Белгородскийгосударственный технологический
университетим. В.Г. Шухова
РАЗВИТИЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Уварова Н.В.
Научный руководитель:
канд. социол. наук,доц.
Реутов Н.Н.
Развитиепрофессиональных и личностных компетенций как фактор повышенияконкурентоспособности молодого специалиста
специалистпрофессиональный качество конкурентоспособный
Молодежь, составляющаятретью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системевоспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационнымпотенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована вовсе сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней,во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населениястраны.
В начале ХХ века блистательно-афористичныйКозьма Прутков утверждал: «Однобокий специалист подобен флюсу. Полнота егоодносторонняя». Смысл этого тонкого наблюдения в полной мере раскрылся в эпохуновых рыночных экономических условий с конкуренцией людей и идей. СпециалистXXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить,принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развитиеэкономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования ккачеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающимспециалистам. Таким образом, современное состояние рынка труда России диктуетнеобходимость дополнительного качества специалиста – конкурентоспособность.
Термин «конкуренция»имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать,соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такиепрофессиональные и личностные качества, которые дают ему определенныепреимущества перед другими кандидатами при приеме на работу.
В чем же эти преимущества?Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной«ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумеваетсяпроцесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, атак же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества.
Современный молодежныйрынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывоммежду трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Обострилисьпроблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством,занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынкатруда.
Согласно даннымсоциологических исследований работодатели отмечают, что для успешноготрудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных,так и личностных компетенций. Среди причин, мешающим молодым специалистамтрудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта,высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиямрынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистамиданного профиля и др.
Основы профессионализмазакладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его втечение всей жизни в разных формах профессионального образования. Ноокончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатываяопределенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессиональногоповедения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний,умений и результатов труда специалиста в данной области, а определеннаясистемная организация психики человека с определенной социальнойнаправленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению освоем месте в профессиональной общности. Широко используемое сегодня понятие«компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижениючего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблемили сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б)совокупность полномочий, прав должностного лица.
Итак, профессионализм –это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своейдеятельности. Профессиональная компетентность – степень проявленияпрофессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делатьего хорошо и эффективно.
Можно заметить, чтопрестижная и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным,которые способны быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другимилюдьми; способны к точной передаче своих мыслей и чувств. Все дело в том, чтонаша работа напрямую зависит от наших отношений с людьми, от нашейкоммуникативной компетентности (культуры общения), от нашей психологическойгибкости.
Почему компетенции различаютна профессиональные и личностные? Разве компетенции не находятся в единстве? Невсегда. И особенно это актуально для молодых специалистов. Дело в том, что в теориисчитается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначальноформируются в ВУЗе. Но как показывает практика, что личностные компетенции неменее важны, а иногда и основные в достижение карьеры.
Профессиональнаякомпетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта,умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;
Личностная компетенция(эффективность) – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективноеповедение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство»,«стрессоустойчивость» и т.п.)
В общем виде личностнаякомпетенция включает: