Реферат по предмету "Экономика"


Совершенствование закупочной деятельности на принципах логистики на примере ООО "КБЕ"

Содержание
Введение
1. Сущность закупочной деятельностипромышленных предприятий
1.1 Содержание процесса снабжения
1.2 Организация и планированиепроцесса снабжения. Определение метода закупок
1.3 Информационное обеспечениезакупочной деятельности промышленного предприятия
1.4 Поиск и выбор поставщиков
2. Анализ закупочной деятельности напредприятии ООО «КБЕ»
2.1 Организационная структура и описаниевида деятельности предприятия ООО «КБЕ»
2.2 Оценка степени использованиялогистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками на предприятииООО «КБЕ»
2.3 Организация закупок и формысвязей предприятия с поставщиками и посредниками
2.4 Анализ показателей эффективностизакупочной деятельности ООО «КБЕ»
3. Совершенствование закупочнойдеятельности ООО «КБЕ» на принципах логистики
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Актуальностьсовершенствования закупок заключается в том, что эффективное построениезакупочной деятельности является одним из основных условий успешной работыпредприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия ееорганизации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятияизменять свою политику по отношению к снабжению, искать новых, более надежныхпоставщиков, более дешевое, но одновременно и качественное сырье и материалы,изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия всевозможные способы построения рациональной закупочной деятельности, включающей всебя закупки, поставку материалов и сырья, складирование, запуск этих средств впроизводство, приобретают все большую значимость.
Изучение проблемы эффективногопостроения закупочной деятельности предприятия значительно расширяетвозможности совершенствования снабжения с позиций рационального использованияпоставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и другихсоставляющих.
Объектом исследованияявляется общество с ограниченной ответственностью «КБЕ».
Предметом исследованияявляется закупочная деятельность ООО «КБЕ».
Целью курсовой работыявляется разработка направлений по совершенствованию закупочной деятельности промышленногопредприятия ООО «КБЕ», на основе анализа работы поставщиков и качествасотрудничества с ними, информационного обеспечения, используемого при закупке, правильнойорганизации и планирования снабжения сырья и материалов, необходимых дляпроизводства.
Для достижения целиисследования необходимо решить следующие задачи:
· раскрытьфункциональную роль закупочной деятельности в производственном процессепредприятия;
· рассмотретьметоды закупок (преимущества и недостатки каждого из них), а так жесформировать возможные варианты корректного выбора определенного метода илигруппы методов для эффективной работы предприятия;
· проанализироватьстепень использования логистики и информационного обеспечения в управленииматериальными потоками на предприятии ООО «КБЕ»;
· проанализироватьпроцесс управления закупочной деятельностью ООО «КБЕ»;
· разработатьпредложения по совершенствованию закупочной деятельности ООО «КБЕ».
Информационную базуработы составляют: учебники отечественных и зарубежных специалистов в областилогистики снабжения, логистики и управления цепями поставок, а так же пособия,посвященные информационным системам и технологиям, так же связанным слогистикой.
В работе рассматриваетсяосновной круг вопросов по закупочной деятельности промышленного предприятия всовременных условиях. В ней изложены теоретические основы логистики снабжения; краткоохарактеризовано информационное обеспечение закупочной деятельности предприятия;сформированы сущность, цель, функции и роль закупок в рыночной экономике.

1.Сущность закупочной деятельности промышленных предприятий
 
1.1Содержание процесса снабжения
Закупочная логистика –управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятияматериальными ресурсами. [3, с. 163]
Но в данном контекстехотелось бы выделить само определение закупок и закупочной деятельности.
Приведенное нижеопределение рассматривает закупочную деятельность с точки зрения ее целей, аименно, как «получение материалов требуемого качества в требуемом количестве изтребуемого источника, доставляемых в требуемое место и по требуемой цене».[5, с.5]
В более широком смыслезакупочная деятельность – это процесс, выполняемый организационной единицей,которая в качестве функций отвечает за получение материалов требуемого качествав требуемом количестве в требуемое время и по требуемой цене, и за управлениепоставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимуществопредприятия и реализацию корпоративной стратегии. [5, с. 8]
Закупки – это процессполучения необходимого по качеству и количеству сырья в нужное время в нужномместе от надежного поставщика с хорошим сервисом и по выгодной цене.
Хотелось бы отметить, чтозакупочная деятельность более широкое понятие, чем закупки.
Любое предприятие, какпроизводственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку,доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народногопотребления.
Процесс приобретенияматериальных ресурсов (товаров) в государственном секторе и в производственнойдеятельности обычно называют снабжением, в розничной торговле и складскомхозяйстве — закупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика навходе» или «внутренняя логистика».
В зарубежнойлогистической науке и практике также нет единого подхода к терминологииисследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают:«Снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов,производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика напроизводственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговыхпредприятий или в розничные магазины». [1, с. 233]
Стандартное определениеобщих целей функции закупок таково, что предприятие должно получать необходимоепо качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежногопоставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисоми по выгодной цене.
В соответствии с этимможно выделить следующие функции закупок:
1. Необходимостьобеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставленияуслуг, необходимых для работы предприятия. Дефицит сырья и комплектующих можетпривести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам− росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами инеспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведениерасходов, связанных с запасами, к минимуму. Одним из путей обеспечениянепрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является созданиеи хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагаютиспользование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодностоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.
3. Поддержание иповышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должноотвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов дозначительного уровня.
4. Поисккомпетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит отспособности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать ихвозможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним,постоянно совершенствуя совместную деятельность.
5. Соблюдениепринципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупкепредполагает использование большого объема оборотных средств, поэтомунеобходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должногоуровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
6. Повышениеконкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможетконтролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем,чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующейдополнительного времени и т. д. Для этого необходима оптимизация размеровзатрат, изменения в программе распределения, внедрение достижений техническогопрогресса и т. п.
7. Достижениегармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональнымиподразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной безсотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом техническогоконтроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга,дизайна, инженерной разработки и т. д.
8. Снижениеадминистративных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна,административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целейзакупочной логистики зависит от специализации компании (промышленная, торговая,сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, вкоторой функционирует компания, конкурентоспособности.
Основные вопросы, на которыеследует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда,традиционны и определяются логистикой снабжения:
· что закупить;
· сколько закупить;
· у кого закупить;
· на каких условияхзакупить.
Кроме того, необходимовыполнить работы:
· заключитьдоговор;
· проконтролироватьисполнение договора;
· организоватьдоставку;
· организоватьскладирование.
К традиционному перечнюлогистика добавляет свои вопросы:
· как системноувязать деятельность предприятия с поставщиками;
· как системноувязать закупки с производством и сбытом [3, с.167]
Обозначенный кругвопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в даннойфункциональной области задач и характер выполняемых работ.
Можно рассмотреть задачии работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определениепотребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности вматериальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителейматериальных ресурсов. Затем выполнять расчет потребности в материальныхресурсах. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позициюноменклатуры и/или номенклатурные группы.
2. Исследованиерынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынкапоставщиков. Далее следует предварительная оценка всех возможных источниковзакупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом наконкретный рынок.
3. Выборпоставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных опоставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы свыбранными поставщиками.
4. Осуществлениезакупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которыедолжны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. заключениемконтракта. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок,разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировкиматериальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляетсяэкспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупкиорганизацией приемного контроля.
5. Контрольпоставок.Одной из самых значимых задач контроля поставок являетсяконтроль поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставоквключает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставокили опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки,а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовкабюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являютсяэкономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те илииные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
· затраты натранспортировку, экспедирование и страхование;
· затраты нагрузопереработку;
· затраты поконтролю за соблюдением условий договора поставки;
· затраты наприемку и проверку материальных ресурсов;
· затраты на поискинформации о потенциальных поставщиках.
7. Координация исистемная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием итранспортированием, а также с поставщиками. Это специфическая задача закупочнойлогистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системнойвзаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей споставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии. [4, с.193]
Выявление задач, целей ифункций закупочной деятельности позволяет более точно и правильно организоватьи спланировать снабжение на предприятии.
1.2Организация и планирование процесса снабжения. Определение метода закупок
Организация процесса снабженияпредусматривает:
· созданиеинфраструктуры процесса;
· созданиеорганизационной структуры управления снабжением.
Рассмотрим каждую из этихсоставляющих.
1. Инфраструктураснабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительногохозяйств. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения попереработке отходов производства и тарного хозяйства.
2. В основуопределения организационной структуры управления снабжением должны бытьположены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностьюподразделений. Это, прежде всего, малозвенность в управлении, гибкость,эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.
Существует 2 основныхварианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от другавозможностями реализации системного подхода к управлению материальными потокамив процессе обеспечения предприятия сырьем:
· централизованная;
· децентрализованная.
Как именно организованоснабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации завсе закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров можетбыть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовыеэкспедиторы, складские работники и. В крупной организации снабжением могутзаниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.
Если организация подходитк процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будутсамостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела (рис. 1).
Преимущества такогоподхода:
1. пользовательлучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;
2. возможность болеебыстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.
Недостаткидецентрализованных закупок:
1. решая оперативныевопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планированияорганизации в целом;
2. недостаточныйпрофессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;
3. ни одноподразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводитьфункциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортныеуслуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.

/>

Рис. 1 Децентрализованнаяформа организации управления снабжением
Как видно, задачи «что закупать»и «сколько закупать» решаются дирекцией по производству. Здесь жевыполняются работы по складированию закупленных предметов труда.
Задачи «у кого закупать»и «на каких условиях закупать» решаются дирекцией по закупкам. Здесь жевыполняются и перечисленные работы по снабжению, т.е. заключаются договоры,контролируется их исполнение. В результате функция управления материальнымпотоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена междуразличными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Для осуществленияцентрализованных закупок обычно организуется один отдел снабжения,сосредоточивающий все функции снабжения организации, что позволяет получитьопределенные выгоды:
1. объединение всехзакупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получитьскидки за большой заказ;
2. координациясвязанных между собой видов деятельности для сокращения затрат натранспортировку, хранение и обслуживание;
3. устранениедублирования операций и ненужных приемов;
4. наличие единойточки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации иуслуг;
5. концентрацияответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческогоконтроля (рис. 2).
/>
/>

Рис. 2 Централизованнаяформа организации управления снабжением
Данный вариантпредполагает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках. Такаяструктура создает широкие возможности логистической оптимизации материальногопотока на стадии закупок предметов труда.
Для того чтобы правильноорганизовать процесс снабжения на предприятии, необходимо знать методыпланирования снабжения, из которых можно выбрать конкретный метод или группуметодов для внедрения на предприятие и эффективного использования в дальнейшем.
Методы планированияснабжения на предприятии включает следующие основные системы: MRP I, MRP II, JIT, CIM, ERP и др.
MRP I («планирование потребностей в материалах») – система,состоящая из ряда логистически связанных процедур, правил и требований,синхронизированных во времени для каждой единицы компонентов, необходимых длявыполнения графика производства.
Цели данной системы:
· удовлетворениепотребностей в материалах, компонентах и комплектующих для планированияпроизводства;
· планированиепроизводственных операций, расписаний доставок, закупочных операций.
Система MRP I начинает свою работу с определения, сколько конечнойпродукции и в какие сроки необходимо произвести. Затем система определяет времяи необходимые объемы материальных ресурсов для удовлетворения потребностейпроизводственного расписания.
На выходе система даетнабор документов, в том числе схемы доставки материальных ресурсов поподразделениям, объемы и сроки поставок. Таким образом, MRP I запланировано «проталкивает» материальные ресурсы поподразделениям.
MRP II («планирование ресурсов производства») – это замкнутаясистема, относящаяся к детальному планированию производства, к финансовомупланированию себестоимости материалов и производственных затрат, а также кмоделированию хода производства. Эта система отличается от MRP I гибкостью планирования, обеспечивающих лучшую организациюпоставок и лучшую реакцию на изменение спроса. Важное место в MRP II занимают блоки прогнозирования спроса, размещения заказов и управлениезапасами. [10, с. 33]
В результатеиспользования данной системы сокращаются материальные ресурсы на складе,решаются задачи оптимизации материальных потоков и другие положительныеэффекты.
JIT (концепция «точно в срок»)характеризуется минимальными запасами, короткими логистическими цепями,взаимоотношением по закупкам с небольшим количеством надежных поставщиков иперевозчиков. [10, с. 36]
CIM (концепция «компьютеризированногоинтегрированного производства») – предполагает интеграцию всех подсистемсистемы управления (управление снабжением, проектированием и подготовкой производства,транспортно-складскими системами и т.д.) [10, с. 37]
ERP («планирование ресурсовпредприятия») – включает в себя усовершенствование планирования и составлениерасписаний, окончательное планирование ресурсов, управление данными об изделиии т.д. Главная задача ERP-системы– добиться оптимизации (по времени и ресурсам) перечисленных процессов. [10, с. 38]
Когда сформирована ивыбрана форма организации и планирования снабжения, руководство предприятияпринимают решение о выборе метода закупок.
Выбор метода закупокзависит:
· от сложностиконечного продукта;
· от составакомплектующих изделий и материалов.
Можно рассмотретьнаиболее часто используемые методы.
1. Закупка товара однойпартией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз(оптовые закупки).
Его преимущества:простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенныеторговые скидки.
Недостатки: большаяпотребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупкимелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количествотоваров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.
Преимущества таковы:ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мерепоступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений;сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется толькозаказ на всю поставку.
Недостатки: вероятностьзаказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенногов заказе.
3. Ежедневные(ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широкоиспользуется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары.Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующиесведения:
· полный переченьтоваров;
· количествотовара, имеющегося на складе;
· требуемоеколичество товаров.
Преимущества: ускорениеоборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение;своевременность поставок.
4. Получение товара помере необходимости.Этот метод похож на регулярную поставку товаров, нохарактеризуется следующими особенностями:
· количество неустанавливается, а определяется приблизительно;
· поставщики передвыполнением каждого заказа связываются с покупателем;
· оплачиваетсятолько поставленное количество товара;
· по истечениисрока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые ещетолько должны быть поставлены.
Преимущества: отсутствиетвердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборотакапитала; минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара снемедленной сдачей. Сфера применения этого метода − покупка нечастоиспользуемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товарзаказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток этого метода −в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформлениядокументации при каждом заказе, измельченностью заказов и множествомпоставщиков.
Организация и планированиеснабжение, а так же выбор метода закупок не возможны без сопутствующегоинформационного обеспечения закупочной деятельности предприятия.
1.3Информационное обеспечение закупочной деятельности промышленного предприятия
В совершенствовании деятельностипромышленного предприятия, с информационно-логистической точки зрения,важнейшее значение имеет управление закупочной деятельностью. А чтобы данноеуправление было эффективным, необходимо бесперебойное продвижениеинформационных потоков, корректность их содержания и структуры, своевременностьи т.п. Другими словами, успешное управление закупочной деятельностью напредприятии зависит от наличия в соответствующих организационных ячейках и навсех уровнях управления точной и оперативной информации.
В конце 60-х гг. XX в., американскими экономистами былопредложено рассмотреть в комплексе производственные, снабженческие и сбытовыеподразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервыепозволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (приизменении потребностей, корректирования заказов, нехватке ресурсов, отказахоборудования). [10, с. 32]
Стремительное развитие(особенно в последние годы) информационных технологий создало основы длясоздания и применения эффективных информационных систем. Современные решениябазируются на компьютерных технологиях накопления, обработки, передачи ипредставления данных.
Информационноеобеспечение закупочной деятельности на предприятия представляет собойдеятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и являетсяинструментом интеграции элементов системы логистического управления закупочнойдеятельностью. [9, с. 182]
Информационноеобеспечение не возможно без информационных систем.
Информационные системы – этокомбинация взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают и хранятисходные данные и распределяют информацию так, чтобы с ее помощью приниматьрешения, контролировать их выполнение и координировать деятельностьпредприятия. Информационные системы построены на основе инфраструктуринформационных технологий, включающих компьютеры и программное обеспечение. [6,с. 122]
Технологии информационныхсистем могут дать предприятию следующие основные преимущества:
1. Снижение затрат иповышение эффективности за счет упрощения процессов закупок и высвобождениявремени сотрудников службы закупок, в результате чего они могут заниматьсяработой, добавляющей более высокую ценность.
2. Быстрый и болеелегкий доступ к наиболее важным данным в режиме реального времени помогаетпринимать обоснованные решения.
3. Благодарясокращению времени на административную и тактическую деятельность в процессепоставок работники могут уделять больше времени стратегическим инициативам иболее сфокусированной работе с важными поставщиками и основными проектами попоставкам.
4. В масштабах всегопредприятия, системы позволяют контролировать расходы. [6, с.125]
Переход с ручных системна автоматизированные повышает точность информации. Вследствие чего могут бытьснижены запасы (например, резервный запас), сокращение случаев дефицитов,снижение затрат на ускорение выполнения заказов и т.д.
Все информационныесистемы основаны на электронном обмене данными (EDI) – это вариант, облегчающий проведение документации встандартизированной электронной форме, осуществляемой непосредственно междукомпьютерным приложением в одной организации и аналогичным приложением вдругой. [5, с. 53]
Использованиеинформационных систем приводит к автоматизации закупочной деятельности, чтопредставлено на рисунке 3. [7, с. 130]
/>/>

Рис. 3 Схемаавтоматизированной системы закупок

На российских изарубежных предприятиях для информационного обеспечения закупочной деятельностииспользуются следующие основные программные комплексы:
1. «Галактика».Комплексная информационная система (КИС) «Галактика» предназначена дляавтоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних икрупных предприятий. Основные ее блоки: «Контур логистики», «Контур управленияпроизводством», «Финансовый контур» и др. В состав «Контура логистики» входятследующие модули: «Управление снабжением», «Управление договорами», «Складскойучет», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели».[10, с. 95]
Реализованные в системе функции(рис. 4) позволяют автоматизировать:
· определениеобъемов и направлений материальных потоков;
· организациюскладского хозяйства;
· организациюперевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктамназначения и т.д.
/>

/>

Рис. 4 Схема единогоинформационного пространства

В составе «Контуралогистики» все задачи решаются комплексно, это является основным преимуществомего использования для управления закупочной деятельностью. По мнениюспециалистов в области управления логистической деятельностью на предприятии,«Контур логистики» системы «Галактика» отличается функциональной полнотой иудобством эксплуатации.
2. «1С-Логистика:Управление складом». Данный программный продукт предназначен для автоматизацииуправления складским хозяйством предприятия. При ее использовании уменьшаетсяколичество ошибочных складских операций, повышается точной и оперативностьучета товара, уменьшаются затраты на заработную плату складских работников ит.д. Система поддерживает работу с различными типами оборудования: принтерамиэтикеток, сканерами штрих-кода и др. [10, с. 149]
3. «Фолио». Данныйпрограммный продукт отличается большой функциональной полнотой. Он включает всебя: «Фолио-WinСклад», «Фолио-ЛогистикСклад», «Фолио-ЗаказПоставка»,«Фолио-Интернет-Заказ» и т.д. Программный модуль «Фолио-ЗаказПоставка»автоматизирует работу отдела закупки и отдела логистики. В функциональномсмысле представляет собой систему, отслеживающую цепочку поставок от заказапоставщику до прихода на склад. Преимущества: поддержка полного цикла документооборота,подбор поставщиков по нескольким критериям (цена, сроки, качество, надежность),возможность консолидации и подачи заявок в разной форме. [10, с. 68]
/>4. «Oracle». В данной системе находится модуль «Закупки», которыйпредставляет собой интегрированное программное решение для учета данных опоставщиках, ведения информации о заявках и заказах предприятия, а также дляуправления процессом поступления сырья и ресурсов. Данный модуль позволяетвести базу данных поставщиков, автоматизировать работу с заявками наприобретение, управлять процессом получения сырья и материалов. [10, с. 240]
Здесь рассмотрены тольконаиболее известные программные продукты отечественных и зарубежныхпроизводителей, которые уже достаточно широко внедрены в бизнес-практику, а насамом деле их ассортимент гораздо шире и продолжает увеличиваться.
На любом предприятиинеобходимо оценивать степень эффективности использования информационногообеспечения закупочной деятельности, также необходимо знать, какие программныепродукты существуют и как, по возможности, внедрить их. От этого зависятотношения с поставщиками предприятия, а также целесообразный их поиск и выбор.
1.4 Поиски выбор поставщиков
Выбор поставщиков играеточень важную роль в деятельности предприятия. Для того чтобы фирма получалаприбыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойностьпоставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками,эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.
Решение о размещениизаказа определенного объема у того или иного поставщика должно приниматься наоснове совокупности критериев, разрабатываемых каждой компанией для своегопроизводства.
Все критерии, применяемыепри оценке потенциального поставщика, классифицируются на три группы –техническую, организационно-экономическую и психологическую. [8, с. 95]
Техническая группакритериев включает оценки потенциальных поставщиков:
· производственнаямощность поставщика;
· соответствиесовременному уровню технологии;
· комплектностьпоставляемой продукции и возможные нарушения;
· развитостьинфраструктуры (транспорт, информационные системы);
· ассортиментпоставляемой продукции, т.е. возможности поставщика;
· наличие дефектовв продукции (оценка постоянства качества).
Организационно-экономическаягруппа критериев включает в себя:
· доступностьпродукции (наличие продукции на различных складах);
· условия доставкипродукции (выбор транспортного средства);
· сроки поставки иусловия оплаты продукции;
· удаленность поставщика;
· финансовоеположение поставщика (долги, кредиты, грань банкротства);
· организациялогистики;
· стабильностьстиля поставки (восприятие продукции потребителем).
Психологическая группакритериев включает в себя:
· надежностьпоставщика (честность, порядочность и т.д.);
· предыдущаяистория поставщика, его репутация (период существования поставщика на рынке вусловиях конкуренции);
· местонахождениепоставщика (климатические и другие условия расположения потенциальногопоставщика);
· договорная дисциплина(выполнение своих обязанностей).
Информацию поперечисленным критериям выбора поставщика не всегда удается получить употенциальных поставщиков, поэтому необходимо прибегать к услугам предприятий,владеющих определенными данными, характеризующими поставщика.
Одним из важных вопросовпри работе с потенциальными поставщиками является принятие альтернативногорешения:
· иметь одногопоставщика на условиях прямых длительных производственно-хозяйственных связей;
· сотрудничать снесколькими источниками материально-технических ресурсов. [8, с. 103]
Оба варианта решения этойпроблемы имеют, соответственно, положительные стороны и целый ряд преимуществ,представленных в таблице 1. [11, с. 337]
Таблица 1 Преимуществапри выборе одного или нескольких источников снабженияОдин поставщик Несколько поставщиков 1. Долгосрочный контакт может исключать возможность разделения заказа 1. Решение проблемы при появлении срочных и объемных заказов 2. Поставщик является эксклюзивным обладателем патентов 2. Повышение гарантий снабжения за счет использования нескольких источников 3. Поставщик удовлетворяет критериям качества продукции и стоимости 3. Значительное снижение зависимости потребителя от поставщика 4. Объем заказа достаточно мал, и нецелесообразно делить его между поставщиками 4. Возможность предоставления дополнительных сервисных услуг 5. Концентрация закупок может привести к соответствующим скидкам 5. Гибкость снабжения и снижение риска несвоевременности поставок продукции
Для поиска потенциальныхпоставщиков могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса,размещение рекламы в Интернете, изучение каталогов, объявлений в СМИ, посещениевыставок и ярмарок, переписка и личные контакты с возможными поставщиками, обращениек специальным посредникам. Наиболее распространенными и эффективными методамиполучения и оценки предложений от потенциальных поставщиков являются конкурсныеторги и письменные согласования между поставщиками и потребителями. [4, с. 196]
Основной показательпрофессионализма любого специалиста по закупкам – знание источников. Аинструменты, к которым наиболее часто прибегают эти специалисты в настоящеевремя, — онлайновые поиски, электронные каталоги и веб-сайты компании. К другимисточникам этого рода относятся профессиональные журналы, рекламные объявления,переговоры с торговыми представителями, коллегами, профессиональные контакты исобственные учетные документы отдела продаж.
В отборе источниковинформации следует руководствоваться правилами:
1. Нельзяограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубиныпредоставляемой им информации.
2. Как минимум 1 изиспользуемых источников должен быть независимым.
После принятия решения овыборе поставщика осуществляется работа с ним. Проводится подготовка и планированиепереговоров; знакомство с торговыми представителями поставщика и анализпредлагаемых условий; обсуждение технических условий с указанием типа,количества, качества и цены продукции, места и времени исполнения заказов,условий обслуживания и гарантийных обязательств. Как правило, на начальнойстадии работы с поставщиками практикуется вариант проведения пробных заказов,по результатам которых проводится оценка способности поставщика по обеспечениюпотребности потребителя в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В дальнейшемосуществляется оперативная работа в различных режимах, используемых наконкретном предприятии. [8, с. 105]
Таким образом, сущностьзакупочной деятельности предприятия будет складываться из самого процессаснабжения и выбора оптимального метода закупки, а также из поиска и выборапоставщиков ресурсов и сырья для данного предприятия, и все это необходиморассматривать в разрезе с информационным обеспечением закупочной деятельностиданной фирмы.
Все эти составляющиезакупочной деятельности важны для каждой организации, и их подробноерассмотрение необходимо совместить с эффективным применением на практике.

2. Анализзакупочной деятельности на предприятии ООО «КБЕ»2.1 Организационная структура и описание вида деятельностипредприятия ООО «КБЕ»
Организационно-правоваяформа предприятия – общество с ограниченной ответственностью «КБЕ». «Обществомс ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники общества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов».[2, ст. 87]
Предприятиезарегистрировано 25 сентября 2003 года.
Адрес ООО «КБЕ»: г. Новошахтинск,ул. Калинина, стр. 10/1.
Даннаяорганизация занимается производством металлопластиковых конструкций иограждений.
Это требует наличияследующих комплектующих материалов:
1. профильпластиковый;
2. металлопрокат;
3. стекло;
4. запорнаяарматура;
5. фурнитура;
6. расходныематериалы.
Ассортимент продукции:оконные и дверные рамы, витражи, витрины, офисные перегородки, зимние сады,теплые крыши, теплицы и т.п.
В зависимости от заказовпотребителей возможны вариации изделий по следующим параметрам:
· по площади (безограничений);
· по количествустепеней открывания (1, 2 или 3);
· по форме контуров(прямые или фигурные);
· по виду стекла(простое, тонированное, бронированное и т.п.) и т.д.
На предприятии ООО «КБЕ»находятся производственный и сборочный цеха. Производственный цех занимаетсяизготовлением фурнитуры и запорной арматуры. Наличие остальных комплектующихматериалов обеспечивается поставщиками, с которыми взаимодействует данноепредприятие.
Предприятием ООО «КБЕ»осуществляются следующие виды деятельности:
· производственнаяи сборочная деятельность металлопластиковых конструкций и ограждений;
· осуществлениенеобходимых мероприятий по рекламе своих услуг;
· участие иорганизация выставок;
· заключениехозяйственных и иных договоров в пределах своей компетенции;
· соблюдениетребований к качеству продукции.
Деятельность предприятияосуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективныепланы, а также годовые и текущие утверждаются руководством ООО «КБЕ».
Структура управленияпредприятием должна удовлетворять таким требованиям:
· соответствоватьфункциональному содержанию процесса управления предприятием;
· обеспечиватьпланомерное развитие управляемой системы;
· обладатьвозможностями для внедрения в практику достижений науки и передового опыта.
На структуру управленияоказывают влияние численность сотрудников, подчиненных одному руководителю,объем товарооборота, специализация, количество структурных подразделений.
Организационная структурапредприятия ООО «КБЕ» представлена в приложении 1.
Такимобразом, на предприятия ООО «КБЕ» работает следующий персонал, представленный втаблице 2.
Таблица2 Наличие персонала на предприятии ООО «КБЕ» по состоянию на 31 января 2010 г.
Должность
Количество человек Директор 1 Заместитель директора 1 Юрист 1 Главный бухгалтер 1 Менеджер по снабжению 2 Менеджер по сбыту 2 Начальник производственного цеха 1 Начальник сборочного цеха 1 Главный технолог 1 Бухгалтер-кассир 1 Заведующий складом 1 Сменные мастера производственного цеха 2 Сменные мастера сборочного цеха 2 Механик по обслуживанию цехов 1 Рабочие склада 5 Рабочие производственного цеха 4 Рабочие сборочного цеха 6
Подсобный персонал:
Охранники
Уборщицы
4
4
Общая численность
41
На предприятии находятсяследующие участки производства и сборки металлопластиковых конструкций:
1. Участок заготовки
2. Участок сваркиизделий из ПВХ
3. Участок зачисткиуглов изделий из ПВХ
4. Участок установкиимпостов и уплотнительной резины
5. Участокпроизводства фурнитуры
6. Участокпроизводства запорной арматуры
7. Участок установкифурнитуры
8. Участок установкиготовых стеклопакетов
Участки производствафурнитуры и запорной арматуры относятся к производственному цеху, остальные ксборочному.
Так же к заводу ООО «КБЕ»прилегает склад, который взят в аренду, площадью 120 м2.
Предприятие выпускаетпродукцию семь дней в неделю. Рабочие трудятся в две смены, включая подсобныйперсонал. С недавнего времени была внедрена улучшенная линия обработкиметаллопластиковых профилей фирмы Schuring (Германия) мощностью 20-30 окон всмену. На линии сборки металлопластиковых дверей выпускается 10-15 изделий всмену. Остальные линии выпускают перегородки и другие виды металлопластиковыхконструкций (под заказ потребителя), в количестве 10 изделий в смену.
Количество произведеннойпродукции за весь период деятельности данной компании представлен на таблице 3.
Таблица 3 Объемпроизведенной продукции ООО «КБЕ» за период с 2004 г. по 2009 г., тыс. шт.
Изделия
2004
2005
2006
2007
2008
2009 Металлопластиковые окна 4,2 4,5 4,9 5,1 5,8 6,6 Металлопластиковые двери 2,3 2,1 2,2 2,1 3,1 4,0 Другие виды м/п конструкций − − − 1,3 1,8 2
Итого 6,5 6,6 7,1 8,5 10,7 12,6
Данная таблицасвидетельствует об увеличении объема производимых металлопластиковыхконструкций и ограждений с каждым годом.
В целом, предприятиеработает стабильно и продолжает наращивать объемы своего производства,совершенствуя не только производственную, складскую, сбытовую деятельность, нои закупочную, уделяя ей должное внимание.
От организационнойструктуры и вида деятельности предприятия зависит степень использованиялогистики и информационного обеспечения в управлении закупочной деятельностьюи, соответственно, материальными потоками на данном предприятии.
2.2 Оценкастепени использования логистики и информационного обеспечения в управленииматериальными потоками на предприятии ООО «КБЕ»
 
Для более четкого искоординированного взаимодействия на предприятии ООО «КБЕ» были внедреныследующие программные комплексы
1. «1С-Логистика:Управление складом»
2. «Oracle»
«Oracle» используется отделом снабжения относительно недавно.Программа была внедрена в конце 2007 года, что позволило автоматизировать процессзакупки и снизить затраты, по сравнению с предыдущими годами, что видно изрисунка 5.
/>
Рис. 5 Снижение затрат сиспользованием КИС «Oracle»

Из данного рисунка видно,что до 2007 года были высокие затраты, включающие в себя заработную платусотрудников (до использования системы «Oracle» на предприятии находилось почти вдвое большерабочих), также оплату аренды основного помещения и склада, платежи заэлектроэнергию, воду и прочие расходы. После внедрения системы идет снижениесуммы затрат, что также можно проследить на рисунке 5. Использование системыпозволило сократить численность работников, занятых как в отделе снабжения, таки в отделе сбыта, складской персонал, уменьшить количество сотрудников аппаратауправления, полностью автоматизировав их деятельность.
«1С-Логистика: Управлениескладом» используется отделом сбыта (так как из организационной структурыданного предприятия видно, что складское хозяйство подчиняется именно этомуотделу), и частично отделом снабжения – в фазе закупки, когда материалы иресурсы приобретены, и их необходимо разместить на склад.
Для повседневныхопераций, выполняемых службой снабжения на предприятии ООО «КБЕ», используютсяразнообразные технические средства, в том числе факс-аппараты и электроннаяпочта. Это позволяет наладить более четкую работу по снабжению предприятияресурсами и эффективному взаимодействию с поставщиками, так как в настоящеевремя практически все поставщики пользуются системой EDI (электронная передача данных).
С помощью факс-аппаратови электронной почты предприятие ООО «КБЕ» осуществляет переговоры споставщиками, отправляя заказы на необходимые материалы и ресурсы, оформляя ихв электронном виде. Так же данные технические средства используются дляпринятия заявки на готовую продукцию от посредников, занимающихся покупкой иреализацией изделий данной компании. Эти заявки также принимаются в электронномвиде и обрабатываются сотрудниками отдела сбыта. После этого информация онеобходимых металлопластиковых конструкциях поступает в отдел снабжения, аоттуда на производство.
Действующий напредприятии ООО «КБЕ» программный комплекс «Oracle» позволяет свести к минимуму бумажныйдокументооборот, тем самым позволяя сократить издержки и время на обработкузаказов или заявок.
В связи с тем, чтопредприятие уделяет все больше внимания на автоматизацию некоторых процессовснабжения, это позволяет избавиться от ненужных повторных работ, параллельныеработы объединить в одну, снижаются затраты и ускоряется весь процесс закупки. Данныепреимущества ведут к ускорению оборачиваемости капитала и, соответственно, кполучению большей прибыли.
От степени использованиялогистики и информационного обеспечения закупочной деятельности на предприятииООО «КБЕ» зависит его дальнейшая политика в области организации закупок иработы с поставщиками и посредниками. Это одни из самых основополагающихдеятельностей данного предприятия, которые будут влиять на эффективность нетолько закупочной деятельности, но и работу всего предприятия в целом.
2.3Организация закупок и формы связей предприятия с поставщиками и посредниками
Предприятие ООО «КБЕ»производит металлопластиковые конструкции и ограждения. Это требует наличияследующих комплектующих материалов:
1. профильпластиковый;
2. металлопрокат;
3. стекло;
4. запорнаяарматура;
5. фурнитура;
6. расходныематериалы.
Сырьеваябаза производства обеспечивается следующими поставщиками:
· Стекло – ОАО«Стекольщик», г. Москва и ОАО «Дунган», г. Брянск.
· Профильпластиковый и металлопрокат – ООО «Завод полимерных конструкций», г.Зеленоград.
· Расходныематериалы (клеевая основа, различные крепежные материалы) – ЗАО «Терморос», г.Шахты.
Остальные комплектующие(фурнитура, запорная арматура) производятся на самом предприятии ООО «КБЕ».
Предприятие ООО «КБЕ»пользуется услугами посредников только для приобретения расходных материалов,то есть ЗАО «Терморос», г. Шахты является единственным посредником данногопредприятия. Остальные материалы приобретаются непосредственно у производителейпродукции.
Как видно изорганизационной структуры (приложение 1), у данного предприятия отсутствуетсвой автопарк, поэтому при заключении контракта с поставщиками и посредникамиобязательным условием является доставка материала до склада предприятия. Этоприводит к еще большей зависимости от поставщиков, так как повышается риск сбояпоставки материалов.
Взаимодействием с даннымипоставщиками материалов занимается отдел снабжения, в котором работают дваспециалиста. Их обязанности распределены, но, тем не менее, они должны сотрудничатьи вместе решать возникающие проблемы. Каждый из них обеспечивает необходимыепредприятию сырье и материалы. Так один менеджер по закупкам занимаетсяорганизацией поставок стекла из двух городов: Москва и Брянск. А другойорганизует поставку металлопластикового профиля и металлопроката из городаЗеленограда, и расходных материалов из города Шахты. Это облегчает процесссотрудничества с ними и повышает степень контроля над всем сбытовым процессом.
Предприятиевзаимодействует с данными поставщиками относительно недавно. В работе с ними иногдаприсутствовали задержки в поставке материалов, но, в целом, поставка происходитисправно и с тем количеством, которое предприятие заказывает.
В целом, организациязакупок и пополнение ресурсов для производства металлопластиковых конструкций иограждении на предприятии ООО «КБЕ» происходит следующим образом: в начале, спроизводственного и сборочного цеха, а также с отдела сбыта в отдел снабжения вэлектронном виде (по системе «Oracle»)поступает заявка на приобретение материалов. Менеджеры по снабжению собираютинформацию о наличии данного материала и делают запрос на склад.
Предприятие ООО «КБЕ»осуществляет пополнение материала 1 раз в неделю от всех поставщиков. То есть,отдел снабжения планирует объем заказа такой, чтобы хватило материала дляпроизводства продукции на одну неделю, с возможной покупкой дополнительныхпартий материала, в случае непредвиденных заказов на готовую продукцию.
Далее, после того какзаявка была обработана, формируется заказ. Он заносится в специальные формы «Oracle» и направляется поставщику.
Системой «Oracle» пользуются только два поставщикаматериалов. Остальным двум заказ на покупку материалов направляется поэлектронной почте или факсом.
Поставщик доставляетзаказ на склад данного предприятия, где осуществляется проверка по количеству ивыборочная проверка по качеству продукции, и поступившие материалы заносятся вбазы данных.
На склад, тем временем,приходит заявка с цехов на получение материалов в производство. Происходитформирование партии определенного количества и номенклатуры и направляется впроизводство.
Из данной организациизакупок и взаимодействия с поставщиками видно, что отдел снабжения принимаетзаявки на материалы и сырье от производственных и сборочных цехов, а так же заявкуна готовую продукцию от покупателей посредством отдела сбыта. Значение отделаснабжения в данной ситуации очень велико. Двум специалистам необходимо решатьне только на каких основаниях и у кого закупить, но и как эффективней этосделать, чтобы избежать ненужных затрат и повысить прибыль данного предприятия.
Организация закупок и вцелом вся закупочная деятельность предполагает наличие специальных показателей,рассчитав которые можно определить: эффективно работает логистика напредприятии или нет, и принять необходимые меры.
2.4 Анализпоказателей эффективности закупочной деятельности на предприятии ООО «КБЕ»
Научность логистикиснабжения подразумевает выполнение подробных расчетов, проведение анализа всехпоказателей, характеризующих движение материального потока на предприятии.
Можно рассмотретьосновные показатели, применяемые для характеристики состояния закупочнойлогистики на предприятии ООО «КБЕ»:
1. Средний запас наскладе (Зср). Рассчитывается по формуле среднейхронологической:
/>, (1)
где, Зср1 –средний запас за первый период;
Зн – запас на начало первого периода;
Зк – запас на конец первого периода.
Средний запас занесколько периодов (Зсрn) определяется как средняя арифметическая из средних запасовза каждый из периодов:

/>, (2)
2. Готовность кпоставке (Гп). Данный показатель используется предприятием,как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса,оказываемого поставщиком.
/>, (3)
где, Чвз– число выполненных заказов;
Чо – общее число поступивших заказов.
3. Производительностьтруда (П). Рассчитывается на предприятии по следующей формуле:
/>, (4)
где, О – объемработы в единицах времени;
Ч – число работников, выполнившихданную работу.
4. Трудоемкость (Те).Данный показатель является обратным показателю производительность труда ирассчитывается по формуле:
/>, (5)
где, Тнорм– нормативное время выполнения работы;
О – объем работы в единицах времени.
5. Материалоемкость(МП). Для расчета данного показателя используется следующая формула:

/>, (6)
где, РМ – расходматериалов за период;
П – объем произведенной продукции запериод.
6. Текущий запас (Зтек).Рассчитывается на предприятии по формуле:
/>, (7)
где, Пс –среднесуточный объем потребления (единиц в день);
Тмп – интервал времени между поставками(дни).
7. Страховой запас (Зс).Рассчитывается совместно с текущим по следующей формуле:
/>, (8)
где, Пс –среднесуточный объем потребления (единиц в день);
Тзп – время задержки поставки (дни).
8. Сезонный запас (Зсез).Используется на предприятии только в сезонное время – лето, так как по проведенныммаркетинговым исследованиям, наибольший спрос на металлопластиковые конструкцииименно в это время года. Рассчитывается по следующей формуле:
/>, (9)
где, Псс– среднесуточное потребление единиц в день в сезонном периоде;
Тс – продолжительность сезонногопериода.
9. Затраты напополнение запаса (Срз) – это расходы материальных,финансовых и других ресурсов, необходимых для оформления и получения заказа.Рассчитывается по формуле:
/>, (10)
где, S – объем потребности в запасе;
Q – размер заказа (единиц);
А – затраты на выполнение одногозаказа (в рублях).
Величина Авключает в себя расходы на:
− подготовкузаказа;
− ведениепереговоров;
− представительскиерасходы;
− оформлениезаказа;
− контроль надвыполнением заказа;
− на приемку заказаи т.д.
Величину А можнорассчитать по следующей формуле:
/>, (11)
где, Оор– совокупные годовые затраты, связанные с выполнением заказов (в рублях);
Nq – число выданных за год заказов.
Так же на предприятиииспользуются показатели, характеризующие интенсивность работы склада. Ихиспользуют в своей деятельности как отдел сбыта, так и отдел снабжения.
10. Грузооборотсклада (Г) – показатель, характеризующий мощность склада:

/>, (12)
где, Q – количество тонн, поступивших насклад за период времени Т;
Т – продолжительность периода времени.
16. Удельный грузооборотсклада (Гуд). Используется вместе с показателем грузооборотасклада и характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2:
/>, (13)
где, Г –грузооборот склада;
S – площадь склада.
Предприятие используеттакже показатели, характеризующие уровень сохранности груза:
17. Число случаевхищения товаров.
18. Число случаев порчи товаровпо вине работников склада.
Это основные показатели,с помощью которых можно охарактеризовать эффективность закупочной деятельностина предприятии ООО «КБЕ».
На основании данныхтаблицы 4, можно рассчитать показатель готовности к поставке поставщиков сырьяи материалов за 2009 г. по формуле (3).
Из таблицы 4 видноколичество выполненных и поступивших заявок поставщикам материалов отпредприятия ООО «КБЕ». Подставив данные в формулу (3) получаем:
/> − готовность к поставке ОАО «Стекольщик»
/> − готовность к поставке ОАО «Дунган»
/>− готовность к поставке ООО «ЗПК»
/>− готовность к поставке ЗАО «Терморос»
Таблица 4 Количествопоступивших и выполненных заказов поставщиками предприятия ООО «КБЕ» за 2009г., шт.
Поставщик
Поступившие заказы
Выполненные заказы
Стекло
ОАО «Стекольщик»
ОАО «Дунган»
40
40
39
40
Профиль м/п
ООО «Завод полимерных конструкций» 41 41
Расходные материалы
ЗАО «Терморос» 20 19
Из этого можно сделатьвывод, что наиболее надежными поставщиками являются ОАО «Дунган» и ООО «Заводполимерных материалов».
Можно рассчитать текущийзапас стеклопакетов на складе по формуле (7). Среднесуточный объем потреблениястеклопакетов и профиля по 25 изделий, запорной арматуры в общей сложности 125штук, интервал времени между поставками 7 дней, следовательно,
/>
/>
/>
Таким образом, для того,чтобы поддерживать бесперебойность производства, необходим запас стекла ипрофиля в размере 175 сборочных единиц, запорной арматуры в размере 875 единиц.
Рассчитывая показателиэффективности закупочной деятельности, можно не только оценить ее состояние, нои попытаться усовершенствовать некоторые аспекты процесса снабжения.
Таким образом, проанализировавзакупочную деятельность на предприятии ООО «КБЕ», оценив степень использованиялогистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками,описав организацию закупок, можно внести некоторые предложения посовершенствованию процесса снабжения на предприятии.

3.Совершенствование закупочной деятельности ООО «КБЕ» на принципах логистики
 
Из описания предприятия ивида его деятельности, можно сделать вывод о том, что оно существует на рынкепроизводства металлопластиковых изделий относительно недавно. Но за это времяоно успело нарастить объемы своего производства почти в два раза. Это говорит отом, что предприятие постоянно совершенствуется и ищет все новые способыминимизации затрат и, в целом, оптимизации всего производственного процесса.
Проанализировавзакупочную деятельность предприятия, можно предложить ряд рекомендаций, которыепомогут оптимизировать некоторые ее процессы.
Из организационнойструктуры видно, что на предприятии существует два отдела, непосредственнозанимающиеся логистикой. Отдел сбыта – распределительной, отдел снабжения –закупочной. Складское хозяйство подчиняется отделу сбыта и напрямую не связанос отделом снабжения. Для более эффективного взаимодействия этих подразделенийпредлагается связать склад и с отделом снабжения, как показано на рисунке 6.Это сделает сотрудничество более гибким, а работу эффективнее.
/>

Рис. 6 Предложение по изменениюв организационной структуре предприятия ООО «КБЕ»

Информационноеобеспечение в управлении материальными потоками на предприятии ООО «КБЕ»представлено двумя программными комплексами:
1. «1С-Логистика:Управление складом»
2. «Oracle»
Первая программа отвечаетза складское хозяйство предприятия и ведет учет всех материалов и готовойпродукции, поступающих склад. Система «Oracle» автоматизирует закупочную деятельность и всепроцессы, связанные с ней (подготовка и отправка заявок, учет данных опоставщиках, управление процессом получения сырья и материалов). Но для каждойсистемы необходимо обслуживание специалистов. Эти затраты можно минимизировать,если поставить единую комплексную программу, которая будет включать в себя исклад, и закупки. Это комплексная информационная система «Галактика», в которуюпомимо ее основных модулей, входят модули «Управление снабжением», «Управлениедоговорами», «Складской учет», «Управление сбытом», «Поставщики и получатели». Этопозволит держать в единой системе всю информацию, которая находилась раньше надвух программных комплексах. При этом, в системе «Галактика» присутствует многоновых блоков, которых нет ни в «1С-Логистика: Управление складом», ни в системе«Oracle».
Также, поставщики, скоторым взаимодействует ООО «КБЕ», имеют КИС «Галактика», что существеннооблегчит ведение переговоров и отправку заявок на получение материальныхресурсов и позволит избежать ненужных затрат, как это было бы с системами«1С-Логистика: Управление складом» и «Oracle».
Реализованные в системефункции позволяют автоматизировать:
· определениеобъемов и направлений материальных потоков;
· организациюскладского хозяйства;
· организациюперевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктамназначения и т.д.
В составе «Контуралогистики» все задачи решаются комплексно, это является основным преимуществомего использования для управления закупочной деятельностью. При этом, по мнениюспециалистов в области управления логистической деятельностью на предприятии,«Контур логистики» системы «Галактика» отличается функциональной полнотой иудобством эксплуатации.
Система легка в обращениии способна адаптироваться под любое предприятие, так как имеет для этого рядспециальных настроек. Обслуживание не требует ежемесячного присутствияспециалиста, настройка производится один раз в три месяца, что существенносократит затраты.
Преимущества КИС«Галактика» очевидны. Ее использование всеми управленческими подразделениями(отдел закупки, отдел сбыта, склад и др.) повысит эффективность ихвзаимодействия, позволит избежать ненужных бумажных работ, автоматизировав их,поможет вывести логистическую деятельность на новый, более совершенный уровеньобслуживания как потребителей готовой продукции (здесь система призванаоптимизировать цикл работ предприятии по обработке заказов), так и внутреннегообеспечения материалами и ресурсами, необходимых для производства изделий, и, вцелом, повысит общую корпоративную культуру предприятия ООО «КБЕ».
Проанализировавдеятельность складского хозяйства, видно, что на предприятии сложно проходитучет как поступивших материалов, так и готовой продукции. Очень много времениуходит на оформление продукции в системах баз данных, их занесение и описаниезачастую происходят вручную. Это не эффективно с точки зрения логистическогоуправления на предприятии.
Решить данную проблемуможно с помощью использования на складе системы штрих-кодирования.Штрих-кодирование дает следующие преимущества: однажды промаркировав товар,можно на всех этапах приходования, хранения, отпуска товара значительно снижатьвероятность ошибок и увеличивать скорость обработки данных. Маркировку(нанесение штрих-кода) можно наносить путем использования принтеров для печатиэтикеток с штрих-кодом с последующей наклейкой их на упаковку.
Считывание информации спродукции производится специальными сканерами, подключенными непосредственно ккомпьютеру. Информация передается в виде последовательности цифр.
Таким образом, очевидно,что данная система обеспечит значительное повышение качества учета движениятовара на всех этапах как складской, так и взаимосвязанными с ней закупочной исбытовой логистики – погрузке, разгрузке, приемке и отпуске, хранении,внутрискладском перемещении.
На сегодняшний моментлишь немногие компании используют инструмент «Бережливого производства» — систему«5С». Хотя ее внедрение, как показывает практика других предприятий, повышаетне только качество продукции, но и самой организации производства в целом. «5С»− это инструмент организации рабочего места для эффективного исполненияфункций. Упрощенно «5С» можно представить, как повышение эргономики рабочегоместа. Инструмент «5С» состоит из пяти шагов:
1. «Сортировать»;
2. «Создать свои места»;
3. «Содержать вчистоте»;
4. «Стандартизировать»;
5. «Соблюдать, стимулироватьи «совершенствовать»;
Не требует значительныхинвестиций, так как большая часть мероприятий «5С» − организационные.
Чтобы организовать ивнедрить данную систему на предприятии ООО «КБЕ», необходимо составить планмероприятий.
Для данного предприятияможно составить следующий план:
Для начала необходимопоказать работникам, что это действительно им необходимо. Для этого можнопровести первичное обучение и разъяснение всей ситуации. Далее составляетсяпроект.
Проект: Организациярабочих мест по системе 5С, визуальное управление, организационная иоперационная стандартизация.
Длительность проекта: 14дней.
Ресурсы: Аудитория,проектор, экран, бумага А3, карандаши и маркеры.
Группа: Тренер, мастера ирабочие цеха, начальники и руководители отделов, руководитель предприятия илиего заместитель.
Объем теории: 20-33%
Объем практики: 67-80%
Цели предприятия:
1. Снижение затрат на 11%;
2. Повышение пропускнойспособности складов в 2,2 раза;
3. Снижение брака на 30%.
Деловые игры иупражнения:
− Упражнения «5С»
− Деловая игра«Визуализация»
− Упражнения «длячего нужна стандартизация»
Результаты проекта: Овладениекомандой базовыми методиками «Бережливого производства», создание одного илинескольких образцовых по эргономике рабочих мест, являющихся эталоном дляизменения на производстве, с применением визуального управления иорганизационных и операционных стандартов. Сюда также можно внести выработанныегруппой предложения, и сколько из этих предложений внедрено за время проекта.
Затраты на реализациюпроекта:
Реализация мероприятий –14500 рублей;
Поощрение работников –60000 рублей всего.
Таким образом, основнымирезультатами применения «5С» являются:
· Увеличениепроизводительности;
· Высвобождениеплощади;
· Снижение брака.
Так же внедрение данногопроекта и всей система «5С» позволит не только снизить издержки и улучшитькачество выпускаемой продукции, но и повысить эффективность взаимоотношениймежду производственными и управленческими отделами, оптимизируя их работу.
Проанализировавдеятельность предприятия ООО «КБЕ» по взаимодействию с поставщиками ипосредниками, можно сделать следующий вывод о том, что предприятиевзаимодействует с тремя поставщиками (Стекло – ОАО «Стекольщик» и ОАО «Дунган»;пластиковый профиль – ООО «Завод полимерных конструкций») и с однимпосредником, поставляющим клеевую основу и различные крепежные материалы – ЗАО«Терморос».
Взаимодействие напрямую сзаводами, без посредников, влечет за собой определенные затраты, которые можносократить, наладив взаимоотношения с посредниками, поставляющими даннуюпродукцию с заводов. Зачастую цены на продукцию у посредников ниже, чем уосновных производителей, при этом, при наличии долгосрочного контракта, обычнопредоставляются скидки на цену партии продукции.
Поиском данныхпосредников и должен заниматься отдел снабжения. Который должен правильнорассчитать затраты на доставку продукции напрямую от производителя и отпоставщика и сравнить их, выбрав наиболее эффективный для предприятия.
На данный момент затратына покупку и доставку продукции включают в себя:
1. Затраты на покупкустекла. Так как закупка происходит 1 раз в неделю, то материала закупается наэтот срок с несколькими партиями в запас. Выпуск окон в неделю, в среднем, 25шт., следовательно, партия должна состоять из 175/>5стеклопакетов. Стекла, размером 135/>170, приобретаютсяс завода комплектно, по 5 шт. в упаковке. Одна упаковка стоит 9500 рублей.Стоимость упаковки включает в себя все остальные затраты. Затраты на покупкустекла в неделю: 180/5 />9500 = 342000рублей.
2. Затраты напокупку пластикового профиля. Пластиковый профиль так же доставляется вупаковках, в каждой из которых по 2 профиля. Стоимость одной упаковки металлопластиковогопрофиля 985 рублей. Затраты на доставку включены в стоимость каждой упаковки.Следовательно, затраты на покупку профиля на неделю, равны: 180/2 /> 985 = 88650 рублей.
3. Затраты напокупку расходных материалов. Крепежных материалов на каждое изделие необходима1 стандартная упаковка, стоимость 83 рубля, в которую входят пластиковая ручка,запорная арматура, болты, гайки и другие крепежные материалы. Стоимость 10метров клеевой основы 2,5 рубля. На одно изделие необходимо 10 метров. Скидкана всю партию 10% Таким образом, затраты на покупку расходных материалов будутравны: 83 /> 180 + 10 /> 2,5 /> 180 = 19440 рублей. Скидка1994 рубля. Стоимость всей партии с учетом скидки 17446 рублей
Следовательно, затраты напокупку и доставку продукции для производства металлопластиковых изделий внеделю, составляют:
342000 + 88650 + 17446 =448096 рублей.
Если заменить всехпоставщиков стекла и металлопластикового профиля посредниками, продающимиизделия по тем же ценам, но предоставляя скидку в размере 10%, то получается,что общие расходы на покупку и доставку материалов будут равны: 342000 /> 0,1 + 88650 /> 0,1 + 17446 = 405031рубль.
Отсюда виднаэкономическая выгода использования посредников. Но не только это являетсяпреимуществом. Так, если завод-поставщик практически сам диктует условияпоставки, то посредники могут разукрупнять партию и формировать груз так, какэто необходимо предприятию. Все это обсуждается и заносится в условияконтракта.
Существующие напредприятии и используемые им основные показатели эффективности закупочнойдеятельности не полностью отражают оценку поставок материалов на производство. Чтобызаполнить данный пробел, можно внедрить показатели дисциплины поставок,освещающих данный аспект.
Характеристика дисциплиныпоставок – это показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичностьпоставок. Рассчитывается путем сопоставления количества, комплектности икачества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставокс соответствующими обязательствами по договору.
Дисциплина поставокопределяется с помощью ряда показателей:
1. Наличие впоставленной партии дефектного товара.
2. Наличие впоставленной партии товара, который покупатель не заказывал.
3. Отсутствие впоставке полного комплекта заказанных покупателем товаров.
4. Наличие поставокс опозданием.
5. Наличиепреждевременных поставок.
Предприятие со временемможет дополнять данный список, используя показатели, наиболее значимые длябесперебойности поставки и эффективного производственного процесса в целом.
Таким образом, всепредложенные мероприятия позволят улучшить не только закупочную деятельностьпредприятия ООО «КБЕ», но и складскую и сбытовую, позволяя оптимизировать ихдеятельность так, чтобы улучшить качество производимой продукции, одновременноснизив затраты, и получить желаемую прибыль.

Заключение
Подводя итог проведенному анализу, можно сказать, что предприятиеООО «КБЕ» активно использует логистические принципы в своей деятельности(минимизация затрат, минимизация запасов на складе), программные комплексы («1С-Логистика:Управление складом» и «Oracle»),позволяющие автоматизировать закупочную деятельность, применяются на практикепоказатели эффективности закупочной деятельности, что говорит о веденииполитики оптимизации производственных и логистических процессов.
Но для улучшения закупочной деятельности необходимо внестинекоторые предложения. Во-первых, существующие программные комплексы заменитьодним и более эффективным – КИС «Галактика». Во-вторых, особое внимание уделитьскладскому хозяйству в процессе приходования материалов и готовой продукции.Здесь решением выступит введение штрих-кодирования. В-третьих, попытатьсявнедрить на предприятие систему «Бережливого производства» − «5С». Этопозволит структурировать не только рабочее место, но и сам процесс закупок,хранения, производства и сбыта готовых изделий. В-четвертых, заменитьзаводы-поставщики посредниками. На основе анализа данных был произведен расчет,который показал, что использование посредников экономически эффективнее.В-пятых, дополнить существующие на предприятии показатели эффективностизакупочной деятельности, показателями, относящимися к дисциплине поставок ииспользовать их на практике.
Все предложенныемероприятия рекомендуется применять в целях улучшения закупочной деятельности ООО«КБЕ», для получения эффективно работающего предприятия.

Списокиспользуемой литературы
1. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс ДейвидДж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./Пер. с англ. – М.: ЗАО«Олимп-Бизнес», 2005.
2. Гражданский кодекс Российскойфедерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, 2008.
3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник– 16 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иКо», 2008.
4. Зеваков А.М., Петров В.В.Логистика производственных и товарных запасов: Учебник. – СПб.: Изд-воМихайлова В.А., 2002.
5. Лайсонс К., Джиллингем М.Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-го англ. Изд. –М.: ИНФРА-М, 2005.
6. М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн,Г. Фирон. Управление закупками и поставками, пер. с англ. Под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е.Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. – СПб.: ООО«Виктория плюс», 2002.
8. Материально-техническое снабжение:учеб. пособ./В.И. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
9. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э.логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры; Учебноепособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Сергеев В.И., Григорьев М.Н.,Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическоепособие. – М.: Издательство – «Альфа-Пресс», 2008.
11. Уотерс Д. Логистика. Управлениецепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.