Реферат по предмету "Экономика"


Статистический анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО "Пневматика"

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие изначение статистики прибыли и рентабельности предприятия
1.1 Сущность и источникиформирования прибыли и рентабельности предприятия
1.2 Система показателейприбыли и рентабельности предприятия
Глава 2. Статистическийанализ прибыли и рентабельности ОАО «Пневматика»
2.1Экономико-статистическая характеристика предприятия
2.2 Статистика прибыли ирентабельности предприятия за 2007-2008 гг
2.3 Статистический анализвлияния факторов на уровень рентабельности
Выводы и предложения
Список литературы

Введение
 
В процессе становления рыночных отношений в Украине все звеньяфинансовой системы предприятий очутились в глубоком кризисе. И поэтомунеобходимым является статистический анализ показателей прибыльности(рентабельности) деятельности предприятия с целью предотвратить его банкротстваи для последующей успешной деятельности с перспективами выхода на международныерынки и тем самым повышать авторитет государства.
Поэтому я считаю, что тема моей курсовой работы являетсяактуальной. Исходя из этого вопроса статистический анализа прибыльности ирентабельности ОАО «Пневматика» является важным для обеспечения осуществленияработы в условиях финансовой стабильности, которая рассматривается как основанормального существования и процветания предприятия.
Целью курсовой работы является раскрытие темы статистическогоанализа прибыли и рентабельности предприятия ОАО «Пневматика».
Задачи работы: изучить литературу по теме; провести статистическийанализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО «Пневматика» за 2007-2008гг.
Объектом исследования является процесс или явление, котороепобуждает проблемную ситуацию прибыли и рентабельности предприятия.
Предметом курсовой работы является статистический анализ прибыли ирентабельности предприятия ОАО «Пневматика» (организация, функции и методыуправления этими процессами с целью максимизации прибыли текущего года поотношению к предыдущему).
Методом исследования данной курсовой работы являетсястатистический анализ прибыли и рентабельности предприятия. В теоретическойчасти рассматривается понятие и значение статистики прибыли и рентабельностипредприятия. Информационную базу исследования составляет экономико-статистическаяхарактеристика предприятия, прибыль и рентабельность предприятия за2007-2008гг., а также статистический анализ влияния факторов на уровеньрентабельности.

Глава 1. Понятие и значение статистики прибыли и рентабельностипредприятия
Наряду сабсолютным показателем – объем прибыли – статистика финансов широко применяетотносительный показатель – рентабельность, который позволяет в общем,виде охарактеризовать прибыльность работы предприятия. Этот показательпредставляет собой результат действия различных экономических процессов –изменение объемов производства, производительности труда, снижениесебестоимости продукции и является важнейшим индикатором оценкифинансово-экономической эффективности работы и уровня окупаемости производимыхзатрат.
В качестве показателя рентабельности чаще рассчитывается общаярентабельность или, как ещё её называют, рентабельность организаций, а такжерентабельность реализованной продукции и рентабельность капитала.
Показатели финансовых результатов характеризуютабсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являютсяпоказатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основуэкономического развития предприятия.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений,создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Рентабельность – показатель, представляющий собойотношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям ворганизацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого дляорганизации своей деятельности.
Рентабельность представляет собой соотношение дохода икапитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложеннымкапиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия сальтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятиемпри сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокойприбыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль,для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск,сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этойприбыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующимэффективность деятельности предприятия.
 
1.1     Сущностьи источники формирования прибыли и рентабельности предприятия
1.Финансовыересурсы ОАО «Пневматика» представляют собой денежные доходы и поступления,которые находятся в распоряжении предприятия и предназначены для выполненияфинансовых обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Такжефинансовые ресурсы используются для экономического стимулирования работниковпредприятия. Финансовые ресурсы формируются за счёт собственных и заёмныхсредств.
2.        Собственныйкапитал первоначально сформировался за счёт средств уставного капитала вразмере 38411,3 тыс.грн., в ходе деятельности предприятия собственный капиталпополняется за счёт прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализациивыбывшего имущества (дополнительно вложенный капитал). Заёмный капиталформируется за счёт краткосрочных и долгосрочных кредитов банков, а такжедругих кредитных обществ. Оптимальным соотношением между собственными изаёмными средствами считается соотношение 1: 1.
3.        Балансобщества показывает состояние средств предприятия в денежной оценке наопределённый момент. Общество пользуется расширенным типом баланса.
4.        СтатистическийАнализ финансового состояния предприятия является важнейшим условием успешногоуправления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуетсясовокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования егофинансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние отражает конечныерезультаты его деятельности, которые интересуют не только работниковпредприятия, но и его партнёров по экономической деятельности, государственныефинансовые и налоговые органы.
5.        Информационнойбазой для проведения анализа финансового состояния предприятия являются главнымобразом бухгалтерская документация. Систему показателей финансового анализапредприятия можно разделить на следующие группы:
6.        -показатели доходности;
7.        -показатели ликвидности;
8.        -показатели «финансового рычага»;
9.        -показатели платёжеспособности;
10.     -показатели эффективности.
11.     Показателидоходности предприятия отображают получение организацией любых видов прибыли взависимости от объёма используемых ресурсов, средств. При проведениифинансового анализа важно знать, насколько эффективно использовались всесредства, обеспечившие получение конкретного дохода.
Источники формирования характеризуют абсолютнуюэффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показателиприбыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономическогоразвития предприятия.
Во-первых, прибыль характеризует конечныйфинансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она являетсяпоказателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценкипроизводственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуютстепень его деловой активности и финансового благополучия. По прибылиопределяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений вактивы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие наукрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующейфункцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно являетсяфинансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученнойприбылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной дляфинансирования расширения производственной деятельности, научно-технического исоциального развития предприятия, материального поощрения работников.
Рост прибыли определяет рост потенциальныхвозможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создаетфинансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решенияпроблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Онапозволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяяи обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы напредприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвесторомвозможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов,т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей вбудущем.
В-третьих, прибыль является одним из источниковформирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов инаряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования иудовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнениягосударством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и другихпрограмм, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительныхфондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия передбюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Многоканальное значение прибыли усиливается спереходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, чтоакционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие,получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какиецели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов вбюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получениюприбыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производствапродукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитойконкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но иудовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль являетсясигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости,создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Емким информативным показателем является валоваяприбыль. Валовая прибыль — сумма прибылей (убытков) предприятия от реализациипродукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров,имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль отвсех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) отреализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услугнетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, ихпрочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результатыот в не реализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементываловой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ,услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельностипредприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в егоуставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно покаждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции,выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализациипродукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
Выручка принимается в расчет без налога надобавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступаютв бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающаяторговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств,материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютныхценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.
У предприятия могут образовываться излишние материальныеценности в результате изменения объема производства, недостатков в системеснабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей вусловиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется нижецен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать,передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения,оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальныеценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другиевиды имущества. Финансовый результат имеет место только при продажеперечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовыйрезультат определяется как разница между продажной ценой реализованных насторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенныхрасходов по реализации.
Под иным имуществом предприятия понимаются сырье,материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии),валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видовимущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи сэтим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовойприбыли.
Доходы от долевого участия в уставном капиталедругого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступаетучредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям,пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются процентыпо облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям.По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиямдоговора между кредитором и заемщиком.
Показатели рентабельности измеряют доходностьпредприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересамиучастников экономического процесса. Они являются важными характеристикамифакторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине онислужат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовогосостояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельностииспользуются как инструмент инвестиционной
Многообразие показателей рентабельностиопределяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходныхпоказателей раскладывается в факторную систему с различной степеньюдетализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
 

1.2 Система показателей прибыли и рентабельности предприятия
Основными показателями среди тех, которые определяютрезультативность финансовой деятельности предприятия, являются прибыль ирентабельность как исходный показатель прибыли. Прибыль в классическомпонимании представляет собой разницу между выручкой предприятия от реализации(продажи) продукции (работ, услуг) и расходами на производство, то естьсебестоимостью. Эта прибыль является реальным показателем того, насколькоэффективно работает предприятие, определяет реальные возможности предприятияфинансировать научно-техническое и социальное развитие, более этого, толькореальная прибыль является источником возможности предприятия оплатить в бюджетналог на прибыль.
Прибыль — это та часть стоимости продукта, которая реализуетсяпредприятием, которая остается после покрытия расходов производства.
Прибыль является важнейшим источником средств для:
— расчетов с государством по системе платежей;
— обеспечение финансовыми ресурсами плановых потребностейпредприятия.
От размераприбыли зависит финансирование расширения производства, финансовое состояниепредприятия, образование фондов экономического стимулирования и т.д. Рядом сэтим прибыль является основным источником доходов госбюджета.
Прибыль являетсяосновным финансовым источником развития предприятия, научно-техническогосовершенствования его материальной базы и продукции (товаров, работ, услуг),всех форм инвестирования. Она служит источником уплаты налогов. Учитываязначение прибыли, вся деятельность предприятия направлена на его рост.
В процессестатистического анализа необходимо разделять разные виду прибыли предприятия:
1. Валоваяприбыль. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. Всоставе ее учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль(убыток) рассчитывается как разница между чистым доходом от реализациипродукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции(товаров, работ, услуг). Чистый доход, в свою очередь, определяется вычетом издохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)соответствующих налогов, сборов, скидок и т.п.
2. Прибыль(убыток) от операционной деятельности определяется как алгебраическая суммаваловой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административныхрасходов, расходов на сбыт и другие операционные расходы.
3. Прибыль (убыток) от обычной деятельностидо налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) отоперационной деятельности, финансовых и других доходов, финансовых и других расходов.
4. Прибыль (убыток) от обычной деятельностиопределяется как разница между прибылью (убытком) от обычной деятельности доналогообложения и суммой налогов из прибыли. Убыток от обычной деятельностиравняется убытку от обычной деятельности до налогообложения и сумме налогов наприбыль.
5.      Чистая прибыль (убыток). В условиях рыночной экономикичистая прибыль является основой экономического и социального развитияпредприятия. Постоянный рост чистой прибыли — это источник финансированияразвития производства (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создания ререзервних фондов, удовлетворение социальных и материальных потребностейработников предприятия, благотворительной деятельности. Чистая прибыль — важныйпоказатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия,поскольку отображает степень его активности и финансового благополучия, а такжеэффективность менеджмента. По чистой прибыли определяется приемлемый дляинвестора уровень прибыльности активов предприятия для сравнения сальтернативными вариантами направлений инвестирования. Чистая прибыль являетсяодним из источников увеличения капитала предприятия. Постоянный рост прибылипри условии допустимого риска, то есть в случае привлечения дополнительныхзаемных средств или дополнительного размещения акций, укрепляет конкурентныепозиции предприятия на рынке капитала.
Из чистой прибыли выплачивается задолженность и проценты подолгосрочным кредитам, а остаток распределяется на две части. Первая — прибыль,которая распределяется между владельцами имущества (капитала) предприятия инаправляется на поощрительные выплаты его персонала за результаты работы идругие потребности (взносы в благотворительные фонды, формирования фондовсоциального и материального стимулирования). Ко второй части принадлежитприбыль, которая остается на предприятии и используется на инвестиционныепотребности (фонд развития производства) и создания резервного фонда.
Показатель прибыли выполняется по данным финансовой отчетности (форма2 — «Отчет о финансовых результатах») (Приложение). При этом изучается динамикасумм прибыли (убытка) в целом и по отдельным ее видам за базисный и отчетныйпериоды, а также отклонения от базисного периода.
Валоваяприбыль рассчитывается по формуле:
ВП = ЧП — С (1.1)
Где, ВП –валовая прибыль;
ЧП – чистыйдоход от реализации продукции (работ, услуг);
С-себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

ЧД = Д – НДС (1.2)
Где, Д- доходот реализации продукции (товаров, работ, услуг);
НДС – налогна добавленную стоимость.
Анализваловой прибыли (убытка) проводится методом цепных подстановок.
Факторнаямодель валовой прибыли (убытка) имеет вид:
Н = Х1-Х2 (1.3)
Где, У-валовая прибыль (убыток);
Х1- чистыйдоход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
Х2-Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).
Прибыль(убыток)от операционной деятельности вычисляется по формуле:
Поп=ВП + (ОД – АВ – ОВ – ЗС) (1.4)
Где, Поп-прибыль(убыток) от операционной деятельности;
ВП- валоваяприбыль (убыток);
ОД- прочиеоперационные доходы;
ОВ- прочиеоперационные затраты;
АЗ-административные затраты;
ЗС- Затратына сбыт.
Факторныйанализ прибыли(убытка) от операционной деятельности проводим методов цепныхподстановок.
Факторная модельприбыли(убытка) от операционной деятельности имеет вид:
У=Х1+Х2-Х3-Х4-Х5  (1.5)

Где, У-прибыль(убыток) от операционной деятельности;
Х1 — валоваяприбыль(убыток);
Х2 — прочиеоперационные доходы;
Х3 –административные расходы;
Х4 — расходына сбыт;
Х5 – прочиеоперационные расходы.
Прибыль(убыток)от обычной деятельности (до налогообложения) рассчитывается по формуле:
Поб.д.=Поп +Ду.к.+Пд. — ФЗ — Зу.к. — Пз(1.6)
Где, Поб.д.-прибыль(убыток) от обычной деятельности до налогообложения;
Ду.к.-доход от участия в капитале;
Пд-прочие финансовые доходы;
ФЗ-Финансовые затраты;
Зу.к.-затраты от участия в капитале;
Пз-прочие затраты.
Прибыль(убыток) от обычной деятельности учитывается по формуле:
Поб.=Поб.д. — Нп. (1.7)
Где, Поб-прибыль(убыток) от обычной деятельности;
Нп-налог на прибыль от обычной деятельности.
Чистаяприбыль (убыток) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
ЧП= Поб– Ч — Нч                                                                                  (1.8)
Где, Ч-доход(убыток) от чрезвычайной деятельности;
Нч-Налоги с чрезвычайной деятельности.
В процессе статистического анализа прибыльности онарассматривается как система показателей. Показатели прибыльности(рентабельности) позволяют дать оценку эффективности использования предприятиемего активов. Эффективность работы предприятия определяется соотношением чистойприбыли, обусловленной разными способами, с суммой активов, использованных дляполучения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости отфокуса исследования эффективности. Могут интересовать эффективности использованияоборотных средств, основных активов, собственного капитала и т.д. Исходя изцелей анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая,операционная, прибыль до налогообложения) и величина актива, или капитала,которые порождают эту прибыль.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1)      показатели, которые характеризуют рентабельность(окупаемость) расходов производства и инвестиционных проектов;
2)      показатели, которые характеризуют рентабельность продаж;
3)      показатели, которые характеризуют прибыльность капитала иего частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовойприбыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельностьпроизводственной деятельности (окупаемость расходов) (R3) вычисляетсяпутем отношения прибыли к налогообложению (Пб) или чистой прибыли (Пч)к сумме расходов по реализованной или произведенной продукции (3):
R3=Пб/З (1.9)
Или
R3=Пч/З (1.10)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны,потраченной на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться вцелом по предприятию, отдельных его подразделах и видах продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делениемприбыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на суммуполученного дохода (РП). Характеризует эффективность предпринимательскойдеятельности: сколько прибыли имеет предприятие из гривны продаж. Широкоеприменение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целомпо предприятию и отдельных видах продукции.
Rn=Пб/РП                 (1.11)
Или
Rn=Пб/РП (1.12)
Рентабельность (прибыльность) капитала (Rk) вычисляетсяотношением прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовойстоимости всего инвестированного капитала (∑IK) или отдельных егослагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного,производственного капитала и т.д.
Rk=Пб/∑IK (1.13)
Или
Rk=Пч/∑IK               (1.14)

В процессе анализа стоит выучить динамику перечисленныхпоказателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провестимежхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемостьрасходов), вычисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основныхфакторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, еесебестоимости и средних цен реализации.
Факторнаямодель этого показателя имеет такой вид:
R=(П(при VРПзаг, УДі, Ці, Зі))/ (З(при VРПзаг, УДзаг, Зі) (1.15)
Расчетвлияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом попредприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Потом стоитсделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровеньрентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднихреализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Рентабельностьоборотного капитала иллюстрирует способность компании получать прибыль отосуществления основной деятельности, то есть своих обычных хозяйственныхопераций. Прибыль от основной деятельности исключает элементы прибыли отпродажи активов или владения корпоративными правами других предприятий.Поскольку оборотные средства предприятия — это та часть активов, которыенепосредственно и практически ежедневно используются в процессе деятельностипредприятия, при оценке эффективности их использования целесообразносопоставить операционную прибыль со средним значением оборотных средств запериод. В этом случае мы исключаем из рассмотрения финансовые расходы и налогна прибыль, что является прерогативой всей комплексной (а не толькооперационной) деятельности предприятия. Расчет данного показателя вычисляетсяпо формуле:
(Операционнаяприбыль)/ ((Оборотные средства на начало периода + оборотные средствана конец периода)/2) (1.16)
Данныйпоказатель сообщается с показателем оборотности оборотных активов, ровнымотношению дохода к средней величине оборотных средств за период времени ипоказателем прибыльности продаж, который в этом случае основан на отношениивеличины операционной прибыли (то есть прибыли до выплаты процентов и налога наприбыль, который не включает прибыль от не основной деятельности).
Рентабельностьактивов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активовпо балансу. Этот показатель является одним наиболее из важных для характеристикирентабельности предприятия. Для его обозначения используется специальнаяанглоязычная аббревиатура ROA от английского названия «Return on Assets».Данный показатель наиболее целесообразно рассчитывать по формуле:
(2-(Чистаяприбыль + Процентные платежи*(1-налоговая ставка))) / (Всего активов на началогода + Всего активов на конец года) (1.17)
Объяснимпроисхождение числителя этой формулы. Дело в том, что при формировании активовиспользуются два финансовых источника — ссудный и источник собственных средств.По существующему законодательству процентные платежи за использование ссуднымисредствами включаются в число валовых расходов, в то время как доход прямыхинвесторов выплачивается из прибыли в виде дивидендов или остается напредприятии, будучи реинвестируемый в дополнительные активы. В то же время приформировании активов мы не различаем, какой доллар пришел в составе ссудныхсредств, а который — был внесен владельцем предприятия в момент покупки акций.Суть показателя рентабельности заключается в характеристике того, насколькоэффективно был использован каждый притянутый доллар. По этой причине мы должныисключить из рассмотрения доходы, которые являются вознаграждением владельцамкапитала, как собственного, так и ссудного. Но вознаграждение владельцамссудного капитала уже было учтено при расчете чистой прибыли. Поэтому мы должныисключить из чистой прибыли величину процентных платежей, выплаченых до налогана прибыль. Этим и объясняется появление дополнительного члена в числителеформулы для определения рентабельности активов.
Рентабельностьсобственного капитала характеризует эффективность использования толькособственных источников финансирования предприятия. Данный показатель имеетобщепринятую аббревиатуру ROE от английского «Return on Equity». При расчетеэтого показателя используется чистая прибыль предприятия вместе с величинойсобственного капитала предприятия. Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль/ (Собственный капитал на начало года + Собственный капитал на конец года) (1.18)
Здесь мы неисключаем из рассмотрения процентные платежи, потому что при оценкеэффективности использования собственного капитала учитывается, в том числе,эффективность того, насколько менеджмент предприятия способен эффективно дляего владельцев привлекать и использовать заемные средства.
Рентабельностьиспользованного капитала (или рентабельность чистых активов) рассчитываетсяпутем сопоставления чистой прибыли предприятия, откорректированного на величинупроцентных платежей по долгосрочным задолженностям, со средней величинойкапитала компании на протяжении года. Содержание этого показателя заключается ванализе эффективности использования капитала компании. Под капиталом здесьпонимается отмеченная в балансе сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств.То же может быть получено путем вычета из суммы активов величины краткосрочныхзадолженностей. Для расчета данного показателя используется формула:
(2*(Чистаяприбыль+процентные платежи*(1-Налоговая ставка))) / (Чистые активы на началогода+Чистые активы на конец года) (1.19)
где расчетчистых активов проводится с помощью выражения:
Чистыеактивы=((Активы всего нач.года)+(Активы всего кон.года)- ((Текущ.обязат-ванач.года)+(Текущ.Обяз-ва кон.года))) / 2 (1.20)
Стоитподчеркнуть, что отмеченные в данной формуле процентные платежи имеют отношениетолько к долгосрочным обязательствам.

Глава 2.Статистический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Пневматика»
 
2.1Экономико-статистическая характеристика предприятия
ОАО «Пневматика» создан в процессе приватизациисоответственно приказу Фонда государственного имущества Украины в АР Крым от29.10.2001р. № 741 путем превращения арендного предприятия Симферопольскийзавод пневмаоборудования «Пневматика»
Филиалов идочерних предприятий не имеет.Полное название Открытое акционерное общество «Пневматика» Сокращенное название ОАО «Пневматика» Организационно-правовая форма Открытое акционерное общество Код по ЭДРПОУ 00223800 Код территории по КОАТУУ 0110136900 Территория (область) Автономная Республика Крым Район - Почтовый индекс 95048 Населений пункт г.Симферополь Улица, дом ул. Балаклавская, 68 междугородний код и телефон (0652) 44-11-55 Факс 44-79-82 E-mail kadry@pneumo.net.ua WWW-адреса Не имеет Основные виды деятельности Код по ЗКГНГ Вид деятельности 14292 Производство(без ремонта) насосов, компрессоров и гидравлических систем 14842 Производство вентиляционных охладительных промышленных установок 51121 Производство кранов и клапанов
Информация о количестве работников и оплату труда Среднеучетная численность штатных работников учетного штата (человек) 348 Средняя численность внештатных работников (человек) Численность работников, которые работают на условиях неполного рабочего времени (дня, недели) (человек) Фонд оплати труда — всего (тыс.грн.) 4 271,8
2.2Статистика прибыли и рентабельности предприятия за 2007-2008 гг
Статистическийанализ прибыли осуществляется по данным финансовой отчетности (форма»2- «Отчето финансовых результатах») (Приложение №2). При этом изучается динамика суммприбыли(убытка) в целом и по отдельным ее видам за базисный и отчетный период,а также отклонения от базового периода.
Видно, чтопроизошли изменения в динамике 2008- 2007 гг. Произошло снижение валовойприбыли на 48,2%, и составила 497,3 тыс.грн.
Таблица 2.1.
Факторныйстатистический анализ валовой прибыли ОАО «Пневматика» тыс.грн.Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонения +/- Сумма, тыс.грн Сумма тыс.грн Сумма, тыс.грн Тпр.,% 1.Доход (выручка) от реализации продукции(товаров, работ, услуг) 11586,8 14484,6 2897,8 +25
2.В т.ч.:
— НДС 1257,6 1507,9 250,3 +19,9 — Акцизный сбор - - - - -Прочие отчисления с дохода - 4,2 - - 3.Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 10329,2 12972,5 2643,3 +25,6 4.Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) 9297,9 12438,5 3140,6 +33,8 5. Валовая прибыль (убыток) 1031,3 534,0 -497,3 -48,2
В том числе:
— увеличениечистого дохода на 25,6%, т.е. на 2643,3 тыс.грн;
— Увеличениесебестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) на 33,8 % или на3140,6 тыс.грн.
Снижениеваловой прибыли (убытка) произошло за счет значительного увеличениясебестоимости реализованной продукции.
Валоваяприбыль рассчитывается по формуле:
ВП = ЧП — С (2.1)
Где, ВП –валовая прибыль;
ЧП – чистыйдоход от реализации продукции (работ, услуг);
С-себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).
ЧД = Д – НДС                                                       (2.2)
Где, Д- доходот реализации продукции (товаров, работ, услуг);
НДС – налогна добавленную стоимость.
ЧД2007г.= 11586,8-1257,6 = 10329,2 тыс.грн
ЧД2008г.=14484,6-1507,9-4,2=12972,5 тыс.грн
ВП2007г.=10329,2-9297,9 = 1031,3 тыс.грн
ВП2008г.= 12972,5-12438,5=534,0 тыс.грн
Анализваловой прибыли (убытка) проводится методом цепных подстановок.
Факторнаямодель валовой прибыли (убытка) имеет вид:

Н = Х1-Х2 (2.3)
Где, У-валовая прибыль (убыток);
Х1- чистыйдоход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
Х2-Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).
У0= Х10 – Х20=1031,3 тыс. грн.
У/Х1=Х1’–Х20=12972,5-9297,9=3674,6 тыс.грн.
ΔУ/Х1=У/Х1-У0=3674,6-1031,3=2643,3 тыс.грн.
В результатеизменения одного параметра, т.е. увеличения чистого дохода на 2643,3 тыс.грн,валовая прибыль(убыто) увеличилась на 2643,3 тыс.грн.
У/Х2= Х1’-Х2’=12972,5-12438,5=534 тыс.грн.
ΔУ/Х2=У/Х2- У/Х1=534,0-3674,6=-3140,6 тыс.грн.
В результатеувеличения себестоимости на 3140,6 тыс.грн., валовая прибыль (убыток) снизиласьна такую же сумму-3140,6 тыс.грн.
ΔУ =ΔУ/Х1 + ΔУ/Х2 = 2643,3-3140,6=-497,3 тыс.грн.
Используябалансовый метод, получаем, что вместе с увеличением дохода(убытка) отреализации продукции(товаров, работ, услуг) на 25%, а именно на 2897,8 тыс.грн,увеличивается чистый доход на 2643,3 тыс.грн.(на 25,6%), но, тем самым, происходитзначительное увеличение себестоимости реализованной продукции (товаров, работ,услуг), а именно на 33,8% (на 3140,6 тыс.грн.), что и является одной из причин,приводящих к снижению валовой прибыли на 48,2% или на 497,3 тыс.грн.
Прибыль в2008 году отображает общий финансовый результат производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия с учетом всех его аспектов. Важнейшей составляющейэтого показателя является прибыль от операционной деятельности, которая прямосвязана с показателями производства и реализации продукции (товаров, работ,услуг).
Таблица 2.2
Факторный статистическийанализ прибыли (убытка от операционной деятельности ОАО «Пневматика» тыс.грн.Показатели 2007г. 2008г. Отклонения +/- Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Тпр.,% 1.Валовая прибыль (убыток) 1031,3 534,0 -497,3 -48,2 2.Прочие операционные доходы 1792,2 1844,0 51,8 +2,9 3.Административные расходы (813,6) (932,4) 118,8 +14,6 4.Затраты на сбыт (468,5) (613,2) 144,7 +30,9 5.Прочие операционные расходы (1365,1) (585) -780,1 -57,1 6.Прибыль(убыток) от операционной деятельности 176,3 247,4 71,1 +40,3
Прибыль (убыток)от операционной деятельности вычисляется по формуле:
Поп=ВП + (ОД – АВ – ОВ – ЗС) (2.4)
Где, Поп-прибыль(убыток) от операционной деятельности;
ВП- валоваяприбыль (убыток);
ОД- прочиеоперационные доходы;
ОВ- прочиеоперационные затраты;
АЗ-административные затраты;
ЗС- Затратына сбыт.

Поп.2007г.= 1031,3+(1792,2-813,6-468,5-1365,1)=176,3 тыс. грн.
Поп.2008г.= 534,0+(1844,0-932,4-613,2-585,0)=247,4 тыс.грн.
В результатехозяйственной деятельности предприятие получило прибыль от операционнойдеятельности, о чем свидетельствуют данные таблицы. Основной причиной полученияприбыли стало снижение прочих операционных расходов на 57,1%, а именно на 780,0тыс.грн. Увеличение затрат на сбыт на 30,9% (144,7 тыс.грн.) повлияло наснижение прибыли (убытка) от операционной деятельности, которая составила 247,4тыс грн.
Прочиеоперационные доходы предприятия в 2006 году составили:
— операционная аренда активов-1479,9 тыс.грн;
— операционная курсовая разница-57,0 ты.грн.
— реализацияпрочих оборотных активов- 299,3 тыс.грн;
— прочиеоперационные доходы-7,8 тыс.грн.
Прочиеоперационные затраты ниже операционных доходов от операционной деятельности. Ихчасть соответственно составила:
— операционная аренда активов----
— операционная курсовая разница-13,2 тыс.грн;
— реализацияпрочих оборотных активов -288,7 тыс.грн;
— прочиеоперационные расходы -282,2 тыс.грн.
Факторныйанализ прибыли(убытка) от операционной деятельности проводим методов цепныхподстановок.
Факторнаямодель прибыли(убытка) от операционной деятельности имеет вид:
У=Х1+Х2-Х3-Х4-Х5 (2.5)
Где, У-прибыль(убыток) от операционной деятельности;
Х1 — валоваяприбыль(убыток);
Х2 — прочиеоперационные доходы;
Х3 –административные расходы;
Х4 — расходына сбыт;
Х5 – прочиеоперационные расходы.
У0=Х10+Х20-Х30-Х40-Х50=176,3тыс.грн.
У/Х1=Х1’+Х20-Х30-Х40-Х50=534,0+1792,2-813,6-468,5-1365,1=-321тыс.грн
ΔУ/Х1=У/Х1-У0= -321 — 176,3= -497,3 тыс.грн.
В результатеизменения одного параметра, т.е. снижение валовой прибыли(убытка) на 48,2%(497,3 тыс.грн), прибыль от операционной деятельности снизилась на 497,3тыс.грн.
У/Х2=Х1’+Х2’-Х30-Х40-Х50=534,0+1844,0-813,6-468,5-1365,1=-269,2тыс.грн
ΔУ/Х2=У/Х2- У/Х1=-269,2-(-321,0)=51,8 тыс.грн.
В результатеизменения прочих операционных доходов, а именно увеличение на 51,8 тыс.грн.,прибыль от операционной деятельности увеличилась на 51,8 тыс.грн.
У/Х3=Х1’+Х2’-Х3’-Х40-Х50=534,0+1844,0-932,4-468,5-1365,1=-388,0 тыс.грн.
ΔУ/Х3=У/Х3- У/Х2= -388,0-(-269,2)=-118,8 тыс.грн.
В результатеувеличения административных расходов на 118,8 тыс.грн произошло снижениеприбыли от операционной деятельности на ту же сумму, т.е. на 118,8 тыс.грн.

У/Х4= Х1’+Х2’-X3’-X4’-X50=534,0+1844,0-932,4-613,2-1365,1=-532,7тыс.грн.
ΔУ/Х4=У/Х4-У/Х3=-532,7-(-388,0)=-144,7 тыс.грн.
Увеличениезатрат на сбыт продукции на 144,7 тыс.грн повлияло на снижение прибыли(убытка)от операционной деятельности на 144,7 тыс.грн.
У/Х5= Х1’+X2’-X3’-X4’-X5’=534,0+1844,0-932,4-613,2-585=247,4 тыс.грн
ΔУ/Х5=У/Х5-У/Х4= 247,4-(-532,7)= 780,1 тыс.грн.
В результатеснижения прочих операционных расходов на 780,1 тыс.грн, прибыль от операционнойдеятельности увеличилась на 780,1 тыс.грн.
ΔУ=ΔУ/Х1+ΔУ/Х2+ΔУ/Х3+ΔУ/Х4+ΔУ/Х5=-497,3+51,8+(-118,8)++(-144,7)+780,1= 71,1 тыс.грн.
Используябалансовый метод, имеем, что прибыль от операционной деятельности в 2008 годупо сравнению с 2007 годом увеличилась на 40,3 %, т.е. на 71,1 тыс.грн. за счетснижения прочих операционных расходов.
Таблица 2.3
Статистическийанализ прибыли от обычной деятельности(до налогообложения) ОАО «Пневматика» тыс.грн.Показатели 2007г. 2008г. Отклонения +/- Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Тпр.,% 1.Прибыль(убыток)от операционной деятельности 176,3 247,4 71,1 +40,3 2.Прочие финансовые доходы 4,2 5,2 1,0 +23,8 3.Прочие доходы 135,9 82,8 -53,1 -39,1 4.Финансовые расходы (124,5) (59,2) -65,3 -52,4 5.Прочие расходы (67,4) (84,4) 17,0 +25,2 6.Прибыль(убыток)от обычной деятельности 124,5 191,8 67,3 +54,1
Прибыль(убыток)от обычной деятельности (до налогообложения) рассчитывается по формуле:
Поб.д.=Поп +Ду.к.+Пд. — ФЗ — Зу.к. — Пз(2.6)
Где, Поб.д.-прибыль(убыток) от обычной деятельности до налогообложения;
Ду.к.-доход от участия в капитале;
Пд-прочие финансовые доходы;
ФЗ-Финансовые затраты;
Зу.к.-затраты от участия в капитале;
Пз-прочие затраты.
Поб.д.2007г.=176,3+4,2+135,9-124,5-67,4=124,5 тыс.грн
Поб.д.2008г.=247,4+5,2+82,8-59,2-84,4=191,8тыс.грн.
Согласнорассчитанной таблице видно, что прибыль(убыток) от обычной деятельности доналогообложения в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 67,3 тысгрн. или на 54,1% и составила 191,8 тыс.грн.
Значительноевлияние на изменение прибыли от обычной деятельности до налогообложения, всторону увеличения, оказало снижения финансовых издержек в 2008 г. по сравнениюс 2007 г. на 65,3 тыс.грн или на 65,3%.
Также можнонаблюдать и значительное снижение прочих доходов, которые в 2008 г. составили82,8 тыс.грн, по сравнению с 2007 г. Они снизились на 51,3 тыс.грн. или на39,1%

Таблица 2.4.
Статистическийанализ финансовых результатов от обычной деятельности  тыс.грн.Показатели 2007г 2008г. Отклонения +/- Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Тпр.,% 1.Прибыль(убыток)от обычной деятельности 124,5 191,8 67,3 +54,1 2.Налог на прибыль от обычной деятельности - 64,4 64,4 - 3. Прибыль(убыток)от обычной деятельности 124,5 127,4 2,9 +2,3
Прибыль(убыток) от обычной деятельности учитывается по формуле:
Поб.=Поб.д. — Нп. (2.7)
Где, Поб-прибыль(убыток) от обычной деятельности;
Нп-налог на прибыль от обычной деятельности.
Поб.2007г.=124,5-0=124,5тыс грн.
Поб.2008г.=191,8-64,4=127,4тыс.грн.
Проанализировавтаблицу 2.4. можно сделать вывод о том, прибыль(убыток) от обычной деятельностиувеличилась в 2008г. по сравнению с 2007г. на 2,9 тыс.грн. или на 2,3% исоставила 127,4 тыс.грн. С появлением в 2008 году налога на прибыль от обычнойдеятельности, который составил 64,4 тыс.грн. произошло снижение прибыли отобычной деятельности на ту же сумму, т.е. на 64,4 тыс.грн.(191,8-127,4)

Таблица 2.5
Статистическийанализ чистой прибыли (убытка) ОАО «Пневматика»Показатели 2007г. 2008г. Отклонения +/- Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Сумма, тыс.грн Тпр.,% 1. Прибыль(убыток)от обычной деятельности 124,5 127,4 2,9 +2,3 2.Чрезвычайный доход(убыток) - - - - 3.Налог с чрезвычайного дохода - - - - 4.Чистый доход (убыток) 124,5 127,4 2,9 +2,3
Из таблицы2.5 видно, что ОАО «Пневматика» в 2008 и в 2007 гг. не имело чрезвычайных доходов,в связи с этим чистый доход(убыток) составил в 2008 году 127,4 тыс грн. и посравнению с 2007 годом он увеличился на 2,3% или на 2,9 тыс.грн.
В процессеанализа прибыльности она рассматривается как система показателей. Показателиприбыльности (рентабельности) позволяют дать оценку эффективности
Таблица 2.6.
Расчетпоказателей рентабельности ОАО «Пневматика» за 2007-2008гг.Показатели, % Формула расчета 2007г. 2008г. Отклонение +/- Рентабельность собственного капитала Стр.220ф.2/стр.380ф.1 *100 0,191 0,195 +0,004 Валовая рентабельность продаж Стр.050ф.2/стр.035ф.2 *100 9,984 4,116 -5,868 Операционная рентабельность продаж Стр.100ф.2/стр.035ф.2 *100 1,707 1,907 +0,2 Чистая рентабельность продаж Стр.220ф.2/стр.035ф.2 *100 1,205 0,982 -0,223

2.3 Статистическийанализ влияния факторов на уровень рентабельности
Первым этапомстатистического анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчетфакторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и еесебестоимости). С этой целью модифицируем формулу:
PVP=ПР/VP=(Vp-S)/ VP                       (2.8)
Где,S-себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы) исоставим аналитическую таблицу
Таблица2.5.
Расчет иоценка рентабельности объема продаж ОАО «Пневматика» за 2007-2008гг.Показатели 2007 г 2008г. Отклонение 1 2 3 4
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (VP) 1329,2 12972,5 2897,8 2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг (S) 9297,9 12438,5 3140,6
3. Прибыль от реализации (ПР) (стр.1-стр.2) 1031,3 534,0 -497,3
4.Рентабельность объема продаж (PVP) (стр.3/стр.1)*100% 9,984 4,116 -5,868
Как видно изтаблицы рентабельность объема продаж за анализируемый период сократился на 5,87пункта. Снижение этого показателя может свидетельствовать, прежде всего, опадении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположитьсокращение спроса на его продукцию.
Рассчитаемвлияния изменения цены и себестоимости реализованной продукции методом цепныхподстановок.
1.        Определимизменение рентабельности объема продаж за счет изменения объема реализацииΔPVП(ΔVP) по формуле:
ΔPVП(ΔVP)=((VP1-S0)/ VP1)-((VP0-S0)/VP0)                        
ΔPVП(ΔVP)=((12972,5-9297,9)/12972,5)-((10329,2-9297,9)/10329,2)=0,28326-0,09984=+0,18342
2.Расчитаемизменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимостиреализации ΔPVП(ΔS) по формуле:
ΔPVП(ΔS)=((VP1-S1)/ VP1)- ((VP1-S0)/VP1)
ΔPVП(ΔS)=((12972,5-12438,5)/12972,5)-((12972,5-9297,9)/12972,5)=0,04116-0,28326=-0,2421
3.Проверимсоответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влиянияфакторов:
ΔPVП=ΔPVП(ΔVP)+ ΔPVП(ΔS)
ΔPVП=+0,18342 + (-0,2421)= -0,05868 или же 5,868%
-5,868=-5,868
Следующимэтапом анализа – исследование взаимосвязи между показателями рентабельностиактивов, их оборачиваемость и рентабельность реализованной продукции:
Ра=Пч/А=(Vр/А)*(Пч/Vр)              (2.9)

Этотпоказатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена какценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производствореализованной продукции (уровень рентабельности). Кроме того, черезрентабельность активов можно оценить деловую активность предприятия черезоборачиваемость активов.
Формула (2.9)указывает на пути повышения рентабельности средств:
1.При низкойприбыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемостиактивов и его элементов;
2.низкаяделовая активность предприятия может быть компенсирована только снижениемзатрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышениемрентабельности продукции.
Факторныйанализ рентабельности активов рассчитывается методом подстановки, используяданные таблицы 2.6.
Оценкапоказателей, рассчитанных на основе активов.
Таблица 2.6. Показатели 2007г. 2008г. Отклонения +/- 1 2 3 4
1.Оборачиваемость активов
Vр/А=Оа, оборотов                                                  0,01553 0,00806 -0,00747
2.Рентабельность реализованной продукции
ЧП/ Vр=Рп,% 0,12072 0,23858 0,11786 3.Рентабельность активов Ра,% (стр.1*стр.2) 0,1286 0,03378 -0,0948
1.         Определимизменение рентабельности активов за счет увеличения чистой прибыли.
ΔРа=(ΔОа)=Оа1*Рп0-Ра0=0,00806*0,12072-0,1286=-0,12763

2.         Рассчитаемизменение рентабельности активов, за счет снижения рентабельности реализованнойпродукции.
ΔРа(ΔРп)=Ра1-Оа1*Рп0=0,03378-0,00806*0,12072=+0,03281
3.         Проверимсоответствие общего изменения рентабельности активов суме влияния факторов.
ΔРа=ΔРа=(ΔОа)+ ΔРа(ΔРп)=-0,12763+0,03281=-0,0948
-0,0948=-0,0948
Показательрентабельности производства Рпф=П/(ОПФ+МОА) находится в прямой зависимости отрентабельности продукции и в обратной- от изменения фондоемкости продукции.
Повышениерентабельности продукции обеспечивает преимущественно снижение себестоимостиединицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, темниже фондоемкость, выше фондоотдача и как следствие этого- рост рентабельностипроизводства. При улучшении использования материальных оборотных средствснижается их величина, приходящаяся на 1 грн. Реализованной продукции.Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средствявляется одновременно факторами роста рентабельности производства.
При анализерентабельности производства исходные формулы модифицируются путем делениячислителя и знаменателя на объем реализованной продукции. Таким образом, модельимеет вид:
/>

Где, Фе- фондоемкостьосновных производственных фондов;
Кзос- коэффициентзакрепления материальных оборотных средств.
Числоваяоценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности производстваопределяется методом цепных подстановок.
Таблица 2.7.
Статистическийанализ уровня рентабельности производства ОАО «Пневматика»Показатели 2007г. 2008г. Отклонения +/- 1.Доход(убыток) от обычной деятельности (стр.170 ф2.) П, тыс.грн 124,5 191,8 +67,3
2.Чистый доход(убыток) от реализации продукции(работ, товаров, услуг) Vp, тыс.грн(стр.035 ф2) 10329,2 12972,5 +2643,3 3.Средняя стоимость основных производственных фондов. ОПФ, тыс.грн.(стр.080 ф.1) 55540,7 55494,5 -46,2 4.Средняя стоимость материальных оборотных средств, тыс.грн (стр.100+110+120+130+ 140 ф1.) 9429,2 8746,2 -683 5.Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс.грн. (стр.3+стр.4) 64969,9 64240,7 -729,2 6.Коэффициент закрепления оборотных средств Кзос (стр.4/стр2) 0,91287 0,67421 -0,23866 7.коэффициент фондоемкости Фе (стр.3/стр2) 5,37706 4,27786 -1,0992 8.Прибыльна 1 грн. Реализуемой продукции (стр.1/стр.2), 0,0121 0,0148 +0,0027 9.Рентабельность предприятия Рп (стр.1/стр5*100) 0, 192 0,299 +0,107
Общееизменение рентабельности продукции- уменьшение на 0,107 пунктов- образоваласьпод влиянием следующих факторов:
Повышениеуровня рентабельности продукции на 0,3 % привело к увеличению рентабельностипредприятия на 0,04 пункта

(0,0148/(5,37706+0,91287))-0, 00192=+0,04
Уменьшениефондоемкости при вело к росту рентабельности предприятия на
((0,0148/(4,27786+0,91287))*100-(0,192+0,04)=0,28512-0,232=+0,05312
Снижениекоэффициента закрепления материальных оборотных средств (т.е. ускоренияоборачиваемости) оказало положительное влияние на рентабельность производства: 0,299-0,232=++0,067пункта

Выводы ипредложения
Рентабельностьхарактеризует результативность деятельности организации. Статистические показателирентабельности позволили оценить (сравнить), какую прибыль имеет фирма с каждойгривны средств, вложенных в активы предприятия по отношению предыдущего года.Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Ярассмотрел одну из таких классификаций с подразделением статистических показателейрентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности,показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организациии статистические показатели рентабельности продукции.
Как явыяснил в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельностиотражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников,которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
Статистикафинансовой рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственниковпредприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжениивсю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода вбудущем.
И,наконец, статистические показатели рентабельности продукции могут ответить навопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятияпо производству и реализации товаров, работ, услуг.
Какпоказывают результаты проведенного исследования, используя балансовый метод,получаем, что вместе с увеличением дохода(убытка) от реализации продукции(товаров,работ, услуг) на 25%, а именно на 2897,8 тыс.грн, увеличивается чистый доход на2643,3 тыс.грн.(на 25,6%), но, тем самым, происходит значительное увеличениесебестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг), а именно на33,8% (на 3140,6 тыс.грн.), что и является одной из причин, приводящих кснижению валовой прибыли на 48,2% или на 497,3 тыс.грн.
Прибыль в2008 году отображает общий финансовый результат производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия с учетом всех его аспектов. Важнейшей составляющейэтого показателя является прибыль от операционной деятельности, которая прямосвязана с показателями производства и реализации продукции (товаров, работ,услуг).
В результатехозяйственной деятельности предприятие получило прибыль от операционнойдеятельности, о чем свидетельствуют данные таблицы. Основной причиной полученияприбыли стало снижение прочих операционных расходов на 57,1%, а именно на 780,0тыс.грн. Увеличение затрат на сбыт на 30,9% (144,7 тыс.грн.) повлияло на снижениеприбыли (убытка) от операционной деятельности, которая составила 247,4 тыс грн.
Значительноевлияние на изменение прибыли от обычной деятельности до налогообложения, всторону увеличения, оказало снижения финансовых издержек в 2008 г. по сравнениюс 2007 г. на 65,3 тыс.грн или на 65,3%.
Также можнонаблюдать и значительное снижение прочих доходов, которые в 2008 г. составили82,8 тыс.грн, по сравнению с 2007 г. Они снизились на 51,3 тыс.грн. или на39,1%
Проанализировавтаблицу 2.4. можно сделать вывод о том, прибыль(убыток) от обычной деятельностиувеличилась в 2008г. по сравнению с 2007г. на 2,9 тыс.грн. или на 2,3% исоставила 127,4 тыс.грн. С появлением в 2008 году налога на прибыль от обычнойдеятельности, который составил 64,4 тыс.грн. произошло снижение прибыли отобычной деятельности на ту же сумму, т.е. на 64,4 тыс.грн.(191,8-127,4)
Рентабельностьобъема продаж за анализируемый период сократился на 5,87 пункта. Снижение этогопоказателя может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособностипредприятия, так как позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию.
Показательрентабельности производства Рпф=П/(ОПФ+МОА) находится в прямой зависимости отрентабельности продукции и в обратной- от изменения фондоемкости продукции.
Повышениерентабельности продукции обеспечивает преимущественно снижение себестоимостиединицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, темниже фондоемкость, выше фондоотдача и как следствие этого- рост рентабельностипроизводства. При улучшении использования материальных оборотных средствснижается их величина, приходящаяся на 1 грн. реализованной продукции.Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средствявляется одновременно факторами роста рентабельности производства.

Списоклитературы
 
1.      БакановМ.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник.-3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика,2000 г.
2.      БуряковскийВ.В. Финансы предприятия. –Днепропетровск: «Пороги», 1998 г.
3.      ВасиликО.Д. Теорія фінансіф: Підручник.- К.: НІОС,2000р.
4.Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 463с.
5.ГусаровВ.М. Теория статистики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. –247 с.
6.Едронова В. Н.,Едронова М. В. Общая теория статистики: Учебник – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.
7.Переяславова И.Г., Колбачёв Е.Б. Основы статистики: Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
8. Ковалева А.М. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 2001 г.
9.      МелентьеваВ. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 2001. — № 9 — 10.
10.   ПартинГ.О., Загородний А.Г. Финансы предприятия.- Львов.: ЛБИ НБУ,2003 г.
11.   ПоддерегинА.М. Финансы предприятия.-К.,2002 г.
12.   ПоповаР.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2002.– 224 с.
13.   РаицкийК.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000г.
14.   СоломатинаА.Н… Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебноепособие – М.: ИНФРА-М, 2000 г.
15.   СавицкаяГ.В. Финансовый анализ.– М.:2005г.
16.   УткинЭ. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало»,2002.
17.   ШулякП.Н. Финансы предприятия.- М.,2003 г.
18.   Экономикапредприятия: Учебник для вузов/Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук и др.; Под ред.Горфинкеля В.Я., Швандара В.А., — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение и устройство строительных машин
Реферат 1. Жизненный цикл фирмы. Три этапа развития фирмы. Природа кризисных ситуаций в коллективах. Особенности рекламной дея-ти для каждого этапа развития фирмы
Реферат Исследования резисторного усилительного каскада
Реферат Принципы уголовного законодательства Российской Федерации
Реферат Республика Хакасия 2
Реферат Межнациональные конфликты Фашизм
Реферат Умысел в российском законодательстве
Реферат Вещества, улучшающие цвет, аромат и вкус продуктов
Реферат Основные сюжеты Ветхого Завета
Реферат Организационные принципы налогообложения
Реферат Оборудование для переработки и комплексного использования сырья
Реферат Вплив вегетативної регуляції на перебіг системної запальної відповіді
Реферат My Beach Essay Research Paper I
Реферат The Yellow Wallpaper Essay Research Paper Critical
Реферат специальные административно-правовые режимы