Содержание
Введение
1. Определение социальнойответственности бизнеса
2. Какова роль государствав процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности
Заключение
Источники
Введение
Социальное государство(государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) —политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойныйуровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинскаяпомощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государствуявляется одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высшихзаконодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствияпредполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственногорегулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Советская общественнаясистема развалилась, а новое государство до сих пор не создало.
В результате сегодня мынаблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можнопереложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активнаячасть нашего общества – предпринимательство — решило не ждать милостей, вданном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решениясоциальных проблем.[1]
Нужно привлекатьбизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты,чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а нежить на подачки.
Нельзя навязыватьбизнес- сообществу социальную ответственность. Власть своим примером,прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимовкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу,который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либосанкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, кто будетучаствовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение состороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнесабудут не со стороны власти, а со стороны общества.
Во властных структурахготовится национальный доклад, в котором должна быть прописана идеологиясоциальной ответственности и нормы российского корпоративного управления.
Это необходимо сделать,поскольку авторитет российского бизнеса очень сильно упал в последнее время. Аведь без союза власти и бизнеса трудно добиться серьезных экономическихуспехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к ПрезидентуРоссии Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношенийвласти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новыепути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и можетпроявиться социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы быларазработана его идеология.[2]
1.Определение социальной ответственности бизнеса
Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса вмеждународной практике не существует, что дает повод понимать термин«социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.
Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность,и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, исоциально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.
Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — этовлияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения,перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.
Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, ине может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитатьвсе последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственностьбизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействованв процессе принятия решения.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагаетвыполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплатазаработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест(расширение рабочего штата).
2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагаетобеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни:повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение,строительство жилья, развитие социальной сферы.
Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван«корпоративной ответственностью».[4]
3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагаетблаготворительную деятельность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
1. Безопасность труда
2. Стабильность заработной платы
3. Поддержание социально значимой заработной платы
4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников
5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программыподготовки и повышения квалификации
6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
1. Спонсорство и корпоративная благотворительность
2. Содействие охране окружающей среды
3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью
4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях
5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпусккачественных товаров)
Типы социальных программ:
· собственные программы компаний;
· программы партнерства с местными, региональными и федеральными органамигосударственного управления;
· программы партнерства с некоммерческими организациями;
· программы сотрудничества с общественными организациями ипрофессиональными объединениями;
· программы информационного сотрудничества со СМИ.
Мотивы социальной ответственности бизнеса:
1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучестикадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
2. Рост производительности труда в компании.[4]
3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
4. Реклама товара или услуги.
5. Освещение деятельности компании в СМИ.
6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочнойперспективе.
7. Возможность привлечения инвестиционного капитала длясоциально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.
8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
9. Налоговые льготы.
Инструменты реализации социальных программ:
1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь
2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы
3. Корпоративное спонсорство
4. Корпоративный фонд
5. Денежные гранты
6. Социальные инвестиции
7. Социальный маркетинг[4]
2. Какова рольгосударства в процессе становления бизнеса на путь
социальнойответственности
Мероприятия по решениюсоциальных проблем способны консолидировать усилия самых различных сил – какполитической, так и экономической направленности. В данной работе объективнозаинтересованы и предприниматели, поскольку улучшение условий жизни способствуетрешению целого ряда экономических задач – например, расширению внутреннегорынка, повышению платежеспособного спроса, росту квалификации кадров и качестватруда.
То есть бизнес в этомвопросе – естественный партнер и помощник государства. [3]
Под социальнойответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенныедля сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды,поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитиюжилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощьобразовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции ит.д. Но если все же отойти от общемирового понимания«соцответственности», то соцответственность по-русски – это реагированиена государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса неможет быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. Вмалом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самоемассовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальныйинструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. Азначит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местамирынка труда.
В нашей сегодняшнейситуации весьма интересна роль государства, которое повсеместно вмешивается вдеятельность хозяйствующих субъектов. «Социальные» инициативыкомпаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А вхудшем — местные власти к этому бизнес просто принуждают, причем, зачастую, невыбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективнаясистема социальной ответственности бизнеса может обернуться глобальнойнеконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательствонуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государствана развитие. [1]
Совершенно очевидно,что сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между Чиновникоми Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народнойинициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместныеусилия власти и предприниматель могут привести к решению наиболее острыхсоциальных проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. В этом процессе вравной степени должны быть задействованы и заинтересованы и государство, ибизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет бытьэлементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а неразговоры. [1]
Социальнаяответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитииобщества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельностименеджеров и работодателей. Многие предприятия разрабатывают и реализуютсобственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированныеобщественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощьучреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественныморганизациям.[3]
Заключение
В целом патриотическинастроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес незаканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция – это егоответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или неуспешности того или иного вида предпринимательства. Именно от того, насколькоэффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количествобедных и число богатых в стране. Будет сфера приложения потенциала для 30миллионов находящихся за чертой бедности в нашей стране – будет реализациясоциальной ответственности малого предпринимательства. Борьба с бедностью исоздание новых рабочих мест в стране – это ли не долг обществу?! То же касаетсяи долга представителей крупных форм бизнеса перед малым предпринимательством.Идеология «каждый сам по себе» в цивилизованном, а значит, по умолчанию- социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня этоодна из главных целей.[1]
Источники
1. БорисовСергей, президент Общероссийской общественной организации малого и среднегопредпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru
2. ШароновАндрей, заместитель министра Минэкономразвития и торговли РФ. Опубликовано 17июня 2010 г.http://www.vipopros.ru
3. ВиноградовНиколай, губернатор Владимирской области. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru
4. http://www.socreklama.ru