Реферат по предмету "Экономика"


Спрос и предложение как регуляторы рыночной экономики

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Кривая спроса
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос
2. Факторы спроса
2.1 Детерминанты спроса
2.2 Изменения в спросе
3. Предложение
3.1 Закон предложения
3.2 Кривая предложения
4. Факторы предложения
4.1 Детерминанты предложения
4.2 Изменение в предложении
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением. Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге — равновесие производства и потребления.
Спрос и предложение дваважнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов ипокупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворениюсвоих потребностей.
Ясно, что дляопределенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по болеенизкой цене, а продавцы продать его по более высокой. То есть цена товараявляется одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, иодновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товарявно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту жепотребность иным близким по назначению товаром, а на предложение уровеньразвития технологии в данной отрасли. Поскольку стремления покупателей ипродавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются другс другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношениймежду покупателями и поставщиками товара, в результате которых между нимисовершаются сделки.
СПРОС- это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги.
Предложение- это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.
Тема настоящейработы становится сейчас все более актуальной. В современном российскомобществе происходит становление новой экономической системы, изменяютсяэкономические отношения. В таких условиях значительно возрастает рольэкономической теории. В России в настоящее время действует своеобразнаяэклектическая динамичная система, которая состоит из элементовкомандно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгоговремени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.
Объектомисследования является рыночная экономика.
Предметисследования – спрос и предложение.
Цель работы– исследовать спрос и предложение.
В рамкахцели определены задачи:
– изучитьпонятие спроса и его закономерности;
–рассмотреть понятие предложения;
– выявитьфакторы воздействия на спрос и предложение.

1. СПРОС
Термин «спрос» имеет дляэкономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика,показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состояниикупить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода временицен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представитьв форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочихравных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Как следует из нашегоопределения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначеговоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, котороепотребители будут покупать по разным ценам. В такой же мере правильно, а иногдаи полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобыспрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можноспросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. Натаблице 1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающегокакое-то количество бушелей кукурузы. Эта табличная схема спроса отражает связьмежду ценой кукурузы и ее количеством, которое наш мифический потребительжелает и в состоянии купит по каждой из этих цен.
Таблица 1
Спрос индивидуальногопокупателя на кукурузуЦена за бушель (дол.) Величина спроса в неделю 5 10 4 20 3 35 2 55 1 80
Заметьте, что мы говорим«желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Ямогу пожелать купить «порш», но если это желание не подкрепляется способностьюкупить, то есть необходимым количеством долларов, само желание не можетреализоваться, а следовательно, не отражается на рынке. Как видно из таблицы 1,если цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готовпокупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 дол., потребитель будетспособен купить в неделю 20 бушелей и т.д.
Шкала спроса сама по себене дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует наранке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения.Спрос, следовательно, – это просто выраженные в форме таблицы планы илинамерения покупателя относительно покупки продукта.
При этом, чтобы величиныспроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезкувремени – дню, неделе, месяцу и т.д. Заявление о том, что «потребитель купит 10бушелей кукурузы по цене 5 дол. за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вотзаявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелейкукурузы по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла.
 
1.1 Закон спроса
Коренное свойство спросазаключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение ценыведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочихравных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величиныспроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой ивеличиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Чтолежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использоватьнесколько уровней аргументации.
1. Здравый смысл иэлементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что нам показываетнисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продуктабольше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собойбарьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньшепродукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее егоколичество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителейохоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тотфакт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством ихверы в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законеспроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, апутем их снижения.
2. В любой данный периодвремени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды,или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «БигМак» дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит ещеменьше удовольствия или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что,поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельнойполезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данногопродукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупаютдополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько болеевысоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода изамещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человекможет позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе вприобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение ценыпродукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, апоэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде.Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещениявыражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимулприобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперьотносительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты болеедешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядинуповышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупатьбольше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупкастановится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины,баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещениясовмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность ижелание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем повысокой.
 
1.2 Кривая спроса
Эту обратную связь междуценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерногографика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену навертикальной оси. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике техпяти вариантов «цена – количество», какие показаны в таблице 2. Мы делаем это,проведя перпендикуляры от соответствующих строчек на двух осях. Так, например,для нанесения на график варианта: «при цене в 5 дол. величина спроса составляет10 бушелей» – мы должны провести перпендикуляр от цифры 10 на горизонтальнойоси (количество), который должен встретиться с перпендикуляром, проведенным отцифры 5 дол. на вертикальной оси (цена). Если эту операцию проделать длякаждого из пяти возможных вариантов, мы в результате получим ряд точек, которыепоказаны на рисунке 1. Каждая точка представляет конкретную цену исоответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этойцене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спросасуществует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение обобратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой,представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины спроса впределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называетсякривой спроса и обозначена буквами DD на рисунке 1. Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая еюсвязь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса– люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, –находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Рисунок 1
Кривая индивидуальногоспроса на кукурузуЦена за бушель (дол.) Р 5 4 3 2 1 Q 10 20 30 40 50 60 70 80 Величина спроса (количество бушелей в неделю)
 
1.3 Индивидуальный ирыночный спрос
До сих пор мы рассматривалипроблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренцииобязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает многопокупателей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спросаможет быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса,предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынкебыло лишь три покупателя, как это показано в таблице 2, было бы легче легкогоопределить общие величины спроса при каждой цене.

Таблица 2
Рыночный спрос накукурузу, три покупателяЦена за бушель (дол.) Величина спроса Общая величина спроса в неделю 1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель 5 10 + 12 + 8 = 30 4 20 23 17 60 3 35 39 26 100 2 55 60 39 154 1 80 87 54 221
На рисунке 2 показан этотпроцесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используетсялишь одна цена – 3 дол. Мы просто совмещаем три кривые индивидуального спросапо горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
Рисунок 2
Кривая рыночного спроса –сумма кривых индивидуального спроса
Кривая рыночного спроса D образуется путем горизонтальногосовмещения кривых индивидуального спроса D1, D2 и D3 всех потребителей на рынке.(дол.) Р (дол.) + Р (дол.) + P = D1 D2 D3 3 3 3 (дол.) D1 Q D2 Q D3 Q 35 39 26


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Oliver Twist Essay Research Paper Oliver TwistNancy
Реферат Билеты по бухгалтерскому учету
Реферат Комплекс лечебной гимнастики
Реферат Языковые характеристики функциональных стилей (на материале немецкого и английского языков)
Реферат Психология рыночных отношений
Реферат Способ съемок подкрановых путей в цехах с большой протяженностью эксплуатируемых в агрессивных средах
Реферат Ветеринарно-санитарные свойства молока, используемого в сыроделии
Реферат Международные научно-технические отношения
Реферат Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки
Реферат Стратегия и тактика кадрового менеджмента
Реферат Аракчеев Алексей Андреевич - "всесильный временщик"
Реферат История операционных систем семейства Windows
Реферат Радиолокационное устройство предупреждения аварийных ситуаций при движении по трассе
Реферат Can You Believe TV Ratings Essay Research
Реферат Роль Великобритании в мировой экономике и политике