ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ И СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА
1.1 РЫНОК И ЕГОЗНАЧЕНИЕ
1.2 СИСТЕМА РЫНКОВ
1.3 СУЩНОСТЬ,ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
1.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА В РОССИИ
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕФУНКЦИЙ РЫНКА
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ РЫНКА
2.2 ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Рынок — это совокупность сделоккупли и продажи товаров. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда,например, покупает продукты в магазине. Из этого определения видно, чтоэлементарной составляющей — своего рода «клеточкой» — рынка является сделкакупли-продажи товара. Во второй половине XX столетия нормальный рынок — тот,который базируется на совокупности определенных институтов. В систему рыночныхинститутов входит, во-первых, правовая система. Во-вторых, в систему рыночныхинститутов входят органы государственного контроля и регулирования. В-третьих,к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей,предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степеньорганизованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.Наконец, в систему рассматриваемых нами, институтов включается особая рыночнаяинфраструктура — совокупность предприятий, учреждений и организации, которыесвязывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность изавершенность. В эту инфраструктуру входят торговые предприятия, товарные и фондовыебиржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынкаимеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских ипроизводственных) и услуг имеются специализированные организации: товарныебиржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании,занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и т.д. На протяжении всейистории существования рынка функции ему присуща тенденция к экспансии — территориальномурасширению и увеличению сфер влияния. Эта тенденция является закономернымследствием роста производства товаров, углубления разделения труда, подъемаблагосостояния населения, а также совершенствования средств транспорта и связи.Данная тенденция привела к образованию трех зон рыночного экономическогопространства. Различают местный, национальный и мировой рынок. Местный рынок —стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села,города. На доиндустриальной стадии производства местные рынки существовали вокружении преобладавшего натурального хозяйства. Из-за недостаточно развитогоотраслевого и территориального разделения труда, слабого функционирования товарногопроизводства локальные рынки реализовывали сравнительно небольшой традиционныйнабор продуктов. Национальный (внутренний для страны) рынок образовался наиндустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарнымпроизводством появились такие транспортные средства, которые соответствовалиновым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь иреклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионахстраны. В итоге местные рынки стали органическими составными частямивнутреннего рынка государства. Товары, выпускаемые в массовом масштабе в одномгороде, стали продаваться зачастую во всех регионах страны. В результатемощного развития крупного машинного производства, появления крупного акционерногокапитала, углубления международного разделения труда и появления современныхсредств транспорта и связи получил развитие мировой рынок. Сейчас жители,скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих другихстранах. Мировой рынок уже давно снабжает все государства таким сырьем, какнефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связипозволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частяхземного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностраннуювалюту без того, чтобы контрагенты лично встречались друг с другом.Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен натовары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельностиподавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран. В даннойкурсовой работе мы остановимся на рассмотрении рынка и его функций.
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ И СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА
1.1 Рынок и егозначение
Роль и функции рынкаможно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы.Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двухотносительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и б) рынка.Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратныхсвязей[1].
Исходное звено общейсистемы — товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок понескольким направлениям:
а) в сфере производствапостоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятсяобъектами рыночных сделок;
б) одновременно сизготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарногохозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;
в) в силу общественногоразделения труда, на котором основывается товарное производство, создаетсянеобходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынококазывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров.Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Одна функция состоит втом, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно,производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активногообмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служитьпотреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребностилюдей.
Другая функция рынказаключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечныхрезультатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственновыявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют не только количество,но и качество товаров.
Законодательствоподдерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношенииколичества и качества реализуемого товара.
Наконец, важная функциярынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществленияэкономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей(потребителей). [2]
Описанные здесь функциирынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования, вдоиндустриальную эпоху. Тогда сам рынок был в неразвитом — в слитном,нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарногопроизводства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количествопродуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.
1.2 Система рынков
Сейчас в высокоразвитыхстранах реально существует система рынков — единая совокупность множестварынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательново второй половине нынешнего столетия под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условияхиндустриального и постиндустриального производства многократно расширилосьрыночное пространство в результате:
—масштабногопреобразования натурального производства в товарное;
—распространения отношенийкупли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;
—быстрого развития сферыплатных услуг, а также оплачиваемых духовных благ;
—превращения конечныхрезультатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок)в товарный продукт.
Во-вторых, современноепроизводство создает в массовых количествах огромный спектр полезных благ, удовлетворяющихпотребности всесторонне развитого человека. Реализация таких вещей не можетпроисходить на каком-то одном рынке.
В-третьих, углубившееся вXX в. общественноеразделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночнуюсферу. В ней возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителейсамых разнообразных товаров и услуг.
В-четвертых, в XX в. активно развивалисьакционерные общества и кредитные отношения. Поэтому объектом массовойкупли-продажи стали акции, облигации, другие долговые обязательства наспециализированном рынке ценных бумаг.
Наконец, интенсивный ростмеждународных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранныхвалют.
Следовательно, мы неможем представить себе современное товарное производство без многозвенногоразделения труда. Столь же немыслима нынешняя сфера обращения без свойственнойей системы разделения труда. В данной сфере проявляются крупные видыдифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями илисферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых предприятий)разделение труда.
В современной системерынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночнойдеятельности:
— рынок потребительскихпродуктов (онподразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные инепродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);
—рынок средствпроизводства (здесьприобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортныесредства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
—рынок услуг (сюда входятмногообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые истраховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иныеуслуги);
— рынок труда (дляработодателей и наемных работников);
—рынок научных иопытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых длятехнологического освоения в производстве);
—рынок ссудных капиталов (сфера купли и продаживременно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
—рынок ценных бумаг (акций, облигаций идругих ценных документов, приносящих доход);
—рынок валют (национальные имеждународные учреждения, через которые осуществляется покупка, продажа, обмениностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
—рынок духовных благ (область платнойреализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художникови др.).
С образованием такогошироко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активнаяэкономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексомнеобходимых субъективных, материальных и финансовых условий развития. Теперьуже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость отспециализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйствополучило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще существование изначение товарного производства. Так подчеркивается то новое состояние экономическогоорганизма, когда все его «клеточки» испытывают воздействие рыночных отношений.Как осуществляется такое воздействие, зависит от типов взаимодействия агентоврынка.
1.3 Сущность,происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка
Впервые термин инфрастуктурабыл использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений,обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Онпроизошел от латинских слов «infra» — ниже, под; «struktura» — строение,расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовкиэтого понятия.
Одна группа авторовопределяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функциюинфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживаниипроизводства и населения.
Другие понимают подинфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ееназначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельностиосновного производства.
Известна и такая точказрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальноебогатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимыематериально-технические условия для успешного функционирования предприятийпромышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечитьбеспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. наЗападе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающихнормальное функционирование материального производства. В нашей экономическойлитературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.
Инфраструктура — этообязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Онапредставляет собой составную часть общего устройства экономической илиполитэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер иобеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политическойсистемы в целом[3].
Процесс формированияинфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественногопроизводства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественномразделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупноеобщественное разделение труда, вызвав появление городов, объективноспособствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело кразвитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе —отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему роступродуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, чтов свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственнуюинфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговляи т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сферобслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования,здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которыхнаправлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельностии интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопросао производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производиткакой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементыэкономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикойна инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все болееобособляются от функций основного производства. Поэтому в определениипроизводственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции,состоящие в обеспечении производства.
Особенностьюхозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, чторезультат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо онпроявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д.Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более каквторостепенную сферу.
Новым видоминфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночногомеханизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированноговида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков,организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынкаобусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих егоцивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка —это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актыкупли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий,обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечениюнормального режима его функционирования[4].
Основными элементами инфраструктуры современногорынка являются:
1) биржи (товарные,сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки идругие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система икоммерческие банки;
4) эмиссионная система иэмиссионные банки;
5) система регулированиязанятости населения и центр государственного и негосударственного содействиязанятости (биржа труда);
6) информационныетехнологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система иналоговая инспекция;
8) система страхованиякоммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламныеагентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;
10) торговые палаты,другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловыхкругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающихпо найму;
13)коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего исреднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные(консалтинговые) компании;
17) общественные игосударственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зонысвободного предпринимательства[5].
Инфраструктура призванаобеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементыинфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функционирование рыночнойинфраструктуры имеет двойственный характер:
— с одной стороны, этообслуживание рыночных субъектов;
— с другой —воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, которыйнепосредственно участвует на рынке.
Функции инфраструктурырынка следующие:
— облегчение участникамрыночных отношений реализации их интересов;
— повышение оперативностии эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельныхсубъектов экономики и видов деятельности;
— организационноеоформление рыночных отношений;
— облегчение формюридического и экономического контроля, государственного и общественногорегулирования деловой практики;
— подготовка специалистовдля эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономикестраны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях,организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частейэкономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Кратко охарактеризуемнекоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономикипланового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями тоговремени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самогопредприятия, а по решению органов государственного планирования.
В наше время кредитныеучреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг,необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах впериод становления рыночной экономики.
Бурное развитие на рубежеXXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, атакже специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. Кпоследним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные ифинансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые неоказываются коммерческими банками.
Такая структура кредитнойсистемы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации)отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитнойсистемы развитых стран.
В консалтинговыхкомпанияхработают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. Поконтракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации поэкономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этихконсультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. ДляРоссии это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей малоопыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности[6].
Аудит — это комплекснаяревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценитьее возможности на рынке и в сфере бизнеса.
Такая проверка имеетхарактер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей,управленцев, руководителей фирмы).В настоящее время в России созданы«Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза — обязательное условиедля получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получениелицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценокзападных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Раньше в России ни одноучебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему.Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток —крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди.И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу иавторитет.
Существенное значение дляразвития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономическиезоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ.
Темпы занятости в этихзонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%[7].В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие«свободные экономические зоны»:
— зоны свободногопредпринимательства (ЗСП);
— зоны свободнойторговли;
— экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);
— производственные зоны врегионах;
— свободные порты;
— свободные банковскиезоны.
Все эти зонырассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранногокапитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдачаземель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в миренасчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитыхстранах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации(ТНК) Японии, США и Западной Европы.
Для привлеченияиностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствиехаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов,дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того,отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживаетразвитие свободных экономических зон России.
В советской экономическойлитературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постояннодействующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банкидля обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы,холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи иинформационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительноетолкование.
Говоря об организацииторговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и болееперспективных форм стоит выделить следующие: супермаркеты — магазинысамообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом; суперонтер— перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чащевсего вне города; конвиннепс онтор — небольшой магазин с ограниченным числом продуктоввысокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам); супертриадо —новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр среализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада,зона продажи товаров улучшенного качества; драгонтер — розничное предприятие свысокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные идебиторские карточки; магазин — дискаунт — магазин сниженных цен, реализуеттовары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др[8].
Широкое распространениеполучают розничные конгломераты — корпорации свободной фирмы, объединяющиенесколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли подединым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являютсямелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальныепотребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба можетслужить фирма Price club (Калифорния).
Классическаяинфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др.(рис. 1).
/>
Рис. 1. Основные элементыинфраструктуры рынка[9]
Товарные биржи, какправило, формируются по признакам однородности и родственности товарных групп(например, биржи зерна, нефти, хлопка). Они содействуют не только реализацииуже имеющихся товаров, но и организации сделок под будущие поставки продукции.Например, хозяйствам, занимающимся выращиванием хлопка или зерна, не хватаетсредств для нормального осуществления всего комплекса работ по выращиваниюурожая. В этом случае они могут обратиться на товарную биржу и получить кредитпод будущий урожай. Одновременно между заемщиками и кредиторами достигаетсясогласие относительно цены одной тонны зерна или хлопка[10].
Другим важнейшимэлементом рыночной инфраструктуры являются фондовые биржи — организации, гдесовершаются акты купли-продажи ценных бумаг: акций и облигаций иустанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены. Фондовая биржа в свою очередьобладает собственной инфраструктурой, состоящей из сети брокерских компаний,которые от имени и по поручению клиентов выполняют биржевые операции.
Фондовые биржи тесносвязаны с денежным рынком, на котором осуществляют свои операции банки.Денежный рынок устанавливает связи между фондовыми биржами и банками черезсистему сбережений и взаимосвязей курса акций (на фондовой бирже) и процентнойставки (в банковской системе). Процентная ставка — это тот процент, которыйбанки устанавливают на депозиты (вклады).
Банковская система — это часть кредитнойсистемы, которая включает в себя банки, страховые компании, пенсионные фонды,фонды профсоюзных и других организаций, обладающих правом коммерческойдеятельности. Это — совокупность учреждений и организаций, которая способнамобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найтисоответствующие формы их размещения в виде кредитов или капиталовложений.
Банки — ядро кредитнойсистемы. Банковская система, как правило, имеет двухъярусное строение. Первыйярус представлен центральным (государственным) банком, который несет всюполноту ответственности за состояние и совершенствование денежного хозяйства.Он призван, с одной стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционногоклимата и стимулирования кредитных отношений, с другой — не допускать развертыванияинфляционных процессов. Банки обладают целым набором инструментов (ставкамежбанковского кредита, резервы, операции на открытом рынке), чтобывоздействовать на поведение агентов денежного рынка, и прежде всего на коммерческиебанки.
Второй ярус представляюткоммерческие, инвестиционные, ипотечные (дают кредит под залог недвижимости),инновационные (кредитуют разработку и освоение технических новинок) банки.Необходимо отметить, что в современных условиях коммерческие банки существеннорасширили сферу своей деятельности, осуществляя самые разнообразные операции.
Таким образом, инфраструктурарынка — это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированиюотдельных рынков.
1.4Основные направления и проблемы формирования инфраструктуры рынка в России
Помимо определенныхбанковским законодательством видов кредитных организаций по содержанию своей деятельноститаковыми являются также создаваемые на основе других законодательных актовкредитные кооперативы, кредитные союзы, общества взаимного кредита, лизинговые,факторинговые, финансовые и другие организации, осуществляющие кредитныеоперации без лицензии Банка России.
Особенности кредитной системыРоссии в настоящее время заключаются в явном преобладании банков, количествокоторых составляло в 2006 г. около 1300, слабо диверсифицированной структуре(ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткостизаконодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных вбанковскую систему, и отсутствии единых подходов к надзору за их деятельностью.Так, число небанковских кредитных организаций, зарегистрированных БанкомРоссии, в 2003 г. не превышало 50. Появился заметный слой кооперативныхучреждений мелкого кредита, который насчитывает уже более 300 организаций.
Однако их размер иресурсы несопоставимы пока с коммерческими банками. В то же время создано значительноечисло других финансовых организаций, не входящих в кредитный сектор.
Так, количествонегосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет около 300, паевых инвестиционныхфондов и компаний — около 30, страховых компаний — около 150.
Эти организации всеактивнее конкурируют с банками и другими кредитными организациями запривлечение ресурсов, осваивают новые финансовые услуги, не являющиеся по формебанковскими, но аналогичные им по своему содержанию[11].
Специализированныекредитные организации являются необходимым элементом развитой инфраструктуры кредитногорынка.
К ним относятся различныефинансовые компании, не входящие в соответствии с российским законодательствомв банковскую систему России, но выполняющие некоторые кредитные функции.
Такие компании, какправило, осуществляют выбранный по некоторому критерию определенный, достаточноузкий круг операций или ориентированы на конкретные группы клиентов.
В последние входят лизинговые,факторинговые компании, а также компании, предоставляющие потребительскиекредиты физическим лицам на основе взаимосвязанных схем движения товарных иденежных потоков с предприятиями торговли.
В последние годы в Россиилизингу уделяется значительное внимание и не только со стороны независимыхэкспертов и средств массовой информации, но и, что очень показательно и важно,со стороны Правительства РФ. В результате рынок лизинговых услуг в стране динамичноразвивается.
Этому способствовалиизменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Так, былпринят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24.12.02)[12].
По различным оценкамобъем российского лизингового рынка в 2001 г. составил от 1,7 до 2 млрд. дол. Прирост инвестиций по лизингу по сравнению с 2000 г. оценивается в пределах 40—66%. Доля инвестиций по лизингу в основные производственные фондыпо расчетам специалистов колеблется от 2 до 4%.
По состоянию на начало 2006 г. в России было зарегистрировано около 2000 лизинговых компаний, но реально работали на рынкене более 200 из них.
В течение последних двухлет было создано большое количество новых лизинговых компаний с участием российскогои западного капиталов. На российский рынок пришли многие иностранныекомпании-нерезиденты.
Заинтересованностьгосударства в развитии лизингового рынка и привлечении инвестиций в Россиюпозитивно скажется на дальнейшей активизации рынка лизинговых услуг[13].
Одной из перспективныхпосреднических услуг в современных условиях становится факторинг, который представляетсобой комиссионно-посредническую деятельность, связанную с переуступкойфактор-фирме клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований(счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.Внедрение факторинга в российскую практику может также способствовать эффективномурешению ряда макроэкономических задач. Ликвидировать проблему неплатежей засчет добавления в экономику денежных средств и расширения вексельного обращенияневозможно, так как рост денежной массы в этом случае будет иметьнеблагоприятные инфляционные последствия. Развитие факторинга в России до сихпор не получило должного распространения; данную услугу на российском рынкенеобходимо рассматривать как финансовую инновацию. В настоящее времяполноценному развитию рынка факторинговых услуг препятствуют многие причины.Главной из них, сдерживающей широкое начало работы со стороны российскихкредитных организаций по обслуживанию дебиторских задолженностей покупателей,служит отсутствие ее четкой методологии. Итак, экономические предпосылки активногоразвития факторинга в России очевидны. В условиях современной российскойэкономики растущий спрос на новые источники финансирования со стороны реальногосектора ставит перед законодателями задачи по решению насущных вопросовнормативного регулирования факторинговой деятельности. Необходимо определитьосновополагающие правила для деятельности новых участников рыночных отношений.
Для расширениякредитования населения в настоящее время создаются финансовые компании,функционирующие при предприятиях торговли на основе взаимосвязанных схемдвижения товарных и денежных потоков.
В основном организуетсякредитование потребностей физических лиц по приобретению товаров длительногопользования. Благодаря созданию финансовой компании все участники схемысвязанного кредитования получают преимущества.
Сами финансовые компании,предлагая разнообразные схемы связанного кредитования, привлекают значительноечисло дополнительных клиентов (как покупателей, так и продавцов), расширяютсвои рынки и получают конкурентные преимущества.
Создание банковской системырыночного типа вызвало необходимость институциональной и функциональнойперестройки, формирования принципиально новой денежно-кредитной политики ифинансовых отношений между субъектами рынка[14].
За десятилетие произошлиосновополагающие изменения в отечественном банковском секторе: быласформирована двухуровневая банковская система, включающая Центральный банк РФ,широкую сеть коммерческих банков (с их филиалами и отделениями) и другиекредитные организации, в том числе филиалы и представительства иностранных банков.
В течение всего периодарадикальных реформ практически не выполнялась основная функция — трансформациясбережений в инвестиции; существовал отрыв от реальной экономики, вызванныйбазовыми деформациями хозяйственной системы; сохранились крайне ограниченныемасштабы краткосрочных кредитов и фактически отсутствовали долгосрочные кредитыреальному сектору экономики; длительное время наибольший объем в банковскихактивах занимали вложения в государственные ценные бумаги и иностранную валюту.Необходимость формирования рациональной экономической структуры требуетпродолжения преобразований.
Они должны бытьнаправлены на укрепление институционального фундамента, поддержку приоритетныхпроизводств и систем жизнеобеспечения населения, развитие финансовой сферы,широкое внедрение современных управленческих и информационных технологий вбанковские, страховые, инвестиционные и другие структуры. При этом важнозакрепить наметившиеся положительные тенденции путем концентрации ресурсов иизбирательной поддержки государством структурных изменений[15].
Еще одним фактором,препятствующим вложениям кредитных организаций в производство, является высокийуровень риска из-за недостаточных темпов структурных преобразований вэкономике.
Банковскуюреструктуризацию нельзя рассматривать как отдельно взятое явление, поскольку еедеятельность тесно связана с теми условиями, которые задает состояние реальногосектора экономики.
Отличительной чертойразвитой рыночной экономики является наличие сектора профессиональных услуг поэкономике и управлению, оказываемых предприятиям независимымиконсультационными, аудиторскими и тренинговыми (образовательными) фирмами. Так,в США в этой отрасли занято 700 тыс. человек. В России по данным Ассоциацииконсультантов по экономике и управлению действуют более двух тысяч подобныхфирм, в которых работают несколько десятков тысяч человек, и некоторое числоспециалистов консультируют на индивидуальной основе.
Оказание профессиональныхуслуг происходит не путем разовых консультаций, а преимущественной форме консультационных(консалтинговых) проектов, включающих следующие этапы: 1) диагностика, 2)разработка решений, 3) реализация решений, 4) оценка результатов. Субъектами,осуществляющими консультационные услуги, являются специальные фирмы и режеиндивидуальные консультанты[16].
Таким образом, обыденноедля отечественного менталитета восприятие понятия «консультант» как лица, времяот времени занимающегося дачей советов или экспертных оценок в дополнение ксвоей основной профессиональной деятельности, является неверным для развитойрыночной экономики и объясняется незначительным (до недавнего времени) уровнемразвития вышеописанной сферы услуг в России.
Консультирование поуправлению (менеджмент-консалтинг) — это наиболее широкая форма профессиональныхуслуг, так как она имеет своим объектом управление, а управление, в свою очередь,охватывает все сферы бизнеса.
В соответствии сопределением, данным Европейской федерацией ассоциаций консультантов поэкономике и управлению (ФЕАКО) «менеджмент-консалтинг заключается впредоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включаяопределения и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующихмер и помощи в их реализации».
Выделяют восемь основныхразновидностей услуг, входящих в менеджмент-консалтинг:
1) стратегические вопросыразвития: разработка и планирование общей стратегии развития, прогнозирование,организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности илисостава собственников, приобретение имущества, акций или паев,совершенствование организационной структуры;
2) финансовые вопросы:финансовое планирование и контроль, налоги, бухгалтерский учет, размещение нарынке акций или паев, кредит, страхование, оценка стоимости предприятий илиимущества;
3) управление кадрами:подбор сотрудников, контроль качества кадрового состава, система оплаты труда,повышение квалификации и обучение кадров, организация охраны труда имедицинского обслуживания, психологический климат в коллективе;
4) текущее управлениепроизводством и его обслуживанием: текущая организация и планирование производства,контроль качества продукции, материально-техническое снабжение, организацияремонта и капитальных вложений, технологические вопросы, организация НИОКР;
5) маркетинг и сбыт:формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков,поиск новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспективсбыта;
6) информационныетехнологии и системы: использование компьютеров и информационных систем вуправлении;
7) управление проектом:решение комплекса управленческих проблем, возникающих при создании какого-либонового объекта, подразделения, фирмы, выпуске нового товара и т.д.
8)экономико-экологические вопросы: исследование экологической обстановки,организация экологических служб и т. д[17].
Аудит означает ревизию,бухгалтерскую проверку. Выступая в качестве аудиторов, специалисты побухгалтерскому учету изучают и контролируют финансовую отчетность компании идают экспертную оценку относительно ее правильности, надежности и соответствияобщепринятым стандартам.
Существует различие междуаудиторской функцией и услугами по вопросам совершенствования бухгалтерскогоучета. В то время как консультирование по управлению в сфере бухгалтерскогоучета является услугой руководству фирмы, основная задача аудиторов — датьзаключение о финансовом положении проверяемой компании для внешнихнаблюдателей.
Специфика юридическогоконсультирования по сравнению с экономическим, которым занимаютсяменеджмент-консультанты, определяется различием профессий экономиста и юриста.Экономист консультирует в области того, что нужно делать для решения той илииной задачи (например, произвести тот или иной товар, выйти на такой-то рынок ит.д.), а юрист — в области того, что нельзя делать с точки зрениязаконодательства.
Таким образом,юридическое консультирование направлено на форму, а экономическое — насодержание деловых процессов.
За последние десятилетияобеспеченность и реализации информационно-компьютерными технологиями сталасерьезным фактором конкурентоспособности и успеха во всех областях бизнеса.Поэтому, несмотря на увеличение числа специалистов в области информационныхсистем и программистов на предприятиях, руководство компаний заинтересовано вполучении услуг от фирм, специализирующихся на подборе информационныхтехнологий и их использовании. Эти фирмы оказывают услуги по применению новыхинформационных технологий в менеджменте и приспособлению стандартных программ кпотребностям данного предприятия, выбору оборудования и интеграции вычислительныхсистем.
Главная задача маркетинга— обеспечение рынка для сбыта продукции фирмы, формирование спроса.Консультанты по маркетингу обеспечивают подготовку решений в области сбыта,рекламы, работы с торгово-посредническими фирмами, осуществляют исследованиерынка, дают рекомендации по производству новых товаров и их продвижению нарынок.
В развитой рыночнойэкономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство,а продажа продукции, поэтому маркетинг представляет собой важнейшую функциюпредприятия. В силу этого маркетинг является одной из наиболее обширныхобластей профессионального обеспечения бизнеса.
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕФУНКЦИЙ РЫНКА
2.1 Содержание функцийрынка
Функции рынкаопределяются стоящими перед ним задачами Рыночный механизм призван найти ответына три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняетряд функций (рис. 1)
/>
Рис. 1. Функции рынка[18]
Ценообразующая функция. Врезультате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спросана товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара ииздержки на его производство.
В отличие отадминистративно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит недо обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог,баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данногоблага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена ценаустанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемыхблаг.
Итак, ценообразующая (илиэквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменапродуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда напроизводство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты ирезультаты, выявляет ценность товара посредством определения не толькоколичества затраченного труда, но и с какой пользой.Информационнаяфункция. Цена, складывающаяся на каждомиз рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникамхозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены напродукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве,ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуюто недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособнымспросом.
Стихийно протекающиеоперации превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающийколоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственномупространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информацияпозволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственноеположение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчетыи действия.
Информационная функциядает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки накредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий иобрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные осостоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
Регулирующаяфункция. Она связанас воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего напроизводство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел,но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширениюпроизводства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация,предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшатькачество продукции.
Образно говоря, на рынкедействует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит:«Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследуетсобственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется кцели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственныеинтересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чемтогда, когда сознательно стремится служить им».
В то же время, являясьрегулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не всепроцессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется впериодических спадах, инфляции, безработице.
Итак, регулирующая функцияпредполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласованиепроизводства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированностьспроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность впроизводстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынокдает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить?На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит, чтопредприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследуетсобственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется кцели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственныеинтересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чемтогда, когда сознательно стремится служить им». Современный рынок регулируетсяне только «невидимой рукой», но и государством./>
Посредническая функция. Рынок выступает посредником междупроизводителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбораоптимального поставщику Продавец со своих позиций стремится найти и заключитьсделку наиболее устраивающим его покупателем.[19]
Таким образом, посредническаяфункция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей ипотребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможноопределить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическаясвязь между участниками общественного производства. Потребитель имеетвозможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболееподходящего покупателя.Санирующая функция. Рыночный механизм — это достаточно жесткая,в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор»среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции,рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. Инапротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результатеселекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимаетсяустойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт,средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбенередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрациипроизводства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. Ивсе же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы«естественный отбор» прекратился.
В России общее количествомалых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающихсуществование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна частьпредприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в средутеневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Итак, суть рыночныхотношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей иторговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособногоспроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности иконкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.Материальная основа рыночных отношений — движение товара и денег. Но так какрынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитиипревращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать спецификув формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всейэкономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы иразмеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка(ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить омосковском, российском, американском, японском и других рынках. Сущность рынка— в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение даннойкатегории и отражающих ее сущность.
К вышеуказанным функциямрынка можно добавить нижеследующие функции.
Интегрирующая функция —состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей),а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обменапродуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служитьпотреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рыноксодействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционныхпроцессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служитьважным аргументом в пользу заключения между республиками и регионамиэкономического соглашения по созданию условий для функционирования единогороссийского рынка.[20]
Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаровс наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулированиинаучно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства иэффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующейфункции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работникипредприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболеепопулярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате — падениеобъемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Контролирующая функциярынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Нарынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не толькоколичество, но и качество товаров и услуг.
Функция экономичностипредполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затратпокупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработнойплатой.
Функция реализацииинтересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов попринципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишьто, что тебе нужно...». Экономический интерес продавцов состоит в получениибольшего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшимизатратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другуполезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и егофункций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль —это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функциянепосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, котораяее осуществляет.
Роль рынка в общественномпроизводстве сводится к следующему:
1) выдавать сигналпроизводству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, спомощью «обратных» первичных связей;
2) уравновешивать спрос ипредложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцироватьтоваропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностьюна покрытие рыночного спроса;
4) «санитарная» рольрынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертываниюустаревших производств.
Такова сущность рынка. Нопроблема рынка гораздо сложнее.
Рынок — это не толькообщеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапамразвития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философскоепонятие, которое не ограничивается только экономической сферой, а включаетисторические, национальные, культурные, религиозные, психологическиеособенности развития народов.
2.2 Позитивные и негативные стороны рынка
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть, как положительные, так и отрицательные стороны.[21]
1. Позитивные стороны рынка — рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:
— Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
— Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
— Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
— Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
— Оптимальное использование достижений науки и техники;
— Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
— В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
— Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
— Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
— Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
— В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.
2. Негативные стороны рынка. Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
— Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
— Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
— Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
— Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
— Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
— Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;
— Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
— Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
— Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
— Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;
— Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;
— Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Государственноерегулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собойсистему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующегохарактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями иобщественными организациями в целях стабилизации и развития экономики,приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям.
С точки зрениявыполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:
— законотворчество —разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
— администрирование —создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
— информированиехозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении вбудущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, таки отдельных ее территориальных образований;
— регулированиедеятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
— контроль за текущейдеятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующегозаконодательства.
Некоторое представление омасштабах государственного регулирования экономики дает доля ВВП,перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды(государственный сектор экономики). Эта доля в середине 90-х годов в Японии иСША составляла от 35 до 40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде — около 50%,а в Швеции — свыше 60%. Однако, несмотря на заметные различия в отдельныхстранах в доле перераспределяемого государством ВВП, рынок в каждой из этихстран играет первостепенную роль, а государственное регулирование лишьдополняет рыночное саморегулирование.[22]
Роль государства в экономикестраны характеризует и такой показатель, как доля государственнойсобственности. Более высокая доля государственной собственности при прочихравных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике.Государство начинает принимать непосредственное участие в хозяйственных процессах,оно активно развивает инфраструктуру в военно-политических и экономическихцелях, строит морские и речные порты, каналы, линии телеграфной связи, участвуетсамо или поощряет частный капитал в строительстве железных дорог, военных заводови верфей, выдает военные заказы.
Строятся и приобретаютсяв государственную собственность объекты в инфраструктурных отраслях.
Несмотря на проводимую внекоторых развитых и развивающихся странах приватизацию и реприватизацию,государственный сектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль вэкономике.
В настоящее время во всебольшем числе развитых стран осуществляется общегосударственное среднесрочноепрограммирование в сочетании с выработкой долгосрочных ориентиров. Происходитвсе более адресное, дозированное и комплексное использование инструментоврегулирования. Степень разработки общенациональных программ развития являетсяодним из показателей активности государства в экономическом развитии страны.
Объектами государственноговоздействияна экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфереобщественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизмобеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
По уровню решаемых задачможно выделить следующие объекты государственного воздействия:
— общехозяйственныепроцессы — экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции,НИОКР, цены;
— крупные секторыэкономики — промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура,финансовая сфера;
— отрасли и корпорации;
— комплексное развитиерегионов страны.
Государственное регулированиеотраслевой и территориальной структуры осуществляется с помощью финансовыхстимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечиваютпривилегированные условия для отдельных отраслей и регионов. В одних случаяхподдержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся всостоянии затяжного кризиса, в других — поощряется развитие новых отраслей ивидов производств — носителей научно-технического прогресса, призванныхпривести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, междуотраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.В то же время могут приниматься меры по преодолению чрезмерной концентрациипроизводства в отдельных центрах.[23]
Основные направления врегулировании рыночных отношений таковы:
1. Установление целейразвития рынка. В законодательстве указываются только общие ориентиры, аграждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено,дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природеантигуманны, противоестественны.
2. Законодательствозакрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.
3. Определение круга лиц,которые являются хозяйствующими субъектами и могут быть участниками соответствующихрыночных отношений.
4. Запрещение в законепорочных методов ведения хозяйства и коммерции.
5. Регламентация порядкаразрешения конфликтов, которые возникают в связи с функционированием рыночныхотношений.
6. Законодательствопредусматривает эффективную юридическую ответственность для тех случаев, когданарушается законность в сфере регулирования рыночных отношений.
Говоря об экономическойроли государства, следует решительно подчеркивать, что речь может идти онормальном государстве, государстве, выражающем интересы общества, проявляющемзаботу о стране, в том числе заботу о её будущности, а не о государстве,пекущемся о своем собственном существовании и уж тем более, не о государстве,проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц.
В этой связипредставляются целесообразными следующие меры государственно-правовогорегулирования экономики.
1. Изданием необходимыхзаконов укрепить государственный сектор экономики. Особое внимание уделить теммонополиям, которые цементируют все отрасли экономики, на деле объединяют всерегионы России.
В государственнуюсобственность могут перейти и те предприятия, которые были приватизированы сявным нарушением установленного порядка. В порядке реализации уже существующихправовых норм необходимо усилить влияние государства в тех АО, в которыхзначительна доля государственных акций.
2. В рамках действующегозаконодательства активизировать формы косвенного воздействия на развитиесоответствующих отраслей, используя, в частности, такой правовой рычаг, какгосударственный заказ.
3. Создать всенеобходимые условия для функционирования свободного предпринимательства в сферемелкого и среднего бизнеса, если этот бизнес увязан с производственнойдеятельностью.
4. Создать все правовыеусловия для выхода из «тени» всякой полезной деятельности. Одновременноповысить юридическую ответственность за организованную деятельность в сферепротивозаконной «теневой экономики».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, развитие рынка иусложнение товарно-денежных отношений объективно вызывали формирование исовершенствование его инфраструктуры. Инфраструктура рынка — это системаспециализированных организаций, призванных содействовать функционированиюотдельных рынков.
Мировой и национальный опытпоказывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизниобщества, выполняя ряд экономических функций.
1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.
2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
6. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.
7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
ЛИТЕРАТУРА
1. АнурдцевО. Товарные биржи: от забвения к возрождению//Материально-техническое снабжение.2004. №6.
2. БорисовЕ.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 2006.
3. Деньги,кредит, банки/Под ред. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Юристъ,2007.
4. ДиянскийА.В. Проблемыреформирования банковской системы России и международный опыт построениябанковских систем.- М.: Экономика, 2006.
5. ИохинВ.Я. Экономическая теория. — М.: Юристъ,2007.
6. Курсэкономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина. — М: Инфра-М,2005.
7. ОрешинВ.П. Государственное регулирование национальной экономики.-М.: Юрист, 2006.
8. ПоляковИ.Ф. Краткий анализ результатов развития и перспективы экономики РоссийскойФедерации//Финансы и кредит. 2006. №22.
9. ПоповаЕ.М.Формирование банковской системы рыночного типа в России.- СПб: Питер, 2007.
10. Поплавский В.Д. Биржа — атрибут рыночной экономики//Деньги и кредит. 2005. №2.
11. Праневич А. Реформы иразвитие//Общество и экономика. 2005. №2.
12. Экономика/Под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: Проспект,2006.
13. Экономика/Под ред. П.С.Булатова. — М.: БЕК,2006.
14. Экономическая теория/Подред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевич. — М.:Инфра-М,2006.