Реферат по предмету "Экономика"


Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая теория»
по теме: «Рольгосударства в регулировании макроэкономических процессов»

1.Концепции государственного регулирования рыночной экономики
Представители разныхтеоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функциигосударства в рыночной экономике, на использование различных инструментов еерегулирования.
Классическая школа,исходя из теории «естественного порядка», выдвигает идею «невидимой руки» (А.Смит), которая управляет сложной хозяйственной деятельностью людей.Экономическая жизнь, по классической концепции, подчинена объективным законам,действующим независимо от воли и сознания ее участников. Равновесие —«естественная гармония» — устанавливается в экономике стихийно, при отсутствиигосударственного вмешательства.
Экономический либерализмограничивает функции правительства зашитой прав собственности, обеспечениемобороны и выполнением общественных услуг. Кроме того, классическая школаподчеркивает необходимость такой институциональной структуры, котораягарантировала бы наилучшую работу рыночных сил, так как личные интересы могут вравной мере и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества.Рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен всоответствующие правовые и институциональные рамки.
Сохраняя преданностьклассикам в признании рыночной экономики и свободного общества синонимами (Ф.Хайек) и большей эффективности рыночного хозяйства над централизованным (В.Ойкен), неоклассики подчеркивают, что экономический порядок не можетустанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.
Последнее должнораспространяться на ограничение монополий, поддержку свободной конкуренции,защиту частной собственности и сглаживание резкой дифференциации доходов.
Кейнсианство отрицаетналичие у рыночной экономики способности к саморегулированию и выступает заактивную роль государства. Меры государства, согласно Дж. М. Кейнсу, должныбыть направлены на стимулирование спроса, поощрение инвестиций. Для этогонеобходимо использовать кредитно-денежные меры воздействия на экономику ибюджетное регулирование. Государственные расходы вызовут производственныеинвестиции и усиление деловой активности в частном секторе.
Современноегосударственное регулирование экономики во многом базируется на теории Дж. М.Кейнса. Активно используются кредитно-денежные рычаги, в том числе снижениепроцента в периоды кризисов, бюджетное «дефицитное» финансирование частногокапитала.
Современные кейнсианцы —посткейнсианцы дополнили и развили основные положения теории применительно кновым явлениям экономики. В государственном регулировании рыночной экономики обосновываютсяантикризисная политика и политика экономического роста. Важное место занимаетнеобходимость разработки долгосрочной стратегии регулирования на базепланирования экономики. Неокейнсианцы выходят за пределы воздействия только наэффективный спрос, предлагая более активное воздействие государства на обмен,структуру и. темпы роста производства.
Монетаризм — основан наидеях либерализма, исходит из существования внутренней связи между свободойпредпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы, по мнениюлидера монетаризма М. Фридмана, необходимо уменьшить роль государства: недопускать его к созданию богатства, регулированию объема производства,занятости и цен. Единственная роль, которую отводят государству, —регулирование количества денег в обращении, которое является определяющимфактором формулирования хозяйственной конъюнктуры. Монетаристы сводятуправление экономикой прежде всего к контролю государства над эмиссией,количеством денег в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюджетаи контролю над банковским процентом.
Одно из ведущихнаправлений современной экономической теории — институционализм — считает, чтохарактер и направление экономического развития определяет уже не рынок сам посебе, а вся система экономических институтов. Институционалисты пришли квыводу, что классическая свободная конкуренция преобразовалась в «коллективистский»капитализм. Новой рыночной структурой стал новый институт — корпорация. Вместес рынком и корпорацией ключевым экономическим институтом новой системыстановится государство. Необходимыми элементами общественного развития онисчитают индикативное планирование, социальные программы и другие формыгосударственного воздействия на экономику. Движущей силой экономическогопрогресса институционализм видит внедрение достижений науки с активнойподдержкой государства в их развитии и практическом применении.
Какими бы ни былиразличия взглядов ведущих экономических школ на роль государства, практикасвидетельствует о том, что она достаточно высока в развитых странах ипроявляется в основных формах экономической деятельности правительства.
2.Экономические функции государства
Экономические функциигосударства в системе рыночного хозяйства настолько разнообразны, чтоневозможно составить исчерпывающий их перечень. Рассмотрим основные из них:прямой контроль, общественное потребление, государственное производство,социальное обеспечение.
Прямой контроль ирегулирование экономики. При господстве частного хозяйствования воздействиегосударства на экономику не может осуществляться в виде управлениядеятельностью предприятий, фирм, банков. Большую часть их деятельностирегулируют рыночные цены. Воздействие правительства на экономику может бытьлибо корректирующим действия отдельных экономических структур (микровоздействие),то есть побудительным или ориентирующим, либо распространенным на экономику вцелом (макровоздействие). В отдельные моменты государственное воздействие можетбыть весьма жестким, даже директивным, например, в условиях военной обстановки.
Общая задача государства,контролирующего экономику, — ориентация общественного воспроизводства внаправлении предусмотренного варианта развития. Такая ориентация предполагаетконкретные задачи:
стимулированиеэкономического роста;
поддержаниесбалансированности общественного воспроизводства;
перераспределение доходаи богатств;
корректирование ресурсныхпотоков с целью изменения национального продукта.
Достижение целей контроляи регулирования предполагает действие определенного механизма, который включаетследующие основные элементы: финансовую, банковскую, денежную и налоговуюсистемы; государственный сектор экономики; законодательное право; сбор иобработку информации.
При этом существуютследующие формы регулирования:
перспективное(априорное), в виде программирования роста производства, совершенствованияпроизводительных сил и социального развития;
текущее (апостериорное),посредством различных мероприятий, направленных на поддержаниесбалансированности производства.
Общехозяйственныепрограммы носят рекомендательный характер, и их выполнение не является строгообязательным. При этом происходит переосмысление критериев регулирования и егоконкретных целей. Если совсем недавно выдвигалась задача максимальногостимулирования развития производства, то сегодня иная постановка;контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональноеразвитие экономики, а соответственно, регулируемый, безопасный, болеекачественный, нежели количественный, экономический рост.
Эффективноефункционирование экономики зависит от правовой базы, обеспечение которой беретна себя государство. Законодательство предполагает такие меры, какпредоставление законного статуса, определение прав и ответственностипредприятий всех форм собственности, гарантирование соблюдения контрактов,установление законных «правил игры» между экономическими партнерами, защитаконкуренции как эффективного регулятора поведения бизнеса.
Общим результатомзаконотворческой, предпринимательской и организационной деятельностигосударства, исполнения им хозяйственных и управленческих функций,использования прямых и косвенных методов является формирование системыгосударственного регулирования экономики. Так, в Японии к началу 90-х годовгосрегулирование распространялось на 100% всего объема предпринимательства встроительстве, кредитно-банковской сферы, в электро-, газо- и водо- снабжении,добывающей промышленности, на 96,3% — на транспорте и в системетелекоммуникаций, на 78% — в сельском хозяйстве, лесоводстве, рыболовстве.
Общественное потребление.Имеется в виду, что национальный продукт все больше потребляется неиндивидуально, путем частной покупки и услуг на деньги, а обществом в целом.
Товары индивидуальногопотребления (ТИП) делимы, что означает возможность их продажи в определенномколичестве и виде каждому отдельному покупателю. Они подвержены действиюпринципа исключения: те, кто желают и в состоянии платить равновесную цену,приобретают товар; те, кто не в состоянии или не желают оплатить эту цену,исключаются из числа покупателей и не получают выгоды от обладания даннымтоваром.
В то же время в обществеесть потребности в таких благах, которые участники рыночной системы не желают ине могут производить. Они становятся противоположностью ТИПов:
неделимы, состоят изкрупных единиц;
не могут быть проданыиндивидуально;
на них нераспространяется принцип исключения.
Это означает, что несуществует эффективного способа отстранения отдельного потребителя отпользования выгодами общественных благ.
Выгоду от ТИПов получаютпри их покупке. Общественные же блага приносят обществу выгоду в результате ихпроизводства.
Классический примеробщественного блага — маяк, предостерегающий и направляющий корабли. Деловомучеловеку его содержание не выгодно, так как он не может получить плату скаждого, кто пользуется услугами маяка. Но это благо необходимо обществу, исодержание маяка берет на себя государство. В экономике это явление называютпроблемой «фрирайдера» (от англ. «свободное дополнение»), т. е. люди могутпользоваться выгодами продукта и услуги, не неся никаких непосредственныхиздержек на их производство. Например, содержание государством армии и т. п.
Оговоримся, что принциписключения может проявляться и по отношению к общественным благам, если на нихустановлены цены, и частные производители могут их реализовать через рынок: этоавтомагистрали, профилактическая медицина, образование и т. п. Вместе с темподобные товары и услуги будут производиться частником в недостаточномколичестве, если государство не будет субсидировать их производство. Эти товарыназывают квазиобщественными или квазигосударственными благами, требующимивыделения дефицитных ресурсов государством. Отсюда постоянные споры на всехуровнях: платное или бесплатное образование, медицина и т. п. В условиях рынкаТИПы, их количество и разнообразие определяются «голосованием рублями»покупателя и продавца. Виды и объемы общественных благ определяет политическаясила государства, а в демократическом обществе се дополняют решениядомохозяйств и предприятий.
Итак, пустьправительством принято решение о производстве того или иного общественногоблага. Откуда и как поступают ресурсы на их производство?
Во-первых, правительстводолжно высвободить ресурсы из индивидуального производства.
Во-вторых, направить(перераспределить) их в производство товаров общественного потребления.
Самое простое и самое«любимое» средство перераспределения налоги на производителей и надомохозяйства. Налогообложение сократит потребительский спрос, а это вызоветснижение спроса на ресурсы у производителей. Государство, получив налоговыепоступления и высвободившиеся ресурсы, определяет направления их использования:оборона, школы, больницы, пожарные команды, музеи, библиотеки и т. п.
Государственноепроизводстве и государственный сектор экономики. Для современной экономики характерноналичие масштабного государственного производственного сектора. Егоформирование и воспроизводство достигается, во-первых, посредствомстроительства предприятий и иных экономических объектов за счет государственныхсредств. Во-вторых, в результате национализации существующих предприятий, а вряде случаев — целых отраслей народного хозяйства и приобретения акций частныхпредприятий. В итоге доля государственной собственности в акционерном капиталебольшинства современных развитых стран составляет 20—40 % и более.Государственная собственность распространяется на ключевые факторыпроизводства. Так, в США государству принадлежит 40 % земли. На основегосударственного сектора решаются важнейшие задачи: создание и развитие новейшихотраслей, стратегическая и структурная перестройка экономики, производствопродукции общественного назначения и т.д.
Государство превратилосьв крупнейшего хозяйствующего субъекта, ведущего предпринимательскуюдеятельность. Не менее важна роль государства как самого крупного предпринимателяв формировании всей системы предпринимательской деятельности, в формировании предпринимательскойсреды. И именно данный аспект приобретает в последние десятилетия ведущеезначение.
На масштабы ираспространение государственного производства влияют исторические, национальныеи политические причины. С другой стороны макроэкономические колебания,цикличность рынка оказывает воздействие и на цикличность политических влияний.При спаде экономической активности, расширении кризисных последствий государствоберет на себя функцию «вытянуть» экономику с наименьшими потерями: прямоефинансирование предприятий и целых отраслей, предоставление госпредприятиямресурсов по льготным ценам и бесплатно. В то же время эти антикризисные меры наопределенном этапе приводят к дестимулированию государственного сектора. Витоге господдержка сменяется политикой развития предпринимательства иконкуренции. Другими словами, действует спираль «государство-конкуренция», реализуемаяв политике сменой правящих партий, исповедующих или разгосударствление, илиогосударствление. Сегодня многие экономисты обращают внимание на то, что еслигосударственный сектор начал расти, и достиг определенного размера, то он можетразвиваться и «сам по себе», на основе собственной, внутренней логикиполитического механизма принятия решений.
Тем не менее, решениекаких задач должно определять состав и масштабы государственного секторанациональной экономике? Для ответа на вопрос об оптимальных размерахгосударственного сектора в экономике перечислим функции власти, представив ихчерез те общественные блага, за поставку которых общество платит налогигосударству.
Чистые общественныеблага. Это прежде всего оборона и безопасность, правосудие (уголовное и большаячасть гражданского) и регулярные правоприменительные практики.
Общественные блага,предоставляемые частными некоммерческими и/или коммерческими поставщиками. В ихчисле: контроль реализации требований закона о страховании различных видовгражданской ответственности; защита семьи и прав ребенка (возможна приватизациянекоммерческими организациями); образование, наука, культура (здесь возможначастичная приватизация — коммерческие отделения в вузах, коммерческие музеи);здравоохранение (в отдельных случаях допустимы коммерческие поставки специальныхуслуг здравоохранения); пенсионное обеспечение; транспорт, связь; денежноеобращение, банки и банковская деятельность (в данной сфере возможно частичнаяили полная приватизация).
К спорным функциямгосударства можно отнести некоторые из выше перечисленных функций, необладающих признаками чистых общественных благ, и функции, связанные сдемпфированием «провалов рынка» и отрицательных внешних эффектов. Их«спорность» обусловлена возможностью приватизации этих функций некоммерческимиорганизациями.
Функции,противопоказанные государственной власти:
владение и управлениесредствами массовой информации, за исключением официальных печатных изданий дляпубликации нормативных актов и объявлений о торгах (приватизация, закупки длягосударственных нужд);
предпринимательство,управление хозяйствующими субъектами, участие в ориентированных на прибыльпроектах бюджетными средствами.
Функции обороны (то естьподдержания боеготовности армии и применения силы при необходимости),обеспечения безопасности, правопорядка и осуществления правосудия ни в однойстране не исполняются на организационной основе коммерческого предприятия. Этиструктуры в странах с развитым правовым режимом — полностью государственные ичастная коммерческая активность в них жестко преследуется.
Государство, такимобразом, непосредственно включается в макроэкономический оборот в качествеодновременно управляющего и хозяйствующего субъекта: оно вступает в юридическиеи экономические отношения с другими субъектами — фирмами и домашнимихозяйствами как покупатель и продавец.
Конечно, это оченьспецифический «покупатель и продавец» — не столько с юридической, сколько ссобственно экономической точки зрения, так как государство осуществляет нарынке до 20—30 % всех покупок. Государственные закупки распространяются насамый широкий круг отраслей, они реализуются в отношении факторов и результатовпроизводства, товаров и услуг, осуществляются в форме государственных заказов,контрактов, закупок государственных организаций и т. д. Этим, в частности,обусловлен значительный уровень доли государственных расходов в структуревалового национального продукта (например, в Швеции — более 60%).
Социальное обеспечение.Доходы населения в рыночной экономике различны, дифференцированы. Правительстводолжно брать на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Для этогоиспользуются экономические и политические меры и программы.
Во-первых, трансфертныеплатежи (безвозмездные выплаты гражданам), которые обеспечивают пособия повозрасту, остронуждающимся, иждивенцам, инвалидам, пособия по безработице. Так,в Швеции трансферты превышают половину общей суммы государственных расходов, вСША государственные трансфертные платежи составляют 75% дохода группы людей ссамыми низкими доходами.
Во-вторых, вмешательствов стихийные рыночные механизмы путем модификации цен через гарантированныезакупочные цены, ограничение цен естественных и технических монополий,установление минимальной заработной платы, перераспределение прогрессивного налогав пользу нуждающихся, обязательное и добровольное социальное страхование.
Социальные программыпризваны смягчить жесткие последствия рыночного «отбора» и имущественнойдифференциации. В развитых странах сегодня ведущую роль приобретают тенденциигуманизации, утверждения принципов социальной справедливости. В связи с этимвозрастает роль государственного финансирования сфер здравоохранения иобразования, программ поддержки семьи, жилищного строительства, социальногообустройства молодежи, пенсионного обеспечения и иных форм социальной помощи игарантий.
Реализация активнойсоциальной политики государства базируется на перераспределении ВВП черезбюджетную систему, и все тяготы по финансированию социальных программ ложатся впервую очередь на плечи работающих налогоплательщиков. Сегодня выделяют четыреосновные модели финансирования расходов социального назначения: континентальную— около 50% ВВП, скандинавскую — более 50%, англосаксонскую — более 40% и южную— более 60% ВВП.
Все вышеперечисленныеформы социальной помощи активно влияют на формирование реальных доходов, тоесть играют положительную роль. В то же время они могут выполнять идестимулирующую роль, сдерживать трудовую активность получателей льгот ипособий. Число последних в условиях государственного попечительства можетрасширяться. В такой ситуации активная социальная политика превращается поотношению к определенным категориям получателей в соцсодержание. Социальнаязащита должна распределяться строго дифференцировано: тем, кто не может помочьсебе сам.
Проблемы социальногообеспечения присутствуют не только в формировании и распределении трансфертов,но и в самом процессе доведения их до получателей. Имеется в виду такназываемый «эффект худого ведра», т. е. потери, связанные с содержаниемаппарата управления и исполнителей, учреждений и организаций, обслуживающихданный процесс, использование социальных сборов не по назначению и т. п. Всеэти факты ведут к сокращению возможностей в поддержке нуждающихся.
3.Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
Фискальная политикапредставляет собой воздействие государства на экономику посредствомформирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертныхвыплат и системы налогообложения. По существу, фискальную политику можноинтерпретировать как налогово-бюджетную политику.
Общее правило можносформулировать так: государство стимулирует совокупный спрос, увеличиваягосрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада и сдерживает его в периодподъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Соответственноразличается экспансионистская, то есть стимулирующая и сдерживающая фискальнаяполитика.
Выделяют дискреционную иавтоматическую фискальную политику.
Дискреционная — политика,которая основана на созидательном вмешательстве в налоговую систему и измененииобъема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост,безработицу и инфляцию.
Автоматическая фискальнаяполитика базируется на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающихестественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.
Наиболее известнымистабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и системасоциальных пособий. В период подъема экономики растут доходы домохозяйств, чтопозволяет взимать налоги по более высоким ставкам, вследствие чего темпы ростарасполагаемых доходов (после вычета налогов и обязательных платежей) начинаютотставать от темпа роста национального дохода, а это, в свою очередь,сдерживает рост потребительского спроса. Рост доходов позволяет сократитьрасходы государства на социальные трансферты. В результате снижаются темпыроста совокупного спроса. В период экономического спада, наоборот, государствосокращает размеры налогов на корпорации, стимулирует экономический рост.
Встроеннымистабилизаторами являются также изменение реального национального дохода,изменение уровня цен, изменение ставки процента.
На практике правительствачасто используют фискальную политику в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной.
Денежно-кредитнаяполитика государства должна решать следующие основные задачи:
обеспечение устойчивостинациональной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;
выработка правилденежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
воздействие наэкономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
Для реализации этих задачЦентральный банк использует определенный набор инструментов: эмиссию, валютнуюполитику, учетную политику, политику открытого рынка и резервную политику.
Мероприятиякредитно-денежной политики оказывают свое влияние на экономику через измененияв величине и/или структуре денежной массы, что отражается в движении активов ипассивов баланса Центрального банка. В зависимости от того, на изменение какойсоставляющей денежной массы воздействует Центральный банк, различают иинструменты денежно-кредитной политики: изменение золотых резервов;предоставление-займов коммерческим банкам; изменение количества денег вобращении; изменение величины резервов коммерческих банков; изменение величиныдепозитов правительства.
На практике правительстваиспользуют фискальную и денежно-кредитную политику в тесной взаимосвязи.
4.Экономическая политика государства
Экономическая политика —это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономическиепроцессы для реализации поставленных целей. Государственное регулирование —основа механизма реализации экономической политики — представляет собой системупрямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальнымобразом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целейэкономической политики. Таким образом, экономическая политика представляетсобой более широкое понятие.
Процесс разработкиэкономической политики начинается с определения ее целей на основе научногоанализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинствестран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объемапроизводства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровняцен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.
Постановка целиподдержания стабильного роста, национального объема производства предполагает,что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.
Поддержание определенногоуровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования вобществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии сосвоим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качествемеры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числанезанятых рабочих мест к численности безработных.
Стабилизация уровня ценспособствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентныйрынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобыопределить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется спомощью индекса стоимости жизни.
Поддержание равновесногосальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобыизменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как этоможет негативно сказаться на количестве денег в обращении.
Цели экономическойполитики реализуются с помощью набора инструментов государственногорегулирования, рассмотренных выше.
Экономическая политикагосударства осуществляется административно-правовыми (оказывающими прямоевоздействие) методами и экономическими (оказывающими косвенное воздействие)методами. Применение инструментов экономической политики может оказыватьактивизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.
Важно как можно болееточно знать не только характер воздействия каждого инструмента на цель, но иколичественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основесоставления целевой функции экономической политики — упорядоченного множества целей,применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целейи инструментов рыночных факторов.
При разработке вариантаэкономической политики важно не только правильно определить, какое влияниеокажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда этопроизойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структурыэкономической политики. Она включает: «лагпризнания» (промежуток времени,необходимый для осознания политиками насущности соответствующей проблемы регулирования);«лагрешения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запускерегулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действийгосударственных институтов по включению соответствующих инструментов);«промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущегоинструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лагвоздействия» (время непосредственного воздействия инструмента на цель).
При оценке воздействияинструмента экономической политики на цель следует учитывать не только времяэтого воздействия, но и то, как мощность воздействия распределяется во времени.Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможногоположительного эффекта, то от процесса регулирования целесообразно отказаться.
Центральным пунктомдискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебанийэкономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссиисводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика игратьактивную роль в стабилизации экономики или их роль должна заключаться вприспособлении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный»характер экономической политики)? Следует ли в процессе реализацииэкономической политики придерживаться определенного курса или же политическиедеятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменениеусловий («твердый» или «дискреционный» курс)?
В пользу активногохарактера экономической политики приводятся следующие аргументы. Для периодовспадов характерны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модельсовокупного спроса и совокупного предложения показывает, каким образом шоковыепотрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикимогут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответствующие шоки.Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.
Основным аргументомпротив активной экономической политики является наличие временных лагов,которые осложняют задачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лагиделят на внутренний и внешний. Внутренний лаг — это промежуток времени междумоментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг- это промежуток времени между моментом принятия мер экономической политики ивременем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политикихарактерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы,нужно согласие президента, правительства, принятие законов и т. д. Денежно-кредитнаяполитика характеризуется длительным внешним лагом.
Сторонники пассивнойэкономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику частооборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономическойполитики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимостьрегулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют«автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулироватьэкономический рост без специальных корректировок экономической политики.
Поскольку результатыэкономической политики проявляются лишь через определенный промежуток времен и,для успешной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовкапрогноза создает основу для разработки программы государственного регулированияэкономики. Этот процесс обычно распадается на четыре этапа. На первом этапепроисходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятияполитических решений определяется очередность целей и их желаемые величины.Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантовэкономической политики, обеспечивающих достижение целей программы. На третьемэтапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляются бюджеты,определяются системы управления и контроля над выполнением программы. Начетвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одногоиз вариантов программы.
Направления, формы,методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными.Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы, методысущественно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, типнациональной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многиедругие факторы.
Традиционно «векомрегулирования» называют период с 1945-го по 1970 гг., когда наблюдался резкийрост активности государственного вмешательства в экономику практически во всехстранах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизациичастных и образовании государственных предприятий, росте доли государственныхрасходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубиныгосударственного регулирования.
70-е годы называютпереходным периодом. Закончился «золотой век» мировой экономики, многие, еслине все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизиласьих конкурентоспособность по сравнению с Японией и восточно-азиатскими странами.Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политическипроизошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращениегосударственного вмешательства и широкое применение рыночных принципов.Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение,что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда дажеухудшает ее. Во многих развитых странах возникла серьезная переоценкачеловеческих и природных издержек промышленного роста, активизировалисьполитические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. Врезультате все больше распространялись социальные цели регулирования (защитапотребителей, трудовые стандарты, защита окружающей среды), которые ранееуступали экономическим проблемам.
Период времени с начала80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие странысущественно перестраивают свои отношения между государством и экономикой,включая реформу регулирования, уменьшение расходов бюджета, приватизацию. В этовремя вновь актуализируются теории, базирующиеся на принципах признания«провалов государства». Проблемы развивающихся стран дискредитировали их моделиэкономического менеджмента, базирующиеся на кейнсианском совокупном спросе игосударственном регулировании. Более того, появилось мнение, что именногосударственное регулирование повинно в отставании ряда развитых стран отЯпонии и азиатских стран.
Постепенноедерегулирование проявлялось в разных странах через, сокращение государственныхрасходов, продажу государственного имущества (приватизацию), введениекоммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечениюблагосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулирования, такие, какфранчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями)и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом дляреализации общей цели.
Таким образом, по мере совершенствованияобщества, изменений в структуре производства, сдвигов в материально-техническойбазе, актуализацией тех или иных сфер в жизни общества происходит обогащение,уточнение функций государства, В этом смысле дерегулирование, получившее практическуюреализацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзярассматривать как устранение государственного регулирования, а скорее какадекватное определенному этапу экономического развития изменение роли и функцийгосударства, форм и методов государственного регулирования.
Этот процесс идет последующим направлениям:
последовательный переходот прямых к косвенным методам регулирования экономики;
резкое усилениесоциальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов,определении прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени; решениисложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений между трудом икапиталом, социальное партнерство;
уменьшение неоправданнойдифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе.
Роль государствакачественно различается на этапах становления и формирования рыночной экономикии в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономикирыночного типа.
В странах с переходнойэкономикой государственное вмешательство должно не только регулировать рынки,но и способствовать их созданию, поскольку права собственности не стабильны,четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательныхграниц предпринимательского поведения.
В условиях рынкарациональная экономическая политика требует учета двойственной природыгосударства как субъекта и как противоречивого фактора экономического развития.Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практикереализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами«провалов» государства являются: невозможность агрегирования общественныхпредпочтений, отсутствие конкуренции, несовершенная с точки зрения выявленияистинных общественных предпочтений парламентская процедура принятия решений,бюрократия, поиск «политической ренты», лоббизм, эффект «рациональногоигнорирования» и другие.
Поэтому современноетеоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поискастратегий эффективного его воздействия на экономические процессы. Важнымифакторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются:структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочнойперспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативнымэффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможныхискажающих последствий как основа максимизации функции общественногоблагосостояния.
По мере становлениягражданского общества все большую значимость приобретают общественныеинституты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзыпромышленников, предпринимателей., банкиров, торгово-промышленные палаты,профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства,общества потребителей, экологические движения и проч. Они не являются в чистомвиде ни институтами государства, ни рынка, но выступают реальными участниками исубъектами регулирования экономических и социальных процессов.

Списокиспользованной литературы
 
Акопова Е.С.,Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И.Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К.Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
Мироваяэкономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С.,Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. –М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П.Экономика. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рыночная инфраструктура в современной экономике. Биржевая деятельность
Реферат Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения
Реферат Проблема взаимодействия общества и личности в трудах З.Фрейда
Реферат Методы ценообразования в рыночной экономике
Реферат Материальное стимулирование труда работников флота
Реферат Development Of Computers Essay Research Paper THE
Реферат Основные подходы к классификации банковских рисков методы управления ими а также определение путей
Реферат Территории муниципальных образований
Реферат Инвестиционная политика банков - 2
Реферат Виконання розрахунку лінійних електричних кіл змінного струму
Реферат Королевство Кастилии и Леона в XI - XIII вв Социальная структура
Реферат Русско-японская война: действия в Маньчжурии
Реферат Классификация кооперативов
Реферат Boot Process And Hardware Components Essay Research
Реферат Разработка программы "Формирование и проверка контрольной суммы кластеров"