Реферат по предмету "Экономика"


Система показателей уровней жизни

Содержание
Введение
1 Статистическая характеристика уровня жизни населения
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие
1.2 Социальные нормативы и потребности
1.3 Задачи изучения уровня жизни
1.4 Основные индикаторы уровня жизни
1.5Современный уровень жизни населения в РФ
1.5.1 Снижение уровня жизни
1.5.2Социальная защищенность и борьба с бедностью
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цельразвития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходови заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП исовершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результатэкономического роста, но и его условие. Современному производству требуются какпринципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированныеработники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляютоснову среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовныхи социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановлениежизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень икачество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
В разработке политики доходов и заработной платыучитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и ихдифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группамнаселения по регионам, сельской и городской местности – с использованием дляизмерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных ичастных, натуральных и стоимостных).
В современной России наиболее актуальными проблемамиповышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенностинаселения, борьба с бедностью.

1.Статистическая характеристика уровня жизни населения
 
1.1 Понятие «уровень жизни населения», егосоставляющие
Уровень жизни является одной из важнейших социальныхкатегорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможностиих удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальнымисуществуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность –это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурнымуровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностейкаждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свойдосуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время утелевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишьотечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степениудовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят сминимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, подуровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальнымиблагами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворенияразумных (рациональных) потребностей.
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток(пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам,обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшейграницы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый побиологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяетподдерживать жизнеспособность человека).
Рост уровня жизни создаст возможности, материальнуюбазу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблениемтоваров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономическихрезультатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни,уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации,обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющимиуровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения,свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные ирелигиозные отношения.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходынаселения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ иуслуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условиятруда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические,психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условиябыта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сетибытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских,прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания,общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны сиспользованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочеговремени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворениясоциальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1)применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) кдомохозяйствам с различной величиной дохода.
Для характеристики уровня жизни используется системаиндикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

1.2 Социальные нормативы и потребности
Важную роль в изучении уровня жизни населения играютсоциальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленностисоциальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальнойбазы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения иобслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условийжизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Онимогут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормысоответственно в натуральных показателях или процентах (возможные вариантынормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а такжеприростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеетпотребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населениемматериальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастнымгруппам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, меступроживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
К другим основным социальным нормативам относятся:минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособиепо безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсиидля пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендииучащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым вматериальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям,матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальныхсоциальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам:минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособийпо социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности иродам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальныйнабор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения икультуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должныувязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Существующие нормативы отражают современные научныепредставления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однакопоследнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, чтозатрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективнуюнеобходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг исоциальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.
Личные потребности подразделяются на физиологические(физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологическиепотребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребностичеловека как биологического существа; в их составе насущными, первичными,выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательнойактивности и т.д.
Интеллектуальные потребности касаются образования,повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутреннимсостоянием человека.
Социальные потребности связаны с функционированиемчеловека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение,общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся кпотребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступаетопределенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценкиони не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общегоуровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворенияхарактеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего исвободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможностиудовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.
Различаются рациональные (разумные) и иррациональныепотребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг,необходимых для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничногоразвития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиесяколичественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норми нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания,устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные)потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные,иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешней формой проявления личных потребностейвыступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается отдействительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем иструктура которого соответствуют объему потребления населением материальныхблаг и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособныевозможности населения.
Наряду с личными выделяют социальные потребностиобщества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционированияи развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне,охране окружающей среды и т.д.
1.3 Задачи изучения уровня жизни
Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявлениезакономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятсяисследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы,социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств.Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических,национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходовнаселения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либочастный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благи обеспеченности его различными услугами.
К задачам изучения уровня жизни относятся также:комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения егопоказателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблениюи анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменениеуровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностейнаселения в материальных благах и различных услугах по сравнению срациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающихпоказателей уровня жизни.
Источниками информации для решения поставленных задачвыступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающихнаселение; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства иоплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного родасоциологических и других обследований социальных условий жизни и деятельностилюдей.
1.4 Основные индикаторы уровня жизни
Для разработки и решения текущих и стратегическихзадач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию осостоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам исоциально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизнивходят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы отвторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства;дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии,пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика иструктура доходов из различных источников.
Реальные доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежныхдоходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).
Др= />
При этом различаются реальные доходы населения безучета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов – часть ВВП,используемая населением для удовлетворения материальным и культурныхпотребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление инакопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходових индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных группи субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальныхдоходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительскихцен).
Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетомуслуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработнойплаты (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):
 
/>

В политике доходов и заработной платы важное местозанимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняяпозволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженностив обществе и определить характер политики, которой следует придерживатьсяправительству данной страны.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платыявляются:
· распределение населения по уровнюсреднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в техили иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
· распределение общего объемаденежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах долиобщего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных(10-процентных) групп населения;
· децильный коэффициентдифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше иниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
· коэффициент дифференциации доходовнаселения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровнейсреднедушевых доходов в субъектах РФ;
· коэффициент дифференциациизаработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (поотраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).
К числу наиболее распространенных индикаторовдифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индексДжини) и кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие судить о степени удаления отсостояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан скривой Лоренца.
Прямая ОА называется линией абсолютного равенствараспределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20%доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевоераспределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенствав распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца всторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Рис.1
/>
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляетсобой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линииих равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры,образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всеготреугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномернораспределены доходы в обществе.
Для определения общего направления изменений враспределении доходов используется коэффициент направленности процессастратификации населения – соотношение численности населения с доходами нижепрожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс.человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижениеполяризации общества.
В России на долю 20% наименее обеспеченных гражданприходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%.Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии,Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболееобеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%,Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше:в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.
Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже,чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%),Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).
К частныминдикаторам уровня жизни относятсяпоказатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью,по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительногопользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяютнатуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления,обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровнеудовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколькопоказателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностейв продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человекомпродуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. Приэтом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется сучетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимоот способа продажи их населению и от вида потребления.
Уровень удовлетворения потребностей в услугахшкольного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьноговозраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах,а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническоесостояние и благоустройство учебных заведений, уровень образованияпреподавательского состава.
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностейи их динамику, группируются по видам потребностей, — например, затраты напитание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительногопользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг встоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг иденежную оценку потребленных благ собственного производства (например,продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяетрассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупнымидоходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения еголичных потребностей.
1.5Современный уровень жизни населения
 
1.5.1 Снижение уровня жизни
Оно происходило в течение всего периода постсоветскихрыночных реформ. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в1992г. до 0,78 в 1996г.; по этому показателю Россия была отброшена в числоразвивающихся стран.
За годы реформ были разрушены многие отраслисоциальной сферы, сократилась доля расходов населения на платные услуги.Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение и отдыхстали недоступными для значительной части населения.
Общее снижение уровня жизни в стране выразилось всуществовании значительного слоя граждан, чьи реальные доходы не достигаютпрожиточного минимума. Усилились также межотраслевые и межрегиональные различияв доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальнойсферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесноехозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самаянизкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработнаяплата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, вцветной металлургии.
Межрегиональная дифференциация в доходах и заработнойплате во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по странебезработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком иХанты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне.Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышаетсредний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, вреспублике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5раза.
Тесная связь дифференциации доходов и безработицысвидетельствует о том, что в современных условиях повышение занятости населенияприобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы.
1.5.2 Социальнаязащищенность и борьба с бедностью
Система социальной защищенности населения включает всебя обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальноестрахование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (понетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связис рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попеченияродителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.
Важную роль в программах повышения уровня жизнинаселения играют улучшение жилищных условий, формирование и развитие рынкажилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшениежилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтомунеобходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных иимеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наемгосударственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.
По данным Госкомстата России, удельный вес населения,проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующихбюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченныхнаибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработнойплаты первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именноэтого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что всовременной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожаниепотребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мерераспространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненныепотребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.
Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегическихзадач демократического развития общества. Необходимо установить социальныйстатус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первуюочередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – сталиисключительно адресными.
При разработке политики доходов и расходов необходимоучитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся вРоссии форм социальной защиты населения, основанных на социальнойсправедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию,здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и доглубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного ираспределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных.

Заключение
Таким образом, в данной контрольной работе былирассмотрены такие вопросы, как статистическая оценка уровня жизни населения, социальные нормативы и потребности, основныеиндикаторы уровня жизни, современный уровень жизни населения, социальнаязащищенность и борьба с бедностью. По первому вопросу можно сделать следующиевыводы. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, котораяхарактеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и егосоциальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условияжизни, свободное время.
Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявлениезакономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования,охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группынаселения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различияв уровне жизни в зависимости от экономических, национальных,природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения.Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный,связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ иобеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни – это не толькорезультат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболееактуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости,усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.Длябольшей части населения прогноз уровня жизни населения на предстоящие десятьлет пессимистический. Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежноеследствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регулируемый.

Список используемой литературы
1.  Российский экономический журнал, 2006 №7
2.  Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАНИ.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007
3.  ЭКО, 2001 №7
4.  Загородникова Т. Об уровне жизни населения //Вопросыстатистики –1998-№6
5.  ЭКО-1999-№3-с.142
6.  Анализ экономики под ред. В.Е. Рыбалкина, гл.7
7.  Байгереев М. Анализ российской бедности: причины,особенности и методика счета.// Человек и труд. – М., 2001, №8, стр 55.
8.  Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. –М.: Юнити-Дана, 2001.
9.  Щербаков В.Н., Агеев В.М. Основы экономическойтеории.- М.: Винити, 2002
10.  Борисов E.Ф. Экономическая Теория:.- М.: Юрайт, 2002
11.  Ясин Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002
12.  Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ// Экономист 2003 №10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М.
13.  Ильин С.С, Экономика:Cправочник студента – М.:издетельство МГУ ,2002
14.  Жуков В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.:МГСУ-Союз,2000г
15.  Справочник Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г.
16.  Конспект лекции профессора Москвина по экономическойгеографии МГСУ 2002г.
Электронная библиотека Финансовой Академии приПравительстве РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика підготовки майбутніх учителів початкових класів до формування естетичного досвіду молодших
Реферат Таможенная экспертиза и сертификация растительного масла и продуктов его переработки
Реферат Элементы дифференциального и интегрального исчисления в книге П. Я. Гамалеи "Вышняя теория морского искусства"
Реферат Определение интегральной антиоксидантной способности растительного сырья и пищевых продуктов
Реферат Февральская революция 2
Реферат Экзаменационные билеты и вариант вопросов за весенний семестр 2001 года по предмету МЕЖДУНАРОДНА
Реферат Особенности компенсации морального вреда при нарушении прав потребителей
Реферат А. Г. Воржецов основы социального прогнозирования учебное пособие
Реферат К вопросу о приоритетах в науке и технике В В Петров и электрическая дуга
Реферат Бизнес-план
Реферат Предпринимательская деятельность гражданина
Реферат Десять секретов создания памятной рекламы
Реферат Конфликтные ситуации в работе туристских фирм
Реферат Song Of Solomon Essay Research Paper The
Реферат Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и спортивной медицины: инновации и перспективы развития