Реферат по предмету "Экономика"


Социальные и экономические преобразования в России

Оглавление
 
Введение
1. Массовая поддержка социально-экономическихпреобразований в России – главное условие их успеха
1.1 Необходимость социально-экономическихпреобразований в России
1.2 Необходимостьсоциальной ориентации экономического развития
2. Основные экономическиепреобразования в России
2.1 Становление российскогосреднего класса
2.2 Научно-техническийпотенциал России
3. Основные социальныепреобразования в России
3.1 Возрождениеобразования и здравоохранения – процесс восстановления национального достояния
3.2 Проблемы занятостинаселения
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
За истекшеепочти два десятилетия реформирования экономики новой России, в стране произошлирадикальные изменения, которые наряду с положительными явлениями (ликвидациятоварного дефицита, становление рыночных институтов, развитиепредпринимательства) привели к отрицательным явлениям: кризисному состояниюэкономики, из которого страна постепенно выходит, разрушениюнаучно-технического потенциала, а также к катастрофическому состояниюсоциальной сферы. В кризисном состоянии оказалась и отечественная наука,которая после отказа от марксизма все еще находится в состоянии поиска новойпарадигмы, путей развития и модели экономической системы.
В последниевремя в стране наметились важнейшие перемены: политическая стабильность сопровождаетсяростом производства, стало больше уделяться внимания социальной сфере. Этоозначает, что в стране имеются возможности выхода из затянувшегося кризиса,поставившего экономику на грань катастрофы, перехода от стабилизации к росту, азатем и к возрождению России, которая должна занять соответствующее ей место вмировой экономике. В отечественной истории были примеры, когда радикальныереформы, в относительно короткое время, приводили к экономическому росту,являли миру силу и мощь России (реформы Александра Ш, Витте, Столыпина, новаяэкономическая политика (НЭП) и т. д.).
Сложностьпроблемы заключается в том, что в переходный период сложились различныеполитические партии и научные школы, противоречия между которыми мешаютопределению курса реформ, метода их проведения, выбору модели экономическогоразвития, а главное, сводят цель – формирование новой экономической системысредствами – к становлению механизма. Наиболее четко проявляются дванаправления: за одним стоят представители научной школы, ориентирующейся намонетаризм, на рекомендации экспертов МВФ, проповедующие переход к капитализму;другая группа ученых (ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН и др.) призывают на путьдемократического государства с социально-ориентированной экономикой исоциальным государством, оговаривая свою позицию необходимостью учетароссийской специфики, евроазиатское положение страны, состава населения,национальных традиции и пр. В последние годы сформировалось еще однонаправление – «нового социализма».
Всенаправления сходятся в одном – трансформация административно-командной системы,включение России в мировое экономическое развитие – объективный процесс;различия – в путях и средствах осуществления этого процесса.

1. Массоваяподдержка социально-экономических преобразований в России – главное условие ихуспеха
 
1.1 Необходимостьсоциально-экономических преобразований в России
 
При анализевозможностей реализации в России условий – перехода к социально ориентированнойэкономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь оподдержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими быпрогрессивны они ни были, обречены на провал, что и подтверждается опыт России.
Вместе с темтребуется поддержка сверху, то есть, осознанние органами управлениянеобходимости изменения политики адекватной интересам большинства населения.Совмещение двух названных форм социальной поддержки является важнейшейпредпосылкой дальнейших экономических преобразований. Приемлемость и поддержкареформ гражданами зависят от:
— оценкистепени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность;
— признаниялегитимности и справедливости новых законодательных норм и институциональныхструктур;
— принятиянаселением реализуемых принципов распределения, в противном случае создаютсяпредпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности;
— степенидоверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам преобразований, атакже к мерам по защите населения от возможных негативных последствий.
Проведениереформ в России сопровождается снижением адаптации населения, и поддержки состороны основной его части. Либерализация экономики привела к существеннымизменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. Припереходе к рынку дифференциация неизбежна, но если она переходит заопределенную грань, то становится фактором социальной дестабилизации.
В нашейстране разрыв в доходах 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения в2007 г. составил, по официальным данным, 16,2 раза. Между тем в развитыхстранах этот коэффициент значительно ниже (в Западной Европе – 5-6, в США –около 11 раз).
Числограждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума остается высоким – в 2007 г.15,7 млн. человек (10,8% ко всему населению). Чрезвычайно высока дифференциацияв уровнях оплаты труда между отраслями экономики, разнымипрофессионально-квалификационными и социальными группами. Различия в оплатетруда рабочих и администраций достигают не менее 20 раз, отраслевые различия –10 раз, региональные – 11 раз. При этом почти полностью утрачена зависимостьдоходов от затраченного труда.
Однакодинамика дифференциации доходов не является единственной характеристикойстепени расслоения общества и поддержки реформ со стороны населения. Необходимооценивать результаты перераспределения собственности, доступ к материальным ифинансовым ресурсам общества, уровень социальной активности и возможностисамореализации. Эти факторы формируют политический, экономический,образовательный, культурный (доступность социальных благ) потенциал различныхгрупп и определяют особенности социальной стратификации общества.
Вэкономических исследованиях отечественных ученых, достаточно четко обозначеносложившееся в ходе реформ расслоение общества. Верхняя группа, к которойотносятся, по различным оценкам, от 1,5 до 3% населения, сосредоточила в своихруках практически весь экономический потенциал, она имеет прямой выход вовластные структуры. На этом уровне социальной «пирамиды» находится также слой правящейбюрократии, численность которой за годы реформ возросла вдвое и составляет4-5% населения. Он прочно занял верхние позиции в социальной структуре,обладает реальной властью и чрезмерно коррумпирована
Среднийслой вклассическом понимании в настоящее время в России отсутствует. В городахсуществует прослойка (по различным оценкам, от 9 до 14% населения) котораяусловно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части онанеустойчива, не имеет существенной собственности и в силу слабости своегоположения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие.
В ходе реформоказались выкинутыми за борт те, кто своим трудом, проявлением предпринимательскойинициативы пытался «встроиться» в новую систему хозяйствования и сформироватьсредний класс который должен был стать опорой экономических преобразований.
Эта частьнаселения, являющегося основным носителем человеческого капитала, перешла вмассовый слой бедняков, составляющий по оценкам социологов, 60-65% населения.Не располагая иной собственностью, кроме высокой квалификации, лишенныйнаиболее важных социальных гарантий, находящийся близко к зоне социальногориска, этот массовый слой не может в сложившемся виде быть опорой экономическихпреобразований в России. Свои главные усилия он направляет на поиск путей выживания.
К низшимгруппам, составляющим, по оценкам, 9-12% населения относятся социально незащищенные слои населения, находящиеся в зоне риска.
Днообщества– это 7-9% люмпенизированных, десоциализированных граждан страны. Условно можносчитать, что в ходе реформ к ним адаптировались и поддерживают их не более20-23% населения.
Полностью неадаптировались и останутся аутсайдерами по различным причинам до 25% населения.От степени адаптации населения к новым условиям в значительной мере зависит егооценка хода реформ. В соответствии с исследованиями ИСЭПН РАН 30% респондентов,отнесенных к достаточно адаптированной группе, отмечают позитивные изменения встране, тогда как среди слабо адаптированных таких людей втрое меньше.
Отчуждениеили даже враждебность к преобразованиям становится серьезным препятствием напути продолжения всех видов реформ в России. Фактически речь идет о глобальномкризисе. При этом следует обратить внимание на три момента, оказывающиесущественное влияние на состояние общества.
Во-первых,уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм углубляетсяи при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко ухудшиться.
Во-вторых,все больше рост общественного недовольства и социально-психологическойнапряженности происходит на фоне невысокой политической активности.
В-третьих, встране не представлена или не осознана система интересов многих социальныхгрупп. Практически отсутствуют цивилизованные формы защиты интересов населения,поскольку нет механизма взаимодействия: общество – партия – власть, характерногодля развитых стран.
В силу специфики развитияРоссии среди большей части населения широко распространена уравнительнаяинтерпретация понятия социальной справедливости. Однако вопрос о справедливомраспределении результатов производства в обществе является сложным и неоднозначным,его трактовка зависит от совокупности культурных, нравственных представлений,исторических традиций и других национальных особенностей. В этих условияхдолжны быть достаточно четко поставлены вопросы о базисе доверия властнымструктурам и о преодолении отчуждения народа.
Намакроуровне речь идет в первую очередь о разработке стратегии, ясной и понятнойнаселению, в которой особо следует выделить положения о возможном распределенииответственности среди различных социальных групп.
Необходиматакже отработка мер с тем, чтобы социальные субъекты не уклонялись от принятыхна себя обязательств по социально-экономическому реформированию. Кроме того,должно быть выработано четкое представление о возможных социальных партнерах вреформируемом обществе, системе их интересов и механизмах согласованияпоследних.
Свободноепреобразование старой системы, основой которой было гарантирование некоегоминимального уровня обеспеченности, в систему, претендующую на справедливую посравнению с прежней, реально, если социальные институты смогутпротиводействовать настроениям неуверенности, создать основы для положительныхперспектив проведения реформ.
1.2 Необходимостьсоциальной ориентации экономического развития
 
Нынешняястратегия развития российской экономики доказала свою ошибочность инежизнеспособность. Общество вновь оказалось перед выбором пути развития. Речьидет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышенииэффективности перераспределительных отношений, а о превращении социальныхфакторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. Посуществу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная какисторико-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новоймодели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный факторэкономических преобразований.
Принципиальноважной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов,отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Приэтом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальнойсправедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии.Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства игосударственного регулирования, развитие социального партнерства и т. д.
Учет мировогоопыта при разработке качественно новой стратегии в России даст возможностьпривести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжитьего формирование в тесной увязке с экономическими факторами. Речь практическиидет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера.
Главное –мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их «встроенность»в развивающуюся рыночную систему. Российская модель социально ориентированнойрыночной экономики предполагает:
— обеспечениеприоритета социальных факторов роста: образования, науки, здравоохранения,культуры в целом;
— социальнуюподдержку экономически активного населения;
— формирование рынка с минимальными социальными рисками;
— социальнуюзащиту малообеспеченных слоев населения;
— дальнейшийрост социального потенциала.
Междуэкономическими и социальными компонентами развития должно поддерживатьсядинамичное равновесие.
С однойстороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов вмодели, основанной на их синтезе и сбалансированности.
С другой – в силусложившихся обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитиесоциальных факторов должно носить в целом опережающий характер (что неисключает в отдельные периоды приоритета экономических факторов).Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения
Необходимаясоциальная база, которая могла бы обеспечить успех реформ в России, сегодняпрактически отсутствует – она только начинает развиваться под руководствомизбранного Президента Д. Медведева в рамке национальных проектов.
В этихусловиях основной задачей становится выявление и мобилизация факторов, которыеукрепляют социальную базу реформ и способствуют, ускорению экономическойтрансформации. Социальная база реформ включает:
— системуинтересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев населения, адекватныхпотребностям экономической трансформации;
— высокийуровень экономической активности населения и личной ответственности захозяйственную деятельность;
— среднийкласс как основу рыночного социально ориентированного общества;
— качествожизни (доходы населения, экономически справедливая оценка труда, социальныегарантии, социальная поддержка и т. д.)
— накопленноеневещественное национальное богатство (научно-технический, образовательный,духовно-нравственный потенциал, а также потенциал здоровья);
— механизмы,создающие условия для разрешения социальных противоречий, обеспечениясоциально-экономической безопасности, социальной ориентации хозяйственнойдеятельности;
— законодательную базу реформ и ее институциональное обеспечение; механизмыисполнения законов и преодоления криминализации общества.
Социальнаябаза формируется не только на основе социальной политики. На ее расширение иукрепление должны быть направлены экономическая, финансовая, структурная,инвестиционная политика, а также вся система законотворчества и управления.
В широкомсмысле социальные факторы включают все отношения между людьми и группами людей в сфережизнедеятельности общества, воспроизводства индивида и потребления материальныхи духовных благ. При этом наряду с экономическими стимулами и интересами людейсуществуют внеэкономические факторы, связанные с многообразнымидуховно-нравственными национально-психологичегкими, культурными и другимиособенностями.
Эти факторыпронизывают экономические отношения, оказывая двойственное влияние насоциально-экономическое развитие: с одной стороны, они формируют социальнуюбазу реформ, а с другой – антагонистический потенциал общества.
Социальныефакторы воздействуют на экономику, прежде всего, через социальнуюорганизацию общества и человеческий капитал.
Уровеньсоциальной организации определяется на основе качественной оценки функционированиясистемы социальных институтов (государственно-правовых, моральных норм,культурно-исторических традиций, религии, искусства, науки и др.), характерасоциальной мобильности, мотиваций и интересов. Тем или иным типам социальнойорганизации соответствуют определенные экономические модели.
Существуетширокий спектр причин, определяющих способность нации к реформированию иопирающихся на основные представления людей, заложенные в их сознаниикультурой, религией, социально-психологическими стереотипами.
Еще одна группа социальныхфакторов – элементы невещественного богатства общества – формирует человеческийкапитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовногоразвития, квалификации, инновационными способностями, профессиональныммастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания,образования и трудовой деятельности. Сюда же следует отнести научно-техническийпотенциал. Благодаря интеллектуальным и информационным технологиям полученныезнания носят универсальный характер и являются мировым достоянием.
В то же времяособенностью современного периода, определяющей динамизм экономики, являетсяакцент на массовом формировании творческой индивидуальности, способной ксозданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности,в том числе в малом бизнесе. На профессии с преобладанием интеллектуальноготруда приходится основной прирост занятости населения: в США – 85%, в ФРГ – 89%,в Великобритании – 95%, в Японии – 90%.
Возросшаяроль высококвалифицированной рабочей силы в экономике вызвала опережающий роствложений в человека (образование, условия жизни, здоровье) по сравнению свложениями в вещественные элементы производства. Так, в США к 1970 г затраты наобразование, здравоохранение и социальное обеспечение вдвое превышали валовые частныеи государственные инвестиции в средства производства. К 1980 г это превышениесоставило 3 раза, а к 2010 г (по прогнозу ряда экономистов) разрыв возрастетпочти в 4-4,5 раза.
В России кначалу процесса трансформации экономики был накоплен значительныйнаучно-технический, образовательный, квалификационный потенциал. Однако многиетрудности преобразований привели к обесценению этого потенциала, поскольку онсоздавался по меркам социалистического планового хозяйства. В то же времяразрушение накопленного потенциала и отсутствие новых направлений развитияприводят к утрате источника перспективного развития.
Решениевопроса об альтернативном наращивании накопленного потенциала зависит отстратегии долговременного развития экономики, от того, какая экономическаямодель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной ориентации экономикина повышение качества жизни широких слоев населения, а не о частичных уступкахсо стороны элиты, временно снижающих недовольство населения.
Качествожизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала какисточника экономического роста и мощным фактором воздействия на состояниеэкономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие на экономику.
Тому естьнемало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда,слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономическиактивного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий всферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическуюситуацию.

2.Основные экономические преобразования в России
 
2.1 Становлениероссийского среднего класса
 
Курс науспешное проведение реформ невозможен без наличия достаточно многочисленного исильного слоя населения, заинтересованного в политической стабильностиобщества, укреплении демократических принципов его организации, всех формтворческой, в том числе предпринимательской, деятельности. Такой социальныйслой, представляющий собой базу функционирования социальных институтовсовременного гражданского общества, получил название «средний класс».
Основополагающимкритериемотнесения к среднему классу является, как правило, уровень доходов,обеспечивающий семье соответствующий образ жизни. Чрезвычайно большую роль в этойсвязи играет собственность.
Сформироватьмощный средний класс – значит, как минимум, возможно большее число людейсделать собственниками.
В частности,наемный работник (или лицо свободной профессии), который по основным параметрамможет быть отнесен к среднему классу, при наличии собственности (ценных бумаг,недвижимости) перестает быть зависимым от единственного источника дохода –продажи своего труда. Стимулирование приобретения собственности представляет собой одну из форм содействия укреплению среднего класса. Политика справедливойзаработной платы сочетается в развитых странах с политикой формированиясобственников из среды наемных работников.
Вместе с темпринадлежность к среднему классу не должна рассматриваться исключительно черезпризму различий в доходах. Необходимы дополнительные критерии, характеризующиесубъекта среднего класса. К их числу можно отнести социальный статус, уровеньобразования, характер социально-экономических притязаний, ориентацию налегальные формы осуществления своей деятельности, квалификацию и т. п. Этидополнительные критерии нельзя абсолютизировать, но и абстрагироваться от нихне следует.
Стартовыеусловия формирования среднего класса в России значительно хуже, нежели встранах Центральной и Восточной Европы. И практика хозяйственногостроительства, и мировоззрение населения в бывших социалистических странахЕвропы обеспечили высокую его готовность к принятию самостоятельных решений,большее чувство ответственности за результаты своих действий.
Однако и вРоссии, несмотря на меньшую потенциальную адаптацию к реформам, постепенноприходит понимание необходимости ориентации на собственные силы и возможности,а не на помощь государства. Включение все большего числа людей в процессадаптации к резко изменившимся экономическим отношениям является необходимойпредпосылкой и важнейшим фактором перехода из аутсайдеров в число граждан, изкоторых формируется средний класс.
За счет какихже слоев населения может и должно происходить становление среднего класса вРоссии и что надо сделать для ускорения этого процесса?
К потенциальнымсубъектам среднего класса относятся акционеры (пайщики) хозяйственныхобществ и товариществ представители малого и среднего бизнеса, творческаяинтеллигенция (деятели науки, литературы, искусства), менеджеры ивысококвалифицированные специалисты и т. п.
Массоваяприватизация и акционирование предприятий создали в России новый видсобственника – акционера. С ним в начале процесса приватизации и связывалисьнадежды на образование мощного слоя населения. Однако подобные расчеты неоправдались.
В результатеприватизации сформировались, с одной стороны, прослойка «новых русских»,сосредоточивших (зачастую в результате криминальных действий) в своих рукахколоссальные богатства, а с другой – основная масса акционеров, которая наполученные акции и ваучеры не могла не только обеспечить приличную жизнь, но ипросто существовать.
Остальныегруппы акционеров, в том числе самая крупная из них – наемные работники, в сложившихсяусловиях не могут быть отнесены к среднему классу. Однако исключить наемныхработников из потенциального резерва среднего класса значит поставить крест надостаточной численности и роли последнего. Данное обстоятельство учитывается вгосударственной политике развитых стран, которая направлена и на то чтобыблагополучие наемного работника опиралось не только на высокий заработок, но ина собственность. Для этого предусматриваются, например, налоговые льготы дляпредпринимателей помогающих своим работникам приобретать собственность вестижилищное строительство и т. п.
Наиболеесложная проблема стимулирование работника к при обретению акции предприятия, накотором он трудится. В ряде случаев работники просто перепродают акции,полученные на льготных условиях. Чтобы предотвратить эти нежелательныетенденции устанавливают запрет на перепродажу акции в течение 5-6 лет. Поистечении срока работники привыкают к собственности и в ряде случаевувеличивают свой пакет акций, становясь солидными собственниками и субъектамисреднего класса.
Одним изважных способов накопления собственности является участие персонала в прибыляхфирмы. Оно широко распространено в США, а также в странах Западной Европы. Приэтом во Франции напри мер принят ряд законов, предоставляющих финансовые льготыфирмам практикующим выплаты рабочим из прибыли и продажу им акций.
В Россииактивная государственная политика подобного рода не реализуется. Дароваяраздача акций при приватизации эффекта не дала, а к участию персонала вприбылях государство относится безразлично. В этих условиях расширение среднегокласса за счет наиболее многочисленного слоя населения практически затруднено.Но в перспективе стимулирование наемного работника к приобретению им собственностидолжно стать одним из основных направлений социалъной политики государства.
Реальнымрезервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представителисреднего и мелкого бизнеса. Развитие и поддержка малого предпринимательстварассматриваются государством в качестве одной из приоритетных его задач.
Тем не менее,сектор малого предпринимательства несмотря на определенные успехи (в частностив Москве, Санкт-Петербурге, Самаре) не получил должного развития (особенно впромышленности). Одной из причин слабого развития малого бизнеса являетсянизкая эффективность организации его поддержки, многочисленные проверки более30 ведомств (эту проблему недавно поднимал Д. Медведев). Ограниченностьимущественных и финансовых ресурсов недостаточная информированность, нехваткавысококвалифицированных кадров наряду с отсутствием механизма судебной защитыприводят, как правило, к тому, что мелкие предприятия не могут стабильнофункционировать.
При всейзначимости предпринимателей и топ менеджеров для формирования среднего классаполноценным он может стать только при наличии в его составе широких слоев творческойинтеллигенции и высококвалифицированных специалистов.
В составесреднего класса развитых стран широко представлены ученые и деятели искусства,врачи и адвокаты, квалифицированные специалисты среднего звена, крупныечиновники и менеджеры. Научные работники, а также большинство работников сферыкультуры, образования и медицины в условиях российской действительности немогут быть отнесены к среднему классу. По уровню доходов они, скорее,принадлежат к наиболее слабо защищенным слоям населения. То же самое относитсяи к основной массе инженерно-техничес-ких работников.
Это являетсяследствием порочной государственной политики, превращающей деятелей науки икультуры в маргиналов. Нужны масштабные вложения в образование, развитие перспективныхнаучных направлений, в культуру. Только такая переориентация политикигосударства может привести к созданию в нашей стране полноценного ивлиятельного среднего класса.
Анализстановления среднего класса как основы стабильности новой России приводит квыводу, что в узких рамках он существует и в настоящее время, оказывая влияние наотечественное производство.
Еслинесколько лет назад оно ориентировалось на беднейшие слои населения и решалосвои проблемы путем удешевления продукции за счет качества, то теперьбольшинство фирм, учитывая потребности среднего класса, повышает качествопродукции, хотя это и связано с ее удорожанием. Такая, пусть и подорожавшая,продукция конкурентоспособна, ибо продается по ценам ниже цен соответствующегоимпортного изделия, практически не уступая ему по качеству. Изменение политикипроизводственных фирм – свидетельство реального формирования определенной частисреднего класса и его требований.
2.2 Научно-техническийпотенциал России
 
Россияявляется одной из немногих стран, располагающих высокоразвитым научнымпотенциалом, который в современном мире выступает наиболее важнымстратегическим ресурсом. Было бы катастрофической ошибкой не использовать этотуникальный человеческий капитал при выборе стратегии развития.
Исследованияспециалистов в России и за рубежом позволяют сделать вывод, что сфера НИОКРвоздействует на экономику не только через новые прикладные идеи и разработки,но и само ее существование является необходимым условием экономического роста.Не случайно наиболее продвинутые сектора рынка – банковский, финансовый,компьютерный — в основном развиваются усилиями бывших научных сотрудников.Поэтому, любое сдерживание процесса получения новых знаний по чистоэкономическим мотивам рано или поздно отразится на показателях экономическойдинамики.
Изменения всоциально-экономической сфере, связанные с процессами экономическойтрансформации, существенно затронули сферу НИОКР, ее структуру, ресурсноеобеспечение, взаимодействие с другими секторами экономики.
Спад производствав наукоемких отраслях и сырьевая направленность экономики привели к сокращениюспроса на научную продукцию, к резкому снижению ее финансирования. Следствиемнедостаточного финансирования стало быстрое и неуправляемое сокращениечисленности научных кадров. В большой мере это связано с тем, что многиенаучные организации в целях выживания начали заниматься деятельностью, не относящейсяк научно-технической.
Приостановканаучной деятельности наблюдается и в организациях, которые из-за сокращениякадров не могут обеспечить выполнения работ на многих направленияхисследований. Отток научных кадров шел в частный бизнес, предпринимательскуюдеятельность, в органы государственного управления, за рубеж. Россию в конце XXвека ежегодно покидало более 2 тыс. ученых и специалистов, работавших в отрасли«Наука и научное обслуживание». Как правило, это высокопрофессиональныеспециалисты, преобладающий возраст которых 27-45 лет, что, безусловно,негативно отражалось на качественной структуре научного потенциала.
Сокращалсяприток молодых кадров (выпуск аспирантов уменьшился с 16,3 тыс. в 1990 г. до11,9 тыс. человека 1999 г.), а их прием в научные учреждения снизился на 23%.Правда, прием аспирантов в высшие учебные заведения возрос с 11,5 тыс. до 24,4тыс. человек. Однако выпуск аспирантов в вузах, тем не менее упал с 10,3 тыс.(1991 г.) до 9,6 тыс. (200 г.).
Это можетозначать, что в это время существовала определенная невостребованностьвыпускников вузов и что после поступления в аспирантуру они переориентируютсяна другие виды деятельности из-за снижения престижности науки. О процессерыночной реструктуризации свидетельствуют изменения во взаимоотношениях междугосударством и сферой науки. Если раньше они в большей мере определялисьполитикой государства (военно-техническое противостояние и пр.), то в настоящеевремя государственная поддержка науки значительно сокращена.
Доля расходовна науку из бюджета снизилась с 1,85% ВВП в 1991 г. до 0,53% в 1998 г;ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническомупрогрессу уменьшены с 0,96% ВВП в 1991 г. до 0,31% в 1998 г. С учетом сжатияобъемов ВВП в результате экономического спада реальное финансирование науки изгосударственного бюджета сократилось более чем в 5 раз. При этом жесткиефинансовые ограничения не сопровождались поддержкой внутреннего спроса нанаучную продукцию путем формирования приоритетов структурной и технологическойполитики государства.
В настоящеевремя руководство страны обратило внимание на плачевное состояние научныхкадров.
В качествеположительного момента в динамике состояния научной сферы за последнее времяможно назвать рост объема заказов на исследования и разработки (в постоянных ценах):в 2005 г. – на 6,4%, в 2006 г. – на 43,4%. В результате увеличения затрат нанауку их доля составила 1,23% ВВП, хотя это – лишь 76,1% уровня затрат в 1991г.
Несмотря наряд негативных моментов в развитии научно-технического потенциала страны, атакже наличие элементов старой структуры, не соответствующих рыночнымотношениям, Россия в настоящее время располагает 12% ученых мира, причем третьиз них – в возрасте до 40 лет, что свидетельствует о достаточно высокомпотенциале трансформации.
Очевидно,имеющийся научно-технический потенциал не до конца соответствует объему итехнологическому уровню экономики России с ее сырьевой ориентацией и низкойнаукоемкостью. Будущее развитие российской науки как стратегической основыдолговременного экономического роста зависит от модели развития, которая будетизбрана.
Многиеэкономисты, оценивая среднесрочные перспективы развития, в инерционном сценариис преобладанием сырьевой ориентации экономики видят опасность быстрогосвертывания научно-технического потенциала, роста безработицы во всех секторахэкономики и утраты технологической независимости. Более оптимистическиеальтернативные сценарии опираются на использование научно-технического и промышленногопотенциала России, развитие наукоемких технологий.
В настоящее время, помнению российских ученых, производство наукоемкой продукции обеспечивают 50 макротехнологий(макротехнология – совокупность знаний и производственных возможностей длявыпуска на мировой рынок конкретных изделий: самолетов, компьютеров и пр.). Дляреализации модели, базирующейся на использовании конкурентных возможностейРоссии, требуется проведение активной научно-технической политики государства.Её важнейшие составляющие:
— обоснованныйвыбор системы макроэкономических приоритетов, позволяющих сформироватьгосударственный и рыночный заказы науке;
— становлениеи функционирование инновационной системы, в которой наука составляет ведущеезвено; для этого необходимы укрепление института интеллектуальнойсобственности, развитие рынка технологий, маркетинга;
— преодолениевзаимной изоляции академического, вузовского и отраслевого секторов науки, чтопозволит приблизить процесс обучения к передовым научным исследованиям,привлечь талантливую молодежь, включить ее в инновационный процесс;
— изменениепринципов финансирования и налоговой политики. | Распределение средств, в томчисле бюджетных, должно осуществляться на конкурсных началах при открытостипринимаемых решений и контроле за их использованием. Важнейшим новым источникомфинансирования должна стать система венчурных фондов, деятельность которых вмировой практике способствует продвижению инноваций. Роль государства — гарантировать рисковые кредиты;
— сохранениеи развитие научно-технического потенциала регионов.
На территориистраны находятся 60 градообразующих предприятий с высокой концентрациейнаучно-технического потенциала, уникальной научно-производственной иэкспериментальной базой. Их включение в инновационный процесс в условияхвозрастающей роли регионального самоуправления будет способствоватьформированию «точек роста» региональной экономики.

3.Основные социальные преобразования в России
 
3.1 Возрождениеобразования и здравоохранения – процесс восстановления национального достояния
 
В ходероссийских реформ разрушение образования и образовательного потенциала принялкатастрофический характер.
Перепроизводствочисла одних специалистов и недопроизводство других, невостребованность знаний,ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральноестарение знаний, падение престижа образования – потери, которые несет обществов результате негативных процессов в прошлом и критической ситуации в экономикесегодня.
Вместе с темследует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали качественныесдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре образовательнымпотенциалом, постепенно приводя его в соответствие с потребностямиэкономического роста. Россия располагает богатством, которого не было у этихстран. Образовательный потенциал даже со сложившейся структурой являетсянадежной основой для эффективной переподготовки кадров и овладения новыми профессиями.
Социально-демографическиепоказатели состояния здоровья также свидетельствуют о катастрофической ситуациив нашей стране. Резко снизилась средняя продолжительность жизни. Начиная с 2006г. происходит незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остаетсятяжелой и, по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель непревысит в среднем 69,2 года, то есть отставание от развитых стран неснижается.
Можноконстатировать, что в России сформировались негативные тенденции воспроизводстванаселения: рост естественной убыли, региональное расширение процессов депопуляции,интенсивное старение населения.
Демографическийфактор показывает дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальнуюсферу.
Социально-экономическийкризис резко изменил картину здоровья населения и круг определяющих егофакторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходятразличного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психическиерасстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствиеменяется структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская иматеринская смертность. Путь радикального решения проблем – социальное оздоровление,«снятие» социально деструктивных импульсов, вольно или невольно продуцируемыхкризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленныхпроблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения. Следуетвыделить ряд характерных причин кризиса в социальных отраслях.
Во-первых, произошелрезкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу образования издравоохранения.
Так, расходына образование из федерального бюджета сократились с 5,85 в 1992 г. до 3,48% в2002 г. Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составилисоответственно 3,56 и 3,97.
Потребностьсферы образования в ресурсах удовлетворяется не более чем наполовину.
Переводздравоохранения на страховую основу должен был изменить направленностьфинансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование,сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). Реальноефинансирование составляет, по разным оценкам, 2,3-3,2% ВВП. Расходы на одногочеловека в год – около 50 долл. (в США – 3 тыс., в Западной Европе – 0,8-1,5тыс. долл.)
Во-вторых,резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не обеспеченнаясоответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживаниябольшую часть населения. В результате социальная сфера сама превратилась висточник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия встартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогимдаже в муниципальных школах.
Высшая школаохраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную структуру.По результатам обследований, в 2003 г. 60% студентов – выходцы из обеспеченныхсемей (23% населения). В 2004 г. доля внебюджетных средств в высших учебныхзаведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное обучение ведет кусилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает и в предоставлениимедицинских услуг.
В-третьих,распад инвестиционного комплекса подорвал материальные основы развития образованияи здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжениеот достижений НТП и новых технологий. Инвестиции смещаются на местный уровень,что ставит под удар развитие социальных отраслей.
В-четвертых,снижение престижности труда в социальных отраслях сопровождалось массовымпереходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж. Низкий уровеньоплаты труда (менее 70% среднего по стране), постоянные неплатежи ухудшаютситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда в этихсферах невозможно решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшегочисла умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение имедицинское обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элитыв вузах.
В-пятыхпроисходящая интенсивная децентрализация социальных функций не сопровождаласьсоответствующим перераспределением ресурсов между центром и регионами. Спередачей подавляющей части расходов на региональный уровень (образование –85%, здравоохранение – 80%) ухудшилось обслуживание населения вследствие тяжелогосостояния региональных бюджетов.
Основнымицелями государственной политики являются прекращение развала этих отраслей,стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их накачественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционныегарантии бесплатного образования и здравоохранения (без снижения их качества) ирасширить социальную базу реформ.
К приоритетамтекущей политики в образовании относятся развитие дошкольных учреждений,средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей вуслугах высшего образования на текущий период и перспективу.
Вздравоохранении – это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери иребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечениелекарствами.
Средиприоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкиеварианты развития фармацевтической промышленности, производства техники дляобразования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационныхсистем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучениезанятых и поддержку научных кадров.
Следуетдобиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности междуФедерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей.
Очевидно,государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнениев качестве первоочередных задач. К ним относятся:
— обеспечениеосновных гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов вохране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов);
— формирование правовой базы, обеспечивающей доступность населения к социальнымблагам;
— разработкаконцепции целевых программ.
Кроме того,государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга.
Наконец,важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышениемэкономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не толькоо структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Какотмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемыйхарактер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.
Невниманиегосударства к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сферегрозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования издравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этогопотребуется:
— признатьгосударственное финансирование основным источником подъема данных отраслей,реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование,
— обеспечитьпостепенный переход образования и здравоохранения на нормативноефинансирование, что потребует не только раз работки соответствующихгосударственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовомусостоянию,
— создатьправовые и организационные условия для эффективной реализации многоканальногомеханизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств,поступающих от юридических и физических лиц,
— совместитьво времени процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовоеобеспечение;
— ввестисистему административной и финансовой ответственности правительства за нарушениесинхронности этих процессов;
— чёткообозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации покритерию состояния социальной инфраструктуры;
— поставитьпод контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинскогострахования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной кбюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах;
— отразитьсложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохраненияв нормативных документах;
— ввестимаксимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повыситьзаинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.
Возрождениеобразования и здравоохранения — это процесс восстановления национальногодостояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер иориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ.
3.2Проблемы занятости населения
 
Отход отплановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования,вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаютсявозникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которыесосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так ипорождаемых современным кризисом.
В числетенденций, четко обозначившихся в середине 90-х прошлого века годов, можноназвать:
— абсолютноесокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденциюсоветского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностьютрудоспособного населения,
— активноеперераспределение занятых между государственным и негосударственным секторамиэкономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе,развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых,развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;
— процессыреструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращениечисленности работающих в промышленности и строительстве, науке и научномобслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля,общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки,жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечениенаселения, кредитование, финансы, страхование и др.
— глубокоеизменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численностипромышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой,нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях ипрежде всего в легкой промышленности и машиностроении);
— возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого(послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширениезанятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживаниена дому и др.);
— легализациюбезработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи ссокращением спроса на рабочую силу;
— трансформациюскрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу;
— усилениепроцессов текучести, высвобождения рабочей силы;
— трудовоймиграции, изменение ее направлений и форм;
— активноеразвитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике
Массоваязанятость населения в неформальной экономике искажает представления о егореальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношенииспроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Онасвидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынкетруда
В 90-е годысерьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятостиоказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к:
— сохранениюпрактики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты ихтруда и перспектив возвращения к нормальной работе;
— сдерживаниюприменения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процессавысвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;
— усилениюуравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв междутрудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы;
— «размытости»фактического положения человека в соответствии со статусом занятости инезанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных внеформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий,регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к ихдеятельности, и т. п.
Вместе с темряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечениязанятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительнойстепени утрачен.
Этовыразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работыи сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностьютруда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частномсекторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертываниисистемы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников напредприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.

Заключение
 
В настоящее время глубокиесоциально-экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия неявляется исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы,видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей.
Они имеют более глубокие корниметодологического и даже мировоззренческого характера. Исследования глобальныхизменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоленияузко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальнойпроцессы и требования поддержки широких слоев населения.
В центре социально-экономических, правовыхи институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятсяизменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций.
Мироваяэкономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которыхобеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новойорганизацией их использования во всех сферах жизни общества.
В этихусловиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяетсяспособностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которыезависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающихразвитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяетсякачеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами ростапроизводства.
Расширениесоциальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счетстановления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование,здравоохранение, культура). Это позволит расширить и укрепить основную опору реформ– средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческойинтеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономическогоразвития.
Специальнаяпрограмма должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшениедоли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных)живет в условиях бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питаниянаходится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официальногостатуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий сталиисключительно адресными – это касается в первую очередь пособии на детей и дотацийна жилищно-коммунальные услуги.
Важно такжесохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образованияхотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сетьсоциальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки,столовые, поликлиники).
Главнойпроблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности,является повышение её эффективности. По оценкам специалистов, лишь около 63-66%суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся зачертой бедности.

Список использованных источников
 
1. Абалкин И.Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики.– 2005. – № 12. – С. 19-25.
2. Архипов А., ГородецкийМ., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способыобеспечения. // Вопросы экономики. – № 10. – С. 36-44.
3. Базылев Н.И, Гурко С.П.Экономическая тория. – М.: Омега-Л, 1999. – 365 с.
4. Бельёв И.Ю.Последствия августовского кризиса 1998 года. // Вопросы экономики. – 1999. – №8. – С. 19-23.
5. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Талан, 2002. – 382 с.
6. Браунинг П.В.Современные экономические теории – буржуазные концепции. – М., 1987. – 183 с.
7. Булатов А.С.Экономическая теория. – М.: Прогресс, 1999. – 394 с.
8. Видяпин В.И.,Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Прогресс, 1995. – 395 с.
9. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитиеэкономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия социально-экономическойбезопасности. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7 – С. 45-51.
10. Медведев А.В. Путифинансовой стабилизации. – М.: Дело, 1996. – 216 с.
11. Микроэкономика.Теория и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. – 5-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2005. – 439 с.
12. Моисеев В.Е., УлановаО.И. Экономические реформы России: Учебно-методическое пособие. – Пенза: РИОПГСХА, 2005. – 178 с.
13. Носова С.С.Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – 379 с.
14. Райзберг Э.И. Курсэкономики: Учебник. – М.: Манускрипт, 2002. – 427 с.
15. Сажин М.С., ЧибриковГ.Г. Экономическая теория. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 429 с.
16. Самсонов К. Элементыконцепции экономической безопасности. – М.: Ротинтер, 2004. – 276 с.
17. Современнаяэкономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 370 с.
18. Тагашев С. От кризисак стабилизации и ее последующему подъему. // Вопросы экономики. – 2005. – № 1.– С. 5-13.
19. Улюкаева А. Переход кполитико-экономическим проблемам системной трансформации в России. – М.:Маршрут, 2003. – 327 с.
20. Чапурина М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: Проспект, 2001. – 265 с.
21. Чекурин М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров, 1995. – 283 с.
22. Шумпетер И. Теорияэкономического развития. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 268 с.
23. Экономическая теорияна пороге XXI века. Глобальная экономика: сущность, механизмы, перспектива,результатом которой явилась книга. / Под ред. Ю.М. Осипова и др. – М., 2003. –261 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.