекающихиз них правил человеческого поведения
5.   Ермишин П.Г. Основы экономической теории:Курс лекций. — С-Пб.: 2002./>
6.   Курсэкономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. –Киров. – 1995.
7.   Курсмикроэкономики. Нуреев Р.М.: Учебник для вузов. «Норма».- 2006. – Гл.4,
8.   ЛейбенстайнХ.Теория потребительского поведенияи спроса. // Вехи экономической мысли. Вып. 1, СПб.- 1993.
9.   МаксимоваВ.Ф. Микроэкономика. М.: Экономика. — 2005./>
10. Менгер К. Основания политической экономии. // Австрийская школа вполитической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М., Серия«Экономическое наследие». Изд-во «Экономика». — 1992./>/>
11. Негиши Т. История экономической теории. М., Изд-во«Аспект-Пресс». — 1995.
12. НиколаеваГ.А., Черная И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа.– 2005.
13. НосоваС.С. Экономическая теория: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2006.
14. Ойгенфон Бем-Баверк. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. –/Пер. с нем.-М.: ЭКСМО. -2009.
15. РозмаинскийИ.В., Холодилин К.А… История экономического анализа на Западе. – СПб.: 2000.
16. Хайек Ф.А. Австрийская экономическая теория и идеал свободы. //Собрание сочинений Ф.А.Хайека под ред. П.Клейна, т.4 „Судьбылиберализма“.
17. ХейнеП. Экономический образ мышления – М.: Экономика. — 1991.
18. Экономическаятеория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Проспект, 1999. — Гл. 6, с.79-90.
19. Экономическаятеория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М. — 2006.
20. Экономическаятеория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС. — 1999.
21. Экономика:Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ. — 1999.
22. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Изд-во»ИНФРА-М". — 1999.
23. http://microeconomica.economicus.ru/- микроэкономика.
24.  http://www.libertarium.ru/libertarium/-экономическая теория.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.