Реферат по предмету "Экономика"


Спрос и предложение на рынке автомобилей

Оглавление
Введение
1.Спрос и предложение
1.1 Понятие спроса. Факторы, влияющиена спрос
1.2 Понятие предложения. Факторы изменения предложения
2. Рыночное равновесие
2.1 Понятие рыночного равновесия
2.2 Реакция рынка на изменение спросаи предложения
3. Изменение спроса и предложения нарынке автомобилей
Заключение
Список использованной литературы иисточников

Введение
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трехосновных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструментыспособствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобыпонять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить двафундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос и предложение – это взаимозависимые элементы рыночного механизма,где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами(производителями); соотношение между ними складывается в обратнопропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне ценна товары.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебаниярыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебанияустанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса ипредложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель этой работы – изучить, что такое спрос и предложение, рассмотреть влияниенеценовых факторов на спрос и предложение.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке,за исключением цен на товары, услуги (доходы покупателей, издержки производстватовара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих ивзаимозаменящх товаров, запасы и др.).
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
— раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
— проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
— раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции АльфредаМаршалла.
Предмет исследования в работе — экономические категории спроса ипредложения.
Объект исследования — факторы и зависимости, определяющие основныезакономерности взаимодействия спроса и предложения.
В работе использованы труды таких теоретиков, как О.А. Курно, А. Маршалл,Гиффен, А. Смит и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользованной литературы.
В первой главе курсовой работы дается определение спроса и предложения,факторов, оказывающих на них свое влияние. Также в первой главе рассматриваютсязаконы спроса и предложения .
Во второй главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения иустановление равновесной цены на рынке. Показан механизм формирования рыночнойцены в концепции Альфреда Маршалла.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение — это не только экономические категории, но и реальные закономерностисовременного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и напрактике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночнойэкономике.

1. Спрос и предложение
1.1 Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос
спрос предложение платежеспособный цена
Спрос — это обобщающий термин, описывающий поведение фактических ипотенциальных покупателей товара. Спросом называется количество товара, котороебудет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.
Спрос – платежеспособное желание приобрести товар.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которыевыражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности,которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего,относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, впотреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественногопорядка, национальная оборона, государственное управление, единаяэнергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага вмировой экономической науке именуются общественными товарами. На величинуспроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического,социального и технологического характера. Спрос на товар, например, можетувеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря наэто, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем,сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своимдоходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит отцен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Объем спроса – максимальное количество товара, которое согласныприобрести потребители при определенных условиях. Объем спроса определяетсяценой.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чемвыше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тембольше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Междурыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос,всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничиваетспрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливаетвозрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товараможно отразить на графике. Если цены за единицу товара Р отложим на осиординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, — по оси абсцисс,то и получим такой график(рис.1.1.).
/>/>
Рис.1.1.Кривая спрос
Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражениемспроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D(D — от англ.«demand» — спрос).
Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующейкривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название,кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может бытьграфик прямой линии, в зависимости от сложности сценария.
Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентныхрынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения дляоценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцыготовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин ценарыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг,которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения илиизбыточного сокращения спроса) на рынке. На монополистическом рынке, криваяспроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требуетсоздания результирующей функции.
На графике кривая D отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует законпадающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либотовара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товаруменьшается. Или, что тоже самое, если на рынок поступает большее количествоодинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается приповышении цены. Спрос не остается неизменным. Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение внизи вверх вдоль кривой D). QD=f(P)
На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар поопределенной цене влияет множество факторов, называемых неценовымидетерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построениикривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы,влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменениинеценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены;таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о />смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо,при уменьшении – влево.
1.Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары.
Субституты (отлат. substitutio — замена) — взаимозаменяемые товары.Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличениепотребления другого.
Товары считаются субститутами, если значение перекрестной эластичностибольше нуля:
E(Q2,P1)> 0
К примеру, автомобильные покрышки и бензин. Когда бензин дорожает, то люди меньше ездят на личныхавтомашинах, а значит, покупают меньше покрышек (даже если их цена не изменилась). Такимобразом, рост цен на бензинприводит к движениювверх по кривой спроса на бензин, а также к сдвигу влевокривой спроса на автопокрышки. Пары товаров такоготипа называютсявзаимодополняющими (или комплементами).
Одни и те же парытоваров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимодополняющими, в зависимости ототношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров. Некоторыелюди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющимиисточниками протеина, но тот, кто любитбутерброды с сыром, скорее отнесется к этим товарамкак к взаимодополняющим.
Существует еще один важный момент, на котором стоит остановиться. При формировании закона спроса, под ценой подразумевается цена относительная, то есть,рассчитанная по отношению к другим товарам. В периодыинфляции, когда общий средний уровень цен растет,становится особенно важным различать изменения в относительных ценах и измененияв ценах номинальных (количестве долларов,заплаченных за товар). Когда инфляция сильна, товарможет стать относительно более дешевым, даже если его номинальная ценарастет (при условии, что цены на другие товары растут еще более быстро).
2.Размер дохода потребителей.
Спрос на товар зависит от изменений доходов потребителей. Когда их доходы растут, то люди, естественно, покупают большиеколичества товаров (при неизменных ценах).
Предположим теперь, что доходы потребителей растут. По мере роста доходов люди становятся все более разборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужныпросто калории. Теперь им нужны калории высшегокачества, содержащиеся в пище, которая вкусна, полезна и соответствует моде. Однако существуют и такие товары,которые люди начинаютпокупать в меньших количествах, если их доходвозрастает (при прочих равных условиях). Например, потребление маргарина снижается при ростедоходов, поскольку покупатели начинают чаще пользоваться сливочным маслом. Люди обычно покупают меньшееколичество услуг по ремонту обуви, если их доход растет; вместо этих услуг они простопокупают новую обувь.
Товары такого типа, как маргарин, услуги по ремонтуобуви, одежду секонд-хенд, называются низшими товарами. Спрос на них возрастает при снижениидоходов.
Как и в случае с взаимозаменяющими и взаимодополняющими товарами,товары являются низшими или нормальными (высшими) только потому, что ихтак оценил потребитель; этисвойства не являются внутреннеприсущими товарам.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменениемденежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, илинормальными товарами.
Выделяют еще товары Гиффена.
Товар Гиффена —товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается приповышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешиваетсядействием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно,стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительныйнаклон кривой спроса.
Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: приповышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибамии т. д. У товара Гиффена все, наоборот — при повышении цен на картофель людиначинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.
Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают впотребительском бюджете значительное место и для которых отсутствуетравнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например,товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен наопределённые виды товара (в основном товары первой необходимости) ихпотребление повышается за счёт экономии на других товарах.
/>
Рис. 1.2. Классические кривые спроса и «парадокс Гиффена»
Если рассматривать кривую спроса в классической постановке (рис. 1.2.),то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведениепотребителей в принципе невозможно — с увеличением цен на товар объемы егоприобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спросапри одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переходот старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса приновых, более высоких доходах C2, что показано стрелкой на рисунке1.2. Например, исследование цен показало, что рис и макароны в Китаеявляются товарами Гиффена. После «отпуска» розничных цен в январе 1992 г. в России в средствах массовой информации в качестве примера «эффекта Гиффена» частостали приводить увеличение спроса на хлеб, подмеченное статистикой.
Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисныеугрозы, нестабильные доходы, резкие институциональные изменения и т. п.). Нонадёжное исследование требует изучения «прочих равных условий», чтоосуществляется далеко не всегда.
Таким образом «парадокс Гиффена» рассматривается как исключениеиз закона.
Выделены в отдельную категорию и товары Веблена. Это статусные товары,которые показывают статус человека (дома, машины и т. д.)
Эффект Веблена — феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что при прочих равных условиях, чемвыше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласноконцепции «демонстративного потребления», представители классабогатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют ихличные потребности, а из-за того, чтобы «выделиться» среди других,продемонстрировать себя как состоятельных людей. Цена товара в этом случаескладывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому подэффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанныйс тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менееэластична и имеет участки с положительным наклоном.
Например, в нашевремя «новые русские» и молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. Кпримеру, покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотяна вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле.
3. Ценовые и дефицитные ожидания.
Изменение ожиданий покупателей — это третий фактор, который может быть причиной сдвига кривойспроса. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, или что какой-то неценовой фактор вызовет в скором будущем рост альтернативной стоимости товара, то, конечно, потребители будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения.
Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.
4. Изменение вкусов и предпочтений.
Изменение вкусов — это четвертый источник изменения спроса. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких отраслях, как популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершаетсдвиги очень часто. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно. Так, например, в последние годы потребители стали больше заботиться о своем здоровье. В результате, падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.
5. Изменение количества покупателей.
Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данныйрынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.
6. Изменение расходов на рекламу.
Реклама может придать товару дополнительную ценность в восприятиипотребителя. К примеру, как вы считаете, какую марку джинсов предпочтет большаячасть покупателей: нерекламируемую или «Леви'с»? Доктор Эрнест Дишер,психолог, известный как основоположник исследований человеческой мотивации,поддержал точку зрения, заключающуюся в том, что образ изделия, который вопределенной мере создается рекламой, является неотъемлемой характеристикойэтого изделия. Дальнейшие исследования показали, что, хотя реклама и не должнаоднозначно указывать на качество изделия, сам положительный образ,представленный в ней, может предполагать высокое качество, повышаяпривлекательность товара для потребителя и тем самым придавая емудополнительную потребительскую ценность. Именно по этой причине при одинаковомкачестве различных марок аспирина цена аспирина фирмы «Байер» выше.
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещениекривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.
/>
Рис.1.3.Изменение спроса под влиянием неценовых факторов
 
Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как идля анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемаяфункция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений однойвеличины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится однавеличина при определенном процентном изменении другой величины. То естьэластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равнаотношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровняцен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичностии для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметровпри фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестнаяэластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).
 
1.2 Понятие предложения. Факторы изменения предложения
 
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.
Предложение – это готовность продать товар. Его предъявляют производители и продавцы.
Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то естьвсегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобыего общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Очевидно, что производить товаров «слишком мало» невыгодно,т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие отобъема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата трудаадминистративного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий иоборудования, которые имеют физически и «морально» ограниченный срокслужбы независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большееколичество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, темменьшая сумма «постоянной себестоимости» будет у каждого из изделий –если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объемапоставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование женекоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем,что для любого поставщика существует некоторое определенное количествопоставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменныхрасходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоряиначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критическогозначения количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицувложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться – так называемыйзакон убывающей производительности. Это связано, прежде всего, с существованиемтехнических и технологических ограничений на наращивание объема производствасверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования:оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдениятехнологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далееувеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачисырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по дварабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всемизвестным производственным процессам.
Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работыпоставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельногодополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производствоэтого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общимзатратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий)превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результатепоставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставкаэтого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общуюприбыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чемвыше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствуетоптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможностьвыдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, бóльшуюсебестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков,которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по тойпричине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной среднейсебестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынокэтого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной.
Объем предложения – максимальное количество товара, которое согласенпродать продавец
Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.
Законом предложенияназывается увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены и обратное — снижение цен сокращает предложение.
Кривая предложения может быть схематично представлена графическиследующим образом:
/>
Рис.2.1. Кривая предложения
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).
Кривая предложения — линия, выражающая зависимость между ценами и количеством товара, которое производители готовы выпустить и реализовать на рынке. Вполне логично, что при более высокой цене и прочих равных условиях наблюдается и более высокий уровень предложения, так как главная цель производителя состоит в максимизации прибыли, что может обеспечиваться увеличением дохода. Однако при слишком высокой цене сравнительно большой доход производитель получает, не наращивая выпуск товара. В данном случае предложение как минимум остается неизменным, а может и сократиться.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. Под воздействием изменения какого-то из них величина предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой вправо или влево.
 
/>
 
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие:
1. Цены на ресурсы.
Чем ниже затраты производителя на сырье и рабочую силу, тем больше товара по низкой цене он может предложить на рынок.
2. Уровень технологии, применяемой при производстве однотипных изделий.
Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и таким образом увеличить предложение, Если, наоборот, затраты на производство растут, то предложение сокращается.
Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
3. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и движение их цен.
Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложения кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
4. Число продавцов и их поведение на рынке.
При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.
Например, образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.
Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.
5. Налоги, дотации и субсидии, влияющие на развитие производства.
Налоги влияют на прибыль производителя. Для того чтобы компенсироватьрост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значимдля тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государствообычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачныхизделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия измеха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
Дотации дает государство, для того, чтобы производитель затратил меньшеличных денег и мог расширить производство и кривая предложения смещаетсявправо.6. Ожидания производителей в связи с возможными изменениямицен.
Если производители ожидают, что цены на их товар в ближайшее времяподнимутся, то они будут придерживать товар, продавая его меньше при нынешнейцене, чтобы получить большую выгоду.
В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Еслиожидается понижение цены, то производители избавляются от данного товара. Например,ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компанииувеличивать текущее предложение.

2. Рыночное равновесие
2.1 Понятие рыночного равновесия
На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателямиза более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересыпроизводителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можноопределить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой дляпотребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесиязаключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенствоих возможностей и желаний.
Для более подробного раскрытия понятий приведем график (рис.5). Для чегосовместим кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике.Линия D есть графическое изображение спросаот цены, линия S – графическоеизображение функции предложения от цены. Точка их пересечения – это точкаравновесия E. В данной ситуации объем спросаравен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps), то есть рынок сбалансирован.Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенномуровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривыхспроса и предложения Eявляется равновесная цена Pe и равновесный объем производства Qre. В таких условиях производителям данного товара невыгоднодальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар ненайдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объемпредложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает.
Рассмотренная нами модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействиеспроса и предложения определенного товара, получила в экономической теорииназвание модели частичного рыночного равновесия (равновесия на рынке одноготовара).
/>
Рис. 3.1. – Рыночное равновесие по Вальрасу
Приведенная характеристика равновесия в экономической теории известна как«равновесие по Вальрасу» (швейцарский экономист). Существует и другойподход к описанию равновесия — «равновесие по Маршаллу». Отличие этихмоделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спросаи величины предложения в установлении равновесия, то Маршалл — на соотношениицены спроса и цены предложения в данном процессе.
Равновесие по Маршаллу можно проиллюстрировать на следующем графике (рис.3.2.).
Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объемпредложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe), то ценапредложения превысит цену спроса, то есть P2 >P3, и продавцы станут снижать объем предложения. Приравновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.

/>
Рис. 3.2.– Рыночное равновесие по Маршаллу
Модель Маршалла больше применима к анализу установления равновесия вдлительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагироватьна изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показываютестественную способность рынка «самонастраиваться» путем непрерывного«поиска» соответствий между спросом и предложением.
Рисунок 3.1. и 3.2. иллюстрируют единственность рыночного равновесия,когда линии рыночного спроса и рыночного предложения пересекаются вединственной точке Е.
Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S)есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения.Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена.
Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесиюна каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы вцелом.
Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваютсяразнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночноеравновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесноесостояние восстанавливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равновесиерынка остается таковым на протяжении длительного периода времени. Если вэкономической системе, выведенной по каким-либо причинам из равновесия, имеютсяфакторы, возвращающие ее в исходное равновесное состояние, то такое равновесиестабильно; при отсутствии подобных факторов равновесие является нестабильным.
В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночногопредложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величинапредложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество(продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, неоставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток упокупателей.
При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такоеравенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции,в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будетсоответствовать тому количеству продукции, которое производители намереныпродолжать поставлять на рынок.
2.2 Реакция рынка на изменение спроса и предложения
Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те жерыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ееизменение. Мы уже выяснили, что множество факторов ведет к изменению спроса ипредложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либотолько одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном илипротивоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложениянеизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, иравновесной цены.
Рассмотрим конкретные примеры.

/>
/> Рис.3.3. Рис.3.4.
Изменение спроса (предложение остается неизменным) — рис. 3.3.
Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к ростукак равновесной цены (P1> P0), так и равновесного количества (Q1> Q0).
Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению иравновесной цены (Р2
Изменение предложения (спрос остается неизменным)– рис. 3.4.
Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Этоприводит к уменьшению равновесной цены (Р1 Q 0).
Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Этоприводит к росту равновесной цены (Р2 > Р0), но уменьшению равновесногоколичества (Q2
В рассмотренных случаях сдвигалась только одна кривая – либо спроса, либопредложения, когда вступали в действие либо детерминанты спроса, либодетерминанты предложения. Скажем, в первом примере сдвиг рыночного равновесиямог произойти под действием роста или снижения доходов покупателей, а во второмпримере — за счет увеличения или уменьшения числа производителей.
Но в реальной жизни нередки случаи, когда одновременно действуют факторы,изменяющие и спрос, и предложение. Например, повышение таможенных пошлин можетвызвать уменьшение предложения импортных товаров, а рост доходов населения —одновременное увеличение спроса на них. Рассмотрим случаи одновременногоизменения и спроса, и предложения. Здесь возможно несколько вариантов.
1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении.
а) Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени (рис.3.5.).В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону егоувеличения (Q1> Q0), а равновесная цена останется прежней.
б) Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени (рис. 3.6.).При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена неизменится, а равновесное количество снизится ( Q1
/>
/> Рис.3.5. Рис.3.6. Спрос и предложение увеличиваются Спрос и предложение сокращаются
2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях
а) Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции (рис.3.7.). Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменятравновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (Р1 > Р0).

/>
/> Рис.3.7 Спрос увеличиваются, а предложение сокращается. Рис.3.8. Спрос сокращаются, а предложение увеличивается.
б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции (рис.3.8.).В этом случае равновесное количество также не изменится, а равновесная ценаснизится (Р1
Необходимо учесть и еще одно обстоятельство. Во всех случаяходновременного изменения спроса и предложения мы исходили из того, что этиизменения происходят в одинаковой пропорции, т. е. что предложение и спрос,скажем, увеличиваются в 2 раза или предложение увеличивается, а спроссокращается в 1,5 раза. Но в реальной жизни такое случается редко. Типичныслучаи, когда эти изменения происходят в неравной степени. Например, спросвырос в 2 раза, а предложение сократилось в 1,3 раза и т.п.
3. Изменение спроса и предложения на рынке автомобилей
Эта тема объясняет понятия предложения и спроса и показывает, как они действуютна конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Так как экономическая жизнь постоянно меняется, то и спроснепрерывно изменяется. Кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меняется не только цена блага,но и другие факторы.
Например, рынок автомобилей в США. Естьмного возможных причин, по которым с 1950 по 1990 гг. спрос на машины резковозрос:

Таблица4. 1.
/>
В эти года фактически удвоился средний реальный доход людей, численностьвзрослого населения увеличилась почти на половину, и наблюдался спад в работеальтернативных форм общественного транспорта (автобусов, троллейбусов ижелезной дороги). В результате этих перемен произошел сдвиг вправо кривойспроса на машины. Чистый эффект от таких изменений детерминант спроса мыназываем увеличением спроса. Увеличение спроса на автомобили показано (рис.4.1.) как сдвиг вправо кривой спроса. Этот сдвиг означает, что по каждой ценебудет куплено больше машин.
/>
Рис.4.1.Криваяспроса на автомобили

Так как элементы, определяющие спрос, меняются, то изменяется и спрос на автомобили.Здесь мы видим, как влияют повышение среднего дохода, увеличение численностинаселения, более низкие цены на бензин на спрос автомобилей.
Теперь рассмотрим сдвиг в предложении на примере рынка автомобилей.
При изучении сил, определяющих кривую предложения, говоря о политике предприятий-производителей,необходимо понимать, что производители выпускают товары для получения прибыли,а не для удовольствия или из милосердия.
Один из наиболее важных элементов, лежащих в основе кривой предложения –это издержки производства (или производственные затраты). Если производственныезатраты низки по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлятьтовары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, фирмыпроизводят товар в небольших количествах, переключаются на другие продукты илидаже покидают бизнес.
Производственные затраты в первую очередь определяются ценами на ресурсыи техническим прогрессом. Очевидно, что цены на ресурсы, такие как труд, энергиюили оборудование оказывают большое влияние на производственные затраты и данныйуровень выпуска.
Например, когда в 1970-х гг. цены на нефть резко возросли, это привело квозрастанию цен на энергию для производителей, увеличению их производственныхзатрат и понижению их предложения. В противоположном случае — в начале 1990-хпроцентные ставки упали и, таким образом, снизились издержки производства многихпредприятий, которые брали деньги под проценты.
Настолько же важным фактором, влияющим на производственные затраты,является технический прогресс. Он приводит к переменам, позволяющим снижатьколичество ресурсов, требующихся на производство одного и того же объемавыпуска. Это понятие объединяет все, начиная с подлинных технических открытий илучшего применения существующих технологий, и кончая обычной реорганизациейрабочего процесса. Производители стали работать более эффективно. Для тогочтобы сделать автомобиль, требуется куда меньше времени, чем раньше. Этотпрогресс в технологиях позволяет изготовителям машин получать прибыль отпроизводства большего числа автомобилей по той же цене.
Или приведем другой фактор: банк пересматривает порядок своей работы, длятого, чтобы банковские служащие могли открыть чековый счет для несколькихклиентов, заполнив только одну короткую форму, вместо того, чтобы заполнять 5или 6 длинных форм, как раньше. Это изменение в порядке работы тоже снизитиздержки производства.
Но производственные затраты — это не единственный фактор, влияющий накривую предложения. Фирмы пользуются любой альтернативной возможностью для использованиясвоих производственных активов. Таким образом, на предложение также влияют ценысопутствующих благ, и в особенности благ, которые могут быстро заменить другдруга как продукты одного производственного процесса.
Если цена одного сопутствующего товара вырастет, то повысится цена ивторого.
Так, автомобильные компании на одном и том же заводе обычно выпускают несколькоразличных моделей одного автомобиля. Если спрос на какую-то модель возрастает,и ее цена растет, то они переведут сборочные конвейеры на производство этоймодели, и предложение других моделей снизится. Или, если увеличится спрос и ценана грузовики, то весь завод может перейти на изготовление грузовиков, ипредложение легковых автомобилей снизится. Торговая политика государства такжеоказывает сильное воздействие на предложение.

Таблица4.2. Факторы, влияющиена кривую предложения.
/>
Когда меняются цены на автомобили, производители изменяют объемпроизводства и величину предложения, но предложение остается постоянным, икривая предложения не сдвигается. И наоборот, когда другие факторы, влияющие напредложение, меняются, изменяется и предложение, а кривая предложениясдвигается.
Предложение автомобилей возрастает с уменьшением затрат или увеличениемконкуренции со стороны Японии. По каждой цене внутренние и иностранныепроизводители будут поставлять больше автомобилей, и, поэтому, криваяпредложения сдвинется вправо.
Предложение на примере рынка автомобилей возрастет, если произойдут такие события, как: компьютеризация проектирования и обработки данных, обеспечивающая экономию затрат, уменьшит объем труда, требуемого для изготовления машин; рабочие согласятся на уменьшение зарплаты; японским производителям автомобилей позволят экспортировать больше машин; или правительство отменит некоторые инструкции, регулирующие промышленность. Любой из этих элементов увеличит предложение автомобилей в США по каждой цене.

/>
Рис. 4.2. Увеличение предложения автомобилей
 

Заключение
 
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.Закон спросагласит: чем ниже цена на товар, тем выше спрос на него и наоборот.Кривая спросахарактеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенныймомент времени. Эта кривая изображается в виде графика, который имеетотрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большееколичество благ при меньшей цене.Прямая связь междуценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображенаграфически в виде кривой предложения, которая имеет положительный наклон.Сдвиг кривой спросавызывается изменением одного из неценовых факторов, от которых он зависит:увеличение (или сокращение) доходов потребителя: изменение вкусов ипредпочтений потребителей, ценовые и дефицитные ожидания потребителей,колебание расходов на рекламу, изменение цен товаров-заменителей илитоваров-комплементов и т.д.Сдвиг кривойпредложения также вызывается изменениями факторов, влияющих на предложение:цены ресурсов, совершенствование технологий производства, размер налогов исубсидий и т.д.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению.
Таким образом, мы выполнили все поставленные в этой работе задачи.
 

Список использованной литературы и источников
1. Борисов А.Б.Большой экономический словарь/ А. Б. Борисов. —М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
2. Борисов Е.Ф.,Экономическая теория. Учебное пособие. Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп./Е.Ф. Борисов. — М.: Юрайт, 1999. — 384 с.
3. Борохов В. Б.Основы экономической теории/ В. Б. Борохов. — М.: Финпресс, 2000. – 159 с.
4. Веблен Т. Теорияпраздного класса/ Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.
5. Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Микроэкономика. — СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
6. Гальперин В.М.,Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. — СПб.: Экономическая школа, 1994.- 349с
7. Долан Э. Дж.,Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: АО" Санкт-Петербург оркестр", 1994. – 448 с.
8. Ивашковский С.Н.Экономика: микро — и макроанализ. – М.: Дело, 2001. – 359 с.
9. КэмпбеллР.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. — М.:Издательство «Туран», 1996. -400 с.
10.  Литвинцева Г.П. Словарь терминов поинституциональной экономике. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с.
11.  Маршалл А. Принципы экономическойнауки, т.1 — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 26 c.
12.  Микроэкономика: практический подход:учебник./ Под. ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004 – 672с.
13.  13.Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
14.  Нуреев Р.М. Основы экономическойтеории: Микроэкономика. 2изд.,изм. — М.: НОРМА, 2002. — 572 с.
15.  Одинец В. П., Тарасевич В. М.,Цацулин А. Н. Спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб.: издательствоСанкт-петербургского университета экономики и финансов, 1993. – 158с.
16.  Рыночная экономика: Учебник. В 3 т.Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. /В.Ф. Максимова. – М.:«СиминтЭк»,1992. – 168с.
17.  Тарасевич А. С., Гребенников П. И.,Лересский А. И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 375 с.
18.  Теория потребительского поведения испроса./ Под. ред. В. Н. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380с.
19.  Economicus.Ru- Микроэкономика micro.economicus.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.