Реферат по предмету "Экономика"


Свойства бюджетной линии. Олигополия. Дифференциация заработной платы

1. Бюджетная линия и еесвойства
В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтенийпотребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителювариантов.
Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборыдоступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычноописывается уравнением
/>
где Рх и РY – цена товара Х и Y; Qxи QY – количества товаров X и Y; М – располагаемый доходпотребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышаетдохода потребителя.
Бюджетное пространство представляет собой всю доступнуюпотребителю область выбора. На рисунке это заштрихованный треугольник,ограниченный бюджетной линией и осями координат. Линия бюджетного ограничения всамом простом случае описывается уравнением
/>
Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X1 = M/Pxи Y1 = M/Py показывающихмаксимально возможные количества благ X и Y, которые может приобрестипотребитель на данный доход при данных ценах.
Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:
1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборыблаг, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличениепокупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага.Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон(см. рис).
/>
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов,которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода иценах.
2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежногодохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит кпараллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок а). Уменьшениеденежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельномуперемещению бюджетной линии влево (рисунок б). Изменение дохода потребителя неменяет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечениябюджетной линии с осями координат.
/>

3. коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ,взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линиипредставляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к иенеблага, отсчитываемого по вертикали, т.е. крутизна наклона равна (– Px/Py)
Знак «–» указывает на отрицательный наклон бюджетной линии,поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Инымисловами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количестватовара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.
4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклонабюджетной линии. Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклонабюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осямикоординат. Изменение цены товара X и воздействие этого изменения на положениебюджетной линии показано на рисунке. Изменение цены товара Y и воздействиеэтого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке. Изменение ценобоих продуктов эквивалентно изменению реального дохода потребителя иперемешает бюджетную линию вправо или влево.
/>
 
2. Понятие олигополии иособенности олигополистического рынка
Олигополия– это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке несколькихпродавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки,на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то этодуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхнийпредел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
Поконцентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются наплотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевыеструктуры, которые на рынке представлены 2–8 продавцами. Структуры рынка,которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженнымолигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведениепредприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силувесьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры вотношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае этопрактически невозможно.
Исходя изхарактера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные идифференцированные. Ординарная олигополиясвязана с производствоми предложением стандартных продуктов. Многиестандартные продуктывыпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветныеметаллы,строительные материалы. Дифференцированные олигополииформируютсяна основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Онихарактерныдля тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразитьпроизводствопредлагаемых товаров и услуг.
Уровеньплотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятийв той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамкахнациональной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можноопределить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения висследуемой отрасли общественного производства.
В то жевремя следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться намасштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могутформироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Такв силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках(района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры,равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, напримеркирпича.
Однако на какомбы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важныхмоментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополииуменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями другихотраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукциейолигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия какисточник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).
Ослаблениюолигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба этифактора могут способствовать формированию более конкурентных структур посравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.
Становление олигополии
Процессы поглощения и слияния позволяют существенно увеличить своидоли продаж на соответствующем рынке. Рост рыночной власти несколькихкорпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратитьсяв «войну» цен и привести к истощению всех ее участников.
Другим существенным фактором формирования олигополистических структуррынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства.В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размерыпроизводства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствиемдля вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как сограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и болеерациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами,нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства.
Особенности олигополистического рынка
Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенныхструктур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отраслитяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника,судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Немногочисленность и крупные размеры фирм. Наиболее заметная чертаолигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем,думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.
В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции,наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на нескольковедущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, чтоименно их деятельность определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, гденесколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если жеконцентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей вусловиях монополистической конкуренции.
Дифференцированная и недифференцированная олигополия. При монополистическойконкуренции решающей причиной несовершенства рынка является дифференциацияпродукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение.
Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продуктазначительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли где продуктявляется стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслейметаллургии).
Экономия от масштабов производства. Технико-экономическиехарактеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек наединицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком объемепроизводства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способенудовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на даннуюпродукцию.
Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможныхиздержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весьимеющийся спрос. Как показано на рисунке 1, если средние издержки меняются всоответствии с кривой
АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0,будет достаточно лишь 2 – 3 компаний, чтобы при цене Р0удовлетворитьвесь рыночный спрос Q1. В такой ситуации уровень рыночнойконцентрации будет очень высоким.
/>
Рисунок 1
Взаимозависимость фирм на рынке
Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободноустанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оностарается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самымиразными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цену компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объемапродаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов нопривести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразованиесвоего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма- олигополист ничегоне выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянутав разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрышвозможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.
Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения ценыодним из участников олигополии.
Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривойспроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии.Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегатьценовой конкуренции и ее крайней формы – войны цен. На смену ценовой приходитнеценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.
В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться забольшую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемомпроизводства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноватьсяза свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условияхолигополии борьба за долю на рынке – ядро конкурентной борьбы. Участникиолигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшениемпродукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методовчестной неценовой конкуренции – завоевание большей доли рынка.
Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы сконкурентами, крайним из которых является физическое разрушение оборудования ипродукции последних.
К таким методам относится и хищническое ценообразование, прикотором диверсифицированная компания может позволить себе продаватьопределенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелкихконкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает вестисебя как монополист.
Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить своюдолю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднятьрыночную концентрацию в отрасли. Например, количество слияний и поглощений вСША в 60–80-е годы резко возросло и превысило общее количество слияний ипоглощений за весь предыдущий период.
Вплоть до 60-х годов преобладали горизонтальные слияния (междуфирмами, производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимисяк разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов, большоераспространение получили конгломератные слияния – объединения компаний,производственно не связанных между собой. Причина этого – статьиантимонопольного законодательства, ограничивающие распространение влияния фирмына одном рынке. В такой ситуации у компании-олигополиста в принципе существуютдва пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создав компаниюконгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка снационального на международный уровень, рассматривая весь мир как свойпотенциальный рынок.
Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительноуровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля надрынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора.Однако достижение соглашения – весьма трудная задача. Существует ряд условий,которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок;небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущийспрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.
Одним из видов неявного сговора, позволяющим координироватьдействия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компанияпервой меняет цену, а все остальные следуют за ней.
Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новыхфирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранениеолигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономиина издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведеннойрекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара,капиталовооруженности и т.д.
/>
Экономия на масштабах, основанная на известности товаров, являетсяважным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Посколькуновая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн– сдвинутавлево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (/>) (рисунок 2).Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше (/>).
Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшитих долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своимипреимуществами.
Они установят цену ниже Рн, но в силу экономии отмасштабов производства и в этом случае (между Рн и Ро)будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынужденабудет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dнлежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).
В приведенном примере мы предполагали, что кривые издержек уолигополиста и новой фирмы одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополистдостигает более  низких издержек за счет больших размеров спроса и масштабовпроизводства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирмы различаютсясами кривые издержек (рисунок 3).
Издержки новой фирмы могут быть выше потому, что оно не имеетопыта ведения бизнеса в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладаютнавыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы; хужеусловия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствуетдоступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временемпреодолеть трудности, однако – не все из них. Неопределенность ослабляетстимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.
Рисунок 3
/>

Между тем сама угроза появления конкурентов меняет поведениефирмы-олигополиста.
Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, длятого чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Рои производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1,поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрытьсвои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такойцене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельнойценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокийуровень рыночной концентрации отрасли.
Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного видадеятельности размеров, часто требуется значительный объем капитала.Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической,нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиардырублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на путиуменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.
Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:
ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компанийи лицензировании того или иного вида деятельности;
высокие затраты на рекламу;
сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта ипоследующего обслуживания.
Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей нарынок и поддерживают высокий уровень концентрации.
Рыночная власть фирм-олигополистов. Большая доля в выпускепродукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля надрынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказыватьвлияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпускпродукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗвоспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, чтопривело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводуподнять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику,то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладаетмонополия.
3.Дифференциация заработнойплаты при социализме
 
Дифференциациязаработнойплаты– установление неодинаковых уровней заработной платы  для различных категорий работников в отдельных отраслях народногохозяйства и районах страны. Отражает различие в продолжительности иинтенсивности (напряжённости) труда работников, в сложности условий их труда, вквалификации работников, а также в общественной значимости того или иного видатруда. В отдельные периоды стимулируются те виды труда, которые приобретаютособое значение для народного хозяйства. Основные принципы построениязаработной платы в СССР, разработанные В.И. Лениным и сформулированные впервых правительственных декретах по тарифному вопросу (1918–20), исключалиуравнительность в оплате труда. Ленин подчёркивал, что создание материальнойзаинтересованности работников в результатах своего труда – ключ к всемерномуповышению его производительности и росту на этой основе общественного производства.Именно этими принципами организации заработной платы, находившими отражение веё дифференциации, руководствовалось социалистическое государство на различныхэтапах своего развития. Разработанный 23-м и 24-м съездами КПСС курс наусиление роли экономических стимулов в развитии производства требует, чтобы приоплате труда наиболее полно учитывались затраты труда каждого работника иколлектива в целом. Совершенствование оплаты труда в соответствии с егоколичеством и качеством – один из определяющих моментов повышения жизненногоуровня народа в девятой пятилетке 1971–75. Директивами 24-го съезда КПСС,наряду с увеличением минимальных размеров заработной платы, предусмотреноувеличение ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, совершенствованиесоотношений в оплате труда по отраслям народного хозяйства и категориямработников с учётом условий их труда и квалификации.
Длязакрепления кадров в экономически перспективных (преимущественно удалённых)районах СССР предусмотрено повышение оплаты труда рабочих и служащих, а такжерасширение для них некоторых льгот.
В общейсистеме Дифференциация заработной п. выделяютсявнутриотраслевая, межотраслевая и межрайонная. Внутриотраслевые и межотраслевыеразличия в уровнях заработной платы обеспечивают тарифная система и применениепоощрительных систем оплаты.
ВнутриотраслеваяДифференциация заработной п. устанавливает различия в оплатепо квалификационным и профессиональным группам работников в соответствии сосложностью выполненных трудовых функций, а так же по видам производства иусловиям труда. Например, разрыв в уровнях тарифных ставок по квалификации(диапазон тарифной сетки рабочих) установлен в 75–80%; на подземных работахставки 1-го разряда на 15–20% выше по сравнению со ставками рабочих, занятых наповерхности шахт и рудников добывающих отраслей промышленности; на работах стяжёлыми и вредными условиями труда ставки 1-го разряда установлены на 8–15%выше, чем в нормальных условиях труда. Ставки рабочих-сдельщиков, учитываябольшую напряжённость их труда, установлены на более высоком уровне, чем ставкирабочих-повременщиков.
Как в СССР,так и в др. социалистических странах по мере повышения техническогоуровняи совершенствования организации производства, ведущих к общему повышениюсложности работ с одновременным сокращением диапазона сложности, а также всвязи с уменьшением различий в значимости отдельных видов труда, разрыв вуровнях оплаты по сложности и народно-хозяйственной значимости (т.е. Дифференциациязаработной п.) сокращается. Так, в промышленности СССР превышениесреднемесячной заработной платы инженерно-технических работников над зарплатойрабочих уменьшилось с 78% (1950) до 36% (1970).
Дифференциация заработной п. по условиям труда (при постоянном их улучшении) увеличивается,что вызвано потребностью усиливать материальные стимулы для привлечениятрудящихся на работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
МежотраслеваяДифференциация заработной п. складывается прежде всего подвлиянием особенностей трудового процесса в отдельных отраслях (содержаниетрудовых функций, общеотраслевые условия труда,профессионально-квалификационная структура работающих и т.п.), а также подвлиянием роли и значения различных отраслей в техническом прогрессе и развитиивсего народного хозяйства. Межотраслевые соотношения уровней заработной платы всвязи с этим весьма динамичны. Так, если в 1940 средний уровень заработнойплаты рабочих и служащих промышленности СССР (промышленно-производственныйперсонал) по отношению к среднему уровню заработной платы в народном хозяйствебыл выше на 3%, то в 1970 это превышение составляло 9%. Средний уровень оплатыработников транспорта к среднему уровню оплаты работников народного хозяйствасоставил 112% в 1970 против 105% в 1940, соответственно средний уровень оплатыработников строительства составил 123% в 1970 против 110% в 1940. За эти жегоды значительно возрос уровень оплаты труда работников совхозов, подсобных идр. с.-х. предприятий, приблизившись к среднему уровню оплаты труда в народномхозяйстве.
МежрайоннаяДифференциация заработной п. определяется отраслевойструктурой производства по районам, важностью экономических районов иперспективой их развития, а также их природно-климатическими условиями. Цельустановленных государством различий в уровнях заработной платы по районамстраны состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для воспроизводстварабочей силы в связи с разницей в структуре потребления и уровнем цен на рядпотребительских товаров. Установление различий в оплате по районам диктуетсятакже необходимостью привлечения и закрепления кадров в тех районах, которыеиспытывают недостаток в рабочей силе. Государственное регулирование заработнойплаты по районам страны осуществляется через систему районных коэффициентов кзаработной плате. Максимальный размер действующих коэффициентов (1970)составляет к заработку 2,0, минимальный
Показателидифференциации доходов населения
Для характеристики уровня жизни населения наряду со своднымимакроэкономическими показателями доходов и потребления, средними показателямибюджетных обследований и выборочных обследований доходов населения широкоиспользуются показатели дифференциации его материальной обеспеченности. Приэтом задача статистического наблюдения не только установить масштабы расслоениядомашних хозяйств по уровню материального достатка, но и выявить основныефакторы, создающие предпосылки для такого расслоения.
Центральное место при изучении этих процессов отводитсядифференциации населения по уровню дохода. К сожалению, статистика не. располагаетсоответствующими сведениями по генеральной совокупности. Поэтому распределениенаселения страны по среднедушевому доходу (совокупному или денежному)моделируется на основе выборочных обследований и данных о денежных доходах,полученных из баланса денежных доходов и расходов населения. Базой для изученияслужат данные бюджетной и массовой статистики и выборочных обследований доходовнаселения.
Показатели дифференциации доходов рассчитываются на основевариационных рядов распределения домашних хозяйств: по величине общего дохода ипо величине дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства (надушу), а также рядов распределения обследованных членов домашних хозяйств по величинесреднедушевого дохода.
Чаще всего изучается дифференциация двух последних совокупностей, т.е.домашних хозяйств и обследуемых лиц по одному и тому же признаку – величинесреднедушевого дохода.
В отечественной статистике существует несколько вариантовапробированных методик расчета распределения населения по уровню доходов, воснове которых лежат предпосылки о логарифмически нормальном распределениидоходов. До последнего времени в основу построения вариационного рядараспределения численности населения по уровню среднедушевого совокупного илиденежного дохода был положен алгоритм, полученный по итогам единовременноговыборочного обследования Госкомстатом СССР доходов 310 тыс. семей, относящихсяк различным социальным группам (март 1989 г.), а также данные массовойстатистики о численности населения и бюджетных данных о среднедушевых доходах.
В статистических публикациях вариационный ряд распределениянаселения по уровню дохода приводится, как правило, с определеннымиинтервалами. Например, распределение населения Российской Федерации по размерусреднедушевого денежного дохода в 1997 г. характеризуется в публикацияхГоскомстата России данными.
В качестве статистических характеик вариационного рядараспределения используются: среднее значение душевого дохода; медианный доход;модальный доход; коэффициент соотношения фондов; коэффициенты дифференциации(децильный, квинтильный, квартальный); коэффициент вариации; коэффициентскошенности.
Статистические характеики рядов распределения позволяют установитьстепень неравенства в распределении доходов между отдельными совокупностямидомашних хозяйств и населения, отслеживать динамику дифференциации доходов вовремени.
Медианный и модальный доходы являются важными характеикамиотклонений среднедушевого дохода от его среднего значения. Если величинымедианного и модального дохода ниже среднего уровня, то это означает, чтопреобладающая часть совокупности домашних хозяйств или обследованных лиц имеютдоходы ниже их среднего значения, и наоборот.
Широко используются в статистической практике децильный (либо подругим квантилям) коэффициент дифференциации доходов, который измеряет различияв материальном положении малообеспеченных и высокодоходных групп населения. Онисчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных лиц кмаксимальному доходу у 10% наименее обеспеченных лиц.
Часто для оценки дифференциации доходов применяется коэффициентфондов, указывающий на соотношение суммарных значений доходов, приходящихся на10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения.
Мировая и отечественная практика статистики доходов используеттакже индекс концентрации доходов, известный как коэффициент Джини. Онизмеряет, насколько фактическое распределение доходов по численно равнымгруппам населения отличается от их равномерного распределения. Статистическаямера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0 совершенноеравенство доходов у всех групп населения, а при 1 – совершенное неравенство,когда весь доход принадлежит одному лицу.
В России в 1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченногонаселения приходилось 31,7% общего объема денежных доходов, на долю 10%наименее обеспеченного населения – 2,4%. Коэффициент концентрации доходов(индекс Джини) составлял 0,375.
Показатели измерения дифференциации доходов
Одним из наиболее известных способов измерения неравенстваявляется построение кривой Лоренца. Если мы разделим всенаселение страны на 5 частей (квинтелей), т.е. по 20%, и совокупные доходыобщества также по 20%, то можно увидеть, что линия, исходящая из начала осейкоординат(биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов.Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей). Наоси абсцисс откладывают первые 20% населения, затем добавив вторую группуполучаем 40% населения и т.д. на оси ординат откладывают кумулятивные доли;первые 20%, затем 40% и т.д.
На графике 2 диагональ квадрата соответствует равномерномураспределению доходов (попарные доли населения и доходов совпадают) и означаетполное отсутствие концентрации дохода, т.е. каждая группа населения получаетдоход пропорционально своей численности. Эта линия также называется линиейабсолютного равенства.
Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным.Например, в 2004 н. 20% населения получали 3,9% совокупных доходов, 40% – 12,5%,60% – 26,4; 80% – 48%, и, наконец, 100% населения – 100% всех доходов общества.В соответствии с этими значениями мы строи кривую Лоренца, которая отклоняетсяот линии абсолютного равенства (см. график 2).
Чем ближе кривая Лоренца приближается к диагонали, тем болееравномерно распределены доходы. Чем больше эта линия отклоняется от диагонали(чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов,соответственно выше их концентрация.
Есть и другие способы измерения неравенства в распределениидоходов.
Коэффициентфондов (коэффициент дифференциациидоходов) характеризует степень социального расслоения и определяется каксоотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самымивысокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
КоэффициентДжини (индекс концентрации доходов)характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объемадоходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента можетварьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномернораспределены доходы / заработная плата.
Децильныйкоэффициент (коэффициент дифференциациидоходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколькораз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальныедоходы 10% наименее обеспеченного населения.
Неравенствов распределении общего объема денежных доходов между группами населения сразличным уровнем материального достатка (кривая Лоренца)
Причиныи факторы неравенства доходов:
1.индивидуальные отличия (умственные и физические способности);
2.различия во владении собственностью;
3.различия в уровне образования;
4.интенсивность трудовой деятельности и т.д.
[1]включая скрытую оплату труда
 
4. Способыпредоставления общественных благ: возможности рынка и государства
 
Возможности рынка в предоставлении общественных благ – этоисключающие принудительное участие способы финансирования их производства. Напрактике это означает, что предоставление общественных благ осуществляетсячастным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путемподключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такогоподключения.
1. Исключение «безбилетников». «Безбилетники» – это те, ктостремиться получить выгоду за счет усилий других пользователей. Из-за этогоможет возникнуть так называемая проблема «безбилетника», суть которойзаключается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, аплатить не хочет никто. Наиболее простым методом их исключения являетсяограничение доступа к потреблению блага.
Исключаемые общественные благапредставляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря наколлективный характер их потребления. Введение абонементной платы заподключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов наразличного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключенияценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмомисключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контрактына совместное владение предполагают участие в потреблении блага только наопределенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома врамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, акруг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» можетслужить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступк потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесенияустановленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа итенниса и т.п.
2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такогофинансирования – увязывание предоставления потребителю обладающегонеисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете.Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществлятьсяпутем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
3. Субсидирование. Финансирование производства общественныхблаг может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан иорганизаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении благаположительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрестиопределенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примераможно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраныокружающей среды и защиты животных.
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставленииобщественных благ, использование ценового механизма способствует ростуэффективности их производства.
Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонностькаждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы«зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либоприводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтомуединственным способом предоставления подобных общественных благ становитсягосударство.
Формы участия государства в обеспечении общественными благамимогут быть разными, от непосредственного производства блага – национальнаяоборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным секторомобщественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однакосуть их одна – производство предоставляемых посредством государстваобщественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядкеналогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».
Введение единой платы, обеспечит справедливость. Однако ееследствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-засклонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производствас целью снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокиедоходы, т. к. будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы.Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранениювозникающей в связи с сокращением объема.

Литература
 
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика.С-Пб.: Экономическая школа, 1998
2. Добрынин А.И. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 1999
3. Микроэкономика: курс лекций. / Под ред. А.С. Головачев,И.В. Головачева, Э.А. Лутохина – 2-е изд. – Мн.: Акад. упр. приПрезиденте Респ. Беларусь, 2005
4. Общая экономическая теория: Учебник. / Под общ. ред. В.И. Видяпина.М.: ПРОМО-Медиа, 1995
5. Теория национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях /Под ред. И.М. Лемешевского – Мн., 1994
6. Баткаев Р.А., Марков В.И.,Дифференциация заработной платы в промышленности СССР, М., 1964
7. Майер В Ф, Заработнаяплата в период перехода к коммунизму, М., 1963.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.