Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО Кемеровскийгосударственный университет
Экономическийфакультет
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Спецификабезработицы в отечественной экономике и основные направления ее регулирования».
Выполнила студент группы Э-063
Лопаткина О.К.
Научный руководитель
д. э. н., проф. Леванов А.Д.
Кемерово, 2007
Введение
Безработица представляет собой сложное, многоаспектноесоциально-экономическое явление, когда часть экономически активного населенияне занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические иумственные способности при помощи рынка труда (последнее связано с отсутствиемподходящих рабочих мест). «Она лишает человека возможности развивать своипрофессиональные способности, получать заработную плату, что в итоге ведет кего обнищанию».[1]
Безработица образует основное, существенное содержаниеоткрытого, циркулирующего рынка рабочей силы.
Как своеобразное явление общественного развития,безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала вразнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX века сталахроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутомсовременной экономики.
Безработица, являясь по существу отрицательным моментомэкономики, выполняет в то же время позитивные функции, разрешая противоречиярыночного хозяйствования на базе частной капиталистической собственности. Помнению Павленкова В.А.: «Таков капиталистический способ производства жизниобщества, когда оно живет и развивается только при наличии огромной массыбедствующих безработных – в этом и состоит сущность безработицы».[2]
Во многих российских городах (особенно малых) и поселкахгородского типа главной экономической проблемой сегодня стала безработица. Человеки готов трудиться, да особенно и негде. Почему возникает такая ситуация, почемустоль важный производственный ресурс, как труд, вдруг оказываетсяневостребованным, и многие выпускники школ тщетно ищут место, где можно было бызаработать себе на жизнь?
Безработицу относят к макроэкономическим проблемампотому, что она:
порождается процессами, происходящими в масштабах всейэкономики страны;
сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всегохозяйства страны.
Практически невозможно найти в мире страну, где нет тойили иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угрозабезработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надопредставлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с нейбороться.[3]
Глава 1. Безработица – составная часть рыночной экономики
1.1 Сущность безработицы и ее виды
Существуют различные определения, характеристики итрактовки безработицы. Однако в этом вопросе необходимо руководствоватьсяхарактеристиками и научными трактовками безработицы, которые дают официальныедокументы трудового законодательства России и международные документыучреждений ООН, таких как Международная организация труда (МОТ), ее орган –Международное бюро труда, а также документы Международной конференциистатистиков труда (МКСТ). Страны, парламенты которых ратифицируют конвенции ирекомендации МОТ, делают их, таким образом, составной частью своегонационального трудового законодательства.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»дает следующее развернутое определение условий признания граждан безработными.
«Статья 3. Порядок и условия признания гражданбезработными
Безработными признаются трудоспособные граждане, которыене имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости вцелях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного вцелях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службызанятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявленияорганам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, ихзаменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию,справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии(специальности) – паспорта и документа об образовании.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии постарости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет погосударственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации ворганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу(ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – вслучае двух отказов от получения профессиональной подготовки или отпредложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональнаяподготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той жепрофессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней содня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах службы занятостидля предложения им подходящей работы, также не явившиеся в срок, установленныйорганами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам безлишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано впризнании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службызанятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными».[4]
Следует отметить, что принятая система учета безработныхв нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российскогорынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются в органахслужбы занятости, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая куслугам негосударственных посреднических структур.[5]
Согласно вышеприведенному Закону, безработным являетсятот, кто признан таковым службой занятости при соблюдении довольно жесткихусловий. Но это еще не есть достаточное определение самой безработицы. Нельзясчитать работающими тех безработных, которых служба занятости по каким-либопричинам отказалась считать таковыми, то есть субъективные решения людей неменяют объективно существующего состояния работника в качестве безработного. Вэтом отношении более правильным является определение безработного первой фразойст. 3 Закона, где сказано: «Безработными признаются трудоспособные граждане,которые не имеют работы и заработка» — это и есть самая существенная частьопределения безработного Законом РФ о занятости населения.[6]
Итак, когда говорят о безработице, то речь идет осуществовании в условиях рыночной экономики больших масс ищущих работу людей,не имеющих заработка и предлагающих к продаже за деньги свои способности ктруду (рабочую силу), перемещающихся между предприятиями (фирмами) и образующихосновную часть открытого (циркулирующего) рынка рабочей силы в качестве егонеизбежной составной части.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Еслион сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и «положить вхолодильник» до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тотобъем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзякомпенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает, он не можетперестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому обществовынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или отпревращения их в бандитов. Но направляемые на это средства не становятсявознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшемуросту благосостояния всех граждан страны.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары навнутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишьсамым минимумом средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаровна внутреннем рынке страны (рынок сжимается). Тем самым рост безработицыобостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшегосокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен: с каждым оборотомразомкнуть его становится все труднее.
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуациюв стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможностидостойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поискахработы.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числапреступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Безработица – явление мирового масштаба: по даннымОрганизации Объединенных Наций, безработными являются 800 миллионов человек.[7]
1.2 Причины безработицы
Как известно, безработица возникла и развилась досовременного ее состояния вместе с возникновением и развитием рыночнойкапиталистической экономики, являясь важной составной частью рынка труда.
Уже одного этого достаточно для вывода о том, чтонаиболее общей причиной возникновения безработицы и ее неистребимогосуществования является сама рыночная капиталистическая экономика. Ведьбезработный – это носитель непроданного товара «рабочая сила» — своейспособности к труду, это особый товароноситель, появившийся только прикапитализме.
Итак, общая причина безработицы – капиталистическаярыночная экономика. Необходимо знать тот рыночный механизм, который рождаетбезработицу. Было бы наивно полагать, что безработица возникает по желаниюнаемного работника либо по велению работодателя. Наукой установлено, чтобезработица вызывается действующим объективно, то есть независимо от волилюдей, механизмом рыночного саморегулирования и законами рыночной конкуренции.Каждый работодатель (бизнесмен, предприниматель) стремится выжить вконкурентной борьбе, направляя все усилия на укрепление и расширение своегодела. Однако всем известно, что банкротство фирм, даже самых гигантских –нормальное явление для капиталистической экономики. А банкротство и разорениефирмы означает, что за воротами разорившейся фирмы оказывается большая массанаемных работников, которые таким образом появляются на циркулирующем рынкетруда в качестве безработных.[8]
Существуют и другие объяснения причин безработицы. НаЗападе распространена теория «технологической безработицы», которая видитпричину безработицы в прогрессе техники. Но ведь машины сами по себе неответственны за то, что они облегчают труд. Дело в том, что на рынке трудауменьшается спрос на рабочую силу из-за стремления предпринимателей снизитьиздержки и повысить, таким образом, конкурентоспособность фирмы.
Однако наибольшее распространение получило кейнсианскоеобъяснение причин безработицы. По мнению Кейнса, люди обладают склонностью ксбережениям из-за неустойчивого экономического положения в рыночной экономике.Это безобидное на первый взгляд явление приводит, по мнению Кейнса, к зловещимрезультатам. Ведь высокая деловая, рыночная активность ведет к изобилиюпотребительских товаров, а сберегаемые доходы не расходуются на их покупку. Этоведет к затовариванию, которое вынуждает сокращать производство, соответственносокращать занятых работников, которые и образуют армию безработных. Чтобы этогоне было, спрос на товары должен быть «эффективным», то есть таким, чтобы людисвоими денежными доходами оплачивали предлагаемые на рынке товары. В итогеработодатели получали бы выручку, которая позволяла бы не сокращатьпроизводство и обеспечивать высокий уровень занятости, устраняя, таким образом,безработицу в сочетании с высокой прибыльностью фирмы.
По Кейнсу, люди сами себя делают излишними, сберегая своиденежные доходы. Недостаточность потребительского спроса Кейнс выводит изсвойств человеческой психологии. Склонность к потреблению уменьшается с ростом доходов,люди по мере роста своих доходов все меньшую часть тратят на потребление и всебольшую сберегают – это будто бы вечный психологический закон, а потому ибезработица неистребима в условиях рыночной экономики.
Существует много других объяснений причин безработицысвойствами людей, однако на самом деле причина безработицы коренится не впсихологии и свойствах людей, а в свойствах самой рыночной формы хозяйствованияна базе частной собственности, когда потребность в рабочей силе определяется непотребностями населения в занятости, не интересами обеспечения благосостояниявсего населения, а интересами обогащения и выживания представителей рыночногопредпринимательства. Это и есть причина неистребимости безработицы в условияхрыночно-капиталистической системы хозяйствования, что и подтверждено историей.[9]
Число безработных в каждый конкретный момент развитияэкономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, отстепени соответствия профессионально-квалификационной структуры работниковсуществующему спросу, конкретной демографической ситуации, политики занятости,проводимой государством.
Существуют различные виды безработицы, каждый из которыхпорождается своими причинами.[10]
Добровольная безработица возникает в тех случаях, когдаработник увольняется по собственному желанию, если он не доволен уровнем оплатытруда, условиями работы либо какими-то другими обстоятельствами, вынуждающимиего уволиться даже вопреки желанию работодателя. Опыт показывает, чтодобровольная безработица усиливается во время бума, то есть когда экономика процветаети спрос на рабочую силу растет, и снижается при спаде, то есть когда экономикавходит в состояние депрессии и кризиса. Добровольная безработица различна у лицразных профессий, уровней квалификации, а также у разных групп населения. Чемменьше у работников шансов найти новую работу с лучшими условиями найма, темменьше размеры добровольной безработицы.
Вынужденная безработица, в отличие от добровольной,уменьшается в периоды подъема и возрастает во время спада, когдапредприниматели вынуждены сокращать размеры производства и численностьперсонала фирмы из-за неблагоприятной деловой конъюнктуры. Вынужденнаябезработица означает, что работник не желает увольняться, а фирма сокращаетперсонал под давлением конкуренции либо желает избавиться от неугодногоработника. Это характеризует вынужденную безработицу как такое состояниетрудового рынка, при котором предложение труда превышает спрос на него. Отсюдаследует, что только часть безработных могут рассчитывать найти работу,остальные оказываются вынужденно безработными. Здесь также многое зависит отпрофессионально-квалификационной подготовки, предпочтение чаще отдаетсякоренному населению.
Фрикционная безработица означает, что существуетпостоянная связь между несовпадением увольнения с одних фирм и наймомработников другими фирмами, перемещением от одних профессий к другим, из однихотраслей, регионов в другие. Происходит это потому, что, например, одни фирмыили регионы расширяют масштабы производства, требуя роста численностиработников наемного труда; другие, напротив, сокращает производство,высвобождая работников. Это такой вид безработицы, который в условиях рыночнойэкономики свести на нет невозможно. С данной точки зрения и полная занятостьневозможна, если понимать ее как поголовную занятость.
Структурная безработица означает, что спрос и предложениена одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах несовпадают. Современные темпы развития экономики связаны с научно-техническойреволюцией, которая непрерывно изменяет отраслевую структуру хозяйства.Возникают новые технологии во всех отраслях, изменяется их удельный вес.Сокращается число занятых в сельском хозяйстве, промышленности, и растет ихчисло в сфере услуг, в наукоемких производствах и т.п. Поэтому структурнаябезработица существует в современной рыночно экономике непрерывно, ее значениев рамках рынка труда возрастает и требует, поэтому расширения системыпереподготовки работников. Возникает настоятельная потребность в непрерывномповышении квалификации, переподготовке персонала на предприятиях. Безработицаэтого вида особенно характерна для современной российской экономики, когдасвертываются одни отрасли и бурно развиваются другие, особенно коммерческиеструктуры и добывающая промышленность, при сокращении наукоемких производств,легкой и пищевой промышленности, машиностроения, металлообработки и др.
Циклическая безработица – это постоянно меняющийся помасштабам, продолжительности и составу вид безработицы, связанный с цикломделовой конъюнктуры. Масштабы и продолжительность ее достигают пика при спаде(кризисе) экономики и минимума при подъеме. Таким образом, размеры рынка трудаколеблются вместе с колебаниями цикла деловой конъюнктуры. Циклическаябезработица характеризует и наилучшее (подъем) и наихудшее (спад, кризис)состояние рынка труда в целом во всех его составных частях, однако в различнойстепени по отношению к разным отрядам наемного труда. Больше всего страдаютмолодые и пожилые работники, женщины, некоренное население.[11]
Естественная безработица представляет собой совокупностьтех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременноеустойчивое равновесие рынка труда. Данный вид безработицы характеризуетсянаилучшим для развития экономики резервом потенциальных работников, которыеспособны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональныеперемещения в зависимости от изменения спроса на рынке труда и потребностейпроизводства.
Скрытая безработица включает: потери рабочего времени всвязи с низкой интенсивностью труда; потери на стадии хранения, транспортировкии реализации продукции; отвлечение рабочей силы от основной деятельности;устранимые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени; излишнюючисленность работников, образующуюся в результате снижения объемовпроизводства; свертывание убыточных производств, перепрофилирование предприятийи т.д. без адекватного сокращения численности работников. Практика последнихлет показала, что в периоды спада производства, как правило, снижается ипроизводительность труда при сохранении численности рабочих или при еенебольшом сокращении.[12]
Застойная безработица включает в себя самый устойчивыйслой безработных. Это нищие, опустившиеся, бродяги, потерявшие всякую надеждуна работу (бомжи) и т.п. Иногда к застойной безработице относят работающих понайму на дому на том основании, что этот наемный труд носит сезонный характер исами работники по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам не могутработать на рабочих местах фирмы. Однако вряд ли правомерно эту часть наемноготруда относить к какой-либо разновидности безработицы.
Длительная безработица получила свое название в связи спродолжительным существованием работника в качестве безработного в течение 8-18месяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние напрофессиональную работоспособность и уровень квалификации, способностьинтенсивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утратеработником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплексованностии озлобленности. С этим связаны определенные трудности возвращения работника кнормальной трудовой деятельности, требующие помощи ему со стороны специалистов– социологов и психологов, а также внимания государственной службы занятости впредоставлении ему возможностей трудоустройства.
Институциональная безработица порождена чрезмернымисоциальными выплатами пособий по безработице, различного родавспомоществованиями, которые снижают трудовую мотивацию и культивируютиждивенческую психологию, снижая предложение рабочей силы на рынке труда испособствуя увеличению уровня безработицы. Чем больше размеры пособий побезработице, тем продолжительнее поиск работы, дающей заработок, превышающий пособие.Этот вид безработицы может быть вызван высоким гарантированным минимумомзаработной платы, несовершенством системы налогообложения, если она, сокращаятрудовые доходы, делает их сопоставимыми с выплатами по социальномувспомоществованию. Естественно, это ограничивает предложение наемной рабочейсилы на рынке труда, поскольку некоторые не видят смысла работать, и сроки безработицыудлиняются.[13]
Глава 2. Безработица в российской экономике и еерегулирование
2.1 Современное состояние безработицы в России и вКемеровской области
В настоящее время положение на российском рынке трудаопределяется в первую очередь динамикой предложения труда, то есть численностьюэкономически активного населения, спросом на труд, то есть занятыми в народномхозяйстве и их сбалансированностью, то есть безработными. За 1992-2002 гг.численность экономически активного на селения в России уменьшилась на 3,1 млн.человек, а уровень экономически активного населения снизился с 70,3 до 69,2%.Эти обстоятельства в определенной мере зависят от следующих факторов:
отмены обязательной занятости;
роста доходов от собственности;
снижения мотивации к трудовой деятельности;
изменения методики измерения экономически активногонаселения (включение в состав экономически активного населения лиц 15-72 летувеличило их численность на 3,6 млн. человек);
низкий уровень и качество населения обусловили недоучетзанятого населения в неформальном секторе народного хозяйства.
Существенное уменьшение спроса на труд, а также егоструктурная деградация, проявляющаяся в опережающем спаде в «старых приоритетныхотраслях», обусловили массовую безработицу, которая достигла наивысшего уровняв 10,4 млн. человек, или 14,6% от экономически активного населения в феврале1999 г. Затем общая численность безработицы в России стала сокращаться; в 2002г. ее среднегодовая численность составила 5,7 млн. человек, но в конце года и вначале 2003 г. безработица возросла, достигнув в апреле 2003 г. 6,3 млн.человек.
Важным индикатором безработицы помимо ее численностивыступает продолжительность времени, в течение которого безработного продолжаетоставаться безработным. Российская статистика учитывает продолжительностьпоиска работы от менее 1 месяца до 12 и более месяцев. Анализ структурыбезработных по этому индикатору позволяет сделать следующие выводы:
среднее время поиска работы неуклонно увеличивается: в2002 г. по сравнению с 1992 г. возросло на 195,4% (8,6 и 4,4 месяца);
увеличение время поиска работы происходит вместе с ростомчисленности безработных (исключением был 1995-1996 гг., когда численностьбезработных практически оставалась без изменений, а среднее время поиска работыв 1996 г. возросло на 0,8 месяца);
наивысший уровень безработицы имел место в 1999 г.,составив 9094 тыс.
Важно отметить, что в России численность занятых,охваченных страхованием по безработице либо другими государственными системамисоциальной поддержки, невелика. Поэтому лишь незначительная часть безработныхможет длительное время быть незанятой. В связи с этим трудоспособное населениеобъективно заинтересовано в повышении своей экономической активности.[14]
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичноеявление, возникшее еще во времена командной системы, — так называемая неполнаязанятость.
Наиболее распространенными в России проявлениями неполнойзанятости являются:
предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
введение сокращенного рабочего дня или сокращеннойрабочей недели.
Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоятна учете в Службе занятости и не получают пособия по безработице. Еслируководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными ихназвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередконаходятся в худшем положении, чем официальные безработные.
Корни нынешней российской неполной занятости уходят вовремена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление,которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Посколькукоммунистическая идеология не допускала возможности существования в социалистическомгосударстве безработицы, численность рабочих мест планировалась так, чтобывозникал даже некоторый их избыток. Недаром на стенах заводов и рекламных щитахв советское время всегда висели объявления типа: «Заводу требуются работникиследующих специальностей…»[15]
В 2002 г. вынужденная неполная занятость оценивалась в480 млн. человеко-часов, что равнозначно ежегодному невыходу на работу 239 тыс.работников. Численность скрытой безработицы в нашей стране составляла: в1992-1998 гг. – 20,5 млн. человек, в 1999-2002 гг. – 14,2 млн. человек, а к2003 г. – 6,3 млн. человек. Таким образом, в России действует устойчиваятенденция к снижению скрытой безработицы. Причем это снижение происходит и по численностиработников, переведенных администрацией на режим неполного рабочего времени, ипо численности работников, отправленных в административные отпуска.[16]
Для Кемеровской области предлагается рассматриватьестественную безработицу как суммарную численность граждан из следующих групп:высвобожденные работники; граждане, уволенные с военной службы; инвалиды; лица,освобожденные из мест лишения свободы — к общей численности населения втрудоспособном возрасте.
В расчетах регистрируемого естественного уровнябезработицы могут присутствовать корректировки (поправки) на часть работников,вынуждено покидающих работу из-за продолжительных задержек заработной платы(экспертно каждый четвертый). В целом для Кузбасса уровень естественнойбезработицы, рассчитанный с учетом высказанного, не превышал 0,7-1,0% (запервое полугодие 1997 и 98 гг.) С учетом общей численности безработных потерритории показатель составляет 0,9-1,3%. Если условно считать выпускников всехтипов учебных заведений, то значение возрастает до 1,2-1,5%. Следовательно,безработица в Кемеровской области в большей части формируется естественнымипричинами (из 1,8% — две трети). Другая часть состоит из безработных спсихологией иждивенцев. Именно она является неэффективной, формируетхроническую и застойную безработицу и требует специальных усилий.
Сопоставлять уровни естественной безработицыразвивающихся и развитых стран некорректно, т. к. за все время существованиядругого общественного уклада сменилось более 10 поколений техники,автоматизация и робототизация в обществе потребителей достигла наивысшихпределов. Современный технический прогресс делает «лишним» каждого16-20 человека, и даже развитые страны не могут найти более достойное применениесвоим свободным трудовым ресурсам. В Кузбассе воздействие НТП на темпывысвобождения не оценивалось, но можно предположить, что оно пока небольшое.[17]
Проблемы безработицы в России столь же важны и остры, каки во всем мире. По оценкам МОТ, в мире насчитывается 160 млн. человек полностьюбезработных. Однако эти данные не отражают реальных масштабов трагедии. Еслиучесть скрытую безработицу, то масштабы безработицы достигнуты 1 млрд. человек.Проблемы безработицы в мире в текущем десятилетии могут еще более обостриться,поскольку потребуется 500 млн. рабочих мест только для того, чтобы обеспечитьработой новых участников мирового рынка труда.[18]
2.2 Государственное регулирование рынка труда
Эволюцию становления современной политики на рынке трудав предвоенные годы можно проследить через краткий анализ документовМеждународной Организации Труда, во многом отражающих коллективный историческийопыт стран-участниц. Уже на первой сессии Международной Конференции Труда в1919 году одним из ключевых стал вопрос о безработице. Циклические периодыроста безработицы воспринимались как неизбежное экономическое зло. Поэтому исредства от безработицы сводились к исправлению ее следствий и не содержалимер, смягчающих ее рост в ходе циклических колебаний экономики. Облегчениебремени безработицы связывалось с двумя направлениями: во-первых, спосредничеством в трудоустройстве и, во-вторых, с системой страхования отбезработицы. Принятая декларация ознаменовала создание во многих странах биржтруда, деятельность которых регламентировалась законодательством и частоуправлялась центральными властями. Первые документы устанавливают и принципсовместного участия представителей работников и работодателей в деятельностибирж труда.
В последующем больше внимания стало уделяться развитиюобязательных и добровольных систем страхования от безработицы, техническимпроцедурам их организации. Правда, не решался четко вопрос о взаимоотношениимежду биржами труда и системами страхования. Данная позиция отражаларазнообразную практику, применявшуюся в различных странах, и привела во многихслучаях к разделению функций посредничества в трудоустройстве и страховойзащиты безработных. Только в 60-70 годы такое разделение было признано ошибочным.Многие правительства стали реализовывать масштабные программы по интеграциифункций или по административному объединению служб занятости и администраций пострахованию безработных.
Одновременно принимались попытки выработки мер поснижению риска безработицы среди отдельных групп населения. В 1935 годупринимается Рекомендация по безработице среди молодежи.
Вместе с тем, в предвоенные годы все разрабатываемые мерыосновывались на индивидуальной помощи потерявшим работу и не предусматривалиактивного вмешательства правительств в организацию и функционирование рынкатруда.
Послевоенные перемены, в первую очередь экономическаядепрессия, конверсия промышленности, массовая демобилизация, репатриацияпленных и беженцев, заставили пересмотреть роль государства в регулированиирынка труда. Уже в 1944 году принимается Рекомендация о занятости. Получаютразвитие программы общественных работ, более широкими становятся функции биржтруда.
Безработица узе не рассматривалась как индивидуальнаяпроблема работника. Признано, что основная ее причина кроется внеудовлетворительно функционирующей экономической системе. Постепенно концепцияиндивидуальной помощи безработным начинает меняться в направлении осознанияпозитивной роли активных средств влияния государства на равновесие рынка трудаи его организацию.
Пожалуй, одним из ключевых моментов в послевоеннойистории политики на рынке труда стало принятие Международной Конференцией Трудадокументов о политике занятости в 1964 году.
Во-первых, безработица уже не связывалась только свопросами организации рынка труда (то есть с посреднической деятельностью службзанятости). Политика, направленная на поддержание и развитие занятости,предусматривала меры экономического регулирования, инвестиционные программы, вобласти налоговой политики, регулирования рабочего времени, заработной платы,образования, противодействие социальной изоляции и т.д. Декларировано, чторешение проблем занятости населения должно стать основной целью политикиправительств.
Во-вторых, широкая трактовка мер, направленных наподдержку занятости, изменила и роль службы занятости. Она перестала бытьединственным регулятором рынка труда и становится одним из элементов политики,направленной на улучшение возможностей для занятости. Несмотря на «потерю»исключительной роли, как функции, так и полномочия служб занятости расширяются.Помимо традиционных посреднических функций и управления системами страхованияот безработицы, предусматривались и специальные программы, например, длямолодежи.
Постепенно основным направлением перемен становитсясмещение акцентов с пассивного возмещения потери доходов безработных ииндивидуальной помощи через посредничество в трудоустройстве к расширению«активных» мер вмешательства в рынок труда.[19]
Многообразие типов безработицы делает задачу еесокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы»быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использоватьсамые разные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен засчет:
улучшения информационного обеспечения рынка труда. Вовсех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).
устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы.Для этого необходимо прежде всего:
создание развитого рынка жилья;
увеличение масштабов жилищного строительства и
отмена административных преград для переезда из одногонаселенного пункта в другой.
На протяжении первой половины 90-х гг. в России былосделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой неможет существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована системапрописки.
Сокращению структурной безработицы более всегоспособствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.
Часто люди не могут найти работу из-за отсутствиянавыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г.российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокойзарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись быотечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытойбезработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.
Увы, они не обладали необходимыми знаниями в областибухгалтерского счета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскорероссийские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерскихкурсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительнонашли работу в качестве бухгалтера.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Длярешения такой задачи приходится использовать много различных мер.
Рассмотрим некоторые из них.
Создание условий роста спроса на товары. Занятостьвозрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявятбольший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительныхработников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков«впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышениедоходов граждан – рост спроса на товары – рост производства пользующихсяспросом товаров – рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.
Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей являетсявозможность скачка темпов инфляции. Поэтому более разумными способамиувеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкциюпредприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции;
поощрение иностранных инвестиций в экономику России.
Создание условий для сокращения предложения труда.Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найтиработу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить числопретендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансиидля безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например,предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще недостигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органовуправления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти напенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Вместе с тем этот способ можетиспользоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечетсущественное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такогорода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобыони могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу понайму.
В России поддержку самозанятости взяло на себягосударство. В этих целях принята специальная программа поддержки малогопредпринимательства, реализацией которой занимается Министерство поантимонопольной политике. Его задача – помогать начинающим отечественнымпредпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства длясуществования своим семьям, а в идеале – и создать новые рабочие места для тех,кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работатьтолько по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелеевсего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работуиз-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их ещеникто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различныеметоды:
экономическое стимулирование молодежной занятости(например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которыхмолодые работники составляют оговоренную долю);
создание специальных фирм, предлагающих работу именномолодежи;
создание центров обучения молодых людей тем профессиям,шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжатьеще долго – в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, чтовсе эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократитьциклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшенииэкономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары идля их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того напособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобычисло незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего толькофрикционной и структурной безработице.[20]
2.3 Государственная поддержка безработных как факторстабилизации социального и экономического развития
Социальные гарантии по безработице в странах с развитойрыночной экономикой установлены законодательно. Это:
пособия по безработице;
помощь по безработице (денежная помощь не имеющимработы);
поддержание минимального прожиточного минимума (для тех,кто не работает и не может по какой-либо причине получать пособие или помощьили уже перестал их получать, а работы нет, государство выделяет денежныесредства в меньших размерах, чем пособие или помощь, но достаточное дляподдержания прожиточного минимума).
Пособие по безработице – наиболее крупное материальноевспомоществование. В развитых странах оно составляет:
в США – 50% учитываемого заработка, но не более 580 дол.в месяц; максимальная продолжительность выплаты пособия – 26-30 недель; фонд побезработице создается полностью за счет предпринимателей; условия выплатыпособия определяются законодательством штатов;
в Англии размер пособия рассчитывается следующим образом:минимальная заработная плата – 41 ф.ст. в неделю плюс надбавка на взрослогоиждивенца 25,75 и на ребенка – 8,4 ф.ст.; продолжительность выплаты – 312 дней,далее необходимо отработать 13 недель; условие выплаты пособия – уплата взносовпо безработице в течение 50 недель в год;
во Франции — 40% заработка плюс ежедневная надбавка 44фр.; фонд по безработице создается за счет взносов трудящихся (30%) ипредпринимателей (70%); максимальный срок получения пособия – 160 недель;
в Японии – от 60 до 80% заработка, но не более 7330 йен вмесяц, продолжительность выплат от 90 до 300 дней в год в зависимости отстрахового стажа и возраста, условия выплаты – страховка в течение года: 40% — трудящиеся, 60% — работодатели;
в Канаде – 60% заработка, но не свыше 318 канадских дол.в неделю; выплачивается в течение 25 недель с продлением до 50 недель; условиевыплаты пособия – уплаты страховых взносов в течение 20 недель в год;
в Швеции – 91,7% среднего заработка, но не более 495 кронв день, для незастрахованных – 175 крон в день; продолжительность выплаты – 300дней для застрахованных и 150 дней для незастрахованных. Фонд создается: 5% — за счет трудящихся, оставшаяся часть на 67% — за счет работодателей и 33% — засчет госбюджета; условие выплаты – 12 недель страховки, в том числе 5 месяцевза последний год.
Пособие по безработице получают лица, зарегистрированныена бирже труда, имеющие установленный стаж работы, вносившие в установленноевремя страховые взносы в фонд по безработице, который формируется в различныхстранах по-разному.
Помощь по безработице – второй вид социальных гарантийсуществования безработицы. В одних странах эта помощь выплачивается в видетвердой ставки (во Франции – от 65 до 130 франков на человеко-день взависимости от возраста безработного), в других странах она составляет, как ипособие по безработице, долю заработка (в ФРГ – 56-58%). В других странах, вчастности в США и Японии, помощь по безработице, в отличие от пособий побезработице, отсутствует.
Приведенные данные социальных гарантий помощи безработнымхарактерны для самых богатых стран рыночной экономики.
Россия по уровню жизни и экономического развития отнесенаООН к разряду бедных стран. Тем не менее, социальные гарантии помощибезработным Россия законодательно устанавливает примерно на уровне среднихмировых стандартов.[21]
По российскому законодательству размеры пособий побезработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанныхбезработными. Уволенным с предприятий и признанным Государственной службойзанятости безработными пособие по безработице выплачивается:
в первые три месяца безработицы – в размере 75% от изсреднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнемуместу работы (службы);
в последующие четыре месяца – в размере 60%;
в дальнейшем в размере 45%, но во всех случаях не нижеустановленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровнясредней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городефедерального значения, автономной области, автономном округе.
Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев; исключениесоставляют лица предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособияпри определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев.
По истечении 12-месячного периода выплаты пособий побезработице граждане, не нашедшие работу, теряют в последующие 6 месяцев правона их получение.[22]
Заключение
Со времени принятия Закона «О занятости населения вРоссийской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых онсоздавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состоянияроссийской экономики, и проводимой в стране социальной политики.
В начале 90-х годов главной задачей законодательства озанятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся безработы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу врезультате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущиеработу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи ссокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другиесоциально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями вГосударственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы нареализацию службой занятости программ на рынке труда. Численностьзарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял обеспечить охват соответствующими программамиболее миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породилопределенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонновыталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшениякачества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий кадминистрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольновысок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированныебезработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатитьдостойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться попрофессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия«шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономикеситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработицаохватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многиетерритории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий.К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение влучшую сторону не изменилось.
Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработкеновых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего, речь идет осовершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правилвзаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов инаемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условийприсвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей ипрофсоюзов за соблюдение КЗоТа, усиления роли региональных администраций врегулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставитьбез изменений, безработица превратится в мощный катализатор социальногонапряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20%численности трудоспособного населения.
Поэтому целесообразно принять радикальные превентивныемеры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателейи профсоюзов за состояние рынка труда, с другой — на ужесточение условий,регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (вчастности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размераназначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов,касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права изЦентра (например, формирование региональных фондов занятости населения,стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест ит. д.).
Кроме того, назрела необходимость корректировки позицииМинистерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда,как в центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональныхпрограмм занятости населения.
Список использованной литературы
1. Конвенция МОТ №22 «О политике в области занятости», 1964
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РоссийскойФедерации [Текст]: официальный текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
3. Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики нарынке труда в переходной экономике России [Текст] / Ф.Т. Прокопов. – М.:Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 1999. – 311 с.
4. Вечканов, Г.С. Макроэкономика. 2-е изд. [Текст]: учебник / Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
5. Липсиц, И.В. Экономика. Книга 1 [Текст]: учебник / И.В. Липсиц. – М.:Вита-Пресс, 2002. – 352 с.
6. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст]: учебник /В.А. Павленков. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
7. Шлендер, П.Э. Экономика труда [Текст]: учебник / П.Э. Шлендер, Ю.П.Кокин. – М.: Юристъ, 2002. – 592 с.
8. Умнова, Е.Г. К вопросу определения показателя уровня безработицы порегиону [электронный ресурс] / Е.Г. Умнова // http: // www.work.kuzbass.net /articles / 22.htm