Реферат по предмету "Экономика"


Сущность и задачи производственной логистики

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Институтменеджмента, маркетинга и финансов
Факультетделового администрирования
Контрольнаяработа
Подисциплине: Логистика
Выполнила:_____________________
Проверила:______________________
Дата___________________
Оценка_________________
Подпись_________________
Воронеж 2006

1. Сущность и задачи производственнойлогистики. Формы движения материальных потоков
Логистика производства —регулирование производственного процесса в пространстве и во времени, а именнопланирование материальных потоков и управление ими, организациявнутрипроизводственной транспортировки, буферизации (складирования) иподдержание запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производствапроизводственных процессов на стадиях заготовки, обработки и сборки готовойпродукции.
Материальный поток (МП) впроизводственной системе — движение материальных ресурсов в пространстве и вовремени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такогодвижения, его рациональной организацией занимается производственная логистика.
Производственнаялогистика (ПЛ), являясь одной из функциональных подсистем интегрированнойлогистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов иуправления им непосредственно между стадиями производственного процесса,включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смыслезанимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки иуправлением ей, буферизацией (складированием) и поддержанием запасов (заделов)сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессовстадий заготовки, обработки и сборки готовой продукции (ГП), т. е. в целомпредставляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и вовремени.
Цель производственнойлогистики заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичногодвижения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основногопроизводства в соответствии с планами производства и реализации ГП или заказамипотребителей.
Для обеспечения основнойцели ПЛ необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движенияматериального потока и оперативного управления им не только в основномпроизводстве, но и во вспомогательном и обслуживающем производствах. Квспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи нарабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного иобслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, газа, воды, пара,смазывающих материалов и т. д. Обслуживающие процессы связаны в основном странспортными и складскими операциями.
Взаимосвязанными являютсятакже вопросы организации рабочей силы (основных производственных ивспомогательных рабочих) и управления ее движением, поскольку основная дилеммаоптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса междуобеспечением непрерывности загрузки работников и рабочих мест и обеспечениемнепрерывности движения предметов труда в производстве.
Производственнаялогистика занимается оперативным планированием и управлением МП в производствеинтегрировано и в сочетании с процессами снабжения и сбыта. Современное пониманиелогистики не только как методологии управления материальными и сопутствующимипотоками, но и как концепции системной рационализации управления потоковымипроцессами в промышленной организации предполагает постепенное развитие иформирование интегрированных систем управления, построенных на принципахсинхронизации, оптимизации и интеграции всех процессов, происходящих в организации.
Современныеинтегрированные системы управления позволяют полностью автоматизироватьуправление на промышленных предприятиях, в том числе интегрировать в этот процесспроектирование новой продукции и управление ее жизненным циклом, управлениегибкими производственными системами и роботизированными комплексами, материальнымпотоком в снабжении, производстве и сбыте, связями с поставщиками ипотребителями в логистических системах более высокого порядка и т. д. Основныевопросы информационной интеграции логистики рассмотрены I разд. 3.4 «Информационнаялогистика».
Работа подобныхинтегрированных систем (концепций MRP II, ERP и т. д.) возможна только в рамкахинформационной среды, поддерживаемой мощными и производительными ЭВМ.
Сущность примененияпроизводственной логистики в интегрированном управлении предприятиемзаключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативногопротекания производственно-i о процесса в пространстве производственной системыи во времени.
Современная тенденциярынка к индивидуализации выпускаемой продукции выдвигает на первый план вопросыорганизации и управления мелкосерийным и единичным типами производств.Соответственно при писании основных методов производственного планированияакцент сделан на удовлетворении современных потребностей науки и практики организациипроизводства, т. е. рассмотрении базовых методов планирования основном не поточногомелкосерийного и единичного производств.
Процесс адаптации крыночным отношениям требует выполнения следующих условий:
• достижения высокойстепени интеграции внутри предприятия и между ее поставщиками и потребителями;
• повышения гибкости и адаптивностипроизводства к конъюнктуре рынка;
• сокращения длительностипроизводственного цикла;
• резервированияпроизводственных мощностей и отхода от максимизации ее загрузки;
• сокращения всех видовзапасов;
• универсализацииоборудования;
• устранения брака;
• изготовления продукциина заказ и т. д.
Поэтому наиболееактуальными для производственного управления становятся рассмотренные в даннойтеме концепции MPR — ERP и в особенности ЛТ.
Производственная системапромышленной организации состоит из активно существующих комплексовматериальных объектов, коллектива людей, производственных, научно-технических иинформационных процессов, имеющих целью выпуск конечной продукции и обеспечениеэффективного протекания производственного процесса.
Под производственнымпроцессом понимается определенным образом упорядоченный в пространстве и вовремени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных наизготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве икачестве, в заданные сроки. Производственный процесс по своей структуренеоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных подпроцессов, в ходекоторых создаются отдельные детали, узлы, а их соединение путем сборкипозволяет получить необходимое изделие.
Обычно всепроизводственные процессы подразделяются по функциональному признаку наосновные, вспомогательные и обслуживающие.
К основным относятпроцессы обработки, штамповки, резки, сборки, окраски, сушки, монтажа, т. е.все операции, в результате которых изменяются форма и размеры предметов труда,их внутренние свойства, состояние поверхности и т. п.
Вспомогательные процессыпредназначены обеспечивать нормальное протекание основных. Эти процессынепосредственно не связаны с предметом труда, к ним относят: изготовлениеинструмента и технологической оснастки, ремонт, производство электроэнергии длянужд предприятия и т. п.
Обслуживающие процессывключают контроль качества продукции, хода производственного процесса,транспортные и складские операции.
Развитие исовершенствование всех видов процессов должно происходить согласованно.
Производственный процесссостоит также из простых и сложных подпроцессов, в зависимости от характераопераций над предметом труда. Простой производственный процесс представляетсобой последовательную взаимосвязь производственных операций, в результатекоторых получается готовое или частичное изделие. Под сложным понимаетсяпроцесс изготовления готового продукта посредством соединения несколькихчастичных изделий.
В зависимости от объемаработ, необходимых для достижения конечного результата процесса, выделяютполные и частичные производственные процессы. Полный процесс включает веськомплекс работ, необходимых для получения конечного результата процесса.Частичный процесс представляет собой незаконченную часть полного процесса. Вцелях специализации отдельные частичные процессы образуют рабочие комплексы,строение которых характеризуется с точки зрения их элементного, функциональногои организационного состава.
Элементный состав рабочихкомплексов включает интегрированное и целенаправленное взаимодействие предметовтруда, средств труда и рабочей силы, т. е. целенаправленное движение предметовтруда по стадиям производственного процесса, на каждом из которых предметытруда подвергаются воздействию со стороны средств труда и рабочей силы.
Функциональный составхарактеризуется функциональной специализацией рабочих комплексов на основные,вспомогательные и обслуживающие.
Организационный составпредусматривает деление рабочих комплексов по иерархическому уровню организационныхэлементов: компания, завод, цех, участок, рабочее место.
Процесс движенияпредметов труда образует материальный поток, в состав которого входят:комплектующие (сырье), приобретаемые предприятием для переработки иизготовления деталей; детали, проходящие последовательную обработку на разныхстадиях производственного процесса; сборочные единицы (узлы), состоящие изнескольких деталей; комплекты, состоящие из узлов и деталей; изделия —законченный сборочный комплект или готовая продукция.
Производственным циклом Тцназывают период пребывания предметов труда в производственном процессе с началаизготовления до выпуска готового продукта в пределах одной организации, поэтомуон включает циклы выполнения технологических Тт, контрольных Тк, транспортныхТтр, и складских Тс операций (время выполнения операций), естественные процессыТе и время перерывов Тпер.
Технологический цикл Ттобразует время выполнения совокупности технологических операций впроизводственном цикле. А операционный цикл Т включает время выполнения однойоперации, в течение которого изготавливается одна партия одинаковых или несколькоразличных деталей, это время выполнения технологической операции и подготовительно-заключительныхработ.
Длительностьпроизводственного цикла Тц зависит от метода планирования, организации иуправления производственным процессом во времени и в пространстве. Производственныйцикл характеризуется не только временем.
Под временем выполненияопераций понимается время, в течение которого осуществляется прямое или косвенноевоздействие работника на предмет труда. В него включается время на переналадкуоборудования, технические операции, транспортные, складские иконтрольно-обслуживающие операции.
Время перерывов включаетв себя:
• перерывы партионности,возникающие при обработке деталей партиями из-за их пролеживания в ожиданииобработки всей партии перед ее транспортировкой на следующую операцию;
• перерывы ожидания —следствие неравенства продолжительности операций на смежных рабочих местах;появляются в результате несогласованности времени окончания одной и началадругой операций, выполняемых на одном рабочем месте, по причине чего детали илипартии деталей пролеживают в ожидании освобождения рабочего места;
• перерывы комплектованияпоявляются вследствие того, что детали, образующие одно изделие или комплект,имеют различную продолжительность обработки и поступают на сборку в разноевремя.
Безотносительно котраслевой принадлежности любая организация стремится повысить эффективностьпроизводственного процесса за счет сокращения длительности производственногоцикла путем сокращения:
1) длительности основныхи вспомогательных технологических операций;
2) длительностиестественных процессов;
3) перерывов.
Третий способ наиболеедоступен и эффективен, так как не требует больших затрат, чего нельзя сказать опервых двух.
2. Виды движенияматериальных ресурсов в производстве
Изготовление деталей впроцессе производства, как правило, осуществляется не штучно, а различнымипартиями, что позволяет сократить вспомогательное и подготовительное время.Если детали запускаются в производство поштучно, одна за другой, то всетехнологические операции по каждой детали могут быть выполнены исключительнопоследовательно При запуске в производство деталей партиями появляетсявозможность варьирования.
Поэтому обработку деталейможно осуществлять тремя способами или видами движения MP: последовательным,параллельным и параллельно-последовательным.
При последовательном видедвижения каждая последующая операция начинается только после окончанияизготовления всей партии предметов труда на предыдущей операции.
При таком виде движенияполучается наибольшая длительность производственного цикла и соответственноснижаются все производные технико-экономические показатели: использованиепроизводственной мощности, объем незавершенного производства, величинасвязывания оборотных средств, себестоимость продукции и др.
Чтобы сократитьдлительность цикла и достичь непрерывности производственного процесса,применяют параллельно-последовательный способ. Его сущность заключается вразделении всей обрабатываемой партии на транспортные (передаточные) партии р.Подбор транспортных партий позволяет обиться непрерывности выполнения операцийнад партиями деталей, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудованияи рабочих. При организации параллельно-последовательного движения возможно дваварианта сочетания операций: а) последующая операция продолжительнеепредыдущей; б) последующая операция менее продолжительна, чем предыдущая. Можетбыть и равенство операций.
Еще больше сократитьтехнологический цикл можно, используя параллельный вид движения предметов трудапо операциям, суть которого заключается в том, что транспортные партии илиотдельные детали передаются на следующие операции сразу после их обработки наданной операции, что исключает пролеживание деталей. Однако по причине разнойпродолжительности отдельных операций на соответствующих рабочих местахобразовываются простои оборудования и рабочих. Возникает проблема заполненияперерывов другими работами, что не всегда возможно, поскольку другая работа,как правило, требует переналадки оборудования.
Единственным вариантом,когда в процессе идет непрерывно на всех рабочих местах, является тот, прикотором продолжительности всех технологических операций либо равны, либо кратныдруг другу. Кратность продолжительностей операций позволяет уравнять их путемувеличения на соответствующих операциях числа рабочих мест. Поэтому параллельныйспособ обычно применяется в крупносерийном и массовом производствах поточноготипа. Последовательный вид движения используют в единичном и мелкосерийномпроизводстве при технологическом принципе создания цехов и участков, апараллельно-последовательный — в серийном и массовом производстве, а также вединичном и мелкосерийном в условиях гибких автоматизированных производств.
3. Информационныесистемы в логистики
Основополагающим отличиемлогических информационных систем от других видов информационных; тем являетсяуровень интеграции информационного пространства.
Систематизация понятий вданной области исследования позволила им выделить три сложившихся подхода копределению ЛИС:
Логические информационныесистемы — целостный комплекс программно-технических средств регламентов ихфункционирования для создания интегрированного информационного пространства иобеспечения эффективной деятельности еретической цепи.
Существуют сложившиесяметодологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируютв зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов.
Вторым не менее важнымвопросом построения ЛИС является ее функциональность (функциональнаяструктура).
Отдельные функции(функциональные подсистемы) входят и тот и в другой потоки данных (например,управление запасами).
Стратегический(координационный) поток и включает следующие ключевые функции ЛИС:
1) стратегический план(стратегические цели);
2) план загрузкимощностей (ограничения по мощности);
3) логистический план(потребности логистики);
4) производственный план(производственные потребности);
5) план снабжения (потребностиснабжения).
Стратегические цели.Обычно стратегические цели устанавливают на долгосрочную перспективу — 1—5 летс последующим уточнение годам и кварталам. В основе любой стратегии лежатмаркетинговая и политика и ожидаемые финансовые результаты. Объектамистратегического планирования ЛИС являются:
• клиентская база ицелевые рынки компании;
• номенклатура продуктови услуг (в том числе новых);
• финансовыестратегические цели (валовой доход, объем производства и продаж, себестоимостьпродуктов и услуг, уровень доступных трудовых и капитальных ресурсов).
План загрузки мощностей (ограниченияпо мощности). Ограничения по мощности есть результат нехватки как внутренних,так и виси
производственных,складских и транспортных ресурсов. Знание этих ограничений, сопряженных сконкретным уровнем хозяйственной активности, который установлен стратегическимицелями, позволяет заранее предвидеть «узкие места» и эффективно управлятьналичными ресурсами для удовлетворения рыночного спроса Ограничения по мощностидиктуют, где, когда и сколько производить, хранить и транспортироватьприменительно к каждому продукту.
Проблему нехваткимощностей можно разрешить за счет приобретения необходимых ресурсов,резервирования мощностей или отсрочки производства и поставки продукции.Недостающие мощности можно приобрести не только путем покупки, но и посредствомаутсорсинга. Нехватка мощностей придает стратегическим планам временныепараметры, отражающие текущую ограниченность производственных, финансовых илюдских ресурсов. Эти ограничения оказывают серьезное влияние на планылогистики, производства и снабжения.
Логистический план(потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собойнеобходимые производственные мощности, запасы, транспортные и трудовые ресурсы.
Планы логистическихпотребностей должны составлять единое целое как с установленными ограничениямипо мощности (предыдущий этап планирования/координации), так и с планамипроизводственных потребностей (следующий этап). Только такая интеграцияобеспечивает оптимальные результаты деятельности в целом. Недостаточноесогласование логистических и производственных планов обычно заканчиваетсянепредвиденным затовариванием производства.
Производственный план(производственные потребности). Производственные потребности определяют графикииспользования производственных ресурсов и диктуются необходимостьюповседневного преодоления «узких мест» в системе управления материальнымипотоками. «Узкие места» возникают из-за нехватки сырья или ограниченности производственныхмощностей. Производственные потребности находят воплощение в основномкалендарном плане производства и в плане производственных потребностей.Основной календарный план намечает объем производства на день или неделю играфик загрузки оборудования. На основе календарного плана производства планпроизводственных потребностей устанавливает график закупок и завоза сырья иматериалов, необходимых для выполнения производственных графиков. Важнопонимать, что хотя мы и рассматриваем потребности логистики и производства пораздельности, в реальной практике они должны быть согласованы ивзаимообусловлены.
План снабжения(потребности снабжения). Потребности снабжения складываются под воздействиемограничений по мощности, потребностей логистики и производства и представляютсобой долгосрочные планы пополнения запасов, поставок и грузополучении. Наоснове этих планов проводят переговоры и заключают контракты о графикахпоставки сырья и материалов.
Оперативный потокпредполагает информационную поддержку следующих функций:
• управление заказами;
• обработка заказов;
• распределение;
• транспортировка игрузопереработка;
• снабжение.
Рассмотрим подробнеекаждую функцию.
Управление заказамивключает в себя прием заказов от потребителей и предоставление последниминформации о текущем состоянии заказа.
Основные процедуры даннойфункциональной подсистемы:
• получение заказов вэлектронной и в бумажной форме;
• проверкаплатежеспособности заказчика;
• проверка наличиязапасов для выполнения заказа;
• подтверждение приемазаказа;
• модификация заказа;
• определение ценызаказа;
• информированиезаказчика о состоянии заказа;
• детализация цен иценовых скидок;
• процедуры в связи свозвратом товара;
• сервис потребителей.
Обработка заказов.Обработка заказов заключается в распределении наличных запасов между открытымизаказами на поставки и пополнением запасов. Выделение запасов можетосуществляться в режиме реального времени, т. е. по мере поступления заказов,или в пакетном режиме. Пакетный режим означает, что заказы накапливают за рабочуюсмену или за день и периодически обрабатывают. Работа в режиме реальноговремени позволяет быстрее реагировать на поступающие заказы, но когда уровеньзапасов невысок, пакетный режим открывает больше возможностей для контроля надситуацией. Например, при работе в пакетном режиме можно отгружать наличныезапасы со склада, а можно прямо с производства. Последний вариант повышает«отзывчивость» ЛИС к запросам потребителей, но в то же время делает менеегибким процесс пересмотра, производственных графиков.
Основные процедурыфункции обработки заказов:
• подтверждение приемазаказа к исполнению и уведомление об отправке;
• выделение запасов подзаказ;
• оформление документовна комплектование грузовых отправок.
Распределение. Даннаяфункция представлена теми процедурами логистики, которые ведают работойраспределительных центров, включая прием продукции на хранение, перегрузку,складирование и комплектование грузов для отправки. Операции распределения врамках распределительных центров могут осуществляться в режиме реальноговремени или в пакетном режиме. При работе в пакетном режиме ЛИС составляетспециальные инструкции для каждого оператора подъемно-транспортногооборудования, занимающегося на складе грузопереработкой. Такие инструкциибуквально по минутам расписывают, что следует сделать работнику за час или засмену. При работе в режиме реального времени используются интерактивные информационныетехнологии (штриховое кодирование, радиотелефонная связь, автоматизированнаясистема грузопереработки и т. п.), позволяющие свести к минимуму временнойразрыв между принятием и исполнением решения. Подобные технологии придаютоперациям больше гибкости и сокращают продолжительность цикла исполнениязаказа.
Типичные процедурыфункции распределения:
• размещение запасов поскладским мощностям и контроль за их движением;
• составление графиковработ;
• контроль за отгрузками;
• комплектование заказовдля пополнения складов;
• получение и отправкагрузов;
• хранение.
Транспортировка игрузопереработка. Это планирование и обеспечение транспортировки грузов исопутствующих операций, в том числе: планирование и составление графиковотгрузки, консолидация грузов в крупную партию для совместной транспортировки,нотификация и маркировка грузов, оформление транспортной документации иуправление грузоперевозками. Вся эта деятельность нацелена на производительноеиспользование транспортных ресурсов и эффективное управление ими.
Уникальная чертаинформационного обеспечения транспортировки и грузопереработки в путизаключается в том, что здесь зачастую участвуют три стороны — грузоотправитель,перевозчик и грузополучатель. Для эффективного управления процессомтранспортировки необходима определенная интеграция информации, без которойневозможен информационный обмен. Такой обмен требует стандартизацииперевозочных документов. В настоящее время координирующие усилия направлены наобеспечение единообразия транспортной и другой коммерческой документации, в томчисле заказов, накладных, счетов-фактур, уведомлений об отгрузке и т. п.
Типовые процедуры даннойфункции ЛИС:
• оформление документов иустановление тарифных ставок;
• оценка способностиорганизации должным образом доставить груз, оперативный контроль;
• регулярный пересмотртранспортных тарифов;
• составление графиков имаршрутизация перевозок;
• выставлениесчетов-фактур;
• оформление отчетнойдокументации и анализ решений. Снабжение. Данная функция ЛИС ведаетподготовкой, обновлением и
размещением заказов назакупку, а также контролем за качеством работы поставщиков.
В интегрированнойлогистике на информационную поддержку снабжения ложится задача контроля икоординации приема и отгрузки запасов, чтобы оптимизировать графикииспользования производственных, транспортных и людских ресурсов. Например,поскольку погрузочно-разгрузочные работы часто являются «узким местом»,информационная поддержка снабжения должна обеспечить использование одних и техже транспортных средств для доставки и отправки грузов. Для решения этой задачинужно объединение информационных потоков, относящихся к поступлению и отправкегрузов. Уровень интеграции логистики существенно повышается при налаживанииэлектронной связи с поставщиками.
Типовые процедуры даннойфункции ЛИС:
• определение потребностив материальных ресурсах;
• спецификацияпотребности;
• определение и анализвозможных источников снабжения;
• определение цены иусловий;
• подготовка и размещениезаказа на закупку;
• контроль выполнениязаказа и/или экспедирование;
• получение и проверкапоставок;
• оплата поставок.
В заключение данногораздела рассмотрим комплексную функцию, располагающуюся на стыкестратегического и оперативного потоков ЛИС, — размещение запасов и управлениезапасами.
Роль данной функциизаключается в планировании потребностей и управлении запасами готовой продукцииот этапа производства до этапа доставки потребителям. Принимаемые здесь решенияописываются формулой «где, когда и сколько». А именно: где хранить готовуюпродукцию? Когда пополнять запасы сырья и материалов? Сколько следует заказать?Исходной точкой этой деятельности является прогнозирование того, каким будетспрос потребителей каждого из распределительных центров. Результаты прогнозаслужат основой для планирования производства.
Поддержка решений,связанных с размещением запасов и управлением ими, может принимать самыеразнообразные формы — от простейших моделей реагирования на происходящиесобытия до сложных систем комплексного планирования. Во всех случаях цель одна — определить, когда и сколько заказывать. Простейшие модели всего лишь реагируютна текущий спрос и текущее состояние запасов, выражая такую реакцию впоказателях точки заказа и размера заказа. Сложные системы моделируют будущие потребностина основании прогнозов спроса и продолжительности производственного цикла, чтопозволяет предвидеть возможные в будущем проблемы на той стадии, когда их ещеможно предупредить.
Системы размещениязапасов и управления ими различаются также по степени трудозатрат. В некоторыхсистемах приходится вручную составлять или утверждать все заказы на пополнениезапасов. В таких системах отсутствует механизм выявления исключительных(экстренных) ситуаций, поэтому каждый заказ на закупку требует вниманияменеджеров. Более развитые системы обеспечивают автоматическое размещениезаказов и контроль за их прохождением и процессом пополнения запасов. Здесьменеджерам приходится вмешиваться только в «экстренных» случаях, которыесистема выявляет тоже автоматически.
Система размещениязапасов призвана обеспечить оценку эффективности управления запасами, для чегоосуществляется контроль за их уровнем, оборачиваемостью и производительностью.Основные процедуры данной комплексной функции перечислены ниже. Заметим, чтонесколько функций связаны с прогнозированием. Для управления запасами нужно вявной или неявной форме оценивать будущий спрос. Неявный, или «пассивный», прогнозпросто сводится к предположению, что в следующем месяце объем продаж будеттаким же, как в предыдущем. Явные прогнозы более научно обоснованы, ониопираются на информацию о деловом предприятии, его потребителях и действиях конкурентов.Общая предпосылка заключается в том, что прогноз, интегрирующий в себе болееразнообразную информацию, облегчает процесс размещения запасов и управления имии в конечном счете ведет к сокращению потребности в запасах.
Типовые процедуры функции«размещение запасов и управление запасами»:
• анализ прогнозов имоделирование;
• накопление и обновлениеданных о прогнозах;
• выбор параметровпрогноза;
• выбор техникипрогнозирования;
• выбор параметровуправления запасами;
• моделирование запасов;
• планированиепотребностей в запасах;
• интеграция данных остимулировании продаж;
• формирование,размещение и календарное планирование заказов на пополнение запасов;
• определение целевогоуровня обслуживания потребителей.
4. Характеристикасбытовой деятельности и каналов распределения на примере ОАО «Воронежскийхлебозавод №1»
ОАО «Воронежскийхлебозавод №1» является производителем кондитерских изделий: хлебобулочные(баранки, сушки), макаронные, пряники, печенье, вафли, вафельные конфеты иторты, вафельные конфеты, восточные сладости.
На предприятии имеетсяпроизводственные цеха (макаронный, прянично-бараночный, кондитерский,вафельный) и вспомогательные подразделения (управление, сбыт, снабжение,бухгалтерия, транспортный, АХО, строители).
Ассортиментный переченьвыпускаемой продукции составляет более 1150 наименований изделий.
На ОАО «Воронежскийхлебозавод №1» система обслуживания потребителей организована следующимобразом: выделен отдел сбыта в составе:
Начальник отдела(руководство отделом, работа с оптовыми клиентами, составление плана продаж) — 1 чел.
Диспетчер по работе смагазинами города (прием заявок от магазинов, составление рейса для развозкипродукции по городу, контроль дебиторской задолженности) – 1 чел.
Старший оператор поработе с клиентами (выписка накладных клиентам, работающим самовывозом, выписканакладных в рейс по городу, введение в компьютер прихода готовой продукции,составление отчетов) – 1 чел.
Оператор отдела сбыта(выписка накладных в рейс по городу) – 1 чел.
Менеджер региональныхпродаж (поиск клиентов в регионах и заключение договоров на поставку продукции,проведение презентаций продукции в регионах) – 1 чел.
Менеджеры по работе смагазинами города (контроль наличия продукции в торговой сети города,продвижение продукции в магазинах города, контроль дебиторской задолженности) –6 чел. (по одному на район).
Торговые представители вСеверо-западном регионе (Котлас, Няндома, Мирный) – 3 чел.
Кладовщики складовготовой продукции – 4 чел.
Грузчики-экспедиторыотдела сбыта (доставка продукции в магазины города, получение наличных денег запродукцию)– 3 чел.
Грузчики отдела сбыта – 8чел.
Итого численность отделасбыта – 26 чел.
Отдел сбыта входит всостав коммерческой службы предприятия, в которую входят так же:
Отдел маркетинга (начальникотдела, инженер аналитик, инженер по рекламе);
Транспортный отдел(начальник отдела, диспетчер, водители – 20 чел, слесари – 3 чел, автотранспорт– 30 ед.).
Рассмотрим каналыраспределения продукции ОАО «Воронежский хлебозавод №1».
Основная цель логистическойсистемы распределения на ОАО «Воронежский хлебозавод №1» – доставить товар внужное место и в нужное время.
Канал распределения – этосовокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя илипомогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу напути от производителя к потребителю.
Использование каналовраспределения приносит предприятию такие преимущества как:
экономия финансовыхсредств на распространение продукции;
возможность вложениясэкономленных средств в основное производство;
продажа продукции болееэффективным способом;
высокую эффективностьобеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
сокращение объема работпо распределению продукции.
При формировании каналараспределения товара на предприятии на первое место выдвигается решение оструктуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составечленов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределениянеобходимо определиться с типом используемых посредников.
Предприятия «ОАОВоронежский хлебозавод» сотрудничает с такими предприятиями, поставщиками ипосредниками как:
Дилеры – это оптовые,реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свойсчет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилерстановится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношениямежду производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий подоговору поставки. В последнее время дилеры становятся держателями привилегий,объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства ираспределения. В логистической цепи дилеры занимают положение наиболее близкоек конечным потребителям.
Различают два видадилеров.
Эксклюзивные дилерыявляются единственными представителями производителя в данном регионе инаделены исключительными правами по реализации его продукции.
Дилеры, сотрудничающие спроизводителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.
Дистрибьюторы – оптовые ирозничные посредники. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговатьсвоей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Подоговору им приобретается право продажи продукции. В логистической цепидистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами (рис. 1)

/>

Рис.1. Организация каналараспределения
Комиссионеры. Оптовые ирозничные посредники. Они не являются собственниками продаваемой продукции.Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукциидо ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукциизаключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер являетсяпосредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньгикоторого перечисляются на счет комиссионера. Комиссионер должен обеспечить сохранностьтовара.
Агенты – посредники,выступающие в качестве представителя или помощника другого основного поотношению к нему лицу (принципала). Как правило, агенты являются юридическимилицами. Агент заключает сделку от имени и за счет принципала. По объему полномочийагенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любыеюридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают толькосделки, указанные в доверенности. Вознаграждение они получают как по тарифам,так и по доверенности.
Брокеры – посредники призаключении сделок, сводящие контрагентов. Они не состоят в договорныхотношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основеотдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию.
После выбора типовпосредников в канале распределения необходимо определиться с количеством этихпосредников. В логистике разработаны три подхода к решению этой проблемы:
интенсивноераспределение,
эксклюзивноераспределение
селективноераспределение.
Для повышенияэффективности сбыта продукции «ОАО Воронежский хлебозавод» используетмногоканальную систему распределения продукции.
Каждый производитель наоснове маркетинговых исследований рынка сбыта своей продукции определяетструктуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориямипотребителей и друг с другом.
Формы доведения товара допотребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом иусловиями его производства, потребления и возможностями транспорта. Это позволяетсвести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранениетоваров.
Продавать производимуюпродукцию через собственную сбытовую сеть или пользоваться услугами посредников– проблема, которую решают с учетом многих факторов, относящихся как к товарам,так и к потребителям и посредникам.
Выбор сбытовых каналовпредставляет собой ответственную задачу, при решении которой необходимоучитывать и то обстоятельство, что при небольшом числе посредников легчеобеспечить тесные связи с ними и тем самым гарантировать себе серьезное влияниена их работу, добиться желательной подготовки сбытового персонала и т.д. Вместес тем, ориентация на излишнее число параллельно работающих на данном рынкепосредников ставит фирму-поставщика в сильную зависимость от них. Отказ одногоиз них выполнить заключенный контракт может нанести фирме серьезный коммерческийущерб.
При обслуживаниипотребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналыраспределения продукции различных уровней.
Прямые каналыраспределения (канал нулевого уровня):
Предприятие имеет двасобственных фирменных магазина (розничная торговля) – один при предприятии,второй в районе города.
Косвенные каналыраспределения (розничная торговля, одноуровневый канал):
Доставка продукции вмагазины (розничная торговля) города осуществляется кольцевым развозомавтотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки(по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формируеттри рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукцииосуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.
Частные предприниматели(розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
В Северо-западном регионе(Котлас, Няндома, Мирный) через торговых агентов, состоящих в штате отделасбыта (зависимые посредники), осуществляется доставка продукции в магазины (илидругие розничные торговые точки) автотранспортом предприятия. В обязанноститорговых агентов входит сбор заявок с клиентуры и контроль дебиторскойзадолженности, анализ регионального рынка сбыта.
Косвенные каналыраспределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):
Оптовые(крупно-мелкооптовые) предприятия (независимые посредники) города, области идругих областей приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
Доставка продукцииоптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям (независимым посредникам) города,области и других областей транспортом предприятия.
Предприятие осуществляетдоставку продукции своим транспортом в Архангельскую, Вологодскую, Костромскую,Владимирскую, Московскую, Ивановскую области и крупным оптовым базам.
При доставке продукциикрупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости отобъема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (впрактике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).
Объем продаж в магазиныгорода (кольцевой развоз) составляет 24% общего объема реализации, чтосвидетельствует о недостаточно эффективной работе менеджеров по работе смагазинами города. Емкость рынка города Воронеж по данному виду продукциисоставляет приблизительно 2,5 млн. руб./мес. При эффективной организации работыменеджеров по продажам объем реализации, возможно, увеличить на 52%. Однако дляувеличения объема продаж существуют реальные препятствия:
высокая цена продукции посравнению с конкурентами (высокая себестоимость);
сильная конкуренция нарынке;
несоответствие качествапродукции её цене;
слабая профессиональнаяподготовка менеджеров по работе с магазинами города.
74% объема продажпредприятия выполняют оптовые посредники (20% в городе, 54% в других регионах).В сложившейся ситуации на предприятии, целесообразно сделать акцент на развитиеименно этого канала распределения, т.к. данный вид канала связан с наименьшимииздержками для предприятия.
Для снижения затрат надоставку продукции предлагаю модифицировать канал сбыта, через привлечение ксотрудничеству крупных оптовых посредников осуществляющих доставку продукции ссобственных складов по торговым точкам города, таких как «Провизия» и«Заволжский фонд». В такой ситуации предприятие передает на обслуживаниеоптовикам часть торговых точек города.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.