ВСТУПЛЕНИЕ Завоевание германцами и вандалами Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII в. В это время даже короли варваров не умели подписывать своё имя. Центром богословской и философской жизни в это время становится Византия, сумевшая временно устоять под напором варваров. Напомним, что основным языком в Византийской империи был греческий язык, что помогало в освоении античного
наследия. Строго говоря, средневековая культура – это культура варваров, под напором которых как раз пал Древний Рим. Но, погубив античный мир, варвары оказались главными наследниками его культуры. И новый подъём культуры в Западной Европе начинается благодаря усилиям «императора варваров» Карла Великого. Это был король франков, провозгласивший себя императором Священной Римской империи. Так, в 800 г. устанавливается преемственность между античными политическими
институтами и политической властью средневековой Европы. Карл Великий посчитал своей обязанностью позаботиться о распространении образования, наук и искусств в созданной им империи. Начинается так называемое «каролингское возрождение», а с ним и оживление интереса к философии. Философ Эриугена, от которого ведут начало схоластики, был приглашен ко двору короля Карла Лысого в Париж из далекой Ирландии, где в монастырских школах сохранились традиции латинской и
греческой образованности. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова schole. Схоластика - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской тра¬диции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систе¬матическую концептуализацию западнохристианского вероучения. Схоластика проходит в своем развитии следую¬щие периоды:
1. Классическая (сред¬невековая) схоластика, в свою очередь распа¬дающаяся на этапы: • ранняя схоластика (11 —12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский(1000-1080) Иоанн Росцелин (1050-1022), Гийом из Шампо (1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (1060-1154), Жильбер Порретанский (1080-1154),
Алан Лилльский, Иоанн Солеберийский (1115-1180); • зрелая или поздняя схоластика (13—14 вв.); представители: Альберт фон Больштедт (1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (1240-1281), Николай Орем (1320-1382), Уильям Оккам, Жан Буредан, Раймунд Луллий (1235-1315).
2. Неосхоластика, или "вторая схоластика" — ряд течений католической фи¬лософской мысли, ориентированных на возрождение схоластики, осуществляемое в рамках: контрреформации (15— 16 вв.); представители: Томмазо де Вио Гаэтанский (1469—1534), Франческо де Сильвестри Феррарский (1474—1528), Франческо де Виттория (1483—1515), Суарес, Габриэль Васкес (1550—1 604) и др.; отчас¬ти "католической реставрациии" (18— 19
вв.) и неотомизма. Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теоло¬гия и патристика (прежде всего, со¬чинения Августина Блаженного). От неоплатонизма в христианской переработке схоластика унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррацио¬нально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов и методо¬логическую установку на герменев¬тическую работу с текстом как познавательную типовую процедуру.
Христианская теологическая традиция раннего средневековья, иногда рассматривается в качестве предсхоластики, своего рода нулевого цикла культурных усилий по кон¬цептуализации христианской веры. В его рамках были сделаны первые шаги по направлению к сис¬тематизации и философскому обос¬нованию теологии: систематизация патристики Иоанном Дамаскиным (675 —753), энциклопедичес¬кая системность произведений Ио¬анна Скота Эриугены, глобальные работы ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО. «Диалектика»
Алкуина (735— 804) - глава сыгравшая значительную роль в истории средневековой обра¬зованности школы при дворе Карла Великого. От этой традиции схоластика на¬следует основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов-систематизации, впоследствии развившийся в харак¬терные для схоластики «Суммы» (глобальная "Сумма теологии" Фомы Аквинского, грандиозный логический трактат Н. Николетты
Венецианского "Ве¬ликая логика"). Эволюция схоластики органично свя¬зана с эволюцией в средневековой культуре образования и образован¬ности. Если оформление ранней схоластики связано с возникновениями город¬ских школ как центров образован¬ности, то зрелая схоластика связана с уни¬верситетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами). Понятая одновре¬менно и как принадлежность к ин¬теллектуальной элите ("ученость"), и как
принадлежность к определен¬ной интеллектуальной традиции ("вы¬учка"), схоластика предполагает специаль¬ную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные за¬нятия теологией. Помимо философии в средневековых школах преподавали семь «свободных искусств». Этот комплекс был разработан в основном Боэцием. Он включал в себя «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Эти науки назывались искусствами потому, что наукой в Средние века было принято называть только теологическое знание. А всё то, что было свободно от его влияния, именовали «свободными искусствами». Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины". Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование ис¬тины знания и истины веры при нео¬споримом
примате веры. В этой свя¬зи с точки зрения содержания схоластика представляет собой интеллектуаль¬ное движение в сфере, которую мож¬но обозначить как классический те¬изм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлеж¬ность схоластики обусловливает и характер¬ную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением. Предметом постоянно¬го внимания в схоластике выступают догматы о троичности
Бога, о предопределе¬нии, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении. Однако, несмотря на внеш¬нюю заданность неизменно канони¬ческой проблематики, внутри схоластики оформляются вариативные и зачас¬тую глубоко оригинальные и яркие модели видения последней, порож¬дая достаточно острые противостоя¬ния различных схоластических уче¬ний. Примером может служить обсуждение проблемы, совершаются ли деяния
Божии на основе его сво¬бодной воли или на основе божест¬венного разума, подчиняющего себе божественную волю. Дискуссия не только прихо¬дит в противоречие с каноническим тезисом о "неисповедимости путей Господних", но и инспирирует оформ¬ление в контексте схоластики глубоко ориги¬нального выражения идей волюнта¬ризма в концепции Иоанна Дунса Скота, построенной в форме тради¬ционно схоластической системы. При проявлении подобных противо¬речий в глобальном для схоластики масштабе они задают своего рода базовые
парадигматические оппозиции, детерми¬нирующие основные тенденции раз¬вития схоластики на том или ином этапе ее истории. Так, центральной для ран¬ней схоластики была оппозиция "реализм — номинализм", оформившаяся в ходе схоластического обсуждения про¬блемы природы универсалий. Наря¬ду с реализмом (Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо и др.) и номинализмом (Беренгар Турский, Иоанн
Росцелин, Уильям Оккам, Николай Орем, Жан Буридан и др.) как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм (Петр Абеляр). Иоанн Дунс Скот продвига¬ется до интерпретации общего как имеющего основу в единичных вещах. Основным камнем преткнове¬ния в споре реализма, номинализма и концептуализма выступала про¬блема индивидуации, т. е проявле¬ния бытия как множества сходных в основе, но не тождественных инди¬видов.
Генетически идея индивидуации восходит еще к стои¬кам, но в рамках схоластики приобретает кри¬териальную остроту. Реализм видел основу качественной индивидуации в форме как источнике "определен¬ности" и "отделенности" вещи. Концептуализм основы¬вался на тезисе, что типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные — материя. Номи¬нализм же все сущее полагает единичным и индивидуаль¬ным. Применительно к зрелой схоластике можно выделить две пары парадигмальных оппозиций, соотносящихся между
собою по гегелевскому принци¬пу "разломанной середины". Исходно — оппозиция "августинизм — аристотелизм", затем, после установления доминанты последнего, оппозиция аверроистского и томистского его ис¬толкований. Формирование оппози¬ции "августинизм — аристотелизм" связано с деятельностью соборной школы в Шартре (зрелый период), мыслители которой, ориентируясь (с позиций реализма) на онтологиче¬ски данное
общее, стремились возро¬дить платоновскую концепцию в ее исходном, не христианизированном виде. В этом контексте Шартрской шко¬лой (Тьерри и Гийомом из Конша) была актуализирова¬на платоновская идея о самосущем бытии аморфной материи, пласти¬ческое преобразование которой Де¬миургом обеспечивает космизацию и оформление мира. Шартрская идентификация Духа Святого с платоновской "миро¬вой душой" деформировала понима¬ние
триединства божественных ипо¬стасей и пришла в противоречие с христианским Символом Веры, за¬дав пантеистическую и натуралисти¬ческую направленность схоластики. Борьба с пантеизмом и натурализмом отст¬роилась в схоластике как борьба с платониз¬мом, а, следовательно, с августинизмом. Платформой, с которой велась эта борьба, выступил аристотелизм, который сначала сам был воспринят ортодоксией в штыки (борьба с иде¬ями
Давида Динанского и Сигера Брабантского), однако после его фун¬даментальной христианской пере¬работки Альбертом фон Больштедтом и особенно Фомой Аквинским, аристотелизм не только был асси¬милирован схоластикой, но и вытеснил августино-платоновскую парадигму. Ожесточенная борьба с мыслителями Шартрской школы привела к практически то¬тальной переориентации схоластики с нео¬платонической на аристотелевскую платформу. Однако становление ее завершилось развитием двух проти¬воположных друг другу ее интер¬претаций:
версий аверроизма и то¬мизма. Аверроизм воспринял от арабского перевода и комментариев Ибн Рушдом Аристотеля идею веч¬ности мира; понимание души как безличной единой интеллектуальной, «явлен¬ной в яви явлений". Сигер Брабантский, интерпретируя с позиции аверроизма индивидуальную душу как функцию тела, истолковал ее в качестве смертной, а человечество — как несотворенное. Развитие аверро¬изма вызвало резкую критику со сто¬роны ортодоксальной церкви.
В 1270 парижский епископ Тамье предал анафеме 12 аверроистских тезисов. В 1277 — по указанию папы Иоанна XXI совет теологов во главе с тем же Тамье осудил еще 219 тезисов, боль¬шая часть которых носила аверроистский характер. Сигер Брабантский был предан суду инквизиции; вызванный для следствия к папско¬му двору, был убит своим секре¬тарем. Стремясь противопоставить аверроистскому отдалению
Бога от мира и человека реанимированный канон, Фома Аквинский разрабаты¬вает свое учение о Боге как перво¬причине, действующей посредством вторичных причин в мире и в миру. Томизм (лат. Thomas — Фома) стано¬вится для схоластики абсолютно доминирую¬щей парадигмальной установкой, вытеснив иные (аверроизм, оккамизм, и др.) за пределы легитимнос¬ти и презентируя отныне единолич¬но позицию ортодоксальной церкви. Фома Аквинский не только получа¬ет титул "
Ангельского Доктора" но и официально признается "князем схоластов", а в 1322 канонизируется. Если в 14—15 вв. томизму как официальной доктрине доминиканского ордена противостоит скотизм как францисканское направление в схоластике, расходясь с ним в истолковании проблемы индивидуации (Антуа Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн Редингский, Иоанн Рипский, Александр Александрийский) то позднее, в 1567
Фома признается одним из "Учителей Церкви". Томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как неотомизм. С точки зрения формы, схоластика демонстрирует выраженную интенцию к логицизму : как доктринальную, так внешнюю. В рамках реализма, например, осуществляется фундаментальная основополагающая экстраполяция
логической структуры высказывания на онтологическую сферу, выделение в ней первичных непредикативных сущностей (универсалий) и вторич¬ных индивидуальных (предикатив¬ных) сущностей. Огромное внимание отводится в схоластике и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию схоластики в ракурсе дисципли¬нарного развития логики. Схоластика в целом демонстрирует очевидную общеде¬дуктивную ориентацию и исходит из принципа жесткой
определенности понятий, что соответствует обще¬христианскому нормативному тре¬бованию определенности. Тонкий медиевист, Эко устами орто¬доксального Хорхе дает следующую формулировку этой особенности средневековой схоластики: "Иисусом положе¬но говорить либо да, либо нет, а про¬чее от лукавого. И следует назы¬вать рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами". Что особенно интересно, эта уста¬новка реализуется на основе естест¬венного языка, ибо схоластика строит
свою логическую систему на базе нефор¬мализованных языковых средств (латыни). Это позволяет ей учесть и использовать все богатство семанти¬ческих и синтаксических аспектов естественного языка при неукос¬нительном соблюдении требования жесткой определенности объема и содержания понятий. Эволюция ло¬гических изысканий в рамках схоластики позволяет отнестись к последней как к значимому этапу исторического развития логики. Это совпадает и с рефлексивной самооценкой схоластики сво¬их логический
штудий: в зрелой схоластике была принята следующая перио¬дизация развития схоластической логики: • "древняя логика", основанная на переводах и комментариях "Категорий" Аристо¬теля Порфирием и Боэцием, — до се¬р. 12 в.; • "новая логика", основанная на знакомстве с такими работами Аристотеля, как "Аналитика", "Топика", "
О софис¬тических определениях", — ко¬нец 12 — конец 13 в,; • "современная логика", связанная с система¬тической разработкой логической про¬блематики и созданием масштабных логических компендиумов — "Суммул" (Раймунд Луллий, Н. Николетта Венецианский, Петр Испанский и др.) —14 в. В рамках схоластической логики 2-го и 3-го периода были подняты и зачастую разрешены многие клас¬сические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные
основания мате¬матической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом, в рамках схоластики осуществлен значительней сдвиг в дисциплинар¬ном развитии логики. Это и учение о синкатегоремах (логических кате¬гориях); и теория логического следо¬вания Иоанна Дунса Скота; и основы теории импликации Раймунда Луллия; и теория субпозиции (допусти¬мых подстановок значения терминов); и теория семантических парадоксов
Альберта Саксонского; и анализ роли функторов в формальной структуре высказывания; и вопросы силлогис¬тики и аксиоматики; и теория беспредпосылочности ("независимости") предположений как "обстоятельств", т.е. сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы; и методология сопоставле¬ния взаимоисключающих высказы¬ваний; и анализ Раймундом Луллием логического характера вопроси¬тельных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант.
Раймундом Луллием предложен метод изобра¬жения логического характера вопро¬сительных операций посредством системы кругов. Каждый из них репрезентирует определенную груп¬пу понятий (вошел в культуру под названием "кругов Эйлера"). Изобре¬тена первая "логическая машина" для такого моделирования, выска¬зан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике. В общекультурном плане феномен схоластики является уникальным продуктом равно глубинных и аль¬тернативных
друг другу установок европейской культуры: христиан¬ской системы с презумпцией веры как аксиологического максимума, с одной стороны, и базисного инст¬рументализма, операционализма мышления — с другой. И если пат¬ристика демонстрирует первую по¬пытку систематизации христианст¬ва, то схоластика представляет собой попытку его рационализации и концептуали¬зации. Воплощая своим возникнове¬нием концепцию "двойственной ис¬тины", параллелизма разума и веры,
реально схоластика культивирует спекуля¬тивное рассуждение как доминант¬ный стиль мышления, в рамках ко¬торого таинство веры и апостольская керигма выступают предметом фор¬мально-рассудочных умозаключе¬ний. В схоластических апориях (мо¬жет ли Бог убить самого себя или сформулировать для себя неразре¬шимую задачу?) происходит практи¬чески тотальная десакрализация со¬держания веры. Однако еще меньше сакральной трепетности в тех, каза¬лось бы, фиксировано проортодоксальных схоластических
рассуждениях, которые ставят своей целью именно обоснование Божией сак-ральности. Например, у Иоанна Дунса Скота знание не есть ни чис¬тая активность (от субъекта к объек¬ту), ни чистая восприимчивость (от объекта к субъекту). Но возникает на стыке их взаимодействия и зависит как от субъекта, так и от объекта, — однако пропорция этой зависимости не всегда одинакова: так, при богопознании посредством откровения зависимость знания
от познаваемого объекта наиболее велика. В теистском контексте описание видения Бога, которое в силу остро личност¬ной его персонификации есть не что иное, как "взгляд в очи Божии", встреча с его "взыскующим и огнен¬ным взором" — в категориях субъ¬ект-объектной процедуры не может не выглядеть кощунственно. Строго говоря, при наличии эксплицитно презентированной установки схоластики на использование философии в це¬лях теологических концептуализа¬ции (знаменитое
"философия есть служанка теологии", предложенное еще в рамках патристики), в контек¬сте схоластики тем не менее, практически невозможно дистанцировать между собою философию и теологию. По¬скольку ни один общепризнанный критерий их дифференциации при¬менительно к схоластике вообще не сраба¬тывает. Прокламируя примат богооткровенной истины над истиной позитивного знания и непререкае¬мый авторитет Священного писания и Священного предания, в своем ре¬альном интеллектуальном усилии схоластика
по всем параметрам фактически ос¬тается чисто рациональной деятель¬ностью логико-спекулятивного пла¬на. А тезис о "богодухновенности" Священного писания и конституирование последнего в качестве канона остро прорезонировали в схоластике с трак¬товкой логики как "каноники". Кро¬ме того, по отношению к феномену веры схоластика демонстрирует сколь не сформулированную эксплицитно, столь же и ощутимую презумпцию "понимаю, дабы уверовать" (пози¬ция, в сущности, кощунственная
для вероучения теистического типа с их идеей безусловного доверия к Богу и однозначно оцененная орто¬доксией в качестве еретичной). Ина¬че говоря, формально выступая офи¬циально признанным институтом ортодоксии, схоластика на деле фундирует¬ся методологическим принципом, к которому ортодоксальная церковь всегда относилась чрезвычайно осторожно. В данном аспекте схоластика лишь ре¬презентирует общую для теологии амбивалентность оснований,
выража¬ющуюся в установке на концептуали¬зацию принципиально иррационально¬го. В качестве познавательной типовой процедуры для схоластики выступает работа с текстом; теория "двойственной ис¬тины" задает параллелизм текстов-репрезентатов: Священных писания и предания (истина веры), с одной стороны, и Аристотеля с сопровож¬дающим массивом комментариев (истина знания) — с другой.
Фено¬мен веры оказывается практически выведенным за пределы процесса бо-гопознания. Вечная истина уже представлена в текстах — нужно лишь ин¬терпретировать, раскрыть герметич¬ный текст, сделать явленным его содержание, что осуществимо на ос¬нове чисто логических процедур. В этой системе отсчета вера как принципиально алогичный, не раци¬онализируемый и не могущий быть формализованным в тексте феномен фактически не дается схоластике в качест¬ве объекта.
Парадокс и трагедия схоластики заключается в том, что признание этого обстоятельства столь же губи¬тельно для нее, как и его отрицание. На протяжении всей своей ис¬тории схоластика подвергалась нападкам со стороны поборников "чистой веры" (Лафранк, Бернар Клервоский), и на протяжении всей ее истории каждая усмотренная в ее разнообразии ересь были ни чем иным, как чуть боле сильным или — чаще! — чуть более явным креном в рационализм.
Так, например, Уильям Оккам, высказы¬вавший в духе номиналистической критики реализма четкие логико-рациональные требования к теоре¬тическому рассуждению (извест¬ный принцип "бритвы Оккама": не множь сущности сверх необходи¬мого) приходит на этом основании к выводу о противоразумности дог¬матов. За что и был привлечен к суду папской курии по обвинению в ереси, четыре года провел в заточении в Авиньоне. Оккамизм, распространивший требова¬ния логической безупречности на канонические доказательства
бытия Божиего (в частности, телеологичес¬кое и космологическое), неоднократ¬но осуждался папством (1339, 1340, 1346, 1474). Таким образом, не одо¬бряя "книжников", христианство породило традицию книжной учено¬сти, спохватившись лишь в 13 в. — в лице Франциска Ассизского, вновь выступившего против книжников, живущих ради книжной мудрости, а не любви Божией. Неспроста Эко задает монастырское пространство как пространство "людей, живущих среди книг, в книгах, ради
книг". Для христианского средневековья в целом характерен образ мира как книги Божией, общая напряженная семиотизация мировосприятия: Бо¬жественные знаки, знамения, пред¬знаменования. Описанная ситуация дает основания для сформулированной в рамках неотомизма идеи, что хрис¬тианской философии как таковой никогда не существовало, что само понятие христианской философии является внутренне противоречи¬вым,
ибо его объем и содержание принципиально несопоставимы. Правомерно говорить лишь о филосо¬фах-христианах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Относительно роли и места схоластики в традиции европейской ментальности можно сказать, что схоластика в полной мере заслуживает право на аполо¬гию ее как культурного феномена. От эпохи Возрождения, выступив¬шего с резкой критикой медиевальных традиций, само слово "схоластика"
стало использоваться в качестве инвекти¬вы, приобретя значение пустого ум¬ствования, бессодержательной сло¬весной игры. Западная классическая культура не¬мыслима вне схоластического средневековья. По меньшей мере, по трем причинам: во-первых, благодаря схоластике в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Именно она явилась звеном преемственности, сохранив и транслировав в медиевальной культуре на фоне аксиологически акцентированного иррацио¬нализма интеллектуальные навыки
рационального мышления и многие аспекты содержания античного фи¬лософского наследия. Во-вторых, за¬данная схоластикой традиция понимания шко¬лы, канона как ценности явилась необходимым противовесом (векто¬ром здорового консерватизма и эво¬люционизма) для новоевропейской установки на тотальную оригиналь¬ность и безудержное ниспровергание основ. В-третьих, схоластика внесла серьез¬ный содержательный вклад в разви¬тие европейской интеллектуальной
традиции как в области логики (ста¬новление европейского стиля мыш¬ления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась категориальным ап¬паратом, во многом разработанным именно в рамках и усилиями схоластики, многие схоластические термины во¬шли в обиход в неклассических формах современного философство¬вания, как, например, понятие интенциональности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богута И.И. «История философии в кратком изложении». –
М.: Мысль, 1991 590с. 2. Голобоков В.Г. «Краткая история философии». – М.:ООО «Изд. «Олимп»: ООО «Изд. АСТ», 2002 560с. 3. Грицанов А.А. «Всемирная энциклопедия: Философия». – М.:АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001 1312с. 4. Пивоев В.М. «История философии». – СПб.: Изд. «Лань»,
2002 352с. 5. Соколов В.В. «Европейская философия XV-XVII веков». – М.: Высш. шк 1996 400с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |