Реферат по предмету "Экономика"


Совершенствование структуры управления предприятием 2

--PAGE_BREAK--


Проектирование оптимальных структур, организаций, их подразделений и групп, комплексное исследование коммуникационных, экономических и других связей между компонентами структур является одним из важнейших вопросов теории и практики организации.
1.3 Классификация типов структур организаций
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.

Разнообразие организационных структур связано с различными в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий [2].

Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:

— масштаб производства и объем продаж;

— номенклатура выпускаемой продукции;

— сложность и уровень унификации продукции;

— уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;

— степень развития инфраструктуры региона;

— международная интегрированность предприятия [1].

Вместе с тем проблемы организационной структуры возникают не только на крупных предприятиях. Организация вертикальных и горизонтальных связей, проектного управления необходима и на средних по размеру предприятиях. Это имеет прямое отношение ко всем случаям, когда между высшим руководством организации и персоналом, выполняющим непосредственную работу, существует промежуточный руководящий состав, а также когда вообще имеется возможность осуществить определенное разделение труда. При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватно реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов [2].

Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой.

Кратко типы организационных структур управления охарактеризованы данными таблицы 2 [3].




--PAGE_BREAK--



Рисунок 6 – Среда прямого воздействия на организацию

Эффективность работы персонала в компании тяжело поддается измерению, поскольку низкий уровень продаж обусловлен отсутствием спроса со стороны клиентов. Показатель эффективности деятельности предприятия представлен на рисунке 7.



Рисунок 7 – Показатель эффективности работы организации
Любая торговая операция начинается с заключения договора купли-продажи с клиентами. Менеджер по продажам обсуждает ассортимент товара, цены, способы доставки товаров — все эти и другие параметры отражаются в договоре, а также в приложениях или других документах сопровождающих договор. После заключения договора клиенту выписывается счет-фактура, и выдаются сертификаты качества на купленную продукцию. Один экземпляр счета-фактуры менеджер передает в бухгалтерию организации. После оформления документов клиент направляется на погрузку. Если договор не предусматривает отсрочку платежа, товар клиенту отпускается при поступлении денежных средств на расчетный счет организации или при оплате за наличный расчет через кассу организации.

Информацию о поступлении денежных средств менеджер получает у бухгалтера организации. Так же в должностные обязанности менеджера (торгового представителя) входит поиск потенциальных клиентов. На эту операцию отводится время в течении рабочего дня. В конце каждого месяца проводится сверка остатков товара на складе с начальником склада. И готовится отчет по складу и продажам, который передается начальнику отдела (коммерческому директору).

В конце каждой недели начальник отдела проводит совещание, на котором обсуждаются итоги недели. Также коммерческий директор может принимать участие в обсуждении условий договора, когда требуется принять ответственное решение (например, о предоставлении отсрочки платежа).

После выписки документов клиент получает товар на складе, товар отпускается по распоряжению начальника склада, или ответственного по складу на основании выписанных документов.

Кроме отпуска товара рабочие склада выполняют следующие операции:

– приемка товара от поставщика;

– складирование товара;

– паллетирование товара.

В конце каждого месяца кладовщик подготавливает отчет об остатках товара на складе, режим работы определяется количеством полученных заказов.

Для рациональной организации труда на предприятии используются средства механизации проводимых работ и средства оргтехники. Помещения и рабочие места соответствуют санитарно- гигиеническим нормам и обеспечивают комфортные психофизиологические условия труда.

Современная динамика, совершенствование деловых операций требует инструмента, позволяющего постоянно «держать руку на пульсе» финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в любой момент получать полную отчетность обо всех ее аспектах. На предприятии ООО «Диана» для этих целей используется «Комплексная система автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельности, 1С Предприятие». Эта система устанавливалась с учетом интересов всех подразделений предприятия, прежде всего в интересах руководства, отдела продаж, бухгалтерии.

Управление потребностей этих групп пользователей стало возможным только при комплексном подходе к построению информационной системы.

Данный подход позволил:

– обеспечить полноценный поток данных между различными отделами;

– снять противоречия, возникающие при решении задач, находящихся на пересечении интересов различных служб;

– легко и просто получать любую оперативную и отчетную информацию по всему набору данных.

Взаимосвязанные модули этой системы охватывают все основные процессы управления – от отчета финансовых и материальных средств, до управления закупом и реализацией товара. Информация вводится в информационную систему, и становится доступной любому нуждающемуся в ней сотруднику (если он имеет доступ на получение этой информации).

Так же система позволила повысить управляемость предприятием. Благодаря встроенной системе электронного документооборота ускоряется процесс согласований и принятия решений. Всегда можно точно указать кто, когда и при каких обстоятельствах принял (или не принял) то, или иное решение. Развитая аналитика позволяет выяснить, какие подразделения сработали хорошо, а какие плохо, операции с какими товарами принесли прибыль, а с какими в убыток и т.д.

Эта программа позволяет оформлять платежные документы, договора, вести учет средств по счетам и товаров на складах, позволяет рассчитать зарплату и готовить балансовый отчет.

Повышение технико-организационного уровня в работе компании во многом определяется степенью использования трудовых ресурсов.
2.3 Анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание, в организации, уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий представленному в таблице 4.
Таблица 4 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Показатели

Численность, чел.

Обеспеченность, %

План

Факт

1

2

3

4

Среднесписочная численность персонала

49

48

98

Директор

1

1

100

Коммерческий директор

1

1

100
Начальник транспортно–экспедиционной службы
1

1

100

Логистики

1

1

100

Транспортный отдел (механик)

2

2

100

ОТЦ (административный ассистент, операторы)

3

3

100

Бухгалтер

1

1

100

Кассир

1

1

100

Водители

10

10

100

Экспедиторы

10

9

90

Торговые представители

10

10

100

Грузчики, кладовщики, технический персонал

8

8

100
    продолжение
--PAGE_BREAK--


По данным показателям в таблице видно, что предприятие в целом обеспеченно кадрами на 98%. В настоящее время вакантные места отсутствуют. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования.

Анализ рабочих мест, представленный в таблице 5, по возрасту, образованию и стажу даст более полную картину о сформированном коллективе на предприятии.
Таблица 5 – Качественный состав трудовых ресурсов компании

Показатель

Численность рабочих на конец года, чел

Удельный вес, %

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

По возрасту

до 20 лет









от 20 до 30

15

12

31

26

от 30 до 40

13

14

27

30

от 40 до 50

9

9

17

17

от 50 до 60

11

11

23

23

старше 60

1

1

2

2

Итого:

49

48

100

100

По образованию

Незаконченное среднее









Среднее, средне-специальное

42

41

86

85

Высшее

7

7

14

15

Итого:

49

48

100

100

По трудовому стажу

до 5 лет

8

7

17

15

от 5 до 10

12

12

25

24

от 10 до 15

14

14

27

28

от 15 до 20

15

15

31

33

Итого:

49

48

100

100



Результаты проведенного анализа качественного состояния показывают, что коллектив компании «Диана» достаточно молодой по возрасту, работники от 20 до 30 лет составляют 26%, от 30 до 40 лет – 30%. Специалистов с высшим образованием меньше чем сотрудников со средним и средне-специальным образованием на 32 человека (39-7). Основной костяк коллектива 33% составляют работники с большим трудовым стажем это от 15 до 20 лет и 28% со стажем от 10 до15 лет.

Существенной предпосылкой роста эффективности в деятельности предприятия является стабильность состава кадров. Рассмотрим показатели, характеризующие движение персонала на предприятии:

— коэффициент оборота по приему персонала (КПР) рассчитывается по формуле:



КПР = kПР/ СрЧП,

(2)



где kПР– количество принятого на работу персонала, чел.;

СрЧП – среднесписочная численность персонала, чел.;

— коэффициент оборота по выбытию (КВ):



КВ = kУВ/ СрЧП,

(3)



где kУВ– количество уволившихся работников, чел.;

— коэффициент текучести кадров (КТК):



КТК = kТК/ СрЧП

(4)



где kТК– количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел.;

— коэффициент постоянства состава персонала предприятия (КПС):



КПС = kПС/ СрЧП

(5)



где kПС– количество работников проработавших весь год, чел.

Результаты расчетов отражены в таблице 6.
Таблица 6 – Движение персонала на предприятии

Показатель

2007 год

2008 год

Отклонения, +;–

Численность ООО «Диана», чел.

49

48

-1

Приняты на работу, чел.

5

6

1

Выбыли, чел

5

9

4

В том числе: по собственному желанию

5

9

4

Численность персонала на конец года

48

48

-

Среднесписочная численность персонала

49

48

-1

Коэффициент оборота по приему работников

0,1

0,12

0,2

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,1

0,19

0,09

Коэффициент текучести кадров

0,1

0,19

0,09

Уволены за нарушение трудовой дисциплины

-

-

-

Коэффициент постоянства кадров

0,9

1

0,1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализируя данные таблицы можно сделать выводы о том, что в 2008г. среднесписочная численность персонала организации уменьшилось на 1 человека. Коэффициент по выбытию работников увеличился на 0,09, однако коэффициент по приему персонала увеличился на 0,02. За отчетный период коэффициент текучести кадров возрос вследствие того, что было уволено на 4 человека больше, нежели за соответствующий период прошлого года. Проанализировав причины увольнения работников, мы видим, что в основном работники увольняются по собственному желанию.

Основными причинами текучести кадров является неудовлетворенность размерами заработной платы. Так же из-за конфликта с ведущим руководством уходят с предприятия торговые представители.

Анализ оплаты труда работников предприятия, представлен в таблице 7.



--PAGE_BREAK--


где ЧР – среднесписочная численность работающих.

КН = 0,14 (12 / 85);

А = 48 ×0,14 = 7.

Необходимая потребность в специалистах определена в 7 чел.

Следовательно, с учетом заполнения вакантных мест на предприятии, необходимо сократить 4 человека и одному из сотрудников предложить работу в должности экспедитора.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, представлена в таблице 10.
Таблица 10 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Показатели

Численность, чел.

Изменения, +,-

Факт

Норма

Среднесписочная численность персонала

48

44

— 4

Директор

1

1

0

Коммерческий директор

1

1

0
Начальник транспортно–экспедиционной службы
1

0

-1
Начальник маркетингового отдела
0

1

+1

Логистики

1

1

0

Транспортный отдел (механики)

2

1

— 1

Операторы

3

1

— 2

Бухгалтер

1

1

0

Кассир

1

1

0

Водители

10

10

0

Экспедиторы

9

10

+ 1

Торговые представители

10

8

— 2

Грузчики, кладовщики, технический персонал

8

8

0



Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию рассчитывается по эффективности производственных затрат.

Определим фонд оплаты труда работников предприятия с учетом проведенных мероприятий по высвобождению персонала, результаты отразим в таблице 11.
Таблица 11 — Фонд оплаты труда работников предприятия с учетом проведенных мероприятий

Штатные единицы

Оклад,

тыс. руб.

Численность, чел.

ФЗП,

тыс. руб.

1

5

6

7

Директор

18

1

18

Коммерческий директор

16

1

16
Начальник отдела маркетинга
12

1

12

Логистики

7

1

7

Транспортный отдел (механик)

8

1

8

Операторы

4

1

4

Бухгалтер

9

1

9

Кассир

4

1

4

Водители

7

10

70

Экспедиторы

7,5

10

75

Торговые представители

11

8

88

Грузчики, кладовщики, технический персонал

3,5

8

28

Среднесписочная численность персонала



44



ФОТ





339

Итого ФОТ годовой





4068



В ходе реализации мер по высвобождению рабочей силы, штат предприятия уменьшился на 4 человека, что привело к экономии фонда оплаты труда за год в размере 246 тыс. рублей (4314-4068).
2.4.2 Создание маркетинговой службы

Одной из важных причин снижения выручки от реализации продукции в сфере торговли есть снижение объема продаж почти в 5 раз, причиной которого является недостаточное финансирование отдела маркетинга в части рекламы, а так же отсутствие отдела координирующего инновационную деятельность.

В 2000 году, когда предприятие начинало свою деятельность, оно было одним из первых на рынке города, поскольку много внимания уделялось мерчендайзингу (от английского слова merchandising, — комплекс работ с целью продажи какого-либо товара). В условиях такой огромной конкуренции не обойтись без услуг дизайнеров, технологов по новым проектам, а так же рекламных компаний.

Необходимо понимать, что хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, нужно иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе, как главную цель в деятельности компании. Поэтому при условии, когда у фирмы имеется 10 и более рынков сбыта и реализации разного вида товара, создавшиеся на рынке конкуренция, образование маркетинговой службы управления этим процессом необходимо для формирования мероприятий по спросу и стимулированию сбыта товара с учетом рыночных ситуаций, с целью увеличения объема продаж для достижения максимальной прибыли. Маркетинг – это современная система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка [15].

Задачи маркетинговой службы:

– обоснование необходимости реализации конкретного товара;

– совершенствование методов и способов реализации товара;

– координация соотношений целей и задач производства сбытовой и финансовой деятельности компании;

– регулирование всей деятельностью предприятия с маркетинговой позиции.

Главным инструментом маркетинга в достижении поставленных целей является продвижение продукции посредством рекламы (реклама в СМИ, в Интернете, в эфире радиостанций, в печатных средствах массовой информации, наружная реклама). На рынке продаж продукции, реализуемой ООО «Диана» существует очень ограниченный тип воздействия маркетинга:

— проведение акций;

— личный контакт продавца с покупателем;

— СМИ.

Необходимо проводить усиленную рекламную компанию, которая будет направлена на осведомление потребителей о продукции организации, о его потребительских свойствах, качестве товара, необходимых публикаций в прессе.

Для создания имиджа необходимо создать вывеску на металлическом каркасе: 1 кв. метр стоит 250 руб. Размер вывески 4×1 метр.



SB= SC+ SY

(7)



где, SB– затраты на создание вывески, руб.;

SC– затраты на стоимость вывески;

SY– затраты на монтаж и установку вывески.

Таким образом, SB= 4 × 250 + 4 × 250 × 30% = 2300 руб.

Расходы на рекламу ООО «Диана» будут включать расходы на буклеты, участие в выставках, СМИ, Интернет рекламу и будут меняться в соответствии с потребностями организации.

Структура расходов на рекламу отображена на рисунке 9.


Рисунок 9 — Структура расходов на маркетинг и рекламу в 2009 году, руб.
Таким образом, суммарные затраты на рекламу составили:

100000 + 5000 + 50000 + 30000 = 185000 руб.

Предположим, рекламная деятельность предприятия, позволит увеличить выручку от продаж организации на 20%. Если взять объем продаж  в 2008 году (85000 тыс. руб.), то тогда доход от продаж  в следующем году составит     85000 × 1,2 = 102000 тыс. руб.

Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что для успешной работы по продвижению продукции на рынке сбыта и ведению «активных продаж» необходима интеграция усилий всех служб организации. В сборе информации, создании постоянно пополняемой базы данных, поиске заказов, распределении рабочей силы должны участвовать все исполнители и отделы под лозунгом: «Все работают на продажи!» обязателен для каждого работника организации.

В деятельности организации должны быть решены следующие задачи:

– отработан установочный приказ «Об активизации коммерческой деятельности по увеличению объема продаж продукции», в котором должна быть определена инициативная группа по нахождению заказов, а также назначен руководитель этой группы, координирующий её работу;

– определены основные потенциальные потребители, на которых должны быть направлены усилия маркетинговой службы. Для этого должен быть сформирован «План по изучению, рассмотрению и формированию новых рынков» и разработаны «Месячный график изучения рынков», а так же «Анкета по исследованию потенциального потребителя». Анализ результатов изучения является основой для формирования месячного плана сбыта продукции.

При изучении потенциальных потребителей обязательным условием является изучение используемой технологии с целью предложений по совершенствованию [15].

Одним из пунктов концепции маркетинга, как считают его последователи, является концепция коммерческих усилий, она гласит, что товары будут продаваться, если сконцентрировать усилия на сбыте и стимулировании его.

Грамотно организованная работа службы маркетинга, позволит компании ООО «Диана» улучшить своё финансовое положение за счет правильной политики в области сбыта и продвижения реализуемой продукции, что повлечет за собой рост выручки, снижение затрат, а следовательно, повышение величины получаемой прибыли.

Объем продаж, от создания маркетингового отдела с учетом дополнительных расходов на рекламу, увеличился и составил: 101815 тыс. руб. (102000 — 185).

Расчет экономического эффекта от внедряемых мероприятий произведем в таблице 12.
Таблица 12 — Расчет экономического эффекта от внедряемых мероприятий

Показатель

Значение показателя до реализации кадровой политики

Значение показателя после реализации кадровой политики

Отклонение, %



Объем продаж (Q), тыс. руб.

Q0

Q1

(Q1 / Q0) × 100%

85000

102000

120

Численность персонала, чел.

Ч0

Ч1

(Ч1 / Ч0)× 100%

48

44

91,7

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

Ф0

Ф1

(Ф1 / Ф0) × 100%

4314

4068

94,3

Среднегодовая зарплата на одного работника, руб.

З0= Ф0/ Ч0

З1 = Ф1 / Ч1

(З1 / З0) × 100%

89875

92455

102,9

Относительная экономия за счет численности персонала, руб.

ЭКП = ((Ч1 – Ч0) × ∆Q) × З1

— 73964

Относительная экономия за счет экономии зарплаты, тыс. руб.

ЭКЗ = (Ф1 – Ф0) × ∆Q

— 49,2

Прирост объема продаж за счет роста производительности труда и отдачи затрат на персонал, руб.

VПР = ЭКП + ЭКЗ

— 123164



Таким образом, конечной целью организации управления предприятием является достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечило бы определенный экономический и социальный эффект. Поэтому минимизация затрат, как критерий эффективности рассматривается как достижение конкретных количественных и качественных параметров трудового потенциала, в результате проведения мероприятий для удовлетворения поставленных целей.

В этой связи, реализация данных мер увеличила прирост объема продаж, вызванный ростом производительности труда, и отдачу от затрат на персонал предприятия. Результатом оценки эффективности внедряемых мер является экономический эффект сформированный:

— за счет высвобождения рабочей силы и повышения производительности труда — 73964 рубля;

— за счет экономии заработной платы работников – 49,2 тыс. руб.

Влияние внедряемых мероприятий на экономические показатели ООО «Диана» отразим в таблице 13.
Таблица 13 — Влияние внедряемых мероприятий на экономические показатели ООО «Диана»

Наименование показателей

Показатель

Изменения

Без учёта мероприятий

С учётом мероприятий

Абсолютные

Относительные, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

85000

102000

17000

20

Доход, от реализации тыс. руб.

72086

87647

15651

22

Среднесписочная численность, чел.

48

44

-4

-8,3

Расходы на оплату труда, тыс. руб.

4314

4068

-246

5,7

Производственные расходы, тыс. руб.

8600

10100

1500

17,4

Расходы на рекламу, тыс. руб.



185

185

100

Производительности труда,

тыс. руб. / чел.

1771

2315

543

29



Данные таблицы показывают, что рекомендуемые мероприятия поднимут выручку от продаж на 20%, тем самым возрастет доход от реализации товаров на 22% в результате уменьшения расходов на оплату труда на 5,7%. Сокращения численности штата персонала на 4 человека повлияло на повышение производительности труда, её рост составил 29%

Итого чистый экономический эффект от внедрения мероприятий составит 123 тыс. рублей.
3 ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Ответственность за вред, причиненный здоровью работника
Переход России к рыночным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в практике деятельности предприятий: на многих предприятиях изменилась структура управления в сторону сокращения ряда должностей специалистов, в том числе и по охране труда, снизился уровень контроля за соблюдением безопасных условий труда государственными органами надзора и контроля, профсоюзными, ведомственными.

В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда, отсутствие контроля за этим со стороны государства еще более усугубили проблему обеспечения безопасности работающих. Следствием этого явилось значительное увеличение в последние годы производственного травматизма.

Поэтому важное значение, как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей имеет значение правовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в материальном и моральном плане.

Каждый работник РФ имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему повреждением здоровья в связи с работой. Поэтому работодатель обязан своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, а также нести материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам [18].

Основными нормативными документами, регламентирующимиответственность за вред, причиненный здоровью работника являются:

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. (в ред. Федерального закона от 25.11.09г. № 197-ФЗ;

— постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.02г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;

— приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 702-н от 09.12.08г. «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права»

— письмо Министерства труда Российской Федерации от 23.01.96г. № 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах»;

— постановление исполнительного комитета федерации независимых профсоюзов Российской Федерации от 19.12.05г. n 7-6 «О внесении изменений и дополнений в положение о технической инспекции труда».

Работодатели согласно ТК РФ – это юридические либо физические лица, вступившие в трудовые отношения с работником [12].

Работниками являются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем.

Анализируемое предприятие ООО «Диана» является юридическим лицом, согласно трудовому кодексу РФ, в соответствии со ст. 227 – 231 выполняются все требования по организации, расследованию, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, происходящих у работодателя.

Оформление осуществляется по специальным формам документов на основе положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя, в том числе:

— работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

— граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;

— студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;

— лица, приговоренные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

— другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследуются и подлежат учету несчастные случаи на производстве:

— травма, полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицам;

— острое отравление;

— тепловой удар;

— ожог;

— обморожение;

— утопление;

— поражение электрическим током, молнией, излучением;

— укусы насекомых и пресмыкающихся;

— телесные повреждения, нанесенные животными;

— повреждения полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности.

Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления и, в исключительных случаях, общие заболевания. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с «Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Необходимым условием для отнесения общего заболевания к числу повреждений здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей, является соответствующее заключение медицинского учреждения, выявившего причинную связь общего заболевания с допущенными работодателем нарушениями нормальных условий труда, поставившими работника в угрожающее здоровью положение.

Профессиональные заболевания – это заболевания, вызванные действием неблагоприятных производственно–профессиональных факторов, а также заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственно профессионального фактора (бронхит и др.).

Когда несчастные случаи, повлекшие за собой повреждения здоровья, считаются производственными, а когда – бытовыми, ведь работодатель несет материальную ответственность только за первые:

— в течении рабочего времени на территории организации или вне территории организации, включая перерывы;

— во время приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы;

— при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

— при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя и его использовании в производственных целях;

— при следовании к месту командировки и обратно;

— при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время между сменного отдыха;

— при работе вахтово-экспедиционным методом во время между сменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

— при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

— при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Подлежат расследованию, но могут не считаться несчастными случаями на производстве:

— смерть, вследствие общего заболевания или самоубийства;

— смерть, единственной причиной которой явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника;

— несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего признаки уголовно наказуемого деяния [19].

Ответственность работодателя зависит от того, при каких обстоятельствах произошел несчастный случай, и от размера причиненного вреда:

— если вред причинен источником повышенной опасности, работодатель обязан возместить его в полном объеме, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийных бедствий – гроза, ураган, землетрясение и т.п.) либо умысла потерпевшего или его грубой неосторожности. При грубой неосторожности работника применяется смешенная ответственность работодателя и работника. Вопрос в том, какую неосторожность допустил работник (простую или грубую), решается в каждом конкретном случае. При этом следует учитывать и личность потерпевшего (возраст, квалификацию, физическое состояние и т.п.), и  конкретную обстановку несчастного случая. Однако для установления степени вины работника и работодателя при смешанной ответственности следует отметить, что работодатель всегда обладает большими возможностями чем пострадавший, для предотвращения несчастного случая и что на нем лежит ответственность за обеспечение безопасности работ;

— если вред причинен не источником повышенной опасности. Работодатель отвечает лишь при наличии своей вины. Поскольку профессиональное заболевание, как правило, возникает в результате воздействия источника повышенной опасности, то доказывать вину работодателя в его возникновении не нужно, необходимо установить лишь заболевания с исполнением трудовых обязанностей.

Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случае на производстве. О несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец извещает непосредственно руководителя, который обязан:

а) немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения;

б) сообщить работодателю или уполномоченному лицу о происшедшем несчастном случае;

в) принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

г) сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, которая была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и приведет к аварии). В случае невозможности ее сохранения зафиксировать с помощью фотографирования, составления схем и т.п. При несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель обязан сообщить в тече6нии суток:

1) в государственную инспекцию труда по субъекту РФ;

2) в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

3) в орган исполнительной власти субъекта РФ;

4) в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;

5) в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

6) в территориальное объединение профсоюзов;

7) в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации, подконтрольной этому органу;

д) о несчастном случае, происшедшем у индивидуального предпринимателя, необходимо сообщить:

1) в государственную инспекцию труда по субъекту РФ;

2) в прокуратуру по месту государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) в орган исполнительной власти субъекта РФ;

4) в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу.

Для расследования несчастного случая на производстве, работодатель незамедлительно создает комиссию из трех человек. В состав комиссии входит специалист по охране труда, представитель работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждает работодатель. В состав комиссии не может быть включен руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай.

Для расследования несчастного случая на производстве у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться на договорной основе.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве проводиться комиссией в течении трех дней.

По каждому несчастному случаю на производстве, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке.

Размер вреда, подлежащего возмещению, потерпевшему в результате трудового увечья.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Регулируется ГК РФ (ст. 1084 – 1101) [18].

Возмещение вреда потерпевшему включает:

— выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части – в зависимости от степени утраты трудоспособности;

— компенсацию дополнительных расходов;

— выплату единовременного пособия;

— возмещение морального вреда.

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца. В случае смерти работника трудового увечья на возмещение вреда имеют право:

— нетрудоспособные граждане, состоявшие на иждивении;

— нетрудоспособные граждане, не состоявшие на иждивении, но имевшие к дню смерти право на получение от него содержания;

— ребенок умершего, родившийся после его смерти;

— один из родителей или другой член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет.

При этом иждивенство детей предполагается и не требует доказательств.

Итак, возмещению вреда в связи со смертью кормильца состоит из следующих выплат:

— размера среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящегося на него самого и трудоспособных граждан, состоящих на его иждивении, но не имевших право на возмещение вреда;

— единовременного пособия семье;

— возмещение морального ущерба[20].
3.2 Производственный шум и вибрация: воздействие, нормирование и защита
Основным нормативным документом, устанавливающим классификацию шумов, являются Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». В соответствии с «ГОСТ 12.1.050-86 ССБТ. Методы измерения шума на рабочих местах» при измерении шума от единичного источника микрофон располагают на высоте 1,5 м. (примерная высота до слухового анализатора человека) и на расстоянии в 1 м. от источника.

Санитарные нормы обязательны для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности физических лиц и независимо от гражданства.

В различных отраслях экономики имеются источники шума – это механическое оборудование, людские потоки, городской транспорт [21].

На предприятиях торговли шум и вибрация наблюдается при работе холодильных установок, подъемно-транспортного и фасовочного оборудования и других машин и механизмов. Классификация и нормирование вибрации выполняется в соответствии с санитарными нормами «СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». Для измерения вибраций частотой 5 — 100 Гц. и амплитудой колебаний 0.05 — 5 мм. используют ручной виброграф ВР-1.

Борьба с шумом и вибрацией проводится по следующим направлениям:

— совершенствование конструкций машин, механизмов, оборудования;

— рациональная планировка помещений с шумными объектами;

— использование специальных амортизационных, шумопоглащающих и звукоизолирующих устройств и приспособлений;

— применение индивидуальных защитных средств.

Из средств индивидуальной защиты, позволяющих снизить уровень воспринимаемого звука на 10 — 45 дБ., можно назвать противошумовые вкладыши и наушники (антифоны). При уровнях шума 120 дБ. и выше применяются шлемы и каски, а в некоторых случаях и специальные костюмы. В условиях повышенного шума, при отсутствии специальных средств индивидуальной защиты, используются подручные средства, так например обычная вата снижает шум на 5 — 6 дБ., вата с жиром — до 15 — 18 дБ., воск — более 20 дБ [22].

Шум – это совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук. Длительное воздействие шума на человека может привести к такому профессиональному заболеванию, как «шумовая болезнь» .

Воздействие шума на организм человека вызывает негативные изменения прежде всего в органах слуха, нервной и сердечно-сосудистой системах. Степень выраженности этих изменений зависит от параметров шума, стажа работы в условиях воздействия шума, длительности действия шума в течении рабочего дня, индивидуальной чувствительности организма. Длительное воздействие интенсивного шума может приводить к перераздражению клеток звукового анализатора и его утомлению, а затем к стойкому снижению остроты слуха.

Развитие профессиональной тугоухости зависит от суммарного времени воздействия шума в течение рабочего дня и наличия пауз, а также общего стажа работы. Начальные стадии профессионального поражения наблюдается у рабочих со стажем 5 лет. Выраженные (поражение слуха на все частоты, нарушение восприятия шепотной и разговорной речи) – свыше 10 лет.

Нормирование уровня шума. При нормировании шума используют два метода нормирования, по предельному спектру шума и уровню звука в дБ. Первый метод является основным для постоянных шумов и позволяет нормировать уровни звукового давления в восьми октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Шум на рабочих местах не должен превышать допустимых уровней, соответствующих рекомендациям Технического комитета акустики при Международной организации по стандартизации.

Совокупность восьми допустимых уровней звукового давления называется предельным спектром.

Второй метод нормирования общего уровня шума, измеренного по шкале А, которая имитирует кривую чувствительности уха человека, и называемого уровнем звука в дБА. Используется для ориентировочной оценки постоянного и непостоянного шума, так как в этом случае мы не знаем спектра шума.

Для измерения интенсивности шума применяют шумомеры и анализаторы частот. Принцип работы шумомера состоит в том, что микрофон преобразует звуковые колебания в электрические, электрические колебания передаются на усилитель, выпрямляются и измеряются индикатором (электроизмерительный прибор), градуированным в децибелах.

Анализатор шума предназначен для определения спектрального состава шума (по частоте). Он представляет собой электронный полосной фильтр с шириной полос пропускания, равной 1/3 октавы.

В соответствии с санитарными нормами «СН 2.2.4/2. 1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки» нормирование звукового давления (интенсивности) выполняется на разных частотах с учётом характера выполняемой работы- прежде всего напряжённости труда:

– научная деятельность, преподавание — 50 дБА.;

– управленческая деятельность — 60 дБА.;

– обучение — 40 дБА.

По интенсивности звукового давления, шумы можно приближённо можно оценить:

– тихий разговор, шелест, шуршание- 20 дБ.;

– шум большого магазина — 50 дБ.;

– шум улицы города — 60 дБ.

Методы борьбы с шумом. Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия как технического, так и медицинского характера. Основными из них являются:

— устранение причины шума, т.е. замена шумящего оборудования, механизмов на более современное нешумящее оборудование;

— изоляция источника шума от окружающей среды (применение глушителей, экранов, звукопоглощающих строительных материалов);

— ограждение шумящих производств зонами зеленых насаждений;

— применение рациональной планировки помещений;

— использование дистанционного управления при эксплуатации шумящего оборудования и машин;

— использование средств автоматики для управления и контроля технологическими производственными процессами;

— использование индивидуальных средств защиты (беруши, наушники, ватные тампоны);

— проведение периодических медицинских осмотров с прохождением аудиометрии;

— соблюдение режима труда и отдыха;

— проведение профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья.

Под вибрацией понимают возвратно-поступательное движение твердого тела. Это явление широко распространено при работе различных механизмов и машин. Источники вибрации: транспортеры сыпучих грузов, перфораторы, зубчатые передачи, пневмомолотки, двигатели внутреннего сгорания, электромоторы и т.д. [20].

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием различают локальную и общую вибрацию. Локальная вибрация передается в основном через конечности рук и ног. Общая вибрация, через опорно-двигательный аппарат.

Тело человека рассматривается как сочетание масс с упругими элементами, имеющими собственные частоты, которые для плечевого пояса, бедер и головы относительно опорной поверхности составляют 4-6 Гц., головы относительно плеч (положение «сидя») – 25-30 Гц. Для большинства внутренних органов собственные частоты лежат в диапазоне 6-9 Гц. Общая вибрация с частотой менее 0,7 Гц. определяемая как качка, хотя и неприятна, но не приводит к вибрационной болезни. Следствием такой вибрации является морская болезнь, вызванная нарушением нормальной деятельности вестибулярного аппарата по причине резонансных явлений.

Местная вибрация малой интенсивности может благоприятно воздействовать на организм человека, восстанавливать трофические изменения, улучшать функциональное состояние центральной нервной системы, ускорять заживление ран и т.д.

При увеличение интенсивности колебаний и длительности их воздействия возникают изменения, приводящие в ряде случаев к развитию профессиональной патологии – вибрационной болезни.

Различают гигиеническое и техническое нормирование вибраций. Гигиенические – ограничивают параметры вибрации рабочих мест  и поверхности контакта с руками работающих исходя из физиологических требований, исключающих возможность возникновения вибрационной болезни. Технические – ограничивают параметры вибрации не только с учетом указанных требований, но и исходя из достижимого на сегодняшний день для данного типа оборудования уровня вибрации. Разработаны нормативные документы, устанавливающие допустимые значения и методы оценки характеристик вибраций, к которым относится специальный ГОСТ ССБТ.

Высокие требования предъявляют при нормировании технологических вибраций в помещениях для умственного труда (дирекция, диспетчерская, бухгалтерия и т.п.). Гигиенические нормы вибрации установлены для рабочего дня длительностью 8 часов, приведенные в таблице 14.
Таблица 14 — Влияние вибрации на организм человека

Амплитуда колебаний вибрации, мм.

Частота вибрации, Гц.

Результат воздействия

До 0,015

Различная

Не влияет на организм

0,016-0,050

40-50

Нервное возбуждение с депрессией

0,051 – 0,100

40-50

Изменение в центральной нервной системе, сердце и органах слуха

0,101 – 0,300

50-150

Возможные заболевания

0,101 – 0,300

150-250

Вызывает виброболезнь



Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в производственных помещениях предприятий, приведенные в таблице 15.
Таблица 15 — Допустимые величины вибрации в производственных помещениях предприятия

Амплитуда колебаний вибрации, мм.

Частота вибрации, Гц..

Скорость колебательных движений, см./с.

Ускорение колебательных движений, см./с.2

0,6-0,4

До3

1,12-0,76

22-14

0,4-0,15

3-5

0,76-0,46

14-15

0,15-0,05

5-8

0,46-0,25

15-13

0,05-0,03

8-15

0,25-0,28

13-27

0,03-0,009

15-30

0,20,17

27-32

0,009-0,007

30-50

0,17-0,22

32-70

0,007-0,005

50-75

0,22-0,23

70-112

0,005-0,003

75-100

0,23-0,19

112-120

1,5-2

45-55

1,5-2,5

25-40



Приведенные нормы одинаковы для горизонтальных и вертикальных вибраций. Непрерывность их воздействия не должна превышать 10-15% рабочего времени.

Методы снижения воздействия вибрации на человека:

— замена инструмента или оборудования с вибрирующими рабочими органами с невибрирующими в процессах, где это возможно;

— применение виброизоляции вибрирующих машин относительно основания;

— использование дистанционного управления в технологических процессах;

— использование автоматики в технологических процессах, где работают вибрирующие машины;

— использование ручного инструмента с виброзащитными рукоятками, специальной обуви и перчаток.

Помимо технических средств и методов для снижения воздействия вибрации на человека необходимо проводить гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия. В соответствии с положением о режиме труда работников виброопасных профессий общее время контакта с вибрирующими машинами, вибрация которых соответствует санитарным нормам, не должно превышать 2/3 длительности рабочего дня. Производственные операции должны распределяться между работниками так, чтобы продолжительность  непрерывного воздействия вибрации, включая микропаузы, не превышала     15-20 минут. Рекомендуется при этом два регламентированных перерыва, 20 мин – через 1-2 час после начала смены и 30 мин – через 2 ч после обеденного перерыва.
3.3 Характеристика оружия массового поражения
В случае возникновения на территории России локальных вооруженных конфликтов и развертывания широкомасштабных боевых действий источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться современные обычные средства поражения при высокой вероятности применения противником ядерного, химического и биологического оружия. Рассмотрим характеристики, действие и поражающие факторы современных средств массового поражения [23].

Ядерное оружие– оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или термоядерных реакциях синтеза легких ядер – изотопов водорода (дейтерия и трития) – в более тяжелые, например, ядра изотопов гелия.

Это оружие включает различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет, и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снаряженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и доставки к цели.

Ядерное оружие на настоящий момент является самым мощным оружием массового поражения, обладающим такими поражающими факторами, как ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс. Поражающее действие того или иного ядерного взрыва зависит от мощности использованного боеприпаса, вида взрыва и типа ядерного заряда.

Ядерное оружие способно в короткое время вывести из строя большое количество людей, разрушить здания и сооружения на обширных территориях. Массовое применение ядерного оружия чревато катастрофическими последствиями для всего человечества, поэтому ведётся его запрещение [23].

Химическое оружие (ХО) – один из видов оружия массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ.

К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растительности.

В качестве средств доставки химического оружия к объектам поражения используется авиация, ракеты, артиллерия, средства инженерных и химических войск.

К числу боевых свойств и специфических особенностей химического оружия относятся:

— высокая токсичность ОВ и токсинов, позволяющая в крайне малых дозах вызывать тяжелые и смертельные поражения;

— биохимический механизм поражающего действия ХО на живой организм;

— способность ОВ и токсинов проникать в здания, сооружения и поражать находящихся там людей;

— длительность действия ввиду способности ХО сохранять определенное время свои поражающие свойства на местности, вооружении, технике и в атмосфере;

— трудность своевременного обнаружения факта применения противником ХО и установления его типа;

— возможность управления характером и степенью поражения населения;

— необходимость использования для защиты от поражения и ликвидации последствий применения ХО разнообразного комплекса специальных средств химической разведки, индивидуальной и коллективной защиты, дегазации, санитарной обработки.

Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.

Поражающими факторами химического оружия являются различные виды боевого состояния ХО (пар, аэрозоль, капли).

Наиболее широкое распространение получила классификация отравляющих веществ, приведенная на рисунке 10, по тактическому назначению и физиологическому действию на организм человека.


--PAGE_BREAK--



Рисунок 10 — Классификация отравляющих веществ по тактическому назначению и физиологическим свойствам



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация экономических данных в Excel и методы подготовки их к анализу
Реферат Ііі. Ресурсне та інформаційне забезпечення, формування інфраструктури підтримки підприємництва
Реферат Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
Реферат Verhllung Des Reichstags Essay Research Paper CHRISTO
Реферат Острый вторичный пиелонефрит
Реферат Тенденции развития конструкций электронных средств и факторы, определяющие их построение
Реферат 5 Steps To Prepare For An Interview
Реферат Образи Наташі Ростової та княжни Мар'ї
Реферат Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда
Реферат Макроэкономическая нестабильность
Реферат Падение аристократической Римской республики
Реферат Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Реферат Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом 2
Реферат 18 апреля в Киевской городской галерее искусств «Лавра» (ул. Лаврская, 1) стартует IХ международный шахматный фестиваль «Мемориал Владимира Набокова»
Реферат Poem Essay Research Paper I went to