Реферат по предмету "Экономика"


Сфера материального производства города Набережные Челны

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМСКИЙИНСТИТУТ
Кафедраэкономики и менеджмента
Специальность:менеджмент организации
Шифр:061100
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика Республики Татарстан
На тему: Сфера материального производства города Набережные Челны
Выполнила: _________________________________М.В.Галимова, студентка 121 группы ОДО экономического факультета
Руководитель:_______________________________Е.И. Рыжанкова
НабережныеЧелны
2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. СПЕЦИФИКА ГОРОДАНАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ………………....4
1.1. Общая характеристикагорода………………………………………...……4
1.2. Место и роль города в экономикеРоссийской Федерации……………...7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГООСВОЕНИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ…………………………………………………….…..8
2.1. Строительство…………………………………………….…………….…...8
2.2. Машиностроение………………………………………………………..…12
2.3. Пищевая и перерабатывающаяотрасль…………………………………...16
Глава 3. ИТОГИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ЗА І ПОЛУГОДИЕ 2005ГОДА…………………...21
3.1. Основныепоказатели……………………………………………………...21
3.2. Рост предприятий и их значениев развитии города……………. ……..30
Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ………………………………………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы прихарактеристике того или иного города весьма популярным стало сфера егоматериального производства. При этом как правило упоминается ныне действующие впроизводстве крупные предприятия, которые определяют потенциал города и степеньего развитости.
В этом году городуНабережные Челны отметил свой 75-ти летний юбилей. Для города это весьма малыйсрок. И если отождествлять достижения нашего города в совокупности ссуществующим временем, то можно сказать, что город набережные Челны находитсяна пике своего расцвета. Конечно же немаловажное значение при этом сыгралоблагоприятное географическое положение, наличие разнообразных транспортных коммуникаций,производственных и трудовых ресурсов.
Изучая материальнуюсферу города Набережные Челны ясно выстраивается картина – современногоположения города, которая за столь короткий период смогла сделать многое дляжителей этого города и обрести свой облик.
Целью курсовой работыявляется изучение экономики города Набережные Челны, ее материальную сферу,дать полную оценку – отчетность экономического развития, выделить слабые исильные стороны, обозначить действующие организации, т.е. крупные производственныепроцессы, а также выявить внутренние и внешние проблемы и перспективы ихразрешения.
В процессе изученияставятся следующие задачи: глубоко изучить содержание основных сферпроизводства, уметь анализировать современное состояние и проблемы экономики в городеНабережные Челны и находить направления их решения и приобрести знания дляиспользования их в практике.
Курсовая работавключает четыре раздела, в которых дается подробная информация необходимая дляразмышления.
В написании работыиспользовались учебные издания следующих авторов: Дубровский А., Гарифуллин Д.,Кузнецов Б.Л., периодические издания – журналы: «Лидер Татарстана» — авторстатьи Закиров Н.Р., газеты: «Челнинские известия», «Доброхот», «Авто СИТИ» идр. – авторы статей Гурьянов С.М., Аверченков А, Куренщикова Л., Квитко Е и т.д.

Глава 1.СПЕЦИФИКА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
 
1.1.Общая характеристика города
По демографическомустатусу Набережные Челны — крупнейший город: на 1. 07. 2005 г. в городе проживало 510901 тысяч человек. По ряду своих функций он может считатьсясвоеобразной столицей восточной части Нижнего Прикамья.
Очень удобногеографическое положение города. Он расположен на северной окраинеБугульминско-Белебеевской возвышенности — орографической структуры на стыкеВосточно-Европейской равнины и Предуралья.
Это очень староепоселение: булгары поселились здесь много веков назад, назвав свою речку Чаллы(«Каменка»). В окрестностях города известны археологические памятникиэпохи камня (палеолита, мезолита).
По Нижней Каме, ввосточной ее части, проходит граница северных лесов — европейской тайги слесостепью, сегодня практически ставшей степью, продолжением степных Заволжья иОренбуржья; т.е. это географический стык гор и равнины, леса и степи.
Особым украшениемгорода являются леса и воды. Леса Кызыл-Тау («Красных гор») окаймляютгород с северо-востока. От плотины Нижнекамской ГЭС по Каме и ее притокам навосток, северо-восток и юг раскинулось ложе водохранилища. Речные дороги ведутиз Нижнего Прикамья далеко на север и северо-восток в Пермскую и Кировскуюобласти, на юг, по Белой — в Башкортостан; на запад — в бассейн Волги и по нейв центр России и на Северный Кавказ, а также в моря Балтийское, Белое,Каспийское, Азовское и Черное. [3, с. 110]
Кроме речных дорог,сделавших город крупнейшим портом, Набережные Челны являются узломавтомобильных трасс, связывающих все города нижнекамской агломерации — Заинск,Нижнекамск, Мензелинск, Елабугу, Менделеевск. Из города по новым автомобильнымдорогам (построенным в 70-х годах по трассам старых трактов) можно попасть встоличные города Казань, Уфу, Ижевск. Железнодорожная ветка,«перебравшаяся» через Каму по плотине ГЭС, связала два великихроссийских дороги Запад-Восток в самом выгодном месте — она проходит через нефтянойюго-восток Татарстана, нефтехимический промузел в городе Нижнекамск иавтомобилестроительный комплекс в г. Набережные Челны, через самыйэнергонасыщенный район России (кое-кто в мире считает так!). На территорииНижнекамского территориально-производственного комплекса (ТПК) в удивительномразнообразий сочетаются «шишкинская» природа национального парка,исторические города (Елабуга, Заинск, Мензелинск) и крупнейшие индустриальныецентры.
Рядом с городом — аэропорт «Бегишево», недавно подтвердивший статус международного.
Автогигант «КАМАЗ»нанес во 2-й половине XX в. город Набережные Челны на все карты мира, сделалего притягательным для мирового бизнеса. Сегодня это прежде всего городмашиностроителей — станкостроителей, инструментальщиков, дизелестроителей;создателей грузовых и легковых автомашин, автобусов, тракторов, электромоторов;литейщиков, кузнецов, штамповщиков и сварщиков, электронщиков, ремонтниковсложнейших машин. Это город строителей — здесь до сотни крупных и мелкихстроительных фирм и концернов с опытными кадрами, прошедшими школу «КамАЗа».Это город предпринимателей — в Набережных Челнах десятки тысяч мелких фирм итак называемых «ЧП» (частных предпринимателей — мелких торговцев и мастеровразных профессий.
Главный архитекторпроекта города Набережные Челны профессор Ю.И. Неймарк так охарактеризовалособенности строительства нового города: «Сочетание архитектуры крупныхградостроительных ансамблей с разнообразными по этажности, конфигурации иобъемно-пластическим решениям жилыми домами, с парками и бульварами, с зеленойнабережной, являющейся продолжением лесных массивов, водохранилищем иНижнекамской ГЭС, с грузовым и пассажирским портами, уникальным по масштабукомплексом заводов, с транспортными магистралями, мостами и путепроводами, соскульптурой и монументально-декоративной живописью создают выразительный обликАвтограда». [3, с. 110]
Пока не все получилосьиз задумок архитекторов, но уже сегодня он, наш город, прекрасен! И как считаетдругой архитектор, уже местный, главный городской зодчий И.Курамшин: «Челны — прекрасная строительная площадка для архитекторов, спроектирован грамотно;имеются колоссальные резервы, чего нет в старых городах; созданы великолепныеинженерная, транспортная инфраструктуры, нет проблем с дорогами — простор дляавтомобилизации».
В городе немалооригинальных домов по своей архитектуре; здесь нашла широкое использование идеязнаменитого Корбюзье — строительство домов «на ножках». Из прошлогостроительного искусства древних булгар заимствована традиция использоватьнеграненый камень из местных каменоломен — т.н. называемая «Кладка из дикогокамня». Как ни в каком другом городе, даже в новостройках последних плановыхлет, здесь много подземных переходов, транспортных развязок на разных уровнях.
В городе сравнительноразвита социальная инфраструктура, выгодно отличающая его от других городовТатарстана. Здесь получила развитие тенденция создания крупного гостиничногохозяйства, не до конца реализованная к нашим дням. В Набережных Челнах впоследнее время успешно развивается сфера обслуживания — созданы десяткиприличных кафе, гриль-баров, молодежных ночных кафе, ресторанов, дискоцентров,о которых высоко отзываются посетители, в частности, гости города. [3, с. 111]
Массовостью, традициямии вместе с тем новизной многих компонентов оформления и содержания отличаютсяпроводимые в городе народные празднества — Сабантуй, конные состязания наипподроме, встречи Нового года и другие. Этнографические мероприятия,проводимые местными национальными общинами (их в городе действует несколькодесятков), привлекают горожан возможностью ознакомиться с самобытной культуройи искусством жителей своего многонационального города.
В городе издается додвух десятков газет, еженедельников, альманахов и журналов. На город и регионвещают несколько радиостанций, две местных телекомпании: ТВ «Чаллы», ТК «Эфир».
1.2.Место и роль города в экономике Российской Федерации
Машиностроение,строительная промышленность и электроэнергетика сегодня являются «авангарднойтройкой» в хозяйственном комплексе индустриальных стран, составляя 50 процентоввсей валовой продукции промышленности в мире, а в наиболее развитых странах — 55-60 процентов. В Татарстане эти три отрасли в объемах производства егопромышленного комплекса составляли 63 процента. Доля вклада г. Набережные Челныв российскую экономику составляет 25 %.
ПродукцияНабережных Челнов поставляется во все бывшие союзные и автономные республики,во все области и края России, более чем в 80 стран мира. Основную частьэкспортных поставок в республике сегодня обеспечивают ОАО «КАМАЗ» (автомобили«КАМАЗ» и запасные части к ним составляют в экспорте республики 34,0 процента),пищевых отраслей — 13,2%, строительных – 9,4 %.
Нужноотметить, что промышленность Набережных Челнов представлена очень крупнымипредприятиями – три из них вошли в число 200 крупнейших компаний России порейтингу, составленному еженедельным экономическим журналом «Эксперт». ОАО«КАМАЗ» — 26-е по объемам продаж и 31-е по рыночной стоимости, «Камгэсэнергострой»- по оказанным услугам в строительстве 55-е место. Далее по объемам продаж идет«Картонно-бумажный комбинат» — 134-е место. [14, с. 4]

Глава 2.ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
 
2.1.Строительство
Строительный комплексНижнего Прикамья — чрезвычайно уникальное в истории народного хозяйства страныявление. На берегах Камы строили и раньше. Строили добротно, на века, какговорится. Среди объектов камских строителей десятки металлургических цеховмедеплавильных заводов и водохранилища при них; производственные корпусаБондюжского химического завода, стахеевские строения в Елабуге, в частности, ве­личественныесоборы; речной элеватор, как памятник монолитного строительства начала XX в. в Бережных Челнах и др.
С 1958 г. в Набережные Челны начала формироваться база строительной индустрии региона с заводажелезобетонных изделий (ЖБИ) мощностью 25 тысяч куб. м в год и «заводагазобетонных изделий» мощностью 180 тыс. куб. м в год (позже завод ячеистыхбетонов).
Основнойи перспективной продукцией ЗЯБ является ячеистый бетон или так называемыйгазобетон (легкий бетон), вспученный при помощи парообразователя. Дляизготовления ячеистых бетонов не требуется гравий или щебень, а используетсяглавным образом песок, зола, шлак, известь. ЗЯБ удовлетворял потребностистроительных организаций нефтедобывающих районов республики, объектовНижнекамского нефтехимического комбината, Заинской ГРЭС и многих другихстроительных объектов республики в высокоэффективном и дешевом сырье. [3, с.27]
В 1964году была создана строительная организация «Камгэсэнергострой» (в составкоторой вошел ЗЯБ) на базе четырех СМУ по строительству энергетических объектовна территории Татарии. Позднее объединение «Камгэсэнергострой» сталопредставлять собой строительную индустрию в законченном виде: единыйпроизводственный поток от изготовления железобетонных панелей и блоков домонтажа зданий и его отделки.
Строительствов регионе Камского автомобильного гиганта и создание Нижнекамскогонефтехимического комплекса потребовало создание здесь крупных строительных орга­низациии мощной базы строительной промышленности.
Сравнительнов быстрые сроки создается в Набережных Челнах крупная стройиндустрия. Быливведены в эксплуатацию Набережночелнинский завод крупнопанельного домостроения(КПД) для обеспечения объектов строящихся новых городов деталями домостроения;Камский завод ЖБИ и конструкций (ЖБИ-210) для обеспечения железобетоннымиконструкциями строящиеся заводы КамАЗа, Нижнекамской ГЭС, объектовсельскохозяйственного назначения, жилья и объектов соцкультбыта НабережныхЧелнов, Елабуги, Заинска.
В 1969 г. «Промстрой» приступило к строительству завода силикатного кирпича мощностью 100 млн. штуккирпича в год. После нескольких этапов реконструкции завод стал мощнымкомбинатом строительных материалов со своим горно-минеральным комплексом. За 30лет комбинатом выпущено около 26 млрд. шт. силикатного кирпича, 1,3 миллионатонн извести, 7,6 миллиона кубометров щебня, 1,2 миллиона кубометра песка. Кромепроизводства этих строительных материалов комбинат строит дороги, производитстолярные изделия и мебель и т.д.
Характер связей междустроительной индустрией и промышленностью, поставляющей различные материальныересурсы, постоянно изменялся, этот процесс проявлялся в развитии различных формкомбинирования. При массовом строительстве появились и по­лучали развитие новыеформы комбинатов, в частности, домостроительный (ДСК). По опыту московскихстроительных организации был создан мощный Набережночелнинский ДСК. В немизготовление строительных материалов и конструкций и возведение зданий исооружений были соединены в единый технологический поток.
Вфеврале 1973 г. «Камгэсэнергострой» был преобразован в Производственноеобъединение по строительству энергетических и промышленных объектов в бассейнереки Камы. [3, с. 30]
Вразгар строительных работ (в 1973 г.) в Набережных Челнах был создан трестпромышленных предприятий (ТПП). Трест объединял более десятка предприятийстройиндустрии.
Этобыл настоящий «концерн», обеспечивающий огромную строительную площадкустройматериалами и конструкциями. Кроме раствора и бетона, кирпича и керамзита,металлических, железобетонных и деревянных конструкций, на заводах ТПП былоосвоено производство облицовочной плитки «Челнинка», мозаичной и тротуарнойплитки, плит из шлифованного и полированного мрамора и гранита и многое другое.
В 1994 г. на базе государственного концерна КГЭС было учреждено ОАО «Камгэсэнергострой», ставшее однимиз крупнейших в стране многопрофильной строительной организацией, которая имелав своей структуре 33 дочерних и зависимых обществ с ограниченнойответственностью и численностью более 10 тысяч человек.
Однимиз основных структурных подразделений КГЭС было знаменитое Управлениестроительства, ныне ОАО «Автозаводстрой». Он выступал генеральным заказчикомстроительства автосборочного, кузнечного, прессово-рамного и завода двигателей.Управление строило Татэлектромаш, ЗМА, КБК, Нижнекамскую ГЭС, Курскую атом­нуюэлектростанцию, каскад газокомпрессорных станций на знаменитых сибирскихгазонефтепроводах. Восстанавливало Грозный и завод двигателей. Принималоучастие в реконструкции Большого театра в Москве и в строительстве жилья пореспубликанской программе «Ветхое жилье». [3, с. 31]
Вмарте 1971 г. был создан трест «Жилстрой», который в 1974 г. был преобразован в Управление строительства города. На строительстве жилья и объектовсоцкультбыта были заняты лучшие строители, такие бригадиры, как В.С. Мавликов,А.В. Зотов, Г.А. Геворгян, М.Д. Минигалеев и десятки других, тысячивысокопрофессиональных каменщиков, монтажников, сварщиков, отделочников. Завесь период своей работы (по 2000 г.) предприятием построено более 1, 5 млн.кв. м жилья, 125 детсадов, 50 школ, несколько комплексов профтехучилищ, КамПИ,пединститут, два медгородка, все поликлиники, больницы в городе, кинотеатры«Батыр», «Россия», «Чулпан», ДК «Энергетик» и ДК «КАМАЗ», здания администрациигорода (мэрию), УВД, автожелезнодорожного вокзала, множество других.
Благодаряопыту и мастерству работников и своему техническому оснащению«Камгэсэнергострой» в состоянии реализовывать проекты любого типа и масштаба (сгодовым освоением средств на строительно-монтажных работах до 1,6 триллионарублей).
Организацияимеет значительный опыт в области строительства и реконструкций гидравлическихи тепловых электростанций, плотин и дамб, промышленных предприятий,крупномасштабного жилищного строительства, сооружения общественных здания базотдыха. Наиболее значительные из них: энергетические объекты общей мощностьюмиллионов киловатт (Нижнекамская ГЭС, ТЭЦ КАМАЗа, Заинская ГРЭС, КазанскаяНижнекамская ТЭЦ), завод электротехнического оборудования, Камский комплексзаводов по производству большегрузных автомобилей, картонно-бумажный комбинат,города Набережные Челны с 510-тысячным населением.
АО«Камгэсэнергострой» имеет также значительный опыт в области ликвидациипоследствий стихийных бедствий и пожаров. Специалисты компании принималиучастие в работах по ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 г. — в разборке завалов и строительстве жилья для населения пострадавших районов.
Послекрупного пожара на заводе двигателей АО «КАМАЗ» в 1993 году специалистыкомпании в течение одного года произвели работы по разборке пострадавших отогня зданий и их восстановлению на площади более 420 тысяч квадратных метров.[3, с. 31]
Предприятия,контролируемые акционерным обществом, способны произвести в год: 20 000 тоннметаллоконструкций, 1 600 000 куб. метров товарного бетона, 180 000 куб. метров железобетонных изделий, ПО 000 куб. метров ячеистого бетона, 400 000 кв. метров конструкций для домостроения, 200 000 куб. метров керамзита, 110 млн. штук силикатного кирпича, пиломатериалы (200 000 кв. метров — окна, 400 000 кв. метров — двери), 80 тысяч кубометров продукции лесопиления.
Компаниярасполагает широкой гаммой строительных машин и механизмов, а такжезначительным парком грузового и специального автотранспорта — всего более 2000единиц.
2.2.Машиностроение
Основнымвидом машиностроения в городе Набережные Челны является КАМАЗ. Открытоеакционерное общество «КАМАЗ» создано в 1990 в порядке преобразованияпроизводственного объединения «КАМАЗ», основанного в 1969 году, ОАО «КАМАЗ» —крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортнуюбезопасность страны.
ОАО «КАМАЗ»— крупная автомобильная компания. В единый производственный комплекс ОАО«КАМАЗ» в г. Набережные Челны входят 13 крупных специализированныхподразделений по разработке, производству, сборке автотехники иавтокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группу компаний«КАМАЗ» входит 110 предприятий, включая ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО«Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь). В двух последних компании принадлежит no 51% акций. [17, с. 1]
Первыйавтомобиль сошел с конвейера в феврале 1976 года. Сейчас ОАО «КАМАЗ» занимаетзаметное место в мировой автомобильной промышленности, входит в первую десяткупроизводителей тяжелых грузовиков и занимает 8-е место в мире по объемамвыпуска дизельных двигателей. Так за 29 лет выпущено болев 1,7 млн. грузовыхавтомобилей большой грузоподъемности и свыше 2,3 млн. двигателей. ОАО «КАМАЗ»выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы,тракторы, двигатели, силовые агрегаты, различный инструмент.
Достойнопреодолев все трудности перестроечного периода российской экономики, ОАО«КАМАЗ» уверенно двигается в будущее. За минувшие 3 года прирост объемовпроизводства и продаж ежегодно составляет 20%. Компании является несомненнымлидером продаж в России. Каждый четвертый грузовик «КАМАЗ», сошедший сконвейера 208 млн. рублей. Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке составляет 37,3%.Выручка ОАО «КАМАЗ» по итогам 2003 года составила 1 млрд. долларов США, поитогам 2004 года — свыше 1 млрд. Евро.
ДостиженияОАО «КАМАЗ» определяются не только высоким качеством и техническим уровнем продукции,но и эффективной стратегией работы на рынке. География продаж автомобилей«КАМАЗ» стремительно расширяется. Они успешно работают более чем в 60-тистранах мира. Кроме того, ОАО «КАМАЗ» сотрудничает с более чем 130предприятиями-производителями спецтехники в России.
ОАО«КАМАЗ» гарантирует техническое обслуживание нашей техники в любом регионеРоссии и зарубежья через фирменную сервисную сеть, в которую входит более 350организаций. Система технического обслуживания построена на принципах единогостиля, создании и организации работы типовых станций технического обслуживания,максимальной приближении услуг к потребителю, и направлена на исключениепростоев в эксплуатации.
Производственныемощности предприятия в год:
·         Грузовыеавтомобили — 65 тыс. шт.
·         Силовыеагрегаты — 75 тыс. шт.
·          Автобусы —1000 шт.
ОАО «КАМАЗ»сотрудничает с более чем 130 предприятиями-производителями спецтехники вРоссии.
ОАО«КАМАЗ» имеет сборочные производства в 6 зарубежных странах: Польша, Казахстан,Азербайджан, Украина, Эфиопия и Вьетнам. [17, с. 1]
С 1976г. «КАМАЗ» реализовал на экспорт более 130 тысяч грузовиков в 97 стран мира. Шестикратныйпобедитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации». Через ФГУП«Рособоронэкспорт» было поставлено боле двух тысяч военных автомобилей в такие страныкак Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Эфиопия, Эквадор.
Намеждународной выставке вооружений и военной техники в ОАЭ «IDEX-2003» ОАО «КАМАЗ» получил один изсамых престижных трофеев смотра приз «За самую совершенную технику,представленную на демонстрационных выступлениях».
В 2004году ОАО «КАМАЗ» вышло на новые рынки; Венгрии; Словакия, Сербия, Катар. Иран, Ливан,Индия, Бахрейн, Пакистан и Бангладеш.
Качествопродукции ОАО «КАМАЗ» обеспечивается системой качества, отвечающей требованияммеждународного стандарта ИСО 9001-2000. Система качества сертифицированаорганон по сертификации систем управления «Русский регистр».
ОАО«КАМАЗ» входит в десятку крупнейших мировых производителей грузовыхавтомобилей. Занимает 8-е место в мире по объему производства дизельныхдвигателей для грузовиков. ОАО «КАМАЗ» является лидером российского рынкагрузовых автомобилей. Каждый второй грузовой автомобиль полной массой 14-40тонн, собранный на территории СНГ это КАМАЗ (50,5%).
Всегов России и странах СНГ находится 186 субъектовдилерской сети ОАО «КАМАЗ», из них: в России — 101; странах СНГ — 52; кроме того, в странахдальнего зарубежье с «КАМАЗом» работают 34 дилера.
ВРоссии ОАО «КАМАЗ» принадлежит 121 автоцентр. Крупнейшими потребителямипродукции ОАО «КАМАЗ» в России являются Министерство Обороны России, РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ»,«СУЭК», «ТНК».
Работас ООН. Первые поставки грузовиков ОАО «КАМАЗ» по линии ООН были осуществлены в 1993 году: 30 автомобилей для Югославии, где они показали себя более надежными, чем известные западные грузовики. Через ООН КАМАЗы поставлялисьтакже в Израиль, Иорданию, Ливан, на Кипр. Самая крупнаяпоставка (около 4 тысяч автомобилей) былаосуществлена с 1999 по 2003 гг. в Ирак в рамках программы ООН «Нефть в обмен напродовольствие». [17, с. 2]
Начинаяс 2002 года более, 500 автомобилей КАМАЗ было поставлено в Афганистан через различныеорганизации ООН: «Врачи без границ», «Международная организация по миграции», «Международнаяпродовольственная программа», UNDP, UNOPS, IAPSO.
В декабре2002 года ОАО «КАМАЗ» стало официальным поставщиков ООН (peг. № 20081). ОАО «КАМАЗ» сегодня —это:
ØПростые вобслуживании, надежные, качественные грузовые автомобили с низкимиэксплуатационными расходами по оптимальным ценам;
ØУдовлетворениелюбых запросов потребителей;
ØШирокая географияпродаж — техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях врайонах Крайнего Севера и в тропиках, в зонах пустынь и высокогорья;
ØРазвитаясервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 500тысяч км пробега автомобили;
ØЛизинг отпроизводителя.
По даннымроссийского журнала «Эксперт», в 2004 году Департамент лизинга ОАО «КАМАЗ» вышелна 8-е место в России по объему заключенных
договоров на 15-е — по интегральному показателю, т. е. по объему полученныхсредств, переместившись за год с 52-й позиции, и занял 3-е место среди компанийпредлагающих в лизинг грузовые автомобили (уступив первенство лишь «Vоlvo» и «Scania»).
Всего сначаладеятельности реализовано 3841 единиц автотехники на общую сумму 4,3 млрд. рублей.Всего в 2004 году было реализовано в лизинг 2061 единиц автотехники — рост в сравнениис 2003 годом в 2,65 раза.
Бизнес-планперевыполнен на 6,7 %. На счета компании от внедрения лизинговой программы поступило 2 млрд. 200млн. рублей. Более 200 миллионов рублей составила для «КАМАЗа» чистая прибыль отлизинга как финансового инструмента. В 2004 году темпы роста объемов реализации по департаменту лизинга составили 250% по отношению к 2003 году. [17, с.2]
Всеэто позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ на уровнепоследних достижений мирового автомобилестроения.
Шестойгод пилоты команды «КАМАЗ-мастер» демонстрируют ярчайший пример технического испортивного мастерства. Экипажи челнинских автогонщиков являются неоднократнымипобедителями международных ралли и супермарафонов, таких как «Дакар-Каир»,«Париж-Москва-Пекин», «Париж-Дакар».
2.3.Пищевая и перерабатывающая отрасль
Непосредственно в чертегорода находятся семь предприятий: это ОАО «Набережночелнинский мясокомбинат»,«СОТ» (молкомбинат), «Челны-хлеб» (хлебопечение, кондитерские изделия),«Набережночелнинский элеватор» (хранение зерна, выпуск круп), «Булгарпиво»(пиво, безалкоголь­ные напитки, минеральная вода), «Холод» (переработка рыбы,мороженое). Кроме того, здесь же расположены еще семь предприятий переработки иагропромышленного комплекса, административно относящихся к Тукаевскому районуТатарстана: птицефабрика «Челны-Бройлер», ОАО Набережночелнинский комбинатхлебопродуктов» (мукомольное и комбикормовое производство), «Горпищекомбинат»(кондитерские изделия, майонез), а также совхозы «Весенний» (выращивание овощейи грибов в закрытом грунте) и «Ворошиловский» (выращивание и хранение овощей,особенно картофеля), «Камский» (выращивание зерна и картофеля).
В черте города и натерритории прилегающего к нему Тукаевского района имеется 90 садоводческихтовариществ. Их площадь превышает 4700 га, а количество садовых участков – 84 тысячи. [3, с. 70]
За 2003 год предприятияпищевой промышленности города уже произвели продукции в объеме почти 4миллиарда рублей.
Пищевая промышленностьполностью обеспечивает население города в основных продуктах питания.Значительная их часть поставляется за пределы города, прежде всего в пределахрегиона и даже значительно дальше:
Это свидетельствует отом, что пищевая промышленность города была рассчитана на переработкузначительного объема сельхозпродукции региона для того, чтобы частьпереработанного сырья в упакованном виде и с лучшими гастрономическимикачествами поставить в другие города и на село, а также в соседние республики иобласти.
Чаще всего сельскохозяйственноесырье должно перерабатываться как можно скорее и перевозиться не далее, чем на50-60 км. Но при этом необходимо соответствие количества сырья на окружающейтерритории и мощности установленного оборудования. Избыток сырья ведет кпотерям, недостаток — к простою дорогостоящей техники. Важная задача — созданиесовременных перерабатывающих цехов непосредственно на селе. Вот не­сколькопримеров создания таких сельских предприятий пищевой промышленности:
Все три совхозаагропромышленного комплекса «КамАЗа» — «Новотроицкий»,«Челнинский» и «КАМАЗ» — сейчас преобразованы в общества сограниченной ответственно­стью, а сам комплекс стал закрытым акционернымобществом «КАМАЗагропром». [3, с. 71]
В хозяйствах«КАМАЗагропрома» содержится 2600 голов крупного рогатого скота, вт.ч. 1000 дойных коров в совхозе «Новотроицкий», свыше 1 тысячисвиней в хозяйствах «КАМАЗ» и «Челнинский».
На территории совхоза«Новотроицкий» освоили выпуск цельного сгущенного молока с сахаром,которое поставляется на предприятия Набережных Челнов для производствакондитерских изделий.
Натуральный кумысизготавливается в этом же совхозе. Ежедневно отсюда в торговую сетьпоставлялось около 1000 бутылок этого лечебного тонизирующего напитка. На территориисовхоза «КАМАЗ» близится к завершению строительство мини-завода попереработке мяса. Есть много и других примеров подобного рода.
На окраинах городаНабережные Челны на 30 га были сооружены теплицы совхоза «Весенний». Проектнаямощность составляла 8,2 тысячи тонн овощей и 1,3 млн. штук цветов. Мощности этидалеко превзойдены, и совхоз полностью удовлетворяет город и соседние районы вогурцах, в т.ч. ранних, томатах, перцах, зеленой продукции. Спрос имеютшампиньоны и грибы-вешанки, выращиваемые в грибной теплице совхоза. В«Весеннем» продолжается постоянная работа по внедрению новых технологий,освоению новых культур. Совхоз на 16 гектарах теплиц внедряет капельноеорошение по израильской и голландской технологии.
В теплицах совхоза«Весенний» выращивают морскую водоросль, которая служит для полученияуникального белковитаминного препарата «Спирулина». Препарат благотворновлияет на организм на клеточном уровне, повышает гормональный тонус, укрепляетиммунную и сердечнососудистую системы и т.д.
Комбинат»Челны-хлеб" имеет проектную мощность по производству хлеба — 120 т.в сутки, булочных изделий – 10 тонн и кондитерских изделий — 5 тонн в сутки.Ежесуточно комбинат выпускает свыше 30 наименований продукции, в т.ч. хлебобулочныхизделий более 15 видов, кондитерских — более 10 видов и т.д.
ЗАО «Челны-хлеб»— одноиз крупнейших в республике: оно производит более ста наименований хлебобулочныхи 250 — кондитерских изделий. «Челны-хлеб» — это производственный комплекс,обеспечивающий высокое качество сырья, продукции, услуг. В его состав входятагрофирма «Туган як», главная цель которой — получение высококачественногозерна для производства, мельнично-элеваторный блок, фирменная торговая сеть,транспортный цех. Челнинцы первыми из региональных покупателей оцениваютвкусовые качества продукции, как постоянно выпускаемой, так и новинок, хотягеография сбыта давно перешагнула границы города. За год предприятие реализуетизделий на 1 млрд. рублей. Это заслуга и самого коллектива, и тех предпринимателей,которые сотрудничают с нами. Ежегодно разработки наших специалистов получаютпризнание на конкурсе «Сто лучших товаров России». В этом году предприятиеполучило сер­тификат соответствия системы менеджмента качества требованияммеждуна­родных стандартов ИСО 9001:2000. [3, с. 72]
Молочный комбинат вНабережных Челнах пущен в эксплуатацию в ноябре 1973 г./> Мощность его была рассчитана на переработку по выпускуцельномолочной продукции 188 тонн и по производству масла 12 тонн в смену.Основными видами деятельности ОАО «СОТ» является производство цельномолочнойпродукции, сыров и масла животного, конфет на молочной основе, казеина.Фруктовых напитков. Всего ассортимент комбината более 70 наименований.
Сырье для переработкипоступает из 8 пригородных районов. Стерилизованное молоко вырабатывается ифасуется на автоматической линии, которая закуплена в Швеции. Значительнаячасть продукции ОАО «СОТ» разливается по прогрессивной технологии в пакетытетра-рекс, пюр-пак, тетра-брик.
Сладкую молочную продукциюв замороженном виде в Набережных Челнах производит знаменитый ОАО «Челны-холод».Но у него есть и другие направления деятельности: рыбная продукция(свежемороженая, холодного копчения, соленая, пряная, в мелкой фасовке) какместных (речных, озерных и рудовых) пород, так и океаническо-морская рыба; сырысычужные внарезку); масло крестьянское фасованное в пачки по 100, 200 г.; мороженое весовое (сливочное и пломбир) хладокомбинат фасует в 60-граммовые порции сфольговым покрытием на автомате фирмы «Хейер» Италия.
Мощностьхладокомбината: по производству мороженного — 18 т в сутки (4300 т в год); копченойрыбы — 1,5 т в сутки. Емкость холодильных камер — 10300 т.
АО «Булгар-пиво» имеетмощности на производство 3 млн. декалитров пива в год, безалкогольных напитков- 1,7 млн. д/л и минеральной воды — 1 млн. д/л в год.
Восемь лучших сортовпива выпускается здесь: популярные и традиционные «Ячменный колос»,«Экспресс», «Бэллур»; солидное «Исетское»,холодное «Челнинское». Местными пивоварами разработан новый сорт пива- «Булгарское».
АО «Булгар-пиво»выпускает безалкогольные напитки более 40 наименований. Из них 32 вида напитковизготавливается на основе натуральных концентратов всемирно известных фирмГермании, Англии, Греции, Австрии, Нидерландов, США. Напитки приятны на вкус,хорошо утоляют жажду, одержат необходимые организму витамины С, В, Р. Хороши итрадиционные отечественные напитки — «Лимонад», «Буратино».Освоен выпуск тонизирующих напитков серии «Виват» в 1,5 литровых пластмассовыхбутылках. [3, с. 72]
На предприятииразливается минеральная вода «Файдалы Су» — «живая вода» изизвестного минерального источника с. Ижевки. Служит для лечения заболеванийжелудочно-кишечного тракта, обмена веществ, печени и желчевыводящих путей,рекомендуется в послеоперационный период.
Набережночелнинскиймясокомбинат имеет проектную мощность 50 тысяч тонн в год. Сырье сюда поступаетиз 10 пригородных районов. На комбинате работает 970 человек.
Мясокомбинатизготовляет около 30 видов колбасных изделий; (в т.ч. такие фирменные колбасыкак «Алабуга», «Татарстан», «Куклык», «Фермерская» и др.), 12 видов конскихколбас (среди них «Сабантуйская», «Ялкын», «Нафис казылык», «Кондэге»),копчености 12 видов (в т.ч. пастрома), полуфабрикаты 25 видов (в т.ч. свиныеокорока, фар­ши, пельмени, котлеты домашние и московские и т.д.).
Эффективны объединенияпредприятий пищевой промышленности с крупными сельскохозяйственнымипредприятиями. Например, совхоз-свинокомплекс «Сосновоборский» Тукаевскогорайона (один из крупнейших в Российской Федерации) объединился с АО«Набережночелнинский мясокомбинат». Комплекс внедряет голландскуюсистему содержания и выращивания свиней; местное свинопоголовье существеннопополнено голландской породой (толщина_жирового слоя у голландских хрюшекменьше одного сантиметра, тогда как у местных свиней 5 см. (такое мясо легче усваивается человеческим организмом!). Комплекс полностью удовлетворяетпотребности мясокомбината в свинине.
Набережночелнипская птицефабрикав основном выпускает яйцо и яичный порошок, мясо куриное. Здесь выпускаюткуриный фарш и куриную колбасу, а также макаронные изделия. После реконструкциифабрика будет выпускать около 20 тысяч тонн мяса птицы в год. Сбор яйцасоставит около 100 миллионов штук в год.
Гораздо шире былассортимент, выпускаемый на птицефабрике «Челны-бойлер» (бывшая «Тукаевская»),Помимо разделанного мяса кур (грудка с косточкой, спинка куриная, голенькуриная, шейки куриные, печень и сердце и т.д.), здесь выпускали куриный фарш,окорочка, кур копченых, рулет из мяса кур, куриную колбасу и т.д. В 2003 г. фабрика вдвое увеличила производство мяса птицы, причем значительная часть ее выпускается вфасованном виде. [3, с. 75]

Глава 3.ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ЗА І ПОЛУГОДИЕ 2005ГОДА
 
3.1.Основные показатели
В системе индикативногоуправления экономикой в качестве основного используется интеграционныйпоказатель «Качество жизни» (доходы населения, инфраструктурная обеспеченность,обеспеченность жильем, продолжительность жизни, состояние системы здравоохраненияи др.). [19, с. 6]
В городе НабережныеЧелны последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция роста уровня жизнинаселения. Начиная с 2003 года индикатор «уровень жизни населения» превысилчерту бедности и составил в 2004 г. 1,13 против 1,09 в 2003 г. По оценке 2005 года данный показатель планируется на уровне 1,15. основные социальные показателивынесены в таблицу 1.

Таблица 1
Социальные индикаторыПоказатели Единица измерения На 1.07.04 г . На 1.07.05 г. К уровню прошлого года %
Численность населения
Численность работающих
на крупных и средних
предприятиях и организациях города, подлежащих статистическому наблюдению
Среднемесячная заработная
плата одного работающего
— номинальная
— реальная
Задолженность
по заработной плате
Численность состоящих
на учете по безработице
Уровень безработицы
от экономически активного
населения
Количество получателей
пенсий
Средний размер пенсий
чел.
чел.
руб.
руб.
млн. руб
чел.
%
чел.
руб.
513860
141929
5670,4
1,0
4706
1,49
91659
1773,57
510901
139387
6962,7
6156,2
4,3
7386
2,36
94725
2197, 86
99,4
98,2
122,8
108,6
430,0
156,9
158,4
103,3
123.9
Основной показательулучшения жизни на­селения — это рост его благосостояния.         В 2005 годупродолжился рост доходов на­селения и в номинальном, и в реальном исчис­лении.За шесть месяцев 2005 года средне­месячная заработная плата работающего накрупных и средних предприятиях города соста­вила 6962,7 руб., что на 22,8 %больше уровня соответствующего периода прошлого года, реальная заработная платавыросла на 8,6 % и составила 6156,2 руб. В таблице 2 приведены сведения осреднемесячной заработной плате на одного работающего.

Таблица 2
Сведения осреднемесячной заработной плате на одного работающегоОтрасли Январь-июнь 2005 г. ФОТ с начала года (тыс.руб)
Среднемес.
зар/плата (руб)
Всего по городу
Обрабатывающее производство
Производство электроэнергии,
газа, пара и горячей воды
Строительство
Торговля
Транспорт
Деятельность гостиниц и ресторанов
Связь
Финансовое посредничество
и страхование
Операции с недвижимым имуществом
Государственное управление
Образование
Здравоохранение и предоставление
социальных услуг
Деятельность по организации отдыха и
развлечений, культуры и спорта
Прочие
5823081
2732087
266990,3
251489,0
409484,0
308582,9
56591,8
79623,4
134752,3
168437,2
173620,0
564274,8
332224,2
46549,4
298374,4
16962,7
47613,4
12095,2
6930,4
8313,7
7013,6
4730,2
7951,2
12840,9
6238,4
8174,2
4788,0
4257,3
4879,4
7513,1
         Другой важныйсоциальный показатель — уровень безработицы. Показатели занятости населенияотображены в таблице 3. [19, с. 6]
В начале 2005 годарезко вырос уровень зарегистрированной безработицы, что связа­но с увеличениемобращаемости в Центр за­нятости населения длительное время нерабо­тающихграждан в связи с получением субси­дий ЖКХ. За 2 квартал текущего года ситуациянесколько стабилизировалась и количество безработных сократилось на 13,0 %.Числен­ность безработных, зарегистрированных на 1 июля текущего года, составила7386 человек, что на 57,0 % больше, чем за соответствующий период 2004 года.
Таблица 3
Занятость населенияПоказатели Единица измерения По итогам К уровню прошлого года % На 1.07.04 г . На 1.07.05 г.
Численность состоящих
по безработице наконец отчетного периода:
из них:
 женщины
 мужчины
из общего числа безработных:
 16-29 лет
 предпенсионного возраста
 другие
Численность, получающих
по безработице на конец отчетного периода
Сумма выданных пособий
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
тыс. руб.
4706
3464
1242
1572
764
2371
3846
30645,5
7386
5409
1977
2617
1158
3611
5403
17134,7
156,9
56,1
159,2
166,5
151,6
152,3
140,5
55,9
На 1.07.2005 г. в Центрзанятости населения предприятиями, организациями и учреждениями города былозаявлено 6105 вакансий на трудоустройство безработных, что в 1,5 раза больше,чем за аналогичный период прошлого года. За полгода Центром занятости былотрудоустроено на 14 % незанятого населения больше, чем за аналогичный период2004 года. Однако значимая часть вакансий остаются невостребованными из-занесбалансированности спроса и предложения на рынке труда. [19, с. 6]
В I полугодии 2005 годапродолжилось развитие социальной инфраструктуры.         Общая площадь жилья,введенного в январе-июне на территории города предприятиями и организациямивсех форм собственнос­ти, а также за счет собственных средств населения,составила 31,0 тыс. кв. м. (из них индивидуального — 14,0 тыс. кв. м).
В 2004 году был принятЗакон РТ «О мерах по государственной поддержке развития жилищногостроительства в Республике Татарстан», предусматривающий комплекс мергосударственной поддержки жилищного строительства, включая развитие системысоциальной ипотеки. Программа социальной ипотеки позволяет снизить стоимостьипотечного жилья почти на 30 % и сделать приобретение жилья более доступным длямалоимущих слоев населения, в первую очередь, работникам бюджетной сферы,молодежи и молодым семьям.
Пять банков города(Сбербанк России Набережночелнинское отделение №8219, ЗАО ГКБ «Автоградбанк»,ООО «Камкомбанк», ОАО «Ак Барс» банк, ОАО «Внешторгбанк») пред­лагаютсобственные ипотечные программы. Кредиты выдаются на срок от 10 до 27 лет спроцентной ставкой от 15 до 18 % годовых. С начала года в городе выдано поданной программе 807 кредитов на сумму 266,5 млн. руб.
По сравнению ссоответствующим периодом прошлого года количество выданных кредитов выросло в 2раза, а сумма кредитования — в 3 раза.
Если говорить обобязательствах банковских структур города, то они составили по состоянию на1.07.05 г. 8,8 млрд. руб., что на 27,0 % выше уровня 2004г. Сумма вкладовнаселения составила 5,9 млрд. руб., рост к уровню 1 полугодия 2004 г. на 28,0 %. [21, с. 6]
Торгующимиорганизациями, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках городаза I полугодие продано товаров на сумму 11,1 млрд. руб., что на 13,1 % больше,чем в соответствующем периоде прошлого года (в РТ — на 20,7 %). В расчете на 1жителя реализовано товаров на 21,8 тыс. рублей, (в РТ — 20,0 тыс. руб.). Вгороде продолжает развиваться сеть как крупных супермаркетов, так исоциально-ориентированных магазинов, в ассортименте которых имеются товарынижней и средней ценовых категорий. Общие показатели потребительского рынкаотображены в таблице 4.

Таблица 4
Потребительский рынокНаименование Январь-июнь 2005 г. В % к уровню прошлого года Единица измерения Факт % выполнения плана
Оборот розничной торговли-всего:
(в действующих ценах)
— в сопоставимых ценах
— индекс потребительских
цен на товары
в том числе:
общественного питания
Реализовано:
продовольственные товары
непродовольственные товары
алкогольные напитки и пиво
Товарооборот
на душу населения
млн. руб.
%
млн. руб.
млн. руб.
-II-
-II-
руб.
11132,0
667,0
5144,0
4486,0
1502,0
21789,9
101,4
-
101,2
101,6
101,3
100,2
101,4
124,5
113,1
110,0
132,4
111,4
136,2
108,1
124,5
В структуре оборотарозничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 59,7 %,непродовольственных товаров — 40,3 %.
Стоимость необходимогосоциального набора по городу за июнь составила 1453,61 рублей, по отношению кначалу года повысилась на 17,8 % (РТ-21,4%).
Объем реализацииплатных услуг, оказанных населению города за январь-июнь 2005 года, составил3,2 млрд. рублей, что на 4,2 % больше, чем за соответствующий период прошлогогода. На душу населения оказано платных услуг на сумму 6,3 тыс. руб. Основныепоказатели объема реализации платных услуг населению вынесены в таблицу 5.

Таблица 5
Объем реализацииплатных услуг населениюНаименование Январь-июнь 2005 г. В % к уровню прошлого года Единица измерения Факт % выполнения плана
Объем платных услуг — всего
(в действующих ценах)
 - в сопоставимых ценах
 - индекс потребительских цен
на платные услуги
Платные услуги на душу населения
млн. руб.
%
руб.
3211,0
-
6284,9
105,3
-
105,3
135,9
104,2
130,4
135,9
Наибольшую долю вобъеме платных услуг занимают услуги жилищно-коммунального хозяйства (25,6 %),транспорта (23,1 %), связи (11,0 %) и бытовые услуги (18,0 %).
Индекс потребительскихцен за январь-июнь 2005 года к соответствующему периоду 2004 года составил113,1 %, в том числе на товары — 110,0 %, на платные услуги — 130,4 %. [21, с.6]
По итогам I полугодия2005 года крупными и средними предприятиями промышленности отгружено товаровсобственного производства на сумму 36,4 млрд. рублей, что составляет 125,9 % куровню соответствующего периода прошлого года. Индекс промышленногопроизводства составил 100,8 % (РТ -103,6 %). Основные показатели отгрузкитоваров собственного производства вынесены в таблицу 6.

Таблица 6
Отгрузки товаровсобственного производства за январь-июнь 2005 годНаименование Отгружено товаров в действующих ценах Индекс промышленного производства (в %) Январь-июнь 2005 г. % к уровню прошлого года
Объем промышленной продукции
Производство транспортных средств
и оборудования
Производство готовых металлических изделий
Производство электрических машин
и электрооборудования
Производство прочих неметаллических и минеральных продуктов
Целлюлозно-бумажное производство
Производство пищевых продуктов,
включая напитки
Прочие предприятия
36448,1
23233,9
4739,3
250,2
326,2
1315,1
1782,8
963,4
125,9
120,6
122,7
157,3
169,5
115,6
128,1
115,7
100,8
97,5
105,8
142,5
145,3
106,6
118,5
83,9
В разрезе видовэкономической деятельности обеспечен рост индекса промышленного производства:
– готовых металлическихизделий — на 5,8 %;
– целлюлозно-бумажногопроизводства — на 6,6 %;
– пищевых продуктов,включая напитки, — на 18,5%;
– прочихнеметаллических и минеральных продуктов — на 45,3 %;
– электрических машин иэлектрооборудования — на 42,5 %.
Допущено снижениеиндекса промышленного производства транспортных средств и оборудования — на 2,5%. По итогам 6 месяцев 2005 года ОАО «КАМАЗ» отгружено товаров собственногопроизводства на сумму 26,0 млрд. рублей, что составило 123,7 % ксоответствующему периоду прошлого года. Индекс промышленного производства — 99,4 %. Производство основных видов продукции промышленности в городе Наб. Челныв таблице 7. 
Таблица 7
Производство основныхвидов продукции промышленностиНаименование Единица измерения Январь-июнь 2004 г. Январь-июнь 2005 г. Факт % к уровню прошлого года
Электроэнергия, всего
Теплоэнергия, всего
Автомобили грузовые
Автомобили легковые
Кирпич строительный, всего
Бумага туалетная
Ящики из гофрокартона
Масло животное
Сыр жирный
Цельномолочная продукция
Нежирная продукция
Хлебобулочные изделия
Кондитерские изделия
Мороженое
Рыбная продукция
Полуфабрикаты мясные
Майонез
Безалкогольные напитки
Пиво
Минеральная вода
млн. квт.ч.
тыс. Гкал.
шт.
шт.
млн.усл. шт.
млн.рулонов
млн. кв. м.
т
т
тыс. т
тыс. т
тыс. т
тыс. т
т
т
тыс. т
тыс. т
тыс. дкл.
тыс. дкл.
тыс. дкл.
3039,0
3511,0
13619
19784
25,5
131,6
100,5
453,0
209,0
21,0
4,0
17,5
1,8
5675,6
324,1
9,5
5,6
413,8
2251,0
335,3
3303,0
3724,0
13500
17046
36,7
 140,3
108,1
588,0
272,0
14,7
3,5
16,2
2,0
6827,8
381,2
15,9
8,8
415,0
1918,0
248,0
108,7
106,1
99,1
86,2
143,9
106,6
107,6
129,8
130,1
70,0
87,5
92,6
111,1
120,3
117,6
167,4
157,1
100,3
85,2
74,0
Выпущено 13,5 тысячгрузовых автомобилей (что практически на уровне соответству­ющего периодапрошлого года). Показатели, утвержденные бизнес-планом, а именно достижениеиндекса промышленного производства на 2005 год на уровне 105,8 % ОАО «КАМАЗ»планирует выполнить. [21, с. 6]
Завод микролитражныхавтомобилей выпустил 17,0 тысяч легковых автомобилей (спад на 13,8 % к уровнюсоответствующего периода прошлого года).
ОАО «Северсталь-Авто»приняло решение о приобретении ОАО «ЗМА».
Основнымипреимуществами ОАО «ЗМА» являются современная структура автосборочногопроизводства, включающая 3 ключевые функции (сварку, окраску и сборкуавтомобилей), а также наличие нового окрасочного комплекса немецкой фирмы«DURR» и свободных площадей, подготовленных к оборудованию под новые проекты.Инвестиции ОАО «Северсталь-Авто» в приобретение предприятия составят около $50млн. и будут профинансированы за счет средств, привлеченных в ходе размещенияакций ОАО «Северсталь-Авто». Инвестиции в ЗМА позволят создать универсальные производственныемощности в объеме 80 тыс. а/м в год при двухсменной работе как для выпускавнедорожника «SsangYong REXTON», так и для постановки на производство новыхмоделей компании «SsangYong Company».
Строительными организациямигорода за I полугодие 2005 года выполнено подрядных работ на 1705,5 млн.рублей, что на 65,6 % больше соответствующего периода 2004 года в действующихценах, или на 40,1 % в сопоставимых ценах.

Таблица 8
Транспорт и связьНаименование Январь-июнь 2005 г. В % к уровню прошлого года Единица измерения Факт % выполнения плана
Транспорт
Объем услуг по городу
транспортными предприятиями
(без Куйбышевской ж/д)
в сопоставимых ценах
Перевезено пассажиров*
Перевезено грузов
в том числе — автотранспортом
 -ж/д транспортом** Связь
Установлено телефонов
Объем услуг в сопоставимых ценах
млн. руб.
млн. руб.
млн. чел.
тыс. т
тыс. т
тыс. т
шт.
млн. руб.
%
678,9
58,3
6993,1
5431,1
1562,0
3510
339,3
94,3
101,4
94,9
93,2
101,4
139,1
120,3
114,6
102,9
75,0
92,4
91,7
95,2
220,7
115,2
112,1
* — по данным ОАО «ПАТП», ОАО «ПАК», ООО «Электротранспорт»
** — по данным ООО «ПЖДТ-Сервис», ООО «Железнодорожник»
По транспортныморганизациям города за I полугодие 2005 года объем доходов по всем видамперевозок составил 679 млн. рублей (рост 2,7 % в сопоставимых ценах к уровнюпрошлого года).
За I полугодиеперевезено грузов 7,0 млн. тонн (спад на 7,6 % к уровню соответствующегопериода 2004 года), в том числе: грузовыми автомобилями — 5,4 млн. тонн (спадна 8,3 %), железнодорожным транспортом — 1,5 млн. тонн (спад на 4,8 %).
Пассажирские перевозкив городе осуществляют ОАО «ПАТП», ОАО «ПАК», ООО «Электротранспорт» и частныеперевозчики. Доля частных перевозчиков за I полугодие 2005 г. составила 29,2 % (в 2004 году — 24,0 %). (См. таблицу 8)
Крупными и среднимитранспортными предприятиями перевезено 58,3 млн. человек, что на 25 % нижесоответствующего периода 2004 года. Расчет, с учетом перевозок частнымипредпринимателями, было перевезено 82,3 млн. пассажиров, что на 9,4 % ниже, чемв I полугодии прошлого года. На снижение объемов пассажироперевозок оказалвлияние фактор монетизации льгот.
По итогам I полугодия2005 года предприятиями связи было оказано услуг на сумму 339,3 млн. рублей(рост 12,1 % в сопоставимых ценах к уровню прошлого года).
Предприятия отраслиработают стабильно, с опережающими темпами роста.
Обеспеченностьтелефонами на 100 человек составляет 32,2 %. На сегодняшний день проблемыустановки телефонов нет.
Сальдированныйфинансовый результат деятельности крупных и средних предприятий города посостоянию на 1.06.05 г. сформиро­вался положительно: получена прибыль в сумме231,4 млн. руб. [21, с. 6]
Доля прибыльныхпредприятий составила 65,9 % от общего числа отслеживаемых государственнойстатистикой. Общая сумма прибыли составила 637,6 млн. руб. Наибольшая прибыльполучена на предприятиях промышленности.
В городе наблюдаетсяустойчивая тенденция стабильного роста инвестиций в основной капитал.
2.2.Рост предприятий и их значение в развитии города
Такие предприятия какОАО «КАМАЗ», ОАО «Камгэсэнергострой», ЗАО «КБК», Набережночелнинская ТЭЦ,«Набережночелнинский мясокомбинат», ОАО «СОТ», «Челны-хлеб»,«Набережночелнинский элеватор», «Булгарпиво», «Холод» и др. – крупнейшиеналогоплательщики. В течение года в бюджеты различного уровня они перечисляютоколо 600 миллионов рублей.
ЗАО«Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» развивался исключительно насобственные средства, комбинат вырос в уникальное автоматизированноепроизводство, экологически безопасный производственный комплекс. Этопредприятие внес вклад и в экономику города, и в обновление облика Челнов.Возводя жилой массив не на окраине, а в гуще существовавшего частного сектораКрасные Челны, так, более 800 семей, проживавших в старых домах, получилиблагоустроенные квартиры, а город — один из красивых жилых микрорайонов.
За первое полугодиеобъем производственной продукции составил 1 млрд. 302,7 млн. рублей, выпущено108,07 млн. квадратных метров гофротары, 140,1 млн. рулончиков туалетнойбумаги. За последние пять лет увеличили объемы товарной продукции в 2,2 раза.Самое главное — этот рост идет по нарастающей с момента открытия предприятия.Средняя зарплата увеличилась в 4,4 раза. Выработка на одного рабочего составила1 млн. 400 тысяч рублей. На своем балансе содержат жилой фонд, социальную сферу— от детского дома культуры до профилактория и базы отдыха, выплачиваемдополнительную пенсию всем нашим ушедшим на заслуженный отдых пенсионерам.Каждое лето трудоустраиваются 100 подростков с выплатой зарплаты. [14, с. 32]
В центре особоговнимания — модернизация и расширение производства. За пять лет инвестиции впроизводство увеличились в 3,9 раза, причем исключительно за счет своихсредств. В перспективе заключены ряд контрактов на поставку из Франции новогоимпортного оборудования.

Глава 4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
В 2003 году власти принялирешение разработать стратегию социально-экономического развития города, ведь досих пор специалисты не знали, по какому направлению двигаться Челнам. Программабудет работать до 2010 года. Она утверждена в 2005 году и ее реализациясостоится не раньше, чем в 2006 году. Пока же комиссия, которая работает надстратегическим планом — важнейшим для города документом — анализирует собраннуюинформацию.
SWOT-анализ, к которомукомиссия по разработке стратегии при­ступила в первую очередь, позволил выявитьслабые и сильные стороны города. В качестве плюса следует рассматривать наличиев Челнах предприятия федерального значения — ОАО «КАМАЗ». Однако специа­листыутверждают, что на территории Челнов необходимо развить еще как минимум двакрупных производственных комплекса. Дело в том, что финансовая привязанностьгорода к одному предприятию плохо сказывается на его экономической обстановке. Отвнезапной нестабильности на КАМАЗе плохо становится всему городу. Благо, вЧелнах вовремя приступили к развитию малого и среднего бизнеса, налоги которогосейчас составляют немалую часть в городском бюджете. Это еще одна сильнаясторона, обозначенная в SWOT-анализе. Над развитием предпринимательстваспециалисты будут работать и дальше: рост малого и среднего бизнеса позволитдополнительно увеличить доходную часть местного бюджета. А что касаетсяпоявления в Челнах крупных предприятий — вопрос времени, для этого нужносоздать инвестиционную привлекательность.
В качествеположительных факторов города отмечены также доступность водного, воздушного ижелезнодорожного транспорта. Кстати, в свое время это сыграло определенную рольпри выборе площадки для строительства КАМАЗа. Мощный строительный потенциал,наличие высококвалифицированных кадров в области машиностроения истроительства, свободная и недорогая рабочая сила — все это тоже сильныестороны. [11, с. 10]
Слабых сторон у городаничуть не меньше. Во-первых, у нас крайне низкий уровень обеспеченности жильем:Челны в республике на последнем 57-м месте. До 2010 года в городе планируютввести до полутора миллиона квадратных метров, жилья — это будет обозначено встратегии. Здесь высокий уровень безработицы среди молодежи и женщин: 30% и 76%соответственно. Сегодня на учете в Центре труда и занятости в целом числитсяболее восьми тысяч челнинцев. Кстати, в 1991-ом году в Челнах не было ни одногобезработного. Массовое старение инфраструктуры – еще один минус города:большинство челнинских объектов — как жилые помещения, так и социальные, — быливведены в эксплуатацию почти единовременно. Как минус следует рассматривать иотсутствие генерального плана застройки города, отвечающего современнымтребованиям.
Анализ показал, что с1991 года почти в два раза увеличился индекс социального неблагополучия: с9,24%, до 19%. Критическим состоянием считается индекс, равный 25%. Во-первых,в Челнах высокая миграция: за 13 лет из города уехало более восьми тысяччеловек. В основной массе населения снизилась и покупательная способность — всреднем на 28%.
У рядовых челнинцев нагородскую жизнь свои взгляды. Опрос среди населения показал, что горожанеобеспокоены экологической обстановкой, низким уровнем культуры общения, онибоятся за собственную безопасность. Жители удовлетворены количеством объектовторговли, образования, здравоохранения, финансово-кредитных учреждений, средствмассовой информации. Не хватает челнинцам социальных и спортивных учреждений, атакже объектов культуры и искусства. Они хотят видеть город уютным для всехслоев населения. В целом же городская инфраструктура оценивается населением каксреднеразвитая. [11, с. 10]
По проведенным опросамвыяснилось, что молодым не хватает интеллектуальных клубов, специализированныхспортивных центров, молодежных кафе с доступными ценами, современной библиотекии детских площадок. В их понимании город должен быть зеленым, с большимискверами, где много места для отдыха. Но самое главное для подростков — обликЧелнов, который должен быть уникальным и неповторимым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Набережные Челны — молодойи развивающийся город. В городе задействовано более 2000 предприятий промышленностии строительства. Среди них такие крупные, как АО «Татэлектромаш», «КБК» — единственный производитель бумаги и гофротар в Татарстане, из обработкивторичного сырья, Набережночелнинская ТЭЦ, АО «Камгэсэнергострой» и др.предприятия строительной индустрии.
Набережные Челныкрупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, известный на Камеречной порт. Благодаря связи с другими российскими городами наблюдаетсяэкономическое развитие города. Из железнодорожной станции Набережные Челныпоезда следуют прямым сообщением в Москву, Уфу, Казань, Ульяновск, Ижевск,Бугульму и др. города.
Основные отрасли городскогохозяйства — машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия,перерабатывающая промышленность.
Наиболее крупноемашинострительное предприятие – ОАО «КамАЗ», которое специализируется навыпуске грузовых и легковых автомобилей, дизельных двигателей, цистерн длянефтепродуктов, автобусов, самосвальных устройств и кузовов, запасных частей кавтомобилям.
Набережные Челны одиниз крупнейших центров пищевой и перерабатывающей промышленности. В промышленнойзоне города находятся «Набережночелнинский мясокомбинат», «СОТ» (молкомбинат), «Челны-Хлеб»,«Холод» (переработка рыбы, мороженое), птицефабрики, совхоз «Весенний».Продукция этих и других предприятий находит спрос не только в нашем городе, наи за ее пределы.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Гарифуллин Д. Слово о родеМайоровых (Эпизоды из истории малой родины) – Наб.Челны: ГУП«Набережночелнинская типография», 2003.
2.   Гайфутдинов А.М., Трушков С.М.,Миронов А.В., Гильманов Д.Ш. Материалы IV Региональной научно-практическойконференции на тему: «Река Кама: ее роль в природе Волжско-уральского региона ив истории его освоения» — Сборник 2. – Наб.Челны: Документ центр «Форт-Диалог»,2005.
3.   Дубровский А. Региональнаяэкономика – Наб. Челны, 2003.
4.   Ермаков В.В., Корепанов К.И.,Арсланов Л.Ш., Удалов Н.В., Сафин М.Г. Материалы IV Региональнойнаучно-практической конференции на тему: «Река Кама: ее роль в природеВолжско-уральского региона и в истории его освоения» — Сборник 1. – Наб.Челны:Документ центр «Форт-Диалог», 2005.
5.   Кузнецов Б.Л., Камалов И.Х.,Нургалеев Г.М., Дырин С.П. Материалы IV Региональной научно-практическойконференции на тему: «Река Кама: ее роль в природе Волжско-уральского региона ив истории его освоения» — Сборник 3. – Наб.Челны: Документ центр «Форт-Диалог»,2005.
6.   Мухаметзянова Л.Р. Все о НабережныхЧелнах и немного больше – Наб.Челны: Типография ООО «Глагол», 2005.
7.   Тайсин А.С. География Республики Татарстан:Учебное пособие. – Казань: Магариф, — 2000. – 223 с.
8.   Хафизов Р.К. Древние Чаллы – ЧаллыЯр сегодня. – Наб.Челны: ГУП «Набережночелнинская типография», 2001.
9.   Аверченков А. Грозит ли челнамзапутаться в чужих сетях?: О перспективах челнинской экономики //Доброхот –2005. — №5, май. – С.4.
10.                             Гилязов В.И.Набережные Челны – 75 лет: Любопытные исторические факты из жизни города//Вечерние Челны – 2005. — №3, август. – С. 10.
11.                             Гурьянов С.М.Город сквозь призму: Экономическое состояние города, сильные и слабые стороны//Авто СИТИ – 2004. – 14 апреля. – С.10.
12.                             Гурьянов С.М.Челны: Экономический портрет: Экономика города //Авто СИТИ – 2004. – 4 августа.– С. 4.
13.                             Гурьянов С.М.До Европы далеко: Об инвестировании городской экономики //Вести КАМАЗа – 2005.– 14 июля. – С. 7.
14.                             Закиров Н.Р.Набережные челны – любимый город //Лидер Татарстана. – 2003. — №24, май. – С.3-38.
15.                             Круглов Н. Каксделать Челны городом европейского формата: О проблемах развития нашего города//Вечерние Челны – 2004. – 10 марта. – С. 13.
16.                             Хафизов Т.Д. Этонаша с тобой биография: История строительства КАМАЗа и города //Челнинскиеизвестия. – 2005. — №10, август. – С.2-3.
17.                             Музей трудовойславы КАМАЗа. Из истории города Набережные Челны (Методическое пособие в помощьэкскурсоводу).
18.                             На стыкетысячелетий: Энциклопедия социально-деловой элиты. — Т.1,2. Татарское отделениесоюза российских писателей – Наб.Челны, 2002. – С.46-115.
19.                             Квитко Е. Итогиэкономического развития г.Наб.Челны за январь- июнь 2005 года //Доброхот –2005. –№13, август. – С.6.
20.                             Кузнецова В.Л.Синергетика в экономике и управлении: Юбилейный сборник. – Наб.Челны: КамПИ,2002. – 245 с.
21.                             Куренщикова Л.Об итогах социально-экономического развития города Набережные Челны за Iполугодие 2005 года (выдержки из доклада зам. главы администрации городаР.М.Нурутдинова) //Доброхот – 2005. –№8, август. – С.6.
22.                             Кузнецов Б.Челнинская утопия: О челнинском технополисе перспективе развития //Восточныйэкспресс – 2005. – 3 марта. – С. 3.
23.                             Нурутдинов Р.Н.Мы хотим сделать город с хорошей репутацией: Беседа с зам. главой администрацииНабережных Челнов по экономике //Лидер Татарстана – 2004. — №8. – С. 40-41.
24.                             Сироткин С.Каким будет город завтра?: О стратегии развития города размышляет депутат горсоветанародных депутатов по 22-му избирательному округу //Челнинские известия – 2005.- №12, март. – С.3.
25.                             Султанова Р.К.Кто снабжает город? О предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности//Челнинские известия – 2005. –8 октября. – С. 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :