Оглавление
рынок труд занятость
Введение
Глава 1. Рынок труда в России
1.1 Характеристика
1.2 Особенности рынка труда в России
Глава 2. Спрос и предложение рабочейсилы в России.
2.1Общая характеристика
2.2 Занятость и безработица в России
2.2.1 Занятость
2.2.2 Безработица
2.2.3 Прогнозы
2.3 Структуры занятости
2.3.1 Регионально-территориальнаяструктура занятости
2.3.2 Отраслевая структура занятости
2.3.3Профессионально-квалификационная структура занятости
2.3.4 Половозрастная структуразанятости
2.3.5 Национальная структуразанятости
2.3.6 Семейная структура занятости
Глава 3. Роль государства и профсоюзовв регулировании рынка труда
3.1 Государственное регулированиерынка труда в России
3.2 Роль профсоюзов
Заключение
Список литературы
Введение
Важностьформирования в стране новой институциональной среды, соответствующейрыночным принципам ведения народного хозяйства, справедливо отмечается многимиисследователями. В качестве примера новой институциональной категории,характерной для рыночных условий, можно назвать именно понятие рынка труда,включающее в себя различные общественные отношения, связанные с занятостьюнаселения и безработицей. Это особый общественный институт, регулирующийотношения между тремя субъектами социально-экономической системы — работником,работодателем и государством.
Рынок труда является одним изнаиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. Уровень егоразвития является важным показателем развития экономики страны в целом, а егоуспешное функционирование – неотъемлемое условие экономического роста.
На рынкетруда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников,мобильность рабочей силы, безработица, проявляются основные тенденции вдинамике занятости, ее структурах. Поэтому формирование и регулирование рынкатруда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики и оченьактуальная тема для исследования. Особенно сложно формировать и регулироватьрынок труда в условиях кризиса, который в нашей стране был обусловлен переходомот плановой экономики к рыночной в начале 90-х. В связи с этим, формированиерынка труда в России имеет свои особенности, свои недостатки и свои тенденции.Рассмотрению всех этих моментов и посвящена данная работа. Основными пунктамиисследования являются: структура рынка труда в России, его особенности, спрос ипредложение рабочей силы, ситуация на сегодняшний день на рынке труда, проблемыи недостатки, тенденции, перспективы. Это позволит сделать вывод, на какой жестадии развития находится российский рынок труда, что ждет его в будущем икакие меры следует предпринять для нормализации его функционирования иразвития.
Глава 1. Рынок труда вРоссии
1.1 Характеристика
Рынок труда — явлениесложное и многообразное. Различают уровни, типы, формы, разновидности, а такжесегменты рынка труда. По уровням действия существуют национальный(общегосударственный) рынок труда, региональные и локальные рынки труда.
Общегосударственным вРоссии является федеральный рынок труда как важная часть системы рыночныхотношений, обеспечивающая формирование такого фактора общественногопроизводства, как труд в общегосударственном масштабе.
Эффективноефункционирование общенационального рынка труда зависит от степени мобильностилюдей, их готовности и возможности к переселению в трудодефицитные районы. Внастоящее время такая мобильность в России носит деформированный характер.Свободное перемещение людей затрудняется, во-первых, значительнойпротяженностью территории страны; во-вторых, большими различиямиприродно-климатических условий в регионах; в-третьих, существеннойдифференциацией уровней их экономического развития, что ведет коднонаправленному оттоку населения из менее благоустроенных районов Севера,Восточной Сибири, Дальнего Востока в центральные экономически более развитыерайоны и особенно в крупные города; в-четвертых, общим низким уровнем оплатытруда и обнищанием населения вследствие ошибок, допущенных приразгосударствлении и приватизации «общенародной» собственности. Еще одним факторомявляются особенности менталитета российского народа, проявляющиеся впривязанности к привычному месту проживания и привычной работе.
Региональные рынкитруда в России — это рынки труда субъектов Российской Федерации(республиканские, областные, автономных округов, автономной области, городовМосквы и Санкт-Петербурга). Территориальные, или муниципальные, рынки труда —рынки труда городов и районов. Специфика региональных и муниципальных рынковтруда определяется особенностями социально-экономического развития тех или иныхтерриториально-административных образований, их отраслевой структуры. Трудоваямобильность внутри региона более развита нежели мобильность по территории всейстраны. Чем меньше административная единица, тем больше возможностей для переливалюдей с одного места работы в другое.
Локальные рынки трудаобразуются внутри региональных и муниципальных рынков, они тяготеют к крупнымпроизводственным промышленным, строительным или аграрным комплексам. На такихрынках подвижность людей в поисках подходящей работы наибольшая.
Существуют такие типырынка труда, как внешний и внутренний.
Внешний —профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами ипокупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он в значительнойстепени реализуется через текучесть кадров. На внешнем рынке действуютотраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей и профсоюзы,объединяющие работников по профессиям. Внешний рынок труда обеспечиваетдвижение работников с одних предприятий на другие, но он же порождаетбезработицу.
Внутренний(внутрифирменный) рынок труда образуется в связи с перемещением работников содной должности на другую в пределах одного предприятия, учреждения,организации. Предприятие обычно заинтересовано в сохранении людей, знающихспецифику его производства, поэтому развитие внутреннего рынка работает наснижение текучести кадров. Профсоюзы объединяют работников предприятиянезависимо от их профессий, поэтому занятость здесь гарантируется в большейстепени, чем на внешнем рынке труда.
В России внешний ивнутренний рынки труда сосуществуют примерно в равных пропорциях.
Формы рынка труда.Одним из проявлений рыночных отношений в сфере труда является появление иразвитие наряду с традиционной формой рынка труда гибких его форм.Гибкиеформы занятости достигаются введением режимов неполного рабочего времени,надомного труда, работы по вызовам, а также приемом временных работников,поощрением так называемой самостоятельной занятости.
Это позволяетцелесообразно использовать возможности разных категорий работников (например,пожилых людей, иммигрантов и др). В России гибкие формы занятости сталиконсервацией неэффективных форм использования человеческих ресурсов.Предпринимателям выгоднее придерживать на предприятии в течение несколькихмесяцев излишнюю численность работников, переводя их в режим неполного рабочеговремени или отправляя в принудительные отпуска, нежели нести издержки посокращению численности персонала. Невыплаты заработной платы позволяютпредприятиям оставаться на плаву и в то же время за счет этих средств они немогут обеспечить необходимую реструктуризацию производства, консервируянеэффективные производственные структуры и формы занятости.
Причинами согласияработников на подобные меры являются страх стать безработным, ожиданиеулучшения производственной ситуации, трудность нахождения работы поспециальности, предпенсионный возраст и др.
К разновидностям рынкатруда относятся открытый и скрытый рынки.
Открытый рынок трудаохватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда.
Скрытый рынок трудаслагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, ноимеющих большую вероятность оказаться без работы (например, работники, лишьформально числящиеся на предприятиях, а также работающие не по своей воленеполноерабочее время). Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике вбольшом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономическихотношений и производственных взаимосвязей, недостаточностью предпринимаемыхусилий по переориентации производства, выводу предприятий из кризисногосостояния.
Существуют такжелегальный рынок труда и нелегальный. Последний состоит из тех лици организаций, которые решают проблемы трудоустройства в формах, не охваченныхзаконодательством, а также запрещенных законом. В последнем случае такой рыноктруда будет криминальным[1, С.67-72].
Неформальный сектор вРоссии достаточно велик и разнороден. Это может быть индивидуальная занятость всфере услуг, занятость в официально зарегистрированных и незарегистрированныхструктурах без официального оформления, а следовательно, и уплаты налогов,оформления трудового стажа.
Наличие неформальногосектора позволяет сохранять рабочие места с невысокой оплатой труда вформальном секторе. Отсутствие каких-либо данных по неформальному рынку трудазатрудняет прогнозирование движения рабочей силы на формальном рынке.
Более часто сочетаниеформальной и неформальной занятости встречается в негосударственном секторе,который в настоящее время развивается в России наиболее активно. Особенно этохарактерно для малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности.Численность работников малых предприятий в начале 2002 г. составляла 8,6% всего занятого населения, а с учетом 5 млн человек, занимающихсяиндивидуальной трудовой деятельностью, — около 17%.
Однако если учесть,что, по оценкам, доля теневого сектора в малом бизнесе составляет от 30 до 50%реального оборота субъектов малого предпринимательства, то и численность занятыхв нем гораздо выше [2, С.67].
Таким образом, рыноктруда представляет собой сложную структуру, в которой наблюдаются тесныевзаимосвязи между ее составными элементами, по многим принципам своегофункционирования он представляет собой специфический рынок, имеющий рядсущественных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являютсяфакторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные исоциально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочейсилы – заработной плате.
1.2 Особенности рынка труда в России
Особенности рынкатруда в России в первую очередь обусловлены кризисом 90-х годов, когдасостоялся переход от полной и безусловной занятости в общественномпроизводстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда присоциализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночногохозяйства.
Пропорциираспределения занятых изменились в пользу отраслей торговли и общественногопитания, материально-технического снабжения и торгового посредничества,кредитования, финансов и страхования.
На сменуобщественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд. Частнаяинициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода отнаемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединениянаемных работников с приватизированными средствами производства стал рыноктруда [3, С.76-95].
Увеличиваласьвынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционированияпредприятий и формами найма. На протяжении 1994-2000 гг. она стабильноувеличивалась. Так, в январе 1994 г. уровень безработицы в РФ составил 6,4%, ав январе 2000 г. — уже 11,9%. Небольшое падение данной величины наблюдалосьлишь в мае-июне 1998 г., однако в дальнейшем она продолжала расти большимитемпами. В феврале 1999 г. доля безработных составила 14,2% [4, С.97]. Снижениетемпов безработицы в последние годы сопровождается неуклонным ростом ее среднейпродолжительности, что свидетельствует о переходе некоторой части данногоявления из циклической в застойную форму [5, С.92-95].
В кризисной идепрессивной экономике рабочая сила в целом количественно сокращается икачественно ухудшается. При этом резко падает уровень жизни большинстванаселения, происходит расслоение общества на горстку богатых и огромную массубедных. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в1992 году составляла 33,5% от общей численности населения, сейчас этотпоказатель постепенно снижается. (см. Приложение 1)
Практикапоказала, что единственной возможностью выживания для большинства предприятийстал переход к более отсталым технологическим укладам хозяйствования иразрушение своего технологического потенциала, овеществленного как в средствахпроизводства, так и в рабочей силе высокой квалификации, которая в первуюочередь попадает под сокращение штатов.
Именноневостребованность квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда, ане чрезмерная открытость, является истинной причиной утечки умов, охватившейстраны с переходной экономикой, в частности Россию, обладавшую весомымнаучно-техническим и кадровым потенциалом.
Составляющиедеинтеллектуализации нашей страны: эмиграция ученых (так, в 1995 г. доля внешней эмиграции составляла 10% общего оттока научных кадров), внутренняя эмиграция,заключающаяся в том, что значительная часть инженеров, ученых ивысококвалифицированных рабочих вынуждена была менять специальность с потерейквалификации.
В 1992 г. в России 44% ученых имели дополнительный источник заработка, в 1994 г. — 77%. Основная часть этого заработка приходилась на сферы, не связанные с информационнымпроизводством. Специалисты, ушедшие из науки подобным образом, за редкимисключением в нее уже не возвращались [5, С.92-95].
В настоящее времянаиболее высокими темпами сокращается численность научных кадров в возрасте30-49 лет, т. е. пропасть между молодыми, приходящими в науку специалистами истаршими поколениями растет. Так,в Сибирском отделении РАН треть докторов наук — люди старше 65 лет. Чтокасается молодежи, то только 8% закончивших аспирантуру защищают диссертации(при среднем показателе по стране, равном 20%) [7, С.318].
Таким образом, можноконстатировать, что утечка умов представляет собой не внешнеэкономическую, авнутреннюю структурную проблему.
Еще одной важной длянас проблемой является территориальное расслоение, неуклонно углубляющаясядифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Аналогичные тенденциинаблюдаются не только во взаимоотношениях между регионами, но и внутриотдельных субъектов Российской Федерации. Фрагментация экономического пространстваявляется фактором дестабилизации экономической ситуации и тем самым наноситурон национальной безопасности.
Практика последнихлет показала, что во всех странах с переходной экономикой общей закономерностьювыступает деградация интеллектуального уровня трудовых процессов и связанный снею подрыв воспроизводства человеческого капитала. Весьма ощутимо это ударилопо российской экономике, интеллектуальный потенциал которой стал объектомцеленаправленного разрушения со стороны наших основных конкурентов на мировыхрынках интеллектуального труда.
Именно деградацияпотребностей производственной сферы послужила одной из решающих причинзаметного снижения требований к качеству образования.
Государственныеорганы руководства высшей школой должны уделять больше внимания разработкеобоснованных стандартов качества знаний и проведению их в жизнь при подготовкеквалифицированных специалистов во всех областях современного научного знания.Необходимо разработать концепцию опережающего образования, которая предполагалабы, что подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать потребностихозяйственной практики [5, 92-95].
Еще одной важнойпроблемой является сложившаяся в России социально-демографическая ситуация,характеризующаяся снижением рождаемости, ростом смертности, сокращениеместественного прироста вплоть до депопуляции, ухудшение здоровья населения. Всеэто связано с трудностями, вызванными перестроечными явлениями в экономике [8,С.105].
Негативный опытрыночных преобразований в России, недемократичных по своей природе, лишенныхнацеленности на создание высокоразвитой социально ориентированной экономики,привел к формированию рынка труда, далекого от современных требований. Внынешнем виде он представляет скорее совокупность серьезных отклонений отсуществующих в рыночном хозяйстве норм.
Глава2. Спрос и предложение рабочей силы в России
2.1 Общая характеристика
Спрос и предложениеявляются основными категориями рынка труда, определяют его функциональноеназначение и экономическую суть связанных с ним отношений по поводукупли-продажи рабочей силы. Без спроса предложение рабочей силы не может бытьреализовано. В свою очередь, без предложения рабочей силы спрос на нее остаетсятакже нереализованным ни количественно, ни качественно.
Спрос на трудопределяется как количество труда, которое работодатели желают использовать вданный период времени за определенную ставку заработной платы.
Спрос на рабочую силустрого дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видовтруда.
В условиях интенсивного развития научно-техническогопрогресса преобладает спрос на квалифицированную и высококвалифицированнуюрабочую силу, а при низком технико-технологическом уровне производствапреобладает спрос на рабочую силу невысокой квалификации.
Если проанализировать изменение структуры занятости пообразованию в РФ (Приложение 2), то можно отметить тенденцию увеличения долиработников с высшим образованием, причем доля только этой категории работниковс каждым годом возрастает. Думаю, что это следствие усовершенствованияпроизводства, благодаря развитию науки и техники. Конкуренция в условияхрыночной экономики заставляет производителей внедрять различные нововведениядля снижения себестоимости продукции. В этих условиях, больше начинают ценитьсяименно высококвалифицированные кадры.
К числу факторов, непосредственно определяющих объем,структуру и динамику спроса на труд на микроуровне, относятся спрос напроизводимую предприятием (фирмой) продукцию, ее прибыльная реализация,эффективность функционирования в конкурентной среде, измеряемая нормой и массойполучаемой прибыли. Если спрос на продукт повышается, растет и спрос натруд, и наоборот.
Чем выше цена напроизводимую предприятием продукцию, тем больше возможности предприятия длянайма дополнительных работников [2, С.65].
Если рассмотретьдинамику изменения спроса на труд по России в целом (Приложение 3), то можноотметить резкое увеличение спроса в 2003 году. Думаю, что это, помимо всегопрочего, свидетельствует о расширении производств, увеличении числапредприятий, о все большем вовлечении страны в мировое производство, интеграциив мировое хозяйство, в котором теперь уже участвуют не только государственные,но и частные компании. Наглядным подтверждением является ежегодное увеличениеэкспорта российской продукции (Приложение 4).
Спрос на труд вомногом зависит от цены труда, но с уменьшением цены труда до нуля ненаблюдается неограниченный рост спроса на него. Это связано преимущественно стем, что на практике бесплатная рабочая сила чаще всего существенно уступает покачеству общественно нормальному уровню, и это ограничивает возможности ееиспользования. При высоких же ценах на труд на самом деле не наблюдаетсямонотонное убывание спроса. На рынках рабочей силы, как правило, имеет место дефицитспециалистов высшей квалификации — менеджеров, юристов, актеров, спортсменов,музыкантов. Причем спрос на их труд с ростом его цены нередко увеличивается [5,С.89-90].
Определение ценытруда осуществляется в условиях несовершенной конкуренции и испытывает сильноевоздействие таких факторов, как монополия спроса на труд, монополия предложениятруда, государственное регулирование рынка труда. Ставка заработной платы науровне фирмы может определяться исходя из расчетного соотношения этой цены иожидаемой прибыли. Зависимость спроса фирмы на рабочую силу от величины идинамики заработной платы — важнейший элемент рыночных отношений в сфере труда,определяющий в конечном счете уровень и движение занятости и безработицы.
Высокая заработнаяплата рассматривается как главная причина ограничения спроса фирм на рабочуюсилу, его падения и, следовательно, снижения уровня занятости населения, ростабезработицы. Существует возможность увеличения спроса фирм на рабочую силу приповышающемся уровне заработной платы, связанная с ростом эффективностипроизводства.
Понижение уровняоплаты труда автоматически не влечет за собой расширение спроса на рабочуюсилу. Спрос на рабочую силу — величина производная, зависимая от спроса на продукциюфирмы, а ее реализация зависит от покупательной способности потребителей,которая, в связи со снижением заработной платы, падает.
Низкая заработнаяплата разрушает мотивацию к производительному труду, подрываетзаинтересованность в труде, порождает равнодушие, ослабляет дисциплину труда,вызывает высокую текучесть рабочей силы, что наносит существенный экономическийущерб хозяйственной деятельности фирм.
Необходимо отметить,что в российской экономике наблюдается ежегодный рост номинальной заработнойплаты. (Приложение 5) Хотя, при постоянном росте товарных цен, нельзя назватьэто большим плюсом. В феврале 2007 года средняя заработная плата в РФ составила11.659 тыс. руб., что на 26.4% больше показателя аналогичного периода прошлогогода[1].Показатель этот весьма положительный и свидетельствует об улучшении ситуации нарынке труда.
Нужно отметить, чтоспрос на труд строго дифференцирован по количеству и профессиональномумногообразию видов труда. (Приложение 6) В России самая большая потребность вработниках наблюдается в промышленности, строительстве и торговле. Спрос натруд зависит также от специальности, квалификации, пола, возраста рабочего и т.д.
Предложение труда —это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от негоспособности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателюданного специфического товара — работодателю за определенную плату, наопределенный период времени
Предложение труда, втом числе и продолжительность работы, зависит от индивидуальной установки натруд и досуг, от численности населения и его трудоспособной части, отиндивидуальных предпочтений, от уровня и структуры заработной платы. Какправило, с ростом уровня заработной платы увеличивается предложение труда.
Демографическиепроцессы воспроизводства населения составляют основу формирования егопотребности в рабочих местах. В России за последние годы численностьэкономически активного населения неуклонно снижается, что вызвано отрицательныместественным приростом населения в предыдущие годы.
Снижение жизненногоуровня населения в России привело к тому, что увеличивается предложение трудасо стороны женщин-домохозяек, пенсионеров, учащихся и студентов, которые прилучших условиях жизни не стремились бы работать [2, С.89-97].
2.2 Занятость и безработица в России
2.2.1 Занятость
Уровень занятостинаселения, как правило, определяется состоянием и развитием экономики страны,что в сегодняшних условиях означает зависимость от экономического роста и еготемпов. Однако не последнюю роль играют политэкономическое устройство общества,действующий экономический механизм, фазы производственно-экономического цикла,объем и структура национального богатства, внутренняя и внешняяторгово-экономическая и политическая ситуация, численность и демографическиехарактеристики населения, а также экономическая активность, достигнутый уровеньжизни и др.
В соответствии скризисным положением экономики и как следствие кризиса абсолютная численностьзанятых в экономике с 1992 г. снижалась вплоть до 1998 г., а затем, отражая некоторое экономическое оживление, стала расти. (Приложение 7, 8) В 2003году уровень занятости составил 71,1%.
Зависимость занятостиот темпов роста не является линейной и может определяться или нарушаться идругими обстоятельствами, в частности, технологическими сдвигами в производстве[9, С.130,132].
Ученые также отмечаютвзаимозависимость занятости и обеспеченности природными ресурсами. По словамА.Сови: «В стране, обладающей обширными природными ресурсами или способнойприобретать необходимое сырье, возможности занятости не ограничены»[2].
По данным ГоскомстатаРоссии, в структуре нашего национального богатства более 87% приходится наприродные ресурсы, около 10% — на производственные фонды и около 0,2% — наинтеллектуальную собственность [10, С.12]. Этохарактеризует отраслевую структуру занятости в нашей стране.
Также для нашейстраны весьма характерно наличие вторичной занятости [9, С. 132]. Низкаязаработная плата на основной работе и хронические задержки ее выплаты сталиосновными причинами распространения этого явления. Уровень вторичной занятости,по данным специальных исследований, за 1996 г. достиг 16% от всего занятого в народном хозяйстве населения. В ноябре 2001 г. среди занятого населения 2,4 млн человек (3,8%) имели дополнительную работу, 8,7 млн человек(13,55%) ее искали [11, С.68].
Российская экономикаактивно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на всекатегории персонала. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынкеможет возникнуть острый дефицит молодых специалистов. По оценкам специалистоврынок труда в России в 2004 году вырос на 20-45%. В первом полугодии этого годарост запросов на квалифицированный персонал по сравнению с аналогичным периодомпредыдущего года составил 44%. Уже сейчас многие предприятия предпринимают меры«по борьбе за специалистов». Руководство внедряет системы оценки персонала с цельювыдвижения наиболее перспективных в «кадровый резерв» [12, С.23].
2.2.2 Безработица
Ситуация с подготовкойкадров и безработицей в России на сегодняшний день сложилась неоднозначная. По сведениямРосстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%,причем речь идет не только об официально зарегистрированных безработных.(Приложение 9) В настоящее время численность безработных составляет 5,1 млн человек(6,9%).
Эти цифры лучше всегосвидетельствуют об экономическом росте страны.
К ноябрю 2006 годаобщая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек — это 66,2% от общей численностинаселения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количествебыло 69,2 млн человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению срезультатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%,а безработных — меньше на 8,8%.
Таким образом,уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7% [13]. Основной причиной безработицы является то, чтовозникновение новых рабочих мест в России происходит медленнее, чем сокращениестарых. Низкая квалификация, низкое образование, невостребованная отрасль илиже регион, в котором развит только один вид промышленности, — вот почва, накоторой растет безработица.
Среднестатистическийбезработный — это гражданин среднего возраста со средним профессиональнымобразованием. Стоит отметить, что11% безработных в России имеют высшее образование, а 17% — среднее специальное.В середине2000 года в России только 3,5% безработных были бывшими руководителями органоввласти и управления (мы берем последнее место работы), 11,8% — специалистами,10,7% — служащими, 39,5% — квалифицированными рабочими, 12,7% — неквалифицированными рабочими [14].
Вместе с экономическимподъемом России требуются умелые специалисты в разных областях, а пока в страненалицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру,юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, тогда какинженеров и специалистов производства российским компаниям не хватает [13].
Образование – это лучшая защита от безработицы в условиях рыночной экономики. Если люди с высшим образованиемтеряют работу, они, как правило, быстро находят новую. В советское время ростобразования практически не приводил к увеличению зарплаты. В рыночных жеэкономиках другая тенденция: рост образования ведет к росту заработной платы.Конечно, избыток образования уже не дает этого эффекта.
От Советского Союза мыунаследовали очень большие межрегиональные различия в экономическом развитии, ав постсоветское время они стали еще больше. Есть регионы, где безработицыпрактически нет, как в Москве, а есть регионы, в которых ситуацияпротивоположная.
Если государство не приметмер по исправлению ситуации, то с каждым годом она безработица будетувеличиваться. Чтобы избежать этого, в ближайшее время правительство намереноизменить многие положения трудового законодательства.
2.2.3 Прогнозы
Заметное оживлениеэкономики, имевшее место в 1999—2001 г. дало толчок к появлению оптимистическихпредставлений в отношении перспектив нашего экономического роста.
Однако по даннымГоскомстата РФ, численность постоянного населения РФ к 2010 г. сократится по сравнению с 2001 г. на 4,1%. В прогнозном периоде ожидается продолжениепроцесса старения населения, доля лиц старше трудоспособного возраста начнетинтенсивно возрастать и к 2016 г. составит 24,8% общей численности населения. Вто же время удельный вес детей и подростков сократится до 14,9% в 2010 г., численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в 2 раза.
В последние 3—4 годатекущего десятилетия число трудоспособных, а также экономически активных членовобщества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки(число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособноговозраста), напротив, повышаться. Останется проблема структурного дефицитатрудовых ресурсов. Предположительная численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн человек (6,1% к уровню 2001 г.), из них 92,6% — трудоспособного возраста.Увеличение численности занятых произойдет за счет возможного (по официальнымпрогнозам) роста числа малых предприятий. Ожидается, что количество безработныхприобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе[15, С.142]. Для этого правительству в первую очередь необходимо корректироватьтрудовое законодательство, чтобы «защитить граждан от безработицы, обеспечитьим достойную заработную плату, предотвращать нарушения прав трудящихся, в томчисле дискриминацию по тем или иным признакам в предоставлении рабочих мест»[16]. Тогда будет достигнут приемлемый для населения жизненный уровень,который, в свою очередь, является наиболее важным условием экономического подъема.
3.1 Структуры занятости
3.3.1 Регионально-территориальная структуразанятости
При советской властиразмещение производства в значительной мере было ориентировано на источникиприродных ресурсов, на слабо населенные территории; население перемещалось илипланово направлялось вслед за строительством новых производственных объектов. Витоге сложились современная экономика семи федеральных округов исоответствующая условиям экономики регионов занятость населения.
О региональнойструктуре занятости федеральных округов РФ свидетельствуют данные Госкомстата.(Приложение 10) По эффективности структуры занятости Северо-Западныйфедеральный округ опережает все федеральные округа страны: по удельному весузанятого и экономически активного населения в численности населения округа.
Только в четырехфедеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном— экономически активное население превышает 50% численности всего населениярегиона, а к занятому населению относится менее половины населения региона.Такое положение никак нельзя назвать удовлетворительным использованиемтрудового потенциала регионов.
Распад СССР,сопровождавшийся разрушением хозяйственных связей между бывшими республиками,стал причиной сложных миграционных процессов. Перемещение огромных масс людей,не имеющих жилья и необходимых жизненных средств, усиливает и без того сложнуюобстановку на рынке труда.
В дальнейшемхозяйственное значение богатых природными и трудовыми ресурсами регионов будетпо всей вероятности возрастать, использование их трудового потенциала должноулучшаться по мере его адаптации к новый рыночным условиям хозяйствования. [17,С.167-168]
3.3.2 Отраслевая структура занятости
Глубокое воздействиена регресс структуры отраслевой занятости оказывает кризисное состояниеэкономики, связанное с ее тотальным рыночным реформированием. Самоенежелательное заключается в том, что существенно сокращается занятость в рядеотраслей, определяющих прогресс в развитии экономики страны. Основнойструктурный сдвиг — снижение занятости в реальном секторе экономики, взначительной части наукоемких, технологически прогрессивных и социальноориентированных отраслях (Приложение 11).
Вместе с тем вырослазанятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт изаготовки, кредитование, финансы и страхование.
Другие источникиуказывают на глубокие изменения структуры занятости в промышленности в пользудобывающих отраслей (газовой, нефтедобываюшей) и на сокращение занятости вобрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности, машиностроении,металлообработке, что свидетельствует о сырьевой переориентации российскойэкономики.
На транспортезанятость сокращается, а связь как отрасль сохраняет занятость и имеетнекоторую тенденцию к росту. Очевидно, ослабленная экономика нуждается вусилении информационных структур. [17, C.168-174]
3.3.3 Профессионально-квалификационная структуразанятости
Кадровый потенциалзанятого в экономике России населения обладает достаточно высокимипрофессионально-квалификационными характеристиками с устойчивой тенденциейповышения их уровня. Синтетическим показателем профессионально-квалификационнойструктуры занятости служит распределение численности занятого в экономикестраны населения по уровню образования — общего, среднего и высшегоспециального. (Приложение 12)
Самые высокиепрофессионально-квалификационные показатели у лиц, занятых в науке и научномобслуживании, затем идут занятые в аппарате органов управления, образования,культуры и искусства, в сфере финансов и страхования; самые низкие показатели —у занятых в сельском хозяйстве и коммунально-бытовом обслуживании населения. Вцелом же более 50% занятых в экономике — лица со средним и высшимпрофессиональным образованием, из них 59,2% — женщины и 43,7% — мужчины.(Приложение 13) Идет тенденция увеличения доли лиц с высшим образованием. Нозначительная часть выпускников высших и средних специальных учебных заведенийидет на работу зачастую не по специальности, в коммерческие структуры, радиболее высокого заработка, мигрирует в страны «дальнего» зарубежья.Наша страна несет огромные потери национального «человеческогокапитала». [17, C.174]
3.3.4Половозрастная структура занятости
С половозрастнойструктурой занятости связаны такие демографические характеристики, какрождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособныйвозраст и т.п.
Большая частьзанятого населения в 2000 г. имела возраст 30—49 лет, но доля женщин в возрасте30—55 лет среди всех занятых женщин выше, чем соответствующий показатель умужчин. И в составе экономически активного населения доля женщин тоже выше.(Приложение 14) Настораживает постепенная убыль возрастной группы до 20 лет,т.е. фактическое уменьшение вступающих в трудоспособный возраст лиц. Известнотакже, что наибольшие сложности в трудоустройстве встречают на своем путимужчины и женщины в возрасте 18—24 лет.
Вместе с этим наблюдается тенденция уменьшенияудельного веса возрастной группы 55—59 лет и роста удельного веса группы 50—54года, что свидетельствует о постарении трудоспособного населения. (Приложение 15)Что касается занятости по отраслям, то мужчин больше, чем женщин, впромышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, связи ит.д.Женщины заняты в большей мере, чем мужчины, в торговле, общественномпитании, здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, в сфере культурыи искусства, в науке и научном обслуживании, финансово-кредитной системе истраховании, в аппарате органов управления. (Приложение 14)
Практика показывает, что именно по признакам пола ивозраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве. Подразличными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве лицам младшихвозрастных групп, лицам предпенсионного возраста, беременным женщинам и т.п.Хотя, в п.З ст.37 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г. говорится:«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни былодискриминации...» [17, C.174-175]
3.3.5Национальная структура занятости
Россия — страна многонациональная. Конституцияпредоставляет равные права на труд своим гражданам, независимо от ихнациональной принадлежности.
Граждане той или иной национальности выбирают, какправило, определенный вид занятости. Это зависит от национальных традиций,привычек и склонностей.
После развала СССРэкономическое положение в бывших республиках Союза, ухудшилось, а границыостались «прозрачными». В этом одна из причин потока мигрантов ибеженцев в Россию из других стран. Так, по данным Госкомстата РФ, численностьграждан стран СНГ, привлеченных на работу в Россию, составляла в 1995 г. — 134,4 тыс. человек; в 1998 г. — 111,1; в 1999 г. — 94,7; в 2000 г. — 110,7; в 2001 г. — 148,5 тыс. человек. Больше всего мигрантов из Украины и Молдовы (в 2001 г. — 62,0 и 8,9%). (Приложение 16) Большинство из них занято торговлей, посредничеством,валютно-финансовыми операциями и т.п. [17, C.175-176]
3.3.6 Семейнаяструктура занятости
Данные за 2001 г. показывают, что среди всего занятого населения страны состояли в браке, т.е. были семейными –69,3%, холосты и не замужем — 15,9, вдовцы и вдовы — 3,9, разведенные — 10,9%.
В изменении семейнойструктуры занятости за 1992—2001 гг. обнаруживаются следующие тенденции:снижается удельный вес состоящих в браке, а это один из важных показателейснижения жизненного уровня занятых; растет удельный вес холостых мужчин инезамужних женщин, что говорит прежде всего о материальных затруднениях прирешении вопроса о создании семьи, связанных с неустойчивостью экономическогоположения занятых; имеет место слабая повышательная тенденция количестваразведенных.
Картина еще болеепрояснится, если рассмотреть структуру денежных доходов разных категорийдомашних хозяйств в 2001 г по данным Госкомстата РФ (Приложение 17).
Существованиебольшинства семей занятого населения на грани и за чертой бедности значительноухудшило основные демографические показатели, каковыми являются прежде всегопоказатели рождаемости и смертности: показатель рождаемости имеет ясновыраженную тенденцию к снижению (на 1 тыс. населения в 1985 г. было 16,6 родившихся, в 2001 г. — только 9,1); показатель смертности имеет ясно выраженнуютенденцию к возрастанию (на 1 тыс. населения 11,3 умерших в 1985 г. и 15,6 умерших в 2001 г.).
В итоге за годыреформ снизилась общая численность населения страны, соответственно уменьшиласьчисленность трудоспособных граждан и экономически активного населения, ачисленность занятого населения оказалась меньше половины населения страны. [17,C.176-177]
Глава 3. Роль государства ипрофсоюзов в регулировании рынка труда
3.1 Государственное регулирование рынка труда в России
Рынок труда в России регулируется рядом законов.Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый вдекабре 2001 г. [18, C.29]
Непременным условием создания необходимых предпосылокдля экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование иболее четкий выбор направлений государственного регулирования экономическогоразвития, повышение ответственности государственных органов в решенииэкономических проблем.
Активное участиегосударства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере вкачестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. Вгосударственном секторе спрос определяется общественными потребностямидостижения социально значимых целей общества [2, C.79-80].
К числу первоочередных текущих задач государственногорегулирования относится обеспечение ирегулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике.Такие преобразования и соответствующие имизменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушениемсуществовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результатедействия нового рыночного механизма, ивследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.
Среди важнейших функций государственного регулированияпо обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике ив обществе; организацию социальной защитынаселения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда;мероприятия по непосредственному поддержанию исодействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости;выработку и осуществление рациональной политикив области трудовой миграции населения [9, C.137,138].
Регулирование рынкатруда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всемсферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда изотраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и егопроцветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения.Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности,которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующегомеханизма, препятствующего такому распространению рынка труда.
Регулировать рыноктруда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допускаяснижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличенияпродолжительности рабочего дня иинтенсивноститруда.
Главный инструментгосударственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимумазаработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, чтоникакого реального воздействия на рынок он не оказывает [18, C.29].
Регулирование рынкатруда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности иконкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночнуюэкономику.
Также государствомдолжно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдениенеобходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработнойплатой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, атакже обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемныхработников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловыхкачеств, трудолюбия и добросовестности [17, C.182-183].
В регулирующие функции государства входит согласованиеинтересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но ив негосударственных секторах экономики.
Для реализации этой задачи используются возможностиналоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целяхправового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностеймобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой [9, C.137-138].
Что касается проблемыутечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственныхинициатив в сфере кадровой политики.
Меры, предпринимаемыев первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научнымадминистраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий,грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.
В течение 2005 годабыло выпущено два Указа Президента РФ.[3]
По уровню же зарплатынаука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областямиэкономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направленына устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке [7, C.319-320].
Как уже отмечалось,государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатыватьстандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования,осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности этокасается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицитспециалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системыповышения квалификации. [5, C.95].
3.2 Роль профсоюзов
В условияхсовременной России профсоюзы представляют собой добровольные независимыеобщественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересамипо роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своейглавной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзовРоссии (ФНПР), Соцпроф и другие — считают защиту прав и законных интересовтрудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманнойэкономики.
Переход к рыночнойэкономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули вкачестве главной функции профсоюзов России — защиту интересов людей труда. Приэтом оптимальным методом реализации защитной функции становится организацияправового социального партнерства — цивилизованной формы взаимоотношений междупрофсоюзами, работодателями и правительственными (государственными)структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимостиот конкретной ситуации — от прямого социального противостояния своим партнерамдо конструктивного взаимодействия с ними [19, C.33-37].
Реально профсоюзыучаствуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий,средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Дляпрофсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.
Трудовые отношениярегулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека игражданина, Конституцией РФ, Законом «О коллективных договорах и соглашениях»,Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконными актами,договорами, правилами и т.д.
Посколькузаконодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступатьинициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждениизаконопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются сучастием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает какучаствующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение всоответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.
Уточнение нормативнойбазы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Дляэтого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждыйнормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитываяучастников и предмет отношений [20, C.124].
Деятельностьпрофсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественнымиорганизациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящимипрофсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступаютпрофсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которыхобъективно возможно, экономически, социально и политически необходимо [21, C.223]. Профсоюзы призваны аккумулировать интересытрудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными,местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиятьна формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости.Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями(администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных суправлением трудом (регулированием трудовых отношений) [22, C.43-50].Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФотсутствует.
По содержанию правапрофсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых ониучаствуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочеговремени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций;дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудовогозаконодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых спорови т.д.
Укрупненно, по содержаниюправа делятся на права:
· во-первых, поучастию в регулировании трудовых отношений;
· во-вторых, поконтролю за соблюдением трудового законодательства;
· в-третьих, поучастию в разрешении трудовых споров.
Среди прав в этойобласти важное место занимает право на забастовку [23, C.60-61].
Профсоюзы вправеиспользовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями(администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местногосамоуправления.
К таким средствамотносится, например, возможность требовать расторжения трудового договора илисмещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е.применение мер юридического воздействия.
Юридические гарантиизанимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. Заюридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средствовоздействия на субъектов общественных отношений [24, C.80-91].
Сегодня идетзаинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условияхглобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношениесоциальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности вусловиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимостьпрофсоюзов, их социально-защитная функция.
Одним из важнейшихфакторов стабилизации общества ныне становится социальная сфера, котораяпредопределяет безопасность общества, мир и спокойствие. Главным субъектомсоциальной политики, безусловно, выступает государство. Оно определяет ееприоритетные направления и контролирует реализацию. Однако реализация такойполитики государством, конечно же, будет более результативной при условии ееэффективного взаимодействия с институтами политической системы,профессиональными союзами, являющимися основной доминантой социальной политики[20, C.114].
Заключение
В ходе работы быливыявлены основные характерные для российского рынка труда и весьмапротиворечивые тенденции. С одной стороны, в России идет постепенное снижениебезработицы и увеличивается число занятых, что свидетельствует о подъеме вэкономике. С другой стороны, ухудшается демографическая ситуация: численностьэкономически активного населения неуклонно снижается, уменьшается численность вступающих в трудоспособный возраст, огромноечисло семей находятся за общей чертой бедности. Многие проблемы,связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можноотнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебныхзаведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабовзанятости в теневой экономике. Сокращается численность научных кадров,происходит «утечка умов», наблюдается территориальное расслоение, углубляющаясядифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Процент занятыхостается неудовлетворительным, наблюдается также снижение занятости в отраслях,необходимых для экономического роста страны и т.д.
Более того,прогнозные оценки выглядят не совсем благоприятно. Несмотря на ожидаемый ростзанятости и снижение безработицы, предполагается дальнейшее усугублениедемографической ситуации и структурный дефицит трудовых ресурсов. Можно сделатьвывод, что, несмотря на явные успехи в развитии рынка труда по сравнению с90-ми годами, огромное число проблем остается нерешенными, а значит, необходимаактивная государственная политика на рынке труда. Необходимо формированиеоптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно-образовательной игеографической мобильности трудовых ресурсов, эффективное использование трудовогопотенциала страны. Для этого требуется формирование системы социальных гарантийзанятости и развитие сектора социальных услуг. Необходимо сохранять имеющиеся исоздавать новые рабочие места, переключать имеющиеся ресурсы в сферу реальнойэкономики, обеспечивать более тесное сотрудничество с профсоюзами во имя защитыправ трудящихся. Важным является экономическое стимулирование развитияпредпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие гибких форм занятости,дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболеепрогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы, проведениевзвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальноеперемещение населения, защиту российского рынка труда и т.д. Как видно, проблемочень много, но все же России удалось улучшить свои показатели относительнопредыдущих лет, и это уже большой плюс. Необходимо сохранять курс на развитиеустойчивой, стабильной и развивающейся экономики, на совершенствование иразвитие рынка труда, являющегося неотъемлемым условием экономического роста иобеспечения благосостояния.
Списоклитературы
1. Рофе А.И. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2003 г.
2. ШлендерП.Э. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2004 г.
3. Заславский,И. «К характеристике труда в современной России» // Вопросы экономики №2 1997 гС.76-92
4. Белявский,М.О. «Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы» //Проблемы прогнозирования, 2000 г. №6 С.91-104
5. Нижегородцев,Р. «Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики» //Проблемы теории и практики управления, 2004 г. № 4 С.89-95
6. Российскийстатистический ежегодник, 2004 г.
7. «Российскаяэкономика в 2005 году. Тенденции и перспективы». Авторы раздела: Н. Воловик С.Приходько. С.318-320
8. СтаровойтоваЛ.И., Золотарева, Л.Ф. «Занятость населения и ее регулирование» М, 2001 г
9. ЖеребинВ.М.«Занятость и самозанятость населения: соотношение иперспективы». // Народонаселение, 2003 №3 С 130-138
10. «Государственнаяполитика в сфере оценки и эффективности использования национального богатстваРоссийской Федерации»// Экономист,2001 № 12 С.10-15
11. Социальноеположение и уровень жизни населения России: Стат.сб. Госкомстат России. М.,2001. С 68
12. ТюринаС. «Спрос на персонал». // Деловое Прикамье, 7 Декабря 2004 г
13. СапоговаЕкатерина«Безработица в России отступает»// Деловая газета «Взгляд», 11 марта 2007
14. Нарышкина А. «Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарюслесарево». // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля
15. «Социальная защита населения» /Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М, 2002.
16. «Россияможет столкнуться с дефицитом кадров» // Деловая газета Взгляд, 16 февраля 2007 //www.vz.ru/news/2007/2/16/68696.html
17. ПавленкоВ.А. «Рынок труда: занятость и безработица» изд. МГУ, 2004 г
18. Буфетова,А.Н. Веселая, Л.С. «Основы экономики» НГУ, 2005 г
19. Крылов,К.Д. «Профсоюзы и вопросы трудового законодательства» // Государство иправо,1996. № 3. С.33-37
20. ШанинИ.Г. «Профсоюзы и социальная политика» // Труд и соц. отношения, 2005 №4 С.124
21. ЛушниковА.М., Лушникова М.В. «Курс трудового права».М, 2003.
22. СафоновВ.А. «Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора» //Журнал российского права. — М, 1997. № 9. с.43-50
23. БородинИ.И., Минаева Л.А. «Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения» // Юрист,2002. № 10. с.60-61
24. БердычевскийВ.Д. «Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдениемзаконодательства о труде» // Северо-кавказский юридический вестник:Научно-практический журнал. — Ростов-на-Дону, 2001 г. № 2. С.80-91
Размещено на www.