Курсоваяработа
Подисциплине «Макроэкономика»
Рыноктруда: теоретические подходы к его анализу
Содержание
Введение
Глава1. Теоретические аспекты рынка труда
1.1Рынок труда и особенности его формирования: понятия, элементы, сегменты рынкатруда
1.2Причины безработицы, понятие, классификация, последствия
Глава2. Рынок труда в современной России
2.1Структура рынка труда
2.2Особенности безработицы
2.3Регулирование рынка труда
Заключение
Приложения
Введение
Состояниерынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальныхсоциально-экономических проблем. С одной стороны, рынок труда — элементэкономической системы и от эффективности его функционирования зависит развитиеэкономики. С другой стороны, он опосредует влияние этого развития (прежде всегочерез цену труда) на благосостояние населения и характер большинства социальныхпроцессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Изменения на рынкетруда выступают в качестве базовых, по отношению к которым многие другие процессыявляются производными. Важно проследить, как рынок труда связан с экономическойконъюнктурой и социальной обстановкой в стране.
Внастоящее время выбранная мной тема очень актуальна, так как полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос нарабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, котороепостоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структурыпроизводства.
Целиданной курсовой работы: разобрать проблемы эффективного рынка труда и разобратьтеоретические подходы к его анализу.
Задачамиданной курсовой работы являются рассмотрение основных теоретических аспектоврынка труда; особенности его формирования: понятия, элементы, сегменты рынкатруда; выявление основных причин возникновения безработицы, ее понятие,классификацию и возможные последствия; а также определение структуры рынкатруда в современной России, государственные и рыночные меры его регулирования.
Глава1. Теоретические аспекты рынка труда
1.1Рынок труда и особенности его формирования: понятие, элементы, сегменты рынкатруда
Понятиерынка труда.
Развитиерыночных отношений, активность государства в регулировании социально-трудовыхотношений определяет развитие национального рынка труда в любой стране. Рыноктруда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составнойчастью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведутпереговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условийтруда и заработной платы.
Преждечем рассматривать сущность и структуру рынка необходимо обратиться к дискуссиио том, что продается и покупается на этом рынке: рабочая сила или труд?
Марксистскаяконцепция рынка труда. Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как«совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм,живая личность человека», является товаром, а производственные отношения основываютсяна свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата[15,c.221].
Классическаяконцепция рынка труда исходит из того, что полная занятость есть норма рыночнойэкономики и поэтому государство не должно вмешиваться в проблемы рынка труда.Эта концепция основана на постулатах классической политической экономии. Д.Рикардо полагает, что общее перепроизводство невозможно, т.к предложениепорождает спрос. В качестве регулятора рынка труда могут успешно использоватьсяцена и заработная плата, которые, инициируя сокращение расходов, предотвратятуменьшение реального объема выпуска, занятости и доходов. Конкуренция на рынкетруда исключает вынужденную безработицу, а изменения процентной ставки,эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную занятостьтрудоспособного населения в народном хозяйстве. Государственное вмешательство вэкономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно [20,c.153].
Неоклассическаяконцепция рынка труда объясняет функционирование рынка труда несколько иначе,чем классики. В соответствии с неоклассической концепцией рынок труда действуетна основе ценового равновесия, а главным регулятором рынка труда выступает ценарабочей силы. Маршалл утверждает, что безработица является добровольной, апричину безработицы усматривает в отказе работников трудиться за меньшуюзаработную плату. Спрос и предложение ресурсов труда обеспечиваютсярегулированием цены труда, позволяющим достигать равновесного состояния спросаи предложения, цена труда гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы.Неоклассики отрицательно относятся к установлению государством минимальнойзаработной платы, к профсоюзам, они трактуют это как «несовершенство» рынка[16,c.279-280].
Кейнсианскаяконцепция рынка труда исходит из того, что решение проблем рынка труда нужноискать не на стороне предложения, а на стороне эффективного спроса. По Кейнсу,уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который складываетсяиз ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций. Решающимфактором увеличения занятости, по Кейнсу, является повышение нормы накопления.Рынок труда находится в состоянии перманентного неравновесия, поэтому несуществует механизма, который бы обеспечивал полную занятость. Полная занятостьявляется случайной, но не закономерной. Государство выступает основнымстимулятором роста занятости населения посредством увеличения либо уменьшениясовокупного спроса, что предотвратит неравновесное состояние рынка труда. Кейнсотрицает возможность влияния на рынок труда посредством изменения процентнойставки и эластичности соотношения цен и заработной платы. Цена рабочей силы —жестко фиксированная величина и в сущности не изменяется, в частности в сторонупонижения, а цена труда не выступает регулятором рынка труда. Спрос на рабочуюсилу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупнымспросом либо объемом выпуска продукции [12,c.57-59].
Монетаристскаяконцепция рынка труда исходит из того, что рыночная экономика характеризуетсяустойчивостью и способна к саморегулированию. М. Фридмен утверждает, чтообеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. Сцелью установления равновесия на рынке труда он предлагает использовать учетнуюставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков насчетах Центрального банка. Он выступает против установления государствомминимальной заработной платы, укрепления позиций профсоюзов. Отсутствиеинформации о наличии вакантных рабочих мест и безработных рассматривает какотрицательные факторы рынка труда. Фридмен считает, что в любой моментсуществует определенный уровень безработицы, который он именует «естественнойнормой безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в короткомпериоде времени. Поэтому проблемы рынка труда — это проблемы борьбы сотклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы [22,c.71-74].
Современнаяэкономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупаетсяименно труд, что заработная плата есть плата за него (называется это оплатойтруда) [26,c.49].
Рыноктруда имеет ряд особенностей:
1) неотделимостьправа собственности на товар – труд – от его владельца;
2) значительнаяпродолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынкетруда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3) действиенеденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе,перспективы профессионального роста);
4) наличиебольшого числа структур, к которым относятся система трудовогозаконодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственныепрограммы в области труда и занятости и т.д.;
5) высокаястепень индивидуальности сделок.
Главнымисоставными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающеевсю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики внаемной рабочей силе. Они составляют совокупный спрос труда.
Текущийрынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочейсилы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он включает следующиеэлементы:
·открытыйрынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищетработу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантныерабочие места во всех секторах экономики;
·скрытыйрынок труда — лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время всвязи с сокращением производства или изменением его структуры могут бытьвысвобождены.
Элементырынка труда.
Косновным элементам рынка труда относятся: субъекты рынка труда; правовыеаспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктурарынка; служба занятости населения; инфраструктура рынка труда; системасоциальной защиты и др.
Главнымисубъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель- наниматель,который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости отузаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия,акционерные общества, общественные организации, частные предприятия,хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальныенаниматели и т.п.).
Наемныеработники — это свободные трудоспособные граждане, для которыхработа по найму является главным источником средств существования и индивидуальноговоспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность взависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и рядасоциально приобретенных качеств — ответственности, исполнительности,дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.
Важнымусловием реального функционирования рынка труда является адекватное поведениена нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемныхработников [2,c.112-123].
Отношенияна рынке труда складываются из трех основных компонентов:
·отношениймежду наемными работниками и работодателями;
·отношениямежду субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциацииработодателей, службы занятости);
·отношениямежду субъектами рынка труда и государством.
Основныефункции рынка труда:
·организациявстречи работодателей и наемных работников;
·обеспечениеконкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и между наемнымиработниками;
·установлениеравновесных ставок заработной платы;
·содействиерешению вопросов занятости населения;
·осуществлениесоциальной поддержки безработных.
Взависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типаконъюнктуры рынка труда:
1)трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток в предложении труда;
2)трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных исоответственно избыток предложения труда;
3)равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.
Конъюнктурарынка труда зависит от состояния экономики; отраслевой структуры хозяйства,уровня развития технической базы; благосостояния; развития рынков товаров,услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктур. На конъюнктуруоказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические,экономические и др. факторы.
Свободанайма и увольнения работников является основой конкурентоспособности. Поэтомуважным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличиемножества работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой — свободаконкуренции между работниками за наиболее привлекательные рабочие места.
Конкуренцияпредставляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцовна рынке труда и возможность для них свободно входить и выходить с рынка труда.Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.
Дляполноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура.Его составляют государственные учреждения, негосударственные структурысодействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественныеорганизации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействиемежду спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призванарегулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочейсилы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, защиты правработодателя и наемных работников на рынке труда [11,c.563-571].
Сегментырынка труда.
Подсегментацией рынка труда обычно понимают его разбивку на отдельные группы — сегменты — на основе различий в нуждах, характеристиках или поведенииработников Объектами сегментации на рынке труда выступают работодатели инаемные работники.
Спозиций качества рабочих мест рынок труда можно представить в виде двухосновных сегментов: первичный рынок (квалифицированные рабочие места) ивторичный рынок (неквалифицированные).
Первичныйрынок труда — это рынок, для которого характерны стабильныйуровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможностьпрофессионального продвижения, профессиональные технологии, система управленияи т.п. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженерно-техническиеработники, рабочие высокой квалификации.
Вторичномурынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильнаязанятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессиональногопродвижения, роста квалификации.
Причинамиразделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономическойэффективности производства; социальной эффективности труда и производства.
Сегментациярынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки.Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченныхрамками одного предприятия. Внешний рынок труда – это системасоциально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками вмасштабе страны, региона, отрасли.
Открытыйрынок рабочей силы охватывает все трудоспособное население, фактически ищущееработу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, всевакантные рабочие места и должности, а также ученические места вгосударственном и негосударственном секторах.
Официальноорганизованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированныев Государственной службе занятости, и ученические места в системе формальногопрофобразования.
Неофициальныйрынок труда представляет ту часть спроса на труд, учебные места дляприобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охваченыуслугами государственных органов трудоустройства и учебных структур формальногообразования.
Скрытыйрынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие вближайшей перспективе высокую долю вероятности потерять работу.
Важнейшийэтаппрогнозирования рынка труда — сопоставление названных показателей. На этой основеможно оценить фактическую и ожидаемую ситуацию на рынке труда, установить недостатокили избыток рабочей силы, а затем разработать систему мер по совершенствованию региональнойзанятости [25,c.236-243].
1.2Причины безработицы, понятие, классификация, последствия
рынок труд безработица государственный
Частопричины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда илинеблагоприятными изменениями на этом рынке.
А.Маршалл объяснял причину безработицы высоким уровнем заработной платы [16,c.287].
ПоКейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости совершенноопределенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объемэффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и,следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к ростубезработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства вформировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов,прежде всего – на инвестиционные товары [12,c.68-70].
Ф.Хайексчитал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полнойзанятости, которую мы проводили в течение последних двадцати пяти лет». Ростгосударственных расходов, по мнению Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции,которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейсябезработицы. Выход из этого прекратить инфляционную политику полной занятости. Этоприведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даствозможность обеспечения высокого и стабильного уровня занятости [23,c.93-96].
М.Фридменвыдвинул концепцию «естественной» безработицы. К которой он относит такназываемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватываетработников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поискахболее высокого заработка или работы с большей престижностью, болееблагоприятными условиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью сменыместа жительства [22,c.104].
Концепция«естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в томчисле и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицывыше естественного уровня, — недостаточность совокупного спроса илирегулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизмформирования занятости и заработной платы на рынке труда [25,c.459].
Безработица– неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем«естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынкатруда.
Нодо сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зренияобъяснения причин безработицы и занятости.
Всеэти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер идинамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночныепропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишьотражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложениемрабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Этипропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рыноклишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества[4,c.484-490].
Понятиебезработицы
Безработицаопределяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющихработы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемыйпериод.
Безработица- неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработныхзначительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Умереннаябезработица является источником для экономического роста, т.к. представляетсобой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать припоследующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулыпредпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшиморганизатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умереннаябезработица считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Уровеньбезработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общейчисленности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятыеработники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномернораспределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные,половые, национальные и иные различия [3,c.124-130].
Классификациябезработицы
Врыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, котораявыражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен.
Безработицаозначает неспособность найти работу. В связи с различной продолжительностьюпериода незанятости выделяют 3 типа безработицы.
1.Фрикционная безработица. Означает краткие периоды незанятости, необходимые дляпоиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периодыявляются добровольными.
Этоттип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи спереходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираютсявскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером(сельское хозяйство, строительство).
2.Структурная безработица. Ситуации, при которой работник пребывает в состояниинезанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурнымисдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторыхкатегорий рабочей силы.
Безработицафрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и внеблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называетсяестественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуациимакроэкономического равновесия.
3.Циклическая безработица. Это безработица, вызванная циклическим сжатиемпроизводства. Разность между фактической величиной нормы безработицы ивеличиной естественной нормы называется циклической безработицей. Развитиециклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня надестественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставаниифактического объема ВНП от его потенциальной величины. Его размер рассчитываетсяна основе закона Оукена.
ЗаконОукена — экономический закон наличия обратной зависимости между уровнембезработицы, превышающим естественный, и величиной валового национальногопродукта страны:
ü каждые2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращаетуровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;
ü каждые2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнениюс естественным уровнем безработицы.
Рабочаясила = Занятые + Безработные.
/>
/>
Последствиябезработицы.
•Уменьшая объемы ВВП, безработица приводит к сокращению налогов, уплачиваемыхюридическими и физическими лицами государству.
•Еще одним важным негативным последствием безработицы является устареваниезнаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.
•Кроме экономических, безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.Безработица приводит к потери уверенности и уважения к себе. Она означаетбездеятельность и может повлечь деградацию личности: пьянство, наркоманию,совершение противоправных действий. Безработная молодежь является именно темисточником, откуда криминальные круги черпают свои кадры. Безработица приводитк разрушению семейных отношений, распаду семей, и, соответственно, ухудшениюдемографической ситуации. Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшениюздоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработныхчасто не хватает денег. Безработные чаще кончают жизнь самоубийством.
Еслибезработица превысит социально допустимый уровень, возможно серьезноеобострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв [5,c.405-407].
Глава2. Рынок труда в современной России
2.1Структура рынка труда
Рыноктруда в России на протяжении последних лет стабильно рос вместе с ростомэкономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей,военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось напотреблении, немалая доля которого пришлась на покупки в кредит — покупалиськвартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породилрост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однакофинансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россиюосенью 2008 года, изменил все.
Еслиеще полгода назад спрос на многие специальности на российском рынке трудамногократно превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманиватьдруг у друга даже не очень опытных и квалифицированных специалистов, то 2009год расставил все на свои места. Сокращения персонала, которые начались вфинансовом и банковском секторе, а также в строительстве, в текущем годупродолжатся повсеместно. Многое скоро изменится. Хорошо это или плохо? Ктопострадает, а кто, напротив, окажется в привилегированном положении?
Кризисизменил структуру рынка труда в России. Профессия строителя или банкира, стольпопулярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 года, уже не так привлекаетвчерашних выпускников ВУЗов и абитуриентов. Можно сделать предположение, чтосамые пострадавшие отрасли российской экономики потеряют былую популярность нарынке труда.
Безработныеменеджеры задумались о госслужбе. Действительно, работа чиновника в 2009 годуможет для многих стать неплохим шансом показать себя и сделать карьеру. Какизвестно, на первом этапе экономического кризиса увольняют лишних, неэффективныхсотрудников. Далее идет черед и хороших профессионалов, чья деятельностьнаиболее пострадала от изменений в экономике. Например, кредитные консультантымассово теряют работу, поскольку масштабный спад в розничном кредитованиизаставляет банки сворачивать свои программы.
Многиенадеются переждать тяжелые кризисные времена в науке. Кто-то идет преподаватьсам, кто-то, напротив, готовится к повышению квалификации в России или зарубежом. Кризис, как показала практика, хороший повод углубить свои знания,написав кандидатскую или докторскую диссертацию, или получить бизнес-образование.С рынка труда на время исчезают профессионалы, готовые использовать вынужденныйперерыв в карьере с пользой [9,c.31-33].
Особенностироссийского рынка труда
Еслив первой половине 2008 года зарплаты топ-менеджеров часто превышали 3-4миллиона долларов США, то уже осенью эти цифры существенно уменьшились. Снижаютсязарплаты у менеджеров среднего звена и специалистов. Возрастает динамикапросроченной задолженности по заработной плате (Приложение А).
Традиционнов периоды кризисов, рынок труда России, в отличие от западных стран,демонстрирует интересную особенность. Так было во время кризиса 1998 года, такпроизошло и в 2009 году. Вместо повсеместного сокращения персонала, российскиекомпании сокращают заработные платы сотрудников. Таким образом, удаетсясохранить рабочие места и специалистов, а также избежать серьезных потрясений всоциальной сфере.
ПравительствоРоссии уже заявило, что будет всячески препятствовать массовым увольнениям. Втакой ситуации бизнесу остается пойти по традиционному пути, особенно крупнымпредприятиям городского и районного масштаба.
Темне менее, с ноября 2008 года в России уволено по сокращению штатов 53 000человек (данные вице-премьера России Александра Жукова). Эти данные получены врезультате мониторинга, в котором участвует 10 000 предприятий. Реальное числопострадавших от кризиса, конечно, намного больше, ведь более 90% работниковуходят “по соглашению сторон”. Тенденция к увеличению числа безработныхсохраняется. По данным Pynes Group, сильнее всего пострадали работникифинансовой, страховой и строительной отрасли: сокращения уже осуществили 46%компаний. В целом же в декабре 32% российских компаний сократили персонал.Ожидается, что пик кризиса придется на первый квартал 2009 года. Если прогнозыэкспертов оправдаются, то сокращения в 2009 году продолжатся еще большимитемпами.
Конечнойцелью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включаясоциальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, сучетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дняи т.д.
2.2Особенности безработицы
Методыборьбы с безработицей в России
Приразработке федеральной и региональной программой обеспечения занятостинаселения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом изнеоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можнои нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические инравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населенияработой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, нои об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплатупособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
Обеспечениезанятости и массовая безработица находятся под контролем государства.Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чемналадить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов позарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходовпо основному месту работы замещается государственными компенсациями:социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по местужительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернутькак социально незащищенным. Для обеспечения свободы труда необходимоокончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучетакадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемныхработников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди нихпринципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условиятруда, механизмы социального страхования экономических рисков потеритрудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовыхконфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрномсекторе, малом предпринимательстве.
Помере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции сповышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того,необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализациейпрограмм реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерврабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего,следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций воптимальном соотношении, что является условием социально — экономическойсбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическаяоснова для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективнойзанятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы,понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становитсявозможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной кглубинным рыночным трансформациям в экономике социально — трудовой сферы [7,c.29-31].
Согласноопросу российская молодежь больше всего желает работать в «Газпроме»
Службав государственной структуре или полугосударственной компании манит молодыхроссийских карьеристов больше, чем работа в частных фирмах, пусть даже смировым именем.
Госструктурыи монополии доминируют в списке наиболее привлекательных работодателей дляспециалистов в возрасте до 26 лет. Полностью и частично государственныеструктуры заняли 7 из первых 10 мест в рейтинге привлекательности работодателейдля молодых россиян. Самыми желаемыми организациями для трудоустройства имвидятся «Газпром» (21%), администрация президента (11%), «Сбербанк»(9%),нефтяной холдинг «Лукойл» (9%), «Роснефть» (8%) и МВД (8%).
— 30 самых интересных для молодежи мест работы: «Газпром» 21%; Администрацияпрезидента 11%; «Лукойл» 9%; Сбербанк 9%; «Роснефть» 8%; МВД 8%; Газпромбанк 7%;РЖД 7%; Microsoft 6%; Toyota motors 6%; Nokia 5%;
Мэриявашего города 5%; Adidas 4%; Первый канал телевидения 4%; ВТБ 4%;
«Евросеть»3%; РАО «ЕЭС России» 3%; «Мегафон» 3%; Apple 2%; МТС 2%;
Intel2%; «Яндекс» 2%; Google 2%; Samsung 1%; IBM 1%; Pepsi 1%; «СТС Медиа» 1%; Procter&Gamble1%; Coca-Сola 1%; «ВымпелКом» (»Билайн») 1%.
Молодежьв государственных компаниях в первую очередь привлекает стабильность, которойтак не хватает в кризисных условиях. В то время как частные компании проводятмасштабные сокращения, госпредприятия заявляют об увеличении зарплат и набореновых специалистов.
Такимобразом, поколение нынешних 40-летних, которое когда-то первым познало прелестьи престиж работы в частных структурах, не смогло передать эти ценности своимдетям. Профессиональные приоритеты молодых оказались ближе их бабушкам идедушкам, строившим свою карьеру в СССР.
Заполгода, прошедшие с начала кризиса, приоритеты в трудоустройстве молодыхроссиян существенно изменились. Главная перемена – рост интереса к работе вгосударственных и окологосударственных организациях и компаниях, а также всамих органах власти. Место в мэрии родного города оказалось привлекательнееработы в таких «монстрах» рынка труда, как Apple, Intel или IBM, работа вструктурах МВД и администрации президента – в разы перспективнее трудоустройствав Microsoft или Adidas, а ведущие коммерческие банки оказались в тени«Сбербанка».
Почемуже госструктуры вышли на лидирующие позиции? Социологи считают, что всему винойэкономический кризис, сильнее всего ударивший именно по частному сектору.Бюджетные структуры рассматриваются сегодня молодыми как места стабильности.Антикризисные бюджетные деньги направляются в первую очередь на помощьгоспредприятиям, поэтому молодой специалист может не опасаться за свое местокак минимум год.
Умолодых специалистов совсем другое, чем у представителей среднего возраста,отношение к чиновникам и чиновничеству как классу
Интересмолодежи и государства носит взаимный характер. Молодые специалистыформировались уже в рыночных условиях, и их свежий взгляд очень полезенпостсоветской бюрократии в условиях кризиса. Например, уже создана президентскаяпрограмма по созданию кадрового резерва. В его первую тысячу уже вошлиизвестные бизнесмены, представители поколения 40-летних, например, глава«ВымпелКома» Александр Изосимов. Чтобы не было разрыва поколений, государствутребуется дальнейший найм молодых специалистов.
ВРоссии нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровнябезработицы (Приложение Б). Таким образом, низкий уровень безработицы в большеймере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низкимпособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработныхи низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило,низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступлениеквалифицированной рабочей силы на рынок труда.
2.3Регулирование рынка труда
Законодательноерегулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии сЗаконом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий побезработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
Всоответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрированбезработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможностипредложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, неимеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки илиоплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
Вслучае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-заотсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложенопройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлениюслужбы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложеноучастие в общественных работах на добровольной основе.
Решениео признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этомбезработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантовработы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантовпрофессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработицепринимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданинабезработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости откатегорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
•уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемуюработу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособиевыплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка запоследние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, вдальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработнойплаты, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платыв данной республике, крае или области;
•уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальнойзаработной платы;
•гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие побезработице выплачивается только в размере установленной законодательствомминимальной заработной платы.
Продолжительностьпериода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцатикалендарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается вслучаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки,повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения емупенсии.
Государственноерегулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерацииосуществляет Министерство труда и социального развития России, а также егоорганы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомстворазрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда,развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения иразрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовкикадров.
Большинствоэкономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынкетруда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств:стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, созданияэффективной системы переподготовки кадров.
Эффективнофункционирующий рынок рабочей силы требует соблюдения ряда условий, вчастности: продолжения приватизации и равенства форм собственности; реальной, ане формальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочейсилы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму,переквалификации и материальной помощи безработным.
Являетсяли высокая мобильность рабочей силы показателем динамики рынка труда? С учетомэкономического положения большинство исследователей дают отрицательный ответ наэтот вопрос. В условиях, когда экономика не создает новых рабочих мест,мобильность рабочей силы отражает существенную ”хаотичность” рынка труда.Рабочая сила не переходит с менее производительных рабочих мест на болеепроизводительные. Результаты недавних исследований позволяют предположить, чтоэто в большей степени объясняется отсутствием реструктуризации. Наличие крупныхнереструктуризированных производственных предприятий продолжает сдерживать ростновых небольших и средних предприятий, препятствует созданию рабочих мест.
Побольшому счету, применение к России термина ”гибкий рынок труда” неправомерно.Отечественный рынок труда качественно не соответствует параметрам рынков трударазвитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов вцелях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашейстране является отражением падения доходов от заработной платы и снижениявозможностей для производительной занятости в реальном секторе, а такжерасширения системы неформальной самостоятельной занятости.
Современноеположение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезнымпрепятствием для долгосрочного экономического роста.
Системасоциальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо настимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо назащиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном онаограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле,т.е. охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться спроблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.
Вотличие от нас страны Восточной и Центральной Европы провели относительносерьезную реструктуризацию занятости в связи с падением объемов производства.Первоначальная реструктуризация, отражающая сокращение рабочей силы, былагораздо масштабнее, что выразилось в большем количестве закрытых рабочих мест иболее высоком уровне явной безработицы. В целях содействия процессуреструктуризации и сокращения рабочей силы использовались мощные системысоциальной защиты. В странах, которые можно отнести к числу лидеров реформ,возобновился рост объема производства и повысился уровень реальной заработнойплаты. В Словении, Польше и Эстонии увеличились темпы создания и снизилисьтемпы закрытия рабочих мест. Как и в странах-членах ОЭСР, эти два процессасейчас идут примерно с одинаковой скоростью.
Россиюнеобходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнемзаработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест,подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.
Сточки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этойполитики:
· формированиединамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочихмест на новых предприятиях;
· регулированиерынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовыхдоговоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного,коллективного и рыночного регулирования);
· системасоциальной защиты работников (страхование от безработицы и другие мерыподдержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда;разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).
Каковыпути повышения эффективности отечественного рынка труда? Помимо оздоровленияэкономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это прежде всего более активнаягосударственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в областидоходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда былаориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальнуюподдержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернутьгосударственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетнымнаправлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.
Насталовремя выработать концепцию и программу государственного регулирования в областизанятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международноймиграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать как минимум пятьосновных подпрограмм:
ü стимулированиероста занятости в приоритетных отраслях экономики;
ü созданиеобщественных работ для безработных;
ü содействиенайму;
ü социальнаяподдержка безработных;
ü регулированиемеждународной миграции кадров.
Приэтом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном спомощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключениемпредпринимательских структур, а не административных мер.
Заключение
Вданной работе я попыталась дать анализ теоретического, так и практическогоаспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рыноктруда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробнорассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всеговышесказанного, можно сделать некоторые выводы, исходя из рассмотренныхвопросов.
Итак,рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектамипредложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие поповоду купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает влияние состороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающиеинтересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы какработников, так и работодателей посредством специализированных организаций изаконодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательскиеобъединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Такженельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуациюна нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке трудав целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляетсядифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может бытьнеобходимость коренного преобразования существующей системы подготовки ипереподготовки кадров, которая входит в состав потенциального рынка труда.Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности сдругими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Внашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активнымвмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальнойэкономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налоговогозаконодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой»сектор. Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда,нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальнойжизни общества.
Библиографическийсписок
1. БеляеваМ. Г. Каксделать цивилизованным российский рынок труда // ЭКО. 2007. N 3. 123-131 c.
2. БоровикВ. С. Занятостьнаселения: учеб. пособие для вузов / В. С. Боровик Е. Е. Ермакова В. А.Похвощев. Ростов Н/Д: Феникс, 2001. 318 с.
3. БункинаМ. К. Макроэкономика:учебник / М. К. Бункина, А. М. Семенов. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело иСервис, 2003. 543 с.
4. ВидяпинВ.И, Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия)/ В.И. Видяпин, Г.П.Журавлева. М.: ИНФРА – М. 2004. 640с.
5. ВинокуровМ. А, Горелов Н. А. Экономика труда: учебник / М. А. Винокуров, Н. А. Горелов.СПб.: Питер, 2004. — 655 с.
6. ВладимироваЛ. П. Экономикатруда: учеб. пособие для вузов / Л. П. Владимирова. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Дашков и К, 2002. 300 с.
7. Глобальнаябезработица остается на беспрецендентно высоком уровне,несмотря на значительный экономический рост // Человек и труд. 2008. N 3. 29-31c.
8. ЕфимоваМ. Р. Социальнаястатистика: учеб. пособие / М. Р. Ефимова, С. Г. Бычкова. М.: Финансы истатистика, 2009. — 559 с.
9. ЖасимовМ.Как сбалансировать спрос и предложение специалистов// Человек и труд. 2009. N 3. 31-33 c.
10. ИвановЮ. Н. Экономическая статистика: учебник / Ред. Ю. Н. Иванов. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 479 с.
11. ИохинВ. Я.Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. М.:Экономистъ, 2004. 861 с.
12. КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Дж. М. Кейнс. М.: Прогресс.1978. 496с.
13. КорняковВ. О воспроизводстве новых рабочих мест // Экономист.2008. N 7. 55-62 c.
14. КучинаЕ. В.Миграция как фактор повышения производительноститруда // ЭКО. 2008. N 10. 148-161 c.
15. МарксК. Капитал// К. Маркс, Ф.Энгельс// соч. 2-е издание. Т1. 510с.
16. МаршаллА. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 416
17. ПаршинаВ. С. Спецификаподготовки отраслевых специалистов // Экономика железных дорог. 2008. N 4.71-80 c.
18. ПоповА. Д.Регистрируемая безработица: гендерный аспект //Вопросы статистики. 2007. N 9. 62-67 c.
19. ПостниковС.Л. Мироваяэкономика и экономическое положение России: сборник статистических материалов /С. Л. Постников, С. А. Попов. М.: Финансы и статистика, 2001. 223 с.
20. РикардоД. Начало политической экономии и налогового обложения //Соч. Т. 1. 360 с.
21. СелищевА. С.Макроэкономика: учебник для вузов / А. С. Селищев.СПб.: Питер, 2000. 439 с.
22. ФридменМ. «Роль денежной политики» / Количественная теория денег. М.: Эльер Пресс,1996. 181 с.
23. ХайекФ. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости,1992. 302 с.
24. ХарченкоК. Студент на рынке труда: представления и жизненныереалии // Высшее образование в России. 2008. N 9. 83-88 c.
25. ШлендерП.Э, Кокин Ю.П.Экономика труда: учебник для вузов / П. Э. Шлендер, Ю. П. Кокин.М.: Юристъ, 2002. 588 с.
26. ШпалтаковВ. П. Макроэкономика: учеб. пособие / В. П. Шпалтаков. Омск: ОМГУПС, 1999. 79с.
Приложения
ПриложениеА
Динамикапросроченной задолженности по заработной плате [19,c.127].
/>
ПриложениеБ
Уровеньбезработицы в РФ% [8,c.156].
/>