Реферат по предмету "Экономика"


Регулирование естественных монополий в РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Антимонопольное регулированиеестественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущностьгосударственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управленияестественными монополиями
1.3 Перспективы развития инаправления регулирования естественных монополий
2. Реформирование естественныхмонополий в РФ
2.1 Нормативно-правовое регулированиеестественных монополий
2.2 Цели и задачи реформированияестественных монополий
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕЕстественныемонополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электро-, газо- иводоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту вгородах — всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданамиразличных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества).От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей.Естественные монополии – это необходимый элемент в жизни любой страны, ведь онипозволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективноиспользовать ограниченные природные ресурсы. Вопрос о сущности естественныхмонополий, способах их реформирования и государственного регулирования в Россииприобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено теснойвзаимосвязью естественных монополий с социальной и экономической жизньюобщества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности другихсубъектов экономики, а также несоответствием внутренней организацииестественных монополий условиям функционирования в рыночной среде.Любыенегативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществленияструктурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономическихпоказателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положениеестественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическуюполитику.
Но, несмотря на такойположительный эффект, естественные монополии — это предприятия, за которыминужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, онимогут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия.
Целью исследования данной курсовой работыявляется изучение сущности государственного управления естественнымимонополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулированияестественных монополий РФ, целей и задач реформирования управленияестественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:
— определить понятиегосударственного управления естественными монополиями в РФ;
— проанализироватьсистему управления естественными монополиями как объект управления;
— проанализироватьперспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
— определить цели изадачи реформирования естественных монополий в РФ.
Объектомисследования выступаетсфера естественных монополий РФ.
А, следовательно, предметомисследования работы является государственное управление естественнымимонополиями в РФ.

1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1.1 Понятие исущность государственного регулирования естественных монополий
Естественная монополия(natural monopoly) — разновидность абсолютной монополии, наличие которойобъективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяетудовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Подестественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой припроизводстве определенного типа продукции единственная организация (илинебольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объемпродукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.[1]
Согласно законодательствуРФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынкеэффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностейпроизводства (в связи с существенным понижением издержек производства наединицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимыесубъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другимитоварами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимыесубъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения ценына этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующиесферы действия естественных монополий:
-транспортировка нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
-транспортировка газа потрубопроводам;
-услуги по передачеэлектрической и тепловой энергии;
-железнодорожныеперевозки;
-услуги транспортных терминалов,портов, аэропортов;
-услуги общедоступной электрическойи почтовой связи;
-оперативно-диспетчерскоеуправление в энергетике;
-использованиеинфраструктуры внутренних водных путей.
Под государственнымуправлением естественными монополиями понимается целенаправленная, планомерная,непрерывная деятельность органов государственной власти Российской Федерации,которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем посодержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижениетребуемых макроэкономических показателей. Основной целью государственной антимонопольнойполитики является обеспечение эффективного использования рыночных механизмовдля поддержания нормального конкурентного климата.
Регулированиедеятельности естественных монополий – комплексный процесс с вовлечением в негобольшого количества участников со стороны государственных органов и различногорода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, таки самих монополий.
Естественно-монопольноезаконодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных»отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. [2]
В соответствии со ст. 3Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии — хозяйствующийсубъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров вусловиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии невключает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, вотношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, иусловие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа.Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя изопределения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считатьосуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
В соответствии с приказомФедеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положенияо реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляютсягосударственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественныхмонополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электроннойформе информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятыхпроизводством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии втопливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование,юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные обобъемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).
Реестр субъектовестественных монополий носит заявительный характер и формируется на основанииинформации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов,а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключенииих из Реестра.
Председатель ПравительстваРФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развитияконкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развитияконкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что длясовершенствования системы регулирования естественных монополий необходимореализовать следующие мероприятия:
— внесение изменений вфедеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающихуточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестрасубъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации,разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;
— внедрение в системугосрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходностиинвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других«квази-конкурентных» механизмов, которые предусматривают установлениедолгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенныйкапитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержаниеопределенного уровня качества услуг;
— обеспечениеэффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путемустановления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедурыдолжны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, чтосократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствоватьснижению роста тарифов;
— выделение из сферыдеятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которыемогут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например,осуществление части работ по подключению к системам коммунальнойинфраструктуры);
— активизация работы поразвитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в томчисле посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные иестественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов косуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельногоучета указанных видов деятельности;
— принятие правилнедискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Важной антикризисноймерой является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд,а также нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий.[3]
1.2  Система органов управления естественными монополиями
Под системой управленияестественными монополиями Российской Федерации предлагается пониматьсовокупность органов управления естественными монополиями, функционирующих вцелях достижение требуемых макроэкономических показателей. Организациюуправления естественными монополиями осуществляют органы управления естественнымимонополиями.
К государственным органам управления естественными монополиями относятся федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель федеральной службы — Артемьев Игорь Юрьевич; Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, уполномоченная осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель федеральной службы — Новиков Сергей Геннадьевич. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.
Федеральнаяантимонопольная служба Российской Федерации и Федеральная служба по тарифамРоссийской Федерации подведомственны Правительству Российской Федерации(подчиняются непосредственно премьер-министру Российской Федерации – ПутинуВладимиру Владимировичу). Службы представляют в Правительство РоссийскойФедерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
Федеральный органисполнительной власти в области управления естественными монополиями в пределахсвоей компетенции координирует и контролирует работу органов исполнительнойвласти в области управления естественными монополиями субъектов РоссийскойФедерации. Они, в свою очередь, осуществляют контроль за реализацией органами местногосамоуправления в области управления естественными монополиями законодательстваРоссийской Федерации в области управления естественными монополиями. [4]
Общее руководствофедеральным органом исполнительной власти по регулированию естественноймонополии осуществляется его руководителем.
Органы регулированияестественных монополий выполняют следующие основные функции:
— формируют и ведутреестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляютсягосударственные регулирование и контроль;
— определяют методырегулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно кконкретному субъекту естественной монополии;
— контролируют в пределахсвоей компетенции соблюдение требований Федерального закона от 17 августа 1995года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
— вносят в установленномпорядке предложения по совершенствованию законодательства о естественныхмонополиях;
— принимают решения повсем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулированиядеятельности субъектов естественных монополий, а также примененияпредусмотренных Федеральным законом Федерального закона от 17 августа 1995 года№ 147-ФЗ «О естественных монополиях».[5]
 
1.3 Перспективы развития и направления антимонопольного регулирования естественных монополий
Необходимо отметить, чтотолько часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях,как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт исвязь, относятся к естественным монополиям и подвергаются государственномурегулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могутэффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентнойсреды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.[6]
Например, производство,как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие оттранспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественноймонополией. Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефоннаясвязь, также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока вомногих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне вРоссии должны быть причислены к естественным монополиям и, подвергатьсярегулированию.[7]
Роль антимонопольногооргана в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. Наначальном этапе, по мере создания конкурентного оптового и розничных рынков, атакже правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующиедобросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотреблениедоминирующим положением, в том числе через принудительное разделение иустановление государственного регулирования.
На следующих этапахреформирования существует необходимость жесткого антимонопольного контроля задействиями субъектов как на оптовом, так и на розничном рынках электроэнергии.При этом следует совмещать антимонопольный контроль на конкурентных рынках сгосударственным регулированием (тарифное регулирование, лицензирование) нарынках, где невозможно развитие конкуренции по объективным технологическимусловиям. В целях создания равных конкурентных условий осуществленияхозяйственной деятельности в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Обэлектроэнергетике» устанавливается запрет на совмещение производства ипередачи, а также передачи и сбыта электроэнергии в рамках одного юридическоголица или группы лиц.
Второе важнейшеенаправление – демонополизация сферы железнодорожных перевозок и переход крегулированию услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.В основе развития конкуренции на железнодорожном транспорте лежит увеличениеколичества операторов железнодорожного подвижного состава. Важной задачейявляется установление равных условий для перевозчика в оказании услуг поиспользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользованиянезависимо от форм собственности, правовых и имущественных отношений свладельцем инфраструктуры.
В идеале структурныеизменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентныесилы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.
Технологически,структурно и экономически выверенное проведение реконструкции не толькоограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредствомчеткого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственнойдеятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются врамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящаяперед регулируемыми органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитатьиздержки, которые должны быть отнесен на регулируемые виды деятельности.
Нередко встречаютсяслучаи перенесения затрат с регулируемых на нерегулируемые виды деятельности,что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышатьцены, а с другой – применять заниженные цены на нерегулируемых рынках,позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж нарынке.[8]
В электроэнергетике,газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспортенеобходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будутспособствовать решению вышеописанных проблем.
1. Регулируемые и нерегулируемыевиды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько этовозможно в существующих экономических, социальных и политических условиях.Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, нонаилучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий покаждому виду деятельности, которые действовали на основе открытой контрактнойсистемы. В первую очередь необходимо отделить производственные функции оттранспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные видыдеятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т. д.), которые хотяобычно и имеют специализированную направленность, могут осуществляться наконкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятиясоциальной инфраструктуры.
2. Регулируемые видыдеятельности должны характеризоваться открытостью информации для органоврегулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на достаточно высокомдля обеспечения нормальной рентабельности уровне и, соответственно, привлекатьновые инвестиции.
3. Потенциальноконкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целяхформирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетике должны бытьобразованы независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямуюконкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонной связи уже внастоящее время наблюдаются подобные позитивные сдвиги. В перспективе и вгазовой промышленности можно сформировать конкурентную среду.
4. Конкуренция можетразвиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующимиорганами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергиии природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характердоступ к транспортным системам, а международным и междугородным операторам –открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органоврегулирования является обеспечение такого свободного доступа для всехпотенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьерыдля входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми инедискриминационными.
5. Должен бытьреконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями,работающими в сферах естественной монополии. В настоящее время федеральноеправительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль каксобственника является номинальной и, администрации осуществляют управлениепредприятиями без учета интересов собственника.
В рыночных экономикахдержатели акций или их представители, совет директоров  оказывают решающеевлияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяетрегулирующим органам участвовать в процессе формирования нормы прибыли навложенный капитал. Низкий уровень корпоративно-акционерного управленияуменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственникипредприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управлениякомпании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала присуществующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказываетопределенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полнойприватизации, так и до ее проведения корпоративно-акционерное управление можетстать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторовпосредством продажи или передачи в управление больших пакетов акций тем лицамили организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работойменеджеров. Использование заемного капитала также может привести к ростуэффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будутзаинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия.
6. Инвестиционный процесснеобходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти вовсех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производитсяпреимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевыеинвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средствомфинансирования инвестиций и нередко используются нерационально. Тарифноефинансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должныстимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерногокапитала.
7. Во всех отрасляхестественных монополий необходимо дальнейшее совершенствование механизмаценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы сучетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует такжедифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованноеперераспределение доходов между железными дорогами. Перекрестное субсидированиельготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отрасляхестественных монополий, должно быть прекращено. Субсидии, которые будутпризнаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должныпредоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителейсоответствующих ресурсов или услуг.
8. Необходимоликвидировать холдинговые компании, нацеленные на осуществление административногоконтроля на федеральном уровне и централизованное перераспределение доходов иприбылей предприятий. Для этого потребуется дальнейшее развитие соответствующихправовых институциональных условий, а также систем регулирования.
9. Во всех отрасляхестественных монополий следует сократить издержки и повысить эффективностьхозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости,а также к ликвидации малоэффективных производств.[9]

2. РЕФОРМИРОВАНИЕЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1 Нормативно-правовоерегулирование естественных монополий
Цельгосударственно-правового регулирования естественных монополий — удерживать илиустановить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектовестественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правилповедения.[10]
Законы, регулирующиедеятельность естественных монополий, можно условно классифицировать последующим группам:
1. Законы, предметомрегулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условияих деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (по состоянию на 01.01.2009 года).
2. Отраслевые законы.Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РоссийскойФедерации» (по состоянию на 01.04.2009 года), федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009), федеральныйзакон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ,федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (посостоянию на 4 ноября 2007 г.), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред.от 31.12.2004) «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Законы, регулирующиеразличные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнестиГражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие впроцессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции занепредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, ворган регулирования естественных монополий).
Федеральный закон «Оестественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики всфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей исубъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционированиесубъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров дляпотребителей.
Органы регулирования естественныхмонополий вправе:
— принимать обязательныедля субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или опрекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
— принимать всоответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящегоФедерального закона;
— направлять субъектаместественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращениинарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении ихпоследствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательномуобслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении вфедеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающихнастоящий Федеральный закон;
— принимать решения овключении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
— направлять органамисполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные дляисполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, несоответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушенийнастоящего Федерального закона;
— принимать решения оналожении штрафа на субъект естественной монополии;
— привлекать кадминистративной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителейсубъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной властии органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящимФедеральным законом;
— обращаться в суд сиском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применениемили с нарушением настоящего Федерального закона;
— осуществлять иныеполномочия, установленные федеральными законами. [11]
Основания для принятияорганами регулирования естественных монополий решений о применении методоврегулирования:
1. Орган регулированияестественной монополии принимает решение о применении методов регулирования,предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами,применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализаего деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых(реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оцениваетсяобоснованность затрат и принимаются во внимание:
— издержки производства(реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья иматериалов, накладные расходы;
— налоги и другиеплатежи;
— стоимость основныхпроизводственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для ихвоспроизводства, и амортизационные отчисления;
— прогнозируемая прибыльот возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
— удаленность различныхгрупп потребителей от места производства товаров;
— соответствие качествапроизводимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
— государственные дотациии другие меры государственной поддержки Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 «О естественных монополиях», (по состоянию на 01.01.2009 года).
2. При принятии решения оприменении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественноймонополии, орган регулирования естественной монополии обязан рассматриватьинформацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данногосубъекта естественной монополии.
Органы регулированияестественных монополий самостоятельно принимают решение о включении/исключениисубъектов естественных монополий из своего реестра. Если хозяйствующий субъектопределен как монополист и включен в реестр, то к нему будет примененогосударственно-правовое регулирование, какой метод конкретно следует выбратьотносительно того или иного монополиста определяет орган регулированияестественных монополий.[12]
Федеральным законом от 17августа 1995 г. №147 «О естественных монополиях» (по состоянию на01.01.2009 года) установлено, что органами регулирования естественных монополиймогут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественныхмонополий:
1) ценовое регулирование,осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или ихпредельного уровня;
2) определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установлениеминимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения вполном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектоместественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересовграждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурныхценностей.
Право доступа к системероссийских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределытаможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям,осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, атакже организациям, являющимся основными обществами по отношению корганизациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытойнефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентнойпропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их техническихвозможностей).
Перечень товаров (работ,услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируютсягосударством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на этитовары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правилагосударственного регулирования и контроля, утверждаются ПравительствомРоссийской Федерации.[13]
 
2.2 Цели и задачиреформирования естественных монополий
 
1. Услуги по передачеэлектрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению вэлектроэнергетике.
Цели и задачи энергетическойреформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Согласно этомудокументу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивогофункционирования и развития экономики и социальной сферы, повышениеэффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежногои бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегическая задачареформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивогоразвития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принциповфункционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономическиэффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую итепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачамреформы также относятся:
— создание конкурентныхрынков электроэнергии в тех регионах России, где организация таких рынковтехнически возможна;
создание эффективногомеханизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи ираспределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организацийотрасли;
— стимулированиеэнергосбережения во всех сферах экономики;
— создание благоприятныхусловий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству(генерации) и передаче электроэнергии;
— поэтапная ликвидацияперекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителейэлектроэнергии;
— создание системыподдержки малообеспеченных слоев населения;
— сохранение и развитиеединой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети идиспетчерское управление;
— демонополизация рынкатоплива для тепловых электростанций;
создание нормативнойправовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новыхэкономических условиях;
— реформирование системыгосударственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
— уточнение статуса,компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
С учетом последующих измененийв нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в«Концепции Стратегии ОАО РАО „ЕЭС России“ на 2005-2008 гг.[14]
2. Железнодорожныеперевозки.
Целями структурнойреформы на железнодорожном транспорте являются:
— повышение устойчивостиработы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемыхим услуг для обеспечения единого экономического пространства страны иобщенационального экономического развития;
— формирование единойгармоничной транспортной системы страны; снижение совокупныхнародно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
— удовлетворениерастущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
Для достиженияпоставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожномтранспорте необходимо обеспечение реализации следующих задач и принципов:
— разделение функцийгосударственного управления и организации хозяйственной деятельности нажелезнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структурыконкурентных видов деятельности;
— сохранение единойгосударственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог ицентрализованного диспетчерского управления;
— поэтапное прекращениеперекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскимии экспортно-импортными перевозками; совершенствование тарифной политики;
— дальнейшее развитиеконкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок иобслуживания пассажиров;
— недопущение слиянияпредприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиямиестественно-монопольного сектора;
— обеспечениегарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федеральногожелезнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний — операторов и пользователей подвижного состава;
— выделение из сферы деятельностифедеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения(кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;
— обеспечение финансовойпрозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основевведения раздельного финансового учета; осуществление мер, обеспечивающихповышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
— повышение материальнойзаинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение имсоциальных гарантий.[15]
3. Услуги транспортныхтерминалов, портов, аэропортов.
Реформирование услугтранспортных терминалов, портов, аэропортов осуществляется с помощьюПостановления Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 „О федеральной целевой программе “Развитие транспортной системы России (2010- 2015 годы)» (с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.)
Целями Программы являются:
— развитие современной иэффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорениетовародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
— повышение доступностиуслуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособноститранспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение комплекснойбезопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционногоклимата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Для реализации этих целейнеобходимо решение следующих задач:
— развитие путейсообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии,внутренние водные пути);
— строительствоскоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организациискоростного пассажирского движения; формирование единой дорожной сетикруглогодичной доступности для населения;
— развитие аэропортовойсети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);
— увеличение пропускнойспособности российских морских портов;
— комплексное развитиетранспортных узлов, включая терминально-логистические центры;
— повышениеконкурентоспособности международных транспортных коридоров; обновление парковтранспортных средств, состава морского и речного флота; обеспечениетранспортной безопасности;
— развитиеинтегрированной системы контроля безопасности на транспорте;
— формирование иотработка механизмов проектного управления инвестициями.[16]
4. Услугиобщедоступной электрической и почтовой связи.
Реформирование услугиобщедоступной электрической и почтовой связи осуществляется с помощью Проектаконцепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручениюПравительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии сраспоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.
Целями настоящей Концепцииявляются:
— обеспечение гражданстраны универсальными услугами высокого качества;
— повышение качестваоказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедренияновых технологий;
— активизация рыночныхмеханизмов функционирования почтовой связи, развитие конкуренции, созданиеблагоприятных условий для развития предпринимательства;
— повышениеинвестиционной привлекательности организаций почтовой связи;
— совершенствованиемеханизма защиты прав пользователей услуг, гарантированных КонституциейРоссийской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Для достижениявышеперечисленных целей требуется решение следующих основных задач:
— пересмотреть системукачественных показателей универсальных услуг почтовой связи и привести ее в соответствиес требованиями экономики и потребностями граждан страны;
— изменить механизмфинансирования деятельности организаций федеральной почтовой связи по оказаниюуниверсальных услуг;
— усовершенствоватьпорядок лицензирования деятельности по оказанию услуг почтовой связи;
— усовершенствоватьсистему нормативно-правового регулирования деятельности в области почтовойсвязи;
— сформировать системумониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.[17]
5. Использованиеинфраструктуры внутренних водных путей.
Реформированиеосуществляется с помощью Концепции развития внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 3 июля 2003 г. N 909-р..
Концепция развития внутреннеговодного транспорта Российской Федерации определяет основные направленияразвития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методыгосударственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночныхотношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 года.
Основной целью развитиявнутреннего водного транспорта является его превращение в современную,высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплексастраны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований косуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных,природоохранных и других задач.
Достижение поставленнойцели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектовотрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:
— создание условий дляэффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышениеконкурентоспособности предприятий отрасли;
— расширение и развитиерынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
Задачами по улучшениюусловий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:
— улучшение условийсудоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынкауслуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в томчисле:
а) реконструкциявнутренних водных путей и улучшение эксплуатационных параметров судоходныхгидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;
б) увеличениепротяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовыхходов и освещаемой обстановкой;
в) создание судоходныхусловий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, преждевсего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;
г) модернизациятехнического флота и повышение интенсивности его использования для улучшенияпараметров водных путей;
д) развитие связи инавигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средствсвязи, спутниковой навигации и информатизации;
е) развитиеинфраструктуры внутренних водных путей для обеспечения перевозок помеждународным транспортным коридорам, а также для развития туристическогобизнеса, водного спорта и отдыха;
ж) обеспечение развитиявнутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами ипотребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;
— развитие транспортногофлота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:
а) проведение реновациисудов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
б) пополнение флота засчет закупки судов преимущественно российского производства;
в) ускоренное списаниеморально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещенииэксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
— реконструкция портов иреформирование портовой деятельности, в том числе:
а) улучшение техническогосостояния причальных сооружений в портах;
б) модернизация и заменаморально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных техническихсредств и устройств;
в) созданиеспециализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
г) строительство новыхпричалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральныхудобрений, химических грузов и сжиженного газа;
д) капитальный ремонт иразвитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей;
е) приоритетное развитиепортов в полосе международных транспортных коридоров;
— становление и развитиеэкономически состоятельных и инвестиционно-привлекательных судоходных компанийпутем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятийотрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции иобразования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции нарынке услуг внутреннего водного транспорта;
— совершенствованиегосударственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
а) реструктуризациягосударственных учреждений и унитарных предприятий;
б) совершенствованиемеханизма управления объектами федеральной собственности;
— расширениевзаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественноновых логистических схем и технологий организации транспортного процесса,прежде всего интермодальных перевозок;
— обеспечениебезопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическуюбезопасность, путем:
а) создания системыуправления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте;
б) регламентации икоординации контрольных и надзорных функций государственных органов дляповышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства вдеятельность субъектов рынка;
в) создания специальныхсудов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизацииразличных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в воднуюсреду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшееимущество;
г) расширенияиспользования экологически чистых судовых источников энергии и экологическибезопасных перегрузочных технологий;
— развитие страхования навнутреннем водном транспорте, в том числе:
а) страхование пассажирови экипажей судов;
б) страхованиеответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов илоцманской проводке судов;
в) страхование ответственностиза негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водноготранспорта.
Задачами по расширению иразвитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынкавнутренних перевозок, в том числе:
— увеличение объемовперевозок нерудных строительных материалов;
— освоение новыхгрузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства ипотребления промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи ииспользования природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связеймежду регионами;
— увеличение объемагрузовых перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, втом числе в связи с прогнозируемым развитием экономики этих районов на основеосвоения новых месторождений природных ископаемых;
— расширение географииперевозок за счет освоения районов со слабо развитой транспортнойинфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок по малым рекам Сибири иДальнего Востока;
2) обеспечение интеграциивнутренних водных путей России в систему международных транспортныхкоммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитныхперевозок, в том числе:
— освоение новыхэкспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширениявнешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (преждевсего из внутренних речных портов);
— организация перевозокпо международным транспортным коридорам;
— развитие прямогобесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностраннымипортами в зимний период;
— переключениесуществующих в международном сообщении грузопотоков из портов стран Балтии иУкраины в российские речные и устьевые порты;
— развитие трансграничныхперевозок на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами;
— обеспечение доступароссийских судов на внутренние водные пути других государств;
— регулирование навзаимной основе доступа на внутренние водные пути России судов под флагоминостранного государства;
3) развитие рынкапассажирских перевозок, в том числе:
— совершенствованиемеханизма обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;
— развитие туристическогобизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и туристическихмаршрутов, в том числе и на не используемых в настоящее время для этих целейвнутренних водных путях;
— повышение уровняобслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой инфраструктуры.[18]
6. Транспортировканефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
РегулируетсяПостановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественныхмонополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов».
Регулирование тарифовосновывается на следующих принципах:
а) ведение раздельногоучета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемымвидам деятельности;
б) возмещениеэкономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий,непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти инефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Применяются следующиеметоды государственного регулирования:
а) метод экономическиобоснованных расходов;
б) метод экономическиобоснованной доходности инвестированного капитала;
в) метод предельныхмаксимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировкинефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видамитранспорта;
г) метод индексациитарифов.
При установлении(изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:
а) расчетный объем услугпо транспортировке нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемыйисходя из показателей за отчетный период с учетом заявок пользователей услуг напланируемый период, копии которых субъект естественной монополии направляет врегулирующий орган по его запросу;
б) расчетный плановыйобъем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономическиобоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказаниемуслуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;
в) эффективностьтранспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршрутутрубопроводным транспортом или альтернативными видами транспорта, определяемаяна основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарныхзатрат заказчиков услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов при ихтранспортировке трубопроводным транспортом с затратами при перевозке поальтернативным маршрутам альтернативными видами транспорта.[19]
7. Транспортировкагаза по трубопроводам.
Главной задачей являетсясоздание условий свободной конкуренции, прежде всего, необходимо обеспечитьравенство условий при получении доступа всех производителей газа кгазотранспортной системе ОАО «Газпром», введение единых тарифов натранспортировку для всех субъектов газового рынка. Естественно — монопольныевиды деятельности и, в первую очередь, транспортировка газа должныконтролироваться государством, что невозможно без ясного пониманияценообразования, структуры издержек производства.[20]

ЗАКЛЮЧЕНИЕДляразвития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий,но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не толькоорганично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалыхвысот.Еслипредприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о егосиле и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страныстановятся монополистами. Приоритетной задачей правительства должно статьрегулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчасдеятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевыемонополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.Антимонопольныеорганы пока еще только совершенствуются, и это сказывается на монополиях всехтипов: с каждым годом все лучше для общества.Основнойпроблемой в «большом» бизнесе скорее является именно коррупция, но это уже совсемдругая тема.Развитиеи становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организацийспособно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояниежителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, такпусть они заботятся о своих рабочих и их семьях.Учитываяособую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям,их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономическогокризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживаниероста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке приодновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно длярасширенного воспроизводства. При правильной политике государства можнорассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и гражданстраны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Авдашева С. Б. Политика поддержкиконкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отрасляхестественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б.:Издательский дом «Новый учебник». – 2004, – 176 с.
2 Белоус В. Р.Современная экономика:многоуровневое учебное пособие / под ред. В. Р. Белоус – Ростов н/Д.: изд-во«Феникс». – 2002, 221 с.
3 Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации
4 Долгушева А. В. Государственноерегулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504– Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск:Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2007, – 70 с.
5 Князева И. В. Антимонопольнаяполитика в России: учебное пособие / И. В. Князева. – М.: Омега – Л. – 2009, –494 с.
6 Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях
7 Концепции развития внутреннеговодного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.
8 Меркулова Ю. А. Особенностироссийского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика.– 2009. – №4/5. – С. 70-76.
9 Официальный сайт Федеральнойантимонопольной службы Российской Федерации / http: // www.fas.gov.ru / .
10 Официальный сайт Федеральнойслужбы по тарифам Российской Федерации / http: // www.fstrf.gov.ru / .
11 Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 «О федеральной целевой программе „Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)“(с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.).
12 Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 „О реформированииэлектроэнергетики Российской Федерации“.
13 Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 „О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий потранспортировке нефти и нефтепродуктов“.
14 Приказ Федеральной службы потарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестресубъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляютсягосударственное регулирование и контроль».
15 Проект концепции развития рынкауслуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства РоссийскойФедерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.
16 Распоряжение Правительства РФN691-р от 19 мая «Об утверждение программы развития конкуренции в РФ и планамероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг.».
17 Сохимо М. В. Антимонопольноерегулирование: учебно-методическое пособие / М. В. Сохимо. – Благовещенск:Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2008, – 184 с.
18 Федеральный Закон от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 01.01.2009) „О естественных монополиях“ (принят ГД ФСРФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL:base.consultant.ru/cons/cgi/online.
19 Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года).
20 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию на 01.04.2009 года).
21 Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009).
22 Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию вРоссийской Федерации» (по состоянию на 4 ноября 2007 г.).
23 Федеральный закон от 26.10.2002 N127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) „О несостоятельности (банкротстве)“.
24 Харченко Е. В. Системагосударственного и муниципального управления: учебное пособие / Е. В. Харченко.– М.: КноРус. – 2009, – 272 с.
25 Цыганов А. Б. Конкуренция иантимонопольное регулирование: учебное пособие / под ред. А. Б. Цыганов. – М.:Логос. – 1999, – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.