Содержание
Введение
Глава 1. Деятельность государства вуправлении экономикой
Глава 2. Роль государства вуправлении экономикой
Заключение
Литература
/>Введение
В отечественной науке можно наблюдатьрасхождение мнений в отношении роли государства в управлении экономикой. Содной стороны, крах административно-командной экономической системы в странахбывшего СССР и Восточной Европы вызывает сомнение в необходимости усиления егороли. А с другой – переосмыслить ее важность заставляют такие причины, как:
— финансовый кризис «государстввсеобщего благосостояния», проявляющийся в большинстве промышленно развитыхстран;
— крушение ряда государств и небывалоеувеличение числа чрезвычайных ситуаций в различных частях света;
— а также усиление роли государства вуправлении экономикой в странах Восточной Азии, благодаря чему они смогли явитьмиру экономическое чудо.
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются другот друга по соотношению ролей в управлении экономикой. Различия касаются набораспособов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а такженаправленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономическиефункции государства в управлении экономикой играют очень существенную роль.
Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможносоставить исчерпывающий перечень государственных экономических функций. Сопределенной достоверностью можно установить долю национального продукта,производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемойгосударством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. трудно. В данной работе автор ставит цельколичественно выразить роль правительства в управлении экономикой
/>Глава 1. Деятельность государства вуправлении экономикой
Деятельность государства в управлении экономикой можно свести кнескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономическихпланов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение —определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечнымцелям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, скоторыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документпросто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общейкартине состояния экономики.
Ко второй форме участия государства в управлении экономикой можно отнестиформирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Этопрежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемыхгосударством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программсвертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающихсоциальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата дляпривлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств вразвитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило,обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановленийи т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать вусловиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мереони существуют также в странах с рыночной экономикой).
И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственнуюдеятельность — это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих всферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваныподдерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги,дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитныельготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующаяроль в современной рыночной экономике принадлежит инструментамкредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы исбалансированности внешних платежей. [1]
Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участиягосударства в управлении экономикой может варьировать в зависимости отхозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлосьнеотъемлемой чертой советской экономики.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляютпрограммы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработнойплаты, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенныхгрупп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личныедоходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходовпутем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощьюсистемы налогов и других платежей.
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать иоблегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующихэффективному функционированию рыночной экономики.
2. Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структурынационального продукта.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулированиеэкономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономикиразрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоватьсяпроизводители в своих отношениях с потребителями. Законодательные актыправительства касаются определения прав собственности, отношений междупредприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств,установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности засоблюдением условий контрактов и т.д. [2]
/>Глава 2. Роль государства вуправлении экономикой
В странах мира, в принципе, можетнаблюдаться различная степень влияния государства на экономические процессы,разные при этом получаются результаты, и зависит это от многих обстоятельств, втом числе, от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можновыделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к ролигосударства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. Хотяв реальной практике обычно используется некая их комбинация, с преобладаниемодного из них.
В обществе с индивидуалистическойидеологией роль государства обычно ограничена. Его главные цели – защитасобственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдениеоткрытости рынка и максимально свободной конкуренции. Государственноевмешательство носит временный характер и может происходить лишь при образованиикризисных ситуаций, в связи с эпидемиями, войнами, в случае нарастанияэкологических катастроф, когда под угрозой оказываются здоровье и безопасностьнации.
Абсолютно иной является роль государствав обществе с коммунитарной идеологией (не путать с коммунистическим обществом,хотя по выполнению государством функций такое сравнение напрашивается). Рольгосударства здесь состоит в определении потребностей сообщества в кратко- идолгосрочной перспективе и в их планомерном удовлетворении, в обеспеченииследования страной намеченным курсом, иногда – принудительно, и даже сиспользованием всей его политической мощи.
Помимо того, в коммунитарном государстве(Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) планирует и определяет общий курсразвития экономической жизни правительство. То есть исполнительные органыоказываются важнее законодательных, именно они «командуют» бизнесом. Виндивидуалистическом же государстве (США, Канада, страны Западной Европы),напротив, роль правительства, как правило, ограничена. Там довольно сильназаконодательная власть и действует серьезная система «сдержек и противовесов»власти исполнительной.[3]
На переосмысление «традиционногоевропейского» взгляда на роль государства – не его дело планировать и управлятьнациональной экономикой, и правительству следует лишь реагировать на давлениегрупп интересов, на кризисы по мере их возникновения – смогли повлиять триосновных фактора.
Первый – это растущая производительностьтаких стран, как Тайвань, Южная Корея, Япония, чья национальная стратегияхарактеризовалась тесным сотрудничеством правительства с субъектами рыночнойэкономики (и даже вмешательством в экономическую сферу), причем ряд отраслей (сцелью обеспечения ведущего положения в мире) там получали существеннуюгосударственную поддержку (селективное управление).
Именно успехи странАзиатско-тихоокеанского региона, где нет «свободной торговли», «свободныхпредпринимателей» и даже «свободы рынка» – в европейском понимании, и гдесущественные социально-экономические достижения обеспечило именно жесткоегосударственное управление, в котором наибольшее развитие получило селективноеуправление – поставили под сомнение правильность индивидуалистической идеологии(по крайней мере, в ее «чистом виде»).
Второй фактор – глобализация бизнеса,формирование сложных коалиций многонациональных корпораций, которыецеленаправленно и избирательно (селективно) поддерживались правительством.Хотя, справедливости ради, заметим, что взаимоотношения между правительством имногонациональными корпорациями часто носят сложный и напряженный характер. Акорпорации даже склонны рассматривать отдельные государства как «подмостки»,где они играют по своим правилам, пользуясь при этом силой одних и слабостьюдругих стран.
И третий фактор (который можетрассматриваться как результирующий от первых двух) – возрастающее значениеновых технологий, обеспечивающих успешное и опережающее экономическое развитие.Несмотря на то, что технология сама по себе способна к быстрому распространениюв мире, умение активизировать это распространение и воспользоваться имоказывается далеко неодинаковым в различных странах.[4]
Как считают ученые, функцией государстваздесь должно быть стимулирование, направление и ускорение структурных итехнологических изменений, необходимых для долговременного роста, для получениявыигрыша социумом в целом, для подъема страны на более высокую ступень общественногоразвития.
Хотя здесь не следует выпускать извнимания и тот факт, что именно распространение современных высоких технологийсодержат в себе угрозу для природной среды, и по этому поводу уже сегодня вмировом сообществе нарастает тревога. Все чаще раздаются призывы к соблюдениюэкологической безопасности, к усилению контроля над их разработкой ивнедрением, что объективно потребует большего вмешательства государства.
Таким образом, учитывая внутренниепотребности дальнейшего общественного развития, одновременно стимулируемогомировым сообществом, в экономически развитых странах постепенно происходилиизменения в области государственного управления. Государство все большеперемещалось в центр происходящих событий в экономической и социальной сферах,хотя и не в качестве «главнокомандующего», а как партнер и помощник, как«катализатор» и регулятор проводимых изменений.
Все вышеперечисленные факторы заставилипо-новому осознать и само понятие «эффективного государства», так как от этогомогли зависеть экономические и социальные успехи, и которое, как оказалось, дляразных стран имело неодинаковое смысловое значение. Потребовалось ответить навопрос, чем же в реальности объясняется тот факт, что одни государства успешнеереагируют на перемены и стабильнее развиваются, чем другие?
Как оказалось, эффективностьгосударственного управления в области экономики обуславливается неколичественными, а качественными его характеристиками, она не связана напрямую,ни с численностью государственного аппарата, ни с величиной государственнойсобственности (как, например, в США или Японии), а зависит именно от грамотногоиспользования селективного подхода.
И причину многих неудач в областигосударственного вмешательства в экономическую сферу следует искать, преждевсего, в неспособности правительства в конкретный момент времени правильноизбрать направления селективного управления, оценить те или иные потенциальныеточки роста и увязать меж собой интересы субъектов взаимодействия.
В частности, выбор точек роста, производимыйисходя из политических соображений (угледобыча в Великобритании) привел кнегативным результатам. И наоборот, отказ от преувеличенного государственноговоздействия на отрасли, отягчающие экономику, ориентация на развитиесовременных технологий помогли ряду стран выдвинуться на лидирующие позиции вмире, сделать отдельные отрасли экспортирующими, и в целом добиться серьезногоэкономического роста.
Кроме того, даже при тщательномвычислении точек роста, успех государства (исходя из его национальных интересов)может быть достигнут только при определенных обстоятельствах: правительствообязано понимать, в чем состоит этот национальный интерес; предприниматели итрудящиеся должны быть готовы трудиться во имя этого интереса; а сообщество вцелом – быть готово к определенным жертвам.
Защитить и вытащить из кризиса всеотрасли одновременно невозможно. Каким-то из них придется – в «роли обиженных»,ожидать подъема других отраслей, необходимого для всеобщего процветания. Причемв условиях демократических обществ этот процесс обычно протекает весьмаболезненно. [5]
В государственном селективном управленииэкономикой неизбежно будут тесно переплетаться и сталкиваться интересы правительственныхструктур, людей, которые в них работают, связей, которые на них влияют.Фактически правительство – это совокупность соревнующихся друг с другомисполнительных ведомств, законодательных и судебных органов, где можетосуществляться лоббирование бесчисленных национальных и зарубежных группинтересов.
Причем перед государствами уженеоднократно вставали и будут продолжать вставать проблемы, связанные с тем,что определенные группы интересов могут подталкивать к достижению краткосрочныхцелей в ущерб долгосрочным национальным интересам. Но здесь должен жесткоработать принцип выбора, лежащий в основе селективного управления экономикой, ипервостепенное внимание следует уделять именно тем отраслям, которым этодействительно необходимо для всеобщего блага.
Осуществляя селективное управлениеэкономикой, правительство должно ориентировать весь бизнес на приобретениестраной выгодных позиций в мировой экономике. И для укрепленияконкурентоспособности той или иной отрасли (или даже отдельной фирмы) оно будетвынуждено действовать совместно с субъектами рыночной экономики, вступать сними в партнерские отношения.[6]
Следует заметить, что в странахОрганизации экономического сотрудничества апробация самого селективного подходаначалась несколько десятилетий назад и получила довольно быстроераспространение, хотя в каждой из них могли быть избраны разные приоритеты, инеодинаковыми оказываться успехи.
В поисках форм наиболее эффективногоселективного управления, одни страны стремились резко сократить традиционнуюзарегулированность, что нередко начиналось с приватизации. В других же могосуществляться пересмотр комплекса административного регулирования в пользу егоувеличения и при этом наиболее широкого применения селективного отбора.
В частности, в Австралии, Японии,Мексике, главной задачей было избрано максимально возможное административноеразрегулирование, сковывающее активность субъектов экономической деятельности,и сведение мер правительственного контроля к селективному управлению. В другихже странах – Канаде, Нидерландах, США для повышения качества регулирования иконтроля изменялись процессы принятия решений внутри правительственныхучреждений, и проводилась в полном смысле слова селекция объектов (точек роста)и методов управления.
Основной целью являлся поиск наиболееэффективной системы управления экономикой (и степени влияния правительств набизнес), с помощью которой можно было бы содействовать концентрации усилий иресурсов на наиболее важных ее направлениях, обеспечить максимально высокуюконкурентоспособность фирм и отраслей, обеспечить реальный прорыв в завтрашнийдень.
И объектами селективного управления,прежде всего, становились такие сферы жизнедеятельности общества, как экспорт,развитие высокотехнологических производств и, конечно, защита интересовпотребителя.
В результате степень государственноговлияния во всем мире существенно возросла. Только в течение последнего столетияего расходы достигли почти половины ВВП в промышленно развитых странах ичетверти – в развивающихся странах. А современные технологии, значительнорасширив сферу услуг, одновременно открыли возможности и для совершенствованиярыночных отношений.
При этом, расширение функций государствапреимущественно происходило со ставкой на социально значимые направленияэкономического развития, с ориентацией по построение государства всеобщегоблагосостояния. Переместился акцент с количественных на качественныехарактеристики государственного влияния, на повышение эффективности егодеятельности в направлении удовлетворения нужд населения. [7]
Социальная направленность проводимыхреформ в области государственного управления обуславливалась осознанием тогофакта, что эффективность государства, в конечном счете, должна определяться нетолько устойчивостью экономического развития, но и с помощью создания ифункционирования целого ряда важнейших социальных институтов. Обеспечения длялюдей возможности вести более здоровую и счастливую жизнь, получать возможностьреализации своего внутреннего потенциала и увязывать его с общественнымиинтересами.
Государство во всех случаях продолжаетсохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраныокружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя и др., причем помере развития экономики возрастают и общественные ожидания. Сам же социальныйпрогресс во многом зависит от достижения равновесия между экономическим ростоми социально-политической стабильностью.[8]
При проведении реформ правительствамразличных стран, так или иначе, приходилось сталкиваться с определеннымитрудностями. С одной стороны, требовалось предоставлять определенную свободудинамике рыночных сил, в том числе, с использованием методов селективногоуправления, а с другой – необходимо было вырабатывать более эффективные меры позащите и развитию социально значимых сфер общественной жизни.
Широко известны возникающие в мировойпрактике протесты против внедрения конкуренции области телекоммуникации,энергетики, транспорта, так как это может входить в противоречие с проблемойзащиты прав потребителя – повлечь за собой повышение цен и тарифов. Иправительства западных стран были вынуждены принимать компенсационные меры дляпреодоления последствий рыночных реформ (к примеру, программу выплаты адресныхсубсидий) и одновременно обеспечивать сохранение наиболее динамичных иэффективных рынков, способствующих внедрению новых технологий и снижению цен.
По мнению западных экономистов, приосуществлении селективного управления государственные органы должны научитьсябыстрому реагированию на происходящие в мире события, уметь наиболее полно ихоценивать и при этом точно знать, когда и куда нужно вмешиваться в экономику,какие более гибкие и эффективные инструменты и стимулы использовать, в томчисле, основанные на рыночных технологиях и добровольно заключаемыхсоглашениях. В качестве действенного стимула может стать грамотно разработаннаясистема налогообложения. Так, например, введение налога на содержание серы вбензине в Швеции, в конечном счете, привело к оздоровлению окружающей среды, кулучшению здоровья граждан.
Не менее важным элементомгосударственного управления на Западе считается предоставление потребителямнаиболее полной информации о предлагаемых им товарах и услугах, содействиесозданию атмосферы взаимного доверия между производителем и потребителем. Вдополнение защиты прав потребителей может осуществляться протекционизм (какмера селективного управления) в отношении импортных товаров.
В итоге, в странах с развитой рыночнойэкономикой государство постепенно начало перемещаться в центр происходящихсобытий экономической сферы, хотя его деятельность не всегда была эффективной.И это зависело, прежде всего, от грамотного использования селективного подхода,избранных в нем направлений и оценки потенциальных «точек роста», наконец, отумения увязывать меж собой интересы всех субъектов взаимодействия.
Следует заметить, что в странахОрганизации экономического сотрудничества апробация самого селективного подходаначалась несколько десятилетий назад и довольно быстро получила широкоераспространение. Одновременно осуществлялся поиск наиболее эффективной системыуправления экономикой и обеспечения реального прорыва в завтрашний день.
В результате степень государственного влиянияво всем мире существенно возросла. При этом происходило расширение его функцийс ориентацией на достижение равновесия между экономическим ростом исоциально-политической стабильностью, на построение государства всеобщегоблагосостояния.
По мнению западных экономистов, приосуществлении селективного управления государственные органы должны научитьсябыстрому реагированию на происходящие в мире события, уметь их наиболее полнооценивать и при этом точно знать, когда и куда нужно вмешиваться в экономику,какие более гибкие и эффективные инструменты и стимулы использовать, в томчисле, основанные на рыночных технологиях и добровольно заключаемыхсоглашениях.[9]
/>Заключение
Таким образом на основаниивышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Существующее расхождение мнений вотношении роли государства в управлении экономикой обусловлено, с однойстороны, крахом административной формы управления в бывших странах социализма,а с другой – нарастанием кризисных ситуаций в странах развитой экономики, атакже успехами государственного вмешательства в ряде странАзиатско-тихоокеанского региона.
На успешность государственного участия вэкономических процессах, прежде всего, влияют принципиально различающиеидеологические подходы к управлению экономикой: индивидуалистический икоммунитарный.
В обществе с индивидуалистическойидеологией законодательная власть сильнее исполнительной, и роль государстваобычно ограничена. Его главные цели – защита собственности, соблюдениеоткрытости рынка и максимально свободной конкуренции. Государственное вмешательствоносит временный характер и происходит при образовании разного рода кризисныхситуаций.
В обществе с коммунитарной идеологиейфункции управления экономикой осуществляет правительство, и роль государствасостоит в определении потребностей общества в кратко- и долгосрочнойперспективе, в обеспечении следования страной намеченным курсом, иногдапринудительно. В странах азиатских странах, сумевших добиться значительныхсоциально-экономических успехов с помощью жесткого государственногорегулирования, нет «свободы рынка» и «свободных предпринимателей» – вевропейском понимании.
Но на переосмысление «традиционногоевропейского» взгляда на роль государства смогли также повлиять глобализациябизнеса и возрастающее значение новых технологий, где основной функциейгосударства должно стать стимулирование, направление и ускорение структурных итехнологических изменений, необходимых для успешного, опережающего идолговременного роста экономики, для получения выигрыша социумом в целом.
/>Литература
1. Государственное регулированиерыночной экономики /Под. ред. Волгина Н. А. М., 2007.
2. Государственное регулированиеэкономики: мировой опыт и реформа в России. М., 2006.
3. Вопросы экономики, 2003. № 11.
4. Основы социального управления /Под. ред. Иванова В. Н. М., 2001.
5. Райзинберг Б. А., Фархутдинов Р.А. Управление экономикой. М., 2000.
6. Российский экономический журнал,2002. № 11-12.
7. Экономист, 2001. № 5.