Реферат по предмету "Экономика"


Теоретические аспекты рыночной экономики

РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая теория»
по теме: «Теоретическиеаспекты рыночной экономики»

1. Формы и типыобщественного хозяйства
Общественное хозяйство висторическом плане представлено в определенных формах, соответствующихвыделяемым в формационном подходе к классификации экономических систем этапамразвития общества.
Первой, и самойпротяженной во времени формой общественного хозяйства была первобытнообщинная. Онабыла присуща всем народам на ранней ступени их развития и просуществовала до V тысячелетиядо н. э. В течение этого огромного периода человек, выделившийся из животногомира благодаря труду, перешел от зоологического состояния к общественному.Первыми орудиями труда были готовые предметы природы — палка и камень. По меренакопления производственного опыта люди изготовляли все более усложняющиеся орудиятруда: изобрели лук и стрелы, научились использовать огонь, каменные орудиятруда заменили металлическими. Это позволило перейти от простого собирательстваготовых продуктов природы к охоте, рыболовству, возделыванию растений(земледелию) и приручению диких животных (скотоводству).
Из-за низкого уровняразвития производительных сил человек был не в состоянии в одиночку обеспечитьсвое существование. Люди объединялись в группы (общины), трудовая деятельностьосуществлялась в форме кооперации, т. с. совместного выполнения однородныхработ, основанного на естественном (в зависимости от возраста и полаработников) разделении труда. Орудия труда и созданные трудом членов общиныпродукты находились в общественной (общинной) собственности и распределялисьмежду ее членами. Такой тип общественного хозяйства, при котором продукты трудасоздаются для удовлетворения собственных потребностей производителей,называется натуральным хозяйством.
Постепенно по мереразвития орудий и навыков труда труд становился все более производительным, чтопозволило различным его видам обособиться друг от друга. Первым крупнымобщественным разделением труда стало отделение скотоводства от земледелия,вторым — выделение ремесел в самостоятельную сферу производства; Развитиепроизводительных сил сделало возможным изготавливать продуктов больше, чемтребовалось для поддержания жизни человека — возникли излишки (прибавочныйпродукт), а разделение труда привело к обмену этими излишками между общинами иплеменами. Продукты труда, изготовленные для обмена, становятся товарами, а типобщественного хозяйства, при котором продукты труда создаются для обмена,называется товарным хозяйством.
На этом этапе человек ужесмог существовать, не опираясь на силы общины. Она распалась на отдельныесемьи, т. е. произошел переход от общинного хозяйства к индивидуальному,обнаружившему более высокую производительность. Индивидуальный труд сталосновой для частной собственности на факторы производства и утверждения семьикак хозяйственной ячейки общества. Каждая семья стала вести свое хозяйствосамостоятельно, независимо от других семей. Появилось и стало нарастатьимущественное неравенство. Это привело к разложению и упадку первобытнообщиннойформы хозяйства.
Азиатская формаобщественного хозяйства сложилась в странах Древней Азии и Древней Африки, рядестран Латинской Америки. На этой стадии зародилось государство, которое сталовыполнять не только политические, но и экономические функции — сбор налогов,организация коллективных работ. Для азиатской формы характерна общественная(государственная) форма собственности на основной фактор производства — землю,общины лишь пользовались ею. Производительные силы продолжали развиваться:металлические орудия труда стали повсеместными, строились ирригационныесооружения, мельницы, совершенствовались садоводство, огородничество, ремесло,строительное и военное дело. Возникли деньги, и произошло третье крупноеобщественное разделение труда — появилась торговля как особая сферахозяйственной деятельности. Хозяйство в целом носило натуральный характер, нообмен товарами стал устойчивым и регулярным.
Античная формаобщественного хозяйства достигла классической формы в V-IV вв. до н.э. вДревней Греции и Древнем Риме и просуществовала до V в. н.э. От прочих онаотличалась тем, что в ней основой хозяйственного устройства было рабство,рабовладельцы были собственниками не только основных факторов производства —земли и орудий труда, но и непосредственных производителей — рабов.Производство было в основном натуральным, но по мере дальнейшего развитияпроизводительных сил обмен продуктами труда все более расширялся, значительновыходя за пределы государства, однако производство прибавочного продукта былоограничено отсутствием заинтересованности в этом у непосредственныхпроизводителей — рабов, что и обусловило непродолжительность античной формыобщественного хозяйства.
Феодальная формаобщественного хозяйства утвердилась в Европе в V—XVII вв., в странах Востока —с начала нашей эры до XIX—XX вв., в России — с IX до второй половины XIX в. Вэту эпоху основной фактор производства — земля находилась в частнойсобственности феодалов, а непосредственные производители — крестьяне были к нейприкреплены. Крестьяне обладали индивидуальной собственностью на такие факторыпроизводства, как орудия труда, и могли, исполнив феодальные повинности,работать на себя, что было мощным стимулом к развитию производительных сил.Последние интенсивно развивались: стала широко использоваться энергия воды иветра, изобрели порох, компас, книгопечатание; совершенствовались орудия трударемесленников: появились самопрялка, ленточный ткацкий станок и др. техническиеусовершенствования. Прибавочный продукт поступал к феодалу в натуральной либо вденежной форме, натуральное хозяйство господствовало, но все более развивалосьтоварное хозяйство. Образование в Западной Европе единого рынка, ставшегомировым в результате Великих географических открытий конца XV— начала XVI вв.,привело к разложению натурального хозяйства. Дальнейшее развитие товарногохозяйства тормозили присущие феодализму экономические отношения — личнаязависимость крестьян от феодалов.
Капиталистическая формаобщественного хозяйства утвердилась в Европе в XVII-XIX вв., в России — совторой половины XIX в. Для нее характерен новый тип организации общественногопроизводства, основанный на частной собственности на факторы производства инаемном труде. Эта форма общественного хозяйства характеризуется высокимитемпами развития производства: за сто лет своего существования капитализмсоздал более могущественные производительные силы, чем за все предыдущие формыобщественного хозяйства. Главным фактором производства становится не природный(земля), а созданный человеком — капитал. Бурное развитие производительных силприводит к разрушению натурального хозяйства как господствующего типаобщественного хозяйства и преобладанию товарного. Теперь все продукты трудапроизводятся для обмена, и даже рабочая сила человека ставится объектомкупли-продажи. Тем самым общественное производство приобретает товарныйхарактер.
Однако натуральный типхозяйства чрезвычайно живуч и сохраняется до настоящего времени. Его удельныйвес в экономике зависит от уровня применяемых производительных сил и степенисамостоятельности производителей. Характеризуется натуральный тип общественноюхозяйства следующими чертами:
замкнутость, т. к.экономическая система состоит из изолированных хозяйственных единиц (общин,крестьянских и ремесленных хозяйств, рабовладельческих или феодальныхпоместий), каждая из которых обеспечивает себя всем необходимым, используясобственные производственные ресурсы и выполняя все виды хозяйственных работ;
господство ручногоуниверсального труда, т. к. в каждом хозяйстве работник в полном объемевыполняет все трудовые функции: исполнительную, двигательную и управленческую;
прямые экономическиесвязи между производством и потреблением.
Товарный типобщественного хозяйства характеризуется следующими чертами:
открытость, т. к. всехозяйственные единицы через обмен взаимосвязаны друг с другом;
высокий уровеньразделения труда, в результате чего труд каждого члена общества выступает какчастица всего общественного труда;
косвенные экономическиесвязи между производством и потреблением, через обмен, в ходе котороговыявляется потребность в произведенных товарах.
Возникновение товарногопроизводства как типа организации общественного хозяйства, при котором продуктытруда создаются для обмена, возможно при следующих условиях: общественномразделении труда между производителями, каждый из которых специализируется наизготовлении определенных продуктов, и экономической обособленностипроизводителей. Эти условия рассматриваются как предпосылки возникновения иразвития товарного хозяйства. В докапиталистических формах производстваобщественное разделение труда было развито слабо, и товарные отношенияразвивались медленно. При капитализме началось бурное развитие производительныхсил, вызвавшее быстрый прогресс в общественном разделении труда. Промышленностьотделилась от сельского хозяйства, внутри промышленного производства обрабатывающаяиндустрия отделилась от добывающей. Последняя подразделилась на ряд отраслей:угольная, нефтедобывающая, горнорудная и др. Наиболее интенсивно разделениетруда развивается в обрабатывающей промышленности, вплоть до специализации напроизводстве отдельных продуктов и частей продуктов.
Экономическаяобособленность производителей означает такое их состояние, которое позволяет имсвободно пользоваться и распоряжаться продукцией, т. е. быть ее собственником,поэтому исторический процесс развития экономической обособленности основываетсяна развитии форм собственности. Там, где есть различные собственники,экономические отношения между ними (при наличии общественного разделения труда)неизбежно выступают в товарной форме. В наибольшей степени товарному типухозяйства соответствует частная форма собственности, которая обеспечиваетмаксимально возможную и наиболее полную экономическую обособленностьпроизводителей: они сами определяют сколько, как производить, где, когда и по какимценам продать произведенную продукцию. Коллективная форма собственности уженесколько ограничивает экономическую обособленность производителей, апреобладание общественной (общинной либо государственной) формы собственностирезко сокращает удельный вес товарного типа общественного производства вэкономике государства. Так было, например, при командно-административнойэкономике в СССР, когда распределение факторов производства и многих товаровпотребительского назначения носило уравнительный директивный характер.
2. Благо и товар
При натуральном типехозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт —материальное благо, а при товарных отношениях — товар. Благо — более широкоепонятие, чем товар, это все, что удовлетворяет потребности человека. А. Маршаллопределяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческуюпотребность». Ж.-Б. Сэй — как «средства, которые мы имеем дляудовлетворения наших потребностей». Русский экономист А.К. Шторх говорил,что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов…делает их благами». К. Менгер подчеркивает, что предмет становится благомтогда, когда его способность удовлетворять какую-либо потребность осознаначеловеком. Таким образом, благо представляет собой предмет-субстанцию, вкотором человек испытывает нужду, потребность.
Кроме благ жизненнонеобходимых — воздух, вода, пища, одежда, жилище человеку требуется множестводополнительных благ: образование и здравоохранение, транспорт и связь, книги исфера досуга, бытовое обслуживание и многое другое. В неоклассической теорииразграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграниченияявляется понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется внеограниченном количестве, и экономическим — если является редким, т. е. еслипотребность в нем превышает доступное распоряжению количество блага. Одно и тоже благо в разных условиях может быть экономическим и неэкономическим,например, йода в той или иной местности. Представители неоклассической теориисчитают, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Классификациюэкономических благ (товаров) можно представить следующим образом:
долговременные,предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
недолговременные, благаразового потребления (продукты питания);
взаимозаменяемые блага(субституты, к ним могут относиться не только потребительские товары, но ипроизводственные ресурсы);
взаимодополняемые блага(комплементы);
настоящие;
будущие;
прямые (потребительские);
косвенные (производственногоназначения),
индивидуальногопотребления (личные или частные),
общественного потребления(общие или общественные).
Две последние группы вданной классификации различаются по двум критериям: характер потребления ивозможность исключения блага из процесса потребления. Если потребителю можетбыть легко отказано в потреблении данного блага — это благо индивидуальногопотребления, если невозможно исключить кого-либо из числа потребителей данногоблага, то это благо общественного, потребления.
Личные блага, пригодныетолько для индивидуального потребления, делимы, т. е. достаточно малы, чтобыбыть доступными индивидуальным покупателям. Принцип исключения из числа ихпотребителей состоит в следующем: те, кто желает и в состоянии платитьравновесную цену, получают товар, а те, кто не в состоянии или не желаетплатить, исключаются из числа потребителей данного блага. Примером товаров такогорода являются, в частности, порционные блюда, индивидуальный пошив одежды.
Общие блага могутпотребляться совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их вколичественном и качественном отношении. Блага общественного пользованиянеделимы, ограничить число их пользователей невозможно, и такое ограничениенежелательно для общества. Выгоды от их потребления достаются обществу,производящему данные блага. К ним, например, относятся теле- или радиовещание,маяк, оборона, пожарные команды. Количество потребителей общих благ не снижаетих качество.
Некоторые блага не могутбыть классифицированы столь же четко. Например, можно ввести входную плату (итаким образом исключить из потребления) на место проведения праздничногофейерверка, но и за пределами его люди смогут наблюдать бесплатно это зрелище.
Ряд благ не может бытьотнесен к товарам чисто общего потребления, например, общественный транспорт,дороги. При большом числе совместных пользователей относительно вместимоститранспортной единицы качество и количество такого товара заметно уменьшается.Вообще большинство товаров занимает промежуточное положение между благамииндивидуального и совместного потребления.
Природа блага —индивидуального или общественного — определяет желание потребителей платить занего, а отсюда — желание производителей его производить. Блага личногопользования поставляются через механизм товарного производства, рынок, а благаобщего пользования, потребляемые одновременно многими людьми, исключениекоторых из группы потребителей затруднено, не привлекают самостоятельныхпроизводителей, поэтому их производство регулируется государством. Число такихблаг, потребление которых бесплатно обеспечивается государством, на современномэтапе развития экономики растет (например, среднее образование, медицинскоеобслуживание, пособие по безработице). Это объясняется потребностямиобщественного развития. Так, образование, представляющее несомненную личнуюценность, в рыночной экономике считалось индивидуально потребляемым благом иобладало свойствами исключения из потребления, т. к. оплачивалось потребителем.Но понимание того, что общество в целом выигрывает от повышенияобразовательного уровня каждого своего члена, способствовало переводу этогоблага в группу общих, т. е. производимых или субсидируемых государством.
Согласно неоклассическойтеории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например,воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведенотрудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обменаили никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также несчитается товаром. Товар — это экономическое благо, созданное трудом, способноеудовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.
Товар характеризуетсядвумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Эти свойства товарарассматривали А. Смит, Д. Рикардо, А. Мальтус, (С. Маркс, Дж. Милль и другие.Потребительная стоимость товара — это способность удовлетворять потребностичеловека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либочеловеческие потребности, оно не найдет покупателя, т. е. не станет товаром.Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ,как полезность — это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то жеблаго может быть полезно человеку разными своими сторонами, например, зернопшеницы может быть использовано для посева, как корм для скота, как сырье дляпроизводства муки или спирта и т. д. Полезность благ меняется под воздействиемнаучно-технического прогресса, например, каменный уголь первоначальноиспользовался как топливо, затем в металлургии, позже — в химическойпромышленности для получения все новых продуктов. Поэтому потребительнаястоимость товара изменчивая, но в то же время вечная категория, т. к. онаобразует вещественное содержание богатства общества, характеризует товар с качественнойстороны. Потребительной стоимостью обладает и благо, не являющееся товаром.
Следовательно, чтобыстать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто егопроизвел, а для других обладать общественной потребительной стоимостью.Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителюнеизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природапотребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы ее обнаружить, товардолжен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции.Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях)обмениваться на другой товар (или деньги) называется меновой стоимостью. Этосвойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаровприравниваться друг к другу в определенных пропорциях.
Акты обмена одного товарана другой совершаются в экономике товарного типа ежедневно миллиарды раз, новопрос: чем определяются пропорции обмена, т. е. проблема выявления сущностистоимости товаров остаются одними из самых дискуссионных в экономической мысли.
Рассмотрим несколькоподходов к определению стоимости товаров.
Согласно трудовой теориистоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), стоимость товараопределяется количеством труда, затраченного на производство данного товара.Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного втоваре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными'видами труда, отличными от других своими целями, приемами, применяемымиорудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В то же время всевиды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу —производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет ихрассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости,товары не могут быть приравнены друг другу: будучи качественно разнородными,две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но всетовары содержат овеществленный в них труд, представляют собой как бы сгустокабстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаревоплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, иновая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного напроизводство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т.к. оно различно у каждого производителя, а так называемымобщественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаровданного вида при средних для данной экономической системы уровнях развитиятехнологии, производительности, интенсивности и квалификации труда. Такимобразом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактногообщественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.
В теории предельнойполезности стоимость товаров определяется их полезностью. Еще в конце XVIII в.Э. Кондильяк и Ф. Галиани предприняли попытку разработать шкалу потребностей. Ксамым важным потребностям они отнесли такие, неудовлетворение которых можетпривести к смерти, на втором месте расположили потребности, неудовлетворениекоторых вредит здоровью, на третьем — причиняет кратковременные страдания и т.д. На последнем месте в данной классификации были потребности в предметахроскоши, без которых вполне может обойтись человек. Согласно этой концепции,наибольшую ценность (таким термином в этой теории обозначается стоимость)должны иметь пища и вода, а наименьшую— драгоценности и т. п. Но в повседневныхактах обмена пищевые продукты имеют гораздо более низкую цену, чем предметыроскоши, т. е. первая попытка оценить стоимость благ через их полезностьоказалась несостоятельной.
В XIX в, Е. Бем-Баверк,как основоположник основных идей маржинализма, разработал теорию ценности(стоимости) благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что не всякое полезноеблаго обладаетценностью. Ценность — это не отношение между людьми в процессеобмена, а отношение человека к вещи; человек дает ту или иную оценку благу взависимости от того, какую пользу оно ему приносит.
На современном этаперазвития экономической мысли господствующей является неоклассическая теория,которая характеризует стоимость товара, основываясь на подходе А. Маршалла. Онопределял стоимость и цену товара, исходя из взаимодействия рыночных сил, лежащихна стороне спроса (предельная полезность) и стороне предложения (издержкипроизводства). Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемоеколичество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержкипроизводства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степенипредельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену,ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются врезультате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, вэкономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности стоимости кфункциональному анализу, т. е. изучению одновременного влияния цены и спроса ипредложения товаров.
Как видим, и теория «трехфакторов производства», и неоклассические теории в целом либо искажаютсущность категории стоимости, либо пытаются вовсе предать ее забвению. Ж.-Б.Сэй игнорирует стоимость как овеществление общественного труда и представляетее как совокупность доходов (прибыли, зарплаты, ренты). Тогда как стоимостьвыражает абстрактную определенность, прежде всего, затрат овеществленноготруда. Этот овеществленный труд — стоимость — лежит в основе таких доходов, какприбыль, заработная плата, рента. Представители неоклассической теории, в томчисле А. Маршалл, стремясь умалить значимость стоимости (как затрат труда),представляют ее порожденной не трудом в производстве, а предельной полезностьюили «взаимодействием рыночных сил» (спросом и издержкамипроизводства, то есть предложением). В их теории цена искусственно отрываетсяот своей основы — стоимости, и устанавливается на рынке в результатесубъективных взглядов покупателя и продавца.
Тем самым по существупроисходит отказ от таких категорий рынка, как свойства товара — потребительнаястоимость и стоимость; цена как денежное выражение стоимости; обмен постоимости или по общественным затратам труда и др.
Но эти категории ипроцессы проявляют себя на рынке и, практически реализуясь, приобретают новыеформы проявления, воздействуют друг на друга, принимают превращенные формы.Ведь в реальной действительности ни одна категория, ни один экономический законне могут действовать в изоляции, в чистом виде. Особенно активен механизмрыночных цен, посредством которого реализуются рыночные категории и законы,стоимость приобретает форму рыночной стоимости, при этом цена под влияниемспроса, предложения и других экономических сил отклоняется вверх или вниз отстоимости, превращаясь в рыночную цену. Это не означает, что стоимость и ценаутратили себя. Объективно они и другие категории рыночного хозяйства не могутсуществовать и проявлять себя иначе. Товарное производство по своему характеруостается стоимостным.
Современная мироваяэкономика в основном характеризуется как рыночная экономика. Это относится и кразвитым, и к слаборазвитым государствам, а также к государствам, объявившим опереходе к рыночной форме хозяйства. Вместе с тем в экономической литературевсе чаще появляются высказывания, согласно которым в современных условиях подвлиянием развития производства, современных принципов управления им, появлениемновых форм экономических связей, в том числе мирохозяйственных, происходит «становлениеновой модели отношений обмена результатами труда», что приводит ктрансформации основ рыночных форм обмена, что «реализуется фактически нетовар», «исчезает обмен как самостоятельная фаза».
Однако основная чертарыночной экономики — ее товарный характер. Такие ее коренные черты, как частнаясобственность и наемный труд тесно связаны с товарным производством, не могутбез него существовать. Продолжается создание стоимости, возрастание стоимости,и все это наполняет стоимостным содержанием получаемые доходы — прибыль,заработную плату, ренту. Классическая экономическая теория учитывала социальнуюразнородность общества, состоящего из капиталистов, рабочих и землевладельцев,и экономический анализ предполагал объяснение отношений между ними.Неоклассическая теория, претендуя на научную объективность из-за широкогоприменения математического аппарата, считает общество социально однородным,состоящим из хозяйствующих субъектов, стремящихся к максимизации функции своейполезности. При этом игнорируется различие интересов труда и капитала. Такойподход нельзя назвать научным, это скорее идеология, прославляющая определенныеценности с точки зрения интересов капитала. На опыте России очевидно, чторецепты неоклассической теории не обеспечили экономический рост иблагосостояние народа, а стали прикрытием перераспределения национальногобогатства и сбережений населения в пользу определенных групп. Не стоит в угодугрупповым интересам поступаться научными методами познания и, тем более,научными истинами.
3. Деньги и цена
Стоимость товаравыражается либо в форме другого товара (при прямом обмене товара на товар —бартере), либо в деньгах, которые являются всеобщим эквивалентом всем другимтоварам. По поводу происхождения денег существует несколько точек зрения, мырассмотрим два направления: металлистическую и номиналистическую теории денег.
Металлистическоенаправление исходит из товарной природы денег как обладающих собственнойстоимостью. Первые метал диетические трактовки были даны в XVI—XVII вв.меркантилистами — Т. Мэном, А. Монкретьеном и др. Деньги они отождествляли сблагородными металлами и абсолютизировали роль этих металлов, полагая, чтозолото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств.
Теория денег К. Марксаопиралась на исследование металлической денежной системы, в которой бумажныеденьги функционировали как знаки стоимости золота, замещающие его в обращении.В XIX в. это отражало реальную ситуацию. В современных условиях роль золота изменилась.Золотые монеты ушли из обращения, отсутствует непосредственный обмен золота натовары, цены товаров на рынке устанавливаются исключительно при помощи бумажныхденег, не имеющих официального золотого содержания.
Разрушение «золотогостандарта» привело к утрате металлистической теории происхождения денегведущей роли и возрождению рационалистической {номиналистической) концепции,согласно которой деньги появились в результате соглашения между людьми, когдаим понадобился инструмент для обмена товарами. Эта теория, восходящая к трудамАристотеля, отрицает товарную природу денег, их связь с благородными металлами.Современный номинализм основывается на идеях английского философа Дж, Беркли иэкономиста Дж. Стюарта (XVIII в.).Внутренняя стоимость денег не имела для них значения, т. к. в деньгах онивидели лишь счетную единицу, условный знак, средство установления пропорцийтоварного обмена. Эти взгляды опирались на факт обращения неполноценных денег.
Широкое использованиебумажных денег способствовало распространению номиналистических взглядов. Вначале XX в. правовую интерпретацию номинализма изложил немецкий экономист Г.Кнапп, считавший деньги условными единицами, обладающими определеннойценностью, которая обеспечивается правовыми нормами. Государство вводитденежные единицы, дает им наименование, определяет номинал. По его мнению,деньги не имеют внутренней стоимости, а обладают покупательной способностью,определяемой количеством товаров, которое можно приобрести за денежную единицу.Эти идеи были развиты Дж.М. Кейнсом.
Экономический вариантноминализма выводит ценность условных счетных единиц из их функционирования втоварном обмене. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают, что приемлемость бумажныхденег, кроме государственных законов, в первую очередь основывается на ихшироком признании в обмене. В целом для современной западной экономическойлитературы характерно отрицание идеи внутренней стоимости денег. Широко распространеныопределения типа «Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняетфункции денег, и есть деньги». Но этот ответ на вопрос — что такое деньги,не характеризует их сущность. В российской экономической науке деньгипонимаются как товар, обладающий наибольшей способностью к обмену.
Сущность денегпроявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции:
меры стоимости, выражаястоимость всех других товаров;
средства обращения,выступая посредником при обмене товаров;
средства накопления (сбережения),накапливаясь, как запас ценности.
средства платежа,осуществляемые при плате за взятые товары в кредит, уплата налогов, рента,выдача заработной платы и т. п.
Цена представляет собойформу выражения ценности благ, проявляющуюся в их обмене. Данное определениехарактеризует цену, как 'Экономическую категорию, возникающую в процессеобмена. Товары и услуги обмениваются в пропорциях, обеспечивающихэквивалентность обмена. Меновое соотношение между товаром и деньгами образует стоимостьтовара в денежном выражении.
С развитием товарногопроизводства понятие цены как пропорции обмена в значительной степениопределяется методами ее установления. Формирование цен зависит от типаэкономической системы, в которой оно происходит. Если рассматривать два типаэкономики: рыночную и командно-административную, то в экономике рыночного типацены на товары и факторы производства складываются на рынке, главным образом,под активным влиянием спроса и предложения, т. е. конъюнктуры рынка. Ценыопределяют решения потребителей о приобретении товаров и решения производителейо расширении или сокращении своего производства.
Вкомандно-административной экономике производители и потребители находятся подконтролем центральной власти, устанавливающей общий объем и структуру потребления.Цены являются инструментом экономической политики и устанавливаются плановымиорганами на основе производственных затрат, прежде всего трудовых, связанных ссозданием товаров.
Роль цен в экономикеопределяется их функциями. Первичной функцией цены следует считатьизмерительную. В этой функции с помощью цены измеряются затраты (стоимость), атакже устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершениятоварных сделок.
Следующая функция цены — учетная.Возможность измерять количество и качество товара в единых показателях —денежных единицах позволяет учитывать затраты производителей, анализировать ихдеятельность и прогнозировать экономическую ситуацию.
В рыночной экономике ценывыполняют информационную функцию, поставляя производителям и потребителямориентиры для экономических действий и осуществления выбора.
Цена выполняет ирегулирующую функцию, связывая участников обмена, уравновешивая денежный запроспроизводителя (предложение) товара с желанием и возможностью потребителя (спросом)приобрести предлагаемый товар. Выравнивание спроса и предложения приводит кустановлению равновесной цены (равной стоимости товара), регулирующей рыночныепроцессы. В командно-административной экономике цена также выполняетрегулирующие функции. Путем повышения или понижения цен государственные органыперераспределяют доходы и прибыль предприятий, отраслей, регионов, социальныхгрупп.
Важнейшей функцией ценыявляется стимулирующая. Рост цены на выпускаемые товары ведет к увеличениювыручки от продаж и заинтересованности производителей в росте объемавыпускаемых товаров.
В любой экономическойсистеме цена выполняет и важную социальную функцию, ведь главным образомуровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров иуслуг. Манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или обещая ихизменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношениеобщества к своей политике.
Виды цен чрезвычайноразнообразны. Их различают по стадии обмена, на которой они формируются(оптовые, розничные), по характеру и предмету обмена (цены сельскохозяйственнойпродукции, цены государственного сектора, цены на услуги), по степени и способурегулирования (договорные, свободные, регулируемые); прочие виды цен.
По стадии обмена товаровили масштабу обменных операций (объему продаж) различают цены оптовые ирозничные. Оптовыми называют цены, по которым реализуют крупные партии товаров.Розничные цены устанавливаются в условиях сравнительно небольшого объема продажиндивидуальным потребителям. Розничная цена отличается от оптовой на величинуторговой наценки, предназначенной покрыть затраты и образовать прибыльпредприятий розничной торговли.
По характеру и предметуобмена различают цены на сельскохозяйственную продукцию, на продукцию государственныхпредприятий, цены на услуги. Цены на сельскохозяйственную продукцию в условияхсвободного ценообразования имеют переменчивый, нестабильный характер; этообъясняется тем, что сельскохозяйственные цены слабо связаны с издержкамипроизводства и зачастую зависят от природных условий, которыми человеку ещетрудно управлять. Кроме того, в условиях многоотраслевого хозяйства затрудненоопределение стоимости отдельных видов продукции, так как трудно учесть, каковвклад каждого фактора производства в создание того или иного продукта.
Государственный сектор врыночной экономике, помимо прочего, отличается тем, что его политика продажныхцен должна быть направлена на удовлетворение потребностей всего общества. Нагосударственных предприятиях допускается, чтобы отдельные фирмы продавалипродукцию с убытком, а другие с прибылью, поскольку эти убытки и прибыли могуткомпенсироваться в рамках самого сектора. Применяется также комплексная цена,зависящая от платежеспособности потребителей.
Цены на услуги именуютсятарифами (расценками). В странах с развитой экономикой при установлении тарифовучитываются расходы предприятия, временной фактор, качество услуги.
По степени и способурегулирования цены разделяют на жестко фиксированные, регулируемые, договорныеи свободные.
Фиксированные (твердыецены) назначаются государственными органами в законодательном порядке.Регулируемыми ценами называют цены, воздействие на которые со стороныгосударства носит ограниченный характер. К договорным ценам относятся те,величина которых определяется документом купли-продажи. Свободные рыночные ценыформируются под воздействием рыночных факторов.
Отдельную группу ценобразуют мировые цены, которые исчисляются в свободно конвертируемой валюте ипредставляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товарыданной группы, либо средние значения цен на одни и тс же товары, установившиесяв разных странах и регионах.
К прочим видам ценотносятся: сопоставимые (неизменные цены определенного периода); цепы «теневогорынка» (на запрещенные в открытой продаже товары) и некоторые другие.
Закон стоимости.Выяснение сущности таких категорий, как товар, потребительная стоимость(полезность), стоимость (ценность), деньги, цена позволяет рассмотреть механизмдействия закона стоимости.
Конкуренция,господствующая в рыночной экономике и придающая ей стихийный характер, приводитк установлению необходимой пропорциональности общественного производства всоответствии с потребностями, с распределением материальных и трудовых ресурсови т.д. Силами, приводящими производство в соответствие с общественнымипотребностями, являются законы рыночного хозяйства, стихийное действие которыхсоздает возможность пропорциональности экономического развития. Среди этихзаконов марксистская теория выделяет закон стоимости, определяя его какважнейший закон товарного производства.
Согласно законустоимости, производство и обмен товаров должны осуществляться на основеобщественных затрат труда. Общественные затраты труда получают стоимостнуюоценку, что дает возможность свести индивидуальные (частные) затраты труда кобщественно необходимым и тем самым определить затраты труда на производстворазличных видов товаров и возможность регулировать обмен товаров.
Закон стоимостипроявляется через движение цен. В свою очередь, цена, являясь денежнымвыражением стоимости, испытывает на себе действие других законов: спроса,предложения, конкуренции и др. Поэтому движение цены может не совпадать сдвижением стоимости. Цена может отклоняться от стоимости, но в целом цены колеблютсявокруг стоимости.
Наиболее полно рользакона стоимости проявляется в его функциях. Он выполняет следующие функции:
регулирует товарноепроизводство путем стихийного распределения совокупного общественного трудамежду различными отраслями хозяйства;
способствует развитиюпроизводительных сил, побуждая производителей снижать индивидуальную стоимостьпроизводимого товара, повышать производительность труда, что, в свою очередь,способствует развитию научно-технического прогресса;
приводит к дифференциациипроизводителей, способствуя обогащению тех, у кого затраты труда напроизводство продукции ниже общественно необходимых (стоимости), и наоборот.
Очевидно, что механизмдействия закона стоимости представлен в рамках трудовой теории стоимости, всоответствии с которой труд является ведущим фактором производства,квинтэссенцией стоимости товаров.
4. Структура рыночныхотношений
При слове «рынок»каждый из нас, в первую очередь, представляет колхозный рынок или базар, тоесть место, где происходит торговля. Но это обыденное, бытовое восприятиетермина «рынок». С точки зрения экономической науки, рынок предстаеткак система многообразных экономических отношений между товаропроизводителями ивсёми членами общества, возникающих в процессе производства, распределения,обмена и потребления благ, основанная на определенных принципах. На рынкепроявляются законы и противоречия товарного производства, общественные свойстватовара и двух его сторон — потребительной стоимости и стоимости, функции денеги цены.
Сложность имногозначность категории — «рынок» породила множество подходов к егоопределению. Рынок рассматривается как:
каждый день множествопотребителей и производителей встречаются и договариваются о ценах на всетовары и услуги;
совокупность процессовторговли, актов купли-продажи вне зависимости от места их совершения;
система экономическихотношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся на принцип,согласно которому все продается и покупается;
механизм илиприспособление, осуществляющее контакт между покупателями (представителямиспроса) и продавцами (поставщиками товаров и услуг);
способ взаимодействияпроизводителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностномдвижении цен.
Последнее определениеможно рассматривать как самое универсальное, характеризующее рынок как синонимрыночной экономики.
Рынок порожден товарнымпроизводством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынкаявляются те же особенности общественного производства, которые породили товарноехозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленностьпроизводителей.
Общественное разделениетруда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счетсамообеспечения экономическими благами. Различные группы производителейзанимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируютсяна производстве тех или иных благ. Специализация, в свою очередь, определяетсятак называемым «принципом сравнительного преимущества», Т. е.способностью производить продукцию с меньшими затратами иди с меньшейальтернативной стоимостью. Производители продукции одного вида обладают разнымиспособностями, навыками, доступом к ресурсам, что обусловливает различия ввеличине осуществляемых ими затрат (издержек) на изготовление данной продукции.Например, два производителя изготавливают два вида продукции: А и Б. Первыйпроизводит две единицы товара А или четыре единицы товара Б, второй — четыреединицы товара А или шестнадцать единиц товара Б. Альтернативная стоимостьединицы товара А у первого производителя равна двум единицам товара Б, увторого — четырем. Относительно меньшая альтернативная стоимость производстватовара А у первого производителя, следовательно, ему надо специализироваться напроизводстве товара А, а второму — товара Б, т. к. этот товар имеет для негоменьшую альтернативную стоимость. Принцип сравнительного преимущества объясняетпроцессы специализации как в рамках отдельного предприятия, так и в рамкахгосударства.
Из представленных вышеопределений рынка следует, что его основными субъектами являются покупатель(потребитель) и продавец (производитель). Данные функции в современнойэкономике выполняют отдельные лица и группы лиц, фирмы и предприятия,государство как выразитель интересов общества, которые и образуют три группысубъектов рынка:
домохозяйство — экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, котораясамостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо факторапроизводства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;
фирма — экономическаяединица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторыпроизводства для изготовления и продажи товаров, стремится к максимизацииприбыли;
государство — все,правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую возможностьконтроля над производителями и потребителями для достижения общественных целей.Каждый из рыночных субъектов выполняет свои специфические функции, но все онитесно взаимосвязаны и образуют взаимоувязанный кругооборот.
Взаимодействия рыночныхсубъектов осуществляются по поводу обмена объектами рынка. Объектами рынка называютлюбые необходимые человеку предмет, вещество или субстанция, являющиесярезультатом человеческой деятельности и принимающие форму товара. В периодстановления рынка основными его объектами выступали скот, инвентарь, земля,имущество, предметы потребления. По мере развития рыночных отношений кругтоваров расширяется и усложняется. Объектами рынка становятся рабочая сила,деньги и ценные бумаги, ноу-хау и информация, даже государственные льготы исубсидии.
Важнейшими категориямирыночной экономики, обеспечивающими постоянную связь между производителями ипотребителями, являются цены, спрос, предложение, конкуренция. Цепыскладываются под воздействием спроса, предъявляемого потребителями на те илииные товары, и предложения товаров со стороны производителей. Конкуренцияявляется формой взаимодействия рыночных субъектов, формирующей величину иен,объемы спроса и предложения. Кроме того, рынку необходима инфраструктура — совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.
Основное свойствоэкономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на всехозяйственные сферы. Вся экономика становится совокупностью многообразныхрынков, различающихся степенью, мерой, глубиной проникновения рыночныхотношений. Общепринятая классификация структуры рынков не выработана, новыделяют несколько критериев, по которым рынки подразделяются на группы.
Экономическое назначениеобъектов. По данному критерию рынки подразделяются на рынок товаров и услуг,рынок факторов производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок инноваций,валютный рынок, рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) и др.
Географическое положение.По этому критерию различают местный, региональный, национальный и мировойрынки. Под мировым рынком понимаются любые товарообменные операции междустранами. Рынок считается мировым, если в названных операциях участвуют многиестраны, торговые сделки крупномасштабны, товарообменные операции регулярны, ирасчеты ведутся в свободно конвертируемой валюте.
Совокупностьтоварообменных операций в пределах одной страны образует национальный (иливнутренний) рынок. В составе мирового и национального рынков могут выделятьсярегиональные — это достаточно масштабные, регулярно действующие рынки с ярковыраженными территориальными признаками. Зона действия регионального рынка необязательно совпадает с территориально-административными границами, а можетохватывать несколько близлежащих стран.
По отраслям различают какрынок какого-то отдельного товара, так и групп товаров, связанных между собойпризнаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и тойже потребности (например, рынок автомобильный, компьютерный, моющих средств,информации и проч.).
По объему продаж рынкиподразделяются на оптовые и розничные. Российская действительность породила ещеодну группу в этой классификации — мелкооптовый рынок.
По отношению к законуразличают следующие группы рынков:
легальный — деятельностьпроизводителей и потребителей, осуществляемая в рамках закона;
теневой — деятельностьпроизводителей и потребителей, не запрещенная законом, но сокрытая отналогообложения (например, ремонтные и строительные работы, репетиторство,сдача в наем жилья и т. п.);
черный — деятельность,запрещенная законом (например, производство и сбыт наркотических средств илиоружия, продажа органов человеческого тела и т. п.).
Степень ограниченияконкуренции. По данному критерию осуществляется классификация не только группрынков, но и типов рыночных структур, которая применяется в экономическойтеории для анализа поведения производителей и потребителей. Выделяются три типарыночных структур: рынок свободной конкуренции, монополистический рынок иолигополистический.
5. Инфраструктурарыночной экономики
Термин «инфраструктура»(от лат infra — ниже, под; и struktura — строение, расположение) в русскойнауке применяется с 70-х гг. XX в. для обозначения обязательного компоненталюбой целостной экономической системы, носящего подчиненный вспомогательныйхарактер и обеспечивающего нормальную деятельность экономики. Рыночнуюинфраструктуру, таким образом, можно определить как совокупность институтов,обслуживающих деятельность рыночных субъектов и увязывающих эту деятельность водно целое.
Основными элементамирыночной инфраструктуры являются:
кредитно-финансовыеинституты,
биржи (товарные,сырьевые, валютные),
аукционы, ярмарки,выставки и др. формы внебиржевого посредничества,
система регулированиязанятости населения (биржи труда),
информационные икоммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства,средства массовой информации,
налоговая и таможеннаясистемы, система страхования и страховые компании, торговые палаты, ассоциациии др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов,
профсоюзы работающих понайму, система высшего и среднего экономического образования, консалтинговые иаудиторские компании, специальные зоны свободного предпринимательства.
Перечисленные институтыможно сгруппировать по экономическому назначению объекта рынка.
Охарактеризуем некоторыеэлементы рыночной инфраструктуры.
Кредитно-финансовыеинституты включают банки, инвестиционные и финансовые компании, пенсионныефонды и другие учреждения, предоставляющие, услуги, удовлетворяющие потребностирыночных субъектов в денежных средствах. Данные учреждения, с одной стороны,собирают временно свободные денежные средства, с другой — передают их впользование лицам, испытывающим в них потребность обычно в форме кредита.Кредит — (от лат. credo — доверие и долг) денежная или товарная ссуда наусловиях возвратности, платности, срочности. С помощью кредита осуществляетсяперераспределение средств между отраслями и предприятиями в соответствии сконъюнктурой рынка.
Биржи (товарные,сырьевые, валютные, фондовые) — особая форма оптовой торговли, позволяющаязаключать сделки без наличия товара. Такая торговля крупными партиямиспецифических (так называемых биржевых) товаров ведется по единым правиламбиржевыми посредниками, выступающими от имени производителей или потребителей,и концентрируется в местах производства и потребления товаров, т. е. и крупныхпромышленных и торговых центрах.
         

Таблица 1 Основныеэлементы рыночной инфраструктурыТоварно-сырьевые биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы Рынок товаров и услуг Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи Рынок капиталов (денежный, фондовый, инвестиций) Биржи труда Рынок труда Информационные, аналитические, рекламные, юридические агентства, аудиторские и консалтинговые компании Рынок информации Налоговые органы, арбитраж, таможенная служба, торгово-промышленные палаты, комитеты по управлению имуществом и др. Институты государственного регулирования рынка
Аукционы, ярмарки,выставки и др. фирмы внебиржевого посредничества представляют коммерческиемероприятия, торговля на которых ведется по образцам в форме гласного торга. Ставкаможет быть организована по любому поводу в любом месте, а ярмарка — регулярно водном месте. Ярмарка и аукцион — действа более коммерческие, а выставка чащеимеет просветительскую, ознакомительную направленность.
Информационные икоммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства,средства массовой информации — самый динамичный сектор рыночной инфраструктуры,т. к. информация, определяемая как накопленные знания и опыт бесчисленных умов,становится важнейшим фактором производства. В наши дни базовым элементоминформационных технологий являются компьютеры и компьютерное оборудование.Информация и информационные технологии, с одной стороны, являются элементомрыночной инфраструктуры, с другой — их создание является самостоятельнойбыстрорастущей сферой бизнеса.
Торговые палаты,ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединенияделовых кругов создаются по инициативе бизнесменов и/или государственныхорганов для согласования действий, поддержки предпринимателей, обобщенияделовой информации и выработки мнений и лоббирования/блокирования законодательныхактов.
Консалтинговые компаниипредоставляют услуги квалифицированных специалистов в области теории и практикирынка и бизнеса, по юридическим и экономическим вопросам. Содержание такихспециалистов в фирме обходится дороже, чем их найм для решения конкретнойпроблемы.
Аудиторские компаниипроводят комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирм,позволяющую оценить их возможности на рынке и в бизнесе. Такая ревизия имеетхарактер независимой экспертизы по инициативе руководителей фирмы, учредителейили государственных органов. Аудиторская проверка является обязательной дляполучения лицензии на внешнеэкономическую деятельность, организацию совместныхпредприятий и т. п.
Специальные зонысвободного предпринимательства или свободные экономические зоны (СЭЗ) —территории, где не действуют национальные законы и правила, регулирующиеэкономическую деятельность. СЭЗ обладают экстерриториальностью. Первая СЭЗпоявилась в Ирландии в 1959 г., в настоящее время их около 400, треть — вразвитых странах, но в классическом виде СЭЗ существуют в развивающихсястранах. Крупные предприятия размещают в СЭЗ трудоемкие (электронные, швейные,текстильные) либо экологически вредные производства, образуя индустриальнуюмонокультуру. Высокая норма прибыли обеспечивается благодаря низкой оплатетруда работников, 90—70% которых — женщины, имеющие низкую квалификацию. Кактолько норма прибыли уменьшается, предприятия закрываются.

Список использованнойлитературы
 
Акопова Е.С., Воронкова О.Н.,Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. –Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К. Экономическая теория.Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
Мировая экономика / Под редакциейпроф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., ЭскиндаровМ.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия,2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.