--PAGE_BREAK--Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок. 1. Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск (это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек).
Количество фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимальному эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична).
, где
n— число фирм в отрасли;
Qd— рыночный спрос по цене;
minLRAC— издержки на единицу продукции;
q— минимально эффективный выпуск.
Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.
2. Вертикальная интеграция.
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).
Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.
Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благодаря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской сетью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок.
3. Диверсификация деятельности фирмы.
Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.
Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
4. Дифференциация продукта.
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.
Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей, в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей.
5. Эластичность и темпы роста спроса.
Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены.
Уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а, следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.
Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.
продолжение
--PAGE_BREAK--6. Иностранная конкуренция.
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных агентов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов — чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.
Следует обратить внимание на особенности измерения благосостояния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего «мира», а можно — ограничиваться при измерении благосостояния масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция и отечественные фирмы в закрытой экономике получали бы экономическую прибыль.
В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой — к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы.
7. Институциональные барьеры.
Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.
К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнести затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекращения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.
Стратегические барьеры входа-выхода.
Другой тип барьеров — барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Стратегические барьеры можно разделить на связанные с ценовыми и неценовыми видами стратегий.
1. Ценообразование, ограничивающее вход.
Действующая на отраслевом рынке и обладающая рыночной властью активная фирма, имеющая представление об объемах спроса и предложения, устанавливает уровень цен, способный предотвращать появление на данном рынке новых конкурентов. Такая ценовая политика активных фирм получила название ценообразования, ограничивающего вход. При возведении подобных стратегических барьеров действующая активная фирма стоит перед выбором: получать привлекательную для возможных новых конкурентов прибыль в краткосрочном периоде или, оказавшись под угрозой их входа на рынок, поставить под вопрос получение прибыли в долгосрочной перспективе. Дело в том, что запретительная цена, как правило, ниже уровня цен, максимизирующих прибыль в ближайшем периоде. Поэтому воздвигая ценовой стратегический барьер, действующая фирма, опасаясь появления новых конкурентов, сознательно идет на снижение доходности в краткосрочном периоде.
Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.
Устанавливая стратегический барьер, основанный на ограничивающем вход ценообразовании, действующие фирмы всегда оценивают соответствующие последствия, как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников – действующих и потенциальных. Искусство проведения стратегии ограничивающего вход ценообразования в значительной мере зависит от качества менеджмента.
2. Неценовые стратегии создания стратегических барьеров.
Неценовые стратегии создания стратегических барьеров осуществляются в трех формах: дополнительного инвестирования в оборудование, опоры на долгосрочное сотрудничество с третьими лицами и использования возможностей дифференциации продукта.
• Дополнительные инвестиции в оборудование.
Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок фирма теряет эти издержки. Чем выше уровень необратимых издержек, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно фирма войдет в отрасль.
• Дифференциация продукта.
Старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности новой фирме: рекламные расходы увеличивают МЭВ в отрасли и понижают ее ожидаемую прибыль.
• Долгосрочные контракты с третьими лицами. В данном случае фирма может заключить долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты. Тем самым создаются эффективные барьеры входа.
Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти — способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.
1.3 Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие.
Трансакционные издержки — центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.
Первоначально трансакционные издержки были определены Р.Коузом как «издержки пользования рыночным механизмом». Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает — на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь
Классификация трансакционных затрат.
Трансакционные издержки сопровождают и производство, и
потребление. Товары и услуги имеют множество свойств, степень
проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и «производственные», которые непосредственно несет на себе фирма.Трансакционные издержки фирмы бывают постоянными и переменными.
К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д.
Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят, в первую очередь, из затрат на создание и поддержание структур управления сделками (setup and running costs). В их число входят издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса. На макроуровне примером постоянных трансакционных затрат может послужить создание рынка нового товара (услуги) либо (в еще более глобальном аспекте) переход экономики на рыночные рельсы. Иногда также говорят о существовании «трансакционного капитала».Он состоит из основного (инвестиционный трансакционный капитал) и оборотного. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур. Последний – для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политической системы.
Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» и «возникающие в ходе сделки». Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые,
связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых, – расходы на судебные тяжбы, частное улаживание споров, в третьих, – все прочие, связанные с точным выполнением контрактных обязательств. Главное отличие между ними заключается в том, что издержки «предшествующие сделке» планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а часто «возникающие в ходе сделки» возникают непредвиденно. Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.
Определенная часть трансакционных издержек принимает форму «специфических активов». Эти активы отличаются тем, что необходимы именно в даннойтрансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Отличаясь более высокой производительностью, по сравнению с «активами общего назначения», они в то же время характеризуются повышенным риском (при ликвидации фирмы их невозможно продать по «реальной» стоимости). В этом случае говорят о возникновении «безвозвратных затрат». Их рыночная оценка будет гораздо меньше
изначальных инвестиций либо вообще равна нулю.
Особое место в классификации трасакционных затрат занимают агентские издержки. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», то есть иногда может игнорировать интересы своего принципала. Принципал, зная о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения наемного агента. Таким образом, агентские издержки – это сумма:
• остаточных потерь;
• издержек контроля со стороны принципала;
• издержек предоставления гарантий со стороны агента.
Трансакционные затраты интересны также тем, что они частично состоят из издержек, которые с трудом поддаются измерению: время на приобретение информации, стояние в очередях, дачавзяток, потери от недостаточного надзора и контроля и т.д. Поэтому необходимо иметь в виду, что вся
статистика, отражающая объем и динамику трансакционных затрат в экономике, опирается на данные о «видимой части айсберга». Какая-то доля затрат в любом случае остается неучтенной.
2
Практический блок
2.1
Характеристика отрасли: черная и цветная металлургия.
Черная металлургия РФпредставляет собой комплекс предприятий различных подотраслей, обеспечивающих весь производственный цикл — от добычи и обогащения сырья до производства металлопродукции разной степени готовности.
В зависимости от рода деятельности в этой отрасли условно можно выделить следующие подотрасли:
— горнорудная (добыча и обогащения железорудного сырья),
— коксохимическая (производство кокса),
— ферросплавная (производство ферросплавов),
— огнеупорная (производство огнеупорных изделий),
— вторичная обработка металлов (вторметы),
- металлургическая (производство стали и готового проката из рядовых и специальных марок стали),
— трубная и метизная.
Последние две подотрасли относятся к так называемому четвертому переделу и выпускают продукцию (метизы и трубы) повышенной степени готовности. Это деление достаточно условно, поскольку ряд металлургических предприятий имеет в своей структуре производство как сырья, так и готовой продукции — предприятия с полным циклом производства.
Рис. 2.1 Структура отрасли черная металлургия.
Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов.
Эти технико-экономические особенности оказывают сильное влияние на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных с точки зрения использования природных, трудовых и материальных ресурсов, вариантов размещения предприятий, установление определенных пространственных сочетаний металлургического производства с другими отраслями промышленности.
Металлургические комбинаты, производящие чугун и сталь из руды, традиционно располагались около месторождений железных руд в районах, богатых лесом, так как для восстановления железа использовали древесный уголь. И в настоящее время металлургические комбинаты металлургической отраслиРоссии расположены вблизи месторождений железной руды: Новолипецкийи Оскольский — около месторождений центральной России, Череповецкий («Северсталь») — около Карельского и Костомукшского, Магнитогорский — около горы Магнитная (уже выработанное месторождение) и в 300 км от Соколовско-Сарбайского в Казахстане, бывший Орско-Халиловский комбинат (в настоящее время «Уральская сталь») около месторождений природнолегированных руд, Нижнетагильский — вблизи Качканарского ГОКа, Новокузнецкий и Западно-Сибирский — около месторождений Кузбасса. Все комбинаты России расположены в местах, где ещё в XVIII веке и ранее существовало производство железа и изделий из него с использованием древесного угля. Месторождения коксующегося углярасположены чаще всего вдали от комбинатов именно по этой причине. Только НКМК и Запсиб расположены непосредственно на месторождениях каменного угля Кузбасса. «Северсталь» снабжается углём, добываемым в Печорском угольном бассейне.
В центральной частиРоссии большая часть железорудного сырья добывается в районе Курской аномалии. В промышленных масштабах железорудное сырьё производится также на Карельском полуострове и на Урале, а также в Сибири(добыча ведётся в Кузбассе, Красноярском крае, Хакасии и близких им районах). Большие запасы железной руды в Восточной Сибирипрактически не осваиваются из-за отсутствия инфраструктуры (железных дорог для вывоза сырья).
Два основных района производства коксующегося угля в России— Печорский (Воркута) и Кузнецкий бассейн (Кузбасс). Крупные угольные поля есть также в Восточной Сибири; они отчасти разрабатываются, однако промышленное их освоение упирается в отсутствие транспортной инфраструктуры.
Центральная часть России, в частности Орел, Белгород, Воронеж, Тула не богаты металлами, поэтому в основном для внутренних нужд все сырье привозится из других регионов. Крупнейшими поставщиками металла в центральный регион являются общероссийские компании, такие как Импром, и местный, такие как ПРОТЭКи Союзметаллкомплект.
При строительстве всех крупных металлургических комбинатов России (в советское время) одновременно велось и строительство ориентированного на каждый завод горно-обогатительного комбината. Однако после развала СССРнекоторые комплексы оказались разбросанными по территории СНГ. Например, Соколовско-Сарбайское ГПО, поставщик руды на Магнитогорскийметкомбинат, теперь находится в Казахстане. Железорудные предприятия Сибири ориентированы на Западно-Сибирскийи Новокузнецкийметкомбинаты. Качканарский ГОК «Ванадий» поставляет руду на Нижнетагильскийметкомбинат. «Карельский Окатыш» поставляет руду в основном на Череповецкий металлургический комбинат(«Северсталь») в Череповце.
При размещении предприятий учитывалось также обеспечение водой, электроэнергией, природным газом.
Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:
— Сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента — 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения. Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% — сложным методом обогащения;
— Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную технологию и получать металл с самыми различными свойствами;
— Различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной металлургии сырья);
— Использование руд, сложных по своему составу (фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более 2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.
На сегодняшний день в России существуют 3 металлургические базы:
1.Уральская металлургическая база.
2.Центральная металлургическая база.
3.Сибирская металлургическая база.
Уральская металлургическая база занимается производством на основе железной руды, добытой в следующих месторождениях:
1.Качканарские месторождения (Россия).
2.Курская магнитная аномалия (Россия).
3.Кустанайские месторождения (Казахстан).
Крупнейшими металлургическими предприятиями полного цикла Уральской металлургической базы являются: Магнитогорский металлургический комбинат(крупнейший российский комбинат), Челябинский металлургический комбинат(входит в состав ОАО «Мечел»), Нижнетагильский металлургический комбинат, Металлургический комбинат ОАО «Уральская сталь»(город Новотроицк), Белорецкий металлургический комбинат(входит в состав ОАО «Мечел»), Ашинский металлургический завод, Металлурический завод имени А.К.Серова(город Серов; входит в холдинг «УГМК»), Чусовской металлургический завод(входит в холдинг «Объединенная металлургическая компания»).
Центральная металлургическая база занимается производством на основе железной руды, добытой в следующих месторождениях:
1.Курская магнитная аномалия (Россия).
2.Месторождения Кольского полуострова (Россия).
Крупнейшими металлургическими предприятиями полного цикла Центральной металлургической базы являются: Череповецкий металлургический комбинат(входит в группу компаний ОАО «Северсталь»), Новолипецкий металлургический комбинат, Косогорский металлургический завод (город Тула), Оскольский электрометаллургический комбинат(город Старый Оскол).
Сибирская металлургическая база занимается производством на основе железной руды, добытой в следующих месторождениях:
1.Месторождения Горной Шории (Россия).
2.Абаканские месторождения (Россия).
3.Ангаро-Илимские месторождения (Россия).
Крупнейшими металлургическими предприятиями полного цикла Сибирской металлургической базы являются: Новокузнецкий металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический завод(город Новокузнецк), Новокузнецкий ферросплавный завод.
Крупнейшими предприятиями передельной металлургии Сибирской металлургической базы являются: Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина, Металлургический завод «Сибэлектросталь» (город Красноярск), Гурьевский металлургический завод(входит в холдинг «ITF Group»), Петровск-Забайкальский металлургический завод.
2.2
Особенности современного развития отраслей черной и цветной металлургии. Проблемы развития. Тенденции и перспективы развития отрасли. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур. Крупнейшие металлургические
базы мира и России.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.
Отличительной особенностью развития черной металлургии в западных странах является уменьшение производства и потребления стали. Эта на первый взгляд странная тенденция объяснятся тремя причинами. Во-первых, в мире идет прогрессивный процесс общего сокращения металлоемкости продукции. Во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами. В-третьих, часть металлургии, в первую очередь производство массовых рядовых видов металлов, как недостаточно чистое производство перемешается в страны третьего мира
В России также взят курс на сокращение металлоемкости продукции за счет экономии металла. Однако, для неметаллических конструкционных материалов в машиностроении пока в 10 меньше, чем в США. Значительно меньше и доля используемого лома в предельной металлургии, получившей распространение за рубежом.
Мировое производство стали составляет около 800 млн. т., развитие страны приходится около 80%. Главные производители стали – бывший СССР (около 160 млн. т.), Япония (более млн. т.), США, КНР, Германия. Среди стран капиталистической Европы к наиболее крупным продуцентам черных металлов относятся Италия, Франция, Великобритания, Бельгия- Люксембург. Объем производства черных металлов в таких малых странах — экспортерах, как Австрия, Нидерланды, Швеция составляют 3-6 млн. т. Стали в год. Остальные страны Западной Европы серьезной роли на мировом рынке не играют. Особое место в металлургическом производстве развитых ин занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали развитыми странами выросла с 5,8 до 8,0%, чему способствовала высокая степень обеспеченности металлургическим сырьем и топливом. Доля этих стран в добыче резной руды составляет свыше 65%. Еще выше их доля в экспорте металлургического сырья, только на Австралию приходится около половины экспорта железных руд развитыми странами и более четверти общего экспорта этих руд.
Главной преобладающей формой размещения черной металлургии в развитых капиталистических странах являются не изолированные металлургические центры, а металлургические районы. Это прежде всего относится к США и Германии, и в меньшей степени к Японии и Франции, где имеются узлы и центры очень крупного размера.
Наиболее крупные по масштабам производства металлургические районы сформировались в США и Японии. Крупнейший металлургический район в стране – Кливленд- Детройт- Чикагский район. Его суммарные мощности оцениваются примерно в 60 млн. т. стали в год. В Западной Европе по абсолютной значимости с металлургическими районами США сопоставим только Рейнско — Вестфальский район Германии, в котором сосредоточено более 3/4 всего западногерманского производства черных металлов.
Основные западноевропейские узлы, центры и районы уступают по масштабам производства наиболее крупным металлическим узлам и районам США и Японии. Так, если в Чикаго или Питтсбурге (США) суммарные производственные мощности металлургических заводов превышают 10 млн. т., а чаще всего на уровне менее 5 млн. т. стали в год.
Существенно изменилась за последние годы география мировой железорудной базы. Использование богатой руды (до железа) из развивающихся стран при дешевизне местной рабочей силы привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы. Основные экспортеры рудного сырья – Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР. Крупнейший поставщик железной руды в страны Восточной Европы – Россия.
В России и Китае, независимых от импорта угля и сырья, металлургические комбинаты расположены в близи угольных и железорудных баз или между ними. Заметным производителем металла является Польша, Чехия и Словакия.
В последние годы в черной металлургии наметилась тенденция к интеграции предприятий из различных подотраслей в холдинги по технологическому принципу, к концентрации собственности и ресурсов. Кроме минимизации издержек и увеличения прибыли, создание таких структур обусловлено необходимостью создания стабильных источников сырья и гарантированного сбыта продукции.
Процессы вертикальной и горизонтальной интеграции, происходившие в России с начала 1990-х гг., в значительной мере были обусловлены требованиями инновационных процессов. Изменение институциональной и экономической среды при переходе к интегрированной вдоль технологической «цепочки» структуре приводит к положительным эффектам. Происходят уменьшение «двойной надбавки», снижение трансакционных издержек и обеспечение устойчивого сбыта продукта, в том числе и в первую очередь — инновационного.
Установление связей, объединяющих производителей однотипной продукции (горизонтальная интеграция), также позволяет интенсифицировать инновационные процессы.
Процессы интеграции металлургических и смежных с ними производств привели к образованию в 1999 году крупнейшей горнометаллургической промышленной группы «ЕвразХоддинг». Группа стала контролировать «цепочку» прироста стоимости, в том числе рудодобывающие, угледобывающие (как коксующиеся, так и энергетические угли), обогатительные, металлургические, энергетические, транспортные (морской порт и железнодорожная компания), торговые предприятия. Благодаря снижению издержек производства, эффективному управлению снабжением и сбытом группа успешно реализовала программы по выводу из кризиса, реконструкции и модернизации Нижнетагильского металлургического комбината, а позднее Новокузнецкого и Западно-Сибирского комбинатов. Целью реализации программ модернизации до 2008 г. стал выпуск импортозамещающей высокотехнологичной продукции.
Группа «Северсталь» сформировала холдинг на базе Череповецкого металлургического комбината. К 2001 г. в технологическую цепочку были объединены предприятия добывающей, угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения (ООО «ССМ-Тяжмаш», ООО «ФуксМетМаш») и автомобилестроения (УАЗ и Заволжский моторный завод). Была создана компания «Северстальмаш», специализирующаяся на проектировании, строительстве и обслуживании оборудования для металлургии. В 2003 г. она начала скупать новые активы для интегрирования их в технологическую «цепочку», например ООО «ОМЗ — металлургическое оборудование и технологии» и Колпинский НИИ металлургического машиностроения.
Интеграция позволила компании гарантировать снабжение железорудным сырьем и коксующимися углями. Был получен контроль над поставщиком электроэнергии благодаря приобретению крупного производителя энергетических углей «Кузбассуголь». Считается, что «Северсталь» обладает рычагами влияния на «Объединенную металлургическую компанию», контролирующую треть трубного рынка в России.
«Мечел» также является предприятием полного металлургического цикла. В рамках стратегии вертикальной интеграции, компания приобрела румынские предприятия COST и S.C. Industria Sarmei, производящие метизы и спецстали, а также хорватский трубный завод Zeljezara Sisak.
В отрасли сформировались три крупных группы: «Объединенная металлургическая компания» (ОМК), «Трубная металлургическая компания» (ТМК), каждое из которых контролирует по разным оценкам 20-40% рынка, и «Челябинский трубопрокатный завод». Предприятия, входящие в эти группы, провели работу по обновлению оборудования, совершенствованию технологии производства, расширению сортамента выпускаемой продукции, сертификации продукции по международным стандартам. Это позволило более чем в два раза увеличить экспорт, и почти в два раза снизить импорт этого вида продукции в страну. Ценой этих успехов стала концентрация производства.
Процессы консолидации в отрасли не завершены: отрасль стоит на пороге достаточно крупных слияний, которые, возможно, позволят сформировать устойчивые объединения по типу зарубежных транснациональных корпораций, и упрочить свои позиции, в первую очередь, на мировом рынке. В перспективе некоторые исследователи рассматривают такой исход процессов консолидации, при котором на рынке черной металлургии образуется всего два-три блока влияния (необязательно, что это будет жесткие интеграционные связи). Это будут не просто объединения, построенные исходя из принципов доминирования в отрасли, акцент в таких структурах будет смещен в сторону эффективности бизнеса. Профинансировать проекты самостоятельно владельцам контрольных пакетов будет все сложнее, и даже крупнейшие игроки рынка для повышения эффективности купленных компаний вынуждены будут делиться своими приобретениями и привлекать новых акционеров. Кроме того, речь идет не только о горизонтальных слияниях в отрасли, параллельно будут идти процессы интеграции по вертикальной цепочке и с угольными компаниями.
продолжение
--PAGE_BREAK--