1.Сущностьлизинга и его основные формы
1.1.Сущность лизинга
1.1.1.Определениелизинга
Лизинг является взаимным соглашением, в результатекоторого лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом,в обмен на платежи, оговоренные соглашением. То есть, лизингодатель сдает варенду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет емупользоваться им, и заключает договор с получателем лизинга об оплате стоимоститовара в течение более длительного времени, соответственно начисляя проценты запредоставленную услугу.
Многие предприятия в настоящий момент не имееют возможности осуществить модернизацию,так как это требует вложения значительных денежных средств. Много хорошихпроектов не реализовано только потому, что в распоряжении не имеется ликвидногозалога для получения займа. В таких и многих других случаях, лизинг или арендаявляется альтернативным источником финансирования.
Для заключения сделки лизинга нетнеобходимости иметь сразу большую сумму денег. Главным условием являетсяфинансовая стабильность клиента в будущем. С каждым годом услуги, предлагаемыеклиентам лизинговыми компаниями становятся все разнообразнее.
Таким образом, лизинг – это видинвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его наосновании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определеннуюплату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленныхдоговором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;
лизинговая сделка — совокупностьдоговоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем,лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.
Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое илиюридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средствприобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество ипредоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определеннуюплату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение ив пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю правасобственности на предмет лизинга;
лизингополучатель — физическоеили юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязанопринять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и наопределенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии сдоговором лизинга;
продавец (поставщик) — физическоеили юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи слизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое(закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик)обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю всоответствии с условиями договора купли-продажи.
Лизинг используетсяв качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и наоснове приобретённого права на его использование даёт возможность получатьприбыль.
Лизинг относитсяк наиболее распространённому виду деятельности, масштабы его ежегодновозрастают. Это объясняется, прежде всего, тем, что в условиях быстрогоразвития новых видов технологий, смены её поколений использование потенциальныхвозможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базупроизводства, систематически осуществлять инвестиции.
1.1.2. Функции лизинга
Из многочисленных функций лизинга основными являютсячетыре:
финансовая, производственная, снабженческая иналоговая.
Финансовая функция выражается восвобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимостинеобходимых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.
Производственная функция лизингазаключается в оперативном решении производственных задач путем временногоиспользования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Этоэффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа кновейшей технике, НТП. При полном лизинге передача имущества можетсопровождаться широким сервисом: техобслуживание, страхование, обеспечениесырьем, рабочей силой и т.д.
Функция сбыта — это расширениекруга потребителей и завоевание новых рынков сбыта. Вовлечение в сферу лизингатех, кто не может сразу купить то или другое имущество.
Функция получения налоговых иамортизационных льгот имеет следующие особенности:
а) взятое по лизингу имущество может не отражаться набалансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется зализингодателем;
б) лизинговые платежи относятся на себестоимостьпроизводимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемуюприбыль;
в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не набазе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижаетоблагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.
1.2.История развития лизинга
Идея лизинга ненова. Первые сделки похожие на лизинг в мире зарегистрированы около 4000 летназад, но они имели мало общего со сделками лизинга в современном понимании. Помнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались еще задолго доновой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотелькоснулся идеи лизинга в трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в правесобственности”, написанном около 350 г. до н.э. Сущность того, что сегодняназывается лизингом, Аристотелем сводится к виду деятельности когда дляполучения дохода совсем не обязательно иметь имущество в собственности,достаточно иметь право его использовать и извлекать прибыль. Принципиальныеположения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговойдеятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другимэкономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он можетполучить его для использования у лизингодателя (собственника), а в результатеэксплуатации имущества получить соответствующий доход. Английский автор Т.Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель:он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга- они нашли своё отражение в Иституциях Юстиана.
Позже, в Венецииуже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями:венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогиепо тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращалисьих владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономическийлексикон термина “лизинг” (от англ.1еasе - сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”,руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонныеаппараты, а сдавать в аренду. Конструкция лизинга(как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру изСША. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использованиивозникает немало трудностей.
Термин лизингпроизошёл от английского глагола «to lease», что означает «нанимать», «брать в аренду». Ванглийском юридическом языке словом «leasing» обозначается и традиционная сдача имущества в аренду,и собственно лизинг как разновидность аренды. Именно последнее значениеполучило более широкое распространение в мире.
В отдельныхнациональных законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениямлизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводитсяпонятие «договор найма-финансирования» и «сдача в аренду».
В начале CICв. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различныхвидов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую рольв этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольнойпромышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны дляперевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможностьтаких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты,требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоватьсяэтой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоныдля угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной цельюкоторых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора онивключали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончаниисрока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.
Первое известноеупотребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефоннаякомпания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, асдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисеклиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильноевоздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставленияспецифических по тому времени финансовых услуг, производители новой техникибыли также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет ихсобственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценилиаренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить своемонопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющаяинструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свойспециализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”,производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения,связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятиефедерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практикеи потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.
В США, как и вАнглии, лизинг начал развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцомамериканского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г.компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том, что эта форма таит всебе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшейамериканской лизинговой компании «United States Leasing Corp.».
Во время второй мировойвойны правительство США активно использовало так называемые контракты сфиксированной рентабельностью (cost — plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развитияарендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственнымподрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности поотношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаровили услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всейвероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.
Таким образом,промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки наоборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственногопроекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметьочень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственныеподрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок,ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизируетриск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины иинструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в ролиарендодателя.
В это же времястал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортнымисредствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширениясбыта своих автомобилей.
В СССР с понятием“лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 — 1945 годахпо lend- lease осуществлялись поставкиамериканской техники.
В конце 50-х годовлизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. «UnitedStates Leasing Corp.» учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращениелизинговых компаний в транснациональные компании.
Коммерческие банкиСША начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов.Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решениеСовета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждатьдочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
Однако, первое общество, длякоторого лизинговые операции стали основой его деятельности, было созданотолько в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизингкорпорейшн”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частностибанковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. зачетверть века увеличились более чем в сто раз.Столь стремительный ростопераций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерамипо лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикойлизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественнымипри техническом перевооружении производства.
В США лизинг превратился водин из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговыхкомпаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условийлизинговых договоров определили самые различные варианты приобретенияинвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднеелизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они сталиобеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, атакже финансирование сделок и связанных с ними рисков.
В Западной Европе первыефинансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. В начале 60-хгодов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу,где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ” появилась в 1962 году вДюссельдорфе (ФРГ). Однако их развитие сдерживалось несовершенствомзаконодательства. Лишь после того как вналоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статусализинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.
Бурный рост их количества и объёмов лизинговых операцийначался после правового закрепления статуса лизинговых договоров. Этот периодпришёлся на 80-е годы. С 1972 года здесь существует европейский рынок лизинга.
С начала 60-х годов лизинговыйбизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.
1982 год сталзнаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорацияМак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизингазавоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. ПредложеннаяДугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).
В условиях жёсткойконкуренции за внутренние и внешние рынки всё более важным становитсяулучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовыхусловий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз иможет удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с однойстороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры-с другой.
В настоящее время основнаячасть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике “США — ЗападнаяЕвропа — Япония”. В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественноспециализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируютсябанками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характернымявляется расширение лизинговой операции от финансирования услуг допредоставления “пакета услуг”, включающего комбинации купли-продажи, лизинга изаймов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
1.3. Законодательство зарубежных стран о лизинге
Положение с лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейскойфедерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope».Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международнуюорганизацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся наГерманию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, тонаибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины ипромышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование (13,9%),транспортные средства (13,8%).
Характернойособенностью англо-саксонской системы права (Англия и США) является тот факт,что в любой договор составной частью входят подразумеваемыеусловия-специфический институт англо-американского права, используемый судамидля восполнения воли сторон, если они не оговорили какой-либо вопрос вконтракте. Не является исключением и договор лизинга. В английском Законе опоставке товаров и услуг 1982 г. перечислены подразумеваемые условия, входящиесоставной частью в договор найма. В английском праве договоры лизинга иимущественного найма принадлежат к группе отношений, именуемых зависимымдержанием. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договоркупли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранитьразличие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга вАнглии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическаяпоскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычнойаренды.
К подразумеваемым условиямотносятся:
1. условие о том, что лицо, передающее имущество впользование, может передавать право пользования на срок зависимого держания;
2. условие о «спокойном» владении имуществом пользователемв течение всего срока договора;
3. условие о том, что имущество, являющееся предметомдоговора, отвечает требованиям по качеству;
4. условие о пригодности имущества для определённыхспециальных целей, если пользователь во время переговоров поставил о них визвестность другую сторону.
В США значительная частьамериканских лизинговых компаний была создана крупными производителямиоборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупнымикоммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом,на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, чтоамериканское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнятьопределённые виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков.Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такуюсферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицамболее выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять егов лизинг.
КНР. В 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельностьмеждународных совместных предприятий.
Основная часть сделок приходится нафинансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года.Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет имсвести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся разв квартал или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь можетвыкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляютсягарантиями банков.
Значительная часть фабрик и заводовКНР устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеетхорошие перспективы.
В Южной Корее после принятияЗакона о поддержке лизинга объём заключённых контрактов возрос в два раза.
Всего в Ю. Корее действует 14субъектов лизинга: 8 специализированных компаний и 6 торговых банков.
Законодательство в этой странерегламентирует условия создания лизинговой компании, её сферу деятельности,типы оборудования, которые можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатацииоборудования не более 5 лет, то срок договора лизинга должен быть не менее 70% срока эксплуатации оборудования. Если срок эксплуатации оборудованиясоставляет 5 лет и более, то срок лизинга должен быть не менее 60% от срокаэксплуатации оборудования. Право на покупку не является обязательным условием,но может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.
Одна из основных экономическихзадач правительства Южной Кореи состоит в поощрении деятельности мелких исредних предприятий. Поэтому, существует директива, обязывающаяспециализированные лизинговые компании не менее 35 % объёма лизинговых операцийвыделять мелким и средним предприятиям.
Германия. В Германии в настоящий момент существует множестволизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядокналогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министрафинансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии сустановленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядомналоговых льгот.
Две компании, которые можно отнестик разряду ведущих в области лизинга — это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа — лизингГмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первойв Германии лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее времяона имеет 6 дочерних компаний.
“Гефа — лизинг Гмбх” была основанагруппой “Гефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своимклиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.
Австрия. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 летв соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга.Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действияконтракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга втечение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.
Как и в Германии, в Австрии основойдля развития лизинга стал закон о найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговыхльгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу непревышал 40% — 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объектлизинга был самостоятельной единицей.
Одной из ведущих лизинговых фирмявляется “Райфайзен лизинг” с участием в ее капитале “Донау банка”.
Италия.Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50компаний.
Крупнейшая итальянская (компания)лизинговая группа “Локафит” отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройныемашины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты, суда и т. д.)
Одним изучредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместныефирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции сВенгрией и Югославией.
Таким образом, можносделать вывод, что лизинг является одной из распространенных формкредитования в мире
1.4.Современное состояние лизингового рынка
Сравнительно быстро лизинг превратился в один из основныхи удобных инструментов инвестиционной деятельности, хотя в таких ведущихкапиталистических странах, как США и Германия, даже не существует специальныхзаконов и подзаконных актов по регулированию лизинговых отношений.
В настоящее время 25-30% инвестиций в развитых странахприходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукциипроизводится как раз на оборудовании, взятом в аренду.
Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен восновных экономических центрах: — США, Западной Европе, Японии. Международныйрынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных.
К концу 90-х годов в США, например, удельный веслизинговых операций в общем объёме инвестиций превысил 35%. В Японии, в своюочередь, ежегодный прирост объёма лизинговых операций составляет 25%-40%.
Больше всего лизинговых инвестиций средизападноевропейских стран осуществляет Ирландия (46% от общего объёма) и Англия(35.8%), а среди стран Восточной Европы – Чехия.
В любом случае масштабы этих операций таковы, что,например, более 15% общего объёма инвестиций Европы финансируется лизинговымикомпаниями, входящими в Европейскую Федерацию “Евролизинг”. По данным этойорганизации, более 1200 лизинговых компаний, представленных в ней, в 2002 годуимели приобретённого оборудования и недвижимости на общую сумму 106,6 млрд. экю(для сравнения в 1996 году — 21,5млрд. экю, в 5 раз меньше). При этомсоотношение рынка движимости и рынка недвижимости составляло 85% и 15% соответственно.
На лизинговом рынке Европы ведущую роль выполняютВеликобритания, Германия, Франция, Италия. Объёмы лизинговых операций этихстран на рынке движимости Европы достигают 73%, а на рынке недвижимости — 80%.
Основными объектами рынка лизинга движимости являютсяавтомобили (37,2%); машины, оборудование, устройства (23,9%); средства дорожноготранспорта (15,4%); компьютеры и оргтехника (11,8%); самолёты, суда, грузовой иж/д транспорт (5,6%), прочие объекты (6,1%).
/>
Условные обозначения:
1-машины, промышл.оборудование;
2-компьютеры и оргтехника;
3-дорожно-транспортные средства;
4-автомобили;
5-корабли, самолёты, грузовой и ж/д транспорт;
6-прочие.
Основные потребители (лизингополучатели) движимости вЕвропе (по данным за 2002 год) принадлежат следующим секторам народногохозяйства: частному производственному – 47,6%; ремеслу, промышленности,строительной индустрии – 34,7%; частному потребителю-7,6%; предприятиямобщественного обслуживания-3,7%; сельскому хозяйству, лесоводству,рыбоводству-2,6%; прочим-3,8%.
Контракты на лизинг движимости восновном заключаются на срок до 5 лет – 74,5%; до 2-х лет- 11,0%, до 10-ти лет– 9,4% и свыше 10 лет – 5,1
Таким образом, Анализполувековой истории развития мирового лизингового рынка позволяет говорить очетырех основных вариантах организации лизинга:
лизинговые службы, созданные в структуре банков;
универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;
специализированные лизинговые компании, создаваемые крупнымипроизводителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;
лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимисяна поставке и обслуживании техники.
1.5 Формы и виды лизинга
Существуютразличные виды лизинга в зависимости от:
· количества участников сделки;
· типа имущества;
· сектора рынка;
· формы лизинговых платежей;
· объема обязанностей (объемаобслуживания);
· срока использования имущества и связанных с нимусловий амортизации.
Взависимости от количества участников (субъектов) сделки различают:
· двусторонние лизинговые сделки (или так называемыйпрямой лизинг), при которых поставщик имущества и лизингодатель выступают водном лице;
· многосторонние лизинговые сделки (или такназываемый косвенный лизинг), при которых имущество в лизинг сдает не поставщик,а финансовый посредник, в качестве которого выступает лизинговая компания.Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя, в которойучаствуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель.
По типу имущества различают:
· лизинг движимого имущества (рабочие машины иоборудование для различных отраслей промышленности, средства вычислительнойтехники и оргтехники, транспортные средства и т.д.);
· лизинг недвижимого имущества (производственныездания и сооружения). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупаетнедвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему для использования вкоммерческих и производственных целях. Так же как и в сделках с движимымимуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равныйамортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налогиво время действия контракта (2).
Различаютлизинг нового имущества (из первых рук) и лизинг бывшего в употребленииимущества (из вторых рук), т.е. предприниматель продает имущество,собственником которого он уже является и им уже пользуется.
Взависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:
· внутренний лизинг, при котором все участникисделки представляют одну страну;
· внешний (международный) лизинг, при которомлизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавецимущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве.
Взависимости от формы лизинговых платежей различают:
· лизинг с денежным платежом, при котором выплатыпроизводятся в денежной форме;
· лизинг с компенсационным платежом (или такназываемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучательрассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными наарендуемом имуществе, или путем оказания встречных услуг;
· лизинг со смешанным платежом, при котором частьплатежа поступает в денежной форме, а часть — в виде товаров или услуг.
По объемуобслуживания передаваемого имущества лизинг разделяют на:
· Чистый лизинг (net leasing) — это отношения, при которых все обслуживаниеимущества находится в ведении лизингополучателя. Поэтому в данном случаерасходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.
· Мокрый лизинг (wet leasing) — предполагает обязательное техническоеобслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, закоторые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желаниюлизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовкеквалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.
По срокуиспользования имущества и связанным с ним условиям амортизации различают:
· лизинг с полной окупаемостью и, соответственно, сполной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному срокуслужбы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимостилизингового имущества;
· лизинг с неполной окупаемостью и, соответственно,неполной амортизацией имущества, при котором срок договора меньше нормативногосрока службы имущества и в течение его действия окупается только частьстоимости лизингового имущества.
Срокдоговора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества являетсяодними из основных критериев разграничения лизинга на финансовый и оперативный.
Оперативныйлизинг подразумевает лизинговые контракты, заключаемыена короткий и средний срок (обычно короче амортизационного периода), согласнокоторым арендатору предоставляется (при соблюдении определенного срока) право влюбое другое время расторгнуть договор. Как правило, это происходит, когдаарендаторы объекта лизинга быстро сменяют друг друга. Арендодатель несет здесьповышенный риск, а быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компаниюпроявлять особый интерес к хорошему состоянию предмета лизинга. Частолизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга — регламентный ремонт, страхование,- осуществляя тем самым полносервисный лизингили частично сервисный лизинг (в контракте оговаривается разделениеобязательств). После завершения срока действия договора лизинга предметдоговора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.
Финансовыйлизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактическифинансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки.По истечении срока действия арендатор может вернуть объект аренды, продлитьсоглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости(обычно она носит чисто символический характер).
В своюочередь финансовый лизинг подразделяется на:
· возвратный лизинг;
· левередж лизинг;
· сублизинг;
· лизинг помощь в продажах.
Классификациявидов лизинга затруднена рядом обстоятельств. В правовых системах различныхстран существуют разнообразные определения не только собственно лизинга, но иотдельных его видов. Различные виды лизинга могут сочетаться в одном договоре взависимости от конкретных, оговариваемых участниками условий.
Взависимости от состава участников (субъектов) сделки выделяют:
* прямойлизинг, при котором при двусторонней сделке собственник имущества(поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг;
* косвенныйлизинг, когда передача имущества происходит через посредника. В данном случаеможет иметь место классическая трехсторонняя сделка (поставщик — лизингодатель- лизингополучатель), а также многосторонняя сделка с числом участников от 4 до6-7.
1.6. Механизм лизинговых операций
Механизм лизинговой операции является сложным и многоуровневым. Егоспецифика заивисит от вида лизинга.
Но в основе большинства лизинговыхопераций лежат 11 шагов, являющихся составными элементами орагнизационногомеханизма лизинговой сделки.
Данныймеханизм представлен на схеме
/>
1 – предоставление гарантии кредитору (банку),лизингодателю;
2 – подписание лизингового договора;
3 – заявка на оборудование;
4 – банковская ссуда;
5 – договор купли – продажи предмета лизинга;
6 – постановка предмета лизинга;
7 – акт приёмки предмета лизинга;
8 – оплата поставки;
9 – договор о страховании предмета лизинга;
10- лизинговые платежи;
11- возврат ссуды и выплата процентов.