ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Финансы и Экономика туризма»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Мировая экономика»
на тему: «Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли»
Выполнил:
ст. гр. ЗЭУСуд-110
Власова Т. М.
Принял:
Б. И. Рассадин
Владимир 2011 г.
Введение
1. Сущность таможенного тарифа, виды тарифов
2. Принцип построения таможенных тарифов
3. Таможенные пошлины, виды таможенных пошлин
4. Таможенная стоимость товара
5. Налоговое регулирование
Заключение
Введение
Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является таможенно-тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.
Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного, а в перспективе – единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. В частности, в ст.11 ГАТТ записано, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».
Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений – прежде всего ГАТТ и Брюссельской конвенции о товарной номенклатуре (1950 г.), а также Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) (1983 г.), национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.
Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным правовым документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом международных переговоров.
Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах (раундах). Предметом обсуждения являются, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.
Сущность таможенного тарифа, виды тарифов.
Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного и/или экспортного товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.
Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.
Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.
Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, простые и сложные. Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой системой оказывают влияние, прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции. Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с такими методами, как определение таможенной стоимости или страны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, изменения, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного таможенного тарифа служат ставки таможенных пошлин.
Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках.
В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспортных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.
Развитие таможенных тарифов у большинства стран осуществляется двумя способами – увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам. Первый способ известен как простой таможенный тариф, который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.
Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договора и соглашения.
Более низкая – конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран – членов ВТО, а также из стран, подписавших ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.
В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные таможенные тарифы предусматривают наличие особо льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.
Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.
В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам.
Схема ОСП ЕС распространяется с 1993г. на Россию, благодаря чему уровень ввозных пошлин на российские товары понизился с 1 до 0,3%, а отдельные позиции освобождены от уплаты пошлин полностью или в пределах установленных квот. Однако в последние два года страны ЕС по отношению к России пытаются установить более высокие ставки ввозных пошлин по нефтепродуктам, металлам, а также текстилю, в связи с окончанием соглашения о поставках последнего на рынки ЕС в рамках установленных ими ввозных квот и неспособностью России урегулировать вопрос о подписании нового.
Сложные таможенные тарифы предусматривают также возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).
Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегрированный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других средствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены используемые ставки пошлин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сборов в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввозимым в пределах тарифных квот.
Тарифная квота означает количество товара, в пределах которого он может быть вывезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагается при этом в полном размере величины пошлины.
Пониженные пошлины в рамках этих квот в ЕС установлены по отношению к продуктам питания (мясо, рыба), фруктам, сокам, какао-бобам, кофе и к части продукции промышленного назначения: газетная бумага в рулонах, текстиль, ремесленные изделия из железа и стали, цветных металлов.
Принципы построения таможенных тарифов.
Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.
Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, разработанная в рамках СТС в период 1950-1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.
Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.
Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Наиболее крупными из них выступают разделы (21), выполняющие вспомогательную классификационную функцию. Разделы служат для удобства пользования системой, их цифровые обозначения не входят в рабочий цифровой код ГС. Ее главными рабочими подразделениями являются группы (94); подгруппы (33), также не имеющие цифрового обозначения; позиции (1241); подпозиции (3553), как и подгруппы без цифрового кода, и субпозиции (5019).
Классификационная схема имеет сквозное цифровое кодирование, где первые две цифры обозначают группу товаров, а каждые последующие пары цифр соответственно: место товара внутри группы (товарную позицию), затем внутри товарной позиции (субпозицию). К примеру, шестизначный код 56.05.07 будет означать группу 56 (сталь и изделия из нее), товарную позицию 56.05 – стальную проволоку, субпозицию 56.05.07 – стальную проволоку диаметром сечения 7 мм.
Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики.
Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам (поставщикам, декларантам) и уровня унификации процедур таможенного оформления и технической обработки в рамках отдельных стран.
Таможенные пошлины, виды таможенных пошлин.
Таможенные пошлины, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.
Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества, ценностей при пересечении ими таможенной границы. Как всякий налог, она, прежде всего, увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность.
Стоимостные барьеры, которые создаются с помощью таможенных пошлин, различаются в зависимости от группы товара и от степени его обработки. По сырьевым товарам они невелики (0,5-2,6%), но значительны по готовой продукции (7-12%). В странах рыночной экономики в последний период просматривается тенденция тарифной эскалации, т.е. роста уровня таможенных пошлин по мере увеличения степени обработки продукции.
Здесь проявляется еще одна функция пошлин – протекционистская. Однако уровни таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от степени готовности товара и уровня экономического развития государств: по одним и тем же товарам они значительно выше в развивающихся странах, чем в развитых. Это объясняется необходимостью защиты отдельных отраслей национальной промышленности развивающихся государств. Таможенные пошлины используются также как инструмент торгово-политического соперничества на внешних рынках.
В международной практике тарифное регулирование включает несколько видов пошлин, которые связаны с порядком их установления.
Адвалорные пошлины предполагают обозначение процентной ставки по отношению к цене товара и применяются в большинстве стран. В тарифе США, например, их 80%. Применение адвалорных пошлин способствует увеличению таможенных сборов в условиях повышения мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности.
Специфические пошлины выражают размер пошлины в виде фиксированной денежной величины, взимаемой с физического объема (веса) единицы товара. Они характерны для развивающихся стран.
Смешанные пошлины означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин по отношению к одному товару.
В случае, когда таможенным органам предоставляется право взимания пошлины на их усмотрение (адвалорной или специфической), она считается альтернативной.
Принципиальным отличием адвалорной пошлины от специфической является то, что в случае роста цены пропорционально увеличивается сумма адвалорных пошлин.
В зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины делятся на максимальные, минимальные и преференциальные.
Максимальные (импортные) пошлины предполагают установление ставок для товаров, ввозимых из любой страны, минимальные – для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, и преференциальные – в отношении товаров из конкретно обозначенных стран или групп стран.
В зависимости от характера происхождения различаются автономные и конвенционные пошлины.
Автономные (ввозные) пошлины устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Довольно часто они отличаются значительными размерами и впоследствии этого являются предметом двухсторонних и многосторонних переговоров и соглашений для снижения путем взаимных уступок.
Конвенционные (импортные) пошлины вырабатываются в процессе вышеназванных переговоров и фиксируются сторонами-участниками. Они не подлежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям. Они получили в современный период широкое распространение, прежде всего в результате переговоров по линии ВТО.
Следует особо подчеркнуть, что в абсолютном большинстве стран таможенными пошлинами облагается импорт. Экспортные пошлины в настоящее время ни в одном развитом государстве не используются. Их применяют лишь отдельные развивающиеся страны.
Наиболее специфическая система экспортных пошлин и налогов существует в Аргентине, где экспортные товары делятся на две группы – традиционного (минеральное и сельскохозяйственное сырье, продукты питания и легкой промышленности) и нетрадиционного экспорта.
Пошлины взимаются лишь с товаров первой группы, кроме того, все экспортеры платят статистический (3%) и сельскохозяйственный специальный налог в размере 1,5-6%.
Таможенная стоимость товара.
Начисление и уплата импортной пошлины предполагает определение таможенной стоимости ввозимого товара, то есть реальной (не заниженной) базы для таможенных платежей и возможных штрафных санкций.
Таможенная стоимость товара определяется декларантом и заявляется при ввозе на таможенную территорию, предполагая предоставление подтверждающих ее сведений. При этом за каждый день отсрочки уплаты таможенной пошлины, обусловленной определением стоимости товара, взимается сбор в размере 0,2% от суммы предстоящего платежа.
В качестве основного документа, подтверждающего декларируемую стоимость товара, принимается счет-фактура, где указана цена сделки, включая некоторые дополнительные расходы (транспортные, комиссионные, по упаковке и т.п.). Однако если таможенные органы считают, что указанная в документе сумма не отражает действительной стоимости товара и завышена с целью уклонения от уплаты более значительного размера пошлины и налогов, они вправе для ее определения воспользоваться рядом других методов.
Согласно существующему порядку, таможенная стоимость может быть определена одним из шести установленных методов, каждый из которых применяется последовательно, если исключено использование предыдущего.
Методы и последовательность определения таможенной стоимости товара.
По цене сделки с ввозимыми товарами (обязательный)
По цене сделки с идентичными товарами
По цене сделки с однородными товарами
Метод сложения стоимости
Метод вычитания стоимости
Резервный метод
Первый из методов определяет стоимость как величину, равную цене сделки, фактически уплаченной и подлежащей оплате экспортером с дополнительным включением компонентов, ранее не учтенных в цене: расходы по доставке до порта или места ввоза на таможенную территорию (транспортные, страховые, погрузо-разгрузочные), затраты покупателя (комиссионные и брокерские вознаграждения, оплата контейнеров и многооборотной тары, расходы по упаковке), часть стоимости материалов и услуг, предоставленных покупателем, а также лицензионные и другие платежи, часть прямого или косвенного дохода продавца от последующих продаж на российском рынке. Данный метод не может быть использован в случае имеющихся ограничений прав импортера на товар или установления тесной взаимосвязи и обоюдных интересов сторон (контрагентов) в процессе сделки.
Таможенная стоимость, определенная с помощью оценки двумя другими методами (вторым и третьим), означает, что за основу цены сделки принимается сделка с идентичным (однородным) товаром, скорректированная с учетом расходов покупателя (по доставке до места ввоза). При этом под идентичностью подразумевается равнозначность товаров по всем оцениваемым признакам (качеству, физическим свойствам, репутации на рынке), под однородностью аналогичные товары, имеющие сходные характеристики, компоненты и коммерческая взаимозаменяемость.
Методы четвертый и пятый могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
В одном случае стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или однородные) товары продаются наибольшей партией на российском рынке, исключая расходы на комиссионные вознаграждения, таможенные платежи при ввозе (пошлины, налоги, сборы), затраты на транспортировку, страхование и погрузо-разгрузочные работы.
В другом случае оценка таможенной стоимости складывается из затрат на материалы и издержек изготовителя, включая расходы на обеспечение вывоза товара из страны его происхождения, а также прибыль экспортера в результате таких поставок.
Резервный метод базируется на данных мировой торговли и рынков, базирующихся на предоставлении таможенным органам необходимой информации о ценах на товары, поступавшие ранее из страны-импортера на российский рынок и рынки третьих стран или стоимости аналогичных товаров отечественного производства.
Однако эти цены не могут заменять цену сделки, указанную в контракте и счет-фактуре, а, следовательно, служить базовой основой для начисления таможенных платежей.
Импортеру может быть предоставлена отсрочка об уплате (до 30 дней) пошлины по одной партии товара при условии гарантийного обязательства уполномоченного банка или под залог товара. За отсрочку платежа назначается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки (при рублевом эквиваленте и 0,03% при оплате в СКВ). При невыполнении обязательств плательщиком или его банком, помимо взыскиваемой таможенной суммы платежа взимается с импортера или его банка, выдавшего гарантийное обязательство, весь размер начисленных пени в бесспорном порядке.
Предусмотрены и возврат ранее уплаченных импортных пошлин – при неправильном их начислении и в случае корректировки таможенной стоимости, при пересмотре ставок пошлины с учетом даты подписания контракта.
В условиях финансового кризиса и фискальных целей государства в 1998 г. Центральным банком принято решение об оплате таможенных пошлин непосредственно в таможне в наличной форме в СКВ без ограничения сумм платежа.
Начисление и уплата таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами осуществляется на общих принципах импортного регулирования и производится в случае, если целевое назначение товара – производственная или коммерческая деятельность, а общая их стоимость и количество превышают установленные квоты и ограничения.
Налоговое регулирование.
Налоговое регулирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с тарифным, поскольку налог и таможенная пошлина оказывают прямое влияние на цену товара.
Роль налогового инструмента регулирования импорта особо возросла в связи с тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной торговле. Импортные налоги, увеличивая цену иностранного товара, с одной стороны, ведут к сокращению его потребления на внутреннем рынке, снижению объемов импорта в целом, а с другой – к росту цен на национальные товары.
Налоги и импортные таможенные пошлины отличаются процессом взимания. Пошлина взимается только с иностранного товара в момент пересечения таможенной границы как плата за право ввоза. Налогом облагаются как иностранный товар, так и товары национального производства.
Заключение
Особая роль в разработке и формировании механизма тарифного и нетарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится Генеральное соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), на базе которого в 1995 г. начала функционировать Всемирная торговая организация (ВТО); Совет таможенного сотрудничества (СТС) – Всемирная таможенная организация; Таможенный союз Европейского экономического сообщества, на долю которого приходится до 40% объема мировой торговли, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК).
Среди них главное место всегда занимала ГАТТ, утверждая два основных принципа: свободу торговли и ликвидацию дискриминационных мер в мировой торговле. Наряду с этими принципами признается важность двух условий: реализация многостороннего торгового договора, остающегося правовой основой для внешней торговли большинства стран, и выработка кодекса правил и норм международной торговли, которые служат базой для формирования национальных механизмов регламентирования внешней торговли. В результате достигнутого единообразия и совместимости этих механизмов факторы, препятствующие развитию международной торговли, сведены к минимуму.
Исходной предпосылкой, на которой строилась договорно-правовая система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности фирм и компаний на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Перечень особо значимых для развития торговли международных документов включает кодексы (свод правил): по таможенной стоимости, по импортным лицензиям, по добросовестной конкуренции, по гармонизации стандартов (ГС). На базе ГАТТ и по ее инициативе в рамках СТС был разработан ряд конвенций, регламентирующих, например, действие таможенно-тарифного механизма, послуживших основой формирования национальных систем таможенного регулирования внешней торговли.
Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является СТС, одно из главных направлений которого – создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставит уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка.
В числе других направлений – разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.
Список используемой литературы.
1.В.В.Покровская «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» Учебник, г. Москва, 1999 г.
2.И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов «Внешне-экономические связи»
Издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие, г. Москва, 2001 г.
3.И.Б.Хмелев, И.Л.Логвинова «Мировая экономика»
Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, г. Москва, 2002 г.