Реферат по предмету "Экономика"


Специфика молодежной политики занятости в Омской области

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Кафедра Экономика и управление труда
Специальность 080100 «Экономика»
ОТЧЕТ ПО УНИРС
на тему: Специфика молодежной политики занятости в Омской области
Студент Шилов Никита Юрьевич группы ЭК-317

(Ф.И.О. полностью)


Омск 2010 г.
Оглавление. Введение
К числу актуальных задач управления экономикой в Омской области следует отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятости. Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной направленности управления. И особенно стоит выделить проблему занятости молодежи, так как экономические противоречия в России так или иначе вынуждают занимать нишу на рынке труда уже в очень раннем возрасте, а ведь от современной молодежи зависит благополучие и процветание нашей страны. Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и реализации трудового потенциала, необходимостью кардинального улучшения организации использования трудовых ресурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.

Создание системы формирования занятости именно молодого поколения в нашем регионе — результат осознанной необходимости включения молодежи в рынок труда в качестве составного элемента системы управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.

Таким образом целью исследования является составление обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.

Основными задачами являются:

общий анализ занятости в регионе.

подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.

изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.

прогнозирование перспектив развития политики занятости.

Эффективная занятость предполагает способность общественной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического соответствия экономических условий хозяйствования внутренней дифференциации субъекта собственности, согласованию многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.д.

Становление системы эффективной занятости среди молодежи — поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.

В настоящее время существует возможность и необходимость активного качественного преобразования всей совокупности отношений по привлечению молодежи к труду и организации их участия в общественно полезной деятельности через совершенствование методов регулирования занятости в соответствии с политикой активизации человеческого фактора. Своеобразие периода, определяющего пути и средства формирования эффективной занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к молодому человеку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом новой ситуации и должна формироваться система управления занятостью.
Глава 1. Занятость как экономическая категория 1.1 Социально-экономическая сущность занятости населения
Существует теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретическая занятость – это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практическая занятость – это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда [12, с. 44]. Но занятость имеет и социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Практическая занятость бывает различных видов: полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально полезной.

Полная (классическая) занятость – состояние общества, когда все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения [11, с. 35].

Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Это отношение считается оптимальным, если оно отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства, результатам интенсификации производства, результатам внедрения НТП, росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников [12, с. 45].

Рациональная занятость определяется по формуле:

Зр = – Зпр/Зп · 100, где Зпр – продуктивная занятость, Зп – полная занятость.

Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками) [12, с. 45].

В настоящее время уровень полной занятости постоянно сужается. Основной причиной такого явления является флексибилизация и дестандартизация занятости, т. е. широкое распространение гибких и изменчивых форм занятости, которые по сравнению с прежними временами могут быть названы нестандартными или нетрадиционными [4, с. 104].

Одной из таких форм является временная работа. В этом случае трудовые отношения ограничены определенным сроком или привязаны к выполнению определенного объема работ. Традиционно временная работа в основном была связана с сезонным характером деятельности некоторых отраслей, например сельского хозяйства или сферы услуг, обслуживающей туристический бизнес. Сегодня контракты на ограниченный срок получают все большее распространение, так как позволяют работодателю гибко регулировать масштабы производственной деятельности [11, с. 40].

Следующая, широко распространенная форма занятости – неполное рабочее время. Это может быть неполный рабочий день или неделя.

При разделении рабочего места на одно рабочее место нанимаются два работника (или несколько), которые работают поочередно. Нередко они являются членами одной семьи.

Работа по совместительству предполагает, что человек трудится одновременно у нескольких работодателей. При этом общее рабочее время может не достигать средней продолжительности рабочей недели или значительно превосходить ее.

Отмечается рост самозанятости, при которой люди не состоят в каких-либо формальных организациях, а сами создают себе рабочие места. Самозанятые являются с одной стороны предпринимателями, так как они трудятся не за фиксированное вознаграждение и их доходы связаны со способностью вести дело и с предпринимательским риском; с другой стороны – это наемные работники, потому что используется исключительно личный труд человека, а не труд привлеченных работников по найму [11, с. 42].

Наблюдается тенденция к увеличению работы на дому. Сегодня современные телекоммуникационные технологии позволяют координировать деятельность людей на расстоянии (совокупность пространственно рассредоточенных электронных рабочих мест, связанных между собой компьютерной сетью).

Контроль государства над нестандартными формами занятости затруднен, поэтому они зачастую осуществляются на неформальной основе. Неформальная, или теневая, занятость не отражается в официальных документах (или отражается лишь частично) и не регистрируется государственной статистикой. Например, работник может выполнять временную работу без официального оформления. В этом случае работодатель экономит на социальных выплатах, а работник – на подоходном налоге. Самозанятый также может официально не декларировать свою деятельность и не платить налоги.

Приведенные показатели и их систематизированное изучение позволяют оценивать на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять существующие проблемы, нарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда.
--PAGE_BREAK--1.2 Проблема занятости молодежи.
Реформирование экономики в России сопровождается формированием рынка труда и таким сложным социально-экономическим явлением, как безработица.

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Решение социальных проблем молодежи – одна из самых важных задач, т. к. не реализовав свою активность в сфере занятости, юноши и девушки начинают искать другие, не всегда легальные пути.

Важную роль играет служба занятости, использующая разнообразные формы работы, которые помогают решить проблему занятости молодежи.

Занятость молодежи в современных условиях сталкивается с огромными трудностями, что актуализирует значимость этого направления в деятельности службы занятости. Особое внимание работники службы занятости уделяют решению вопросов трудоустройства молодежи не только потому, что молодежь – это будущее страны, но и потому, что проблема занятости молодежи не теряет своей остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы [14, с. 153].

В настоящее время лишь 50% выпускников вузов начинают работать по полученной специальности [14, с. 153]. В первую очередь это связано с необоснованным выбором будущей профессии; нацеленностью выпускников школ на получение образования более высокого уровня, а не на овладение какой-либо профессией. Но все же большинство молодежи пополняют ряды безработных или уезжают на работу за границу. Массовый выезд молодежи за рубеж оказывает негативное влияние на трудовой потенциал и половозрастную структуру населения, которое резко возрастет в ближайшем будущем.

Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда связана с качеством профессиональной подготовки, замедленной социализацией, отсутствием «первичных» трудовых навыков, завышенными ожиданиями при отсутствии адекватной самооценки, недостаточной предприимчивостью в поисках трудового заработка. Так же у молодежи наблюдается отсутствие или недостаточный уровень профессиональных знаний и навыков по профессиям, хотя в целом уровень образования молодежи выше, чем у других демографических групп населения. По-прежнему остается высокой доля молодых людей, никогда не трудившихся, не имеющих профессии (специальности), что требует более высоких затрат на приобретение ими конкурентоспособности на рынке труда.

Получение же первой работы еще в школе или сразу после ее окончания, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первой работы» со временем ослабевает, но полностью не исчезает, поэтому выпускникам школ, обладающим малым набором навыков и умений, гораздо сложнее найти первую работу. Но, в то же время, поскольку ряды неквалифицированных выпускников школ, ищущих работу, продолжают пополняться, значительная часть молодежи рискует получить только низкооплачиваемые, ненадежные рабочие места или вообще остаться без постоянной работы.

Чтобы избежать безработицы, повысить доход семьи, закрепиться на рынке, все большее число молодых людей делает выбор в пользу самозанятости. Однако развитие молодежного предпринимательства существенно затрудняется нестабильностью законодательства и налоговой системы, отсутствием доступа к кредитам, слабым развитием системы служб консультирования, бюрократическими преградами. Зачастую самозанятость ведется по совместительству или время от времени. Точно определить размеры молодежной нелегальной занятости невозможно.

Незанятость молодежи опасна не только экономическими потерями, но и своими последствиями, связанными с деструктивными личностными изменениями. Невостребованность приобретенных знаний и квалификации лишает человека экономической самостоятельности, служит питательной почвой для социальной анемии, апатии и пессимизма. Чрезвычайно отрицательно сказывается на мировосприятии молодого специалиста необходимость заняться деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используется как интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные и личные средства граждан, так и сами эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Отсутствие работы у молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и приводит к расшатыванию морально-нравственных норм, правовых устоев, расширению криминальной и нелегальной деятельности. Существенные опасения вызывает незанятость подростков. Это связано с тем, что подготовка к труду в современной школе стала малозначимой. Для определенной части подростков учеба потеряла интерес, так как они зарабатывают больше, чем их образованные родители. Для подавляющего большинства уличных детей характерно негативное отношение к общеобразовательной школе.

Согласно статье 19 Закона «Об образовании», учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут оставить учебное заведение до получения общего образования, но устроиться на работу они не могут (ст. 63 ТК РФ). ТК РФ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении 16-летнего возраста.

Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и не контролируемую. Престижность труда они связывают с уровнем заработной платы. Такая ситуация в большей степени связана с тяжелым положением, в котором находится система начального профессионального образования.

Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т. д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый малооплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения дохода.

Организация труда и временная занятость подростков и молодежи помогает им приобрести трудовые навыки и трудовую мотивацию, способствует трудовой активности, экономической самостоятельности, ответственности и дисциплинированности – тому, что необходимо им в будущем.

Главными задачами региональных органов служб занятости в работе с молодежью и подростками являются: информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг; психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места; обучение типовым моделям при трудоустройстве, умению подавать себя, проявлять свои достоинства и способности; оказывать помощь в объективной оценке себя и своих способностей, в выборе направления учебы или работы [14, с. 160]. скников вузов начинают работать по полученной специальности. разнообразные формы работыгда легаль

Несмотря на то, что молодые люди прилагают огромные усилия к самостоятельному трудоустройству, очевидно, что результаты зависят от общей экономической ситуации и политики, проводимой государством.
1.3 Роль профессионального обучения для молодежи
Эффективная социально-экономическая политика, как на федеральном, так и на региональном уровнях неполноценна без создания механизма формирования, движения и использования трудового потенциала. И здесь особенно важно обеспечить качество и сбалансированность подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально-экономических реформ.

Ситуация сложившаяся в последнее время на рынке образовательных услуг, является следствием изменения структуры кадровых ресурсов как регионов, так и страны и обусловлена демографическими, социальными и экономическими факторами.

В последние годы ввиду острой конкуренции на российском рынке труда и растущего спроса на квалифицированную рабочую силу все более явной становится тенденция к продлеванию периода получения образования. Продолжение учебы в целях повышения уровня знаний и квалификации позволяет молодым людям избежать выхода на рынок труда в период значительной безработицы и увеличить свои шансы на получение в будущем хорошей должности и высокой заработной платы. Кроме того, растет число молодежи, совмещающей работу с учебой. Такая практика дает возможность повысить доходы семьи, приобрести трудовой опыт, установить деловые контакты.

И, тем не менее, проблема занятости стоит чрезвычайно остро – особенно перед выпускниками школ, колледжей вузов, отдельными категориями молодых женщин, молодежью, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил. Значительная часть из них трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраивается вообще. На сегодняшний день каждый шестой безработный, зарегистрированный в органах службы занятости, — это человек в возрасте от 16 до 30 лет [6, с. 3].

Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос очень часто оказывается не согласованным с предложением. С одной стороны, большое количество молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, остается без работы, с другой – многие вакансии хронически не заполняются. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества усиливается потребность в профессионалах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако длительность цикла подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (5-6 лет) приводит к тому, что их выпуск часто не соответствует актуальным запросам предприятий и организаций.

Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью: экономика региона не получает необходимые кадры; выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом рынка труда; образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом. Хотя в некоторых звеньях профессиональной школы под давлением требований рынка труда разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей, баланса между спросом и предложением со стороны выпускников профессиональной школы пока нет.

Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой – существенным ужесточением требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве.

Во многом это – результат недостаточного внимания к вопросу приобретения студентами практических навыков. Большинство молодых людей, завершив учебу, не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Вынужденные конкурировать на рынке труда, даже самые способные выпускники зачастую проигрывают из-за отсутствия практического опыта. Так, например, сейчас достаточно много вакансий по специальности «Бухгалтер»: число малых предприятий растет, каждое нуждается в бухгалтере, но предпринимателю нужен, как правило, опытный специалист [1, с. 45].

Ситуация осложняется еще и тем, что многие молодые люди достаточно высоко оценивают уровень своей профессиональной подготовки, когда на самом деле большая часть из них представляет будущую работу крайне расплывчато. Ожидания и оценки выпускников не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями к потенциальным сотрудникам. Помимо серьезных профессиональных знаний, это еще и инициативность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться к меняющейся обстановке. Но учебные заведения не уделяют должного внимания развитию этих качеств у своих студентов.

В результате, выпускники вузов считают полученную специальность не отвечающей их материальным и моральным запросам, то есть неконкурентоспособной на рынке труда (часто это соответствует действительности), что приводит к психологическим травмам, социальным проблемам.

Негативную роль играет и снижение авторитета рабочих профессий, на которые приходится большая часть заявляемых в службу занятости вакансий. Но молодежь ассоциирует рабочие профессии только с тяжелым, низкооплачиваемым трудом и зачастую не информирована о том, что современному промышленному производству требуются высококвалифицированные рабочие, чей труд оплачивается достаточно хорошо.

Большие опасения вызывает молодежь, не имеющая никакой профессии. Их или вообще не берут на работу, даже на специальности, не требующие специального образования, или предлагают совсем низкую заработную плату. В таком случае у молодых людей есть два выхода: участвовать в общественных работах или получать профессию, которая могла бы стать опорой в жизни, дать возможность заработать и творчески себя реализовать.

Сегодня труд учащихся надо рассматривать в нескольких аспектах. Прежде всего, как средство жизнеобеспечения, товар, который выносится на рынок труда и профессий. Как средство самоопределения, самоутверждения для достижения определенного социального статуса. Как полигон для проверки и развития своих способностей.

Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой, в связи с расхождением интересов (увлечений) и реальных результатов профессионального выбора.

На сегодняшний день ни одна из городских структур управления не в состоянии оценить количественные и качественные характеристики действующих рабочих мест, их квалификационный и возрастной состав, потребность в кадрах на перспективу. Государственная служба занятости такую оценку может дать лишь в рамках ситуации, складывающейся на регистрируемом рынке труда. Поэтому образовательная политика властей должна побуждать систему образования к реагированию на изменение спроса на профессии, таким образом облегчая выбор профессии для молодых людей.
Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи в Омской области. 2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области. 2.1.1. Анализ состояния занятости молодежи Омской области.

Для оценки занятости молодежи необходим подробный анализ демографического состояния региона. По данным государственной статистики общая численность экономически активного населения в нашем регионе в 2008 году составила 1028,1(в 2007 — 1019,3) тыс. чел. [23, с.105 — 107]

Таблица 1.

Молодежь в составе экономически — активного населения Омской области по возрастным группировкам в 2007-2008 году, %.




2007

2008

Абсолютное откл. (+,-)

Все население

100

100




Молодежь, в том числе:

26,6

28,7

2,1

15-19 лет

3,5

4,3

0,8

20-24 года

11,8

11,6

-0,2

25-29 лет

11,3

12,8

1,5

Улучшение положения экономической активности молодого населения Омской области является закономерным явлением, вызванным высокой рождаемостью в 1989-1992 годах.

Однако все ли молодые люди могут найти себе пристанище на рынке труда? Для этого необходим анализ состояния занятости молодежи на Омском рынке труда. Данные государственной статистики приведены в таблице 2.
Таблица 2.

Распределение численности занятых в экономике Омской области по возрастным группам, %.




2007

2008

Абсолютное откл. (+,-)

Все население

100

100

-

В том числе в возрасте, лет

До 20

3,5

3,6

0,1

20-29

23,9

23,5

— 0,4

30-39

24,5

22,6

-1,9

40-49

31,1

30,1

-1,0

50-59

14,3

16,3

2,0

60-72

2,7

3,9

1,2

Анализируя таблицу 2 можно сделать вывод, что наблюдается тенденция снижения занятой молодежи почти по всем возрастным категориям, исключением является молодежь до 20 лет. Если в 2007 году процент занятой молодежи этой возрастной группы составлял 3,5 % от общего количества занятого населения, то в 2008 году увеличился до 3,6%. Наибольший процент занятости составляет возрастная группа от 40 до 49 лет, следовательно, через 10-15 лет при стабильно развивающейся экономике Омская область будет испытывать дефицит трудовых ресурсов. Так как процент занятой молодежи от 20 до 29 лет в 2008 году составил 23,5% против 30,1% 40-49 –летнего возраста. При наблюдаемой тенденции старения населения возникает потребность вовлечения большего количества молодежи в трудовой процесс с 18 –летнего возраста.
2.1.2. Анализ и динамика положения высших учебных заведений Омска в вопросе трудоустройства выпускников.
Для оценки положения молодежи на рынке труда Омской области необходимо проанализировать соответствующие данные о численности студентов, получающих образование средних специальных и высших учебных заведениях, и устраивающихся в последующем на работу.

В таблице 3 представлена динамика численность выпускников учебных заведений в Омской области.

Таблица 3.

Количество выпускников вузов, обратившихся в службы занятости Омской области за периоды 2006-2007 годов, чел.

Учебное заведение

2006 год

2007 год

Абсолютное откл. (+,-)

Омский государственный

технический университет

50

49

-1

Сибирская автодорожная академия

50

42

-8

Омский государственный аграрный университет

48

45

-3

Омский государственный

университет

47

44

-3

Омский государственный

педагогический университет

36

35

-1

Омский государственный институт сервиса

19

18

-1

Среднее профессиональное

образование

6

25

19

Омский государственный

университет путей сообщения

5

7

-2

Разное в/о

56

54

-2

Всего

317

319

2

Таблица 4.

Распределение трудоустроенных выпускников образовательных учебных заведений г. Омска, чел.

Учебное заведение

2006 г.

2007 г.

Абсолютное откл. (+,-)

Омский государственный технический университет

67

58

-9

Сибирская автодорожная академия

60

47

-13

Омский государственный аграрный университет

37

31

-6

Омский государственный университет

42

39

-3

Омский государственный педагогический университет

27

26

-1

Омский государственный институт сервиса

11

10

-1

Среднее профессиональное образование

10

7

-3

Омский государственный университет путей сообщения

6

8

+2

Разное в/о

51

37

-14

Итого

317

263

-54

Анализ данных таблиц может сказать, что наибольшее количество трудоустроенных молодых людей – выпускники трех высших учебных заведений: Омского государственного технического университета, Сибирской автодорожной академии, Омского государственного университета.

Однако общая картина не утешительна. Динамика трудоустроенной молодежи говорит нам об ухудшении положения на Омском рынке труда среди выпускников учреждений высшего образования. Такие проблемы возникают из-за отсутствия налаженного механизма трудоустройства молодежи, общей экономической и социальной обстановке в стране и регионе.

Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”, осуществляют самостоятельный поиск работы.

Существенное содействие при трудоустройстве молодым людям оказывает центры занятости, которые разрабатывают различные программы и мероприятия по содействию в трудоустройстве.
2.2. Направления работы служб занятости по трудоустройству молодежи в Омской области. 2.2.1. Организация ярмарок вакансий в Омской области.

Служба занятости населения уделяет достаточно большое внимание организации ярмарок вакансий рабочих и учебных мест.

Таблица 7.

Организация ярмарок вакансий в Омской области за 2007-2008 годы.




2007 г.

2008 г.

Абсолютный прирост

Проведено ярмарок, шт.

15

23

8

Человек приняло участие, чел.

2400

2910

510

Организации заявившие вакансии, шт.

169

281

112

Заявлено вакансий, шт.

1185

1856

671
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Информационным центром службы занятости при участии окружных центров занятости в первом полугодии 2007 г. было проведено 15 ярмарок, из них:

радиоярмарки, в которых приняло участие 53 организации и 310 посетителей. Было предложено 475 вакансий;

6 мультимедийных ярмарок-вакансий. Был задействован 101 работодатель, посетило ярмарки 1090 человек, заявлено 710 вакансий;

совместно с управлением молодежной политики администршщи города организована городская ярмарка вакансий для студентов, в которой приняло участие более 1 000 чел. и 15 работодателей;

Кроме того, центрами занятости округов г. Омска организо­вано и проведено 19 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, в том числе 4 ярмарки учебных мест, 7 ярмарок рабочих мест и 7 ярмарок-аукционов. В них приняло участие около 2 500 чел., более 80 предприятий и организаций и почти 100 учебных заведений города.

В то же в время в 2008 году проведено 23 специализированные ярмарки вакансий рабочих мест для молодых людей, которые посетили 2919 человек. В работе ярмарок приняла участие 281 организация с предложением 1856 вакансий, на которые было трудоустроено 393 человека (13,5 %).
2.2.2. Работа Омских служб занятости по трудоустройству населения.
За отчетный период 2008 г. банк молодых специалистов пополнился информацией о 62 соискателях. В настоящее время банк располагает информацией о 711 молодых специалистах. Наибольшее количество предложений исходит от экономистов (16 человек), инженеров (14 человек), юристов (8 человек).

По сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшилось общее количество соискателей, оставивших о себе сведения в базе данных областной службы занятости (в 1 пол. 2007 г. обратились 97 чел., в 1 пол. 2008 г. — 62 чел.). За данный период в службу занятости обратилось только 19% от прогнозируемого количества выпускников на весь 2008 г. В период с января по сентябрь текущего года в службу занятости населения обратилось 88 выпускников Омского государственного аграрного университета, что в 2,5 раза больше, чем за весь 2007 г. Среди обратившихся было трудоустроено 25% или 22 чел. Наибольшее количество обращений наблюдалось от экономистов и инженеров (по 19 обращений), далее следуют агрономы и экономисты-менеджеры (16 и 12 обращений соответственно).

В банк молодых специалистов за второй квартал 2008 г. обратилось 38 работодателей, заявивших о наличии 45 вакантных должностей (на 20 заявок меньше по сравнению с 1 кварталом 2008 г.). В конкурсном отборе участвовало 58 чел. Наиболее востребованными оказались: менеджеры — 20 заявок, юристы — 18, офис-менеджеры, секретари — 15 заявок. Отмечен спрос на инженеров (11 заявок) и специалистов в сфере экономики — 10 заявок. За первое полугодие 2007 г. было трудоустроено 35 чел.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи.
В настоящее время актуализируется проблема организации системы профориентации, отвечающей возросшим современным требованиям общества в качественной профориентационной помощи представителям различных возрастных групп и социальных слоев и, в особенности, молодежи.

Исследования показали, что, несмотря на существенное снижение в системе ценностных ориентаций молодежи значимости труда как базовой социальной ценности, перспективу своего социального становления юноши и девушки прочно увязывают с решением проблем профессионального выбора, возможностью самореализации в выбранной сфере трудовой деятельности, обретением желаемого социально-профессионального статуса [23, с. 26].

Источниками проблем незанятости молодого поколения являются: экономическая ситуация в регионе, демографические процессы, миграционная подвижность, межотраслевые сдвиги, консерватизм в деятельности работодателей, неумение молодых специалистов представить себя работодателям, завышенные требования к работе.

Главное место для современной молодежи при выборе профессии стали занимать такие факторы, как ее престижность и привлекательность. На сегодняшний день потребность в рабочей силе есть, но не в престижных специальностях, на которые ориентирована сегодняшняя молодежь; постоянным спросом на рынке труда пользуются рабочие строительных профессий, слесари, водители, машинисты, врачи, газоэлектросварщики, электромонтеры, плотники, токари. Не пользуются спросом товароведы, психологи, социальные работники, журналисты. Почти не пользуются спросом специалисты в области транспорта и связи, экономисты, юристы, менеджеры. Сейчас часто среди юношества можно услышать о желании стать юристом, экономистом и все реже – инженером, строителем. Имеет место повышенная ориентация на умственный труд и недостаточная направленность профессионального интереса на материальное производство [23, с. 26-27].

Очевидна необходимость изменения и направления в другое русло профориентационной работы среди юношества, молодежи.

Таблица 9.

Потребность в рабочей силе по отраслям

Отрасли

Количество предприятий

Потребность в рабочей силе, чел.

Всего

В т. ч. рабочих

Всего

63

720

616

В т. ч.

промышленность

9

121

118

Транспорт и связь

4

55

31

Строительство

6

137

133

Торговля и

общественное питание

17

46

40

ЖКХ и бытовое

обслуживание

3

182

80

Здравоохранение,

социальное обеспечение, образование, наука

11

119

73

Другие отрасли

13

180

141

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профессиональная ориентация – это введение в мир профессий, ориентация человека на определенную сферу, специальность для самоопределения и самореализации в сфере труда [23, с. 27].

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;

Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры [23, с. 27].

В настоящее время молодежь, впервые вступающая на рынок труда, не имеет реального представления о его состоянии и нуждается в подробной информации.

По проводимым в Омской области опросам молодые люди связывают выгоды выбранной специальности, прежде всего, с улучшением материального положения («профессия высоко оплачивается» — 65%), повышением социального статуса («вызывает уважение в обществе» — 56%), возможностью карьерного общества («можно сделать серьезную карьеру руководителя» — 48%). Содержание будущей профессиональной деятельности представляется достаточно смутно («имею представление о содержании будущей профессии» — 12%, «работа интересная и увлекательная» — 11%). Такое представление о будущей профессии, специальности порождает множество проблем при трудоустройстве молодежи. У молодых людей совершенно отсутствует реальная оценка своих способностей по овладению будущей специальностью («профессия соответствует моим возможностям и личностным качествам» — 1%), то есть выбор осуществляется без учета своих психологических и личностных особенностей [23, с. 28]. И как результат, наблюдается не высокие качественные характеристики образования молодых людей, которые не всегда удовлетворяют современным требованиям рынка труда.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания четкой системы профориетационной работы среди юношества, молодежи, которая включала бы в себя профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и подбор, психологическую поддержку.

В среднем в каждом районе области в профориентационные центры обращалось 2410 молодых людей, из них безработных – 907 человек. Наибольшее число обратившихся за профориентационными услугами в Тарском районе и Центральном округе г. Омска – 4581 человек и 12238 человек соответственно. Меньше всего обратившихся за данными услугами в Оконешниковском районе – 1163 человека. В клубы ищущих работу обращалось в среднем 155 молодых людей из них трудоустроились – 53 человека. Большая доля трудоустроенных среди всех обратившихся за профориентационными услугами достигнута в Полтавском районе – 45, 5%. Доля трудоустроенных по городу составила 58,7%, по области – 27,3%. По сравнению с 2006 г. Количество трудоустроенной молодежи при содействии Профцентра увеличилось на 6,9%.

На сегодняшний день профориентационная работа является одним из главных направлений деятельности службы занятости. Безработным гражданам оказываются услуги по многим направлениям, проводятся различные мероприятия по трудоустройству.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат З.Фрейд - Тотем и табу
Реферат Крашение натурального шелка активными бромакриламидными ланазолевыми красителями
Реферат Японская война
Реферат Любка двулистная (ночная фиалка)
Реферат Анри Труайя Грозные царицы
Реферат Творчество и жизнь Бальзака
Реферат Законодательство о налогах и сборах 2
Реферат Анализ деятельности Всемирного банка по сокращению бедности в Кыргызстане
Реферат История бокса в СССР
Реферат Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников
Реферат Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой
Реферат Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства
Реферат The Destuction Of The Progressive Conservative Party
Реферат Теория этногенеза конец начала или начало конца
Реферат Cx-x стм-дослідження самовпорядкованих моношарів діарилетенів з ефектом фотоперемикання на поверхні Au(111)