Введение
Актуальностьтемы исследования. Современное российское общество находится на сложном иважном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни.Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своейсущности и характеру систем — экономических, социальных, культурных, духовных,это период постановки и решения; различных целей — экономической выгоды,конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности,нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогдануждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бывопросы гармонизации социума — и внедрения новых технологий управления,позволяющих встраиваться в международное сообщество.
Одной иззначимых социально-экономических систем, решающей эти проблемы, являетсяпотребительская, кооперация России. Потребительская кооперация как социальноориентированная система в соответствии с Федеральным законом «О потребительскойкооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»,выполняя свою главную задачу — улучшение обеспечения населения товарами иуслугами — призвана содействовать экономическому росту и социальному развитию,увеличению доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны, повышению уровняжизни граждан.
В условияхглобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системысоциальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории ипрактике отечественного опыта прогрессивных преобразований в кооперативномдвижении, в потребительской кооперации. Требует дальнейшего развитиякооперативная модель хозяйствования, принципы деятельности которой основаны насправедливости и социальной защищенности. Более того, переориентациягосударства на развитие социальных институтов, духовно-нравственный векторсовременности определяют усиление значимости потребительской кооперации какважной структурной составляющей социально ориентированной экономики России.
Обусловленоэто тем, что значительная часть общества, особенно в аграрном секторе экономики(основной сфере деятельности организаций потребительской кооперации), имеет доходыниже прожиточного минимума, ведет натуральное хозяйство, испытывает серьезныетрудности в удовлетворении насущных материальных и духовных потребностей.
В ПосланииПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию преодоление бедности встране к 2010 году рассматривается как государственная общенациональная задача,а социальная ответственность субъектов рыночной экономики как необходимоеусловие качественно нового экономического роста. Потребительская кооперацияРоссии, как народная некоммерческая организация, проявляет социальнуюинициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное — реализуетэто в повседневной работе с людьми. Развиваясь в соответствии со своимидемократическими основами, потребительская кооперация представляет собойинструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков,позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципахдеятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую инаучно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизмуправления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляявозможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращеннойпродукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-техническогосырья, дикорастущих плодов, ягод — потребительская кооперация одновременнорешает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи. Развитиепотребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленныйпрактический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость егообобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы,связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности вусловиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссиипо борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главнымобразом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью.
Поэтомуразвитие теории, управления деятельностью потребительской кооперацииприобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительноважное практическое значение.
Оцениваястепень научной разработанности проблемы, следует отметить, что имеющиесямногочисленные исследования не затрагивают важных теоретических, аспектыреструктуризации системы управления в потребительской кооперации, направленнойна выполнение социальной миссии, развитие новых видов деятельности,формирование нового мышления управленческих кадров.
Актуальностьреструктуризации управления хозяйствующими субъектами рынка в целом, ее особая значимостьдля системы потребительской кооперации, а также недостаточная исследованностьэтих вопросов определили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Цельюкурсовой работы является исследования социально-экономические основыпотребительской кооперации.
Глава 1. Формы собственности. Особенностисобственности потребительской кооперации
Выделяется государственная, муниципальная ичастная собственность физических и юридических лиц (единоличная иликоллективная).
Государственной собственностью в РоссийскойФедерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РоссийскойФедерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на правесобственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям,городам федерального значения, автономной области, автономным округам(собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственностигородским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям,является муниципальной собственностью.
Согласно политике разграничения муниципальной игосударственной собственности существует ряд документов, регламентирующихпередачу объектов федеральной собственности в муниципальную.
Частнаясобственность представляет собой индивидуальное владение землей, зданием,оборудованием, трудом, капиталом (факторами производства) с возможностью их отчужденияи правом передачи по наследству.
Частнаясобственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Онаобеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения иэкономическую ответственность производителя.
Историческичастная собственность эволюционирует, ее формы меняются. Первоначально возниклаиндивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение всемпредприятием. Индивидуальные собственники сами трудятся, но могут привлекать инаемный труд. Индивидуальный частный собственник отвечает за деятельностьсвоего предприятия всем своим имуществом. Поэтому он наиболее рискующий из всехпредпринимателей. Сегодня, несмотря на снижение удельного веса индивидуальнойчастной собственности (в США, например, он составляет всего 6 % в ежегодномваловом доходе всех фирм), роль индивидуальной частной собственностипо-прежнему велика, особенно в сфере услуг. В США индивидуальный частныйсобственник обеспечивает американцев первоклассной и дешевой системой бытовых услуг,розничной и оптовой торговли, ремонтно-строительных работ, продукцией местнойпромышленности. Индивидуальный частный собственник вкусно, обильно, по дешевымценам кормит народ.
Всовременных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активноеразвитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталомзаменяется коллективным совладением, хотя краеугольным камнем остаетсяиндивидуальная частная собственность на акции (пай). При акционернойсобственности результаты коммерческой деятельности предприятия не подчиняютсяинтересам одного лица, а направлены на удовлетворение интересов предприятия вцелом и каждого акционера в отдельности (соответственно размеру пая – акции).
Длясамовыражения человека в рыночной экономике, реализации его экономическойсвободы недостаточно одной формы собственности, необходимо многообразие еевидов. Поэтому кроме частной индивидуальной и акционерной, государственнойсобственности в современной рыночной экономике существуют кооперативная исмешанная собственность. Следовательно, рыночная экономика представленамногообразием видов собственности.
Этот перечень со временем может быть расширен, взависимости от страны, характера ее народного хозяйства. Но следует отметить,что в разновидностях юридических лиц, а следовательно, и юридических формсобственности проявляются частичные (более конкретные) детали экономическойсущности собственности. Имеются в виду: формы распределения, прежде всего формыпоощрения участников производства и присвоение прибавочной стоимостисобственниками капитала, формы управления производством, т.е. разновидностиреализации производственных отношений, складывающихся в коллективах, преждевсего по поводу использования средств производства, а также между работниками иуправляющими, и в среде самих управляющих и между предпринимателями,предприятиями, вступающими в производственные и рыночные связи1.
Но именноэти связи, как и трудовые операции в технологических процессах по изготовлениюизделия, продукта осуществляются без учета формы собственности. Прежде всегоздесь, в технологических процессах, реализуется первичность производительныхсил, в первую очередь труда, в экономических связях и отношениях. Здесь жерождается экономичность соединения труда и средств производства, выраженная вснижении затрат материальных (природных) ресурсов и самого труда и, конечно,износа машин, в сокращении рабочего времени на единицу изделия.
И здесь, напротяжении столь решающих для судеб экономики, экономической сущностипроизводства процессах никаких признаков собственности не замечается.
Но та же неменее экономическая действенность производительных сил по отношению не только кпроизводству, экономике, но и всему социальному прогрессу предопределяет иэкономическое содержание форм собственности, их эффективность, их смену. И хотяв течение производственного процесса материальные ресурсы «присваиваются»,точнее, используются его участниками, но, повторяем, ни сырье, ни материалы, нитопливо, электроэнергия, ни тем более затраченный труд не несут на себе печатисобственности. Она (реальная) не проявляется, как бы уступая символическойсобственности, которая однако опять же уступает место реальной собственности навыходе изделия из производства и поступления его в сферу обмена, рыночныхсвязей, где оно привлекает внимание потребителя как товар, обнажает свойхарактер реальной собственности, подвергаясь, подобно выше упомянутому грибу,денежному отражению и подтверждению, становясь таким образом объектомприсвоения собственником уже второго «яруса», денежного происхождения, неимеющего отношения к производству данного товара.
Только приналичии многообразных видов собственности человеку гарантируется свобода выбораместа приложения своих сил и способностей, которые в наибольшей степениотвечают его складу, характеру, потребностям: от сравнительно высокого дохода вакционерном предпринимательстве, но с большей степенью риска до менееоплачиваемого труда, но с большей социальной защищенностью в государственномучреждении; от самостоятельного частного предпринимательства до совместнойдеятельности в коллективных предприятиях.
Государстводолжно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех еесубъектов, создавая для них с помощью экономических, административных июридических рычагов равные условия хозяйствования.
Понятие иособенности отношений собственности в потребительской кооперации
Возрождение в научном обороте, теории и практике,гражданском праве категории «кооперативная собственность» как понятия,учитывающего специфику кооперации в формировании и использовании ее имущества,– ключевая проблема для кооперативного сектора экономики.
Кооперативнаясобственность – это система отношений, возникающих между субъектамиэкономических отношений, среди которых мы выделяем руководителей, работников –пайщиков, работников – не пайщиков, пайщиков, не связанных с трудовымиотношениями с потребительским обществом, по поводу формирования имущественногокомплекса, владения, использования и распоряжения им на праве частнойсовместной собственности, которая не подлежит распределению между пайщиками.
В системепотребительской кооперации объединяющей основой является собственность самойсистемы, проявляющаяся как особого рода консолидированная собственность,изначально представленная частной собственностью членов-пайщиков. Паевой фондостается важной составляющей имущества, хотя его доля в общей сумме источниковформирования имущества снижается.
Ввоспроизводственном процессе кооперативная собственность делится на двесоставляющие: частную (делимую) собственность членов-пайщиков в виде паевогофонда и приращенную — консолидированную совместную (неделимую). В этомзаключается первое отличие кооперативной собственности.
Каждая изчастей кооперативной собственности функционирует в воспроизводственном процессесамостоятельно, имеет свои обособленные цели и средства реализации. Ввоспроизводственном процессе происходит приращение консолидированнойсобственности. В этом заключается второе принципиальное отличие кооперативнойсобственности от всех других форм.
Основной(неделимый) фонд, как часть кооперативной собственности, принадлежиткооперативу в целом, является объектом коллективного присвоения.Потребительское общество создает новый субъект собственности — коллективкооператива (пайщиков) как юридическое лицо, организующее распределениедоходов, полученных на коллективной собственности, и их потребление.
Такимобразом, кооперативная собственность − экономические отношения по поводуформирования, владения, пользования и распоряжения доходами, полученными наконсолидированной собственности.
Частьконсолидированной (неделимой) собственности кооператива объединяется на уровнерегиональных союзов (районных, областных, республиканских, центральных). Этасобственность изначально неделима, объединяется с целью создания условий длянормального развития имущественных комплексов потребительских кооперативов,которая в свою очередь призвана обеспечить прирост частного присвоения членов –пайщиков.
Управленческийаппарат союзов не становится субъектом кооперативной собственности, лишьосуществляет юридические права распоряжения, владения и пользованиясобственностью. Однако Закон «О потребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах) в Российской Федерации» определил субъектамисобственности союзов – сами союзы, что мы считаем неправомерным.
Консолидированнаясобственность присваивается коллективом собственников (пайщиками) как результатфункционирования ресурсов расширенного воспроизводства системы в целом. Этоприсвоение реализуется путем создания иерархии управленческих структур. Поэтомусобственность потребительской кооперации существует как системнаясобственность, стержневой основой которой является структуризированная консолидированнаясобственность.
Такимобразом, особенность кооперативной собственности потребительской кооперациипроявляется в сочетании двойственности, консолидации и структуризации.
Глава 2.Имущество потребительского общества. Особенности управления имуществом общества
Экономическуюоснову социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в томчисле потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество,которое принадлежит им на праве собственности. Собственность — это отношения поприсвоению материальных благ (имущества). В конституции РФ и Гражданскомкодексе РФ определены следующие основные формы собственности: частная,государственная, муниципальная.
Собственностьпотребительской кооперации – это частная коллективная собственность.Первоначально при образовании первых потребительских обществ имуществосоздавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшемимущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков.Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы.Потребительские общества — члены союзов. Поэтому собственность потребительскихобществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительскойкооперации, по своей социально-экономической природе является частнойколлективной собственностью.
Вотношениях собственности различают объект и субъект права собственности. Объектправа собственности- это то имущество, которым владеет субъект. Объектамисобственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырьёи другое имущество.
Субъектправа собственности – это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом можетвладеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив). Впотребительской кооперации субъектами права собственности являются два видаорганизаций:
— потребительские общества;
— потребительские союзы;
В Законе «опотребительской кооперации записано:
— собственником имущества потребительского общества является потребительскоеобщество как юридическое лицо;
— собственникомимущества союза является данный союз как юридическое лицо.
Потребительскиеобщества и их союзы являются совместно владеемыми организациями. Право владенияими принадлежит пайщикам. Поэтому по форме права собственности собственностьпотребительских обществ и их союзов относится к коллективной собственности.
Потребительскаякооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет около3000 потребительских обществ и 300 союзов потребительских обществ, т.е. впотребительской кооперации много с/>
убъектов права собственности. Поэтому собственностьпотребительской кооперации называется многосубъектной.
По объектам права собственности Рис. 1. Особенности собственности потребительской кооперации
Потребительскиеобщества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены закономи уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществлениясоциально-экономической деятельности.
Поэтомукаждое потребительское общество, и каждый союз потребительских обществвыступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельныйсубъект рыночной экономики.
Потребительскимобществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объектысобственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги,другое имущество производственного и социального назначения, продуктыинтеллектуального и творческого труда.
Потребительскиеобщества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности:торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказаниемуслуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственныепредприятия с их оборудованием, товарами и прочими имуществом являютсяобъектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.
Необходимоотметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзовнакоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации. Такимобразом, собственность потребительской кооперации — это частная коллективнаямногосубъектная собственность.
Экономическойосновой социально-экономической деятельности потребительского общества каксубъекта права собственности является его имущество (объект правасобственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативнымиучастками и без кооперативных участков записано: Основой экономическойдеятельности потребительского общества является его имущество, котороепринадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Потребительскоеобщество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своейсобственности, т.е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им.
Управлениесобственностью — это реализация права собственности, предоставленногопотребительскому обществу законом. Реализовать право собственности могут тольколюди.
Потребительскоеобщество(кооператив)- это организация, совместно владеемая пайщиками.
Чтобыуправлять потребительским обществом, его имущество, пайщики создаютколлективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков,либо из профессиональных менеджеров.
Правлениепотребительского общества нанимает аппарат управления, других работников иосуществляет управление объектами собственности — предприятиями торговли,общественного питания, заготовок, промышленности, услуг.
Органыуправления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должныруководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности,изложенными в примерных уставах потребительских обществ:
— безубыточность общества;
— демократичность управления;
— ответственность председателя совета общества, членов совета общества,председателя правления общества и членов правления общества за результатыэкономической деятельности общества;
— финансовая и хозяйственная дисциплина;
— обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества орезультатах экономической деятельности потребительского общества. Засохранностью и пользованием имущества потребительского общества ведут контролькак пайщики, так и правление.
В процессехозяйственной деятельности потребительское общество совершает сделки (договора)со многими другими субъектами собственности. Если потребительское общество невыполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне подоговору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, чтопотребительское общество несет имущественную ответственность по своимобязательствам (долгам).
В Законе «Опотребительской кооперации» указано, что потребительское общество отвечает посвоим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: денежными иматериальными средствами (зданиями, оборудованием, товаром).
Еслиимущества потребительского общества недостаточно для погашения задолженности,то оставшиеся долги должны погасить пайщики как коллективные собственники — совместные владельцы потребительского общества. Потребительское обществоявляется самофинансируемой организацией: общество само организуетсоциально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходоввозмещает расходы, платит налоги и другие платежи. За счет своих доходовобщество выполняет социальную миссию. Потребительское общество самораспоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского обществапринимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направитьна пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.
Управлениеимуществом потребительских обществ должно быть направлено на выполнениесоциальной миссии потребительского общества, на использование имущества винтересах пайщиков, на его поколений, обеспечивая функционирование потребительскогообщества как самофинансируемой организации.
Глава 3.Формирование имущества потребительского общества
Имуществопотребительских обществ формируется из разных источников, к основным из нихотносятся:
— паевыевзносы пайщиков (граждан и юридических лиц);
— доходы отпредпринимательской деятельности потребительского общества и созданных иморганизаций;
— доходы,полученные от размещения его собственных средств в банках и от ценных бумаг;
— средства,полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Паевыевзносы пайщиков (сокращенно: пай)- это обязательное участие пайщиков вобразовании имущества потребительского общества. Паевой взнос до внесения его впотребительское общество является частной собственностью гражданина илиюридического лица. Если гражданин (юридическое лицо) вступает в членыпотребительского общества, т.е. приобретает статус пайщика, то гражданин(юридическое лицо) передает пай в полное распоряжение потребительскогообщества. Пай становится источником формирования имущества потребительскогообщества.
В то жевремя пай потребительском обществе не обезличивается, а остается закрепленнымперсонально за каждым пайщиком. Если пайщик выбывает из потребительскогообщества, то ему возвращается паевой взнос и дивиденды на него. Паевой взнос идивиденды на него возвращаются также наследнику пайщика.
Паевойвзнос может вноситься, а затем и возвращаться деньгами, ценными бумагами,земельным участком или земельной долей, другими имуществом либо имущественнымиили иными правами, имеющими денежную оценку и пользующимися спросом на рынке.Для лиц, не имеющих самостоятельного заработка, а так же для лиц, получающихгосударственные пособия (пенсию, стипендию и т.п.), по решению общего собранияпотребительского общества размер паевого взноса может быть установлен в меньшемразмере, чем для других пайщиков.
Доходы,полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества.Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаютсяпредпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своейсоциальной миссии — удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.
Доходы,полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой,производственной и др.), являются самым основным источником формированияимущества потребительского общества. Так как от предпринимательскойдеятельности потребительское общество может получить больше всего доходов, тонеобходимо увеличивать объемы торговли, закупок и другой деятельности,экономить расходы, развивать новые виды деятельности. Часть доходовпотребительского общества направляется на решение социальных задач(строительства жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; обучение пайщиков;организацию культурно-массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплатпайщиками).
Хозяйственнаядеятельность потребительского общества должна быть организована эффективно иприносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические исоциальные задачи.
Законом «Опотребительской кооперации…» потребительскому обществу разрешено иметь своипредставительства, филиалы, создать хозяйственные общества, учреждения иполучать доходы. Для развития предпринимательской деятельности потребительскимобществам нужны квалифицированные работники.
Доходы,полученные от размещения средств потребительского общества в банках. Банкимогут привлекать денежные средства потребительских обществ как юридических лицво вклады. Доходы, полученные по вкладам, являются источником пополненияимущества потребительского общества.
Доходы,полученные от ценных бумаг при размещении их на рынке ценных бумаг.Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции,государственные казначейские обязательства, векселя и др. Специалистыпотребительского общества должны уметь выгодно размещать их на рынке ценныхбумаг, чтобы получать доход.
Средства,полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков какзаемные средства и, используя их в хозяйственной деятельности, получать доходы.
Потребительскоеобщество может получать доходы от сдачи в аренду неиспользуемых магазинов,заготовительных пунктов и другого имущества.
Потребительскоеобщество может получать доходы от продажи неиспользуемого имущества (зданий,машин, оборудования). От других субъектов собственности потребительскомуобществу может быть передано безвозмездно имущество в виде денег, ценных бумаг,машин, сооружений и других объектов собственности.
Такимобразом, потребительское общество использует разные источники для формированияи укрепления своего имущества.
Приосуществлении социально-экономической деятельности потребительское обществоможет созвать фонды, предусмотренные Законом РФ «О потребительскойкооперации...»:
— паевой;
— неделимый;
— развитияпотребительской кооперации;
— резервный;
— иныефонды в соответствии с уставом потребительского общества.
Размеры,порядок формирования и использования фондов потребительского обществаустанавливаются общим собранием потребительского общества. Источникамиформирования паевого фонда являются денежные или иные материальные средства,которые в виде паевых взносов вносится пайщиками при создании потребительскогообщества или вступлении в уже действующее потребительское общество.
За счетсредств паевого фонда создается делимое имущество. Доля каждого пайщика в этомимуществе — это его паевой взнос, который, во-первых, возвращается каждому изпайщиков при его выбытии из потребительского общества; во-вторых,распределяется между пайщиками при ликвидации потребительского общества;в-третьих, передается наследникам умершего пайщика. При возвращении паевоговзноса пайщику (наследнику) выплачиваются также дивиденды, начисленные на суммупаевого взноса.
Неделимыйфонд – это часть имущества потребительского общества, которая не подлежитраспределению между пайщиками как в период деятельности потребительскогообщества, так и в случае ликвидации. Неделимый фонд является гарантиейсуществования потребительского общества и включает ликвидное имущество: здания,сооружения, оборудование, машины. К неделимому фонду относится имущество,переданное потребительскому обществу при его создании от других субъектовсобственности. Источниками развития недельного фонда являются доходы отразличных видов деятельности и безвозмездные поступления. После ликвидациипотребительского общества неделимый фонд передается другому потребительскомуобществу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительскогообщества, что способствует сохранению кооперативного имущества для будущихпоколений.
Фондразвития — образуется за счет отчислений в размере до 6% от стоимостиреализованных товаров (продукции, услуг) и является источником пополнения такихвидов имущества, как товары, сырье, материалы, инвентарь и др. Фонд развитияпотребительской кооперации способствует стабилизации экономической деятельностипотребительского общества.
Резервныйфонд предназначен для покрытия убытков при чрезвычайных обстоятельствах.Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставомпотребительского общества. Источником образования резервного фонда являетсяприбыль от различных видов деятельности.
Потребительскоеобщество может формировать и другие фонды, которые предусмотрены его уставом.
Фондподготовки кадров — средства потребительского общества, используемые наподготовку и повышение квалификации кадров.
Фондсоциального развития – образуется за счет прибыли от различных видовдеятельности. Средства фонда предназначены на социальные выплатыпайщикам-работникам: оплату детских садов, надбавки к пенсиям, единовременныепособия ветеранам труда, оплату путевок работникам на лечение и отдых,материальную помощь работникам, оплату абонементов в группы здоровья и занятийв спортивных секциях, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам.
Фондстимулирования пайщиков — средства потребительского общества, направляемые напоощрение пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации иучаствующих в работе советов, ревизионных комиссий, комиссий кооперативныхучастков. Фонд создается из прибыли от различных видов деятельности.
Такимобразом, потребительское общество формирует фонды, предусмотренные его уставом,направляемые на определенные цели.
Глава 4.Стимулирование пайщиков на экономическое участие в деятельностипотребительского общества
Объявленнаяцель потребительского общества Российской Федерации — удовлетворениематериальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельностипотребительских обществ это означает, что должен обеспечивать приоритет экономическихинтересов пайщиков по сравнению с работниками.
В настоящеевремя реальные экономические отношения между потребительскими обществами ипайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками иработниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципаммеждународного кооперативного движения, в том числе и в вопросе обэкономическом участии пайщиков.
Экономическоеучастие пайщиков — это вклад в демократический контроль капитала своегокооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственнойдеятельности своего кооператива.
Потребительскиекооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе, прежде всего потому,что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постояннымпокупателям.
Другаянегативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числеработающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиковсокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе, пайщиков неосталось, это означает перерождение потребительских кооперативов впроизводственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации.
Потребительскийкооператив отличается от производственного. Потребительский кооператив — некоммерческая социально-ориентированная организация пайщиков, объединившихсякак потребители для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции,торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.
Производственныйкооператив — коммерческая организация работников, объединившихся для совместнойтрудовой деятельности с целью получения от неё материальных выгод.
Такимобразом, потребительское общество — это кооператив пайщиков, который долженфункционировать в их интересах, а производственный кооператив — это кооперативработников, преследующий материальные выгоды.
Производственныйкооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режимблагоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчасизвлекают работники-пайщики, временные. Кооперативы без неработающих пайщикетеряют покупателей, их экономическую поддержку, имидж социально-ориентированнойсистемы (а следовательно, помощь органов местного самоуправления),собственность, а в конечном итоге — рабочие места персонала.
Тольконаличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительскойкооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать нафедеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как толькопотребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращаетсяв кооператив работников, то есть производственный кооператив.
Кооперативныевыплаты. Кооперативные выплаты предусмотрены Законом РФ «О потребительскойкооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»,уставами потребительских кооперативов. Изучение деятельности различныхорганизаций показывает, что практика кооперативных выплат в организациях неотработана, в большинстве из них недопонимают значение кооперативных выплат.Наиболее крупные недостатки в технологии кооперативных выплат следующие:
— неувязываются с экономическим участием пайщиков;
— непланируются, осуществляются стихийно;
— размерэкономически не обосновывается;
— неопределяется целесообразность тех или иных форм;
— пайщикине информируются о предполагаемых и фактических кооперативных выплатах.
По нашейконцепции, кооперативные выплаты должны планироваться одновременно спланированием товарооборота. Для этого следует определить долю пайщиков во всемтоварообороте и сумму товарооборотов пайщиков на планируемый период. Законпозволяет до 20% доходов расходовать на кооперативные выплаты. По среднемупроценту наложения на плановую сумму товарооборота пайщиков можно определитьсумму предполагаемого дохода. 20% от этой суммы максимальный размеркооперативных выплат. Выбор кооперативных выплат зависит от состоянияхозяйственно-финансовой деятельности организации. Для российской практикиреальны дивиденды на паевые взносы там, где паевой взнос достаточно велик,чтобы дивиденды составили значимую в доходах пайщиков.
Отказ отвнедрения – не столь экономическая, сколько психологическая проблема, а такженедостаток кооперативного образования у пайщиков и работников. Задачаспециалистов по работе с пайщиками — преодолеть эти барьеры путем организацииобучения работников и пайщиков основам теории потребительской кооперации,принять стратегию экономического участия пайщиков и кооперативных выплат.
Стратегияэкономического участия пайщиков и кооперативных выплат включает следующиеэлементы:
— определение видов экономического участия, в том числе тех которые будутстимулироваться кооперативными выплатами;
— выборметода учета индивидуального экономического участия пайщиков;
— экономическое обоснование размера кооперативных выплат;
— сроки испособы выплат;
— рекламакооперативных выплат в соответствии с экономическим участием пайщиков;
— кооперативное обучение пайщиков и работников.
Стратегическийплан должен включать техническое оснащение и внедрение передовых технологийучета экономического участия пайщиков и разработку компьютерной программынахождения оптимального размера кооперативных выплат, то есть определение койих величины, которая заинтересует пайщиков в покупках, сдаче продукции своегодомашнего хозяйства, кредитовании, увеличение размера паевого взноса, и в то жевремя не ухудшит экономическое положение кооператива. Понятно, чтостратегический план индивидуален для каждого потребительского общества и союза,однако в его содержании должны быть заложены основополагающие признаки, которыеизложены выше.
Закон РФ от17 июня 1997 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, иих союзах) в РФ» основной целью потребительского общества удовлетворениематериальных и иных потребностей пайщиков. Закон определил пайщика центральнойфигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил социальный статуспайщика. Принятие нового закона позволило потребительской кооперации Россиивернуть к исходным кооперативным ценностям, приблизится к достижениями мировогокооперативного движения во многих сферах, в том числе и в работе с членамикооперативов.
Впервыероль пайщика, как хозяина потребительской кооперации была определена впостановлении Правительства РФ №24 от 24 января 1994 года «Вопросыпотребительской кооперации РФ»
Пайщик, какхозяин потребительской кооперации, выступает в трех качествах, характеризующихего участие в делах потребительского общества:
— пайщик,как законодатель,- принимает участие в утверждении уставов, структуры, вназначении должности руководящего состава;
— пайщик,как зеркало демократии,- участвует в проведении отчетно-выборных компаний, ворганах управления контроля;
— пайщик,как основной потребитель,- является основным покупателем товаров вкооперативных магазинах, потребителем услуг, сдатчиком сельскохозяйственнойпродукции, и, тем самым, участвует в формировании финансового состоянияорганизации.
В сложныхусловиях рыночных реформ государство содействует развитию потребительскойкооперации, ее демократизации, повышению участия пайщиков в деятельностикооперативных организаций.
Увеличениечисленности пайщиков – безальтернативная экономическая необходимость для всехорганизаций потребительской кооперации.
Экономическоеучастие пайщиков – это вклад в капитал своего кооператива, а также личный вкладв объемные показатели деятельности своего кооператива.
Подэкономическим участием пайщиков понимается приобретение товаров преимущественнов магазинах потребительского общества, сдача сельскохозяйственных продуктов исырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своегопотребительского общества, предоставление кредита своему потребительскомуобществу за счет своих сбережений и т. д. Пайщик должен стать постояннымделовым партнером потребительского общества, обеспечивая ему сырья сбыта,кредита, а, следовательно, доходы за экономическое партнерство надо платить.Это нормальный закон рынка. Пайщик имеет право на кооперативные выплаты – этопринципиальная наша позиция.
Кооперативныевыплаты следует рассматривать не как благотворительность, подачку, а каксправедливую плату пайщикам за вклад в хозяйственную деятельность, оплатуэкономического партнерства.
Задачаповышения роли пайщика в управлении делами потребительского общества имеетсегодня особую актуальность, так как ослабление работы в этой области создаетусловия для нарушения демократических принципов кооперации.
Чтобыподнять роль пайщиков, новый Закон о потребительской кооперации предусмотрелсоздание специальных органов управления – Советов потребительских обществ(союзов потребительских обществ), которые призваны определять стратегию развития,защищать и отстаивать интересы пайщиков, вести всю работу с ними. Однако нельзясказать, что при формировании состава Советов сегодня в полной мере учитываютсяинтересы пайщиков потребительской кооперации. До настоящего времени встречаютсянарушения при формировании Советов и других выборных органов, в которыепопадают в основном работники, а в Советы союзов потребительских обществ – ивовсе только руководители кооперативных организаций.
За1992-1995 гг. число пайщиков по системе потребительской кооперации уменьшилосьпочти в два раза, и эта тенденция продолжала развиваться. Возникла угрозапревращения потребительской кооперации в производственную.
Сложиласькритическая ситуация и Центросоюз поставил перед системой главную задачу — восстановление рядов кооперации. Эта задача закреплена в Программе стабилизациии развития потребительской кооперации на 1998-2002 гг. Предотвращениюдальнейшего подрыва социальных основ потребительской кооперации способствовалареализация Указа Президента России № 795 от 31 мая 1996 г. и Постановления Правительства РФ по этому вопросу.
ЗаданияПрограммы по кооперированию населения на 1998 год выполнены лишь на 91,49% вцелом по системе. Из 89 потребсоюзов только 14 выполнили задания Программы.Численность пайщиков к общей численности населения, по-прежнему имеет тенденциюснижения.
Чтобырешить эту проблему и привлечь новых пайщиков мы должны строго выполнятьосновное условие — соблюдать интересы пайщика. Внимание к пайщику окупаетсястократно. При одинаковых экономических условиях результаты деятельности выше втех организациях, где расширяется участие пайщиков, а руководители соблюдаютпринципы демократии и материальной заинтересованности, привлекают кобщественно-массовой деятельности кооперативный актив. В тех кооперативныхорганизациях, где осознается роль пайщика в деятельности потребительскойкооперации, наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты. Длятого, чтобы экономически заинтересовать пайщика в получении льгот на паевые взносы,многие РАЙПО используют новые подходы. По итогам финансовых результатов тотпайщик, который пользовался услугами кооперации, а значит, принес ейопределенный доход, получает поощрение.
В такихусловиях пайщик, имея реальную экономическую заинтересованность, и получаяльготы, находит возможность активной помощи потребительскому обществу. Пайщикамнужна информация о хозяйственной деятельности, разъяснительная работа опреимуществах кооперации, ее принципах и ценностях, о значении кооперации всоциально-экономических преобразованиях общества. Определение пайщика вкачестве хозяина потребительской кооперации на практике означает, что долженобеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков. Еще Н.И. Бахуринписал, что «Кооперация должна привлекать крестьянина тем, что она дает емунепосредственные доходы. Если это кооперация кредитная, то он должен получатьдешевый кредит; если это кооперация по сбыту, то он должен более выгоднопродавать свой продукт и быть от этого в выигрыше. Если он захочет купитьчто-нибудь, то он должен сделать через свою кооперацию, он должен получитьчерез кооперацию более добротный и более дешевый товар». Необходимо отметить,что в последние годы пайщики принимают меньшее участие в делах потребительскихобществ. Основными формами экономического участия пайщиков в деятельностипотребительского общества являются взносы, вклады, покупка товаров вкооперативных магазинах, реализация продукции через кооперативные предприятия,реализация услуг. Традиционной формой экономического участия пайщиков в делахпотребительского общества являлись паевые взносы. Однако сегодня размер паевоговзноса настолько мал, что играет крайне незначительную роль в формированиисобственных оборотных средств. Экономические интересы должны быть основаны на взаимности:не только потребительское общество должно экономически стимулировать пайщика,но и пайщик должен нести определенные обязательства перед потребительскимобществом, так как в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ пайщикнесет материальную ответственность за убыточную работу кооперативнойорганизации. Чтобы объединить пайщиков, потребительская кооперация всегдазанималась не только обеспечением их потребностей в товарах и услугах, но ивела огромную культурно-просветительскую работу. Сегодня такая работапрактически не проводится, поэтому одной из первоочередных задач кооперации вработе с пайщиками является пропаганда кооперативных принципов и ценностей.
Отношения спайщиками в потребительских обществах должны занять место фундамента, на которомвыстраиваются организационно-правовые и экономические взаимосвязи.
Особоеместо в работе с пайщиками должно быть уделено их участию в планированиидеятельности потребительского общества. Конечно, план — не панацея, но этоединственный способ, чтобы сконцентрировать усилия и пайщиков, и работниковпотребительской кооперации на решении задач, определенных Программойстабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года. Участиепайщиков в планировании позволит им оценить текущую деятельность Советов,осуществлять постоянный контроль с вынесением заслуженных наказаний и поощренийработникам с широким информированием всех заинтересованных лиц. Пайщики,желающие принять участие в управлении, должны получить соответствующиеобщественные поручения. Самые компетентные пайщики нужны в составе участковыхкомитетов, самые активные — в комиссиях кооперативного контроля, самыеграмотные — в просветительских комиссиях. У каждого кооперативной организациисуществуют свои особые задачи активизации работы с пайщиками, но всеорганизации нуждаются в планировании разных аспектов общественной кооперативнойдеятельности, в совершенствовании текущего контроля и подведения итогов работы.Сегодня для кооперации важно приложить все усилия, чтобы не только поддержать сложившеесядоверие к ней со стороны пайщиков, но и всячески укреплять его. Это не менееважно, чем успешная деятельность в хозяйственной сфере или разработканормативной базы. Укрепить доверие и дать новый толчок к развитиюкооперативного движения можно лишь проявляя внимание к пайщику, изучая егожелания и потребности, повышая качество оказываемых услуг. Пайщик всегда былглавной фигурой потребительской кооперации. Мы намерены работать с ними ивпредь, обеспечивать его товарами и услугами, как раньше. Если что-то неполучать сегодня, надо завтра найти другую форму заинтересованности людей впотребительской кооперации, сделать так, чтобы пайщик был не просто покупателемтоваров, а знал, что от его активного участия в жизни кооператива зависитмногое, что потребительская кооперация призвана защищать его интересы. Еслипайщик научится беречь достоинства кооперации, отстаивать такую позицию, тохозяйственные результаты будут более значительными.
Заключение
Напротяжении многовековой истории общественного развития существовалиопределенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповыеобъединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению синдивидуальной: Формально кооперативы различных видов появились на европейскомконтиненте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века.
В широкомсмысле кооперация — социально-хозяйственная организация (объединениекооперативов), в узком (кооперация труда) — форма организации труда, прикоторой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессахтруда. Кроме того, термин «кооперация» употребляется в разныхзначениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющихпредставителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная);осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская,районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отрасляхэкономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная,строительная, жилищная и др.).
ВДекларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI КонгрессомМеждународного кооперативного альянса (МКА) в 1995 году, под кооперативомпонимается "… автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся сцелью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностейпосредством совместно владеемого и демократически управляемогопредприятия". Это определение выражает социально-экономическую сущностькооператива и предоставляет определенную свободу в организации совместнойобщественно-хозяйственной деятельности. Из определения следует, что кооперативявляется по своей организационно-правовой форме предприятием и представляетсобой юридическое лицо, обладающее специфическими чертами.
Кооперативыявляются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения несоответствийна рынке. В условиях развития конкуренции кооперативы объединяются, создаваясистему кооперации. В научной литературе сформировались два основных подхода копределению места и роли кооперации в экономической системе. Сторонники одногоиз них, мнение которых мы разделяем, связывают ее с коренным — пересмотромвзглядов на природу общества, видят в кооперации средство преобразования всейэкономической системы и считают, что эта форма хозяйствования должна постепенноохватить все сферы экономики по мере того, как государственные и муниципальныепредприятия будут осваивать кооперативные принципы.
Другиесчитают, что возрождение кооперации не дает оснований для подобных выводов ичто вряд ли главное направление экономической реформы следует сводить кповсеместному распространению кооперативных принципов в хозяйственнойдеятельности.
Дляхарактеристики развития общественной и хозяйственной деятельности кооперативови их объединений применяют термин «кооперативное движение», подкоторым понимается общественная деятельность людей по распространениюкооперативных идей с целью привлечения новых членов и защиты хозяйственныхинтересов кооперативных предприятий и организаций. Другими словами, кооперативноедвижение — это многообразная социальная и экономическая деятельность людей,направленная на развитие кооперации.
Кооперативыотвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты,отличающие их от всех других общественных организаций и " хозяйствующихсубъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременноесовмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической.Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие егоспецифические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства идругих государственных структур, а также экономических субъектов различныхорганизационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь идополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов — правил, основных положений, которыми должны руководствоваться членыкооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономическойдеятельности.
Список использованныхисточников и литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием12.12.1993 г. // Российская газета. — №237 от 25.12.1993. (в ред. от 21.07.2007 N 5-ФКЗ);
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.02.2007);
3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах,их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 №3085-1 с изм. и доп. от21.03.2002 г. // Российская газета. — №136. – 17.07.1997 г.
4. Алфгани М.М. Советская потребительская кооперация. // М.М. Алфгани– 1990. — №4. – С. 54-55.
5. Бондаренко Н.В., Кущетеров Р.М., Качкарова З.Р. История и теориякооперации. // Н.В. Бондаренко, Р.М. Кущетеров, З.Р. Качкарова – Ставрополь,1998. – С. 312.
6. Бородин И.Ф. Кооперативное движение: Проблемы и пути их решения //И.Ф. Бородин – Казань, 1996. – С. 11-12.
7. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. Ч.1. //К.И. Вахитов – М., 1998. – С. 122.
8. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. // К.И. Вахитов –М.: Экономика, 1991. – С. 328.
9. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // В.Ф. ЕрмаковЭкономист. – 1995. — №6. – С. 24-28.
10. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. // А.П.Макаренко – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – С. 328.
11. Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. Теориякооперации. // А.П. Макаренко, А.И. Крашенинников, А.В. Кизилевич – М.:Экономика, 1982. – С. 402.
12. Савченко П., Федорова М. О природе потребительской кооперации //П. Савченко, М. Федорова. Экономист. – 1998. — №6. – С. 24-39.
13. Соболев А.В. К вопросу о начале кооперативного движения в России// А.В. Соболев – 2002. — №2. – С. 127-135.
14. Темирбулатов А.О. Кооперация в прошлом, настоящем и будущемобустройстве России: от хрестаматики к нормальной экономике // А.О.Темирбулатов– 2002. – Вып. 1. – С. 72-77.
15. Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства. // А.О.Темирбулатов – М.: Экономика, 1991. – С. 352.
16. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. // М.И.Туган-Барановский – М.: Экономика, 1989. – С. 495.
17. Тумашев А. Развитие кооперативного движения // А. Тумашев – 1992.- №1. – С. 131.
18. Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. // Л.Е.Файн – Иваново: Изд-во ИГУ, 1994. – С. 276.
19. Хинчук В., Гусев А. Кооперация и право // В. Хинчук, А. Гусев.Наука и жизнь. – 1988. — №11. – С. 76-80.
20. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. // А.В. Чаянов – Томск:Томск. кн. изд-во, 1988. – С. 70.