СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятие безработицы
1.2. Причины и виды безработицы
1.3. Показатели безработицы
2. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫБЕЗРАБОТИЦЫ.
2.1. Проблемы безработицы длячеловека
2.2. Проблемы безработицы длягосударства
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Государственное регулированиепроблем безработицы
3.2. Развитие предпринимательства какусловие борьбы с безработицей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из коренныхсоциально – экономических проблем современного этапа развития российскойэкономики является проблема безработицы [1, С. 4].
Безработица в нашейстране стала обыденным явлением. Состояние безработицы испытали уже многиемиллионы граждан страны [2, С. 9].
Сегодня острота проблемы,казалось бы, спала. За время с мая 1999 по май 2005 г. численность безработныхсократилась с 9106 тыс. человек до 5821 тыс. человек, т.е. более чем в 1,5раза. Вместе с тем нельзя не отметить, что в период роста (1992 – 1999 гг.)численность безработных увеличивалась в среднем за год на 1484,5 тыс. человек,а в период ее сокращения (1999 – 2005 гг.) уменьшалась на 954,3 тыс. человек [Тамже, С. 9]. И, следовательно, «скорость» увеличения численности безработных в1,5 раза превышала «скорость» ее уменьшения. И это вполне закономерно –устранять последствия всегда труднее и дороже, чем предупреждать их. Крометого, в рыночной экономике некоторый уровень безработицы всегда имеет место.
Безработица дорогообходится всему населению. Для общества в целом она означает меньшепроизведенных товаров и услуг. Это и есть экономическая цена безработицы, особотяжелое бремя которой, ощущают на себе собственно безработные.
Социальные ипсихологические издержки безработицы могут быть более трагичными, чемфинансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа –единственный источник существования. Распадаются семьи, молодежь теряет перспективуна получение желаемого уровня образования, растет детская и подростковаяпреступность.
Поскольку безработицаявляется негативным социально – экономическим явлением, то закономерно онаимеет и негативные последствия, проблемы. Тема данной работы звучит именно как«Социально-экономические проблемы безработицы». Таким образом, работа посвященаисследованию проблем, связанных с безработицей. Актуальность темы определяетсянеизбежностью безработицы в современной рыночной экономике и необходимостью принятиямер по устранению и сглаживанию негативных последствий безработицы.
Целью данной работыявляется исследование особенностей проблем, которые вызываются безработицей.Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущностьбезработицы;
· показатьсоциально-экономические проблемы, вызываемые безработицей, с которымисталкивается как отдельный человек, семья, так и государство в целом;
· рассмотреть путирешения проблем безработицы;
· сделатьобобщающие выводы.
Предмет исследованиясоциально-экономические проблемы, вызываемые безработицей.
В первой главе работыбудут рассмотрены общие теоретические положения, характеризующие безработицу;во второй главе необходимо рассмотреть непосредственно проблемы безработицы длячеловека и государства; в третьей – показаны пути решения проблем безработицы;в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе.
Работа структурирована всоответствии с поставленными задачами.
Для исследования темы вработе будут использованы учебники, учебные пособия по экономике следующихавторов: Грузинова В. П., Зубко Н. М., Казакова А. П. и т.д. А также статьипериодических изданий, посвященных безработице.
1. СУЩНОСТЬБЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятиебезработицы
Безработица может бытьпредставлена в широком или узком смысле слова. В широком понимании безработица– это недоиспользование способных и готовых быть использованными как трудовых(рабочая сила), так и нетрудовых (физический капитал и земля) экономическихресурсов, хозяева или обладатели которых активно ищут возможности ихиспользования [3, С. 4].
В узком смысле словабезработица – это недоиспользование лишь трудовых ресурсов (рабочей силы).Такое недоиспользование наблюдается, когда носители рабочей силы (рабочие),во-первых, работоспособны и желают быть нанятыми на работу и, во-вторых, когдаони активно ищут работу или когда они ждут возвращения на свои предприятия [Тамже, С. 4].
По определениюМеждународной организации труда (МОТ), безработица – это наличие контингенталиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящеевремя к работе и ищущих работу в рассматриваемый период [4, C. 308].
В любой момент времениразмер и структура населения, находящегося в трудоспособном возрасте (R),является величиной определенной и разделяется на рабочую силу (Ν) и нанерабочую силу (Н). Эти три переменные (R, N, H) по своей природе являются запасами.Отношение N/R = nназывается нормой рабочей силы. Такая норма может быть вычислена для любойподгруппы населения трудоспособного возраста [Там же, С. 306]:
nt = Nt/Rt. (1.1)
или
Nt = nt * Rt.
В каждый данный моментвремени рабочая сила (Ν) может быть разделена на занятых (Е) и безработных(U), т.е.:
Nt=Et + Ut, (1.2)
или
Ut = Nt – Et,
Если заменить Nt, то последнее выражение может бытьпереписано так:
Ut = ntRt– Et. (1.3)
Рассматривая потокбезработицы в течение двух последних моментов времени t и t – 1,получим:
Ut — Ut-1 = (ntRt — nt-1Rt-1)– (Et – Et-1). (1.4)
Таким образом, измененияв потоках безработицы между периодом (t) и
(t – 1) будет зависеть от изменений возраста трудоспособногонаселения и степени его участия в трудовом процессе, а также от измененийпотока занятости. В случае если степень участия трудоспособного населенияопределенной численности в трудовом процессе постоянна для населенияопределенной численности, уровень безработицы будет отражать изменения в уровнезанятости [4, C. 308].
Естественно, любоеизменение в потоке безработицы Ut- Ut-1приведет квозникновению потоков на рынке труда [Там же, С. 308].
На рис 1 схематическипредставлены основные потоки рабочей и нерабочей силы.
/>/>/>Вступление в рынок труда/> /> /> /> /> /> />
/>/>/>/>/>/>/>/>Рождения/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Уход с рынка труда
Рис. 1. Основные потокирабочей и нерабочей силы [4, C.309]
Обозначим нормубезработицы в период tсимволом ut. Она определяется по следующейформуле [4, С. 308]:
ut= (Ut / Nt) * 100 = [Ut / (Ut + Et]* 100, (1.5)
или
ut= ( Ut / ntRt) * 100
Уравнения (1.2) и (1.3)определяют безработицу как остаток после изъятия занятых из общей рабочей силы.Вместе с тем существует некая неопределенность при определении самой категории«рабочая сила». Эта неопределенность возникает из нечеткости, окружающейпонятия трудового участия рабочей силы. К примеру, в Британии «самозанятый» неотносится к рабочей силе, а в США и России – относится. Имеется немало и другихдефиниций, которые затрудняют оценивать величину рабочей силы и безработицы напрактике [4, C. 309].
Отдельно следует отметитьпонятие «естественной» безработицы. Очевидно, что даже при самой благоприятнойконъюнктуре будет возникать потребность в переквалификации части работников, посколькуотдельные профессии попросту отмирают. Люди вынуждены по тем или иным причинамменять место жительства. Известные сложности, связанные с временным выбываниемиз производственного процесса и последующей адаптацией к изменившимся условиямтруда, испытывают женщины при рождении ребенка, молодые люди, вернувшиеся изармии, и т. д. [5, С. 32]
Вместе с тем резерв нарынке труда создает возможность сравнительно быстро повысить занятость вусловиях подъема, полнее использовать производственные мощности, оперативноувеличить товарное предложение. Эксперты полагают, что безработицу в пределах 4– 5% можно считать экономически приемлемой, «естественной» и что ее социальноеобеспечение не составляет проблемы. Некоторые авторы называют «естественной»норму безработицы, соответствующую целесообразному в данных условиях уровню занятости[Там же, С. 32]. Это значит, что естественная безработица жестко определенаспросом на рабочую силу. Если же политики пытаются повысить занятость сверх ееестественных в данных условиях пределов, то первым ответом на это становитсярост цен.
1.2. Причины и видыбезработицы
Существуют три гипотезыпричины безработицы.
Гипотеза Риккардоизвестна в теории в виде «классической дихотомии» [5, C. 124]. Речь идет о естественной связи между спросом на рынкетруда, занятостью и уровнем зарплаты, с одной стороны, и размером денежноймассы – с другой. Увеличение последней ведет к росту цен, но не затрагивает,при прочих неизменных условиях, натурально-вещественных соотношений, т.е. спросана рабочую силу. Деньги остаются как бы нейтральными по отношению к занятости [4,C. 310].
Вместе с тем понижениеспроса на рабочую силу или увеличение предложения на рынке труда могут снизитьуровень зарплаты. Рост зарплаты увеличивает предложение рабочих рук, носдерживает рост спроса [Там же, С. 310].
Один из выдающихсяангличан – Артур Пигу, автор «Теории безработицы» (1903), так трактовалстихийное регулирование занятости. Во время депрессии снижаются занятость,зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которыеможно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняются на прежнемуровне. В условиях современного повсеместного роста цен это рассуждение звучитархаично, однако мы можем приблизить анализ к сегодняшнему дню, если вспомним,что цены растут неравномерно и порой действительно номинальная зарплата можетповышаться несколько заметнее, чем рост товарных цен. Если реальные доходы неснижаются или даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос,несмотря на депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления,то, значит, он имеется и на средства производства. Добавим к этому относительнонизкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Итак, мы получаемситуацию, предопределяющую переход к оживлению и росту занятости. Иначе говоря,исходным, согласно Пигу, является факт относительного роста реальной зарплатыпо сравнению с инвестициями – он, так сказать, «вытягивает весь состав». Еслиже зарплата увеличивается за пределы «чистого продукта труда», т.е. замещает ичасть вознаграждения за капитал, то это вызывает сокращение производства испроса на рабочую силу [Там же, С. 310].
Оппонентом А. Пигувыступил другой представитель Кембриджа – Дж. М. Кейнс [Там же, С. 310].
Достижение полной занятостиу Кейнса не связано с уровнем зарплаты, он отвергает и ее урезание в качестве«лекарства» от безработицы. По кейнсу, уровень занятости – функция эффективногоспроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции иопределяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей [Тамже, С. 310].
Это рассуждение можновыразить в виде
ΣΝ = f[ΣD(W)], (1.6)
где занятость (N) зависит от совокупного спроса (ΣD), выраженного в единицах зарплаты (W) [Там же, С. 310].
Рост спроса напотребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрособщества и тем самым форсирует занятость. Кейнс выдвигает задачу организациигосударством общественных работ (строительство дорог, другой инфраструктуры),продуктивно показавших себя во времена Великой депрессии 30-х гг. Во имядостижения полной занятости он предлагал даже «строить пирамиды» [Там же, С.310].
Уравнение спроса на труди его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохраненииизбытка на рынке труда. В отличие от классиков Кейнс полагал, что рассасываниетрудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективногоспроса [Там же, С. 310].
Безработными люди могутоказаться по различным причинам, в зависимости от которых выделяют типыбезработицы: фрикционную, сезонную, структурную и циклическую [6, С.136].
1. Фрикционнаябезработица связана с добровольной сменой людьми рабочих мест и соответствующейвременной их незанятостью [Там же, С. 136].
До этого момента, когдачеловек найдет новую работу и начнет на ней трудиться, он официально считаетсябезработным. Таким же считают и тех, кто впервые ищет работу, сезонных рабочихи т. п. Фрикционную безработицу относят к разряду неизбежных явлений, так каквсегда найдется немало людей, желающих по разным причинам поменять местоработы. Мало того, ее считают в какой-то степени желательной, ведь она обеспечиваетболее высокую степень удовлетворенности человека своим трудом [Там же, С.136].
Фрикционная безработицаявляется неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит отчастоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности,с которой люди, ищущие работу и имеющиеся вакансии, находят друг друга. Уже самаприрода фрикционной безработицы подсказывает пути государственной политики поее снижению: это, прежде всего, совершенствование информации о занятости нарынке труда. Кроме того, фрикционная безработица может быть уменьшена приограничении некоторых нежелательных причин перемещения рабочей силы [7, C. 110].
2. Сезонная безработицаобычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результатесезонных колебаний спроса и предложения труда. Повышение спроса на трудвызывает сезонные изменения в уровне производства и занятости и частоассоциируется с климатическими колебаниями, строительством туристическимисезонами. Уровень предложения труда может изменяться в связи с наплывомвыпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что часто непосредственновызывает увеличение безработицы [Там же, С. 110].
Таким образом, причинойфрикционной и сезонной безработицы является недостаточная гибкость рынка.
3. Структурнуюбезработицу вызывает научно-технический прогресс. Технические и, главным образом,технологические изменения влекут сокращения рабочих мест либо делают ненужнымиодни профессии и дефицитными другие. Например, в начале компьютеризации быланеобходима целая армия операторов ЭВМ, обслуживающих эту громоздкую технику. Спереходом на персональные компьютеры все они были вынуждены менять и местоработы, и профессию [6, С. 136].
Однако технологическиеновации – далеко не единственная причина структурной безработицы. Она можетбыть также вызвана изменениями в потребительском спросе на отдельные видытоваров, миграцией населения и т. п. [Там же, С. 136 — 137]
Структурная безработицаувеличивает спрос на новые, в том числе ранее не существовавшие профессии, ктому же, как правило, требующие более высокой квалификации. В связи с этимвозникает необходимость переподготовки работников. Таким образом,принципиальным отличием фрикционного безработного от структурного является то,что первый уже имеет профессию и может себя продать как рабочую силу, второй жеперед этим должен обязательно пройти переподготовку [Там же, С. 137].
4. Циклическаябезработица (низкий уровень спроса – как причина, поэтому иногда ее называютбезработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает врезультате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточноеколичество рабочих мест для всех желающих работать. В отличие от фрикционной иструктурной безработицы, когда проблема заключается в несоответствии рабочихмест наличной рабочей силе, циклическая безработица возникает из-за недостаткарабочих мест в целом. Циклическая безработица тесно связана с движениеэкономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазедепрессии – возрастает. Вместе с тем безработица недостаточного спроса можетвозникать не только по причине цикличного экономического развития, но и врезультате хронического экономического застоя, что принято называть«долговременной стагнацией» [7, C.110].
Особенности циклическойбезработицы (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей) сводятся,во-первых, к наличию существенных ежегодных колебаний занятости, связанных собщим экономическим циклом. Во-вторых, как и фрикционная безработица,циклическая безработица также широко распространяется в масштабах всейэкономики. Наконец, в-третьих, продолжительность циклической безработицы, какправило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, ноуступает продолжительности структурной безработицы [7, C. 110].
Экономисты выделяют инекоторые другие формы безработицы, связанные с различными критериямиклассификации.Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиесявынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытойбезработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Подзастойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорийрабочей силы в течение длительного времени [8, C. 281].
1.3. Показателибезработицы
Основными параметрами,характеризующими состояние занятости, положение на рынке труда, можно назватьследующие количественные показатели: экономически активное население (рабочаясила), экономически неактивное население (не входящее в состав рабочей силы),занятые, безработные, уровень безработицы [7, C. 110].
Население, прежде всегоможно разделить на экономически активное и неактивное население (рис. 2).
/>
Рис. 2. Основныепоказатели рынка труда.
К экономическинеактивному населению относятся:
1) лица в возрастедо 16 лет;
2) находящиеся впсихиатрических больницах и исправительных учреждениях;
3) пенсионеры,учащиеся, домохозяйки и другие лица, выбывшие из состава рабочей силы;
Экономически активноенаселение включает занятых и безработных.
Занятое население – этолюди, имеющие работу, приносящую им доход в денежной или иной форме [9, С.280].
Безработные– это люди, не имеющие работу, но способные работать, готовые работать и ищущиеработу. Конечно, это определение имеет некоторые недостатки. В частности, напрактике очень трудно разграничить незанятых людей на тех, кто ищет работу (онидолжны включаться в состав безработных), и тех, кто не ищет работу (они уже невходят в состав экономически активного населения). Однако оно фиксируетдостаточно четкие критерии выделения безработного населения [10, С. 179].
Прощевсего оценить безработицу по абсолютной численности граждан, обратившихся запомощью в органы трудоустройства. Однако более точное представление об остротепроблемы дает расчет уровня безработицы [Там же, С. 180].
При этом надо напомнить,что к категории безработных относят только тех, кто ищет работу, либо ожидаетвозвращения на работу или начала работы. Ведь «безработный» и «неработающий» — понятия не нетождественные. Человек может не работать по разным причинам: одниучатся и еще не могут работать [11, С. 86].
Абсолютное количествобезработного населения не в состоянии в полной мере отразить остроту проблемыбезработицы в стране. Количество безработных – важный показатель, но онсуществует в отрыве от показателя количества экономически активного населения[7, С. 111].
Поэтому количественнобезработица измеряется следующими параметрами:
· уровнембезработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численностивсей рабочей силы;
· продолжительностьюбезработицы – временем пребывания в качестве безработного [9, С. 283].
Знаячисленность экономически активного населения, количество занятых и безработных,можно определить, какую долю в общей численности занятых в экономике занимаютбезработные:[12, C. 289]
/>
(1.7)
где LUE – уровень (норма) безработицы, %; UE – среднемесячная численность безработных;LFc – численность гражданской рабочейсилы (экономически активного населения) [8, C. 280].
Необходимо отметить, чтоуровень безработицы в той или иной социальной группе зависит от ряда причин [8,C. 281].
Во-первых, представителикакой-либо социальной группы, возможно, будут сталкиваться с особымисложностями при попытке устройства на работу. К их числу можно отнести,например, женщин с малолетними детьми [8, C. 281].
Во-вторых, у некоторыхгрупп молодых специалистов не исключены трудности с закреплением на работе [Тамже, C. 281].
В-третьих, часть рабочейсилы характеризуется прерывным характером занятости. Сюда входят, например,некоторые пенсионеры, сочетающие работу в общественном производстве в зимнийпериод и занятость в подсобном и дачном хозяйстве в летнее время [Там же, C. 282].
В Российской Федерацииобщий уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, после пика в1998 г. (10,8%) постепенно снижается. В конце 2004 г. он приблизился кминимальному дореформенному значению и составил 6,3% [13, C. 77].
Таким образом,безработица – это наличие контингента лиц старше определенного возраста, неимеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу врассматриваемый период. Основными причинами безработицы являются: высокая заработнаяплата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточнаягибкость рынка труда (монетаризм). Всего выделяют четыре основных видов безработицы:1. фрикционная; 2. сезонная; 3. структурная; 4. циклическая. Последняя наиболееопасная, т. к. связана с движением экономического цикла: она значительно возрастаетво время экономического спада. Выделяют также и некоторые другие формы безработицы,связанные с различными критериями классификации: частичная безработица;скрытая; застойная. Безработица измеряется такими показателями, как: 1. уровеньбезработицы – доля официально зарегистрированных безработных от численностивсей рабочей силы; 2. продолжительность безработицы – время пребывания вкачестве безработного.
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Проблемыбезработицы для человека
Проблемы безработицы длялюдей, оказавшихся в роли безработных проявляются в следующем.
Во-первых, снижается илидаже становится нулевым уровень их денежных доходов. Во-вторых, проблемы сденежными поступлениями порождают проблемы с объемом и качеством потребления.Безработица отрицательно сказывается на уровне экономического благосостояниячеловека, семьи. В-третьих, безработица нередко приводит к потере квалификации.Поддержание какого-то уровня профессиональной квалификации в ряде случаеввозможно только при условии систематической практики. В-четвертых, нередконовая работа, которую удается получить, оказывается менее выгодной, чемпредыдущая, одной из причин чего может быть и снижение уровня квалификации в периодбезработицы. В-пятых, безработица приносит значительные психологическиепроблемы. Меняется психологическое состояние человека: появляются нервозность,подавленность, чувство неполноценности, жизненной неудовлетворенности. Могутвозникать стрессы, расстройства здоровья [7, C. 122].
Говоря о проблемахбезработицы отдельно взятого человека, следует выделить две категориибезработных. К первой категории относятся те, кто является потенциально безработным.В эту группу входят все работающие учетного периода, поскольку при капитализменет никакой гарантии, что любой ныне занятый на производстве не пополнит рядыбезработных либо в текущем периоде, либо за пределами его [3, C. 14].
Страх потерять работуусиливается в зависимости от следующих обстоятельств. Во-первых, в том случае,когда работающий вообще не является членом профсоюза. Во-вторых, в обратнойзависимости от способности профсоюза защитить работающего в том случае, когдапоследний состоит членом профсоюза. В-третьих, в прямой зависимости от возрастаработающего. Чем старше последний, тем, будучи уволенным, ему/ей тяжелее найтиновую работу. В-четвертых, потеряв старую работу, мужчина легче находит новуюработу, чем женщина. В-пятых, в прямой зависимости от религиозной, этнической,национальной или расовой «чистоты» работающего. Как правило, легче найти новуюработу представителю доминирующей религии, например, протестантской в США иправославной в России; этнической группы, например, потомков выходцев изВеликобритании, Голландии или скандинавских стран в США (в России этот признакзаменен признаком национальности); национальности, например, русских, украинцеви белорусов в России; расы (например, белой как в США, так и в России).В-шестых, от места проживания потенциально безработного. В городе работу найтилегче, чем в деревне, в более крупном городе легче, чем в менее крупном, и т.д.,и т.п. [14, C.58]
Ко второй категориибезработных относятся все те, кто фактически являются безработными независимоот того, считаются ли они официально безработными или нет. К тем, ктоофициально не входит в состав безработных, относятся все, кто не имеет работу,желает ее найти, но в отчаянии прекратили поиски работы [Там же, C.58].
Морально и психологическидлительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувствунеполноценности, чувству вины, в конечном счете, к деградации личностичеловека, потерявшего работу. Физически длительная безработица может вызвать упострадавшего сердечные заболевания, сделать его алкоголиком и даже привестиего к самоубийству. Более того, длительная безработица не может не сказаться наположении семьи безработного, нередко разрушая последнюю [Там же, C.58].
Таким образом, наиболеетяжелым последствием состояния безработицы на микроуровне являются падениематериального достатка семьи безработного, тяжелое психологическое состояние,которое зависит от длительности пребывания человека без работы, что в конечномитоге может привести к профессиональной дисквалификации и бездеятельности.Поэтому при разработке мер социальной защиты безработных необходимо перейти отуравнительного подхода к проблеме человека, основанного на использованииэкономических показателей «подходящей работы» к целенаправленному вмешательствуорганов занятости на ранних фазах безработицы, чтобы облегчить психологическоеи материальное состояние безработного и перевести его из незащищенногоположения в относительно защищенное [Там же, C.58].
2.2. Проблемыбезработицы для государства
Фактическая безработицаприносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне,на уровне общества в целом.
Проблемы безработицы длягосударства заключаются в следующем.
Это, во-первых,недопроизводство ВВП. Реальный объем национального производства оказываетсяменьше потенциального, т.е. того, который могло бы иметь общество при полномиспользовании ресурсов труда [7, C.122].
Американский экономистАртур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышениифактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 %недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это означает, что при фактическом уровнебезработицы в стране, например 8,3 % и естественной норме 6 % данная странанедополучает за год 5,75 % национального продукта (8,3 -6,0 = 2,3 * 2,5 =5,75). Иными словами, при достижении полной занятости ВВП этой страны был быедва ли не на 6 % больше. Если этот процентный показатель перевести встоимостные или физические объемы товаров и услуг, получим впечатляющие цифры.Таким образом, в результате отставания реального объема ВВП от потенциальногоуровня сокращаются возможности повышения общего (среднего) уровняблагосостояния [7, C. 122].
Во-вторых, безработицавызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровеньбезработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чреватапроявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целомона несет угрозу стабильности общества. Безработица, безусловно, отрицательносказывается и на семейных отношениях [14, C.55].
В-третьих, повышениеуровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране,способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасностиграждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных,могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышениестепени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговыхвзносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом,как правило, для других сфер бюджетного финансирования [Там же, C.55].
С социальной точки зренияпринципиально важно, что макроэкономические издержки неравномернораспределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицысказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т.е. потери доходов,связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами.Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределениенационального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищаниеслоев населения с низкими доходами (доля населения, имеющая доход нижепрожиточного уровня выросла с 3 % в 1990 г. до 36 % в 1997 г.) [Там же, C.55].
Спецификой российскогорынка рабочей силы является большой объем скрытой безработицы. Основной ееисточник – падение производства и неадекватное ей сокращение численностизанятых [15, C. 54].
Сохранению большогообъема скрытой безработицы способствует политика налогообложения. Суть еесостоит в том, что часть фонда оплаты труда, превышающая шесть минимальныхокладов в среднем на одного работающего подлежит налогообложению по ставкеналога на прибыль. Этот закон вынуждает руководителей предприятий сохранятьчисленность работающих, выплачивая им минимальную ставку заработной платы. Очевидно,что при проведении более жесткой финансовой политики может начаться обвальныйспад производства и тогда безработица из разряда скрытой перейдет в разряд официальной[Там же, C. 54].
Для наглядности сведем втаблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и длягосударства (макроуровень).
Таблица 2.1
Основные проблемыбезработицыМакроуровень Микроуровень
Падение валового национального продукта.
Дифференциация доходов среди населения.
Усиление социальной напряженности
в обществе.
Увеличение мобильности рабочей силы.
Сокращение излишней численности
рабочей силы.
Рост объемов скрытой безработицы.
Совершенствование профессиональной
структуры рабочей силы.
Сокращение престижа квалифицированного
труда
Падение материального достатка семей
безработных.
Рост девиантного поведения.
Потеря самоуважения в связи с потерей
работы.
Увеличение депрессивных состояний.
Чувство неуверенности в будущем.
Распад семей безработных.
Потеря квалификации безработными.
Таким образом, можновидеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек,оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеетпсихологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личнойдепрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личностичеловека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего,в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность вобществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать роступреступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решениепроблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство.Рынок труда – основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемыдостижения полной занятости требует активного участия государства.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Государственноерегулирование проблем безработицы
Начнем с того, чтофрикционная безработица является постоянным спутником любой экономики. То естьопределенный уровень безработицы будет иметь место в любой экономике. Поэтомуследует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждыйжелающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеетвозможность соответствующей переквалификации [15, C. 54].
Полная занятость – этоуровень занятости, складывающийся в стране при наличии только структурной ифрикционной форм безработицы [Там же, C. 54].
Важно иметь в виду, чтополная занятость – благо для экономики только в том случае, если в ее основележит продуктивная занятость. Продуктивная занятость – организацияиспользования рабочей силы таким образом, что занятые (работающие) производятнеобходимые населению товары и услуги с наименьшими возможными издержками [16, C. 18].
Полная занятость может ине быть благом для общества, если она включает занятость на рабочих местах, гденичего полезного не производится [Там же, C. 18].
Следует отметить, чтосуществует тесная связь между мероприятиями в области занятости и политикойдоходов. Так, борьба с инфляцией, снижающей реальные доходы населения,неизбежно ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничениеденежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставкиссудного процента. В свою очередь сокращение инвестиций приводит к сокращениюспроса на рабочую силу и соответственно к росту циклической безработицы. Попыткиже уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуетувеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программи политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции.Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через системупособий безработных. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотноситьмероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в областиэффективной занятости [Там же, C.18].
Средства государственногорегулирования безработицы подразделяются на: правовые;организационно-административные; экономические; информационные;социально-психологические [Там же, C. 18].
1. Правовое обеспечение –законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданамтрудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию,регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационногопотенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы ит.д. [Там же, C. 20];
2. Экономические средстварегулирования: прогнозирование и программирование; финансирование;кредитование; налоговая политика; система стимулирования хозяйственнойдеятельности; система штрафных санкций; антимонопольная политика и др. [Там же,C. 20];
3. организационныесредства управления: государственный заказ на подготовку различного видакадров; профессиональная ориентация населения, в особенности молодежи,безработных, военнослужащих, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев,инвалидов и других субъектов рынка труда; трудовая реабилитация; система контрактов;аттестация и другие виды продвижения (деловой карьеры) на службе; организациядокументооборота и деловой документации; маркетинг рынка труда; обеспечениефункционирования институтов консультантов, экспертных советов по проблемамзанятости при экономических региональных службах; поддержкапредпринимательских, женских, молодежных и других общественных организаций и т.д. [Там же, C. 20];
4. социальные гарантии –квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке [Там же, C. 20];
5. информационноеобеспечение – политика обеспечения равных прав и возможностей длясоциально-демографических групп на информационную поддержку, включая обратнуюсвязь [Там же, C. 20].
Информационные средствавключают: методические материалы; организационно-правовые документы;социально-экономические ориентиры; тестирование; анкетирование; экспертную оценкуи т.д. [Там же, C. 20]
Методы влияния назанятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые [Там же,C. 20].
Методы прямоговоздействия на динамику занятости и состояние трудовых отношений относятся восновном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредствоминвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, другихорганизационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости,предотвращающие или корректирующие негативные результаты. Государственные органыв воспроизводственный процесс посредством данных методов могут вмешиватьсятолько при необходимости и, как правило, на непродолжительное время [16, C. 20].
Методы косвенноговоздействия в большей мере адекватно вписываются в цивилизованные направленияуправленческих решений в регулировании сферой воспроизводства рабочей силы. Вданном случае органы управления прямо не вмешиваются в процесс трудовыхотношений. Они создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельномвыборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам,которые соответствуют целям экономической стратегии. Преимущества данныхметодов заключаются в том, что они не нарушают сложившихся соотношений на рынкетруда и являются существенным катализатором основных процессов, происходящих всфере воспроизводства рабочей силы [Там же, C. 21].
Современная политикароссийского государства в области занятости населения строится на принципах,изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятостинаселения в Российской Федерации. По сути, он является законом оказаниясодействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органахгосударственной службы занятости. Прежде всего, этот закон регламентируетсистему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных,как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочноеоформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы.Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда сталосоздание в начале 90-х годов государственной службы занятости ГЗС (до 1996 г. — Федеральная служба занятости) [17, C. 15].
Обслуживание безработных– безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политикизанятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществлениекоторой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.
3.2. Развитиепредпринимательства как условие борьбы с безработицей
В законе РоссийскойФедерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, чтопредпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельнаядеятельность граждан, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественнуюответственность, направленная на получение прибыли [10, C. 19].
Субъектамипредпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединенияпартнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этомкачестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такиепредприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использоватьнаемный труд [18, C. 138].
В Российской Федерациистановление предпринимательства в годы реформ началось практически с нуля. Кконцу 2004 г. доля работников малых предприятий – юридических лиц в общейчисленности занятых достигла 13 – 15 %, а произведенная ими промышленнаяпродукция – 7 – 8 % выпуска продукции во всех отраслях экономики. Общий вкладмалого предпринимательства в ВВП страны составляет 10 – 12 %, причем на протяженииуже длительного времени. В настоящее время с учетом индивидуальных предпринимателейобщее количество занятых в данном секторе российской экономики оценивается, поданным Госкомстата РФ, в 11,6 млн. человек. В общей численности экономическиактивного населения страны это составляет около 17 % [19, C. 93].
Таким образом,предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения.Однако даже данный уровень в 3 – 4 раза ниже аналогичного показателя не толькодля экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы даже с учетомразличий в национальных критериях малого (малого и среднего) предпринимательства[Там же, C. 93].
Сегодня в России,несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия,действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий,но и их эффективному развитию. Речь идет прежде всего о том, что для субъектовмалого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, котораяучитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низкомуровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов.Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовыхактов или решений правительства [20, C. 127].
Основная проблема, скоторой сталкиваются предприниматели в России – недостаточная ресурсная база,как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о созданиинового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетийтакой сектор в нашей стране практически отсутствовал. Это, в частности,означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массынаселения, живший «от получки до получки», не могло образоваться резервасредств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоитсейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет ихисточником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Нои они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной иусиливающейся инфляции [Там же, C.128].
Большие трудности связаныс кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежногозалогового обеспечения, что увеличивает риски не возврата кредитов [Там же, C. 128].
Велико и количестворазличных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты,проверки и пр.), в которых заинтересованность чиновников не снижается.Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынкаостается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала,как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором,снижающим эффективность малых предприятий, является налоговая система, котораязачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу «в тень» [Там же, C. 128].
На совещании у ПрезидентаРФ 20 мая 2002 г. Правительству было дано поручение разработать меры,смягчающие налоговое бремя на малые предприятия. В результате достигнутадоговоренность и осуществлено снижение налога с выручки с 8 до 6 % при зачетедо половины этой суммы в качестве страховой выплаты в Пенсионный фонд. Ставканалога на чистый доход снижена с 20 до 15 %. Повышена и планка отнесения предприятийк категории малых – оборот до 15 млн. рублей [Там же, C. 128].
Важность поддержки этоговида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малыхпредприятий (особенно в кризисных ситуациях). Господдержка создает условия, прикоторых малые предприятия закрепляют свои позиции в экономике, начинаютсамостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально-экономическиепоказатели, в том числе и показатели занятости региона, а затем и страны вцелом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отмечуследующее. Безработица – это наличие контингента лиц старше определенного возраста,не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу врассматриваемый период. К категории безработных относят только тех, кто ищетработу, либо ожидает возвращения на работу или начала работы. Безработицарасцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается числорабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица– это так называемая «естественная» безработица – безработица в пределах 4 – 5%, которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинамибезработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкийуровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм).Всего выделяют четыре основных видов безработицы: 1. фрикционная возникает какрезультат постоянного перемещения людей между рабочими местами; 2. сезоннаябезработица возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложениятруда; 3. структурная безработица возникает в результате несоответствия междуимеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии; 4. циклическаявозникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создатьдостаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Экономистывыделяют и некоторые другие формы безработицы. Среди них, в частности,частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочийдень ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной,неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрациясреди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени.
Основными параметрами,характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население,экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы.Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами: 1.уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных отчисленности всей рабочей силы; 2. продолжительностью безработицы – временемпребывания в качестве безработного.
Безработица имеетнегативные последствия как для каждого человека, так и для всего общества,государства в целом. Человек, оказавшийся безработным, прежде всего, страдаетматериально, поскольку его доход либо существенно сокращается, либо исчезаетсовсем. Кроме того, за время профессионального бездействия, безработный теряетквалификацию, что еще более усугубляет его положение в попытках найти работу.Безработица приносит значительные психологические проблемы: появляютсянервозность, подавленность, чувство неполноценности, жизненнойнеудовлетворенности, из-за чего могут возникать стрессы, расстройства здоровья.Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувствунеполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. Относительногосударства негативные проблемы безработицы проявляются, прежде всего, вснижении ВВП. Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон,согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ееестественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Кроме того,безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе, оначревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами ив целом несет угрозу стабильности общества. Повышение уровня безработицы можетусложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности итем самым снижению степени безопасности граждан.
Государственноерегулирование безработицы осуществляется посредством правовых, организационно-административных,экономических, информационных, социально-психологических средств. Методывлияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные ипрямые. Последние относятся в основном к экономической, правовой и организационнойсфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики,юридических актов, других организационных мер достигаются оперативныерезультаты в сфере занятости. Методы косвенного воздействия направлены насоздание условия для того, чтобы при самостоятельном выборе направленийхозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которыесоответствуют целям экономической стратегии. Современная политика российскогогосударства в области занятости населения регулируется Законом РоссийскойФедерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он являетсязаконом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу изарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую рольздесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ. Обслуживание безработных –безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политикизанятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществлениекоторой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательствав стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.В Российской Федерации становление предпринимательства в годы реформ началосьпрактически с нуля, а к концу 2004 г. доля работников малых предприятий вобщей численности занятых достигла 13 – 15 %. Таким образом,предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения.Однако даже данный уровень в 3 – 4 раза ниже аналогичного показателя не толькодля экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы. Поэтомусоздание условий для дальнейшего развития предпринимательства в России должностать важнейшим направлением в борьбе с безработицей и ее проблемами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Плакся В.И. Безработица: теория исовременная российская практика. – М. 6 РАГС, 2005. – 384 с.
2. Бреев В.Д. Тенденции развитиябезработицы в России // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2005.- № 4 (33). – с. 49 – 52.
3. Райхлин Э. Основы экономическойтеории. Безработица и инфляция. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 182 с.
4. Селищев А.С. Макроэкономика. –Спб.: Питер, 2005. – 464 с.
5. Бункина М.К., Семенов А.М.Макроэкономика: учебник. – М.: «дело и Сервис», 2003. – 544 с.
6. Экономика предприятия:экзаменационные ответы / Под ред. проф. Пелиха А.С. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.– 416 с.
7.Задоя А.А., Петруня Ю.В.Макроэкономика: учебник. – К.: О-во «Знание», КОО, 2004. – 368 с.
8. Экономика: учебник / под ред. д-раэкон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,2005. – 831 с.
9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:учебное пособие. – М, 2002. – 491 с.
10.Скляренко В.К., Прудников В.М.Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.
11.Новицкий А. Занятость в сфереобслуживания населения. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. – 142 с.
12.Экономическая теория: учебноепособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; под ред. А.Г. Грязновой и В.М.Соколинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.
13.Бочарова И. Программы содействиязанятости // Экономист, 2005. — № 5. – с. 77 – 83.
14.Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф.Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. – М.: ИЦ: «Академия».2002. – 192 с.
15.Ониценко В.Ф. Рациональнаязанятость: методология регионального исследования. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 272с.
16.Иванова В.Н., Безнадежных Т.И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие. – М.:Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
17.Четверина Т. Российская службазанятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. — № 3. – с. 48 –54.
18.Энциклопедический словарьпредпринимателя / Сост. С.М. Синельников и др. – Спб.: Алга-фонд, 2002. – 568с.
19.Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Ороли малого предпринимательства в развитии экономики России // ВестникРоссийского гуманитарного научного фонда, 2002 — № 1. с. – 91 – 98.
20.Дадашев А. и др. Эффективностьподдержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2002. — № 7. с. 127– 132.
21.Горфинкель В.Я., Швандара В.А.Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 444 с.
22.Зубко Н.М., Зубко А.Н.Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 709 с.
23.Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 638 с.
24.Саруханов Э.Р. Управлениезанятостью населения. Учебное пособие. – М.: НИКА-ЦЕНТР, 2004. – 363 с.
25.Казаков А.П., Минаева А.В.Экономика. – М: КСПО, 2002. – 280 с.