Реферат по предмету "Экономика"


Составление регионального межотраслевого баланса производства и распределения продукции

Расчётное задание
По дисциплине «Региональнаяэкономика»
«Составление региональногомежотраслевого баланса производства и распределения продукции»

Вариант № 6
 
Исходные данные
Страна делится на 2 условных региона: А и Б. В каждомрегионе имеются три отрасли: добывающая промышленность (Добыча), производствоготовой продукции (Готовая продукция) и производство услуг (Услуги).Прожиточный минимум – 198,29 руб.
Регион А, млрд. руб.Выпуск Промежуточный спрос Конечный спрос Выпуск Затраты Добыча
Готовая
продукция Услуги Всего Всего в том числе Конечное потребление
Валовое
накопление Чистый ввоз/вывоза Добыча 54 65 4 123 132,9 63 65 4,9 75 Гот. продукция 9,3 5 8,9 23,2 27 1 21 5 78 Услуги 2,7 5 46 53,7 59,9 32 2,9 25 60 ИТОГО 66 75 58,9 199,9 219,8 96 88,9 34,9 213 Валовая ДС 9 3 1,1 13,1 Выпуск 75 78 60 213 Занятость 4,9 5,2 1,9 12
Численность населения (ЧН)1010 млн. чел.
Трудовые ресурсы (ЧЗ) 468 млн.чел.
Прожиточный минимум (ПМ) 190руб.

Регион Б, млрд. руб.Выпуск Промежуточный спрос Конечный спрос Выпуск Затраты Добыча
Готовая
продукция Услуги Всего Всего в том числе Конечное потребление
Валовое
накопление
Чистый
ввоз/ вывоза Добыча 5,7 2,5 54 62,2 176 45 86 45 140 Гот. продукция 65 2,8 6,8 74,6 15,4 4,6 6,6 4,2 50 Услуги 65 42 5 112 6,1 2,5 1,5 2,1 70 ИТОГО 135,7 47,3 65,8 248,8 197,5 52,1 94,1 51,3 260 Валовая ДС 4,3 2,7 4,2 11,2 Выпуск 140 50 70 260 Занятость 4,7 8,9 57 70,6
Численность населения 49 млн.чел.
Трудовые ресурсы 21 млн. чел.
Прожиточный минимум (ПМ) 210руб.
Вывоз и ввоз/ экспорт и импортпо регионам страны Регион А Регион Б Страна Выв Вв Экс Имп Выв Вв Экс Имп Экс Имп Сальдо Добыча 5,3 67 23 - 45 43 5,9 - 28,9 - 28,9 Гот.пр. 35 78 24 4,5 7,4 15 4,7 46 28,7 50,5 -21,8 Услуги 0,5 2 4 5,7 5,9 7 0,2 5,5 4,2 11,2 -7 ВСЕГО 10,8 147 51 10,2 58,3 65 10,8 51,5 61,8 61,7 0,1
Решение:
I.             В таблицах региональныхбалансов рассчитать:
а) строки «Всего» и «Итого»;
б) продублировать столбец «Выпуск» в одноименнуюстроку;
в) валовую добавленную стоимость как разницу междувыпуском и строкой «Итого».
II.    В  таблице «Ввоз-Вывоз» рассчитать:
а) столбцы «Экспорт страны» и «Импорт страны» путёмсложения соответствующих столбцов по регионам;
б)  столбец  «Сальдо» путём вычитания значения импортаиз экспорта.
III.  Межотраслевой баланспроизводства и распределения продукта страны:Выпуск Промежуточный спрос Конечный спрос Выпуск Затраты Добыча
Готовая
продукция Услуги Всего Всего в том числе Конечное потребление
Валовое
накопление Чистый ввоз/вывоза Добыча 59,7 67,5 58 185,2 308,9 108 151 49,9 215 Гот. продукция 74,3 7,8 15,7 97,8 42,4 5,6 27,6 9,2 128 Услуги 67,7 47 51 165,7 66 34,5 4,4 27,1 130 ИТОГО 201,7 122,3 124,7 448,7 417,3 148,1 183 86,2 473 Валовая ДС 13,3 5,7 5,3 24,3 Выпуск 215 128 130 473 Занятость 9,6 14,1 58,9 82,6
IV. Показатели для каждого региона:
а) ВРП на душу населения:
    ВРПдн=  ВРП
/>                     ЧН
ВРПдн А = 13100 /1010 = 12,97
ВРПдн Б = 11200 /49 = 228,57
б) ВРП на одного занятого вэкономике (производительность труда):
/>    Птр =   ВРП
                 ЗН
Птр А = 13100 / 12= 1091,6
Птр Б = 11200 /70,6 = 158,64
в) Конечное потребление надушу населения:
/>     КПдн=   КП
                  ЧН
К Пдн А = 96000 /1010 = 95,05
К Пдн Б = 52100 /49 = 1063,27
г) Коэффициент покупательнойспособности:
/>     Кпс =   КПдн
                ПМ
Кпс А = 95,05 /0,00019 = 500263,16
Кпс Б = 1063,26 /0,00021 = 5063142,9
д) Доля конечного потребленияи валового накопления в ВРП:
/>/>    Дкп =    КП                     Двн =  ВН
              ВРП                             ВРП
Регион А:
Дкп = 96 / 13,1 =7,33
Двн = 88,9 / 13,1 =6,79
Регион Б:
Дкп = 52,1 / 11,2 =4,652
Двн = 94,1 / 11,2 =8,402
Таблица:Показатель Регион А Регион Б Ср. по стране
ВРПдн 12,97 288,57 120,77 % к ср. знач. 10,74 189,3 100
КПдн 95,05 1063,27 579,16 % к ср. знач. 16,41 183,59 100
Кпс 500263,16 5063142,9 2781703,03 % к ср. знач. 18 182 100
Птр 1091,6 158,64 625,12 % к ср. знач. 175 25 100
V. Оценка открытости регионов:
а)Коэффициентвывоза по отраслям:
    Квыв =  Вывоз    *100%
/>                Выпуск
Регион А:
Квыв Д = (5,3 / 75)*100 = 7,07
Квыв ГП = (35 / 78)*100 = 44,9
Квыв У = (0,5 / 60)*100 = 0,83
 
Регион Б:
Квыв Д = (45 / 140)*100 = 32,14
Квыв ГП = (7,4 / 50)*100 = 14,8
Квыв У = (5,9 / 70)*100 = 8,43
Регионы в целом:
Квыв А = (10,8 / 213)*100 = 5,07
К выв Б = (58,3 / 260)*100 = 22,42
 
б) Коэффициент ввоза поотраслям:
    Квв=                  Ввоз                    *100%
/>                Выпуск +Ввоз – Вывоз
Регион А:
Квв Д = (67 /(75+67 – 5,3))*100 = 49
Квв ГП = (78 /(78+78 – 35))*100 = 64,5
Квв у= (2/ (60+2 – 60))*100 = 100
Регион Б:
Квв Д = (43 /(140+43 – 45))*100 = 31,2
Квв ГП = (15 /(50+15 – 7,4))*100 = 26,04
Квв у= (7/ (70+7 – 5,9))*100 = 9,84
Регионы в целом:
Квв А = (147 / (213+147 – 10,8))*100 = 42,09
Квв Б = (65 / (260+ 65 – 58,3))*100 = 24,37
в) Коэффициент товарообмена поотраслям:
     Кто =  Ввоз +Вывоз   *100%
/>                     Выпуск
Регион А:
Кто Д =((67+5,3)/75)*100 = 96,4
Кто ГП = ((75+35 /78)*100 = 141
Кто У = ((2+0,5) /60)*100 = 4,2
Регион Б:
Кто Д =((43+45)/140)*100 = 62,86
Кто ГП = ((15+7,4 /50)*100 = 4,48
Кто У = ((7+5,9) /70)*100 = 18,43
 Регионы в целом:
Кто А = ((147 +10,8) / 213)*100 = 74,08
К­то Б = ((65 +58,3) / 260)*100 = 47,42
г) Коэффициенты межрегиональной и внешнеэкономическойоткрытости и регионов:
     Охмр = Ввозрег. +Вывозрег. *100%
/>                        ВРП
     Охвэ = Импортрег.+Экспортрег.   *100%
/>                                ВРП
 
Регион А:
Охмр =((10,8+147) / 13,1) *100 =1204,58
Охвэ = ((10,2+51) / 13,1) *100 =467,2
Регион Б:
Охмр =((65+58,3) / 11,2) *100 =1100,89
Охвэ = ((51,5+10,8) /11,2) *100= 556,25
д) Экспорт межрегиональнойсвязанности в стране:
/>     Кмс = åвывоза из регионов + åввоза в регионы  *100%
                                    ВВП страны
/>Кмс = (10,8+53,3) + (147+65)    *100 =1156,8
                      13,1+11,2
е) Коэффициентвнешнеэкономической открытости страны:
/>    Квэ = Импортстр+Экспортстр       *100%
                            ВВП
Квэ =10,2+51,5+51+10,8   *100 = 508,23
/>               13,1+11,2
Таблица:Регион Отрасли Регион в целом Добыча ГП Услуги Регион А Квыв 7,07 44,9 0,83 5,07 Квв 49 64,5 100 42,09 Кто 96,4 141 4,2 74,08 Регион Б Квыв 32,14 14,8 8,43 22,42 Квв 31,2 26,04 9,84 24,37 Кто 62,86 4,48 18,43 47,42
 
VI. Анализ отраслевой и территориальной структурпроизводителя:
а) Отраслевая структура производства формируется путёмнахождения доли выпуска отрасли в общем объёме выпуска в регионе или стране:
     Доi =    Вi        *100%
/>               ВРП
Регион А:
До Д = (75 / 213) *100 = 35,2
До ГП = (78 / 213) *100 = 36,6
До У = (60 / 213) *100 = 28,2
Регион Б:
До Д = (140 / 260) *100 = 53,8
До ГП = (50 / 260) *100 = 19,2
До У = (70 / 260) *100 = 27
 
По стране в целом:
До Д = (95 / 190) *100 = 50
До ГП = (40 / 190) *100 = 21,05
До У = (55 / 190) *100 = 28,95
Таблица:Отрасль Регион А Регион Б Страна Добыча 35,2 53,8 50 Готовая продукция 36,6 19,2 21,05 Услуги 28,2 27 28,95 ИТОГО 100 100 100
б) Территориальная структура производства формируетсяпутём нахождения доли выпуска продукции отрасли в регионе общем объёме выпускаотрасли в стране:
    Дрi  = Врi  *100%
/>              Всi
Регион А:
Др Д = (75 / 215)*100 = 34,9
Др ГП = (78 / 128)*100 = 60,9
Др У = (60 / 130)*100 = 46,15
Регион Б:
Др Д = (140 / 215)*100 = 65,1
Др ГП = (50 / 128)*100 = 39,1
Др У = (70 / 130)*100 = 53,85
Итого по регионам:
Др А = (213 / 473)*100 = 45,03
Др Б = (260 / 473)*100 = 54,97
Таблица:Отрасль Регион А Регион Б Страна Добыча 34,9 65,1 100 Готовая продукция 60,9 39,1 100 Услуги 46,15 53,85 100 ИТОГО 45,03 54,97 100
В) Рассчитать коэффициентылокализации:
:   />/>    КЛi r =  Вi r            Вi  , где
                Вr           В
Вi r – объём выпуска  i-ой отрасли в регионе r ;
Вr – объём валового выпуска в регионе r ;
Вi – общий объём выпуска   i-ой отрасли в стране;
В – объём валового выпуска в стране.
 
Регион А:
:   Кл Д =  75          215    = 0,77
/>/>          213           473 
/>
:   />Кл ГП  =  78        128   = 1,365
213       473
:   Кл У =  60         130    =1,03
/>/>           213        473
Регион Б:
:   Кп Д =  140       215    = 1,2
/>/>            260       473 
:   />/>Кп ГП  = 50      128   = 0,704
260     473
:   Кп У =  70        130    =0,982
/>/>           260       473
 
Таблица:Отрасль Регион А Регион Б Добыча 0,77 1,2 Готовая продукция 1,365 0,704 Услуги 1,03 0,982
Выводы по результатаманализа:
Регион Б имеет значительное преимущество попроизводству ВРП на душу населения, а также по конечному потреблению на душунаселения. Показатель производительности труда в регионе А выше, чем в регионеБ в 7 раз, что говорит о неэффективности производства в регионе Б. Коэффициентпокупательской способности в регионе Б выше, чем в регионе А, что ведет квысокой покупательной способности в регионе Б. Коэффициент вывоза по региону Б,составляет 5,07, что значительно меньше Квыв региона А, составляющего 22,42 в 4раза, т.е. регион Б вывозит больше продукции добывающей промышленности и услуг.Коэффициент ввоза региона А больше Квв региона Б. Коэффициент товарообмена порегиону А, составляет 74,08, а по региону Б – 47,42, что на 27% ниже чем урегиона А. Коэффициенты межрегиональной и внешнеэкономической открытости врегионах не сильно различны. 
Отраслеваяструктура производства Регионов распределена следующем образом: в регионе Апреобладают добыча (35%) и производство готовой продукции 37%, в регионе Бдобыча (54%) сильно превышает показатели других отраслей, что сильно влияет напоказатели страны. Добывающая промышленность преобладает в регионе Б, исоставляет 65% по стране, против 35% в регионе Б. Также показатели региона Б, по предоставлению услуг, выше чем в регионе Б, на 12%. Коэффициент локализациипо добыче в регионе А составляет 0,77, а регионе Б – 1,2; Кл по готовойпродукции в регионе А составляет 0,72, в регионе Б – 1,44; Кл по услугам врегионе А – 1,365, в регионе Б – 0,704. Следовательно в регионе А более развитопроизводство готовой продукции и предоставление услуг, а в регионе Б добывающаяпромышленность.
Общая географическая характеристика
Большая часть области расположена на юго-востокеЗападно-Сибирской равнины, граничит: на севере с Томской областью, на западе сОмской областью, юго-западная граница НСО совместная с Казахстаном, юг июго-восток граничит с Алтайским краем, а на востоке – граница с Кемеровскойобластью, и лишь крайняя восточная часть находится в пределах гор Южной Сибири.НСО зани­мает внутриматериковое положение и имеет значительную протяженность сзапада на восток и с юга на север.
НСО занимает выгодное экономико-географическое положение,и несмотря на то, что ресурсный потенциал НСО невелик она находится рядом спромышленными центрами расположенными в Кемеровской и Омской областях, а так жеАлтайским краем. В сопредельных областях широко развита железнодорожнаятракторное машиностроение, металлообработка, химическая промышленность,производство строительных материалов, и чёрная и цветная металлургия.
Геогра­фическое положение и размеры области определяютее природные условия.Рельеф
Рельеф области преимущественно равнинный с неболь­шимколебанием абсолютных высот на близком расстоянии. В западной части колебаниясоставляют 5-20м, в восточной до 50-100 м. Территория области постепенно повышается с запада на восток, образуя несколько ступеней. Самая низкая занимаетзападную часть Барабинской равнины с высотами 90 – 120 м и ограничивается на востоке приблизительно по линии Карасук — Довольное — Барабинск — южнаячасть Кыштовки. Наибольшие площади имеют высоту 100-116м. В долинах рек Обь,Тартас, и на высоты опускаются до 90м. Вторая ступень — Васкяздкжая плоскаяравнина и восточная часть Барабинской равнины с относительными высотами 5-59м.Формы рельефа по высоте низменные, равнины полого — волнистые. Третью ступеньобразуют Приобское плато, Кузнецкая котловина. Абсолютные высоты составляют 90- 350м, относительные до 100 — 150м. Это возвышенные, волнистые и холмистыеравнины (сопка — Холодная — 381м, сопка Михайловская -343м) Четвертую ступеньрельефа представляет Салаирский кряж — поднятие с абсолютной высотой до 400 — 500м.
Таким образом, несмотря на преобладание равниннойповерхности, рельеф области разнообразен. Климат
В области преобладает континентальный климат умерен­ныхширот. Отличается быстрая смена климатических условий севера на юг. Для климатахарактерны различные колебания среднемесячных (до38градусов) и абсолютныхтемператур воздуха (до 91 градусов); яркая выраженность 4-х сезонов спродолжительной холодной зимой, сравнительно коротким летом и краткими переход­нымипериодами — весной и осенью небольшое годовое  количество осадков (250 — 500мм) и неравномерное их  распределение по сезонам года с максимумом в летниемесяцы. Климатические условия можно оценить как удов­летворительные дляжизнедеятельности человека, для сельскохозяйственного производства. Суммытемператур воздуха выше 10 градусов составляют 1600градусов в таежной зоне и наСевере, на крайнем юго-западе в зоне степи 2000 градусов. Такое количествотепла достаточно для созревания скороспелых и среднеспелых сортов яровойпшеницы, овса, ячменя, озимой ржи, проса, гречихи, гороха, льна, конопли,подсолнечника, овощных культур, ягодников. В южных районах области возможновыращивание позднеспелых сортов кукурузы, сахарной свеклы. К неблагоприятнымклиматическим условиям выращивания сельскохозяйственных культур относятсяпоздние весенние, ранние осенние заморозки, засухи и т.д.
Для большей части области (лесостепь и степь) в периодвегетации создаются трудные условия обеспечения расте­ний водой. Коэффициентувлажнения в большинстве лет менее 1,0. Поэтому необходимы работы по накоплениювлаги в почве. В области необходимо орошение. Прогнозируется иссушение климата.
 Природные ресурсырегиона Гидроресурсы
Внутренние воды области представлены реками, озера­ми,подземными водами. В НСО протекает около 430 рек длиной более 10км. 21рекаимеет длину более 100км. Самая крупная — Обь. Реки области относятся к 3-мбассейнам: реки Обь (Бердь, Йня, Шегарка и др), реки Иртыш (Тара, Омь и ихпритоки); бассейну замкнутого стока (Каргат, Баган, Карасух). Южные районыобласти (Баганский, Карасукский, Кочковский, Чистоозерный, Краснозерский)испытывают острый недостаток в речной воде. На Оби построена Новосибирская ГЭСмощностью 455тыс. кВт и образовано водохранилище площадью 1070кв. км. Созданиеплотины нарушило естественный режим Оби. В результате нарушения берегов исчезлимногие острова, произошло обмеление водохранилища, уменьшение запасов воды, чтосказалось на запасе и составе рыбы. Озера являются источником водоснабжения (Чаны,Убинское, Сартлан,, Тандово, Хорошее). Их вода в южных районах используется наорошение. Крупные озера — рыбопромысловые водоемы, с наличием водоплавающейптицы)В перспективе возможно широкое использование грязи озера Карачи влечебных целях. В озерах акклиматизированы ценные породы рыб, ондатра. Вобласти имеются запросы минеральных вод. В Татарском, Чановском, КуйбышевскомДоволенском районах на глубинах 800 — 1500м залегают минеральные воды, сходныепо своему составу с лечебными водами курорта «Ессентуки».       Минеральныеводы с повышенным содержанием йода и брома изучены в районном центре Северном иДоволенском санатории. Родоновые воды распространены в Новосибирске и егоокрестностях. Терминальные воды с температурой до ЗЗ-ёх градусов сосредоточеныглавным образом в Северном, Усть-Тарском, Венгеровском, Куйбышевском,Татарском, Чистоозерном, Чанавском, Барабинском районах. Они   — находятся наглубинах 1,5-3 тыс. м. и в области практически не используются.Земельныересурсы
Набор почв области превышает 100 разновидностей. Всеверных районах под хвойными, хвойно — лиственными лесами сформировалисьподзолис­тые и дерново-подзолистые почвы (около 270тыс га), отличительная чертакоторых — наличие подзолистого гори­зонта. В период обильного увлажнения растворимыесоединения, которые находятся в этом типе почвы, вымываются из верхних слоев вболее глубокие, происходит обеднение почвы. Поэтому необходимы известкование ивнесение органических и минеральных удобрений. Под березовыми лесамиформируются серые лесные почвы (2400тыс.га) их плодородие тоже невелико. Подлогово — степной и травянистой растительностью образуются черноземы (= 2800, 9тыс. га). Они обладают хорошей структурой и высоким плодородием. На территорииобласти широко распространены болотистые почвы (4700тыс га), происходитнакопление торфа. На западе области, в Барабе и Кулунде, большие площади занятысолончаками и солонцами (30001). Засоленые почвы требуют серьезного улучшения. Это достигается агротехническими приемами, внесением удобрений, гипсованием.Широкое распространение полу­чили луговые, черноземно-луговые, логово — черноземные. Общий почвенный покров сель/хоз угодий составляет 8,6млн. га.Проявляются общие закономерности смены почв с севера на юг и с запада навосток.Растительность
Растительность области отличается разнообразием и пестротой в ее распределении. Она представлена темно — хвойными, светлохвойнымии лиственными лесами равнины, горными и предгорными лесами Салаира,разнообразием лугов и болот, степями и полями культурных растений. ВКыштовском, Колыванском, Шасиянинском районах леса занимает более 1/2 всейплощади, в Карасукском, Баганском, Купинском и др. южных районах их доля недостигает 10%. Небольшие площади болот в Северном, Убинском, Куйбышевскомрайонах, более 1/2 заняты пашнями в Черепановском, Кочковском и Краснозерскомрайонах. Всю область с запада на восток пересекает зона лесостепи. Для ниххарактерно сочетание лесной и степной растительности. Юго-западная частьобласти занята степной зоной. Для них характерны дерновшаюшие — злаковые степи.На засоленных почвах солонцевые луга. Большая часть территории освоеначеловеком. Значительные площади степи и лесостепи используются под пашню.Распаханность южных и вое -точных районов составляет 40 — 60 %. В северной лесостепиона уменьшается до 10-20%. Более 90% территории области находится в пределахЗападно-Сибирской платформы, поэ­тому на ее территории распространены полезныеископае -мые осадочного чехла.
В северном районе в 1964г. открыто Веселовскоегазо-нефтяное месторождение, позднее — Восточно-Межовское, Верх-Тарское,Раитинское месторождения кирпичных глин (более 100 месторождений), песков ипесчано-гравий­ных смесей. Разведано 6 месторождений огнеупорной глины(Дорогинское, Евсинское, Обское — эксплуатируются сейчас). Керамические глиныиспользуют для изготовления облицовочных плит, канализационных труб. Глинистыесланцы и известняки Чернореченского месторождения у города Искитима и уселаПетени_Маслянинскоро района на Салаирском кряже. Кварцевые пески имеются в Новосибирс­коми Болотнинском районах. Строительные известняки для производства строительнойизвести, щебня, бутового камня сосредоточены в 9 месторождениях. Минеральныекраски (цветочная глина) добываются в Черепановском, Тогучинском, Искитимскомрайонах. Горные породы магматического происхождения – гранит, диабазы и др.сосредоточены на Буготатских сопках, граниты — у поселка Успенка, Дубровине,Мочище и в карьере Борок (Новосибирск). Используются они в качествестроительного камня.
В Черепановском, Искитимском и Тогучинском районах ввиде узкой полосы в несколько километров на расстоянии 110км расположенГирловский бассейн высококачественных углей — антрацитов. Общие их запасыоцениваются в млрд. т. Уголь отличается высокой калорийностью, выдерживает дальниеперевозки. В Тогучинском районе располагается Завьяловское каменных углей собщими запасами до глубины 300м около 70млн т. Листвянский уголь (Черепановскийрайон) — сырье для изготовления электродов.
В Салаирском кряже обнаружены небольшие месторождениябокситов, оловянных руд. На севере области, в Кыштовском районе, выявлены нефтьи газ (Литовское, Веселовское), расположенные всего в 150км от железной дороги.Огромные запасы торфа (3075,8 млн. т) — Колыванский, Чулимский, Каргатский,Болотнинский районы. Изученность торфяных залежей недостаточна, но, тем неменее, на 1 января 1985 выявлено 568 месторождений торфа. В озерах областинакоплены богатые запасы сапропелей. Они установлены в 11 районах области. Население
Население — главная производительная силаЗападно-Сибирского экономического района. За период 1975 — 1995 гг. оноувеличилось с 12,5 до 15,2 млн. чел. Удельный вес населения Западной Сибири наначало 1996 г. составил 12% населения России, а его плотность в районе — более6 чел./кв. км. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдольТранссибирской железнодорожной магистрали (20 чел./кв. км) и Кемеровскаяобласть — более 33 чел./кв. км. На севере района плотность населения снижается:в Томской области до 3 чел./кв. км, в Тюменской области до 2,5 чел./кв. км'.Удельный вес городского населения составил в 1995 г. 71 % (в целом по России — 72%). В районе выделяются два крупнейших города, в которыхчисленность населения превышает миллион человек — Новосибирск и Омск. Внаиболее урбанизированной Кемеровской области (26% городского населения района)города сосредоточены главным образом вдоль железной дороги от Юрги доТаштагола.
Почти 91% населения района составляют русские. Из другихнациональностей здесь проживают украинцы (5%), алтайцы, ненцы, ханты, манси идр. Национальность 1980 1990 2000 Всё население 2505249 2620130 2733824 Русские 2286554 2407183 2515618 Немцы 67931 64195 64186 Украинцы 47583 46997 50202 Татары 21825 28549 28952 Казахи 12184 11837 12123 Евреи 11864 9649 7467 Чуваши 8007 6756 5987 Мордва 5885 4729 4847 Латыши 1928 1714 1197 Другие национальности 9698 10523 16683
В народном хозяйстве района занято почти 8 млн. чел.(86% трудоспособного населения), в — материальном производстве — 5,6 млн. чел.(70%), в непроизводственной сфере — 2,4 млн. чел. (30%). В 1999 г. в промышленности Западной Сибири было занято 33% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве —12%, на транспорте и связи — 10%, в строительстве — 15%. В связи с переходом крыночным отношениям в районе появилась безработица. По официальным данным,численность безработных в 1999 г. составила 320 тыс. чел. (4% от общейчисленности занятых в народном хозяйстве района), но если учесть, что на многихпредприятиях рабочие заняты неполную неделю и вынужденно берут отпуска за свойсчет на 3—4 месяца в году, то, по предварительным оценкам, численностьбезработных составляет 440 тыс. чел. (5,5%).

Средняя численность занятыхв экономике (по НСО)1985 1990 1992 1994 1996 1998 2000 1412,5 1414,5 1406,3 1383,7 1331,5 1268,2 1197,9
В Западной Сибири высокая текучесть рабочей силы. Онавыше, чем в среднем по стране, в 1,25 раза. Основные причины текучести кадров — недостаточное развитие социальной инфраструктуры и сравнительно низкаязаработная плата в отраслях непроизводственной сферы, не позволяющая покрыватьдополнительные расходы на жизнедеятельность людей, связанные с суровымиклиматическими условиями.
Возрастной состав населения НСО
Моложе ТВ1986 1991 1992 1993 1994 1995 24,8 24,5 24,3 23,4 23,4 27,9
 
Находящиеся в ТВ58,5 56,9 56,8 56,7 56,9 57,1
Старше ТВ
16,7
18,6
18,6
19,4
19,7
20,0
 Общая характеристика экономики
Западно-Сибирскийэкономический район по промышленному потенциалу занимает третье место вРоссийской Федерации, уступая таким районам, как Центральный (17%) и Уральский(18%). Особенно он выделяется на общероссийском фоне производством топлива,электроэнергии, а так же продуктов химии и фармацевтики.  Новосибирск, каккрупный промышленный комплекс, играет в промышленности Западно-Сибирскогорегиона ведущую роль.
Хозяйственныйкомплекс Новосибирской области представлен в следующих пунктах:
[Отраслевая структура промышленности.
[Сема функциональной экономики.Отраслеваяструктура промышленности.
Отраслевая структура промышленности Новосибирска иНовосибирской представлена в следующей таблице:Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) Млн. рублей В % к общему объёму Электроэнергетика 3650,0 15,7 % Топливная промышленность 116,1 0,5 % Чёрная металлургия 209,5 0,9 % Цветная металлургия 1021,1 4,4 % Химическая и нефтехимическая промышленности 679,6 2,9 % Машиностроение и металлообработка 7636,4 32,8 % Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности 465,5 2,0 % Промышленность строительных материалов 1425,8 6,2 % Лёгкая промышленность 620,0 2,7 % Пищевая промышленность 5872,1 25,2 % Микробиологическая промышленность 160,7 0,7 % Мукомольно-крупяная промышленность 664,2 2,8 % Медицинская промышленность 536,9 2,3 % Полиграфическая промышленность 204,4 0,9 %
Удельноезначение всей промышленности района в общероссийском промышленном комплексе за30 лет выросло в 2,4 раза. Это произошло за счет ускоренного роста добывающихотраслей. Обрабатывающие отрасли развивались замедленными темпами, особенномашиностроение и металлообработка. Удельный вес этой отрасли снизился на 10%.
Повысилосьудельное значение лесной и лесоперерабатывающей промышленности в 1,17 раза,главным образом за счет увеличения лесозаготовок и лесопиления. Незначительноеувеличение доли пищевой промышленности (7%) следует признать неоправданным, таккак основная часть сырья этой отрасли вывозилась в европейские районы.Фактические данные показывают, что за период 1965 — 1995 гг. вЗападно-Сибирском экономическом районе усилились диспропорции между добывающимии обрабатывающими отраслями. Если в 1965 г. удельное значение добывающих отраслей составляло около 30%, то в 1995г. -48% всего объема промышленнойпродукции. Таким образом, значительно повысилась роль района кактопливно-сырьевого придатка европейских районов страны.
Производствои выпуск основных видов продукции металлургической промышленности приведены втаблице: 2000 год. Фактически в % к 1998 году. Чёрная металлургия млн. рублей 209,5 В 2,5 р. Сталь 37085 120,8 Прокат готовый 126083 В 4,7 р. Трубы стальные 78857 В 5 р. Лента стальная холоднокатаная 3016 В 3,3 р. Цветная металлургия млн. рублей 1021,1 85,1 Олово … 93,4 Золото, его сырьё и сплавы … 118,3 Добыча золота кг. … 92,5
Машиностроение и металлообработка. Вцелом по отрасли физический объём увеличился на 11,9 %: 1999 год. фактически В % к 1998 году.
Машиностроение и металлообработка
7636,4
111,9
Машиностроение
В том числе: 6706,7 107,6 Горношахтное и горнорудное 62,7 129,7 Железнодорожное 383,2 93,9 Химическое и нефтяное 9,9 72,0 Электротехническая промышленность 550,9 122,2 Станкостроительная и инструментальная 349,9 101,6 Автомобильная 49,8 131,9 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 237,3 В 2,4 р. Машиностроение для лёгкой пищевой промышленности и бытовых приборов 66,2 157,7 Другие отрасли машиностроения 4962,9 184,5 Промышленность металлических конструкций и изделий 165,1 106,3 Ремонт машин и оборудования 763,6 74,0 Строительно-дорожное и коммунальное 34,3 88,2 Схемафункциональной экономики.
В схеме функциональной экономики мыпостроили, используя следующие данные:
[ По отраслевой структуре промышленности региона в % пообъёму продукции
[ Доля сельского хозяйства в валовом производстве районав %.
Она представлена в видездания, этажи которого отличаются своими функциями, задачами, проблемами ихарактером связи с природными, трудовыми и научно-информационными ресурсами. 1 этаж. Сельское хозяйство 4010,9 16,7% Промышленность 18761,6 77,6% Лесное хозяйство 43,5 0,2% Чёрная металлургия 209,5 0,9% Заготовки 111,3 0,5% Цветная металлургия 1021,1 4,2% 2 этаж. Транспорт 7673,2 46,2% Строительство 2154,7 13% Связь 1532,6 9,2% Материально-техническое снабжение и материальное производство 602,6 3,6% Торговля и общественное питание 1955,5 11,8% Жилищно-коммунальное хозяйство 2000,4 12,0% Медицинская промышленность 536,9 3,2% 3 этаж. Геологическая и геофизическая 272,7 22,5% Наука 891,7 73,6% Информационное и технологическое обслуживание 47,8 3,9%
Доля сельского хозяйства вваловом производстве региона составляет 9,5%.Отраслеваяструктура хозяйства.
Отрасли

Отрасли комплексного развития
k
Отрасли Специализации
k>1
Зерно
Стальные трубы
Растительное масло
Цемент
Электроэнергия
Семя подсолнечника
Картофель
Тракторные сеялки
Шерсть
Овощи
Уголь
Телевизоры
Мясо
 
Холодильники
Молоко
 
Стиральные машины
Ликероводочная продукция
 
Хлеб
Яйцо
 
Обувь
Строительный кирпич
 
  /> /> /> /> /> /> /> /> />
Территориальная структурахозяйства.
Название элементов ТСХ
Характер элементов ТСХ
Примеры. Промышленный пункт Локальное производственно-территориальное сочетание предприятий одной отрасли. Чулым, Искитим, Бердск, Татарск
Промышленный центр. Локальное производственно-территориальное сочетание предприятий двух трёх отраслей Барабинск, Куйбышев, Карасук
Промышленный узел. Локальное производственно-территориальное сочетание предприятий ядра и городов спутников, объединённых тесными производственно-техническими связями, общими системами инфраструктуры с целью наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов. Новосибирск.
Основнымиэлементами ТСХ региона являются промышленные пункты, такие как: Чулым, Искитим,Бердск и Татарск. Они специализируются на машиностроении и металлообработке, атакже на пищевой промышленности.Транспортная инфраструктура
Новосибирск, являясь крупнейшим на востоке страныцентром оптовой торговли, уж сегодня в оперативном режиме обслуживает десяткигородов Сибири с общей численностью более 7-8 миллионов человек. Наличиебольшого числа городов и даже регионов -«клиентов» Новосибирска,географически расположенных в оперативной доступности всеми видами транспорта,отличает его от других крупных транспортных узлов сибирского региона.Железнодорожные, авиационные и автомобильные перевозки (транзитные и конечные),обеспечи­вают торговые связи Новосибирска с городами Казахстана, Средней Азии,Китаем, Монголи­ей и других стран. Именно по этой причине, несмотря на общийпромышленный спад, срыв практически всех программ конверсии предприятий ВПКгород живет и развивается как центр транспортных, финансовых, информационных ииных форм услуг, свойственных современ­ным товаропроводящим комплексам.
Если говорить о стратегии экономического развитиявостока России, то Новосибирск является для этого, по-видимому, наиболееэффективным опорным пунктом. Географически положение города позволяетформировать систему проходящих через него транспортных коридоров международногокласса, однако при этом необходимо учитывать те реалии, которые возникли впоследнее время, особенно в сфере железнодорожных и воздушных сообщений.
После распада СССР в России произошли серьезныекачественные изменения в транс­портных потоках. Западная Сибирь, которая быласвязана тремя железными дорогами с центром, теперь располагает фактически однойдорогой. Эта единственная транспортная магист­раль обслуживается самым слабым втехническом отношении участком дороги от Омска ж Тюмени и Екатеринбурга, Еслираньше Транссибирская магистраль была вне конкуренции г;' обслуживаниютранспортного моста «Азиатские страны — Россия — Европа», то теперь: уТранссиба появились серьезные конкуренты. Япония в последние годы создала оченьмощный контейнерный флот, и с завершением строительства последнего участкажелезной дорог между Туркменией и Ираном появилась новая Трансазиатскаямагистраль. Эта дорога начи­нается от побережья Тихого океана, проходит черезвсю территорию Китая, бывшие республики Средней Азии и в обход России доходитчерез страны Передней Азии и Турцию в Европу. Дорога готова, она корочеТранссиба, и хотя пока еще не может работать как транзитная магистраль ни потехническим условиям, ни по организации движения, ей нужно время, что бы статьдействительным конкурентом, но это время может наступить неожиданно быстро.
Необходимо сохранить преимущества готового Транссиба.который имеет хорошие выходы через Харбин и Улан-Батор в Юго-Восточнуго Азию.Главной задачей в этом плане являются стратегические ориентиры. Нужно приниматьнезамедлительные решения о том, ка­ким будет Транссиб в России уже в начале XXIвека, чтобы выполнить ту роль, которую потенциально может взять на себя Россия,используя свое геополитическое положение и став главным связующим звеном междустранами АТР и Европой. России и Сибири нужен не просто скоростной Транссиб, аТранссиб, который может быть звеном скоростной международной транспортнойсистемой Евразии.
В связи с этим, предложения Министерства путей сообще­нияоб устранении недогруженности Транссиба, о поиске дополнительных тонн, кажутсянедостаточно весомыми для уровня государственной задачи.
В последнее время произошло не только ухудшениесистемы транспортных связей нашей страны. Есть и положительные изменения.Россия открыла воздушное пространство для прохождения иностранных судов, нетолько над сушей, но и над Северным Ледовитым ока ном, где стали формироватьсякоридоры связей над нашими территориями между Америкой!:
Азией через Северный Полюс. До настоящего времени этивоздушные пространства были закрыты. Более четырехсот тысяч воздушных судов вгод обходило Россию, а это огромные финансовые потери. В будущем году маршрут«Америка — Северный Полюс — Азия» уже входит в расписание международныхтранспортных линий. Есть заявки на 150 тысяч пропусков с новым  перспективным   направлением   активизации   выгодногоэкономико-географического положения г. Новосибирска является его участие вроссийских и междуна­родных программах развития «транспортных коридоров»,способствующих реальной инте­грации экономик территорий, действительномуформирования единого экономического про­странства.
Важно подчеркнуть, что меры эти, как правило, выгоднывсем участникам, а потому никого не надо заставлять интегрироватьсяпринудительно. Однако в современных усло­виях резко усиливаются требования кучастию регионов и городов в обслуживании транспортных потоков и интеграционныхсвязей (в том числе и в рамках программ развития транс­портных коридоров), чтовызывает необходимость использования новых нетрадиционных подходов.
В этой связи коллективом сотрудников Сибирского государственногоуниверситета путей сообщения при участии ученых СО РАН и различных специалистовгорода ведется работа над проектом развития Новосибирского мультимодальноготранспортного узла. Основная цель проекта — развитие системы комплексного всовременном понимании обслуживания гру­зопотоков, циркулирующих в зоне влиянияи ответственности узла.
Реализация проекта ока­жет положительное влияние наразвитие транспортных услуг и экономику регионов Сибири и Востока страны, аНовосибирску позволит увеличить доходные поступления в бюджет, повыситьзанятость, привлечь инвестиции и передовые технологии.
Основные преимущества мультимодальных транспортныхсистем связаны с возможностью оптимизации комплексного использованиятранспортных средств и транспортной ин­фраструктуры. Они позволяют обеспечитьэффективный контроль за транспортной системой, «спешно применять новыетранспортные технологии, рационально использовать топливно-энергетическиересурсы, повышать конкурентоспособность экспорта, расширять внешнюю торговлю,упрощать таможенные процедуры, создавать благоприятные условия для развитияконкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками, работать с однимперевозчиком (оператором), обеспечивающим весь процесс доставки «от дверидо двери» различ­ными видами транспорта, использовать их оптимальноесочетание, сокращать сроки доставки грузов, уменьшать стоимость грузовой массы,находящейся в процессе перевозки, ускорения платежей, повышать эффективностьтранспортировки путем сокращения издержек перевозки и перегрузки грузов,улучшать использование транспортных средств и оборудования на осно­ве надежногоконтроля за функционированием мультимодальной системы, эффективной координациии контроля за местонахождением груза в пути следования, использовать унифици­рованныетехнологии транспортировки, погрузки, выгрузки, а также унифицированныепрограммы документов, минимизировать складские запасы и складские площади,снижать потери в процессе транспортировки, перегрузки и хранения грузов,минимизировать расходы на тару упаковку упрощать и удешевлять процедурыпредъявления претензий и т.п.
В настоящее время под патронажем ООН разработана иреализуется программа развития международных транспортных коридоров. Из девятиевропейских коридоров второй и девя­тый проходят по территории России. Важнообеспечить их связь с транссибирским транс­портным коридором, в состав котороговходит транссибирская магистраль.
Оперативное решение названных проблем исключительноактуально еще и потому, что уже сейчас начинают претворятся в жизнь планыразвития конкурентных международных транспортных коридоров, напримерЕвроазиатского коридора к китайским портам на Тихом океане. В этой связи важнойзадачей Новосибирского мультимодального транспортного узла являетсяраспространение зоны его влияния на систему международных транспортныхкоридоров, сохранение благоприятных международных транссибирскихтранспортныхэкономических условии и правовой базы для формирования коридоров, проходящихчерез Новосибирский узел.
Основными международными транспортными коридорами взоне непосредственного внимания Новосибирска, на развитии которых необходимососредоточить усилия всех власт­ных структур, могут быть:
1. Транссибирской магистрали с паромным, а вперспективе туннельным выходом в Японию, а так же перспективой выхода наАмуро-Якутскую магистраль и продолжением через Берингов пролив в СевернуюАмерику.
2. «Среднеазиатский(железнодорожно-автомобильный) коридор»: Новосибирск — Средняя Азия сперспективой выхода на Трансазиатский транспортный коридор;
3. «Чуйский (железнодорожно-автомобильный)коридор»: Новосибирск — граница на участке Республики Горный Алтай спродолжением на Китай;
4. Новосибирск — страны Юго-Восточной Азии(авиационный);
5. Новосибирск — Северная Америка (авиационный);
6. Новосибирск — Западная Европа (авиационный).
Создание этих коридоров, их техническая поддержкаявляется основой для рази транспортной системы Сибири, обеспечивая ее высокуюконкурентоспособность с международными транспортными коридорами стран Азии иБлижнего Востока.
Большую роль в развитии Новосибирскогомультимодального транспортного узла играть еговнутренние транспортныекоридоры. По ним будут перемещаться грузом обеспеченные специальным(режим наибольшего благоприятствования) комплексом  правил и услуг, налоговыхобложений, системой мер безопасности, страхование, лекоммуникационногоспутникового позиционирования (слежения) и пр. Создания соответствующего режимадля этого комплекса — одна из главных задач местных органов власти.
Внутренние коридоры соединят основные логистическиезоны, включающие в  транспортные узлы (аэропорты, железнодорожные станции идр.), складские и таможен терминалы с промышленными и торговыми зонами,распределительными центрами, друп жизненно важными объектами Новосибирскогоузла. Эти коридоры будут формироватбся поэтапно от превалирования отдельныхвидов транспорта и территориальных единиц. Развитие транспортных коридоровНовосибирского узла, создание термина системы движения и переработки грузовобеспечит высокую коммерческую и бюджет эффективность, позволит создать новыерабочие места и надежную базу налоговых поступлений в бюджет города иобласти.                                                
Проектом предусматривается реализация серииинвестиционных субпроектов по расширению возможностей конкретных объектовНовосибирского мультимодального транспортного узла, его товаропроводящегокомплекса. Большое значение при этом приобретают  согласования межрегиональноговзаимодействия, а так же взаимодействия областных и муниципальных властных иотраслевых структур.
Решение поставленных задач потребует поддержки нетолько местных властей, но из входа на правительственный уровень как по егоотдельным компонентам, так и в целом.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация химической промышленности
Реферат Кампаненты-складнікі змястоўнай формы твора
Реферат Gang Life Essay Research Paper Gang Life
Реферат Аудит по поручению государственных и правоохранительных органов
Реферат Wedding Customs And Traditions Essay Research Paper
Реферат Аудируемое лицо
Реферат Источники права социального обеспечения
Реферат Основные фонды предприятия и их использование 2
Реферат Теоремы Ролля, Коши, Лагранжа. Правило Лопиталя
Реферат Sexual Harrasment Essay Research Paper Sexual HarassmentSexual
Реферат Автоматизация бухгалтерского учета строительной организации на базе технологической платформы
Реферат Рейнсдорп, Иван Андреевич
Реферат твардовский, александр трифонович (1910-1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан
Реферат Организация маркетинговой деятельности на основе технологий Интернет
Реферат Техника бега